Научная статья на тему 'Реабилитация детей младшего возраста с социально-эмоциональными расстройствами: современные направления развития'

Реабилитация детей младшего возраста с социально-эмоциональными расстройствами: современные направления развития Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
149
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL AND EMOTIONAL DISORDERS / YOUNG CHILDREN / AUTISM SPECTRUM DISORDERS / MITOCHONDRIAL DISORDERS / METABOLIC DISORDERS / DEFICIENT STATES / MICROBIOTA / REHABILITATION / СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА / ДЕТИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / МИТОХОНДРИАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / МЕТАБОЛИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ / ДЕФИЦИТАРНЫЕ СОСТОЯНИЯ / МИКРОБИОТА / РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Иванова Виолетта Андреевна, Пономаренко Геннадий Николаевич, Шангин Андрей Борисович

В статье рассматривается актуальная тема социально-эмоциональных расстройств у детей младшего возраста. Особая роль уделяется метаболическому профилю и обменным нарушениям в развитии и поддержании данного расстройства. Рассматриваются возможные пути улучшения реабилитационного процесса с учетом наличия сопутствующих дефицитарных состояний, митохондриальных нарушений, особенностей микробиоты и метаболических расстройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Иванова Виолетта Андреевна, Пономаренко Геннадий Николаевич, Шангин Андрей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The rehabilitation of young children with social and emotional disorders: correction of risk factors

The article considers the content of social and emotional disorders in young children. A special role is given to the metabolic profile and concomitant deficits in the development of this disorder. Possible ways to improve the rehabilitation process are considered, taking into account the presence of concomitant deficit states, mitochondrial and metabolic disorders, features of the microbiota.

Текст научной работы на тему «Реабилитация детей младшего возраста с социально-эмоциональными расстройствами: современные направления развития»

УДК 376.5

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА С СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ: СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

© 2019 В.А. Иванова1, Г.Н. Пономаренко1, А.Б. Шангин2

1ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Министерства труда Российской Федерации, Санкт-Петербург 2ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург

В статье рассматривается актуальная тема социально-эмоциональных расстройств у детей младшего возраста. Особая роль уделяется метаболическому профилю и обменным нарушениям в развитии и поддержании данного расстройства. Рассматриваются возможные пути улучшения реабилитационного процесса с учетом наличия сопутствующих дефицитарных состояний, митохондриальных нарушений, особенностей микробиоты и метаболических расстройств.

Ключевые слова: социально-эмоциональные расстройства, дети младшего возраста, расстройства аутисти-ческого спектра, митохондриальные нарушения, метаболические нарушения, дефицитарные состояния, микро-биота, реабилитация.

Введение. Здоровье подрастающего поколения и активная демографическая политика являются одним из важнейших приоритетов социальной сферы любого государства и Российской Федерации в особенности. В большинстве общенациональных проектов («Здоровье», «Демография» и др.) этому придаётся особое значение. Актуальность исследований в этом направлении обусловлена значительным увеличением распространённости комплексных нарушений психосоциального развития, которая по данным ВОЗ (2014) в отношении расстройств аутистического спектра выросла до 62:10000 детского населения [1]. Максимально раннее лечебно-реабилитационное пособие детям младшего возраста, а также содействие созависимым от них родителям является современным общемировым концептуальным подходом при профилактике различных нарушений детского здоровья, а также важным направлением повышения эффективности мероприятий при такой широко распространённой в настоящее время группе патологических состояний, как социально-эмоциональные расстройства, куда относятся различные расстройства развития, речи, эмоций, социализации, в том числе и аутистико-подобная патология с широким спектром коморбидных заболеваний.

В последние десятилетия наблюдается повсеместный устойчивый рост числа детей с различными вариантами социально-эмоциональных расстройств как поведенческого, так и клинико-психиатрического характера, что создаёт большое количество проблем общесоциального, эмоционального, педагогического и коммуникативного характера.

Социально-эмоциональные расстройства (СЭР) - обобщённое наименование гетерогенной группы нарушений развития, поведения и социализации у детей неясной этиологии и полимодального патогенеза, к которой относятся синдромы задержки психического и психоречевого развития, варианты аутистических расстройств различного генеза (психогенный, метаболический, митохондриальный, генетически обусловленный и др.), различные неуточ-

нённые поведенческие расстройства с дефицитарностью эмоционального реагирования и социально-коммуникативных навыков.

