Научная статья на тему 'Реакция православной общественности таврической губернии на планируемое изъятие Закона божия из обязательных предметов школьной программы в 1917 г.'

Реакция православной общественности таврической губернии на планируемое изъятие Закона божия из обязательных предметов школьной программы в 1917 г. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Закон Божий / Временное правительство / Таврическая губерния / Таврическая епархия / религиозное образование / церковное просвещение / начальные и средние школы. / The Law of God / Provisional government / Taurida Governorate / Taurida diocese / religious education / Church education / primary and secondary schools

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Владимир Николаевич Чернецкий

Статья посвящена вопросу актуальности преподавания Закона Божия как одного из центральных предметов программ начальной и средней школы в переломный для России момент на примере Таврической губернии. Показывается реакция верующих Тавриды на постановление Временного правительства о свободе совести от 14 июля 1917 г., предполагавшее исключение впоследствии Закона Божия из программ начальных и средних учебных заведений. В Таврической губернии этот вопрос рассматривался в рамках чрезвычайного епархиального съезда, во многих благочиннических и приходских собраниях, на заседаниях педагогических правлений ряда средних школ. Единогласно была подчёркнута необходимость преподавания основ Православной веры, богослужения, Библейской и церковной истории, правил религиозной нравственности детям с самых юных лет. Выработанные решения были отправлены в высшие органы как церковной, так и государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Владимир Николаевич Чернецкий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reaction of the Orthodox Community of the Taurida Governorate to the Planned Withdrawal of the Law of God from the List of Compulsory Subjects of the School Program in 1917

The article is devoted to the issue of relevance of teaching the Law of God as one of the central subjects of primary and secondary school programs at a turning point for Russia on the example of the Taurida Governorate. The article shows the reaction of the believers of Taurida to the decree of the Provisional government on freedom of conscience of July 14, 1917, which later assumed the exclusion of the Law of God from the programs of primary and secondary educational institutions. In the Taurida Governorate, this issue was considered in the framework of an extraordinary diocesan congress, in many deanery and parish meetings, and at meetings of the pedagogical boards of a number of secondary schools. It was unanimously emphasized the need to teach the basics of the Orthodox faith, worship, Biblical and Church history, and the rules of religious morality to children from a very young age. The developed decisions were sent to the highest authorities of both Church and State authorities.

Текст научной работы на тему «Реакция православной общественности таврической губернии на планируемое изъятие Закона божия из обязательных предметов школьной программы в 1917 г.»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 1 (4) 2020

Протоиерей Владимир Чернецкий

Реакция православной общественности Таврической губернии на планируемое изъятие Закона Божия из обязательных предметов школьной программы в 1917 г.

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10009

Аннотация: Статья посвящена вопросу актуальности преподавания Закона Божия как одного из центральных предметов программ начальной и средней школы в переломный для России момент на примере Таврической губернии. Показывается реакция верующих Тавриды на постановление Временного правительства о свободе совести от 14 июля 1917 г., предполагавшее исключение впоследствии Закона Божия из программ начальных и средних учебных заведений. В Таврической губернии этот вопрос рассматривался в рамках чрезвычайного епархиального съезда, во многих благочиннических и приходских собраниях, на заседаниях педагогических правлений ряда средних школ. Единогласно была подчёркнута необходимость преподавания основ Православной веры, богослужения, Библейской и церковной истории, правил религиозной нравственности детям с самых юных лет. Выработанные решения были отправлены в высшие органы как церковной, так и государственной власти.

Ключевые слова: Закон Божий, Временное правительство, Таврическая губерния, Таврическая епархия, религиозное образование, церковное просвещение, начальные и средние школы.

Об авторе: Протоиерей Владимир Николаевич Чернецкий

Магистр богословия, соискатель кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии.

E-mail: olenevka.hram@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5715-325X

Ссылка на статью: Чернецкий В., прот. Реакция православной общественности Таврической губернии на планируемое изъятие Закона Божия из обязательных предметов школьной программы в 1917 г. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. №1 (4). С. 122-128.

