13. Смирнова О. О. Основы стратегического планирования Российской Федерации // Монография. М. ИД «Наука», 2013. 302 с.
14. Смирнова О. О. Прямой маркетинг - стратегия успеха в избирательных кампаниях // М., 1999. Издательство Диалог-МГУ.
15. Смирнова О. О., Богданова Ю. Н., Симонова Ю. В. «Государственное стратегическое планирование. Реализация норм закона 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Рабочая программа учебной дисциплины. М. Издательство МНЭПУ, 2015. 24 с.
16. Смирнова О. О., Прохоров В. Н. Региональная политика как инструмент развития отечественной промышленности // Вестник МНЭПУ, 2009. № 1. С. 44-49.
Regional security of Russia and Turkic speaking states' cooperation Idinov K.1, Bashkurt M.2, Dolotbakova A.3 Региональная безопасность России и сотрудничество тюркоязычных государств Идинов К. И.1, Башкурт М.2, Долотбакова А. К.3
'Идинов Кубанычбек Идинович /Idinov Kubanychbek - доктор экономических наук, профессор,
главный научный сотрудник, отдел международной экономики, Институт экономики
Национальная академия наук Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика; 2Башкурт Мустафа / Bashkurt Mustafa — президент, Международная ассоциация сотрудничества органов местного самоуправления,
г. Стамбул, Турецкая Республика; 3Долотбакова Аида Кенешевна / Dolotbakova Aida - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, отдел исследований региональной экономики, Институт экономики
Национальная академия наук Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье рассматриваются основные проблемы эффективного экономического взаимодействия тюркоязычных государств на территории СНГ. Abstract: this article discusses the main challenges of effective economic cooperation between Turkic-speaking countries in the CIS.
Ключевые слова: интеграционные процессы, тюркоязычные государства, социально-экономическое сотрудничество, внешняя торговля.
Keywords: integration processes, the Turkic speaking states, socio-economic cooperation, foreign trade.
Региональная безопасность России нарушалась в связи с политико-экономическим кризисом, произошедшим в ходе Сирийской войны против ИГИЛ, между Россией и Турцией. Этот инцендент становится преградой в международных экономических отношениях Кыргызстана и Казахстана с Турцией, как члена единого Таможенного союза и Евразийского Экономического Союза, и других тюркоязычных государств (Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан) как члена СНГ.
Углубление интеграционных процессов Турции и тюркоязычных автономных республик России (Татарстан, Башкирия, Якутия, Тува, Алтай, Шор и др.) также становится проблематичным из-за данного кризиса, обусловленного ошибкой высшего политического руководства Турецкой Республики как члена НАТО. В этой связи теоретическое осмысление основных направлений социально-экономического сотрудничества тюркоязычных государств в условиях глобализации представляет собой весьма важную научную ценность.
И вот почему. Ныне во всем мире происходят крупные изменения, обусловленные глобализацией и регионализацией мировой экономики. Начиная от образования Евросоюза, БРИКС, ШОС, СНГ, ЕАЭС, Ассоциации арабских стран и кончая Трансатлантической свободной экономической зоной и Зоной свободной торговли Азиатско-Тихоокеанского региона, начинается новая эра международных экономических отношений стран мира,
особенно между Западом и Востоком. В этих условиях нахождение новых путей социально-экономического сотрудничества тюркоязычных государств выходит на новый этап своего исторического развития. В этой связи следует формировать новые конкретные проекты по рациональному использованию природно-климатических, трудовых, интеллектуально-инновационных, инвестиционно--индустриальных, историко-культурных особенностей и ресурсов тюркоязычных народов в развитии общечеловеческой цивилизации.
