Научная статья на тему 'Возрастание роли России в развитии международного туризма в тюркоязычных государствах'

Возрастание роли России в развитии международного туризма в тюркоязычных государствах Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
127
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / INTERNATIONAL TOURISM / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР / POLITICAL FACTOR / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / TOURISM INDUSTRY / СОВРЕМЕННЫЙ СЕРВИС / MODERN SERVICE / КОМФОРТ ГОРНОГО ТУРИЗМА / COMFORT / ОСОБЕННОСТИ ТЮРКОЯЗЫЧНОГО ТУРИЗМА / НАУЧНЫЙ ТУРИЗМ / SCIENTIFIC TOURISM / MOUNTAIN TOURISM / ESPECIALLY TURKIC TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Идинов Кубанычбек Идинович, Башкурт Мустафа, Саякова Сонунбюбю Шакильевна

В статье впервые раскрывается суть влияния Российской Федерации на развитие международного туризма в тюркоязычных странах после военно-политического кризиса между Россией и Турцией в связи с расстрелом бомбардировщика «СУ-27» на территории Сирийской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Идинов Кубанычбек Идинович, Башкурт Мустафа, Саякова Сонунбюбю Шакильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрастание роли России в развитии международного туризма в тюркоязычных государствах»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

The increasing role of Russia on the development of international tourism in Turkic-speaking countries Idinov K.1, Bashkurt M.2, Sayakova S.3 Возрастание роли России в развитии международного туризма в тюркоязычных государствах Идинов К. И.1, Башкурт М.2, Саякова С. Ш.3

'Идинов Кубанычбек Идинович /Idinov Kubanychbek - доктор экономических наук, профессор,

главный научный сотрудник, отдел международной экономики, Институт экономики

Национальная академия наук Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика; 2Башкурт Мустафа / Bashkurt Mustafa — президент, Международная ассоциация сотрудничества органов местного самоуправления, г. Стамбул, Турецкая Республика;

3Саякова Сонунбюбю Шакильевна /Sayakova Sonunbubu - кандидат экономических наук,

заведующая отделом, отдел исследований региональной экономики, Институт экономики

Национальная академия наук Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье впервые раскрывается суть влияния Российской Федерации на развитие международного туризма в тюркоязычных странах после военно-политического кризиса между Россией и Турцией в связи с расстрелом бомбардировщика «СУ-27» на территории Сирийской Республики.

Abstract: the article reveals the essence of the first Russian influence on the development of international tourism in the Turkic-speaking countries after the military-political crisis between Russia and Turkey in connection with the shooting of the bomber, "SU-27" on the territory of the Syrian Republic.

Ключевые слова: международный туризм, политический фактор, туристическая индустрия, современный сервис, комфорт горного туризма, особенности тюркоязычного туризма, научный туризм.

Keywords: international tourism, the political factor, the tourism industry, modern service, comfort, mountain tourism, especially Turkic tourism, scientific tourism.

Восстановление политико-экономических взаимоотношений между Россией и Турцией ныне дает возможность по-новому осмыслить процесс развития международного туризма среди тюркоязычных народов и государств. Как показало предварительное расследование, экономический ущерб Турции, Азербайджана, Туркменистана, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и тюркоязычных автономных объединений Российской Федерации (Якутия, Тува, Хакасия, Шор, Татарстан, Башкортостан, Алтайская Республика и др.) в 2015 - 2016 годы превысил 100 млрд долларов США. Более того, решающую роль здесь сыграл «политический фактор» международного туризма. Если бы в свое время Президент Турции попросил бы официальное извинение от политического руководства России за ошибку своего летчика-истребителя, который выстрелил в российского бомбардировщика «СУ-27», выполняющего на территории Сирийской Республики спецзадание в борьбе с террористами так называемого «Исламского государства (ИГИЛ)».

Следовательно, ныне как никогда возрастает роль политического фактора в развитии международного туризма. Около 1,5 млрд человек ежегодно в мире посещают зарубежные страны в туристических целях. К иностранному туристу международная статистика относит любое лицо, посещающее другую страну с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране. Следовательно, иностранными туристами считаются люди, приехавшие в зарубежную страну не только на экскурсии, но и на отдых, лечение, для занятий спортом и посещений спортивных состязаний, к родственникам и друзьям, с деловыми и научными целями.

