УДК 37.048.45:373.3
ББК Ч420.242
Е.В. Соломаха, О.А. Трофимчик
Развивающий курс
для младших школьников «Мир профессий»
В статье представлен опыт работы педагогического коллектива МБОУ «До-брянская СОШ № 3» по использованию проектной деятельности на занятиях развивающего курса «Мир профессий» в начальной школе. Данный курс является первой ступенькой в предпрофильном образовании учащихся средней школы.
Ключевые слова: предпрофильное обучение; исследовательские проектные виды деятельности; межпредметная интеграция; пропедевтическая предпро-фильная педагогическая система начальной школы.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам; у отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвя-
зано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и системно. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.
Нами были выявлены следующие противоречия:
отсутствие преемственности и непрерывности между начальным и средним образованием в предпро-фильном обучении;
непонимание того, что над развитием профессионального самосознания должна работать вся школа, от первого до выпускного класса. как и над созданием единой образовательной среды в этом направлении развития учащихся.
Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, направленный на пред-профильное образование, сделает учебу в школе единым преемствен-
ным образовательным процессом.
Что же такое предпрофильное обучение для начальной школы?
Для ученика: развитие интереса и мотивации к разнообразным познаниям о профессии; развитие определенных профессиональных навыков, развитие рефлексии и навыков опыта деятельности.
Для учителя: новый опыт творческого самовыражения; ответы на все сомнения и вопросы по предпро-фильному образованию учащихся, которые возникают в процессе его профессиональной работы; продуманное содержание и методическая система работы; расширение профессиональных компетенций и т.д.
Для администрации школы: новый позиционный статус образовательной среды предпрофильной подготовки; обеспеченность взаимосвязанными (по содержанию и методике) вариативными программами всех классов начальной и средней ступеней, усиление методической оснащенности педагогического процесса и т.д.
Общая гипотеза данной работы состоит в том, что реализация профильного обучения и предпрофиль-ной подготовки в школе может быть более эффективной, если:
изменятся методологические основания построения педагогического процесса в начальной школе;
предметом будет избрано педагогическое сопровождение процессов формирования основ целостного образа человеческой деятельности в начальной школе;
будет создана пропедевтическая предпрофильная педагогическая система начальной школы;
в содержание начального образо-
вания будут включены исследовательские проектные виды деятельности;
будут использованы потенциалы микросоциума (семьи) в построении единого интегрального образовательного пространства ребенка;
процесс пропедевтики будет сопровождаться технологиями оценивания качества проектной деятельности в начальной школе.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России (не является исключением и наша школа) перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Согласно ФГОС Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Курс «Мир профессий» создан для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребенка познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику предпро-фильной подготовки. Таким образом, предлагаемый нами курс может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на предпрофильное обучение.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сфе-
рами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся. При определении этих сфер деятельности мы основывались на типологии, предложенной доктором психологических наук Е.А. Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек - художественный образ», «человек -природа».
Межпредметная интеграция способствует, во-первых, формированию целостного представления о различных сферах человеческой деятельности; во-вторых, развитию знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших школьников; в-третьих, освоению элементарных знаний о профессиях людей; в-четвертых, включению учащихся в исследовательскую деятельность в рамках отношения «Я и мир профессий взрослых людей».
Данная программа в образовательном учреждении «Добрянская школа № 3» реализуется через:
- интеграцию содержания образовательных областей «естествознание» и «обществознание»;
- внеурочную деятельность детей — курс «Первые шаги к моей будущей профессии» (общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности);
- внеклассную работу.
Предпрофильное воспитание в начальной школе — это создание
среды, которая будет способствовать воспитанию у ребенка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако профессиональное самоопределение - это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста.
Интегрированный курс «Первые шаги к моей будущей профессии» разработан учителем начальных классов Трофимчик О.А. и реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования.
Новизна программы состоит в том, что она соединяет в себе сведения из разных предметных областей психологии, литературы, истории, экологии, социологии, ОБЖ, художественного труда. Программа рассчитана на 4 года (1-4-й класс).
Цель курса: создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей учащихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности. Задачи: познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий; выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии; формировать уважительное отношение к людям труда и результатам их труда; развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка; формировать нравственные качества: доброту, взаимовыручку, внимательность, справедливость и т.д.; формировать навыки здорового и
безопасного образа жизни.
Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что предоставляет учащимся возможность тренировать различные виды своих способностей.
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастая в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия проводятся в активной форме, это игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Развитие творческих способностей немыслимо без творческой деятельности. Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов, выстав-
ка работ ИЗО и трудовой деятельности.
На реализацию курса «Первые шаги к моей будущей профессии» в 1-м классе отводится 25 часов в год (1 час в неделю), во 2-4-м классе -по 34 часа. Общий объем составляет 127 часов.
Ожидаемые результаты после прохождения курса:
участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
расширение кругозора о мире профессий;
заинтересованность в развитии своих способностей;
участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;
возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.
Внеклассная работа способствует накоплению непосредственных жизненных впечатлений учащихся о тех или иных профессиях, что обеспечивает начало формирования гражданственного патриотического отношения к среде обитания и проживания и осознанных профессиональных интересов, а также построения образа «Я» в конкретной профессии. Таким образом, виды деятельности учащихся носят, прежде всего, поисково-исследовательский, проблемный и творческий характер.
В результате изучения курса «Мир профессий» младший школь -ник должен знать:
- основные сферы профессиональной деятельности человека;
- основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;
- предприятия и учреждения микрорайона, города;
основные приемы выполнения учебных проектов; уметь:
- оперировать основными понятиями и категориями;
- рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в обществе;
- пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ;
- выполнять учебные проекты.
Список литературы:
1.Климов Е.А. Как выбрать профессию.
- М., 1991. http://www.shkolniky.ru/klimov
2.Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. - Ростов н/Д: Баропресс, 2008.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).
- М., 2010. http://www.garant.ru/products/ іро/ргітеМос/55070507/
Приложение 1
Модель педагогического процесса вариативного предпрофильного образования учащихся начальной школы
Приложение 2
Тематическое планирование занятий интегрированного курса «Первые шаги к моей будущей профессии»
1 класс
№ № Дата Тема занятия Кол-во часов Примечание
I - Путешествие в страну Понимания (3 часа)
1 1 Азбука общения. