УДК: 94(47)
ББК: 63.3(2)51
Житенев Т.Е.
ВОПРОС О ПРЕПОДАВАНИИ ЗАКОНА БОЖЬЕГО В КОНТЕКСТЕ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1917- 1918 ГОДУ
Zhitenev T.E.
THE QUESTION OF THE TEACHING OF GOD'S LAW IN THE CONTEXT CHURCH-STATE RELATIONS IN 1917 - 1918 YEAR
Ключевые слова: закон Божий, религиозное образование, церковное просвещение, Временное правительство, декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, Поместный Собор Русской Православной Церкви, церковно-государственные отношения.
Keywords: the law of God, religious education, Church education, the Provisional government, the Decree about branch of Church from state and school from Church, the local Council of the Russian Orthodox Church, Church-state relations.
Аннотация: статья посвящена судьбе школьного предмета Закон Божий в переломные для России 1917-1918 годы, а также в предшествующий период, в контексте церковно-государственных отношений и изменений законодательства о месте Церкви в системе образования. Также рассматривается деятельность одного из отделов Поместного Собора Русской Православной Церкви, который обсуждал проблему существования Закона Божия как школьного предмета, оценивая возможности религиозного просвещения населения.
Abstract: the article is devoted to the fate of the school subject to the Law of God in turning to Russia 1917-1918 years, as well as in the preceding period, in the context of Church-state relations and changes in the legislation concerning the Church's place in the education system. Also considers the work of one of departments of the local Council of the Russian Orthodox Church, discussed the problem of the existence of God's Law as a school subject, and assessing the possibility of religious education of the population.
Закон Божий в системе образования дореволюционной России являлся одним из базовых предметов для всех начальных и средних учебных заведений. Его существование как самостоятельного предмета преподавания, с учебниками и программами, относится к Синодальному периоду. До XVIII века все начальное обучение велось духовенством по богослужебным книгам и носило церковный характер, и как отдельного предмета преподавания Закона Божия не существовало. С духовного регламента, составленного Петром I при участии псковского архиепископа Феофана Прокоповича, можно говорить о появлении дисциплины, изучающей христианские догматы, нравственность, священную и церковную историю в программах средних учебных заведений. В течение XVIII века он преподается во все большем числе училищ.
В правление Николая I проведенные реформы в области народного образования носили отпечаток консервативных взглядов монарха и должны были увеличить роль религиозного преподавания. Религиозному воспитанию молодежи как лучшему средству против либеральных и революционных устремлений стало уделяться особое внимание. Склонность к единообразию император проявил во время своей коронации в 1825 году, когда объявил присутствовавшим иерархам о своем жела-
нии, чтобы был написан такой учебник Закона Божия, по которому можно было бы в равной мере обучать во всех школах, а также чтобы был издан катехизис с ясным и точным изложением учения православной Церкви по всем вопросам веры и нравственности. Воплощением этих пожеланий стал «Пространный христианский катехизис» архиепископа московского Филарета (Дроздова), надолго оказавшийся основным учебником по данному предмету, хотя с дидактической стороны он справедливо вызывал нарекания своей сухостью и некоторой «неудобопонятностью».
Объем религиозных предметов в качестве «нравственного образования» юношества строился в школах разного уровня по-разному в соответствии с разработанными Святейшем Синодом учебными программами. В приходских школах религиозное обучение охватывало «главные начала Закона Божия» (т.е. краткий катехизис и важнейшие молитвы) и нравоучение. Дети должны были выучиться читать богослужебные книги на церковнославянском языке, запоминать наизусть важнейшие молитвы, символ веры и десять заповедей. В уездных училищах уроки Закона Бо-жия дополнялись изучением катехизиса и библейской истории. В средних учебных заведениях был принят следующий учебный план Закона Божия: 1. Священная история
Ветхого и Нового Завета (I и II классы, по два урока в неделю в каждом классе). 2. Богослужение христианской Православной Церкви (или учение о Богослужении), с объяснением церковных песнопений (III класс - 2 урока в неделю). 3. Пространный Православный Катехизис (IV и V классы, по 2 урока в неделю в каждом) и Церковная История до Константина Великого (в V классе). 4. История христианской и русской Церкви (Церковная история общая и русская). Повторение в системе главных истин вероучения православной церкви (Вероучение Православной Церкви) (VI и VII классы, по 2 урока в каждом).
Преподавание Закона Божия в течение XIX - начала ХХ века постоянно расширялось: увеличивалось число учебных заведений и часов, отводимых на преподавание. При этом подчеркивалось, что преподавателем религии должен быть священник по возможности с академическим образованием, он же должен быть духовником учащихся. Указ Синода от 20 октября 1836 года гласил, что «первоначальное образование поселянских детей есть обязанность приходского духовенства», причем безвозмездная.
В первые годы правления Александра II вопрос об ответственности Церкви за морально-религиозное воспитание народа стал рассматриваться как насущный. 19 июля 1864 года было принято Положение о начальных народных училищах, согласно которому все начальные школы независимо от ведомственной принадлежности имели единую учебную программу. В нее входили Закон Божий, чтение церковное и гражданское, письмо, арифметика, церковное пение. Закон Божий стал также обязательным предметом во всех новых типах учебных заведений: земских школах, епархиальных женских училищах, учительских семинариях и др.
Преподавателями Закона Божия - законоучителями - являлись прежде всего священнослужители. Законоучитель следил, чтобы ученики исповедовались и причащались. Наблюдение за преподаванием Закона Божия возлагалось на местного архиерея, назначение законоучителей светских школ согласовывалось с ним. Положение о начальных народных училищах 1864 г. допускало к преподаванию не только священнослужителей, но и «особых учителей» из духовного сословия. В 1884 г. вышли Правила о церковноприходских школах, в которых разъяснялось, что обучение проводят местные священники или другие члены причта, а также специально назначаемые и утверждаемые епархиальным архиереем учителя (в т. ч. женщины). Во многом этот шаг - допуск до преподавания светских учителей - был реакцией на количественный рост
числа учебных заведений, у духовенства просто не было возможности охватить все их своим присутствием. Причем светские учителя Закона Божия чаще встречались в начальных и низших школах подведомственных Синоду, а не Министерству народного просвещения. Причинами этого были, с одной стороны, меньшая оплата труда законоучителя в школах ведомства православного исповедания; для конца XIX века труд священников по созданию церковноприходских школ был по преимуществу безвозмездным. Но и в начале ХХ века, когда большая часть церковных школ, включенные в так называемую «школьную сеть», была уравнена с земскими училищами, оставались учебные заведения (часть церковноприходских школ и все школы грамоты), лишенные поддержки из казны, а жалование получал только учитель, а не законоучитель. С другой стороны, контроль за воспитательным и образовательным процессом священник в церковных школах мог осуществить и не преподавая Закон Божий, так как являлся их заведующим, а влияние Церкви на педагогический процесс в учебных заведениях Министерства народного просвещения и других ведомств могло осуществляться почти исключительно через деятельность священника-законоучителя.
Методика преподавания Закона Божия как отдельная отрасль педагогики до 1917 года прошла путь глубоких изменений: от простого чтения катехизиса до исследований, учитывавших передовые достижения педагогической науки. В начале ХХ века все очевидней становились проблемы с преподаванием Закона Божия: зубрежка, формализм и обязательность в исполнении церковных обрядов, запреты и насилие, оторванность учебников от жизни, неразработанность современной педагогической базы, финансовая необеспеченность законоучителей и их плохая подготовка и занятость. Нарекания на неудовлетворительные результаты этого преподавания слышались и со стороны родителей, педагогов, законоучителей, земских деятелей, представителей Думы и архиереев. Все чаще звучало, что преподавание Закона Божия не достигало своей цели, не готовило людей религиозно образованных, нравственных, верных чад Церкви и отечества. Пути преодоления кризиса виделись современниками главным образом в борьбе с этими недостатками.
В 1909 году Святейший Синод провел в Петербурге Всероссийский съезд преподавателей Закона Божия средних учебных заведений. Съезд констатировал, что: 1) учебные программы устарели, 2) они не отвечали социальным и культурным переменам и что 3) необходимо ввести в обучение не только
апологетику и экзегетику, но и изучение Священного Писания, знание которого было очень слабым у учащихся.
Февральская революция и последовавшее за ней свержение самодержавия обозначили новые проблемы в существовании Закона Божия. Задача, которая в течение всего синодального периода расценивалась как основная - воспитание подрастающего поколения в духе преданности престолу - теряла свою актуальность. Вместе с тем наблюдалось массовое падение религиозности, начиная с первых революционных месяцев, что выражалось, в частности, в сокращении посещаемости богослужений. Святейший Синод заявляет о готовности переустройства церковного управления и решения наиболее острых вопросов в духе «демократизации», но это не позволяет переломить сложившуюся тенденцию.