Имеются три основных вида международного туризма: рекреационный, научный и деловой. На долю первого приходится более 70% всех международных туристских поездок. В научном туризме доминирует посещение конгрессов, симпозиумов и других международных встреч. Они проходят

обычно с последующими экскурсионными поездками по стране. Что касается делового туризма, то это наиболее динамичный и доходный вид туризма.

После распада СССР и с появлением на политической карте мира пяти новых тюркоязычных государств начал интенсивно развиваться между ними так называемый «тюркоязычный туризм».

Прежде всего, это носит деловой характер. Многие бизнесмены Турции начали посещать Кыргызстан, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан, а также тюркоязычные республики и регионы Российской Федерации. Происходил и обратный процесс. Новые бизнесмены тюркоязычных народов России и новых тюркоязычных государств стали посещать Турецкую Республику. В течение четверти века (1991 - 2016 гг.) среднее количество таких посещений деловых людей составило 10 млн человек. В результате создано свыше 500 тысяч совместных предприятий.

Более быстрыми темпами развивается и научный туризм среди тюркоязычных государств и народов Российской Федерации. В Кыргызстане открыты и успешно работают Кыргызско-Турецкий государственные университет «Манас», Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б. Н. Ельцина, частные международный университет «Ататюрк - Алатоо», высшее учебное заведение «Кыргызско-Российская Академия Образования», около 100 лицеев и школ «Себат» (в переводе «Сабат» или «Просвещение»).

В Казахстане активно готовит современные кадры Казахско-Турецкий университет «Туркестан». Аналогичные университеты работают и в Азербайджане, в г. Баку. В столице Казахстана, в г. Астана, начал свою деятельность Научный центр тюркоязычных государств.

Во всех этих учреждениях образования и науки исследуются проблемы тюркской цивилизации и ее связи со славянской цивилизацией. Одновременно они становятся объектами международного туризма.

Таким образом, международный туризм превратился в отрасль, где занята значительная часть населения тюркоязычных государств и России. Вопросами международного туризма здесь занимаются в той или иной мере свыше 100 международных организаций. Основу туристической индустрии образуют частные фирмы по организации туристических поездок, продаже путёвок и туров. Они предоставляют услуги по размещению и питанию туристов (гостиницы, кемпинги и др.), их передвижению по странам. Они же являются органами управления, информации, рекламы, центрами по исследованию туризма и подготовке для него кадров, предприятиями по производству и продаже товаров туристического спроса.

На туризм работают и другие отрасли России и тюркоязычных государств. Для них обслуживание туристов не является основным видом деятельности. Это предприятия культуры, торговли, транспорта и другие. Так, в тюркоязычных государствах число занятых в туристической индустрии составляет около 1 млн, а с учетом тех, кто работает на туризм, эта цифра достигает 8 млн, или 20% самостоятельного населения тюркоязычного и русскоязычного миров.

Специалистами подсчитано, что помимо затрат на проезд в их страну и из страны у иностранного туриста приходится на питание 40% его расходов, 8% - на проезд внутри страны, 30% - на проживание, а остальное - на прочие расходы. Последнюю графу можно считать сильно заниженной, так как во многих странах тюркского и русского мира иностранные туристы покупают значительную часть некоторых товаров (в России - сувениры и шубы, технику и стройматериалы; в Турции - одежду и обувь; в Казахстане - технику и верблюжьи платки; в Узбекистане - шелк и атлас; в Туркменистане - ковры; в Кыргызстане - шырдак и национальные головные уборы).

Особый эффект дала вторая всемирная, по сути «олимпиада» спортивных игр древних кочевников, проведенная в г. Чолпон-Ата, курортном селе Бостери и Семеновском ущелье Иссык-Кульского района Кыргызстана в 2016 году. В них участвовали спортсмены из 62 государств Азии, Африки, Европы и Америки. Это в 3 раза больше, чем в первом фестивале спортивных игр мировых кочевников, проведенных в Кыргызстане в 2014 году по инициативе Кыргызстана и поддержке Турции, Казахстана, Азербайджана и России [ 1].

