УДК 130.2
Р.Р. Тактамышева
«РЕАБИЛИТАЦИЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ» В КУЛЬТУРЕ
Агональное состояние стало новой качественной характеристикой европейской культуры XXI века. Существуют различные «реабилитационные мероприятия» для регенерации западной культуры: и «методы криогенного хранения», и «трансплантология», и «терапия стволовыми клетками».
Однако, лишь признав облагораживание в качестве всеобщего объективного критерия культуры мы сумеем ниспровергнуть идею «необратимости» предсказанного учеными-философами фатального исхода европейской культуры, и она сможет «реанимироваться».
Ключевые слова: западная культура, «клиническая смерть», «реабилитационные мероприятия», традиция.
R.R.Taktamysheva rehabilitation' methods in culture
The agonal state has become a new qualitative characteristic of the European culture in the XXI century. There are different 'rehabilitation' methods for regeneration of the Western culture. Such methods include 'cryogenic storage', 'transplantology', and 'stem cells therapy'.
However, only with the identification of the ennoblement as the universal objective criteria of culture, we will be able to subvert the idea of the "irreversibility " of the fatal end of European culture predicted by the scientist-philosophers, and it will be able to "revive".
Key words: Western culture, clinical death, 'rehabilitation' methods, tradition.
Вопрос о дальнейшей судьбе западной культуры является одним из основных в рамках современного социально-философского дискурса.
Ряд ученых, в их числе Я.Голосовкер, В. Бочков, настроен пессимистически; они пишут и говорят о смерти западноевропейской культуры как о свершившемся факте. «Сегодня мы вправе поставить вопрос о конце культуры.1 Не о конце жизни, не о смерти человека, а именно о конце культуры как явления, имевшего свое начало и соответственно долженствующего иметь свой конец...», - утверждает видный российский культуролог С.С.Неретина [5, с.231].
Мы считаем эти выводы преждевременными. Если признать, что западная культура представляет собой «живой» организм [7, с.86] с присущим ему определенным биологическим ритмом, можно утверждать, что закат европейской культуры начался в XX веке. В течение последующего столетия мы наблюдаем западную культуру в терминальном (пограничном) состоянии2.
Нужно отметить, что на протяжении этого периода культура пыталась приспособиться к непрерывно меняющимся условиям среды (достижения научно-технического прогресса, кровопролитные войны, неизлечимые болезни, потребительское отношение к природе и т.д.). Однако не всегда адекватный ответ «творческого меньшинства» на вызов исторической ситуации [6, с.128] был своевременным, и культура не успевала вовремя мобилизовать свои защитные силы, гибко отреагировать на потенциальные изменения в обществе и самостоятельно компенсировать возможные нарушения. В результате, количественные изменения повлекли за собой изменение качества: агональное состояние стало новой качественной характеристикой европейской культуры XXI века.
В большинстве своем интеллектуальная элита заняла выжидательную позицию, внимательно наблюдая за происходящим и лишь беспристрастно констатируя любые изменения в западной культуре. Как отмечает О.Шпенглер, «Мы умрем сознательно и проследим все стадии собственного разложения острым взглядом опытного врача»[7, с.564].
Примечательно, что ряд мыслителей XX века пытались стимулировать «защитные» ресурсы культуры, подавляя причины «болезни». Например, критикуя традиционное аксиологически дифференцированное видение культуры (легальный идеологический центр и оппозиционная ему несанкционированная культурная периферия), философы-постмодернисты предложили принцип плюрализма, согласно которому признавались равные возможности и равные права на параллельное сосуществование в децентрированном культурном пространстве различных и даже взаимно альтернативных культурных программ и стратегий [4, с.525]. В
1 Хотя традиция понимания культуры только как европейской культуры в наше время уже не популярна, тем не менее, она не умерла, а только трансформировалась в идею мировой западной культуры [8, с. 15]
2 Смерть есть процесс, и в этом процессе можно выделить несколько стадий (терминальных состояний): преагонию, агонию, клиническую и биологическую смерть.
контексте общей установки на культурный плюрализм «постмодерн» трансформировался в решительное провозглашение новых возможностей, став в результате совокупным диагнозом и лозунгом будущего» [1, с.116]. Однако мероприятия, направленные на подавление болезненного начала, подавили и «защитные силы» культуры. Легитимное сосуществование альтернативных ориентиров привело к дезориентации западного общества, разрушению Целого и общепризнанного Единого, обесцениванию понятий «духовная ценность», «традиция», «идеал», переосмыслению исторических событий (Великая Отечественная война): все чаще о своих правах стали заявлять нацисты (страны Прибалтики); появились карикатуры на сакральных персонажей (Дева Мария в навозной куче, пророк Мухаммед с бомбой в тюрбане). Антигуманные перфомансы современных художников позиционируются как проявление их права на самовыражение.
