Научная статья на тему 'Пищевая промышленность в системе обеспечения продовольственной безопасности'

Пищевая промышленность в системе обеспечения продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1255
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СИСТЕМА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АПК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нарынбаева А. С., Кайдарова С. Е.

В данной статье рассмотрены проблемы повышения продовольственного обеспечения населения страны. Основными условиями достижения устойчивого развития производства продовольствия промышленной выработки являются: организация сырьевой базы, инновационное развитие, агропромышленная интеграция, развитие информационной инфраструктуры, межгосударственная интеграция, импортозамещение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пищевая промышленность в системе обеспечения продовольственной безопасности»

ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НАРЫНБАЕВА A.C.

кандидат экономических наук, доцент, Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, Республика Казахстан

КАЙДАРОВА С.Е.

кандидат экономических наук, и.о. доцента, Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, Республика Казахстан

Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы повышения продовольственного обеспечения населения страны. Основными условиями достижения устойчивого развития производства продовольствия промышленной выработки являются: организация сырьевой базы, инновационное развитие, агропромышленная интеграция, развитие информационной инфраструктуры, межгосударственная интеграция, импортозамещение.

Ключевые слова: пищевая промышленность, система продовольственного обеспечения, показатели производства продукции продовольственных товаров, государственная поддержка АПК.

Одной из актуальных проблем современного развития Казахстана с учетом перспективы на ближайшие годы является обеспечение продовольственной безопасности. В настоящее время продолжает сохраняться большая зависимость в обеспечении ресурсов пищевых продуктов страны от импорта. В 2012 году доля импорта в ресурсах составляла: по мясу и мясопродуктам 33%, молоку и молокопродуктам 17%, сырам жирным 42%, массу растительному 16%. За этот же период возросли объемы продаж таких пищевых продуктов, как мясо и птица, масло растительное, сахар, мука крупа, консервы рыбные.

На современном этапе с учетом влияния нынешнего экономического и финансового кризисов вопрос практического решения задачи самообеспечения продовольствием становится одним из основополагающих в обеспечении национальной безопасности. Это выдвигает в число первостепенных проблему продовольственной безопасности страны.

Современные условия развития агропромышленного комплекса и отечественной пищевой промышленности вызывают необходимость в разработке новых теоретических подходов и принципов организации производств, что должно позволить более успешно решать задачи обеспечения продовольственной безопасности.

Пищевая промышленность, охватывающая отрасли, производящие товары для конечного потребления населением является центральным звеном в обеспечении продовольственной безопасности. В этом плане чрезвычайное значение приобретает качественное, сбалансированное с учетом медицинских норм и безопасное питание. Качество продуктов питания, их безопасность для страны, должно стать национальным приоритетом, нацио-

нальной идеей, которую необходимо законодательно закрепить [1].

Право человека на полноценное сбалансированное питание - один из главных приоритетов мировой политики, провозглашенных ООН для каждой страны. На современном этапе наряду с ростом количественных показателей составной, по сути, органической частью проблемы продовольственной безопасности выступают качество и безопасность потребляемых продуктов питания. Качество продукции характеризуется ее потребительскими свойствами, удовлетворяющими потребности населения или перерабатывающих предприятий. Без качественного, сбалансированного по белкам, углеводам, жирам, незаменимым аминокислотам и витаминам рациона питания республика не сможет решить проблему увеличения продолжительности жизни. Обеспечение продовольственной безопасности и безопасности продуктов питания носит системный характер, включающий непосредственно производство сельскохозяйственной продукции, заготовку, переработку, хранение, реализацию, а также решение проблем физической и экономической доступности продуктов питания.

Пищевая промышленность как отрасль экономики, характеризует специфику развития производительных сил и производственных отношений отраслей пищевых производств, обеспечивающих основными продуктами питания население страны. Пищевая промышленность - отрасль со значительным мультипликативным эффектом, связанным с обеспечением возрастающего спроса населения на качественную продукцию, с огромным влиянием на сельское хозяйство, транспорт, оптовую и розничную торговлю. В пищевой промышленности выделяют группы специализации: мясомолочная,

рыбная, пищевкусовая, мукомольно-крупяная. Специализация проявляется в потребительских свойствах производимого продукта, требованиях к сырью, производственной базе и др. Некоторые пищевые товары выступают и как средства производства и как предмет потребления.