В производстве и экспорте туристических услуг в тюркоязычных государствах и Российской Федерации большую роль играют мелкие предприятия. Вместе с тем здесь идет процесс концентрации и централизации производства и капитала, особенно в оптовой торговле организованными туристическими поездками (турами) и в гостиничном хозяйстве. В Турции около 20 туристических оптовых компаний (туроператоров) держат в своих руках продажу 80% туров. Все больший удельный вес приобретают гостиничные «цепи», то есть объединения юридически самостоятельных гостиниц, но находящихся в едином подчинении, через централизованную систему_бронирования, подготовки кадров и т. д.

Одновременно идёт образование конгломератов, связанных с обслуживанием туристов. Почти все ведущие авиакомпании занимаются гостиничным хозяйством, а многие из них — продажей туров, прокатом легковых автомобилей, страховкой и т. п.

Международный туризм тюркоязычных государств и России ныне становится крупной отраслью. Например, больше половины ВВП Анатолийского региона Турции и Иссык-Кульского района Кыргызстана образуется за счет иностранного туризма.

Однако, в Кыргызстане, например, за последние годы снизился поток туристов из Восточной Европы. Но увеличился из США, ФРГ, Франции, Италии. К сожалению, несмотря на предпринимаемые меры, всерьез этим вопросом республика не занималась, вплоть до проведения олимпиады спортивных игр мировых кочевников по инициативе Президента Кыргызской Республики А. Ш. Атамбаева. Эта идея была своевременно поддержана Президентом России - В. В. Путиным, Казахстана - Н. А. Назарбаевым, Азербайджана -И. Г. Алиевым, Турции - Р. Т. Эрдоганом [2].

По данным Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики, Всемирная туристская организация (ЮНВТО) выразила готовность выступить соорганизатором III Всемирных игр кочевников в 2018 году. Как указывается, была достигнута договоренность со Всемирной туристской организацией о дальнейшем сотрудничестве и поддержании дальнейших инициатив правительства Кыргызской Республики по продвижению отрасли туризма страны. Эта инициатива является для Кыргызстана колоссальной поддержкой и уникальной возможностью в продвижении Всемирных игр кочевников на глобальном уровне. Об играх будут на постоянной основе информированы все члены ЮНВТО, а это 157 стран мира, 62 территории постоянных наблюдателей и более 500 присоединившихся членов. Проведение Всемирных игр кочевников будут включены в календарь мероприятий ЮНВТО, где все туристические организации и туристы всего мира будут узнавать о проведении Всемирных игр кочевников в 2018 году в Кыргызской Республике [3].

Сегодня же, когда все острее встает вопрос поиска источников валютного пополнения республиканского бюджета, общепризнанным фактом является то, что для Кыргызстана с его богатой разнообразной высокогорной природой, одним из факторов подъема экономики является развитие туризма в самых различных формах: традиционного, элитарного, индивидуального, семейного, охотничьего, экологического, научного с использованием особенностей природной красоты высокогорья и богатой этнографии местного населения.

Тормозило развитие индустрии туризма в Кыргызстане отсутствие необходимого уровня финансовых операций, хотя на «черном рынке» они осуществлялись весьма бойко. Упущено было время и с открытием таможни «Торугарт», «Сары-Таш», расширив пропускную способность которой, по некоторым оценкам, можно было получать до одного млн долларов в год. Туристический поток в Китай осуществляется главным образом из Казахстана через контрольно-пропускной пункт «Хоргос» и «Артуш». Затянулось и открытие международных авиарейсов. Организация же 100 чартерных рейсов только по маршруту Бишкек - Урумчи могла бы дать в оборот республики 1,5 млн долларов в год [4].

Хуже обстоят дела с выездным туризмом. Ещё из прошлых лет сохранилась практика низкого уровня обслуживания, плохого состояния транспорта, да и всей материальной базы, низкого качества пищи. В то же время опыт многих стран показывает, что необходима децентрализация отрасли, развитие фирменного туризма на местах. Важно уйти от гигантомании и перейти к арендному подряду, созданию семейных кафе, гостиниц, пансионатов, совместных с западными фирмами предприятий обслуживания и сервиса.