Современная западная культура находится в состоянии «клинической смерти»: «исторические возможности исчерпаны, а индустриальные общества <...> не нуждаются в новых концепциях, в новых ценностях, вообще в новых импульсах, и не смогли бы уделить им должного внимания, если бы таковые появились» [1, с.116]. Однако характерным признаком этого состояния является его обратимость. И именно у современных философов возникает уникальная возможность выступить в роли «реанимационной бригады» для «смертельно больной» западной культуры и, вовремя диагностировав степень повреждения жизненно важных «органов», провести комплекс адекватных «реанимационных мероприятий».
«Реанимационные мероприятия», на наш взгляд, будут заключаться в следующем.
1. Так называемая «терапия стволовыми клетками». Еще в начале XX века ученые выдвинули предположение о том, что в организме человека должны быть протоклетки -«стволовые клетки» [2, с.125], из которых затем формируются все остальные. Современная наука экспериментально смогла доказать способность трансплантированных в организм стволовых клеток стимулировать восстановление поврежденного органа.
Возникает вопрос: а почему бы не воспользоваться «стволовыми клетками» культуры, для того, чтобы стимулировать ее регенерацию? Однако, безусловно, до этого следует определить, что является «стволовыми клетками» культуры.
Существуют различные философские теории, согласно которым протоклеткой культуры может быть все архаическое3. Например, все чаще в прессе и научных трудах высказывается мысль, согласно которой общероссийским патриотическим идеалом должна стать Русская идея с присущими ей принципами соборности, преемственности православных традиций, самодержавия. Возможно, в эпоху перемен, когда все происходящее кажется индетерминированным, хаотичным и неподдающимся рациональному осмыслению, общество осознанно или неосознанно стремится мобилизовать архетипические социальные практики. Однако мы считаем, что серьезный крен официальной государственной идеологии в сторону христианства в многонациональной и поликонфессиональной России способен вызвать негативную реакцию среди нехристианских народов и подорвать авторитет легитимной власти.
Нашим кандидатом на роль «стволовой клетки» культуры выступает идея облагораживания как всеобщий объективный критерий культуры [3, с.60].
2. Как утверждают ученые, главный удар по прежней концепции смерти нанесла отрасль биологии и медицины, которая изучает проблемы трансплантации - замещения поврежденных или отсутствующих органов и тканей собственными органами и тканями, либо взятыми из другого организма, а также искусственными органами. Успешная пересадка органов дает надежду десяткам тысяч смертельно больных людей и открывает для них невиданные горизонты.
Мы считаем, что «трансплантацией» в культуре является процесс заимствования инокультурных явлений и феноменов. Например, фортепианное музицирование афроамериканцев, так же как и вокальное творчество, переплавленное со временем афроамериканскими музыкантами в инструментальную форму и объединенное с ирландскими мелодиями, оказало большое влияние на зарождение и развитие нового рода музыки, который в
3 Понятие «архаическое», главным образом в искусствознании, часто отождествляется с термином «традиционное», обозначая проявление народного, наивного, примитивного творчества в профессиональном искусстве. В последнее время понятие «архаика» все чаще выводится из искусствоведческого обращения и выступает в качестве объекта социально-политического и культурного анализа (А.Рябов, В.Федотова, К.Касьянова). В этом контексте архаика получает негативную окраску и начинает противопоставляться традиции. Особый интерес представляет теория В. Федотовой, согласно которой культура представляет собой сложное явление, состоящее минимум из двух слоев: нижнего - архаического и верхнего - традиционного. В нестабильном обществе архаика вытесняет традицию (культура «оголяется» до архаического пласта), однако при поступательном развитии культуры традиция вытесняет архаику.
последующем получил название джаз. Иначе говоря, общепризнанные и теперь самостоятельные явления западной культуры были в свое время успешно «трансплантированы» из африканской культуры (то же самое можно сказать о хип-хопе).
Несомненно, этические и правовые аспекты «трансплантологии» в культуре не останутся без внимания современных ученых. Однако пока остается неясным: будут ли проведены исследования необходимости нововведений и просчитан уровень риска? Кто будет проводить экспертизу совместимости заимствуемого явления и западной культуры? Всегда ли культура-донор согласна с тем или иным заимствованием? Не будет ли новое отторгаться реципиентом (западной культурой)?
