УДК: 616.831-005.4-036.82/86-053.32
DOI: 10.37279/2413-0478-2021-27-4-52-56
Каладзе Н. Н., Рыбалко О. Н.
РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОЗДНИХ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ
ЦЕРЕБРАЛЬНУЮ ИШЕМИЮ
ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», Институт «Медицинская академия имени С. И. Георгиевского», г. Симферополь
Kaladze N. N., Rybalko O. N.
REHABILITATION OF LATE PREMATURE INFANTS WHO HAVE SUFFERED
CEREBRAL ISCHEMIA
FSAOU VO "V. I. Vemadsky KFU", Institute "S. I. Georgievsky Medical Academy", Simferopol
РЕЗЮМЕ
Актуальность. Психомоторное развитие детей является комплексным параметром формирования организма и диагностически достоверным методом оценки психического и соматического здоровья. В настоящее время увеличивается число новорожденных, особенно среди недоношенных детей, у которых формируются серьезные неврологические проблемы, которые изначально определялись задержкой психомоторного развития и расценивались, как морфофункциональная особенность незрелого ребенка. Целью нашего исследования было обоснование проведения реабилитационных мероприятий у поздних недоношенных новорожденных детей, перенесших церебральную ишемию. Материалы и методы: дети в возрасте 1 месяца с учетом постконцептуального возраста, родившиеся поздними недоношенными и перенесшими церебральную ишемию в неонатальном периоде. Степень психомоторного развития обследуемых детей оценивалась по шкале Бейли-2. Результаты. У обследованных детей отмечалась задержка моторного развития легкой и умеренной степени, задержка психического и поведенческого развития была преимущественно умеренной степени. Заключение. Полученные данные показали, что поздние недоношенные дети, перенесшие церебральную ишемию, требуют расширенного спектра реабилитационных мероприятий, направленных на предотвращение осложнений со стороны моторной и психической сфер развития. Арт-терапия, кинезиотерапия и физиотерапия являются неинвазивным и немедикаментозным методом, который оказывает мягкое терапевтическое воздействие на развивающийся организм посредством активации собственных компенсаторных механизмов ребенка.
Ключевые слова: поздние недоношенные дети, психомоторное развитие, неврологические проблемы, шкала Бейли-2, реабилитация.
SUMMARY
Psychomotor development of children is a complex parameter of the formation of the body and a diagnostically reliable method of assessing mental and somatic health. Currently, the number of newborns is increasing, especially among premature infants, who develop serious neurological problems that were initially determined by a delay in psychomotor development and were regarded as a morphofunc-tional feature of an immature child. The purpose of our study was to substantiate the implementation of rehabilitation measures in late premature newborns who have suffered cerebral ischemia. Materials and methods: children aged 1 month, taking into account postcon-ceptual age, who were born late prematurely and suffered cerebral ischemia in the neonatal period. The degree of psychomotor development of the examined children was assessed using the Bayley scales of infant development (BSID)-2. Results. The examined children had mild and moderate motor development delay, mental and behavioral development delay was predominantly moderate. Conclusion. The data obtained showed that late premature infants who have suffered cerebral ischemia require an expanded range of rehabilitation measures aimed at preventing complications from the motor and mental spheres of development. Art therapy, kinesiotherapy and physiotherapy are non-invasive and non-drug methods that have a mild therapeutic effect on the developing body by activating the child's own compensatory mechanisms.
Key words: late premature babies, psychomotor development, neurological problems, Bayley-2 scale, rehabilitation.
В Российской Федерации когнитивные и поведенческие расстройства занимают лидирующую позицию в структуре неврологической и психиатрической патологии у детей старше 3 лет [1]. Согласно данным многочисленных исследований, показатели частоты задержки психомоторного развития и поведенческих нарушений отличаются неравномерностью распределения в отдельных регионах РФ [2]. Задержка психомоторного развития и общие нарушения речи приводят к регрессу умственных способностей разной степени тяжести, осложняют формирование высших функций познавательной деятельности. Нарушения речи, по данным Всемирной организации здравоохранения, отмечаются в настоящее время в среднем у 30 % детей в возрасте 6-7 лет [3].
Зарубежные исследования показали, что частота поведенческих расстройств у поздних недоношен-
ных детей, начиная с 2-3 летнего возраста, варьирует от 5 % до 20 % и выше [5]. Распространенность умеренных и тяжелых нарушений речи, по данным последних рандомизированных исследований, менее 0,1 % [6].
Наиболее серьезную проблему представляет задержка психомоторного развития у поздних недоношенных новорожденных, характеризующаяся нарушением основных компонентов двигательной, речевой и психомоторной систем [7]. Именно эта группа детей представляет сложную проблему для специалистов, так как она характеризуется различной этиологией дефекта в развитии и неоднородностью клинических проявлений. Определить на достаточно раннем этапе причину задержки психомоторного развития не просто, но очень важно, поскольку нарушения психомоторного развития в той или иной степени влияют на различные стороны
жизни ребенка. В свою очередь, при анализе перинатального периода детей с поведенческими нарушениями отмечалось, что больше половины из них перенесли асфиксию в родах и получали лечение в связи с церебральной ишемией (ЦИ) [8].
Целью нашего исследования было обоснование проведения реабилитационных мероприятий у поздних недоношенных новорожденных детей, перенесших церебральную ишемию.
Материалы и методы
Основное исследование проводилось на базе ГБУЗ РК "Алуштинская центральная городская больница" (Детская поликлиника). Обследовано 200 поздних недоношенных новорожденных детей в возрасте 1 месяц с учетом постконцептуального возраста (ПКВ), среди которых 110 новорожденных с ЦИ, составивших общую группу (ОГ) и 90 здоровых поздних недоношенных новорожденных - контрольная группа (КГ). Поздним недоношенным ребенком считается новорожденный, срок гестации которого при рождении составлял от 34 до 36 недель включительно.
Контрольную группу (КГ) составили дети, которые родились в сроке 34-36 недель, без ЦИ или патологии ЦНС. Дети из этой группы находились в родильном доме на совместном пребывании со своими матерями. В данном исследовании поздние недоношенные дети были обследованы по адаптированной шкале нервно-психического и моторного развития -Bayley scales of infant development (BSID)-2 в возрасте 28 дней, 1, 2, 3 года жизни [58]. Определение особенностей развития детей производилось по основным индексам психомоторного развития ребенка и дается заключение по общему их показателю:
- индекс психического развития (ИПР),
- индекс моторного развития (ИМР),
- поведенческий индекс (ПИ).
Нормой считается, если ребенок набирает 90 баллов и выше, задержкой психомоторного развития легкой степени считается получении оценки 80-89 баллов, задержка психомоторного развития умеренной степени - 70-79 баллов и тяжелая задержка психомоторного развития - 69 и ниже баллов. По достижению месячного возраста с учетом постконцептуального показателя в ОГ преобладали умеренные нарушения психомоторного развития у 64 (58,2 %) поздних недоношенных детей, в КГ наибольшую долю представляли легкие нарушения развития по шкале Бейли-2 - у 61 (67,8 %) ребенка.
Результаты
Нами определялся ИМР, который включал в себя оценку крупной и мелкой моторики у поздних недоношенных новорожденных в ОГ и КГ. Крупная моторика оценивалась по следующим направлениям: движение конечностей и туловища, статическое позиционирование, динамическое движение, локомоция, координация и баланс тела в пространстве. Анализ мелкой моторики включал оценку следующих навыков: хватание, перцептивно-моторную интеграцию, мышечное планирование, скорость визуального сопровождения, захват и манипулирование объектами, функционирование рук и реакции детей на тактильную информацию.
Y. Futagi et all. (1995) и Т. Р. Монтгомери (1993) отмечали, что асимметрия основных навыков в двигательной сфере, особенно отклонения в крупной моторике в период новорожденности, является наиболее информативным прогностическим признаком нарушения двигательного развития в будущем [10]. Нарушения моторного развития разной степени тяжести отмечались в ОГ и КГ; по гестаци-онному возрасту распределение индекса однородное. Нарушения ИМР легкой степени в ОГ значительно преобладали (р<0,01- р<0,001) и наблюдались у 71 (64,5 %) ребенка. В КГ нарушение ИМР отмечались у 52 (57,7 %) детей. Нарушения ИМР умеренной степени в ОГ составили 39 (35,5 %), в КГ - 5 (5,6 %). В КГ были дети с нормальным ИМР - 33 (36,7 %), в ОГ такие дети отсутствовали.
По нашим данным, в ОГ определена достоверная корреляционная связь между степенью тяжести ЦИ
и выраженностью нарушения ИМР у поздних недоношенных новорожденных.
Индекс психического развития определялся у поздних недоношенных детей по следующим разделам: сенсорика, объектная связанность, формирование концепции, память ребенка. Отдельно оценивались параметры экспрессивного развития: лепет, жестикуляция, совместное общение, словарный запас; и параметры рецептивного развития: способность идентифицировать объекты, изображения, понимание морфологических маркеров, и вербальное восприятие.
Nelson K. B. (1991); Eken P. et al. (1995) определили в своих исследованиях, что недоношенные новорожденные, перенесшие ЦИ с синдромом угнетения ЦНС, в отдаленном периоде имеют более низкие темпы психомоторного развития, чем их сверстники из группы доношенных новорожденных [11]. Наши исследования подтвердили наличие задержки психомоторного развития, особенно когнитивной сферы, в КГ - у 36 (40 %) детей и в ОГ -у 59 (53,6 %) поздних недоношенных.
Нарушения ИПР разной степени тяжести отмечались в ОГ и КГ, по ГВ распределение индекса однородное. Нарушения ИПР легкой степени преобладало значительно (р<0,01 - р<0,001) в ОГ, что составляет 59 (53,6 %), в свою очередь в КГ - у 52 (57,8 %) детей. Нарушения ИПР умеренной степени в ОГ были у 33 (30 %) пациентов, в КГ - у 6 (6,7 %) детей. В КГ было 32 (35,5 %) ребенка с нормальным ИПР, в ОГ такие дети отсутствовали. Можно предположить, что ИПР определяет отклонения психического развития у поздних недоношенных новорожденных при ЦИ до формирования необратимой патологии (р<0,05).
По нашим данным, определена достоверная корреляционная связь (г=0,67, р<0,05) между степенью тяжести ЦИ и выраженностью нарушения ИПР у поздних недоношенных новорожденных детей.
Поведенческий индекс (ПИ) в исследовании был определен оценкой следующих показателей: самоконтроль и интерес к окружающему миру, потребности в общении, вовлечение других в процесс коммуникации, установление отношений, использование эмоций в интерактивной и целенаправленной манере, логическое и абстрактное мышление.
Полученные результаты подтвердили концепцию B. C. L. Touwen (1981) и Г. Н. Крыжановского (1997), согласно которой у недоношенных детей с ЦИ формируется поведенческий дефицит, позволяющий утверждать, что такие дети составляют группу риска по психическим проблемам [12].
Отклонения показателей ПИ разной степени тяжести отмечались в ОГ и КГ; по ГВ распределение индекса однородное. Нарушения ПИ легкой степени преобладало значительно (р<0,01 - р<0,001) в ОГ и присутствовали у 65 (59,1 %) детей, в свою очередь в КГ - у 45 (50 %) обследованных. Изменения ПИ умеренной степени в ОГ были у 33 (30 %) детей, в КГ - у 10 (11,1 %) пациентов, при этом в КГ было 35 (38,9 %) детей с нормальным ПИ, а в ОГ такие дети отсутствовали. Возможно ПИ следует использовать в ранней диагностике поведенческих нарушений у поздних недоношенных новорожденных (р<0,05).
Определена достоверная корреляционная связь (г=0,69, р<0,05) между степенью тяжести ЦИ и выраженностью изменений ПИ у поздних недоношенных новорожденных, что может быть использовано в формировании индивидуальной программы реабилитации последствий ЦИ.
Полученные результаты по моторному, психическому и поведенческому индексах суммируются, и рассчитывается среднестатистическое значение по общему индексу (ОБ) психомоторного развития. Данный показатель дает представление об уровне развития ребенка, характеризуя его навыки и адаптационные способности.
Изменение показателей ОБ разной степени тяжести отмечались в ОГ и КГ; по ГВ распределение индекса однородное. Нарушения ОБ легкой степени значительно преобладали (р<0,01 -р<0,001) в КГ, что наблюдалось у 61 (67,8 %) ребенка, в свою очередь в ОГ - у 25 (22,7 %) детей. Изменения ОБ умеренной степени в ОГ были у 64 (58,2 %) детей, в КГ - у 29 (32,2 %) пациентов. В ОГ присутствовало нарушение ОБ тяжелой степени в 21 (19,1 %) случаев, такие изменения ОБ отсутствовали в КГ.
Проведена оценка связи ОБ и степеней ЦИ в ОГ для определения прогностической достоверности данного показателя у поздних недоношенных детей в конце первого месяца жизни с учетом постконцептуального возраста.
Корреляционная связь (г=0,65; р<0,05) между степенью тяжести ЦИ и выраженностью изменений ОБ у поздних недоношенных новорожденных отображала достоверность данного показателя, ухудшение состояния ребенка с увеличением степени тяжести повреждения головного мозга.
Учитывая вышеизложенные данные, указывающие на наличие проблем созревания мозговой ткани у детей в КГ и нарушение нейрональной пластичности после ЦИ в ОГ, возникает необходимость использования психоневрологических шкал для объективизации оценки психомоторного развития ребенка и определения отдаленных прогнозов в состоянии новорожденных детей после ЦИ. Полученные данные указывают на необходимость реабилитационных мероприятий в раннем возрасте с целью предотвращения формирования патологии ЦНС.
Обсуждение
Поздние недоношенные дети, перенесшие ЦИ, демонтируют нарушение психического и моторного развития, поэтому необходима комплексная реабилитация. Согласно международным стандартам базовым методом, которому обучаются родители ребенка, считается массаж. При воздействии на кожу ребенка стимулируются нервные окончания, которые передают импульсы на кору головного мозга. Массаж таким образом оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, отвечающую за работу всех внутренних органов. Регулярные занятия с ребенком позволяют своевременно определить нарушения его развития, а также сформировать правильные двигательные навыки. Кроме того, благодаря детскому массажу происходит укрепление иммунитета, нормализация мышечного тонуса, ускорение физического и умственного развития. И самое главное укрепление связи между
родителями и ребенком. Нейрофизиологи установили, что постоянный тактильный и звуковой контакт ребенка с матерью снижает порог болевой чувствительности, уменьшает количество стрессовых гормонов и нормализует тонус вегетативной нервной системы [12].
Кинезиологические мероприятия, именуемые в нашей стране как лечебная физкультура, указывают положительный эффект на периферическую нервную систему, стимулируя проводящие пути от периферии к центру и способствуя дозреванию нервных центров [12]. У поздних недоношенных детей наиболее эффективными были кинезиологические мероприятия в воде. Гидрокинезиотерапия продемонстрировала повышение моторного индекса, улучшение показателей костно-мышечной системы у обследованных детей.
К реабилитационным мероприятиям с достоверным эффектом у детей раннего возраста относят Войта-терапию (рефлексная локомоция) и Бобат-терапию.
Войта-терапия воздействует на имеющиеся нервные связи на самых разных уровнях тела ребенка (от скелетной мускулатуры до внутренних органов, с простейшего управления ЦНС и до более высоких мозговых структур), используя врожденные способности пациента [13].
Эффект Войта-терапии формирование двигательных навыков, соответствующих возрасту ребенка. Для его решения используют рефлекс ползания и рефлекс поворота. Их основные феномены имеют влияние на управление телом в целом, его вертика-лизацию и возможность передвижения. Оба двигательных комплекса содержат элементарные компоненты передвижения: автоматическое управление равновесием при движении, выпрямление тела против силы тяжести и целенаправленные хватательные и шаговые движения конечностей [14].
В свою очередь, Бобат-терапия - это нейро-разви-вающее лечение, которое восстанавливает мышечный тонус и стимулирует развитие правильной моторики. Эффектом Бобат-терапии является формирование правильной схемы движения и применение полученных навыков в повседневной жизни. Серия приемов этого метода помогает бороться с мышечной спастичностью и постепенно заменить патологические рефлексы и движения на естественные, чтобы в дальнейшем их закрепить у детей с патологией ЦНС [15]. При определении задержки моторного развития у поздних недоношенных детей, перенесших ЦИ, возможен подбор индивидуальной программы реабилитации включающий базовые методы (массаж, кинезиотерапия и гидротерапия) и специфические методы (Войта или Бобат-терапия).
Улучшение моторного развития влияет на повышение показателей психического развития, но не корригирует когнитивные нарушения, поэтому реабилитационные мероприятия требуют дополнительных методов воздействия на психическую и поведенческую сферы. Эффекты арт-терапии отвечают всем необходимым направлениям когнитивного развития ребенка. В настоящее время под арт-терапией в широком смысле понимают использование всех видов искусств с лечебными, коррекцион-ными и развивающими целями. Частные формы арт-терапии для детей раннего возраста могут быть
представлены: вокалотерапиеи - лечение пением; драматерапией, где в качестве лечебного фактора использует средства театрального искусства и ролевой игры; изотерапией - лечение цветами, образами рисунков; музыкотерапией - лечебное воздействие через восприятие музыки. Опираясь на работы А. И. Копытина, отметим наиболее значимые преимущества арт-терапии, которыми она обладает по сравнению с другими видами психотерапии [16]. Прежде всего, любой ребенок может учувствовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него больших способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию арт-терапевтическом процессе. Основные воздействия арт-терапевтического воздействия на ребенка: коммуникативное (происходит усвоение общечеловеческих социально-культурных ценностей), регулятивное (снятие общего психического напряжение, снижение остроты стрессовых состояний), когнитивное (развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер, речевая стимуляция) и коррекционное (блокировка патологических паттернов боли и страха, поведенческих отклонений) [17].
Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами - задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях изотерапия выполняет психотера-
певтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами [19].
Использование музыкотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребёнку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Стимулирующий характер музыкотерапии позволяет повысить восприимчивость ребенка к другим реабилитационным мероприятиям. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание [20].
Заключение
Внедрение в практику комплексной методики физической реабилитации поздних недоношенных детей первого года жизни, перенесших церебральную ишемию, позволит сократить объем медикаментозной терапии, функционально компенсировать неврологические нарушения, скорригировать психомоторное развитие.
Методика ранней неинвазивной и немедикаментозной реабилитации недоношенных детей, реализуемая в амбулаторно-поликлинических условиях, должна быть построена с учетом стадии и степени тяжести заболевания, уровня физического развития, неврологического и психомоторного статуса ребенка, а также скорости освоения двигательных навыков.
Литература/References
10.
Пальчик А. Б. Лекции по неврологии развития. - М.: «МЕД- 11. пресс-информ»; 2012. [Palchik A. B. Lekcii po nevrologii razvitiya. Moscow: «MEDpress-inform»; 2012. (in Russ.)] Журба JI. Т., Мастюкова Е. А. Нарушение психомоторного 12. развития детей первого года жизни. - М.: Медицина; 1990. [Zhurba L. T., Mastyukova E. A. Narushenie psihomotornogo razvitiya detey pervogo goda zhizni. Moscow: Medicina; 1990. (in 13. Russ.)']
Bayley D.B., Buysse V., Simeonsson R.J. Individual and team
consensus ratings of child functioning. Dev. Med. Child Neurol. 14. 1995:37:246-259.
Volpe J.J. Neurology of the newborn. 5nd ed. Philadelphia; 2008. ' ' 15.
Himmelmann K., Uvebrant P. The panorama of cerebral palsy in Sweden. XI. Changing patterns in the birth-year period 20032006. Acta Paediatr (2014)' 103:618-24. doi: 10.1111/ара. 12614 16.
Donald KA., Samia P., Kakooza-Mwesige A., Bearden D. Pediat-ric cerebral palsy in Africa: a systematic review. Semin Pediatr Neurol. 2014; 21:30-5. doi:10.1016/j.spen.2014.01.001 Rosenbaum P., Paneth N.. Leviton A., Goldstein M., BaxM., 17. Damiano D., et al. A report: the definition and classification of cerebral palsy April 2006. Dev Med Child Neurol. 2007; 109:814.
Smithers-Sheedy H., Badawi N., Blair E., Cans C., Himmelmann К., Krägeloh-Mann I., et al. What constitutes cerebral palsy 18. in the twenty-first century? Dev Med Child Neurol. 2014; 56:3238. doi:10.1111/dmcn.12262
World Health Organization. International Classification of Functioning Disability and Health: Children and Youth Version - ICF- 19. CY. Geneva: World Health Organization (2007). 322 p. Judas M., Sedmak G., Kostovic I. The significance of the subplate 20. for evolution and developmental plasticity of the human brain. Front Hum Neurosis. 2013;7:423. doi:10.3389/fnhum.2013.00423
Volpe JJ. Brain injury in premature infants: a complex amalgam of destructive and developmental disturbances. Lancet Neurol. 2009;8:110-24. doi: 10.1016/ S1474-4422(08)70294-1 Dobbing J., Sands J. Quantitative growth and development of human brain. Arch Dis Child (1973) 48:757-67. doi:10.1136/adc.48.10.757
Kolb M., Mychasiuk R., Muhammad A., Gibb R. Brain plasticity in the developing brain. Prog Brain Res. 2013;207:35-64. doi:10.1016/B978-0-444-63327-9.00005-9
Hadders-Algra M. General movements: a window for early identification of children at high risk for developmental disorders. J Pediatr. 2004;145:12-8. doi:10.1016/j.jpeds.2004.05.017 Pavlova MA., Krageloh-Mann I. Limitations on the developing preterm brain: impact of periventricular white matter lesions on brain connectivity and cognition. Brain. 2013;136:998-1011. doi:10.1093/brain/aws334
Sannia A., Natalizia AR., Parodi A., Malova M., Fumagalli M., Rossi A., et al. Different gestational ages and changing vulnerability of the premature brain. J Matern Fetal Neonatal Med. 2013. doi:10.3109/14767058.2013.796166