14 июля 1917 года Временным правительством был опубликован Закон о свободе совести, в 4-м положении которого говорилось о свободе религиозного самоопределения для каждого гражданина по достижении им 14-летнего возраста. Этот документ вызвал неоднозначную реакцию в обществе. С одной стороны, он приветствовался значительной частью либеральной общественности как необходимый элемент демократического строя. При этом леворадикальная часть общества критиковала его за недостаточные шаги по уравниванию внерелигиозного и религиозного состояния человека. С другой стороны, этот акт вызвал волну возмущения церковной общественности, которая видела в нем изменения в судьбе Закона Божьего как школьного предмета. Во многих городах и селах прошли сотни приходских собраний, епархиальных и законоучительских съездов, на которых были приняты решения, адресованные Святейшему Синоду, Временному правительству, Министерству народного просвещения и другим центральным учреждениям, где основной идеей было необходимость сохранения Закона Божия в школе и недопустимость определения возраста религиозного самоопределения в четырнадцать лет. В этом же направлении принял решения проходивший в июле 1917 года в Петрограде второй съезд законоучителей, указывая вместе с тем на необходимость проведения масштабных реформ в преподавании православного вероучения. На съезде был создан Всероссийский законоучительский союз, председателем совета был избран свя-щенномученик протоиерей Михаил Чельцов.
Но как уже было указано, в обществе преобладала позиция в поддержку изданного закона. Это, в частности, видно в решениях учительских съездов, где критике подвергался как сам предмет, так и участие духовенства в образовательной деятельности. Для проведе-
ния реформ в системе образования был создан особый орган - Государственный комитет по народному образованию при Министерстве народного просвещения, имевший широкое представительство (75 человек от различных общественных организаций) и совещательные функции. Комитет в течение лета 1917 года разрабатывал проект постановления, одним из пунктов которого была отмена Закона Божия как обязательного предмета в школе. Итогом стало издание «главнейших руководящих положений, принятые Государственным комитетом при разработке вопросов о реформе народного образования». В разделе «Религия в школе» провозглашалось два тезиса: разрешалось открывать учебные заведения «светского характера, т.е. лишенные религиозного элемента и в учебном плане и строе школы», подтверждалось право родителей и учеников «после определенного законом возраста» отказаться от обучения Закону Божию.1 Эти предложения так и не успели стать законом, но еще на стадии разработки породили множество слухов и обострили дискуссию о судьбе этого предмета в школе.
Большие надежды на положительное разрешение вопроса о сохранении Закона Бо-жия в качестве обязательного предмета в школе церковная общественность возлагала на Поместный Собор Православной Российской Церкви, собравшийся в августе 1917 года в Москве. Его созыв воспринимался и как преодоление закрепощенности церкви в рамках синодального строя, и как проявление широких демократических начал в управлении, и как восстановление древних канонических традиций, которые направили бы церковную жизнь в правильном направлении.
Дискуссия, возникшая вокруг вопроса об обязательности преподавания Закона Бо-жия, выявила широкий круг болевых проблем, касающихся не только положения самого предмета в школе, но и отношений школы и государства, Церкви и школы, Церкви и государства.
На Поместном соборе проблемами образования в ведении Церкви непосредственно занимались несколько отделов: о духовных академиях, о духовно-учебных заведениях, о церковноприходских школах и о преподавании Закона Божия.
Первое заседание отдела о преподавании Закона Божия состоялось 30 августа 1917 года. На нем председателем был избран архиепископ Тамбовский Кирилл (Смирнов), канонизированный впоследствии в чине свя-щенномученика. Заместителями председателя
Бюллетень работы Государственного комитета по народному образованию I и 11-й сессии. М. 1917. С. 8.
были выбраны протоиерей Евгений Зотикович Капралов (законоучитель, магистр богословия) и Михаил Феодорович Глаголев (законоучитель, кандидат богословия). Отдел был одним из самых больших. В него записалось 111 человек, что может служить показателем широты и актуальности поставленных вопросов. Но бурные события осени 1917 - лета 1918 года сильно повлияли на посещение заседаний отдела его членами. Так, во время первой сессии на заседаниях присутствовало от 72 до 10 человек, во время второй сессии -от 17 до 6 человек, во время третьей - от 21 до 18 человек.
Было проведено 28 запротоколированных заседаний отдела в период с 30 августа 1917 года по 23 августа (5 сентября) 1918 года. На первой сессии состоялось 16 заседа-ний.1 Последнее, 16 заседание от 27 ноября, было совместным с отделом о церковноприходских школах. На второй сессии состоялось 6 заседаний.2 На третьей сессии состоялось 5 заседаний.3 14 (27) августа 1918 года было проведено объединенное заседание отделов о духовно-учебных заведениях, о церковноприходских школах, о преподавании закона Бо-жия и издательского.
Заседания отдела проходили обычно после 5 часов вечера, иногда затягивались до полуночи. Местом проведения заседаний в первую и вторую сессию был зал духовной семинарии, а в третью сессию - зал Скор-бященского монастыря.
Первым вопросом, которым занялся отдел, было составление доклада от имени Собора с протестом по поводу предполагающейся отмены обязательного преподавания Закона Божия, который готовил Государственный комитет Министерства народного просвещения. Этому были посвящены заседания со второго по шестое, проходившие с 31 августа по 16 сентября 1917 года.