* Фотографии предоставлены автором и взяты из открытых источников.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 1 (4) 2020

Archpriest Vladimir Chernetsky

Reaction of the Orthodox Community of the Taurida Governorate to the Planned Withdrawal of the Law of God from the List of Compulsory Subjects of the School Program in 1917

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10009

Abstract: The article is devoted to the issue of relevance of teaching the Law of God as one of the central subjects of primary and secondary school programs at a turning point for Russia on the example of the Taurida Governorate. The article shows the reaction of the believers of Taurida to the decree of the Provisional government on freedom of conscience of July 14, 1917, which later assumed the exclusion of the Law of God from the programs of primary and secondary educational institutions. In the Taurida Governorate, this issue was considered in the framework of an extraordinary diocesan congress, in many deanery and parish meetings, and at meetings of the pedagogical boards of a number of secondary schools. It was unanimously emphasized the need to teach the basics of the Orthodox faith, worship, Biblical and Church history, and the rules of religious morality to children from a very young age. The developed decisions were sent to the highest authorities of both Church and State authorities.

Keywords: The Law of God, Provisional government, Taurida Governorate, Taurida diocese, religious education, Church education, primary and secondary schools.

About the author: Archpriest Vladimir Nikolayevich Chernetsky

Master of Theology, Applicant of the Department of Church History at the Saint Petersburg Theological Academy.

E-mail: olenevka.hram@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5715-325X

Article link: Chernetsky V., archpriest. Reaction of the Orthodox Community of the Taurida Governorate to the Planned Withdrawal of the Law of God from the List of Compulsory Subjects of the School Program in 1917. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2020, no. 1 (4), pp. 122-128.

В XIX в. в Российской империи система образования прошла через ряд реформ и окончательно сформировалась лишь к концу столетия. Одним из главных предметов начальных и средних учебных заведений являлся Закон Божий, который преподавался с целью обучения основам христианского вероучения, богослужения, Священной истории, правилам религиозной нравственности1.

Временным правительством 14 июля 1917 г. было принято постановление «О свободе совести», в 4-м пункте которого говорилось о свободном праве личного религиозного самоопределения любого гражданина с 14 лет. Значительная часть общества с радостью восприняла это постановление как необходимый компонент демократических преобразований. Церковная общественность, в свою очередь, незамедлительно выразила протест против этого акта, поскольку видела в нём угрозу исключения Закона Божия как предмета из школьной программы. По всей России было проведено

множество приходских и благочиннических собраний, епархиальных и законоучительских съездов, собраний педагогических правлений учебных заведений. На них принимались и отправлялись в Святейший Синод, Временное правительство и другие центральные учреждения решения с требованиями сохранения преподавания Закона Божия в начальной и средней школе и недопущения определения 14-летнего возраста религиозной самоидентификации2.

Не остались в стороне и православные жители Таврической губернии, о чём свидетельствует ряд исторических источников. Так, в июле 1917 г. прихожане храма села Софиевки Бердянского уезда обратились к архиепископу Таврическому Димитрию (Абашидзе)3 с прошением, в котором говорилось о том, что, являясь верными сынами Православной Церкви, любя своих детей и заботясь об их спасении, они хотели бы, чтобы Православие было верой и их чад, чего может и не случиться

1 Бычкова В. М, Запальский Г. М. Закон Божий // Православная энциклопедия. Т. XIX. М., 2008. С. 550.

2 Житенев Т.Е. Вопрос о преподавании Закона Божия в контексте церковно-государственных отношений в 1917-1918 году // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. Серия: «Гуманитарные науки и образование. Экология». 2015. №4 (19). С. 205.

