Научная статья на тему 'Порядок выплаты дивидендов по акциям'

Порядок выплаты дивидендов по акциям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
438
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВИДЕНДЫ / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА / АКЦИИ / ФОНД ДИВИДЕНД НЫХ ВЫПЛАТ / АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркова Е., Завгородняя Т. В.

В предлагаемой статье излагаются особенности выплаты дивидендов по обыкновенным и привилегированным акциям, раскрывается специфика отдельных типов дивидендной политики. На практических материалах ОАО «Ростелеком» показываются особенности формирования фонда дивидендных выплат и реализации дивидендной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок выплаты дивидендов по акциям»

ЭКОНОМИКА Таблица

Виды туризма Главные турпродукты

Горный туризм Пики семитысячники Хан-Тенгри, Победы, Ленина; горнолыжные базы международного статуса в г. Каракол и вблизи г. Бишкек.

Рекреативно-бальнеологический туризм Курорты, санатории, пансионаты, дома отдыха, оздоровительные лагеря на озере Иссык-Куль (всего 144 объекта), а также водно-минералогические зоны «Иссык-Ата» и «Джалал-Абад».

Экологический туризм Жайлоо-туры (альпийские и субальпийские горные пастбища); конно-пешеходные туры; як-туры; био-туры (изучение фауны и флоры, например «Айгуль-Таш» в Баткенской области); туры с совмещением кумысолечения.

Целевой (специальный)туризм Альпинизм; охота на Марко поло (архары и горные козлы); охота на диких птиц; экстрим-рыболовство; рафтинг; религиозный туризм; этнокультурные и гастрономические фестивали.

К другим туристическим объектам, которые получили преимущественное развитие, относятся: высокогорные озёра Сон-Куль, Чатыр-Куль, Сары-Челек; Сулайман-гора в г. Ош, включенный в список ЮНЕСКО в качестве достопримечательности мирового значения; Арсланбап - горный массив реликтового грецкого ореха и дикорастущих плодов в Ошской области; башня Бурана в Чуйской области; караван-сарай Таш-Рабат, построенный в XIV веке на Великом шелковом пути; комплекс мавзолеев-минаретов в г. Узген, построенный династией караханидов; комплекс легендарного национального героя Манас в г. Талас; курганы Сан-Таш, сложенные воинами Тимура на востоке Иссык-Кульской котловины; памятник и могила русского путешественника Н. М. Пржевальского в г. Караколе и многое другое. Перечисленные объекты туризма считаются самыми посещаемыми, всесезонными и характеризуются с достаточно хорошей инфраструктурой сервиса.

Однако, к наиболее перспективным и привлекательным видам международного туризма следует отнести те, которые становятся сейчас туристическим брендом Кыргызстана (таблица).

С учетом особенностей природно-клима-тических условий Западно-Сибирского региона можно с уверенностью предположить, что для жителей Омской области приведенные сведения имеют наибольший интерес. Тем более регион расположен не так уж далеко от Кыргызстана, стоимость туристических услуг заметно ниже, чем в других странах. При этом, важным фактором является общность исторического прошлого, идентичность менталитетов народов двух стран.

В деле развития взаимовыгодного сотрудничества Западно-Сибирского региона России и Кыргызстана в области туризма важную роль должны сыграть Кыргызский экономический университет и Омский институт (филиал) РГТЭУ (ныне РЭУ им. Г. В. Плеханова).

В этой связи, в ближайшей перспективе необходимо выполнение названными высшими учебными заведениями следующих задач:

Налаживание и развитие сотрудничества между профильными кафедрами, в том числе по взаимообмену студентами - практикантами в туристический сезон.

Возрождение автомобильного туристического маршрута Иссык-Куль-Бишкек-Омск по историческому караванному пути, проложенномукыргы-зами в 1854 - 1866 гг., включая части Московско-Сибирского почтового тракта, которому и была посвященаэта Международная научно-практическая конференция.

Проведение научно-методических исследований по созданию совместных межрегиональных турпро-дуктов.

Организация отдыха сотрудников Омского института (филиала) в оздоровительном центре «Бар-чын» Кыргызского экономического университета на берегу озера Иссык-Куль.

Литература

1. Атышов К. А., ТУрдумамбетов Б. У. Экотуризм. -Бишкек, 2004. - с. 34-38.

2. Доронбекова Р., Мокрынин В., Плоских В. История кыргызов и Кыргызстана. - Бишкек: Илим, 1993. - 199 с. (на кырг. яз.).

3. Низамиев А. Б. Туризм Кыргызстана: социально-экономические аспекты. - Ош, 2005. -208 с.

4. Солтоноев Б. История кыргызов. - Бишкек: АРХИ, 2003. - 448 с. (на кырг. яз.).

5. Туризм в Кыргызстане: годовая публикация Нацстаткома Кыргызской Республики. - Бишкек, 2011-2012. - 32 с.