В ходе обсуждения пришли к выводу о слишком низкой возрастной планке, допускаемой в законе о свободе совести, - 14 лет. Большинство ораторов считали необходимым повысить его до 17 и даже до 21 года. «Возраст от 14-ти до 20-ти лет есть переходный возраст, когда происходит опасный душевный кризис в процессе установки жизненного мировоззрения, и оставлять детей в этот период
1 30, 31 августа; 4, 5, 12, 19, 21, 26, 28 сентября; 19, 26, 31 октября; 2, 7, 16, 27 ноября 1917 года.
2 23 марта (4 апреля), 26 марта (8 апреля), 28
марта (10 апреля), 30 марта (12 апреля), 2 (15) апреля, 4 (17) апреля 1918 года.
27 июля (9 августа), 16(29) августа, 17(30) августа, 22 августа (4 сентября), 23 августа (5 сентября) 1918 года.
одинокими без опытного религиозно-нравственного руководства законоучителя значило бы бросать их навстречу роковых случайностей», - замечали ораторы. Члены отдела, сойдясь на мысли, что обязательность преподавания нужно сохранить, сосредоточились на формулировке мотивов, которые бы сделали ее приемлемой для всех, убедили бы в желательности изучения Закона Божия детьми.
Для того чтобы можно было сохранить обязательность преподавания Закона Божия для всех детей без нарушения свободы совести, И.Ф. Иорданский предложил следующий подход: Закон Божий в школе следует преподавать как предмет гуманитарного образования. Но такое ограничение предмета вызвало неприятие членов отдела. В частности, архиепископ Кирилл заметил, что «едва ли нужно проводить мысль, что Закон Божий есть просто образовательный предмет. Бывают нехристиане, знающие хорошо Закон Божий и даже репетирующие в нем учеников, но это производит соблазн».4
В итоге для сведения воедино многочисленных аргументов и выработке единого доклада была составлена комиссия из шести членов отдела, которая так и не смогла сформулировать единую позицию и были подготовлены два доклада: под редакцией протоиерея Е.З. Капралова и под редакцией протоиерея Н.М. Боголюбова. Оба были зачитаны и обсуждены на пятом заседании отдела. Но в результате голосования отдел решил выбрать доклад Е.З. Капралова как основной и после внесенных поправок, утвердил его. Основная часть доклада была посвящена приведению тезисов, подтверждающих значимость Закона Божия как предмета преподавания в школе: 1) христианство есть основа мировой культуры, 2) формирование мировоззрения в школе нуждается в системе христианской философии, 3) определение нравственных ориентиров через примеры христианской морали, 4) христианство есть творческая сила в истории русского народа, которую необходимо знать, 5) законоучитель поможет ребенку преодолеть «опасный душевный кризис», 6) нельзя предоставлять 14-летним «права самостоятельно решать вопрос о своих религиозных убеждениях».
В связи с перечисленными аргументами доклад выносил следующие положения: а) «преподавание Закона Божьего обязательно и должно быть поставлено в одинаковые условия со всеми главными предметами школьного курса» во всех школах, где учатся дети православных родителей, б) «14-летний
возраст для осуществления права о перемене религиозного исповедания или о переходе в безрелигиозное состояние» считать недостаточным и в) решение этого вопроса «не может быть осуществлено в период пребывания ученика в низшей и средней школе» (за исключением выхода из православия их родителей), г) уравнивание законоучителя в правах с другими учителями обязательных предметов.1
Доклад отдела был рассмотрен на 18-м и принят на 19-м общем соборном заседании 27 сентября 1917 года. В дальнейшем одно из положений доклада отдела было включено в доклад о правовом положении Православной Церкви в России в статье 19: «Во всех светских, государственных и частных школах, в которых учатся дети православных родителей, воспитание этих детей должно соответствовать духу Православной Церкви; преподавание Закона Божия для них обязательно как в низших, средних, так и высших учебных заведениях; содержание законоучительских должностей в государственных школах принимается на счет казны». Таким образом, принцип обязательности преподавания Закона Божия утверждался участниками Поместного собора.