3 Димитрий (князь Абашидзе Давид Ильич) (1867-1944) — в 1891 г. окончил Новороссийский университет в Одессе, в 1896 г. — Киевскую духовную академию (на I курсе принял монашеский постриг) со степенью кандидата богословия, рукоположен во иеромонаха. Исполнял должности преподавателя, инспектора и ректора в духовных семинариях. В апреле 1902 г. хиротонисан во епископа Алавердского. С 1903 г. — епископ Гурийско-Мингрельский, с 1905 г. — Балтский, с 1906 г. — Туркестанский и Ташкентский, с 1912 г. — Таврический и Симферопольский. Принимал активное участие в 1-й Мировой войне, в 1914 г. в качестве рядового священнослужителя Черноморской эскадры, в 1915 г. возведён в сан архиепископа Таврического и Симферопольского. Участвовал в работе Поместного Собора Российской Православной Церкви в Москве (1917-1918) как председатель отдела по устройству Православной церкви в Закавказье, в связи с автокефалией Грузинской Церкви, а также в качестве члена отделов о богослужении и храмах, о монастырях и монашестве. На Ставропольском Соборе 1919 г. был избран членом Временного высшего церковного управления Юго-Востока России. В сентябре 1921 г. по прошению был уволен на покой, через два года был выслан из Крыма, проживал в Киево-Печерской лавре. В 1928 г. был пострижен в великую схиму с именем Антоний. Исполнял послушание духовника лавры, совершал тайные службы и рукоположения. Был причислен к лику преподобных мест-ночтимых святых Киевской епархии решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 14 июня 2011 г. Память в день кончины 19 октября. Подробнее см.: Марущак В., протодиакон. Архиепископ Димитрий (в схиме Антоний) Абашидзе. Симферополь: Доля, 2005. 319 с.; Прославление схиархиепископа Антония (Абашидзе) в лике местночтимых святых // Журнал Московской Патриархии. 2011. № 7. С. 48-49.

X

Архиепископ Димитрий (Абашидзе) (1867-1942)

Ногайское реальное училище. Нач. XX в.

в результате принятия такого акта и изъятия Закона Божия из школьной программы. Глубоко возмущённые такой несправедливостью «непрошенных законодателей» по отношению к ним и их детям, софиевцы протестовали против таких намерений и просили своего архипастыря ходатайствовать перед обер-прокурором Святейшего Синода об отмене несправедливого закона.

В своей резолюции на этом прошении архиепископ Димитрий написал, что это послание является для него самой приятной и бесценной вестью, и что оно должно послужить примером для всех православных «Тавричан». Молитвенная поддержка жителей Софиевки дарует силы архипастырю «до смерти стоять за правду, за обучение их деток, возлюбленных Христом Богом, Его Небесному Закону»4. Примечательно, что незадолго до выхода постановления о свободе совести архиепископ Димитрий в обращении к своей пастве, оценивая ситуацию в стране и в мире, говорил, как бы прозревая ближайшее будущее, что уже недалеко то время, когда «слово Божие и истины христианской веры» будут оглашаться и изучаться только в духовной школе5.

Подобное прошение было получено архиепископом Димитрием от прихожан Иоанно-Богословской церкви села Веселянки. В нем жители просят епархиальное начальство ходатайствовать перед Временным правительством о преподавании Закона Божия в начальных школах как предмета главного и обязательного для всех православных детей. Прихожане хотят видеть своих детей добрыми, полезными и счастливыми гражданами, а для этого считают необходимым воспитывать их в духе Православной веры6.

Прихожане Вознесенской церкви села Малая Токмачка Бердянского уезда 6 августа 1917 г. на приходском собрании в присутствии 206 человек также имели суждение по поводу газетных сообщений о том, что Государственный Комитет по народному образованию, подготавливая реформу низшей и средней школы, отодвигает Закон

4 Протесты православных прихожан по поводу слухов о прекращении преподавания закона Божия в начальных школах // Таврические епархиальные ведомости. 1917. № 19-21. С. 148-150.

5 К православным прихожанам и приходским советам Таврической епархии // Таврические епархиальные ведомости. 1917. № 19-21. С. 134-135.

6 Протесты православных прихожан по поводу слухов о прекращении преподавания закона Божия... С. 150.

Феодосийская мужская гимназия. Нач. XX в.

Божий, как школьную дисциплину, на задний план и изучение его признаёт необязательным. Собравшиеся были до глубины души возмущены и огорчены, что «радетели» о народном благополучии лишают их, православных людей, наибольшего блага — получения их детьми высших знаний об истинах христианской веры и нравственности, дающих смысл, силу и направление жизни не только их личной, но и государственной, особенно в моменты стихийных общественных несчастий, каковыми в то время являлись борьба с внешним врагом и опасность внутренней разрухи.

