Научная статья на тему 'РЕАКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РЕАКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

рактеризуется крутой линией, падающей 7в 1956 г. Для статей журнала «Гигиена труда и профессиональные заболевания» то же самое выражено пологой кривой с падением в 1952 г., что еще более снижает индекс. В статьях по коммунальной гигиене, опубликованных в 1973 г., информационный пик приходится на издания 1968 г. Возрастной спад библиографии продолжается до 1954 г., и дрейф «трена» заканчивается в 1948 г. Низким значениям индекса Прайса способствует отклонение восходящей кривой цитирования от ординаты исследуемого года: чем больше угол отклонения, тем более низкий индекс можно ожидать, хотя при крутом падении нисходящей кривой этого может и не быть. Конечно, исследователь стремится к наибольшей информированности по теме своей работы, поэтому выход за границы пространства оперативной библиографии вполне оправдан. В научной литературе, относящейся к естествознанию, привлечение источников с 6—8-летним и более давним сроком издания, наблюдается в 58—60% случаев (А. И. Михайлов и Р. С. Гиляревский, 1970; Price).

Обращает на себя внимание изменение коэффициента <р, хотя показанный в таблице уровень его далеко не низкий. В отечественной научной периодике его средняя величина в библиографическом массиве равна 0,1—0,2 (Материалы I Всесоюзного симпозиума по документалистике, 1970). Следовательно, зафиксированное вначале высокое значение коэффициента <р, а затем снижение его с 1968 г. должны объясняться причинами, которые нужно искать в характере развития данной научной отрасли, или влиянием общей закономерности, связанной с состоянием теоретического фронта всей науки. Вопрос этот вне рамок нашего сообщения и нуждается в самостоятельном исследовании.

Проведенный анализ позволяет рекомендовать авторам научных работ более критически относиться к формированию пристатейной библиографии в смысле ее содержательности и количества в границах общепринятой квоты цитирования.

ЛИТЕРАТУРА. Burton R. Е., KeblerR. W., Am. Document., 1960, № 11, p. 18.— Price D. Вопр. философии, 1971, №3, с. 153. — U г q u -n a r t D., Advanc. Sei., 1964, v. 21, p. 279.

Поступила 14/V 1974 r.

За рубежом

УДК 612.821.053.5

В. Степанов, К. Провазник, Л. Комарек, Я- Йирасек

РЕАКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Медицинский гигиенический факультет Карлова университета, Прага, и Институт гигиены и эпидемиологии, Прага

Решая вопросы гигиены педагогического процесса, необходимо обращать внимание на возрастные особенности реактивности детского организма. Реактивность как функция, выраженная показателями готовности и пластичности формирующихся или сформированных реакций, является фактором, модулирующим ответы организма на внешние сигналы. Реактивность организма играет роль в формировании взаимной связи систем регуляции и интегрированной системы единой регуляции жизненных процессов при выполнении генетической программы развития организма. Оценка реактивности позволяет определить функциональные возможности регуля-

3 Гигиена и санитария Jft 6

65

ционных систем организма и в значительной степени — работоспособность организма. <

Опираясь на основные данные о труде школьников младшего школьного возраста, следует учитывать, что и в педагогическом процессе принимает участие целый комплекс сигналов, в большинстве случаев в форме сложных комбинированных заданий. В составе информационного содержания сигналов, примененных в процессе учебы, преобладает спектр новой информации. Ее биологическая значимость для конкретной ситуации фиксирована в кодовом ключе только частично. Нужно считать, что деятельность нервной системы при включении вызанной активности возбуждения в систему внеочередно регистрированной информации более затруднительна. В основе этой деятельности лежит ориентировочный рефлекс. Сравнительно длительный латентный период этого рефлекса необходим для регулировки кодового ключа прежде всего на уровне подкорковых отделов неспецифической части сенсорных путей.

Механизмы психической деятельности, которые преобладают в школьной работе, остаются для нас скрытыми, так как мы не знаем кода, по которому энергетические процессы в нервной ткани переходят в психические действия. Физиологические процессы, доступные нашему наблюдению, являются материальным субстратом и одновременно материальным условием умственного труда. Отношения между динамикой физиологических процессов и результатами умственной деятельности позволяют предполагать степень нагрузки центральной нервной системы во время учебы.

При решении гигиенических проблем сложного педагогического процесса нельзя обойтись без создания модельных обстановок как в лабораторных условиях, так и в условиях естественного эксперимента.

Для моделирования в условиях естественного эксперимента необходимо иметь в виду, что формирование стереотипов реакций на специфические сигналы (т. е. на сигналы, вытекающие из педагогического воздействия на школьника) имеет характер систематического освоения, систематического' упражнения. Степень освоения можно оценивать по динамике функциональных изменений в процессе его и по характеру реакции регулировочных систем на подаваемые сигналы.

Мы попытались ответить на вопрос, может ли запись электроэнцефалограммы (ЭЭГ) как функциональный параметр реактивности центральной нервной системы представить нам необходимую информацию для оценки весомости ориентировочного графического теста школьной зрелости. Были выбраны 3 группы детей с результатами теста школьной зрелости выше средних, средними и ниже средних. У этих детей мы наблюдали за следующими показателями записи ЭЭГ: торможением основного ритма при тесте открытия глаз, частотой основного ритма, изменениями активности во время глубокого дыхания (изменения эпизодические и длительные).

Результаты оценивали тестом %Была доказана достоверная зависимость результатов теста школьной зрелости от параметров записи ЭЭГ. Проба с глубоким дыханием показала, что существует связь между типом эпизодического ответа и критериями школьной зрелости. Проба отлично дифференцирует (прежде всего у детей старшего возраста) со средними результатами теста школьной зрелости и результатами выше среднего.

Для изучения влияния нагрузки центральной нервной системы у детей школьного возраста мы применяем метод вызванных потенциалов возбуждения при психосенсорной нагрузке, представленной в форме простых и удвоенных заданий. Для методического подхода использовали данные Brown и Poulton. Метод позволяет предоставлять исследуемым лицам 3 вида психосенсорных дискриминационных заданий с возрастающей интенсивностью. Оценивали изменения амплитуды потенциалов возбуждения как показатель способности обрабатывать дозированную психосенсорную нагрузку и как показатель функциональных изменений в коре головного мозга при возрастании такой нагрузки. Этот метод поможет познанию и объек-

тивизации трудно исследуемых физиологических механизмов при психосенсорной нагрузке центральной нервной системы и позволит моделировать основные моменты труда школьников.

С целью выяснения некоторых вопросов, касающихся морфологической и функциональной перестройки детей в критический для них период поступления в школу, когда на передний план выдвигается развитие интеграционных отношений в двигательной системе, мы использовали в качестве показателя наблюдаемых явлений измерение скорости проведения возбуждения (раздражения) моторными нервами (НиГвсИппск). Измеряли скорость проведения возбуждения в локтевом нерве на предплечьях обеих верхних конечностей при помощи электростимулирующей техники. Этот показатель оценивали в соотношении с результатами избранной группы тестов по статической координации, динамической координации и тонкой моторике (Котагек и соавт.; Озе^экО.

После оценки полученных данных мы пришли к выводу, что с увеличением возраста повышается корреляция результатов тестов статической и динамической координации; в наблюдаемых нами возрастных группах не обнаружена зависимость между отдельными тестами и скоростью проведения возбуждения в локтевом нерве; с увеличением возраста повышаются скорость проведения возбуждения и работоспособность в моторических тестах. Однако при этом подъем скорости проведения возбуждения в нервной ткани значительно менее крутой.

Эти данные заставляют осторожно подойти к оценке показателей реактивности у детей самого младшего школьного возраста, в особенности в тех случаях, когда результативная величина наблюдаемых функций проявляется посредством моторики ребенка.

Для работы в естественном эксперименте было выбрано 2 критерия: исследование динамики освоения реакции на простые световые сигналы и характер отзыва на эти сигналы в сфере артериальной моторики. Упрощение созданной модельной ситуации по сравнению с фактической деятельностью ребенка во время учебы заключается в следующем. В экспериментальной ситуации цветные световые сигналы не содержат биологически важной информации. Основные сведения этих сигналов заключаются в приказе: «Отличи и отметь». Наблюдаемые лица ожидают только 3 вида импульсов определенной комбинации. Блокада 2 импульсов из 3 возможных является значительным упрощением функции декодирующего ключа в центральной нервной системе. Реактивность ребенка оценивается на основании скорости и безошибочности различения цвета светового сигнала и манифестации этого различения. Таким образом, по нашему мнению, выявляются процессы формирования совокупности реакций, ускоряющих исход манифестационной фазы акта, прежде всего механизмы перевода активности возбуждения в моторные зоны. В этих механизмах элемент освоения проявляется таким же способом, как и при фактическом труде детей в школе.