Ближайшим итогом обсуждения стало решение отправить делегацию в Петроград, чтобы лично донести до главы правительства решение Собора. Была также составлена телеграмма, адресованная А.Ф. Керенскому, подписанная председателем Собора митрополитом Тихоном: «Всероссийский Священный Собор Православной Церкви, обсуждая вопрос о преподавании Закона Божия в школах и опираясь на голос всего православного народа, выразившийся в многочисленных заявлениях, исходящих от сельских обществ и других народных организаций, устанавливает необходимость обязательного преподавания Закона Божия и просит не издавать по сему предмету никаких законодательных постановлений, вытекающих из закона 14 июля о свободе совести до получения соответствующих постановлений Собора, которые имеют быть сообщены Правительству на этих днях».2
В состав делегации вошли архиепископ Тамбовский Кирилл (Смирнов), протоиерей А.М. Станиславский, выступавший в защиту церковных школ еще в третьей Государственной Думе, Н. Д. Кузнецов, возглавлявший московский съезд церковных старост и крестьянин П. Уткин.
«Министр-председатель» А.Ф. Керенский согласился принять их 11 октября в Зимнем дворце. И министр исповеданий, и премь-
1 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д.396. Л. 48-49
2 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 21. Л. 41
ер-министр заверили, что соборное мнение по вопросу обязательности преподавания Закона Божия будет учтено, но этому не суждено было случиться в связи с Октябрьским переворотом.
После подготовки доклада об обязательном преподавании Закона Божия в школах Собору члены отдела смогли сосредоточится на различных аспектах религиозного просвещения. Еще на четвертом заседании (5 сентября) архиепископ Кирилл предложил образовать шесть подотделов, чтобы всесторонне рассмотреть проблему существования Закона Божия в новых политических условиях. После обсуждения было решено организовать четыре подотдела: 1) о религиозном просвещении в школе - председатель М.Ф. Глаголев, 2) о внешкольном религиозном просвещении - председатель епископ Томский и Алтайский Анатолий (Каменский), 3) о вспомогательных средствах религиозного просвещения - председатель протоиерей К.К. Сте-шенко, 4) об органах управления преподаванием Закона Божия - председатель М.Ф. Глаголев.
Только на седьмом заседании (21 сентября) члены отдела приступили к определению ключевых задач. Были определены основные проблемы в преподавании Закона Бо-жия, обозначенные на законоучительских съездах 1909 и 1917 года. Как видно из сообщения священника В.А. Чернявского о работах съезда законоучителей, проходившего в июле 1917 года, протоиерей Е.З. Капралов выразил общее мнение: «дело обучения Закону Божию едва двигается вперед. Отсюда для меня ясно, что мы должны указать Собору на необходимость идти в этом деле по новому пути и наметить самые пути религиозного воспитания народа».3
На следующих 8-м и 9-м заседаниях (26 и 28 сентября 1917 года) были указаны направления работ, намеченные каждым из подотделов. Архиепископ Кирилл отметил, что отдел ставит себе задачей религиозное воспитание всего народа, а не только детей в школе. «Мы говорим здесь о Законе Божием. Но дело спасения творится всеми членами Церкви, следовательно, в религиозном просвещении должна участвовать вся Церковь. И на нынешнем Соборе участвуют епископы, клирики и миряне. Нужно показать всем, какие в этом отношении обязанности всего народа. Родители не интересуются Законом Божиим и религиозным воспитанием своих детей. ...нельзя скрывать от себя опасности, что мы можем остаться без помощи от государства. Мы должны думать о религиозном воспитании народа уже не старыми путями.
Школа может уйти от нас, но религиозное миросозерцание народа должно остаться... Церковь должна быть школой и священник -законоучителем. Уроки в школе не создают преданности церкви. Нужно постоянное воздействие священника на детей. Это также следует провести на Соборе. Визитация священника к прихожанам даст гораздо более школы. Таким образом, во внешкольном просвещении влияние священника на народ чрез храм должно быть указано Собором, как обязанность священника». 1
Положение о внешкольном просвещении было подготовлено подотделом о внешкольном религиозном воспитании. Подотдел принял себе название: «Внешкольное обучение Закону Божию и христианское просвещение общества (христианизация народных масс) в духе Православной Церкви», но далее оно практически не употреблялось. Положение, прочитанное М.Ф. Глаголевым, обсуждалось на 10-13-м заседаниях отдела, проходивших с 19 октября по 2 ноября 1917 года. Доклад, составленный к нему, был обсужден и утвержден на 15-м заседании 16 ноября 1917 года.
Во время прений были высказаны возражения, что проект внешкольного просвещения широк и неосуществим, что нельзя рассчитывать на финансовую помощь правительства, что в проект входят предметы трудов других отделов Собора, что слишком много возлагается на сельского пастыря, между тем как было бы достаточно одной катехизации, что широта начинаний заслонит реальную работу. С другой стороны, говорилось, что программа даже узка, потому что в нее не входит вопрос о народной трезвости. О средствах материальных говорилось, что они найдутся в народе без правительства.
