2019, том 22, № 3 УДК: 616-053.32-058.86
ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ ШКАЛ В ДИАГНОСТИКЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦНС У НЕДОНОШЕННЫХ
НОВОРОЖДЕННЫХ
Рыбалко О. Н.
Кафедра педиатрии, физиотерапии и курортологии, Медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 295051, г. Симферополь, бульвар Ленина, 5/7; г. Симферополь, Россия. Для корреспонденции: Рыбалко Ольга Николаевна, аспирант кафедры педиатрии, физиотерапии и курортологии Медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», E-mail: [email protected] For correspondence: Rybalko Olga Nikolaevna, postgraduate student from pediatric, physiotherapy and rehabilitation department, Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU, Simferopol, Russia, е-mail: [email protected]
Information about author:
Rybalko O. N., http://orcid.org/0000-0002-0904-0901
РЕЗЮМЕ
Психомоторное развитие детей является комплексным параметром формирования организма и диагностическим достоверным методом оценки психического и соматического здоровья. В настоящее время увеличивается число новорожденных, особенно среди недоношенных детей, у которых формируются серьезные неврологические проблемы, которые изначально определялись задержкой психомоторного развития и расценивались, как морфофункциональная особенность незрелого ребенка. В нашей стране и за рубежом существуют различные шкалы для контроля развития детей. В связи с данной проблемой, нами изучены материалы научных баз данных: Cochran library, Medline, PabMed, OMIM, Orphanet, Clinical Trials, EuroGentest, Genetic Alliance, GARD. Проведен сравнительный анализ шкал для оценки психомоторного развития, общепринятых в нашей стране, и используемых за рубежом. Полученные данные помогли установить правомочность использования наиболее достоверных шкал для недоношенных новорожденных. Следовательно, для практической работы с недоношенными новорожденными могут быть рекомендованы в первую очередь те шкалы, которые содержат наиболее достоверные показатели, учитывающие их морфофункциональные особенности и не имеют длительных перерывов в проверке динамики развития детей.
Ключевые слова: недоношенные новорожденные, дети раннего возраста, нервно-психическое развитие, шкалы развития, состояние здоровья, гипоксически-ишемическое поражение ЦНС, прогнозирование.
PSYCHOMOTOR SCALES PROGNOSTIC ROLE IN PREVENTION OF HYPOXIC-ISCHEMIC ENCEPHALOPATHY CONSEQUENCES IN PRETERM INFANTS. LITERATURE REVIEW
Rybalko O.N.
Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU, Simferopol, Russia
There is no denying that the psychomotor development of children is a complex parameter of the body formation and a reliable diagnostic method for assessing mental and somatic health. Currently, the number of newborns who has serious neurological problems, which were initially determined by the delay of psychomotor development and were regarded as the morphological and functional features of an immature child is increasing, especially among premature infants. In our country and abroad, there are different scales to monitor the children development. In connection with this problem, we studied the scientific databases materials: Cochran library, Medline, Pab Med, OMIM, Orphanet, Clinical Trials, Euro Gen test, Genetic Alliance, GARD. Than the comparative analysis of the scales for assessing psychomotor development, generally accepted in our country and used abroad was made during literature review. Moreover, the data obtained helped to establish the eligibility of the most reliable scales for premature infants. Therefore, for practical work with premature newborns can be recommended in the first place those scales that contain the most reliable indicators, taking into account their morphological and functional features, do not have long breaks in checking the dynamics of children development.
Key words: premature newborns, hypoxic-ischemic lesions of the Central nervous system, young children, neuropsychiatry development, development scales, health status, prognosis
Нервно-психическое развитие детей является важным показателем психического и соматического здоровья. Адекватная и своевременная оценка нервно-психического развития детей позволяет выявить ранние отклонения в состоянии здоровья и выделить значительную группу детей (до 10%) с проявлениями отставания в развитии разной сте-
пени тяжести, а также осуществлять прогностические исследования. Диагностика нервно-психического развития стала наиболее актуальной в настоящее время, поскольку наблюдается постоянное увеличение числа новорожденных с различными заболеваниями, приводящими к инвалидности и социальной дезадаптации. В нашей стране и
за рубежом создано много шкал для контроля за нервно-психическим развитием детей, однако эти шкалы не связаны друг с другом и их сравнительный анализ никогда не проводился. Отсутствие таких знаний вызывает определенные трудности и у практических врачей, и у исследователей. В связи с этим, мы поставили задачу провести сравнительный анализ наиболее известных и часто используемых практическими специалистами шкал развития. Окончательная цель анализа данных литературы - определить наиболее оптимальную шкалу для ранней диагностики отклонений в развитии у недоношенных детей, потому что большой процент исходов среди данной популяции демонстрирует развитие детского церебрального паралича (ДЦП) и других тяжелых неврологических нарушений. Задержка психомоторного развития считается одним из первых признаков формирования детского церебрального паралича у детей с перинатальным поражением ЦНС, особенно среди недоношенных детей. В современном мире существует разнообразное множество методик оценивания психомоторного развития, однако они не широко используются в практическом здравоохранении в связи с временными затратами и недостоверностью инструментов оценивания для определенных групп пациентов. Следовательно, необходим поиск наиболее достоверных и прогностически надежных маркеров для прогноза осложнений перинатального поражения ЦНС и предотвращения серьезных последствий, как ДЦП ведущих к инвалидности и смертности.
Ранняя диагностика и раннее вмешательство после перинатального поражения головного мозга необходима в течение первого года после родов. В течение этого периода двойная неокортикальная схема, в которой сосуществуют блоки нейрональ-ной подложки и кортикальной пластины, постепенно замещается общей схемой развивающихся сетей в кортикальной пластине. Кроме того, мозжечок демонстрирует значительные изменения в развитии в этот период [1; 5]. Для диагностики эти нейробиологические изменения имеют большое значение. Возрастные особенности нервной системы влияют на то, как выражается нейронная дисфункция. Оценка изменений развития головного мозга имеют важно для прогнозирования нарушений и осложнений перинатального генеза в раннем возрасте [2; 7].
Прогнозирование последствий перинатального поражения ЦНС улучшается, когда мы используем несколько инструментов, таких как нейрови-зуализация, неврологические и нейромоторные обследования, нейрофизиологические оценки [3]. Прогнозирование также существенно улучшается, когда используются продольные ряды оценок -
стратегии развития лучше всего предсказывают результат развития [4].
Были систематизированы имеющиеся сведения в отечественной и зарубежной литературе относительно основных шкал психомоторного развития у недоношенных детей. Изучены материалы научных баз данных: Cochran library, Medline, PabMed, OMIM, Orphanet, Clinical Trials, EuroGentest, Genetic Alliance, GARD. Проанализированы обзоры наиболее часто используемых и достоверных психомоторных шкал для прогнозирования состояния детей, родившихся раньше срока и перенесших ги-поксически-ишемическое поражение центральной нервной системы.
Психомоторные шкалы часто используются для мониторинга развития детей высокого риска по ранним и поздним осложнениям после гипок-сически-ишемическое поражение центральной нервной системы перинатально обусловленного. Наиболее известными методами являются оценка Дубовица для новорожденных (Dubowitz method for neurologic assessment of the newborn) [4; 15]. Неврологическая оценка недоношенного и доношенного ребенка по методу Дубовица использовалась для оценки младенцев, подверженных риску развития серьезных неврологических заболеваний. Критерии для классификации результатов неврологической оценки Дубовица были разработаны путем документирования результатов на группе относительно недоношенных и доношенных новорожденных, находившихся в отделении реанимации новорожденных детей. Критерии, выраженные в виде ряда отклоняющихся ответов по пунктам оценки, использовались для проверки параллельной и прогностической валидности показателей психомоторного развития. Было установлено, что неврологическая оценка Дубовица коррелирует с оценкой перинатального риска и результатами УЗИ головного мозга, указывая на параллельную валидность. Прогностическая достоверность была продемонстрирована корреляцией с исходом неврологического развития и неврологическим статусом в месячном возрасте. Чувствительность и специфичность оценки были также использованы для разработки протокола лечения и дальнейшего наблюдения за пациентами, перенесшими гипок-сически-ишемическое поражение центральной нервной системы. Затем шкала Дубовица была доработана и модифицирована для детей старшего возраста, которая известна во всем мире как шкала неврологического обследования младенцев Хаммерсмита (Hammersmith infant neurological examination, HINE) [4]. HINE обследование основано на тех же принципах, что и неонатальное обследование, и состоит из 26 пунктов, которые оценивают различные аспекты неврологической
функции: функцию черепных нервов, движения, рефлексы и защитные реакции и поведение, а также некоторые возрастные элементы, которые отражают развитие грубой и мелкой моторики. HINE предназначена для использования оценки психомоторного развития младенцев в возрасте от 3 до 24 месяцев с учетом их постконцептуального возраста.