Терапия детей младшего возраста с СЭР основана на научно обоснованных, междисциплинарных, диагностических, медико-реабилитационных, профилактических, образовательных и иных мероприятиях, часть из которых требует значительных кадровых, финансовых, материальных и организационных ресурсов. При этом считается доказанным, что комплексные реабилитационные мероприятия значительно улучшают качество жизни детей с социально-эмоциональными расстройствами в структуре расстройств аутистического спектра [1].

Выбор обсуждаемой тематики обусловлен важностью определения оптимального использования различных подходов и методов комплексной помощи и лечебно-реабилитационных мероприятий при наиболее часто встречающихся вариантах развития социально-эмоциональных расстройств, в виде аутистико-подобной патологии метаболического генеза и синдромов задержки психического развития, обусловленных различными биологическими и социальными факторами у детей младшего возраста.

Целью данной статьи является проведение анализа литературных источников по исследованию механизмов формирования СЭР и обоснованию методов их коррекции.

Материалы и методы. Выполнен литературный анализ источников по СЭР, опубликованных до января 2020 г., в наукометрических базах данных «Web of Science» («WoS»), «Scopus», «Elsevier», MEDLINE, объединяющих научные издания, материалы конференций, монографий.

Поисковые запросы осуществлялись по ключевым словам: аутизм, расстройства аути-стического спектра, митохондриальные расстройства, нарушения фолатно-метионинового цикла, кишечная микробиота, генетические и эпигенетические нарушения, окислительный стресс, нарушения метаболизма, нейровоспаление, гомоцистеин, витамин Д. Доступные литературные источники определены и исследованы путём систематического обзора, но не ме-таанализа, из-за неоднородности методов лечения и достигнутых результатов. Изучение аннотаций позволило исключить литературные источники, не относящиеся к теме исследования. В дальнейшем анализу подвергался полный текст потенциально значимых статей по теме исследования.

Результаты. Всего, с помощью электронного поиска было выявлено и подвергнуто анализу 137 записей, опубликованных на английском языке. После анализа аннотаций, были извлечены 27 полнотекстовых статей. Исследуемый материал был разделен на две группы: расстройства метаболизма и способы терапии и реабилитации.

Основу социального контакта составляют интерактивный мимический, простой вербальный, тактильный контакт, контакт на уровне «языка тела», жестовый контакт. Степень и причины нарушения социального контакта могут существенно различаться. У детей с врожденным аутизмом нарушение социально-эмоционального развития является ключевым симптомом, и эти нарушения, как правило, заметны с раннего возраста. У детей с дисфазией развития также могут отмечаться симптомы отставания социально-эмоционального развития, однако эти симптомы до возраста 20 месяцев слабо различимы [2].

Попытки найти единый патофизиологический механизм нарушения социально-эмоционального развития до настоящего времени были безрезультатными. По всей видимости, не существует единого механизма поломки социально-эмоционального развития, так как

структуры, обеспечивающие его, образуют обширные ансамбли с различными системами мозга. При расстройстве социального-эмоционального развития могут страдать один или сразу несколько функциональных блоков в головном мозге. Может страдать перцептивный, гностический уровень, уровень эмоционального ответа, уровень программирования и контроля, или сразу несколько уровней, создавая полиморфную картину расстройства социально-эмоционального развития [2, 3].

В последнее время в медицине интенсивно развивается исследование нарушения метаболического профиля и обменных процессов, как предиктора многих заболеваний. Метаболический профиль пациентов с социально-эмоциональными расстройствами в структуре расстройства аутистического спектра (РАС) также многократно изучался. Были выявлены частые сопутствующие нарушения в нескольких метаболических путях, в том числе, во взаимосвязанном цикле фолата, метилирования и глутатиона [4-7].

Во многих исследованиях отмечалась тесная связь между митохондриальной дисфункцией и нарушением социально-эмоционального развития. При этом, митохондриальная дисфункция рассматривалась не как первичная нозология, а как типовой патологический процесс, возникающий под воздействием разнообразных патогенных факторов. Поскольку метаболизм в митохондриях и окислительно-восстановительная передача могут интегрировать генетические факторы и факторы окружающей среды, влияющие на мозг, они несут системный характер и вовлекаются в прогрессирование социально-эмоциональных расстройств [7-9].