Некоторые члены отдела доказывали, что трудно, почти невозможно обязать прихожан проходить курс внешкольного изучения Закона Божия и что поэтому слово "обязываются" нужно заменить словом "настоятельно приглашаются". Докладчик М.Ф. Глаголев отстаивал принцип обязательности и доказывал, что этот принцип может быть осуществлен в порядке церковной дисциплины. При голосовании слово "обязываются" было сохранено. На 13-м заседании положение было принято в исправленной редакции. На 15 -м заседании М.Ф. Глаголев прочитал доклад, относящийся к Положению. Отдел утвердил доклад и избрал М.Ф. Глаголева быть докладчиком на общем соборном заседании. Обсуждение доклада и положения, содержащих новый подход к религиозному про-
свещению всего народа, проходило в отделе «под выстрелы Октябрьской революции», как было отмечено позже, видимо, поэтому оно было достаточно кратким. Доклад был передан для пленарного заседания Собора еще во время первой сессии, а обсуждался только во время третьей сессии.
Доклад о вспомогательных средствах для уроков по Закону Божию был подготовлен и прочитан председателем подотдела о вспомогательных средствах преподавания Закона Божия протоиереем К.К. Стешенко на 14-м заседании отдела 7 ноября 1917 г. Названия глав обширного доклада отражают его содержание: хрестоматии и сборники; библиотеки; чтения, беседы, рефераты, собеседования и вечера; наглядные пособия (картины, карты, атласы, альбомы, диаграммы, таблицы и т.п.); учебники; воспитание активной христианской личности; экскурсии и паломничества; христианские содружества, союзы и т.п.; особый законоучительский класс; богослужебные сборники; письменные работы, рисование, пение; анкета.
По окончании доклада протоиерей Е.З. Капралов заявил, что доклад К.К. Сте-шенко по разнообразию указанных в нем вспомогательных средств преподавания Закона Божия даже превосходит ожидания.
Обсуждение доклада было перенесено на следующее заседание, но оно так и не состоялось из-за отсутствия протоиерея К.К. Стешенко. Доклад не был принят, но при обсуждении доклада о преподавании Закона Божия в школе главы о вспомогательных средствах не были в него включены, так как считалось, что они отражены в докладе протоиерея К.К. Стешенко.
Согласно постановлению отдела преподавании Закона Божия от 16 ноября 1917 года, по соглашению с отделом о церковноприходских школах 27 ноября 1917 года состоялось общее заседание этих отделов по вопросу о внешкольном религиозном просвещении народа. Отдел о церковноприходских школах разработал проект особой главы в приходском уставе. Так как в этой главе говорится о религиозном школьном и внешкольном просвещении, то возникла необходимость согласовать ее содержание с отделом о преподавании Закона Божия. Глава была рассмотрена и принята на этом заседании отделов. Дальнейшее обсуждение этой главы приходского устава проходило на 101-102 общем соборном заседании, где она была принята.
Государственный переворот, произошедший 25 октября 1917 года начал новую эпоху в жизни страны, но у участников Собора не было осознания всей фатальности и масштабности происходящих перемен, не-
смотря на то, что большевики уже не просто декларировали, а и пытались реализовать многое из своих политических программ. Отделы продолжали обсуждать те аспекты церковной жизни, которые еще вчера казались обыденными, а теперь должны были исчезнуть из новой реальности.
Декретом «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», вошедшим в историю под названием декрет «об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», вышедшим 20 января (2 февраля - по новому стилю) 1918 года, запрещалось всякое преподавание религии в школе, где преподаются общеобразовательные предметы (статья 9). Лишь фраза декрета «граждане могут обучать и обучаться религии частным образом» позволяла надеяться на сохранение элементов религиозного обучения в будущем.
В раскрытие положений декрета непосредственно до его публикации и вскоре после вышел ряд документов. Постановлением Народного комиссариата по просвещению, опубликованным в газете рабочего и крестьянского правительства № 26 от 17(4) февраля 1918 года задним числом с 1 января 1918 года отменялись должности законоучителей. Приказом Народного комиссариата государственного призрения от 20 января 1918 года указывалось на необходимость прекратить с 1 марта в соответствии с постановлением народного комиссариата труда о выдаче 4-недельного заработка при закрытии предприятия.
После перерыва Собор возобновил свою деятельность во время второй сессии, проходившей в январе - апреле 1918 года. Отдел о Законе Божьем смог собраться лишь под конец сессии и провел пять заседаний (18-22) в первой половине апреля по новому стилю (с 23 марта (4 апреля) по 2 (15) апреля 1918 года). Предметом обсуждения стало «Положение о преподавании Закона Божия», подготовленное первым подотделом о религиозно-нравственном образовании и воспитании в школе.