Как ни парадоксально, после распада СССР и суверенизации тюркоязычных государств ускорилось их социально-экономическое сотрудничество [1, с. 3-4]. Взять к примеру Кыргызстан, который стал суверенным государством 31 августа 1991 года и в 2016 году отмечает 25-летие самостоятельного развития. Так, например, в 1992 году импорт товаров из Турции в Кыргызстан составил лишь 1,8 млн долларов США, в 2000 году он вырос до 20,5 млн долларов США, а в
2015 году - до 40,9 млн долларов США. Иначе говоря, импорт из Турции в Кыргызстан за годы суверенизации вырос более чем в 125 раз.
В то же время экспорт Кыргызстана в Турцию увеличился с 1,4 млн долларов США в 1992 году до 86 млн долларов США в 2015 году, или в 62 раза [2].
Аналогичные взаимоотношения наблюдаются с Азербайджаном (экспорт - 3,7 млн долларов США, импорт - 20,6 млн долларов США), Казахстаном, соответственно, экспорт - 368 и импорт -574 млн долларов США, Узбекистаном - 117 и 107 млн долларов США. Напряженные торговые отношения имеются между Кыргызстаном и Туркменистаном. Улучшение началось лишь в
2016 г., после официального визита Президента КР А. Атамбаева в Туркменистан. Аналогичная встреча президентов Узбекистана и Кыргызстана произошла в июне 2016 года в г. Ташкенте в ходе саммита ШОС. Нам кажется, это даст позитивный импульс в ходе взаимовыгодного сотрудничества между Кыргызстаном и Узбекистаном. В результате такого исследования авторы приходят к выводу о том, что первостепенную роль в международном сотрудничестве тюркоязычных государств играет политический фактор, нежели экономические интересы. Отсюда следует необходимость, по нашему мнению, активизировать культурное, образовательное и научное сотрудничество тюркоязычных народов. Важную роль здесь имеет ежегодное проведение на Иссык-Куле «Олимпиады спортивных игр кочевников мира», инициатором которой выступил в 2015 году Кыргызстан, а спонсорами ныне становятся Турция, Казахстан и тюркоязычные регионы России. Это обусловлено тем, что в условиях глобализации мировой экономики усиливается процесс идентификации каждого этнического сообщества. Отсюда возникает объективная необходимость усиления социально-экономического и культурного сотрудничества тюркоязычных государств. Ныне в мире живут свыше 200 млн тюркоязычных людей, расположенных на 20 автономных и суверенных государственных территориях. Из них шесть суверенных стран являются полноправными членами Организации Объединенных Наций.
Таблица 1. Динамика населения новых независимых тюркоязычных государств Центральной Азии
(млн чел.)
Страны 1960 г. 1970 г. 1980 г. 1990 г. 2000 г. 2010 г. 2015 г.
Казахстан 9,76 13,00 14,82 16,30 14,90 16,32 17,14
Кыргызстан 2,13 2,93 3,58 4,36 4,87 5,44 6,32
Туркменистан 1,56 2,16 2,83 3,62 4,47 5,01 6,59
Узбекистан 8,40 11,76 15,75 20,23 24,49 28,56 31,95
Как видно из таблицы 1, темпы роста населения в тюркоязычных государствах достаточно высокие. Но в начале суверенизации, в странах Центральной Азии, особенно из Казахстана происходила внешняя миграция, прежде всего, русскоязычного населения. Это и повлияло на сокращение населения Казахстана в 1990 - 2005 гг., примерно на 1,22 млн. человек [3, с. 36]. Однако в других тюркоязычных государствах Центральной Азии наблюдается достаточно высокий естественный прирост населения в расчете на 1000 человек.
Все это служит основой для формирования новых трудовых ресурсов. Однако минимальная месячная зарплата в Казахстане (2015 г.) составляет 55,9 евро; Азербайджане - 40,2; Узбекистане - 8,4; а в Кыргызстане - 6,5 евро. Следовательно, различный уровень жизни населения в постсоветских тюркоязычных государствах обуславливает необходимость социально-экономического сотрудничества. Важно подключить к этому процессу более активно и Турецкую Республику, которая ныне занимает 16-е место по объему ВВП во всем мире.
