Научная статья на тему 'Реабилитационно-воспитательные технологии в решении проблем ребенка с ограниченными возможностями и его семьи'

Реабилитационно-воспитательные технологии в решении проблем ребенка с ограниченными возможностями и его семьи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / музыкально-ритмические движения / дидактические игры / логоритмические игры / психогимнастика. / family / musical and rhythmic movements / didactic games / logorhythmic games / psychogymnastics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качаева Людмила Фёдоровна

В статье представлен опыт работы музыкального руководителя с детьми с ограниченными возможностями по музыкальному воспитанию с включением в свою деятельность реабилитационно-воспитательных технологий: музыкально-дидактических, логоритмических, коммуникативных игр, психогимнастики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Качаева Людмила Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REHABILITATION AND EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN SOLVING THE PROBLEMS OF A CHILD WITH DISABILITIES AND HIS FAMILY

Experience of a music Director working with children with disabilities in musical classes with the inclusion of rehabilitation and educational technologies in their activities: musical-didactic, logorhythmic, communicative games, psychogymnastics are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Реабилитационно-воспитательные технологии в решении проблем ребенка с ограниченными возможностями и его семьи»

УДК 376

РЕАБИЛИТАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ЕГО СЕМЬИ

Качаева Людмила Фёдоровна.

Россия, г. Прокопьевск, Кемеровская область, ГБУ «Прокопьевский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга», музыкальный руководитель, [email protected].

Аннотация. В статье представлен опыт работы музыкального руководителя с детьми с ограниченными возможностями по музыкальному воспитанию с включением в свою деятельность реабилитационно -воспитательных технологий: музыкально-дидактических, логоритмических, коммуникативных игр, психогимнастики.

Ключевые слова: семья, музыкально-ритмические движения, дидактические игры, логоритмические игры, психогимнастика.

REHABILITATION AND EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN SOLVING THE PROBLEMS OF A CHILD WITH DISABILITIES AND HIS FAMILY

Kachaeva Lyudmila Fedorovna.

Russia, Prokopyevsk, Kemerovo region, SBE «Prokopyevsk rehabilitation center for children and adolescents with disabilities «Raduga»», music director, [email protected].

Abstract. Experience of a music Director working with children with disabilities in musical classes with the inclusion of rehabilitation and educational technologies in their activities: musical-didactic, logorhythmic, communicative games, psychogymnastics are presented in the article.

Keywords: family, musical and rhythmic movements, didactic games, logorhythmic games, psychogymnastics.

Музыка - как сказочная вода: она может быть живой или мертвой. Она способна вдохновлять на подвиги и побуждать к размышлениям, поднимать кровяное давление и вызывать депрессию. С помощью музыки можно передавать свое эмоциональное состояние, улучшать рост растений, создавать свою философию и даже лечить детей с ДЦП [10].

В 80-х годах доктор педагогических наук Е.Ф. Архипова разработала методику специального образования детей с ДЦП, начиная с рождения. В своих рекомендациях обосновала ценность как можно более раннего начала работы с детьми с ДЦП.

Практический опыт работы музыкальным руководителем в центре реабилитации для детей с ограниченными возможностями в течение 11 лет

позволяет утверждать, что музыкальное воспитание является составной частью учебно-воспитательного процесса и в комплексе с другими видами воспитания решает образовательные, воспитательные, коррекционно -развивающие и лечебно-компенсаторные задачи. Целью работы по данному направлению является оказание ранней коррекционно-педагогической помощи детям-инвалидам, обеспечение их ранней социальной адаптации и развитие позитивного отношения к жизни через музыку.

Необходимо акцентировать внимание на решении следующих задач:

- приближение физической активности тяжелобольных детей к нормам здоровых детей своей возрастной группы;

- стимулировании функций ослабленных мышц к повышению двигательной активности;

- совершенствование дыхательной функции за счет выполнения дыхательной гимнастики, пения, музыкально -ритмических движений и игры на духовых инструментах;

- научение чувству ритма за счет игры на музыкальных инструментах, дидактических игр;

- развитие двигательной координации;

- развитие положительного эмоционального отклика на сотрудничество в процессе музыкальной деятельности.

Благодаря использованию в работе традиционных воспитательно-реабилитационных и здоровьесберегающих технологий, таких как: дидактические, логоритмические, коммуникативные игры, более активно решаются проблемы ребенка и его семьи.

Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями являются музыкально -дидактические игры. Известно, что в ведущей для дошкольников игровой форме, их способности, несомненно, развиваются намного эффективнее и с большей отдачей от детей. Данный универсальный метод позволяет создать условия для развития у детей музыкальных способностей, в доступной форме сформировать основы музыкальной грамоты, привить интерес и любовь к музыке.

Технология использования логоритмических игр находит широкое применение на логоритмических занятиях. Сочетание слова, движения и музыки способствует коррекции, возможному преодолению речевых нарушений у детей. Традиционно используются чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, песни, стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти; пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук; упражнения на развитие мимических мышц и эмоциональной сферы, общей моторики для мышечно-двигательного и координационного тренинга. Большое внимание уделяется фонопедическим упражнениям по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания. Музыкальные игры способствуют развитию речи, внимания, воображения, ассоциативно-образного мышления; снятию эмоционального и физического напряжения, релаксации; умению

ориентироваться в пространстве.