Следующей по частоте использования в мире для оценки доношенных и недоношенных детей считается шкала Прехтла (Prechtl) для новорожденных [5] и ее адаптация для детей старшего возраста шкала Бейнтема (Beintema). Оцениваются дети от 1 до 9 дней жизни по следующим направлениям: внешнего вида, позы, движений, дыхания и неврологического статуса [1; 6]. Установлено, что метод Прехтл для качественной оценки общих движений позволяет прогнозировать отклонения в психомоторном развитии у доношенных детей. Несмотря на это, неясно, является ли данная оценка прогностической для определения неврологического исхода у недоношенных новорожденных. [7]. В свою очередь в шкале Бейнтема при неврологическом исследовании новорожденных детей учитывается последовательность и противоречивость не-онатальных неврологических признаков. Возможность взаимосвязи между пре- и перинатальными осложнениями беременности и последующей церебральной дисфункцией привела к возрастанию интереса к раннему выявлению этих дефектов у новорожденного ребенка, особенно среди группы недоношенных новорожденных. [8]. В специальных исследованиях с ретро - и проспективным анализом у большой группы обследованных детей с разным гестационным возрастом, которые имели минимальные нарушения в пери - и неонатальном периоде (при отсутствии органического поражения ЦНС и тяжелой соматической патологии) и к 2 годам жизни сравнялись со своими доношенными сверстниками [1; 9].
Не менее востребованной считается шкала неврологическое обследование младенцев Туве-на в возрасте от 0 до 12 месяцев (Touwen infant neurological examination, TINE)[19]. Оценка психомоторного развития Тувена основана на механизмах развития нервной системы новорожденного разной степени зрелости, где оцениваются черепные нервы, координация, мелкая и крупная моторика. Была обследована когорта недоношенных детей низкого риска в качестве образца, наблюдая их спонтанные поведенческие паттерны и их реакции на конкретные стимулы. Преимуществом данной методики является быстрота, педиатр тратит 15 минут на проведение обследования, что важно для недоношенных детей, у которых происходит быстрая истощаемость рефлексов и реакций. Результаты этого исследования стали бесценным
источником информации для всех тех, кто занимается неврологической диагностикой и процедурами тестирования развития в детском возрасте. С другой стороны, свои преимущества имеет оценка шкалы психомоторного развития по Амиэлии-Ти-сон (Amiel-Tison neurological examination) [10]. Рекомендована эта шкала для детей из группы риска по перинатальной патологии. Возможно использование от 0 до 6 лет, длительность осуществления теста 10 минут. Амиэлии-Тисон метод дает возможность оценить: активный и пассивный мышечный тонус, состояние черепных нервов, рефлексы и реакции на основных этапах психомоторного развития. Прогностическая валидность этих оценок составляет 88-92% [11], с предполагаемой чувствительностью и специфичностью для выявлении признаков ДЦП в периоде новорожденности [12]. Однако, существенным недостатком данных шкал оценки психомоторного развития является временной период, в которых их можно применить, для недоношенных детей он дает прогноз только о ранних осложнениях и достоверен для поздних недоношенных новорожденных.
Наиболее известной психомоторной оценкой является общая оценка движения (GMA) для диагностики развития ДЦП, особенно для детей рожденных раньше гестационного возраста. Общие движения являются наиболее часто используемыми движениями с раннего эмбрионального возраста до 3-4 месяцев после родов [13]. Качество этих движений обеспечивает информацию по биоэлектрической активности и структурности головного мозга [14; 21]. Типичные общие движения характеризуются, в частности, вариативностью и сложностью; при аномальных общих движениях эти характеристики снижены или отсутствуют [1S]. Прогноз ДЦП у недоношенных новорожденных с помощью шкалы по общей оценке движения превосходен, когда он основан на продольных сериях оценок [16]. Медиана чувствительности данного теста составляет 98% (диапазон S0-100%) и специфичность 94% (диапазон 35-100%) [17]. Другими моторными оценками, используемыми для раннего прогнозирования ДЦП у недоношенных новорожденных, являются оценка развития детей раннего возраста (MAI) [18], тест детской моторной производительности (TIMP) [19], шкала младенческой моторики Альберты (Alberta Infant Motor Scale, AIMS) [20], профиль детской моторики (Infant moto Profile, IMP) [21] и психомоторный индекс шкал развития Бейли (Bayley scales of infant development, BSID) 2я версия [22]. Однако расчет прогностических значений для ДЦП исключается в связи с ограниченностью прогностических свойств этих шкал для недоношенных новорожденных, за исключением оценки по Бейли, но третьей модернизированной версии [23]. В шкалу кроме оценки
крупной и мелкой моторики, были добавлены дополнительные разделы, такие как шкала психического развития и поведенческая шкала, что дало возможность проводить комплексную и всестороннюю оценку развития ребенка [15; 19; 23]. Тестирование проводится в возрасте от 1 месяца до 3,5 лет. На проведение моторной шкалы у специалиста уходит 15 минут, но для комплексной оценки необходимо 40 минут, чтобы вывести общий коэффициент развития ребенка, суммируя отдельные показатели. Тест признан высоко достоверным и стандартизированным [24].