Maitre NL., Marshall DD., Price WA., Slaughter JC., O'Shea TM., Maxfield C., et al. Neurodevelopmental outcome of infants with unilateral or bilateral periventricular hemorrhagic infarction. Pediatrics (2009) 124:e1153-60. doi:10.1542/peds.2009-0953
Mclntyre S., Taitz D., Keogh J., Goldsmith S., Badawi N., Blair E. A systematic review of risk factors for cerebral palsy in children born at term in developed countries. Dev Med Child Neurol. 2013;455:499-508. doi:10.1111/dmcn.12017 Colver A., Fairhurst C., Pharoah PO. Cerebral palsy. Lancet. 2014;383:1240-9. doi: 10.1016/S0140-6736(13)61835-8 Prechtl HFR. The Neurological Examination of the Full-Term Newborn Infant. Clinics in Developmental Medicine. No 63. 2-nd ed. London: Heinemann; 1977: 68.
Сведения об авторах:
Каладзе Николай Николаевич - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой педиатрии, физиотерапии и курортологии ФПМКВК и ДПО ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Институт «Медицинская академия имени С. И. Георгиевского», 295051, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, бульвар Ленина, 5/7, e-mail: evpediatr@rambler.ru
Рыбалко Ольга Николаевна - врач педиатр-невролог, Алуштинская ЦГБ (Детская поликлиника), тел +79785464377, e-mail: zigaron@mail.ru
Information about authors:
Kaladze N. N. - http://orcid.org/0000-0002-4234-8801 Rybalko O. N. - http://orcid.org/0000-0002-0904-0901
Конфликт интересов. Авторы данной статьи заявляют об отсутствии конфликта интересов, финансовой или какой-либо другой поддержки, о которой необходимо сообщить.
Поступила 29.11.2021 г.
Conflict of interest. The authors ofthis article confirmed financial or any other support with should be reported.
Received 29.11.2021
Исполнилось 55 лет со дня рождения Горлова Александра Александровича (1966-2009),
талантливого ученого, физиотерапевта, курортолога, проректора по гуманитарному образованию Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского, доктор медицинских наук (2003), профессор (2004), заведующего кафедрой лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии, председателя Крымского клуба биоэтики и экологии, руководителя Студенческого научного общества и Союза молодых ученых КГМУ После окончания Крымского медицинского института интернатуры работал на кафедре медицинской физики (1990). В 1994 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Биологические реакции компонентов системы гемостаза при УФ облучении». В 2002 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Иммуно-биохимические аспекты эффективного использования ультрафиолета в клинической практике». С 2004 года профессор Горлов А. А. возглавил кафедру ЛФК и спортивной медицины с курсом физиотерапии Крымского государственного медицинского университета. Была открыта научная тема «Имунно-биохимические и физиологические аспекты повышения эффективности адаптационных процессов, реабилитации, лечебного действия физиотерапевтических факторов и ЛФК с учетом конституционального и генетического полиморфизма». Автор более 200 печатных работ: научных статей, монографий, учебников, методических указаний. Под его руководством были защищены 2 кандидатские диссертации, формировалась новая научная школа, создана современная база иммунологического исследования. Куратор студенческого научного общества (1999-2009). Инициатор создания Союза молодых ученых КГМУ. В 2001 г. по инициативе А. А. Горлова был организован Крымский клуб биоэтики и экологии, а также одна из первых в Украине комиссия по биоэтике при Крымском государственном медицинском университете. Президент Крымского клуба биоэтики и экологии. Глав -ный редактор журнала «Вестник биоэтики и экологии». А. А. Горлов, обладая удивительным даром увлекать студентов научными исследованиями, воспитал большую группу молодых специалистов, многие из которых впоследствии стали преподавателями различных кафедр Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского. Известно литературное творчество А.А. Горлова. На территории Крымского медицинского университета установлена мемориальная доска памяти профессора А.А. Горлова, проводятся, посвященные ему, ежегодные научные чтения.