Одной из причин низкого жизненного уровня населения в Кыргызстане является крайне слабое развитие международных отношений, в том числе с тюркоязычными государствами.
Как видно из таблицы 2, Кыргызстан почти на половину живет за счет импорта. Исключение составляют лишь 2012, 2013 и 2014 гг., когда коэффициент покрытия импорта экспортом стал, соответственно, 35, 33 и 33%. При этом сальдо торгового баланса приближалось в 2012 г. к 3,5 млрд долларов США, или приравнялось более чем на половину ВВП страны.
Таблица 2. Внешняя торговля Кыргызской Республики (млн. долларов США)
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Внешнеторговый оборот 4979 6503 7268 8088 7619 5745
Экспорт 1756 2242 1894 2019 1884 1676
Импорт 3223 4261 5374 6069 5735 4069
Сальдо торгового баланса - 1467 - 2019 - 3480 - 4050 -3851 -2393
Коэффициент покрытия импорта экспортом (%) 55 43 35 33 33 41
Наиболее активная торговля Кыргызстана среди тюркоязычных государств ведется с Казахстаном. Это вполне естественно. Казахстан является самым близким соседом. Да и основную свою продукцию Кыргызстан поставляет на экспорт в Казахстан. В 2014 году его объем превысил 500,0 тыс. долларов США. Это в 2,8 раза больше, чем в 2010 году (табл. 3).
Второе место по объему внешней торговли Кыргызстана с тюркоязычными государствами занимает Узбекистан [4]. Это тоже самый близкий сосед по югу Кыргызстана. Объем экспорта нашей страны в Узбекистан в 2012 году составил 190 тыс. долларов, но к 2014 г. снизился до 163 тыс. долларов, но все равно в 4 раза больше, чем в 2010 году. Видимо, такое положение связано с двумя революциями (март 2005 г. и апрель 2010 г.) межэтническими трагическими событиями в июне 2010 года.
Таблица 3. Внешняя торговля Кыргызстана с тюркоязычными государствами (млн. долл. США)
экспорт импорт
2010 г. 2012 г. 2014 г. 2010 г. 2012 г. 2014 г.
Всего 1756 1894 1884 3223 5374 5735
В том числе:
Азербайджан 1,6 4,9 3,7 4,2 3,7 20,6
Казахстан 181,7 404,9 508,7 385,6 519,1 776,7
Узбекистан 40,2 190,1 163,7 93,8 63,2 102,2
Турция 37,2 50,2 86,0 84,7 178,5 226,2
Третье место по торговому партнерству с Кыргызстаном занимает Турция. Объем экспорта КР в Турецкую Республику ныне превышает 80 млн долларов. Но это в 2,6 раза меньше, чем Кыргызстан импортирует из Турции. В 2014 году объем импорта составил более 226 тыс. долларов. И такое положение вполне закономерно. Ибо качество товаров Турции гораздо лучше, чем в других странах. Да и цена поступающих товаров в Кыргызстан, гораздо ниже, чем даже в самой Турции. Именно такая ценовая политика должна быть во всех тюркоязычных государствах, когда они осуществляют социально-экономическое сотрудничество.
В целях ускорения социально-экономического сотрудничества тюркоязычных государств и народов необходимо укрепить региональную безопасность и международные отношения Кыргызстана с Турцией, Казахстаном, Азербайджаном, Узбекистаном, Туркменистаном, а также автономными республиками и регионами России, населенными тюркоязычными народами.
Самой первой злободневной проблемой здесь, по нашему мнению, является взаимная инвестиция тюркоязычных государств и народов. Разумеется, сейчас во всем мире наблюдается кризис инвестиционных ресурсов. Это обусловлено глобальным экономическим кризисом, начавшимся в США в 2012 году и охватившим весь Евросоюз, затем почти все трансформирующиеся тюркоязычные страны и Россию.
