Научная статья на тему 'Развивающий курс для младших школьников «Мир профессий»'

Развивающий курс для младших школьников «Мир профессий» Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
1638
263
Поделиться
Ключевые слова
ПРЕДПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Соломаха Елена Валерьевна, Трофимчик Оксана Анатольевна

В статье представлен опыт работы педагогического коллектива МБОУ «До-брянская СОШ № 3» по использованию проектной деятельности на занятиях развивающего курса «Мир профессий» в начальной школе. Данный курс является первой ступенькой в предпрофильном образовании учащихся средней школы.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Соломаха Елена Валерьевна, Трофимчик Оксана Анатольевна,

Текст научной работы на тему «Развивающий курс для младших школьников «Мир профессий»»

УДК 37.048.45:373.3

ББК Ч420.242

Е.В. Соломаха, О.А. Трофимчик

Развивающий курс

для младших школьников «Мир профессий»

В статье представлен опыт работы педагогического коллектива МБОУ «До-брянская СОШ № 3» по использованию проектной деятельности на занятиях развивающего курса «Мир профессий» в начальной школе. Данный курс является первой ступенькой в предпрофильном образовании учащихся средней школы.

Ключевые слова: предпрофильное обучение; исследовательские проектные виды деятельности; межпредметная интеграция; пропедевтическая предпро-фильная педагогическая система начальной школы.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам; у отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвя-

зано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.

В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и системно. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.

Нами были выявлены следующие противоречия:

отсутствие преемственности и непрерывности между начальным и средним образованием в предпро-фильном обучении;

непонимание того, что над развитием профессионального самосознания должна работать вся школа, от первого до выпускного класса. как и над созданием единой образовательной среды в этом направлении развития учащихся.

Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, направленный на пред-профильное образование, сделает учебу в школе единым преемствен-

ным образовательным процессом.

Что же такое предпрофильное обучение для начальной школы?

Для ученика: развитие интереса и мотивации к разнообразным познаниям о профессии; развитие определенных профессиональных навыков, развитие рефлексии и навыков опыта деятельности.

Для учителя: новый опыт творческого самовыражения; ответы на все сомнения и вопросы по предпро-фильному образованию учащихся, которые возникают в процессе его профессиональной работы; продуманное содержание и методическая система работы; расширение профессиональных компетенций и т.д.

Для администрации школы: новый позиционный статус образовательной среды предпрофильной подготовки; обеспеченность взаимосвязанными (по содержанию и методике) вариативными программами всех классов начальной и средней ступеней, усиление методической оснащенности педагогического процесса и т.д.

Общая гипотеза данной работы состоит в том, что реализация профильного обучения и предпрофиль-ной подготовки в школе может быть более эффективной, если:

изменятся методологические основания построения педагогического процесса в начальной школе;

предметом будет избрано педагогическое сопровождение процессов формирования основ целостного образа человеческой деятельности в начальной школе;

будет создана пропедевтическая предпрофильная педагогическая система начальной школы;

в содержание начального образо-

вания будут включены исследовательские проектные виды деятельности;

будут использованы потенциалы микросоциума (семьи) в построении единого интегрального образовательного пространства ребенка;

процесс пропедевтики будет сопровождаться технологиями оценивания качества проектной деятельности в начальной школе.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России (не является исключением и наша школа) перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Согласно ФГОС Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

Курс «Мир профессий» создан для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребенка познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику предпро-фильной подготовки. Таким образом, предлагаемый нами курс может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на предпрофильное обучение.

В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сфе-

рами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся. При определении этих сфер деятельности мы основывались на типологии, предложенной доктором психологических наук Е.А. Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек - художественный образ», «человек -природа».

Межпредметная интеграция способствует, во-первых, формированию целостного представления о различных сферах человеческой деятельности; во-вторых, развитию знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших школьников; в-третьих, освоению элементарных знаний о профессиях людей; в-четвертых, включению учащихся в исследовательскую деятельность в рамках отношения «Я и мир профессий взрослых людей».