Неврологические и нейромоторные оценки являются относительно дешевыми инструментами и поэтому могут применяться во многих медицинских учреждениях по всему миру. Другим инструментом, Малленовские шкалы раннего обучения (Mullen Scales of Early Learning, MSEL) - это стандартизированная инструмент, который обычно используется в клинической практике для оценки меры развития когнитивного развития. MSEL состоит из 5 субшкал: грубая моторика, мелкая моторика, визуальная рецепция (или невербальное решение проблем), рецептивный язык и экспрессивный язык [24]. Эта шкала имеет дополнительный подход: родительская информация о двигательных вехах служит отправной точкой для быстрого тестирования пределов навыков ребенка. Ретроспективное исследование Мэтрэ и соавт. [25] продемонстрировал, что снижение баллов между 6 и 12-месячным возрастом было высоко прогностичным для ДЦП для недоношенных новорожденных, но краткосрочным по длительности наблюдения.
В свою очередь, денверский скрининг-тест развития (Denver Developmental Screening Test, DDST) разработан Frankenburg W^., J3. Dodds для выявления детей, страдающих задержкой психического развития в возрасте от рождения до 6 лет, имеет относительные преимущества для недоношенных новорожденных. Скрининг содержит 4 шкалы, которые оценивают грубую моторику, тонкую моторику, речь, социальную адаптацию [1; 4; 20]. Преимуществом теста является его мобильность, потому что тестирование проводится как в условиях прямого наблюдения, так и на основании сведений, полученных от родителей [20]. Тестирование занимает около 30 минут и требует минимальной подготовки исследователя (несколько часов). В этом преимущество данного теста по сравнению с тестом Бэйли, который требует специальной квалификации [15; 20; 21]. Денверский Тест высоко достоверен и стандартизирован для недоношенных новорожденных, но оценка только для краткосрочного прогноза по развитию ребенка [13; 22].
Выше описанные шкалы оценки развития детей оценивали психические и моторные навыки и
особенности детей, не касаясь интеллектуальных и социально-адаптационных показателей, исключением является шкала Бейли. В связи с тем, что у недоношенных детей появляются проблемы психического и поведенческого спектра, которые влияют на их социализацию, мы должны уделять внимание и интеллектуальному развитию. Теперь рассмотрим шкалы, которые оценивают интеллект ребенка, наиболее часто используемой считается шкала ментального развития Гриффитс (R. Griffiths). Данная шкала с течением времени приобрела несколько уровневую трансформацию, в связи с использованием ее лдля разных групп детей начиная от недоношенных новорожденных и заканчивая детьми с генетической патологией. В настоящее время во всем мире используется Гриффитс III, которая представляет собой эволюцию в оценке развития, основанную на последних исследованиях и теориях, и опирающуюся на лучшие инструменты оценивания из прошлого. Griffiths III - это комплексная, ориентированная на разные группы новорожденных оценка развития для непрерывного использования от рождения (1 месяц) до 5 лет и 11 месяцев (71 месяц). В результате оценивая шкала предоставит общий показатель развития ребенка, а также индивидуальный профиль сильных сторон и потребностей в пяти областях:
Основы обучения - оценивает критические аспекты обучения в раннем детстве;
Язык и общение - измеряет общее развитие языка и уровень общения;
Координация глаз и рук - учитывает мелкую моторику, ловкость рук и навыки зрительного восприятия;
Личная-социальная-эмоциональная сферы -измеряет конструкты, касающиеся развития у ребенка чувства самости и растущей самостоятельности, взаимодействия с другими людьми, а также многих аспектов эмоционального развития;
Крупная моторика - оценивает постуральный контроль, баланс и общую координацию тела. Для выявления отклонений сопоставляется биологический возраст ребенка с результатами теста [1; 6; 22].
Тест развития детей первого года жизни О. В. Баженовой считается наиболее достоверным среди отечественных шкал развития для доношенных детей [25], но не учитывает особенности развития недоношенных новорожденных. В связи с тем, что тест включает 98 диагностических проб, разделенных на 6 шкал: двигательное, эмоциональное, сенсорное развития, действия с предметами, взаимодействия с взрослыми, голосовая активность, специалист затрачивает от 1 часа до 1,5 для проведения оценки развития ребенка. Каждая из проб позволяет оценить уровень развития той или иной поведенческой реакции, что говорит о тщательности получаемых показателей в результате.