На основании сказанного, а также исходя из положения, что жизнь государственная и церковная должны устраиваться по воле народной, прихожане Вознесенской церкви, осознавая себя частью русского православного народа и выражая свою волю, требовали:

• чтобы Закон Божий — основа православной веры и нравственности — в начальной и средней школе был главным и обязательным предметом обучения;

• чтобы преподавание Закона Божия вели в обязательном порядке священники, которым необходимо вменить в обязанности воспитывать их детей на христианских началах в духе любви, братства, равенства и правды Христовых7.

8-10 августа 1917 г. состоялся чрезвычайный съезд духовенства и мирян Таврической епархии, на одном из заседаний которого в присутствии 102-х человек разбирался вопрос о преподавании Закона Божия в начальной и средней школе России наряду с другими общеобразовательными предметами. Участники съезда признали, что христианство есть источник мировой культуры, и поэтому изучение его необходимо для всякого человека; что вся жизнь Отечества созидалась и утверждалась на началах Православной веры; что в демократическом государстве, каким является ныне Россия, всё образование и воспитание должно строиться на основах демократии, а русский народ, православный в своей массе, не признаёт безрелигиозную школу своей народной. В связи с вышеуказанным съезд духовенства и мирян Таврической епархии «настойчиво и громко» заявил своё требование, чтобы во всех школах всех типов, с учащимися православного вероисповедования, Закон Божий в духе Православия был не только обязательным, но — главным предметом обучения детей, и притом в общие учебные школьные часы. Эту резолюцию было решено сообщить Всероссийскому Законоучительскому Съезду, Поместному Собору и Временному

7 РГИА. Ф. 803. Оп. 12. Д. 196. Л. 5.

Правительству, и требовать представительства от духовенства во всех школьных, городских, земских и других комиссиях, а также просить Епископский совет довести до сведения этих комиссий8.

31 июля 1917 г. состоялось собрание Симферопольского благочиннического округа, на котором в присутствии 44 клириков и 92 мирян было принято решение считать преподавание Закона Божия центральным среди других предметов, ввиду его огромного влияния на все стороны души человеческой и соответствующего полного, законченного мировоззрения. Закон Божий должен преподаваться непременно священнослужителями, а в качестве исключения — лицами, получившими полное богословское образование9.

Необходимо отметить, что вопросом об отмене преподавания Закона Божия в школе были озабочены не только имевшие непосредственное отношение к Церкви лица, но также и представители родительских комитетов и педагогических правлений учебных заведений. В частности, ознакомившись с резолюциями об отмене в школе обязательного преподавания Закона Божия, вынесенными пленарным и секционным собраниями Государственного комитета при Министерстве народного просвещения, родительский комитет совместно с педагогическим персоналом Ногайского реального училища 23 июля 1917 г. категорически высказался против такого рода постановлений. Свой протест они основывали на том, что во всём мире признано влияние религии на культуру и цивилизацию каждого народа; что в исторических судьбах России религия всегда играла важнейшую роль в устроении и сохранении государства; что правительственный облик даже самого образованного народа имеет в основе своём религию, которая особенно важна в России, где общее просвещение так слабо развито и народная нравственность более всего зиждется на религиозных началах. Исходя из всего изложенного, родители воспитанников и преподаватели Ногайского реального училища указали, что долг государства — не разрушать те основы, на которых оно утверждается, а, напротив, всемерно их поддерживать. В противном случае произойдёт то же, что наблюдается в армии с устранением дисциплины, поскольку религия даёт народу нравственную основу, «крепчайшую всяких цементов», прививая её именно в наиболее чистых и чутких детском и юношеском возрастах. Вместе с тем, участники этого собрания высказываются за неотложную необходимость реформы преподавания Закона Божия, которая бы ещё более подняла благотворное значение религии для народа и Отечества. Реформировать школу должны люди государственного ума и опытности, родители и истинные педагоги, а не люди тенденций10.