Некоторые исследователи подчеркивают роль коротких генетических полиморфизмов, затрагивающих гены ферментов фолатно-метионинового цикла, участвующего в эпигенетическом процессе метилирования ДНК. В свою очередь, дефицит метильных групп, следующий за снижением функции ферментов фолатного цикла, влияет на эпигенетический статус, приводя к запуску эпигенетических нарушений. Следствием этого является нарушение кодирования информации о неротрансмиттерах, белках транспортерах нейротрансмиттеров, белках, регулирующих миграцию нейронов во внутриутробном периоде[10-13].

В обширных исследованиях, проведенных с целью выявления связи нарушения в генетике фолатного цикла и социально-эмоциональных расстройств в структуре РАС, было показано, что гипергомоцистеинемия является значительным предиктором, а генетические полиморфизмы пути фолата являлись умеренными предикторами риска развития РАС [14-18].

Изучена связь нарушений фолатно-метионинового цикла с первичным иммунодефицитом, вовлекающим NK клетки. У пациентов с нарушением фолатного цикла было выявлено сопутствующее избирательное снижение резистентности к внутриклеточным микроорганизмам, вирусам, склонности к индукции аутоиммунных реакций и гиперчувствительности замедленного типа. Данная корреляция может в какой-то мере объяснить частое наличие у детей с социально-эмоциональными нарушениями обширного комплекса сопутствующих расстройств, включающих инфекционные и аутоиммунные поражения, пищевые аллергии, аномально высокую продукцию антимозговых антител, кишечные расстройства, гиперчувствительность к глютену и казеину, PANDAS и ассоциированную с герпесом 6 типа височную медианную эпилепсию [10, 11, 14].

Среди анализируемых статей определенное количество исследований было посвящено микробиоте у людей с социально-эмоциональными расстройствами и связи микробиота-кишечник-мозг. Было выявлено существенное изменение микробиоты кишечника у пациен-

тов с РАС, коррелировавшее с поведенческими нарушениями. Подчеркивался вклад нормальной микробиоты в сохранение целостности кишечного эпителия, предотвращение попадания бактериальных токсинов в системный кровоток, а также регулирование деятельности центральной нервной системы через нервные, иммунные и эндокринные пути [19-24].

При исследовании кишечного микробиома также отмечалось влияние его на гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую ось, когда патогенные виды бактерий создают воспалительный каскад с повышением симпатической активности, а пробиотики и противовоспалительные виды бактерий могут действовать через рецепторы блуждающего нерва в кишечнике, что бы подавить симпатическую реакцию, уменьшая поведенческие признаки дистресса [21, 23, 24].

В ряде исследований оценивался уровень витамина Д у пациентов с социально-эмоциональными расстройствами в структуре РАС. Известна роль витамина Д для нормального развития мозга и модуляции иммунной системы. Отмечалась связь тяжести проявлений РАС с пониженным уровнем 25-гидроксивитамина Д (25OH)D3 в сыворотке крови [25].

В ряде статей осуществлялись попытки выделить в структуре РАС особый мультиси-стемный воспалительный подтип, характеризующийся иммунной дисрегуляцией с общими соматическими механизмами запуска и поддержания воспалительного ответа [10, 11, 26].

Часть исследований было посвящено сочетанию социально-эмоциональных расстройств в структуре РАС и гиперчувствительности к глютену. При этом описывалось несколько подвидов непереносимости, таких, как сочетание РАС и целиакии, аллергия на пшеницу, и не связанная с целиакией чувствительность к глютену [4, 27, 28].

Многократно делались попытки найти специфические биомаркеры для ранней диагностики РАС, при этом, в качестве потенциальных рассматривались изменения в спектре ацил-карнитинов (глутарилкарнитин и карнозилкарнитин), пируват, креатинкиназа, комплекс 1, глутатион^-трансфераза, глутатион и каспаза 7, лактатдегидрогеназа, являющиеся маркерами митохондриальной дисфункции [4, 7-9, 29]. Оценивались уровни гомоцистеина и окисленного глутатиона с выявлением четкой корреляции уровня этих метаболитов и тяжести социально-эмоциональных расстройств. Исследовался уровень витаминов и микроэлементов крови в связи с нарушениями обмена [14, 15]. Изучали состояние кишечной микробиоты с оценкой гастро-интестинальной функции [19-24].