Важнейшим показателем, характеризующим инвестиционные возможности отрасли, выступает норма инвестиций. ВВП - показатель, характеризующий конечный результат производственной деятельности, оценивается по текущим рыночным ценам. А рыночная цена, как известно, включает налоги на производство и торгово-транспортные наценки, и не включает субсидии на производство и импорт. Отгруженная продукция также оценивается по рыночным ценам, следовательно, в ней учитывается заработная плата, налоги на производство и валовой доход [2].

Расчеты показали, что в пищевой промышленности низкая норма инвестиций, при этом тенденция роста просматривается слабо. В то же время, согласно пороговым значениям, объем инвестиций в основной капитал (в % к ВВП) не должен быть ниже 25%, в противном случае процесс воспроизводства нарушается. Мы считаем, что такой же норматив должен быть установлен и для пищевой промышленности. Анализируя складывающуюся инвестиционную политику в сфере отраслей, обеспечивающих продовольственную безопасность республики, отметим следующее:

• во-первых, частный сектор придерживает прибыль (с целью распределения по дивидендам) и не слишком спешит ее инвестировать в развитие производства. В целом в 2012 г. только 69% организаций, производящих пищевые продукты, осуществили инвестиции в основной капитал;

• во-вторых, на инвестиционную привлекательность существенное влияние оказывает ценовой фактор. Отсутствие процесса регулирования цен на большинство видов продукции приводит к существенной дифференциации в рентабельности и срокам окупаемости затрат. Такая дифференциация в сочетании с более длительным периодом производства сельскохозяйственной продукции, а также возрастающими рисками и приводит к дифференцированному подходу к инвестициям не только отечественных, но и иностранных предпринимателей. Поэтому отрасли, обеспечивающие продовольственную безопасность, нуждаются в усилении бюджетной поддержки, в активизации государственного страхования рисков, в обеспечении льготного режима кредитования и налогообложения;

• в-третьих, для формирования базы технологической модернизации пищевой промышленности целесообразно создание специальной системы льгот для привлечения инвестиций и инвесторов, используя опыт автомобильной промышленности.

Обострение проблемы с продовольствием связано не только с его количеством и качеством,но и с ростом затрат, что в современных условиях приводит к снижению потребления продуктов питания на душу населения. Причем в цепочке прираще-

ния затрат и, как следствие стоимости продовольствия, принимают участие все отрасли народного хозяйства, прямо или косвенно связанные с производством конечной продукции, - промышленность, производящая средства производства, топливо, запасные части, удобрения и др., сельское хозяйство, затраты которого на производство продукции растениеводства и животноводства, включая прибыль, составляют основную статью затрат на сырье и материалы в пищевой промышленности. Произведенная в пищевой промышленности продукция с учетом возмещения затрат и обеспечения рентабельности попадает в оптовое и розничное торговое звено, где также идет приращение затрат за счет накладных расходов, аренды, тарифов, необходимой нормы прибыли - и только после этого товар приобретается потребителем.

В среднем за последние годы в структуре материальных затрат пищевой промышленности до 70% занимают сырье и материалы, до 10% приходится на топливо и электроэнергию, примерно такой же удельный вес затрат на оплату труда. В зависимости от отрасли затраты существенно дифференцируются. Так, удельный вес материальных затрат в мясомолочной промышленности составляет 85%, в мукомольно-крупяной - 93%. Так что рост материальных затрат в сельском хозяйстве оказывает непосредственное влияние на рост затрат при производстве пищевой продукции. В приращении затрат при прохождении продуктов питания от производителя к потребителю велика роль посредников. Посредники активно участвуют и в доставке продукции от производителей к переработчикам и от них до магазинов, накручивая затраты. В этой связи необходимо формирование современной системы оптовых продовольственных рынков, реальное развитие кооперации в сфере заготовки, переработки и реализации. Это устранит посредническую систему и стабилизирует уровень цен на продовольствие.