Данная программа в образовательном учреждении «Добрянская школа № 3» реализуется через:

- интеграцию содержания образовательных областей «естествознание» и «обществознание»;

- внеурочную деятельность детей — курс «Первые шаги к моей будущей профессии» (общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности);

- внеклассную работу.

Предпрофильное воспитание в начальной школе — это создание

среды, которая будет способствовать воспитанию у ребенка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако профессиональное самоопределение - это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста.

Интегрированный курс «Первые шаги к моей будущей профессии» разработан учителем начальных классов Трофимчик О.А. и реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования.

Новизна программы состоит в том, что она соединяет в себе сведения из разных предметных областей психологии, литературы, истории, экологии, социологии, ОБЖ, художественного труда. Программа рассчитана на 4 года (1-4-й класс).

Цель курса: создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей учащихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности. Задачи: познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий; выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии; формировать уважительное отношение к людям труда и результатам их труда; развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка; формировать нравственные качества: доброту, взаимовыручку, внимательность, справедливость и т.д.; формировать навыки здорового и

безопасного образа жизни.

Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая.

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.

Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Курс занятий построен таким образом, что предоставляет учащимся возможность тренировать различные виды своих способностей.

В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастая в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.

Занятия проводятся в активной форме, это игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Развитие творческих способностей немыслимо без творческой деятельности. Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов, выстав-

ка работ ИЗО и трудовой деятельности.

На реализацию курса «Первые шаги к моей будущей профессии» в 1-м классе отводится 25 часов в год (1 час в неделю), во 2-4-м классе -по 34 часа. Общий объем составляет 127 часов.

Ожидаемые результаты после прохождения курса:

участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

расширение кругозора о мире профессий;

заинтересованность в развитии своих способностей;

участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;

возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.

Внеклассная работа способствует накоплению непосредственных жизненных впечатлений учащихся о тех или иных профессиях, что обеспечивает начало формирования гражданственного патриотического отношения к среде обитания и проживания и осознанных профессиональных интересов, а также построения образа «Я» в конкретной профессии. Таким образом, виды деятельности учащихся носят, прежде всего, поисково-исследовательский, проблемный и творческий характер.

В результате изучения курса «Мир профессий» младший школь -ник должен знать:

- основные сферы профессиональной деятельности человека;

- основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;

- предприятия и учреждения микрорайона, города;

основные приемы выполнения учебных проектов; уметь:

- оперировать основными понятиями и категориями;

- рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в обществе;

- пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ;

- выполнять учебные проекты.

Список литературы:

1.Климов Е.А. Как выбрать профессию.

- М., 1991. http://www.shkolniky.ru/klimov

2.Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. - Ростов н/Д: Баропресс, 2008.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).

- М., 2010. http://www.garant.ru/products/ іро/ргітеМос/55070507/

Приложение 1

Модель педагогического процесса вариативного предпрофильного образования учащихся начальной школы

Приложение 2

Тематическое планирование занятий интегрированного курса «Первые шаги к моей будущей профессии»

1 класс

№ № Дата Тема занятия Кол-во часов Примечание

I - Путешествие в страну Понимания (3 часа)

1 1 Азбука общения. Знакомс тво 1

2 2 Доброе имя 1

3 3 Сотворим солнце в себе 1

II - Введение в мир профессий (5 часов)

4 1 Зачем чел овеку трудиться? 1

5 2 Какие профессии ты знаешь? 1

6 3 Мир интересных профессий 1

7 4 Чем пахнут рем есла? 1

8 5 Кем я хочу стать? 1

III - Профессии в школе (2 часа)

9 1 Профессия - учитель 1

10 2 Профессия - библиотекарь 1

IV - Знакомство с различными профессиями (12 часов)