6. Чонтоев Д. Т. Потенциал горного туризма Кыргызстана. - Бишкек, 2013. - 232 с.

38

СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1 (19) • 2014

ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ - ЭКОНОМНОЙ?

ОРЛОВ ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ

студент магистратуры 2 курса, Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российского экономического университета» им. Г.В. Плеханова, специалист по охране труда 1 категории, ФГКУ комбинат «Иртыш» Росрезерва

Аннотация: В данной статье приведён анализ изменений в производстве и на рынке труда в России после введения федерального законов от 28 декабря 2013 года №426 -ФЗ «О специальной оценке условий труда», №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с принятием федерального закона «О специальной оценке условий труда»

Ключевые слова: охрана труда, бюджет, финансирование, экономия

С введением федерального закона от 28 декабря 2013 года №426 -ФЗ «О специальной оценке условий труда», №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с принятием федерального закона «О специальной оценке условий труда» и отменой ранее действовавших документов, прекратила существование система аттестации рабочих мест по условиям труда. В системе охраны труда действовавшей последние 20 лет в Российской федерации была удалена базовая платформа, на которой и строилась эта система. Государство как главный работодатель решило экономить на наемных работниках, путём снижения затрат на существовавших льготах за вредные и опасные условия труда.

Рассмотрим данные Росстата на 2013 год. В Российской федерации официально трудоустроено было 71,5 млн. человек. 42%, т.е. менее 30 млн. всех занятых в экономике работают руками и производят какой-то продукт.[1]

Сравним сданными 1997 года [2]. Численность трудовых ресурсов на уровне 84,1 млн. человек, среднегодовая численность занятых во всех сферах экономики ежегодно снижалась примерно на 1 - 1,5 % и 1997 году достигла 64,7 млн. человек

из них только 34% (22 млн. человек) трудились в непроизводственной сфере, а в промышленности 25% или 16,2 млн., 9,2 млн. человек были заняты в сельском хозяйстве. Среди занятых в промышленности 42,3% (6,85 млн.) работали в тяжелых и вредных условиях труда.

Если сравнивать цифры 2013 и 1997 годов, за 15 лет государственная политика привела к увеличению официально трудоустроенных, на 6,8 млн. человек, но в непроизводственной сфере занятость увеличилась на 19,5 млн. человек, почти в 2 раза, а вот сельское хозяйство лишилось 4 млн. работников (43%), как и промышленность 5,4 млн. (33%) людей.

Рассмотрим параметры бюджета 2013 года [3] по прогнозируемому объему валового внутреннего продукта в размере 66 515 млрд. рублей, верхнему пределу государственного внешнего долга Российской Федерации на 01.01.2014 года в сумме 66,2 млрд. долларов США. По аналогичным параметрам бюджет 1999 года [4] (рассматривается не 1997 год из-за девальвации рубля) по объему валового внутреннего продукта в размере 4 476,1 млрд. рублей, внешний долг Российской Федерации в сумме 54,5 млрд. долларов США (1999 год рассматривается как предшествующий реструктуризации долгов СССР Лондонскому и Парижскому клубу Российской федерацией). Сравнив показатели бюджета 1999 и 2013 годов, становится понятно, что за 14 прошедших лет объем валового внутреннего продукта без учета инфляции вырос в 14,9 раза, а государственный внешний долг (с учетом разницы курсов на 01.01.1999 года 20,6500 и 30.12.2012 года 30,3727) [5] возрос только в 1,8 раз.. Запасы золотовалютных резервов России на 01.01.1999 года составляли 12,2 млрд. долл. США [6] на 28.12.2012 года составляли 537,1 млрд. долл. США, с учётом инфляции они увеличились в 30 раз.

Поданным (консалтинговой компании «ВЛАНТ» проведен анализ годового сборника ФТС РФ «Таможенная статистика внешней торговли Россий-

Таблица №1 Место работы по отраслям

Отрасль экономики млн. человек

Торговля, авторемонт, служба быта 11,5

Обрабатывающие производства 10,8

Транспорт, связь 6,7

Образование 6,6

Здравоохранение и соцуслуги 5,7

Госуправление 5,4

Строительство 5,3

Сельское хозяйство 5,2

Операции с недвижимостью 4,7

Коммунальные услуги и др. 2,8

Производство электроэнергии, газа, воды 2,4

Гостиницы, рестораны 1,5

Финансы 1,5

Добыча полезных ископаемых 1,5

ской Федерации 2012») в 2012 году экспорт России составил 525,4 млрд. долл. США. В структуре экспорта доминирует топливо, примерно 70%. В начале 2000-х доля топлива в российском экспорте составляла примерно 55%. В 1997 году Россия от экспорта энергоносителей получила более 40 млрд. долл. США.