В связи с обострением продовольственной проблемы, пищевая промышленность, как и ее сырьевая база, должны стать объектом целевого государственного протекционизма, как путем увеличения прямых бюджетных вложений, так и более эффективного использования экономического механизма. Государственный протекционизм для поддержки сырьевой базы пищевой промышленности необходим также потому, что развитые страны за счет дотируемого импорта тормозят развитие сельскохозяйственного производства в республике, а при вступлении в ВТО основное ограничение - именно по размеру государственной поддержки отраслей АПК. В этой связи на данном этапе необходимо активизировать систему экономических рычагов, позволяющих стимулировать рост производства конечной продукции за счет бюджетных дотаций, налоговых и кредитных льгот, совершенствования ценообразования, проведения протекционистской таможенно-тарифной политики, обеспечивающих насыщение продовольственного рынка страны качественными и безопасными продуктами питания.

В условиях низкой рентабельности, недостатка оборотных средств предприятия пищевой про-мышлености вынуждены прибегать к кредитам. Проблема обостряется также и тем, что многие из них связаны с сезонным характером производства молока, овощей, частично мяса, что также приводит к повышенным разовым потребностям в собственных, а если их не хватает, то и заемных оборотных средствах для приобретения сырья, запчастей, горюче-смазочных материалов.

Острейшая проблема для пищевой промышленности - переоснащение производства, его модернизация. В условиях ограниченности инвестиционных ресурсов и острой необходимости в качественной модернизации производственно-технического потенциала пищевых и перерабатывающих предприятий, наряду с прямой бюджетной поддержкой, льготными условиями кредитования, существенную роль в обеспечении инвестиций может сыграть совершенствование налоговой системы за счет расширения ее стимулирующих функций [3].

Также необходимо снизить налоговую нагрузку на предприятия за счет отмены НДС на импортное технико-технологическое оборудование, не производимое на территории республики. За счет прибыли, отчисляемой в региональный бюджет целесообразно установить налоговые льготы для предприятий, осуществляющих техническое переоснащение производства и осваивающих новые виды конкурентоспособной продукции. В области ценообразования целесообразно, как это сделано в сельском хозяйстве, ввести в связи с быстрым ростом цен субсидирование из бюджета затрат пищевых организаций на горюче-смазочные ма-

териалы. Это позволит сдерживать темпы роста цен розничных цен на продовольствие. Компенсации необходимы также в связи с удорожанием газа, роста тарифов на электроэнергию, железнодорожные и автомобильные перевозки.

Усиление роли региональных бюджетов будет способствовать поддержанию приемлемого уровня цен на продукты первой необходимости. Необходимо также формировать региональный финансовый фонд, проводящий закупочные интервенции по продовольственному зерну, картофелю, маслу, порошковому молоку и некоторым другим продуктам, позволяющий при необходимости стабилизировать цены на продовольствие.

Наряду с более эффективным использованием налогов, кредитов, ценообразования в повышении производства и безопасности продуктов питания, следует усилить и роль тарифной системы как инструмента защиты отечественного товаропроизводителя в чувствительной к импорту продовольственной сфере, особенно по тем видам продукции, для которых в республике имеются природные и экономические условия роста объемов производства.

Литература:

1. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства;

2. Стратегический план Министерства сельского хозяйства PK на 2010-2014гг. II Постановление Правительства PK от 31.12.2009г. №2339.

3. Чичикин A.A. Экономический механизм ускорения развития пищевой промышленности. II Экономические науки. № 9. 2008;

РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА МЕЖДУ КЫРГЫЗСТАНОМ И ЗАПАДНО-СИБИРСКИМ РЕГИОНОМ РОССИИ

АЛЫМБЕКОВ К. А.

д.т.н., профессор, Кыргызский экономический университет им. Мусы Рыскулбекова

В настоящее время туризм стал одним из крупнейших отраслей мировой экономики. На его сферу приходится около 6,5 % мирового валового продукта, почти 8,0% мировых инвестиций и 11,2 % общемировых потребительских расходов.