В качестве модели для динамики освоения мы использовали величины его кривых, характеризующие зависимость латентного периода от повторения серии световых сигналов в программированном порядке.

Анализируя полученные кривые, мы заинтересовались тем, какие свойства сигналов участвуют в формировании кривой освоения. Мы предполагали, что в нашем случае применяется логика прогноза как одна из первостепенных биологических функций. Поэтому в некоторых сериях опыта была нарушена логика программированной последовательности цвета сигналов, начиная с 4-й из 9 серий, составленных из 270 импульсов при помощи ключа равномерного размещения вариантов цветов сигналов. Вмешательства привели к необычным и неожиданным изменениям в последовательности цветов отдельных сигналов. Результативная кривая, изображающая динамику изменений латентного периода в таких случаях, не получила типичного характера освоения. Индивидуальные различия, характе-

ризующиеся сигмальными отклонениями, получили при вмешательствах в программу другой характер. Характеристика этих кривых «без освоения» сохранилась и после годичного повторения серии исследований.

Ввиду того что в младшем школьном возрасте значительно выделялась группа детей 1-го класса (детей шестилетнего возраста), нас интересовало, как будет отражаться работа детей с реактометром в функциональной системе артериальной моторики. После завершения серии освоения мы сравнивали у детей 1-го и 2-го классов плетизнографические записи при работе с реактометром. Для оценки этой записи применяли критерии, разработанные Burch. При сравнении кратности наличия всех выбранных знаков пле-тизмограммы в период спокойствия не проявилось статистически достоверных различий между обеими группами детей. В записи в период работы с реактометром мы нашли у детей из 2-го класса спорадическую характеристику формирующихся стереотипных отзывов. В записях этого периода у обеих групп преобладали знаки, характерные для неосвоенной и даже стрессовой нагрузки.

Наши данные показывают, что с увеличением возраста детей сокращается время, необходимое для манифестации ответа на световые сигналы. Динамика освоения в каждой из наблюдаемых возрастных групп имеет аналогичный характер. При наличии знаков, характеризующих освоение простой деятельности, в функциональных сферах детей младшего школьного возраста остаются следы выраженной ориентировочной реакции и черты неосвоенной и даже стрессовой нагрузки.

Выводы]

1. Реактивность детского организма в школьном возрасте можно охарактеризовать показаниями ЭЭГ при сопоставлении с показателями школьной зрелости, при помощи скорости проведения возбуждения в нервной ткани в соответствии с тестами статической и динамической координации и тестами тонкой моторики, а также при помощи показателей освоения внешних сигналов.

2. Установлена достоверная связь между результатами теста школьной зрелости и записью параметров ЭЭГ; доказана зависимость выполнения отдельных моторных тестов от скорости проведения активности возбуждения в локтевом нерве; показана зависимость динамики освоения световых сигналов от возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

ЛИТЕРАТУРА. Brown I.D., Poult o'n Е. С., Ergonomics, 1961, v. 4, p. 35. — В и г с h G. Е., Digital Plethysmography. New York, 1954. -Huf-chmidt H., Ann. paediat. (Basel), 1963, v. 200, p. 93. — К о m ä r e k L., Pro-vaznikK-, Horäikovä D., Hodnoceni motorickeho vyvoje Deti z materske-skoly. Praha, 1973. c. 29. — О s e r e t s k i N.J., Z. Kindeheilk., 1925, Bd .30, S. 300.

Поступила 27/XI 1974 r

УДК 613.15Е.З+614.7]-07:612.3;

Канд. мед. наук Т. А. Попов

К ВОПРОСУ В ВЫБОРЕ МЕТОДОВ ДЛЯ'ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕЧЕНИ ПРИ ГИГИЕНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ

Институт гигиены, охраны труда и профессиональных заболеваний — Центра гигиены, София

Представители советской школы профилактической токсикологии внесли значительный вклад в определение диагностической ценности печеночных функциональных тестов. В опытах И. П. Улановой, Е. Я. Арзяе-вой, В. Е. Миклашевского и соавт., В. Н. Тугариновой и В. Е. Микла-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.