Импорт России в 2012 году составил в денежном выражении 312 млрд. долл. США из них на долю машин и оборудования приходилось 52,1% , химической продукции 16,1%, продовольственных товаров и сырья для их производства 13%, металлов и изделий из них 5,6%, текстильных изделий и обуви 5,4%.

Исследовав цифры, приходишь к выводу, что не только положительное сальдо во внешнеторговом балансе способствовало росту показателей экономики России, а прежде всего увеличение производительности труда отдельных групп населения, занятых во всех сферах экономической деятельности, за счёт использования более совершенного оборудования, и прежде всего путём увеличения интенсификации рабочего процесса, пренебрегая нормами охраны труда.

Рассмотрим теперь затраты по охране труда через расходы на компенсации и приобретение средств индивидуальной защиты которые по сведениям Росстата за 2012 год составили 141 млрд. рублей [1].

спискам 370 тыс. человек, всего 2,3 млн. человек, 3,2 % от официально трудоустроенных. Цифра подтверждена в результате аттестации рабочих мест по условиям труда действовавшей в России. Аттестацией были охвачены рабочие места на государственных предприятиях, крупных промышленных объектах связанных с внешнеторговой деятельностью, так как контракты с иностранными партнерами можно было подписать, имея только сертифицированную систему охраны труда на предприятии, т.е. проведя аттестацию. Размер оплаты за аттестацию одного рабочего места составлял от 1500 до 5000 рублей. После 01.01.2014 предприятия должны будут проводить специальную оценку условий труда на рабочих местах, стоимость этой работы будет выше стоимости аттестации, так как в 2014 году в связи с изменениями законодательства государственное финансирование специальной оценки условий труда бюджетом не предусматривалось. Специализированные организации, занимавшиеся работами в области охраны труда должны будут компенсировать свои потери от выпадения доходов, либо уйти с рынка, продолжив его монополизацию.

Государство через политику в области охраны труда существенно экономит на компенсационных выплатах. Увеличивая тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд России [8], для работников занятых на работах с вредными и опасными условиями труда пла-

Таблица №2 Структура расходов на мероприятия по охране труда

Группа расходов % от суммы млрд. рублей

Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты 36,2 51,042

Оплата труда в повышенном размере 27,9 39,339

Оплата дополнительных отпусков 27,2 38,352

Молоко и другие равноценные пищевые продукты 5,0 7,05

Лечебно-профилактическое питание 3,7 5,217

Росстат сообщает о суммарных экономических потерях связанных с неблагоприятными условиями труда в 1,94 трлн. рублей (4,3% от ВВП) сложившихся из выплат пособий и страховых выплат по обязательному соци

нирует увеличить объем поступающих взносов в 1,5 раза с 50,8 млрд. рублей в 2014 году до 80,5 млрд. рублей в 2015 году. С 01.01.2019 года с отменой списков на право досрочного выхода на пенсию планируется снижение количества работников имеющих законное право на компенсации работнику в процессе его трудовой деятельности.

альному страхованию, выплаты досрочных пенсий, расходы работодателей на компенсации и средства индивидуальной защиты. Основная часть приходится на финансирование мероприятий связанных с досрочным выходом на пенсию. Право на досрочное пенсионное обеспечение имеют наданный момент по списку №2 1,36 млн. человек, списку №1 584 тыс. человек и по малым

Таблица №3 Квалификационные группы работников отраслей экономики [9]

Квалификационная группа млн. человек

Руководители, чиновники всех уровней и управленцы организаций 6

Специалисты высшей квалификации (образование, медицина, естественные, технические, с/х науки) 13,9

Среднеквалифицированный персонал (инженеры, средний персонал в образовании, медицине, экономической деятельности) 10,8

Работники занятые учётом, оформлением документов 2

Работники ЖКХ, торговли 10,4

Операторы станков, аппаратов, машинисты промоборудования, сборщики, водители 8,9

Квалифицированные рабочие промпредприятий, строительства, транспорта, геологии 9,6

Квалифицированные работники с/х, рыболовства, охоты 2,4

Неквалифицированные рабочие 7,5

Согласно закона, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (услуг). Если сохранится тенденция к экономии на оплате труда то в скором времени из существующих на сегодня работников отраслей экономики исчезнут квалифицированные рабочие промпредприятий, квалифицированные работники с/х и рыболовства которые работая руками производят продукт и создают экспортную составляющую нашей экономики.

Список литературы:

1. Бюджет РФ на 1999 год [4, с.2]

2. Бюджет РФ на 2013 год [3, с.2]

3. Росстат [1, о.1]; [7, с.З]; [9, с.4]

4. Пенсионный фонд РФ [8, с.4]

5. «Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской федерации на 1998-2000 годы» Постановление правительства РФ от 24 июля 1998 года № 828 [2, с.1]

6. wwwZcbr.ru [6, с.2]

7. www.yandex.ru/kurs-dollar-euro.ru [5, с.2]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.