Согласно методике теста, определяют 4 степени выраженности поведенческой реакции. Пробы, выполнение которых требует достаточно высокого уровня психической активности ребенка, имеют значительно больший удельный вес при их оценке [1; 6; 25]. Следует упомянуть оценку уровня психомоторного развития ребенка, разработанную Л.Т. Журбой, Е.М. Мастюковой [26]. Развитие оценивается по 7 нервно-психическим показателям: коммуникабельность, голосовые реакции, безусловные рефлексы, мышечный тонус, асимметричный шейный тонический рефлекс, цепной симметричный рефлекс, сенсорные реакции. На данный тест специалист затрачивает в среднем от 40 до 60 минут, но достоверность полученных результатов ниже, чем в тесте О.В. Баженовой [1; 4; 26]. Учитываются и оцениваются наличие стигм развития, черепно-мозговая иннервация и патологические движения, что способствует выявлению группы детей с повышенным риском задержки развития [28]. Помесячная количественная оценка у ребенка до 1 года проводится на основе показателей, оцениваемых по 4-балльной системе с учетом динамики нормального возрастного развития, поэтому данный метод может использоваться у недоношенных детей.
Шкала поведения новорожденных (The Neonatal Behavioral Assessment Scale, NBAS) разработана Т. Brazelton для доношенных и недоношенных новорожденных и предназначена для катам-нестического наблюдения от рождения до первых месяцев жизни [28]. Шкала также известная как Шкала неонатальной оценки Бразелтона (BNAS), была разработана в 1973 году для определения индекса адаптационных способностей новорожденного, оценивание проводится в возрасте от 3 дней до 4 недель. Профиль шкалы описывает сильные стороны ребенка, адаптивные реакции и возможные отклонения в психомоторном развитии. Эти знания могут помочь родителям разработать соответствующие стратегии ухода и реабилитации у детей из группы риска по перинатальным осложнениям. Методика оценивает 20 вызываемых рефлексов и движений, занимает обследование от 20 до 40 минут. Дополнительно отмечается, требовалась ли стимуляция для того или иного типа поведения. Результатом исследования является определение в какой сфере психомоторного развития отклонение у ребенка [4; 28]. Также используют поведенческий тест новорожденных Graham для новорожденных и детей первых месяцев жизни. Тест оценивает детей 1-14 дней жизни по 6 субшкалам: двигательная с оценкой моторики, мышечный тонус, тактильная, слуховая сенсорная, зрительная сенсорная шкалы, шкала реактивности [24; 28]. Диагностическая результативность недостаточная у данных шкал в связи с формирование недолгосрочного прогноза в развитии ребенка.
В настоящее время нейрофизиологическая (ЭЭГ, аЭЭГ) и нейровизуализирующая (КТ, МРТ, НСГ) диагностика в неонатологии достигла высоких результатов. Однако, полученные данные в ходе данных исследований отображают только статическое состояние нервной системы ребенка и не дают специалистам динамической картины и прогнозирования. Потребность в оценке психомоторного развития в динамике у новорожденных детей, особенно в группе риска по психомоторным осложнениям широко обсуждается в мире. Сделаны огромные успехи в этом направлении и разработаны шкалы для оценивания психомоторного развития, некоторые из них адаптированы. Раннее выявление первых признаков отклонения психомоторного развития в общей педиатрии происходит только частично у детей старшего возраста, когда сроки ранней помощи и лечения, для предотвращения инвалидизации уже пропущены. Если использовать психомоторные шкалы, то наиболее раннее выявление в этом случае происходит в течение первых 12 месяцев после родов. Большинство неонатологов и педиатров не применяют стандартизированный метод, а используют эклектичный образец неврологических и развивающих тестовых элементов. Клиническим инструментом, часто используемым в прогнозировании, является неврологическое обследование, но такая оценка не дает достоверных данных для дальнейшего прогнозирования развития ребенка, особенно среди недоношенных новорожденных. Существуют различные стандартизированные варианты, такие как неврологический осмотр детей Хаммерсмит, неврологический осмотр младенцев Тувена, оценка по Ами-элю-Тисону и Претхл. Из упомянутых методов, Хаммерсмит является самым быстрым для выполнения. Согласно научной литературе Тувен также является наиболее часто используемым методом на международном уровне. Систематический обзор по оценкам