11-12 1 Профессия - продавец 2

13-14 2 Профессия - парикмахер 2

15-16 3 Профессия - повар 2

17-18 4 Профессия - почтальон 2

19-20 5 Профессия - врач 2

21-22 6 Профессия - художник 2

V - Итоговые занятия (3 часа)

23 1 Викторина «Что мы узнали?» 1

24 2 Составление альбома профессий 1

25 3 Праздник «Все профессии ва жны, все профессии нужны!» 1

2 класс

№ № Дата Тема занятия Кол-во часов Примечание

I - Путешествие в страну Понимания (3 часа)

1 1 Я рисую свой портрет 1

2 2 Мой лучший друг 1

3 3 Волшебные средства понимания 1

II - Знакомство с различными профессиями (12 часов)

4-5 1 Профессия - фотограф 2

6-7 2 Профессия - медсестра 2

8-9 3 Профессия - стоматолог 2

10-11 4 Профессия - дирижер 2

12-13 5 Профессия - официант 2

14-15 6 Профессия - секретарь 2

III - Проект «Азбука профессий» (6 часов)

16 1 Организационное занятие. Предъявление заданий гру ппам 1

17 2 Представление мини -проектов на буквы А - Д 1

18 3 Представление мини -проектов на буквы Е - К 1

19 4 Представление мини -проектов на буквы Л - Р 1

20 5 Представление мини -проектов на буквы С - Я 1

21 6 Оформление результатов пр оекта 1

IV - Героические профессии (1 час)

22 1 Профессии - пожарный, спас атель 1

V - Проводник в мире волшебства - писатель (5 часов)

23 1 Профессия - писатель 1

24 2 Игра «Медведь липовая н ога» 1

25 3 Игра «Сказка о рыбках» 1

26 4 Игра «Путешествие паровозика» 1

27 5 Игра «Волшебный камешек» 1

VI - Покорение новых земель. День Космонавтики (3 часа)

28 1 Игра «Путешествие в страну Дружбы» 1

29 2 Игра «Космический полет» 1

30 3 Игра «Сотвори свой мир» 1

VII - Итоговые занятия (4 часа

31 1 «Самая интересная профе ссия» -круглый стол 1

32 2 «Это профессия моих родит елей» — конференция 1

33 3 Оформление альбома «Мир профессий» 1

34 4 Праздник «Все работы хороши, выбирай на вкус» 1

3 класс

№ № Дата Тема занятия Кол-во часов Примечание

I - Путешествие в страну Понимания (3 часа)

1 1 Здравствуйте, это я! 1

2 2 Наши имена 1

3 3 Мое любимое занятие 1

II - Введение в мир профессий (4 часа)

4 1 Зачем человек трудится? 1

5 2 Какие профессии ты знаешь? 1

6 3 Правила разных профессий. З ачем? 1

7 4 Кем я хочу стать? 1

III - Знакомство с различными профессиями (12 часов)

8-9 1 Профессия - водитель 2

10-11 2 Профессия - машинист 2

12-13 3 Профессия - сварщик 2

14-15 4 Профессия - фармацевт 2

16-17 5 Профессия - строитель 2

18-19 6 Профессия - летчик 2

IV - Профессия моих родителей (3 часа)

20-21 1 Кем работают мои родители 2

22 2 Встреча с родителями 1

V - Курс ОБЖ «Безопасность в профессиях» (3 часа)

23 1 Основные виды травм и оказ ания первой медицинской п омощи 1

24 2 Когда вы становитесь водител ями... 1

25 3 Предназначение и задачи ГИБДД 1

VI - Профессии «За здоровый образ жизни» (6 час ов)

26-27 1 Влияние окружающей сре ды на здоровье человека. Эколог 2

28 2 Учитель физкультуры 1

29 3 Тренер в спортивном зале, в тренажерном зале, тренер по дыхательной гимнастике 1

30 4 Арт-терапия 1

31 5 Диетолог 1

VII - Итоговые занятия ( 3 часа)