На наш взгляд, усугублению глобального экономического кризиса способствовал международный политический кризис, связанный с Украинским кризисом и вхождением в состав России Крымского полуострова, где проживают русские (75%), украинцы (15%) и татары (10%) тюркоязычного происхождения.
Положение усугубилось приближением воинских формирований НАТО, членом которого является Турция, к границам Российской Федерации и новых тюркоязычных государств и народов на Кавказе.
Особую роль здесь сыграла политическая ошибка высшего руководства Турции, спровоцировавшая расстрел российского бомбардировщика СУ-27, участвовавшего в Сирийской войне против ИГИЛ. В результате Россия запретила торгово-экономические отношения с Турцией. Пострадали не только тюркоязычные регионы России, но и новые тюркоязычные государства, которые являются членами СНГ и ОДКБ. Это привело в 2015-2016 годах к сокращению объемов взаимных инвестиций и торгово-экономических взаимоотношений. Именно поэтому, на наш взгляд, необходимо, в первую очередь, наладить политические отношения Турции и России, НАТО и ОДКБ. Без решения актуальных вопросов политики немыслимо наладить взаимовыгодные отношения Восток - Запад, в том числе тюркоязычных государств.
Второй проблемой в экономических отношениях тюркоязычных государств, по нашему мнению, становится процесс создания новой «системы лицензирования». Взять, к примеру, Закон Кыргызской Республики «О лицензировании». В нем разрешается выдавать лицензии только по 29 видам предпринимательства. Однако, на практике лицензируются свыше 50 видов предпринимательской деятельности по различным нормативным актам. В результате страдают бизнесмены из Турции, которые хотели бы вложить свои инвестиции в различные сектора национальной экономики Кыргызстана. В этой связи следовало бы принять согласованный единый закон по лицензированию предпринимательской деятельности во всех тюркоязычных государствах и России. Это не только упрощает возможность вести бизнес всем гражданам тюркоязычных государств и народов, но и ускоряет процесс взаимного инвестирования и взаимовыгодного сотрудничества Турции и России.
Третьей проблемой, мешающей ускоренному и эффективному экономическому сотрудничеству тюркоязычных государств, выступает техническая стандартизация бизнес-проектов. Например, в США имеются 4900 производственных стандартов, в Турции - 1800, а в Кыргызстане - 5500. Во всех странах рыночной экономики обязательным является всего 15% стандартов, а в Кыргызстане - все 100%. Это мешает вести международный бизнес во всех тюркоязычных странах с Кыргызстаном, особенно в Турции.
Четвертой проблемой предпринимательства в тюркоязычных странах, по мнению автора, являются контроль и проверка субъектов международного бизнеса. Это прямо мешает вложить свои инвестиции в экономику Кыргызстана. Очень много проверок, причем без объяснения объективных и субъективных причин. В результате страдает международное экономическое сотрудничество Кыргызстана с другими тюркоязычными государствами, в первую очередь, с Турцией. Все это ведет к перманентной коррупции.
В современных условиях крайне важно определить основные направления международного производственно-торгового сотрудничества тюркоязычных государств и регионов России. При этом крайне важно уделить внимание формированию социальной модели рыночного хозяйства. Главными принципами здесь выступают рыночная свобода и социальное равенство. Для Кыргызстана, по нашему мнению, целесообразно использовать опыт Турецкой Республики с использованием Западно-Европейской модели социально-экономического развития. Одновременно важно укрепить связи с Российской Федерацией, особенно с тюркоязычными регионами в культурно-экономическом сотрудничестве.
Литература
1. Джекшенкулов А. Г. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. М: Научная книга, 2003. 120 с.
2. Кудряшова Ю. Взаимодействие Турции со странами Центральной Азии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1257485520/ (дата обращения 15.08.2016).
3. Кузьмина Е. М. Особенности сотрудничества республики Казахстана со странами СНГ // Проблемы постсоветских стран, 2006. № 8. С. 31.
4. Внешняя торговля Кыргызской Республики 2010-2014. Статсборник. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Бишкек, 2015. 175 с.