Вторая часть исследуемых статей была посвящена терапии и реабилитации социально-эмоциональных расстройств. В настоящее время доказанный эффект от терапии социально-эмоциональных расстройств описан в основном в плоскости поведенческих коррекционных методик (прикладной анализ поведения) [30].

Во всем мире проводятся различные исследования эффективности метаболической терапии, направленной на коррекцию сопутствующих нарушений обмена. Выполнены исследования, когда с помощью полиненасыщенных жирных кислот, элькарнитина, высоких доз витамина Д, метилированных форм фолиевой кислоты и витамина В12, различных пре- и про-биотиков, элиминационных диет достигался положительный эффект в виде снижения степени социально-эмоциональных расстройств и выраженности ограниченного поведения у детей с РАС [16, 18, 27-29].

В части исследований, касающихся реабилитации детей с социально-эмоциональными расстройствами изучалось сочетание методик медикаментозной метаболической поддержки

и комплексов физических упражнений, направленных на улучшение окислительно-восстановительных процессов в организме. Во многих работах сообщалось об эффективности подобного подхода, однако общей схемы комплексной медикаментозной и физической коррекции социально-эмоциональных расстройств до сих пор не найдено [31-36].

Это можно объяснить тем, что, рассмотренные каскады нарушений обмена веществ у детей с социально-эмоциональными расстройствами требуют персонифицированных подходов к диагностике и коррекции, при этом не может быть единой схемы терапии без учета метаболического статуса и общего физического состояния.

Заключение. Проведённый анализ литературных источников, посвящённых проблематике социально-эмоциональных расстройств (СЭР), характеризующихся различным метаболическим профилем, свидетельствует о значимости реабилитационных подходов с максимальным воздействием на ведущие звенья патогенеза. Необходимо сочетать активацию биологических, соматоневрологических, психологических и педагогических возможностей ребёнка с социально-эмоциональным расстройством. Также в тактике формирования медико-реабилитационных мероприятий необходимо учитывать особенности коморбидной патологии, оценивать динамику ведущих синдромов и сопутствующей симптоматической картины для своевременной коррекции терапевтического процесса.

Основой направленности реабилитационного процесса у детей младшего возраста с эмоционально-социальными расстройствами должен быть индивидуальный подход к каждому ребёнку в сочетании с комплексным использованием необходимых фармакологических препаратов, а также широкое применение различных немедикаментозных способов медицинской реабилитации. Поскольку любые, в том числе психолого-коррекционные реабилитационные мероприятия, напрямую зависят от пластичности нервной системы и общего состояния организма, для увеличения эффективности реабилитации, перед началом коррекционных мероприятий требуется оценка метаболического статуса ребенка с социально-эмоциональными расстройствами. Требуется своевременная медикаментозная коррекция существующих дефицитарных состояний, метаболических расстройств и сопутствующей соматической патологии.

Терапия детей младшего возраста с этими расстройствами, должна строиться на научно обоснованных, междисциплинарных, диагностических, медико-реабилитационных, профилактических, образовательных и иных мероприятиях [38]. Здоровье подрастающего поколения и активная демографическая политика являются одним из важнейших приоритетов социальной сферы любого государства и Российской Федерации в особенности. В национальных проектах «Здоровье», «Демография» и др. данное направление имеет особое значение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Сергиенко, Е. А. Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы / Е.А. Сергиенко, Т.Д. Марцинковская, Е. И. Изотова и др. - М.: Дрофа, 2019. - 248 с.

2 Ньокиктьен, Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 2 / Чарльз Ньокиктьен; пер. с англ. Д.В. Ермолаев, Н.Н. Заваденко, М.А. Островская; под ред. Н.Н. Заваденко. - 2-е изд. - М.: Теревинф, 2018. - 336 с.

3 Клинико-биологические аспекты расстройств аутистического спектра / под ред. Н.В. Симашковой, Т.П. Клюшник. - М.: ГОЭТАР-Медиа, 2016. - 288 с.

4 Polyakova S.I. The Pathophysiological Rationale for Personalized Metabolic Therapy of ASD // Autism and Developmental Disorders (Russia). Vol. 17. No 1 (62).2019. - P. 63-70. doi: 10.17759/autdd2019170105.