В настоящее время в Кыргызстане созданы и успешно функционируют многочисленные туристско-коммерческие фирмы. Они, действуя инициативно, ныне создали условия для выезда в самые отдалённые уголки земного шара. Другое дело, что качество таких поездок оставляет, по свидетельству участников, желать гораздо лучшего.

К сожалению, в Кыргызстане еще не создан экономический механизм, обеспечивающий вовлечение в эту сферу местных ресурсов. В результате чего происходят явления, которые иначе как недальновидными не назовешь. Например, попытка сдачи в аренду иностранным фирмам пансионата «Иссык-Куль» в Иссык-Кульском районе. Логично было бы с самого начала, когда он еще находился в хорошем состоянии, подпитав «слабые места», такие, как улучшение уровня обслуживания, качество пищи, состояние транспорта, выучку персонала, самим получать так необходимую республике иностранную валюту. Между тем, предприимчивые иностранные фирмы, имеющие средства, могут вложить их в любой другой пансионат, и там получать средства, чего мы, к сожалению, сделать не сможем и не умеем.

Учитывая, что развитие иностранного туризма дело специфическое, необходимо, чтобы здесь была максимальная гласность, а в определении путей его развития принимали участие профессионалы. Во всех тюркоязычных государствах, особенно в Иссык-Кульской

области Кыргызстана, необходимо внедрить передовой опыт Анталии, расположенного в Средиземном море Турции.

Следует вновь образовать при правительстве, самостоятельное государственное агентство по туризму, деятельность которого вполне может строиться на принципе самофинансирования. Исходя из важности этой отрасли для экономики Кыргызстана, следовало бы создать парламентскую группу, как это сделано во многих странах, которая могла бы проанализировав мировой опыт, его сегодняшнее состояние, предложить свое решение данного вопроса. От «стереотипного» подхода к туризму, как к какому-то развлечению, не требующему серьезного подхода, нам надо быстрее отказаться. Иначе экономически выгодное, социально-перспективное дело, затрагивающее интересы сотен тысяч людей будет работать не на интересы развития Кыргызстана, а на обогащение лишь отдельных лиц и фирм.

Литература

1. ВИК — новый бренд страны. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slovo.kg/ (дата обращения: 11.10.2016).

2. Президент Алмазбек Атамбаев: Всемирные игры кочевников - это праздник возвращения к своим истокам, возможность показать нашим детям и всему миру все богатство кочевой культуры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.president.kg/ (дата обращения: 11.10.2016).

3. Всемирная туристская организация хочет стать соорганизатором Игр кочевников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zanoza.kg/ (дата обращения: 14.10.2016).

4. Каана Айдаркул. История международных связей Кыргызстана // Автореферат докторской диссертации. Бишкек, 1993. С. 16-17.

Forms and types of primary documents in accounting Alekseev V.1, Alekseeva M.2 Формы и виды первичных документов в бухгалтерском учете Алексеев В. М.1, Алексеева М. С.2

'Алексеев Владимир Михайлович / Alekseev Vladimir - ректор, ректорат;

2Алексеева Мария Сергеевна / Alekseeva Maria - преподаватель, кафедра управления закупками, Академия подготовки главных специалистов, г. Краснодар

Аннотация: на предприятии в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности в качестве первичных документов могут использоваться как документы, оформленные на типовых бланках, разработанных и утвержденных Росстатом, так и собственные формы первичных учетных документов. Однако здесь имеются нюансы, которые могут обернуться отрицательными результатами налоговых проверок.

Abstract: the enterprise in the process of conducting financial and economic activities as primary documents can be used as the documents executed on standard forms developed and approved by the Rosstat and its own forms ofprimary accounting documents. However, there are nuances that can turn around the negative results of tax audits.

Ключевые слова: первичные документы, учетные документы, бухгалтерский учет. Keywords: primary documents, accounting documents, accounting.

УДК 657

Предприятие имеет право принимать к учету поступившие материальные ценности, списывать их на себестоимость продукции или услуг только при наличии данных, подтвержденных первичными учетными документами, к которым относятся:

- лимитно-заборные карты;

- требования-накладные;

- требования на замену;

- требования на сверхлимитный отпуск материалов и др.

В качестве первичных документов могут использоваться документы, оформленные на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.