32 1 Викторина «Что мы узн али?» 1

33 2 Составление книги «Первые шаги к профессии» 1

34 3 Конференция «Мой жизненный путь, или Кем быть» 1

4 класс

№ № Дата Тема занятия Кол-во часов Примечание

I — Путешествие в страну Понимания (3 часа)

1 1 Установление контакта 1

2 2 Я и другие 1

3 3 Волшебные средства поним ания: интонация, мимика, пантомимика 1

II — Что я знаю о своих возможностях (3 часа)

4 1 Исследование особенностей свойств личности 1

5 2 Исследование особенностей познавательной сферы 1

6 3 Подведение итогов 1

III — Проект «Генеалогическое древо. Профессии моих родственников» (3 ч аса)

7 1 Моя родословная 1

8 2 Древо + профессии (составление презентаций) 1

9 3 Защита презентаций «Профе ссии моих родственников» 1

IV - Проект «Волшебство скульптора» (3 часа)

10-11 1 Профессия - скульптор 2

12 2 Я - скульптор (рамка из гипса) 1

V - Разные профессии по разным сферам деятельности (20 часов)

13 1 Знакомство со сферами деятельности 1

14 2 Бухгалтерия 1

15 3 Издательство, полиграфия, д изайн 1

16 4 Индустрия красоты 1

17 5 Искусство 1

18 6 Медицина 1

19 7 Менеджмент 1

20 8 Музыка 1

21 9 Переводчик 1

22 10 Питание, пищевое производс тво 1

23 11 Преподавание 1

24 12 Работа с природой, животными 1

25 13 Работа со средствами передвижения 1

26 14 Работа с компьютерной техн икой 1

27 15 Ресторанный и гостиничный би знес 1

28 16 Секретариат, делопроизводс тво 1

29 17 СМИ 1

30 18 Социальная работа 1

31 19 Строительство, архитектура 1

32 20 Кинооператор 1

VI - Подведение итогов (2 часа)

33 1 Конференция «Мой жизненный путь, или Кем быть» 1

34 2 Деловая игра «Ид ет рабочий человек» 1

Мир профессий

Приложение 3 Целевое планирование внеклассной работы по темам

Примерное планирование внеклассной работы

«Семья, в которой я живу»

1. Конкурс рисунков «Любимые занятия в моей семье» - 1 класс.

2. Конкурс сочинений «Кем я мечтаю стать» (2-4 классы).

3. Классный час «Как живет моя семья».

4. «Профессии моих родителей» (встречи, беседы).

5. Беседа «Чем я могу помочь дома».

6. «Я мастер». Сделай своими руками подарки своим родным.

«Город, в котором я живу»

1. Беседы «Знакомство с профессией... учитель, воспитатель, строитель, бухгалтер и т.д.».

2. Праздник «Все профессии важны».

3. Внеклассное чтение «Чем пахнут ремесла?».

4. Организация экскурсий на предприятия города.

5. Классный час «Профессии нашего города».

6. Конкурс загадок и пословиц о профессиях.

«Страна, в которой я живу»

1. Конкурс стихотворений «Мир профессий».

2. Игра «Профессии от А до Я».

3. Клуб интересных встреч (с приглашением людей разных профессий).

4. Игра «Узнай профессию».

5. Классный час «Народные умельцы» - о мастерах народного творчества.

«Мир, в котором я живу»

1. Клуб любознательных «Самые важные профессии».

2. Оформление альбома «Гимн труду».

3. Внеклассное занятие на тему «Путешествие в мир профессий».

4. Клуб любознательных «Самые редкие профессии».

5. «Кто работы не боится, у того она и спорится» (беседа-игра). Кладезь народной мудрости о труде.

Заканчивается работа по профориентации среди младших школьников в конце года праздником: Неделя профориентации в начальной школе «Мир профессий».

Защита классами своих проектов. Примерные темы: Альбом профессий. Азбука профессий. Профессия в моей семье. Династии.