5 Han Y. et al. Abnormal transsulfuration metabolism and reduced antioxidant capacity in Chinese children with autism spectrum disorders // International Journal of Developmental Neurosciense. - 2015.Nov;46:27-32.

6 O'Neill J., Bansal R., Goh S., Rodie M., et al. Parsing the Heterogeneity of Brain Metabolic Disturbances in Autism Spectrum Disoder // Biol. Psychiatry. - 2019, Jun. 21 doi: 10: 1016 /j.biopych;2019;06;010. [Epub ahed of print] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/31427037

7 Orozco JS et al. Metabolomics analysis of children with autism, idiopathic-developmental delays, and Down syndrome // Translational Psychiatry. - 2019 Oct 3;9(1):243.

8 Rose S. Clinical and Molecular Characteristics of Mitochondrial Dysfunction in Autism Spectrum Disorder // Mol Diagn Ther. 2018 Oct;22(5):571-593. doi: 10.1007/s40291-018-0352-x.

9 Castora FJ. Mitochondrial function and abnormalities implicated in the pathogenesis of ASD // Prog Psychopharma-col Biol Psychiatry. 2019 Jun 8;92:83-108. doi: 10.1016/j.pnpbp.2018.12.015. Epub 2018 Dec 29.

10 Мальцев Д.В. Расширенный клинико-лабораторный фенотип при генетически детерминированном нарушении фолатного цикла у детей с расстройствами спектра аутизма // Международный Неврологический Журнал. - 2018. - № 5 (99). - С. 5-19. doi: 10.22141/2224-0713.5.99.2018.142958.

11 Grechanina E.Ya. Autism Genetic and Epigenetic Problems // Scientific Journal of the Ministry of Health of Ukraine. - 2013. - № 2(3). - С. 29-48.

12 Zhang Z.et al. Association Study of Polymorphisms in Genes Relevant to Vitamin B12 and Folate Metabolism with Childhood Autism Spectrum Disorder in Han Chinese Population // Medical Science Monitor. - 2018 Jan 19;24:370-376.

13 Shaik Mohammad N et al. Clinical utility of folate pathway genetic polymorphisms in the diagnosis of autism spectrum disorders // Psychiatric Genetics. - 2016 Dec;26(6):281-286 https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27755291

14 Fuentes-Albero M et al..Homocysteine Levels in Autism Spectrum Disorder: A Clinical Update.// Endocrine Metabolic and Immune Disorders Drug Targets. - 2018;18(4):289-296.doi:10.2174/1871530318666180213110815. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29437021

15 Ali A. et al. Hyperhomocysteinemia among Omani autistic children: a case-control study // Acta Biochimica Po-lonica. - 2011;58(4):547-51.Epub 2011 Dec 20.

16 James S.J. et al. Efficacy of methylcobalamin and folinic acid treatment of glutathione redox status in children with autism // The American Journal of Clinical Nutrition. - 2009 Jan;89(1):425-30.

17 Cosar A. Folate and homocysteine metabolisms and their roles in the biochemical basis of neuropsychiatry // Turkish Journal of medical Sciences. - 2014;44(1):1-9.

18 Yektas C et al. Comparison of serum B12 and Homocysteine concentrations in children with autism spectrum disorder of attention deficit hyperactivity and healthy controls // Neuropsychiatry Disease and Treatment. - 2019 Aug 6;15:2213-2219.

19 Holingue C., Newill C., Lee L.C. et al. Gastrointestinal symptoms in autism spectrum disorder: a review of the literature on ascertainment and prevalence // Autism Research. - 2018. - Vol. 11. - pp. 24-36.

20 Holingue C., Newill C., Lee L.C. et al. Gastrointestinal symptoms in autism spectrum disorder: a review of the literature on ascertainment and prevalence // Autism Research. - 2018. - Vol. 11. - pp. 24-36.

21 Krajmalnik-Brown R.et al. Gut bacteria in children with autism spectrum disorders: challenges and promise of studying how a complex community influences a complex disease // Microbial Ecology in Health and Disease. - 2015. -Vol. 26. doi:10.3402/mehd.v26.26914

22 Finegold S.M. et al. Gastrointestinal microflora studies in late-onset autism // Clinical Infectious Diseases. - 2002. -Vol. 35 (Supplement 1). - pp. S6-S16.