Нужно отметить, что вопрос преподавания Закона Божия в школе, в отличие от внешкольного преподавания, в начале работы отдела был центральным. Он был и наиболее проблематичным, и наиболее обсуждаемым. Но после издания советским правительством декрета об отделения школы от Церкви члены отдела, надеявшиеся на его отмену, все же начали понимать, что вопрос преподавания этого предмета в школе может потерять свою насущность. Тем не менее обсуждение Положения состоялось. Положение указывало на необходимость, «чтобы русская народная школа была проникнута основами христианского мировоззрения», а «Закон Божий дол-
жен преподаваться во всех начальных, средних и высших учебных заведениях на одинаковых условиях со всеми общеобразовательными предметами школы». Методы и программы обучения Закона Божия должны соответствовать «научным требованиям» и «церковности». Кратко указывалось на особенности преподавания в начальной и средней школе. Говорилось об особой роли прихода как силе «содействующей улучшению религиозно-воспитательного дела». О законоучителе, которым могли быть не только священники, но и светские преподаватели «обоего пола», говорилось, что он обладает «искренней верой, благоговейной настроенностью, богословским образованием» и использует «лучшие методы научной педагогики». После постатейного чтения Положения и внесения исправлений во время последующих пяти заседаний был принят документ, предложенный Собору, но уже во время третьей сессии.
Члены отдела также поддержали предложение подотдела о религиозно-нравственном образовании и воспитании в школе о необходимости обратиться со специальным воззванием, составленным протоиереем М.Ф. Мариным к интеллигенции. Было предложено указать в нем, «что главная причина разделения интеллигенции с народом - утрата общих религиозных ценностей. Надо соединиться вновь на почве церковности, и тогда будет положено начало народного оздоровления». Но работа по составлению воззвания не была доведена до конца.
Третья сессия Собора проходила в июле - сентябре 1918 года в условиях дальнейшей реализации Советской властью антирелигиозных принципов и начинающейся Гражданской войны. Нормативно-правовые акты большевиков предполагали последовательное вытеснение религии из учебных заведений. Инструкцией наркомата юстиции о порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» указывалось следующее: «Преподавание религиозных вероучений ни в коем случае не может быть допущено в государственных, общественных и частных учебных заведениях», «все кредиты на преподавание религии в школах должны быть немедленно закрыты и преподаватели религиозных вероучений лишены всякого довольствя», здания духовных учебных заведений и церковноприходских школ переходили в ведение местных советов.1 Наркомпросом было принято постановление
1 К истории отделения Церкви от государства и школы от Церкви в СССР. Документы и материалы. Публикация М.М. Персица. // Вопросы религии и атеизма. Сборник статей. Выпуск 5. М., 1958. С. 17. От 24 августа 1918.
об освобождении помещений домовых церквей при учебных заведениях.
Доклад и Положение о школьном преподавании Закона Божия были прочитаны М.Ф. Глаголевым на 142-м заседании Собора (28 июля/10 августа 1918 г.). Причем докладчик указал, что «благодаря поддержке родительских организаций и педагогических советов, преподавание Закона Божия в школах фактически, за немногими исключениями, и до сих пор всюду продолжается». 1 Этим он аргументировал возможность сохранения доклада в прежнем виде, составленным еще в апреле. Но с этим не согласились члены Поместного Собора. После обсуждения только первых двух статей Положения было решено передать доклад в отдел для редакционных исправлений. Одной из причин были названы его недостаточно четко сформулированные «законоположения», определяющие воспрещающие или предписывающие действия. Председательствующий митрополит Арсений (Стадницкий) при этом указал на главную задачу отдела при переработке Положения -выяснить, как преподавать Закон Божий при современных условиях запрета его преподавания в школах.
На том же заседании Собора было начато обсуждение доклада отдела о Законе Божьем «О внебогослужебном, внешкольном религиозном просвещении народа». Несмотря на то, что доклад был составлен еще до прихода к власти большевиков, в других условиях церковно-государственных отношений, ряд его положений Собор принял без значительных замечаний. Профессор Н.Н. Фиолетов заметил, что обучение при храме детей и взрослых, в свете принимаемых советской властью законов, может оказаться единственным способом обучения Закону Божию, а, значит, требует особого внимания. В связи с этим 7 статья доклада - об обязанности взрослых прихожан прослушивания внешкольного курса Закона Божия - была отправлена на доработку в отдел, как нуждающаяся в раскрытии и дополнении.
Не были приняты и пункты, касающиеся управления церковным образованием. В новых условиях содержание громоздкого церковного аппарата становилось невозможным, и было предложено обдумать перспективы существования органа для управления духовными учебными заведениями, церковноприходскими школами и Закона Божия в совместном заседании представителей трех названных отделов. Они состоялись 9 и 27 августа по новому стилю и было решено воз-
1 Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Т. 10. М., 2000. С. 99.