психомоторного развития у новорожденных и детей раннего возраста подтвердил, что упомянутые выше неврологические обследования служат для прогнозирования отдаленных последствий поражения ЦНС относительно достоверно, но не так комплексно, как оценки, которые включают качество спонтанного двигательного поведения. Это особенно верно, если качество спонтанного двигательного поведения оценивается с точки зрения вариативности и стереотипии. Поскольку в существующих неврологических исследованиях относительно мало внимания уделяется качеству спонтанных движений, мы выделили к наиболее достоверные инструмент для оценки развития нервной системы, которые стандартизированы для доношенных и недоношенных новорожденных: шкала Гриффитс и шкала Бейли. Для дого, чтобы вышеупомянутые шкалы были эффективны, диа-
гностика психомоторного развития должна проводиться по одной и той же шкале своевременно и методически верно для получения достоверных и прогностически валидных результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тесты должны иметь высокую чувствительность и специфичность, быть легкими в исполнении, не требовать никакого дополнительного оборудования, кроме 1-2 игрушек, и занимать у врача не более 7-10 мин, чтобы ребенок не устал. Но, несмотря на большое количество используемых тестов, хочется подчеркнуть, что отсутствует единый стандартизированный подход к выбору шкалы. Выбор шкалы определяется, в большинстве случаев, личными предпочтениями доктора. А для диагностики отклонений в развитии необходимо использовать однотипное тестирование всех детей данной возрастной группы. Это является важным для обеспечения преемственности между различными медицинскими учреждениями. По нашему мнению, из всех имеющихся шкал в наибольшей степени вышеперечисленным предъявляемым требованиям отвечает шкала Бейли и общая оценка движения для определения развития недоношенных новорожденных. Для более углубленного и детального исследования такие шкалы, безусловно, не подходят, но является незаменимой для скрининга и быстрой оценки динамики формирования навыков ребенка и обладает большой степенью достоверности. В заключение, хотелось бы отметить, что если диагностика развития проводится по одной шкале постоянно, своевременно, методически верно, то в результате мы получаем объективные данные динамики развития ребенка и можем оценить уровень его развития на каждом возрастном этапе и можем прогнозировать последствия заболеваний. При несистематическом контроле или использовании различных шкал нарушается динамическое наблюдение за ребенком, упускаются случаи задержки в развитии или мозаичное развитие. Таким образом, одной из актуальных проблем педиатрии и детской неврологии является разработка, апробация и унификация скрининговых методик обследования, организация и определение содержания коррекционных мероприятий в ранний период развития ребенка.
Конфликт интересов. У автора отсутствует конфликт интересов. Conflict of interest. The author have no conflict of interests to declare.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пальчик А.Б. Лекции по неврологии развития. М: «МЕДпресс-информ»;2012:368
2. Журба Л.Т., Мастюкова Е.А. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М.: Медицина;1990:276-300.
3. Bayley D.B., Buysse V., Simeonsson R.J. Individual and team consensus ratings of child functioning // Dev. Med. Child Neurol. 1995;37:246-259.
4. Volpe J.J. Neurology of the newborn. 5nd ed. Philadelphia; 2008.
5. Himmelmann K, Uvebrant P. The panorama of cerebral palsy in Sweden. XI. Changing patterns in the birth-year period 2003-2006. Acta Paediatr (2014) 103:618-24. doi:10.1111/apa.12614
6.Donald KA, Samia P, Kakooza-Mwesige A, Bearden D. Pediatric cerebral palsy in Africa: a systematic review. Semin Pediatr Neurol 2014; 21:30-5. doi:10.1016/j.spen.2014.01.001
7.Rosenbaum P, Paneth N, Leviton A, Goldstein M, Bax M, Damiano D, et al. A report: the definition and classification of cerebral palsy April 2006. Dev Med Child Neurol. 2007;109:8-14.
8.Smithers-Sheedy H, Badawi N, Blair E, Cans C, Himmelmann K, Krägeloh-Mann I, et al. What constitutes cerebral palsy in the twenty-first century? Dev Med Child Neurol. 2014;56:323-8. doi:10.1111/ dmcn.12262
9. World Health Organization. International Classification of Functioning Disability and Health: Children and Youth Version - ICF-CY. Geneva: World Health Organization; 2007.