23 Kushak R.I., Lauwers G.Y., Winter H.S. et al. Intestinal disaccharidase activity in patients with autism: effect of age, gender, and intestinal inflammation // Autism: the international journal of research and practice. - 2011. -Vol. 15. - pp. 285-294.

24 Liu F., Li J., Zheng H., Peng Q. et al. Altered composition and functoin microbiota in autism spectrum disorders: a systematic review // Traditional Psychiatry. - 2019. - 9:43 https://doi.org/10.1038/s41398-019-0389-6

25 El-Ansary et al. In the search for reliable biomarkers for the early diagnosis of autism spectrum disorder: the role of vitamin D // Metabolic brain diseas. 2018 Jun;33(3):917-931. doi: 10.1007/s11011-018-0199-1. Epub 2018 Mar 1.

26 Madore C.et al.. Neuroinflammation in Autism: Plausible Role of Maternal Inflammation, Dietary Omega 3, and Microbiota. Neural Plast. 2016; 3597209

27 Lange K.W., Hauser J., Reissmann A. Gluten-free and casein-free diets in the therapy of autism. Curr Opin Clin Nutr Metab Care, 2015. Nov; 18(6):572-578w

28 Hyman S., Stewart P.A., Foley J., Cain U., et al. The Gluten-Free/Casein-Free Diet: A Double-Blind Challenge Trial in Children with Autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. - 2016. - Vol. 46, Issue 1, pp. 205-229.

29 Legido A. Mitochondrial dysfunction in autism // Semin Pediatr Neurol. 2013 Sep;20(3):163-75. doi: 10.1016/j.spen.2013.10.008. Epub 2013 Oct 29.

30 Stanislaw H et al.Helping parents choose treatments for young children with autism: A comparison of applied behavior analysis and eclectic treatments // J Am Assoc Nurse Pract. 2019 Nov 13. doi: 10.1097/JXX.0000000000000290. [Epub ahead of print]

31 Toskano CVA et al. Exercise Effects for Children With Autism Spectrum Disorder: Metabolic Health, Autistic Traits, and Quality of Life // Percept.mot.skills 2018 Feb;125(1):126-146. doi: 10.1177/0031512517743823. Epub 2017 Dec 9.

32 Khoury E. Sensorimotor aspects and manual dexterity in autism spectrum disorders: A literature review] // Encephale [Article in French] an 9. pii: S0013-7006(19)30308-2. doi: 10.1016/j.encep.2019.11.005. [Epub ahead of print]

33 Hjiej H. [Substitutive and dietetic approaches in childhood autistic disorder: interests and limits].[Article in French] // Encephale. 2008 0ct;34(5):496-503. doi: 10.1016/j.encep.2007.10.011. Epub 2008 Mar 4.

34 Ahtun H. The Levels of Vitamin D, Vitamin D Receptor, Homocysteine and Complex B Vitamin in Children with Autism Spectrum Disorders // Clin Psychopharmacol Neurosci. 2018 Nov 30;16(4):383-390. doi: 10.9758/cpn.2018.16.4.383.

35 Yu CCW et al. Study protocol: a randomized controlled trial study on the effect of a game-based exercise training program on promoting physical fitness and mental health in children with autism spectrum disorder // BMC Psychiatry. 2018 Feb 27;18(1):56. doi: 10.1186/s12888-018-1635-9.

36 Ferreira JP. Et al.Effects of a Physical Exercise Program (PEP-Aut) on Autistic Children's Stereotyped Behavior, Metabolic and Physical Activity Profiles, Physical Fitness, and Health-Related Quality of Life: A Study Protocol // 2018 Mar 2;6:47. doi: 10.3389/fpubh.2018.00047. eCollection 2018.

37 Adams JB. Comprehensive Nutritional and Dietary Intervention for Autism Spectrum Disorder-A Randomized, Controlled 12-Month Trial // Nutrients. 2018 Mar 17;10(3). pii: E369. doi: 10.3390/nu10030369.

38 Zhang L., Lui I., Zhou Z., et al. A follow-up study on the long-term effects of rheabilitation in children with au-tismspectrum disoders // NeuroRheabilitation. - 2019. - Vol. 44(1). - P. 1-7. doi: 10.3233/NRE-182502.

Рукопись получена: 2 декабря 2019 г. Принята к публикации: 17 декабря 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.