Туристский потенциал природно-рекреационных ресурсов, историческое и культурное наследия Кыргызстана позволяют гармонично интегрироваться в международные и межрегиональные рынки туризма, в том числе с отдельными регионами Российской Федерации.

Географическая близость, тесное партнерство в торгово-экономических отношениях являются особыми объективными факторами развития туризма между Кыргызстаном и Западной Сибирью, в котором важное значение имеет и Омская область.

В этой связи будет уместным напомнить об исторических моментах взаимоотношений между Омской губернией и отдельных территориальных образований тогдашней кыргызской земли.

По сведениям ученых-историков Р. Доронбеко-вой, В. Мокрынина, В. Плоских (1993), Б. Солтоно-ева (2003), первые контакты кыргызов с Россией осуществлялись именно через Омскую губернию. По-видимому, в силу различных обстоятельств с приграничными государствами, в июле 1854 года глава племени «бугу» Иссык-Кульских кыргызов Боромбай-болуш отправил специальную делегацию во главе манапа (князь) КачыбекаШералы в г. Омбу (Омск) с грамотой о принятии их в состав Российского государства. Делегация прибыла в Омск 26 сентября того же года. Велись длительные переговоры с генерал-губернатором, одновременно с царским двором в Петербурге. В результате, 28 декабря 1854 года Российское императорство присвоило Боромбай-болушу военный чин подполковника. Несколько позже, 17 января 1855 года во дворце Западно-Сибирского генерал-губернаторства в г. Омске состоялась церемония по случаю присоединения Иссык-Кульских кыргызов в состав Российской империи. На церемонии участвовал глава кыргызской делегации манапКа-чыбекШералы, генерал-губернатор Г. X. Гасфорд, казахский представитель Ч. Валиханов. Летом 1855 г. по поручению генерал-губернатора хорунжий Лучшев и 45 солдат сопровождали делегацию кыргызов до Иссык-Куля. Данный исторический факт позволил открытию представительства кыргызов в г. Омске, которое действовало в период

1855 - 1865 гг., т. е. до перевода его в г. Оренбург в связи с образованием Туркестанской области в составе России.

Эти исторические сведения говорят о том, что почти 160 лет тому назад были проложены первые караванные пути между Кыргызстаном и Омской губернией России, являясь предшественниками своеобразного туристического маршрута. Можно считать, что перед современным поколением двух народов предстоит задача о возрождении того исторического караванного путив качестве нового привлекательного турпродукта. Для этого имеются соответствующие реальные возможности и в Омской области, и в Кыргызской Республике.

Туризм в Кыргызстане по праву отнесен к приоритетной отрасли экономики, играет важную роль в решении социальных проблем, является перспективной базой создания дополнительных рабочих мест, источником повышения благосостояния населения.

По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики в 2011 году Кыргызстан посетили 890,0 тыс. туристов, в 2012 году более 1,5 млн. человек. Доля туризма в ВВП республики составила: в 2011 году- 3,4%, а в 2012 году-4,0 %. За указанные годы доход от туризма составил от 630 млн. до почти одного миллиарда долларов США.

В программе Стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013 - 2017 годов, предстоит большая работа по дальнейшему интенсивному развитию туризма. В частности, планируется довести его долю в ВВП к 2017 году до 7-8 %, введена в действие государственная программа развития туризма в стране на период до 2020 года. С июня 2012 года действует безвизовый режим для граждан 44 стран «дальнего зарубежья» сроком до 90 дней. А по прогнозам Всемирной туристской организации Кыргызстан в состоянии принимать до 2,5 - 3,0 млн. иностранных туристов в год.

Основным туристическим объектом Кыргызстана является озеро Иссык-Куль с прилегающими горными массивами Кунгей и Тескей Ала-Тоо. За последние годы (за исключением 2005 и 2010 гг., когда в стране имели место т.н. «тюльпановые» революции) посещаемость Иссык-Куля заметно возросла не только в летний купальный сезон, но и в зимнее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.