Практический опыт показывает, что наиболее эффективный путь решения логопедических проблем - это обыгрывание с детьми стихов, речевок, потешек в сочетании с движением и музыкой. Среди всего многообразного материала, который одновременно и развивает и развлекает, особое место занимают коммуникативные танцы-игры. И если следовать формуле, что «Учиться надо весело...», то лучшего вида деятельности с детьми не придумаешь.

А.И. Буренина отмечает, что используются танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения с игровыми задачами. Движения и фигуры очень просты, доступны для исполнения детьми. В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх они получают радость от самого процесса движения под музыку от того, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить. Все это дает существенный эффект в коррекции развития детей с ограниченными возможностями [3].

По мнению Л.В. Гаврючиной, на развитие эмоциональной выразительности речи детей и их двигательной активности эффективно влияют музыкально-ритмические занятия с применением здоровьесберегающих технологий. Планируются они с пользой для здоровья ребенка, сочетая музыкальность ребенка с традиционными видами музыкальной деятельности для развития творческих способностей. Речевые и музыкальные игры, хороводы развивают музыкальный слух. Валеологическая распевка с упражнениями формируют правильную осанку. Самомассаж, фонопедические упражнения повышают защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализуют вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Психогимнастика, элементы пассивной музыкотерапии снижают напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливают спокойное дыхание [5].

Занятия традиционно начинаются с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песни перемежается с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен с детьми проводится дыхательная, артикуляционная гимнастика, фонопедические и оздоровительные упражнения для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры сопровождаются музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальные импровизации совмещаются с музыкотерапией.

Предлагаемые оздоровительные игры и упражнения, спортивные праздники и спортивные фестивали («Путешествие в страну Неболейку», «Летние и зимние Олимпийские игры») приносят детям радость, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей, улучшают благополучие ребенка.

С целью повышения музыкальной компетентности родителей разработан проект семейный клуб «Золотой ключик». В основу проекта легли следующие принципы:

- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музыкального

развития и воспитания детей;

- уважение, помощь и доверие к ребенку, как со стороны педагога, так и со стороны родителей;

- обеспечение в оказании помощи каждому родителю в развитии их детей, возможности оценивания уровня предоставляемых услуг.

Каждому родителю предоставляется возможность не только посетить, но и самому поучаствовать в празднике, музыкальном занятии, понаблюдать за своим ребенком, как он играет пальчиками, с каким усердием делает массаж, общается со сверстниками. Понятно, что вдвойне полезным для ребенка будет повторение разученных игр дома, вместе с мамой и папой. Родителям объясняют актуальность и значимость музыкального воспитания для детей с ограничениями здоровья, о воспитании духовности, что это «ключик» к внутреннему миру ребенка, его творческого потенциала.

Кропотливо, с большим уважением к личности ребенка, вместе с педагогами и специалистами реабилитационного Центра выявляются особенности детского таланта. Установление партнерских отношений позволяет сохранить задатки и природную одаренность детей. Роль педагога -заметить «золотые зернышки», создать условия для дальнейшего развития, дать рекомендации родителям для обучения в музыкальных образовательных учреждениях.

Именно сегодня, как никогда, важно понимание особой педагогической миссии, которую несут все работники Центра. И миссия эта заключается в поддержке здоровья и решении проблем ребенка и его семьи, в бережном сопровождении детей в сложной и непредсказуемой жизни, в создании теплой, комфортной среды, где каждый ребенок чувствует, что его любят и принимают таким, каков он есть.

Проводимая на протяжении ряда лет целенаправленная и систематическая коррекционная работа дала положительные результаты: у детей повысился уровень развития психических процессов; проявилась речевая, коммуникативная и игровая активность; умение регулировать свое поведение; достигнут определенный уровень эмоциональной устойчивости, способности самовыражения в процессе музыкальной деятельности; сформированы представления об окружающем мире; усвоены навыки культурного поведения в процессе группового общения с детьми и взрослыми. Это говорит о том, что главным условием эффективности музыкально-коррекционного процесса является готовность педагога-музыканта к творческому сотрудничеству с детьми, родителями, другими специалистами Центра и тогда в полной мере реализуется его компетентность, профессионально-личностная ориентация на достижение программных целей и результатов.

Библиографический список.

1. Арефьева А.А. Разбудим голосок. Москва: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1994. - 47 с.

2. Боромыкова О.С. Песенки и потешки с движениями для развития речи. Новосибирск: Литера, 2009. - 32 с.

3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2000. -

220 с.

4. Волкова Т.А. Логопедическая ритмика. Москва: ВЛАДОС, 2002. - 272 с.

5. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Москва: ТЦ Сфера, 2008. - 160 с.

6. Котышева Е.Н. Музыкальная коррекция с ограниченными возможностями. Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 112 с.

7. Медведева Е.А., Комиссарова Л.Н., Шашкина Г.Р., Сергеева О.Л. Музыкальное воспитание детей с проблемами развития и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /под ред. Е.А. Медведевой. Москва: Академия, 2002. - 224 с.

8. Сауко Т.Н. Буренина А.И. Топ-хлоп малыши! Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. Санкт-Петербург: Ленинградский областной институт развития образования, 2001. - 120 с.

9. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Москва: Просвещение, 2009. - 164 с.

10. Хисматулов Я.Т. Влияние музыки на эмоциональное самочувствие дошкольников [Электронный ресурс]. URL: https ://pandia.ru/text/81/013/35122.php

11. Чистякова М.И. Психогимнастика /под ред. М.И. Буянова. Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.