10. Judas M, Sedmak G, Kostovic I. The significance of the subplate for evolution and developmental plasticity of the human brain. Front Hum Neurosis, 2013;7:423. doi:10.3389/fnhum.2013.00423
11. Volpe JJ. Brain injury in premature infants: a complex amalgam of destructive and developmental disturbances. Lancet Neurol.2009;8:110-24. doi: 10.1016/ S1474-4422(08)70294-1
12. Dobbing J, Sands J. Quantitative growth and development of human brain. Arch Dis Child. 1973;48:757-67. doi:10.1136/adc.48.10.757
13. Kolb M, Mychasiuk R, Muhammad A, Gibb R. Brain plasticity in the developing brain. Prog Brain Res. 2013;207:35-64. doi:10.1016/B978-0-444-63327-9.00005-9
14. Hadders-Algra M. General movements: a window for early identification of children at high risk for developmental disorders. J Pediatr. 2004;145:12-8. doi:10.1016/j.jpeds.2004.05.017
15. Pavlova MA, Krägeloh-Mann I. Limitations on the developing preterm brain: impact of periventricular white matter lesions on brain connectivity and cognition. Brain. 2013;136:998-1011. doi:10.1093/ brain/aws334
16.Sannia A, Natalizia AR, Parodi A, Malova M, Fumagalli M, Rossi A, et al. Different gestational ages and changing vulnerability of the premature brain. J Matern Fetal Neonatal Med. 2015 Nov;28 Suppl 1:226872 ..doi:10.3109/14767058.2013.796166
17.Maitre NL, Marshall DD, Price WA, Slaughter JC, O'Shea TM, Maxfield C, et al. Neurodevelopmental
outcome of infants with unilateral or bilateral periventricular hemorrhagic infarction. Pediatrics (2009) 124:e1153-60. doi:10.1542/peds.2009-0953
18.McIntyre S, Taitz D, Keogh J, Goldsmith S, Badawi N, Blair E. A systematic review of risk factors for cerebral palsy in children born at term in developed countries. Dev Med Child Neurol. 2013;455:499-508. doi:10.1111/dmcn.12017
19. Colver A, Fairhurst C, Pharoah PO. Cerebral palsy. Lancet. 2014;383:1240-9. doi: 10.1016/S0140-6736(13)61835-8
20. Prechtl HFR. The Neurological Examination of the Full-Term Newborn Infant. Clinics in Developmental Medicine. No 63. 2-nd ed. London: Heinemann; 1977: 68.
21. Dubowitz L, Dubowitz V, Mercuri E. The Neurological Assessment of the Preterm and Full-Term Newborn Infant. Clinics in Developmental Medicine. No 148. 2nd ed. London: Mac Keith Press; 2000.
22. Touwen BCL. Neurological Development in Infancy. Clinics in Developmental Medicine. No. 58. Philadelphia: Lippincott; 1976.
23. Amiel-Tison C, Grenier A. Neurologic Evaluation of the Newborn and the Infant. New York, NY: Masson;1983:160.
24. Prechtl HRF. Qualitative changes of spontaneous movements in fetus and preterm infant are a marker of neurological dysfunction. Early Hum Dev. 1990;23:151-8. doi:10.1016/0378-3782(90)90011-7
25. Blauw-Hospers CH, Hadders-Algra M. A systematic review on the effects of early intervention on motor development. Dev Med Child Neurol. 2005;47:421-32. doi:10.1017/S0012162205000824
26.Van Hus JW, Jeukens-Visser M, Koldewijn K, Geldof CJ, Kok JH, Nollet F, et al. Sustained developmental effects of the infant behavioral assessment and intervention program in very low birth weight infants at 5.5 years corrected age. J Pediatr. 2013;162:1112-9. doi:10.1016/j.jpeds.2012.11.078
27. Wallander JL, Bann CM, Biasini FJ, Goudar SS, Pasha O, Chomba E, et al. Development of children at risk for adverse outcomes participating in early intervention in developing countries: a randomized controlled trial. J Child Psychol Psychiatry. 2014;55(11):1251-9.doi:10.1111/jcpp.12247
28. Benzies KM, Magill-Evans JE, Hayden KA, Ballantyne M. Key components of early intervention programs for preterm infants and their parents: a systematic review and meta-analysis. BMC Pregnancy Childbirth. 2013; 13(1):10. doi: 10.1186/1471-2393-13-S1-S10
REFERENCES
1. Palchik A.B. Lekcii po nevrologii razvitiya. M: «MEDpress-inform»; 2012 .(In Russ)
2. Zhurba L.T., Mastyukova E.A. Narushenie psihomotornogo razvitiya detey pervogo goda zhizni. M.: Medicina. 1990:276-300. (In Russ)
3. Bayley D.B., Buysse V., Simeonsson R.J. Individual and team consensus ratings of child functioning // Dev. Med. Child Neurol. 1995;37:246-259.
4. Volpe J.J. Neurology of the newborn. 5nd ed. Philadelphia; 2008.
5. Himmelmann K, Uvebrant P. The panorama of cerebral palsy in Sweden. XI. Changing patterns in the birth-year period 2003-2006. Acta Paediatr (2014) 103:618-24. doi:10.1111/apa.12614
6.Donald KA, Samia P, Kakooza-Mwesige A, Bearden D. Pediatric cerebral palsy in Africa: a systematic review. Semin Pediatr Neurol 2014; 21:30-5. doi:10.1016/j.spen.2014.01.001
7.Rosenbaum P, Paneth N, Leviton A, Goldstein M, Bax M, Damiano D, et al. A report: the definition and classification of cerebral palsy April 2006. Dev Med Child Neurol. 2007;109:8-14.