3. Параллельно с реаниматологией в рамках клинической медицины возникла крионика -практика заморозки обреченных на смерть пациентов до ультранизких (криогенных) температур и их дальнейшего сохранения в жидком азоте. Сторонники крионики полагают, что так можно сохранить пациентов до того времени в будущем, когда станет возможной репарация клеток, регенерация тканей и восстановление всех функций организма и здоровья в целом.
Мы считаем, что применительно к культуре также могут быть использованы методы криохранения органов и тканей. Однако в этом случае речь будет идти о криохранении ряда культурных традиций и, как следствие, о временной потере ими своей актуальности.
Традиция в целом - это устойчивая сторона культуры. Наиболее простым и естественным способом сохранения системы и поддержания ее в стабильном состоянии является воссоздание, возобновление и развитие традиций. Человечество, поднимаясь со ступени на ступень по лестнице исторического прогресса, не создает каждый раз заново свою культуру, а всегда опирается на ранее достигнутые результаты и только после усвоения уроков прошлого способно выступать инициатором позитивных преобразований современной реальности.
В данном случае традиции выступают в качестве «памяти общества», но памяти не абсолютной, а избирательной. Культура всегда хранит лишь то, что «нужно» современности, и только в том виде, в котором оно актуально.
Мы полагаем, что ошибочны выводы отдельных ученых, считающих, что традиционное общество в условиях серьезных социально-политических изменений стремится вернуться к прошлому, то есть к архаическому изначальному состоянию (мы это уже отмечали), а не к апробированной громадным длительным опытом традиционной культуре, прошедшей экзамен на выживаемость, жизнеспособность и способной обеспечить стабильную коллективную жизнь. Было бы корректнее говорить не о реставрации прошлых идей, а об актуализации отношения к ним. Например, по мнению ряда ученых (Я.А.Абдуллин, Д.М.Исхаков, Р.Г.Мухаметшин и др.), татарские мыслители-реформаторы и просветители начала XX века видели выход из состояния экономического отставания и духовного застоя в возвращении к исконным историческим корням своего народа, обращении, например, к ценностям раннего ислама. В частности, одним из представителей плеяды татарских религиозных мыслителей начала XX века М.Бигиевым в целях воскресить дух и подлинные ценности ислама были радикально переосмыслены основные положения религиозной мифологии и предприняты меры по упрощению мусульманского культа. Культурное наследие, возвращенное к жизни и получившее новую интерпретацию, также становится традицией.
Подведем итоги. Существуют различные «реабилитационные» мероприятия для восстановления утраченных или поврежденных жизненно важных функций любой культуры: это могут быть и «методы криогенного хранения», и «трансплантология», и «терапия стволовыми клетками». Однако одно остается очевидным: «необратимость» фатального исхода европейской культуры будет ниспровергнута лишь в случае смены вектора исследований и признания облагораживания на правах всеобщего объективного критерия культуры.
Литература
1. Вельш В. Постмодерн. Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. Международный философский журнал. 1992. № 1 (2). - С. 109-136.
2. Maximow A. Der Lymphozyt als gemeinsame Stammzelle der verschiedenen Blutelemente in der embrionalen Entwicklung und im postfetalen Leben der Saugetiere. - Leipzig, 1909. - С. 125-134.
3. Меньчиков Г.П. Культура и гетерархичность мышления / / Социально-интеграционный потенциал национальной культуры, искусства и туризма в условиях модернизации российского общества (к 90-летию со дня образования Татарской республики): материалы Международ. науч. конф., 20 апр. 2010 г.: в 2 ч. / Сост.: Р.М.Валеев, В.Р.Алиакберова; науч. ред. Р.Р.Юсупов, Р.М. Валеев; Казан. гос. ун-т культуры и искусств. -
Казань: Изд-во Казан. гос. университета культуры и искусств, 2010. Часть I - 230 с. - С. 60-65.
4. Постмодернизм: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с.
5. Неретина С.С. Точки на зрении. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. акад., 2005. - 359 с.
6. Тойнби АДж. Постижение истории. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1991. - 736 с.
7. Шпенглер О. Закат Европы / Авт. Вступит. статьи А.П. Дубнов, авт. комментариев Ю.П. Бубенков и А.П. Дубнов. - Новосибирск: ВО "Наука". Сибирская издательская фирма, Т.1.М., 1993. - 592 с.
8. Неретина С.С., Огурцов А.П. Время культуры. - СПб., 2000. - 344 с.