Общее собрание педагогов и родителей Феодосийской мужской гимназии от 27 июля 1917 г. постановило:

• считать Закон Божий главным и обязательным предметом преподавания в средней школе и, в частности, в Феодосийской мужской гимназии;

• законоучитель должен быть полноправным членом педагогического совета;

• средства на преподавание Закона Божия должны быть отпускаемы из государственных сумм на равных основаниях для преподавателей обязательных дисциплин11.

Таким образом, мы видим, что исторические процессы 1917 г. в корне изменили ситуацию во всех сферах жизни российского общества, в том числе и в области школьного образования. В качестве демократических реформ государственная власть стремилась сделать Закон Божий необязательным предметом школьной программы и предоставить родителям и детям право с четырнадцати лет отказаться от его изучения. Эти намерения вызвали протест православной общественности во многих

8 Протоколы Чрезвычайного Съезда духовенства и мирян Таврической епархии 8-10 августа 1917 г. // Таврические епархиальные ведомости. 1917. № 22-24. С. 162-164.

9 РГИА. Ф. 803. Оп. 12. Д. 196. Л. 4.

10 Там же. Л. 58.

11 Там же. Л. 79.

регионах Российской империи, не оставив равнодушными и жителей Таврической губернии. Духовенство и миряне, педагоги и родители учащихся, осознавая необходимость изменений в преподавании Закона Божия в начальной и средней школе через внедрение новаторских и творческих методов, считали и требовали, чтобы этот предмет был центральным в программах учебных дисциплин; чтобы законоучители были строго духовными лицами, лишь в крайнем случае — мирянами с высшим богословским образованием; чтобы обучение основам веры велось при всесторонней поддержке государства, в том числе и финансовой.

Переживания по поводу отмены Закона Божия в учебных заведениях нашли отражение в работе Поместного Собора 1917-1918 гг., в рамках которого одним из первых был создан законоучительский отдел. В соборном определении от 28 сентября 1917 г. «О преподавании Закона Божия в школе» подчёркивалось, что этот предмет во всех типах светских школ должен быть обязательной дисциплиной, а законоучитель должен быть уравнен в правах с другими преподавателями12. В то же время стремительное развитие исторических процессов привело к полному разрушению старой образовательной системы, а господство богоборческой идеологии вскоре прекратило преподавание Закона Божия вообще.

источники и литература

1. БычковаВ.М. Некоторые моменты из истории преподавания Закона Божия в России // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1 (12). С. 7-20.

2. Бычкова В. М, Запальский Г. М. Закон Божий // Православная энциклопедия. Т. XIX. М., 2008. С. 550-554.

3. Житенев Т.Е. Вопрос о преподавании Закона Божия в контексте церковно-государ-ственных отношений в 1917-1918 году // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. Серия: «Гуманитарные науки и образование. Экология». 2015. №4 (19). С. 205-213.

4. К православным прихожанам и приходским советам Таврической епархии // Таврические епархиальные ведомости. 1917. № 19-21. С. 133-136.

5. Марущак В., протодиакон. Архиепископ Димитрий (в схиме Антоний) Абашидзе. Симферополь: Доля, 2005. 319 с.

6. Прославление схиархиепископа Антония (Абашидзе) в лике местночтимых святых // Журнал Московской Патриархии. 2011. №7. С. 48-49.

7. Протесты православных прихожан по поводу слухов о прекращении преподавания закона Божия в начальных школах // Таврические епархиальные ведомости. 1917. № 19-21. С. 148-150.

8. Протоколы Чрезвычайного Съезда духовенства и мирян Таврической епархии 8-10 августа 1917 г. // Таврические епархиальные ведомости. 1917. № 22-24. С. 157-170.

9. РГИА. Ф. 803. Оп. 12. Д. 196 // Материалы Всероссийского союза законоучителей. Приговоры, постановления, протоколы и акты по отдельным приходам и благочинническим округам с выражением протеста против предполагаемого исключения закона Божия из курса начальных и средних учебных заведений (1917). По Таврической епархии.

12 Бычкова В. М. Некоторые моменты из истории преподавания Закона Божия в России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1 (12). С. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.