8.Smithers-Sheedy H, Badawi N, Blair E, Cans C, Himmelmann K, Krägeloh-Mann I, et al. What constitutes cerebral palsy in the twenty-first century? Dev Med Child Neurol. 2014;56:323-8. doi:10.1111/ dmcn.12262
9. World Health Organization. International Classification of Functioning Disability and Health: Children and Youth Version - ICF-CY. Geneva: World Health Organization; 2007.
10. Judas M, Sedmak G, Kostovic I. The significance of the subplate for evolution and developmental plasticity of the human brain. Front Hum Neurosis, 2013;7:423. doi:10.3389/fnhum.2013.00423
11. Volpe JJ. Brain injury in premature infants: a complex amalgam of destructive and developmental disturbances. Lancet Neurol.2009;8:110-24. doi: 10.1016/ S1474-4422(08)70294-1
12. Dobbing J, Sands J. Quantitative growth and development of human brain. Arch Dis Child. 1973;48:757-67. doi:10.1136/adc.48.10.757
13. Kolb M, Mychasiuk R, Muhammad A, Gibb R. Brain plasticity in the developing brain. Prog Brain Res. 2013;207:35-64. doi:10.1016/B978-0-444-63327-9.00005-9
14. Hadders-Algra M. General movements: a window for early identification of children at high risk for developmental disorders. J Pediatr. 2004;145:12-8. doi:10.1016/j.jpeds.2004.05.017
15. Pavlova MA, Krägeloh-Mann I. Limitations on the developing preterm brain: impact of periventricular white matter lesions on brain connectivity and cognition. Brain. 2013;136:998-1011. doi:10.1093/ brain/aws334
16.Sannia A, Natalizia AR, Parodi A, Malova M, Fumagalli M, Rossi A, et al. Different gestational ages and changing vulnerability of the premature brain. J
Matern Fetal Neonatal Med. 2015 Nov;28 Suppl 1:226872 ..doi:10.3109/14767058.2013.796166
17.Maitre NL, Marshall DD, Price WA, Slaughter JC, O'Shea TM, Maxfield C, et al. Neurodevelopmental outcome of infants with unilateral or bilateral periventricular hemorrhagic infarction. Pediatrics (2009) 124:e1153-60. doi:10.1542/peds.2009-0953
18.McIntyre S, Taitz D, Keogh J, Goldsmith S, Badawi N, Blair E. A systematic review of risk factors for cerebral palsy in children born at term in developed countries. Dev Med Child Neurol. 2013;455:499-508. doi:10.1111/dmcn.12017
19. Colver A, Fairhurst C, Pharoah PO. Cerebral palsy. Lancet. 2014;383:1240-9. doi: 10.1016/S0140-6736(13)61835-8
20. Prechtl HFR. The Neurological Examination of the Full-Term Newborn Infant. Clinics in Developmental Medicine. No 63. 2-nd ed. London: Heinemann; 1977: 68.
21. Dubowitz L, Dubowitz V, Mercuri E. The Neurological Assessment of the Preterm and Full-Term Newborn Infant. Clinics in Developmental Medicine. No 148. 2nd ed. London: Mac Keith Press; 2000.
22. Touwen BCL. Neurological Development in Infancy. Clinics in Developmental Medicine. No. 58. Philadelphia: Lippincott; 1976.
23. Amiel-Tison C, Grenier A. Neurologic Evaluation of the Newborn and the Infant. New York, NY: Masson;1983:160.
24. Prechtl HRF. Qualitative changes of spontaneous movements in fetus and preterm infant are a marker of neurological dysfunction. Early Hum Dev. 1990;23:151— 8. doi:10.1016/0378-3782(90)90011-7
25. Blauw-Hospers CH, Hadders-Algra M. A systematic review on the effects of early intervention on motor development. Dev Med Child Neurol. 2005;47:421-32. doi:10.1017/S0012162205000824
26.Van Hus JW, Jeukens-Visser M, Koldewijn K, Geldof CJ, Kok JH, Nollet F, et al. Sustained developmental effects of the infant behavioral assessment and intervention program in very low birth weight infants at 5.5 years corrected age. J Pediatr. 2013;162:1112-9. doi:10.1016/j .jpeds.2012.11.078
27. Wallander JL, Bann CM, Biasini FJ, Goudar SS, Pasha O, Chomba E, et al. Development of children at risk for adverse outcomes participating in early intervention in developing countries: a randomized controlled trial. J Child Psychol Psychiatry. 2014;55(11):1251-9.doi:10.1111/jcpp.12247
28. Benzies KM, Magill-Evans JE, Hayden KA, Ballantyne M. Key components of early intervention programs for preterm infants and their parents: a systematic review and meta-analysis. BMC Pregnancy Childbirth. 2013; 13(1):10. doi: 10.1186/1471-2393-13-S1-S10