ложить все управление системой религиозного образования (или что от нее оставалось) на Высшее церковное управление. Это решение было утверждено определением Собора от 7 (20) сентября 1918 года.
Последние заседания отдела о преподавании Закона Божьего проходили в обсуждении седьмой статьи, отправленной Собором на доработку. 2 Итоги обсуждения этого положения сформулировал председатель отдела, митрополит Кирилл: «по-видимому все признают катехизацию обязательной для всех верующих. С раннего возраста все должны быть научены истинам веры, но в известные сроки каждый должен дать доказательства своих познаний. Первый такой срок - это первая исповедь детей. Дело обучения детей - обязанность священника. Но ему принадлежит высшее попечение и наблюдение, а самое обучение ребенка должно идти в семье: она приготовляет его к исповеди. Священник должен наблюдать и за старшим поколением и требовать от него знания истин веры».
Результат обсуждений М.Ф. Глаголев представил в дополнительном докладе. Но Собор не успел рассмотреть его, прекратив работу, и он был передан на разрешение Высшего Церковного управления.
Но и оставшаяся узкая лазейка церковного просвещения, допускаемая декретом от 20 января 1918 года, недолго оставалась открытой. Если еще в конце 1918 года бюро коллегии наркомпроса в своем ответе признавало право на преподавание в храмах «вполне допустимым», то с 1919 года последовательно принимаются решения, не допускающие изучение религии лицами, моложе восемнадцати лет. 3 В последующие десятилетия эта деятельность носила запрещенный характер, а потому могла осуществляться только подпольно, под угрозой наказания осуществляющего обучение духовенства.
Таким образом, мы видим, что 19171918 год стал переломным не только в политической жизни страны, но в рамках деятельности Русской Православной Церкви - сфере школьного образования. Начавшиеся после Февральской революции демократические преобразования создавали ощущение скорых изменений в преподавании Закона Божия в школе через преодоление рутинных методов. Но новое правительство планирует сделать
2 25 заседание состоялось 16 (29) августа 1918 года, 26 - 17(30) августа, 27 - 22 августа (4 сентября), 28 - 23 августа (5 сентября).
Синельников С.П. Разработка концепции религиозного образования в документах Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. // Вестник ПСТГУ: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. П:3 (36). С. 43.
этот предмет необязательным, облегчив возможность отказа от него родителям и детям с четырнадцати лет. Эти планы вызывают негодование на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, и в октябре А.Ф. Керенский, встретившись с представителями собора, заявляет о готовности учесть его мнение. Но пришедшее к власти большевистское правительство, последовательно проводя антицерковную политику, запрещает преподавание религиозных предметов в школе, а вскоре и вообще детям до 18 лет даже вне школы. На
Поместном Соборе в рамках пятнадцатого отдела разрабатываются самые разные вопросы, связанные как со школьным преподаванием Закона Божия, так и с религиозным просвещением взрослого населения. Но в стремительно меняющихся условиях эти предложения устаревали быстрее, чем могли быть реализованы или даже заслушаны в общем собрании. Но в начале двадцать первого века эти предложения вновь вызывают интерес и приобретают особую актуальность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Глаголев, М. Внешкольное религиозное просвещение // Религия и школа. - 1918. - № 3 (янв.). - С. 165-171.
2. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Т.2. - М.,
1994.
3. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Т.10. - М.,
2000.
4. Житенев, Т.Е. Работа XIV отдела о церковноприходских школах на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 года // Вестник Волжского университета имени В Н. Татищева. - 2015. - № 2 (18). - С. 196-203.
5. К истории отделения Церкви от государства и школы от Церкви в СССР. Документы и материалы. Публикация М.М. Персица // Вопросы религии и атеизма. Сборник статей. Выпуск 5. - М., 1958. - С. 3-49.
6. Кравецкий, А. Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом). - М.,
2012.
7. Рождественский, А., свящ. Об организации религиозно-нравственного просвещения детей и юношества в отечественной православной Церкви ввиду декрета и запрещения преподавания религии в школах. (Доклад, прочитанный на общем собрании Мологского законоучительско-го съезда 7 февраля 1918 г. // Религия и школа. - № 7 (май). - С. 367-374.
8. Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Обзор Деяний. Третья сессия / сост. А.Г. Кравецкий и Г. Шульц. - М., 2000.
9. Священный Собор Православной Российской Церкви. Протоколы заседаний отдела о преподавании Закона Божия. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 396.
10. Синельников, С.П. Разработка концепции религиозного образования в документах Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. // Вестник ПСТГУ: История. История Русской Православной Церкви. - 2010. - Вып. П:3 (36). - С. 36-47.
11. Смолич, И.К. История Русской Церкви. Ч. 2. - М., 1997.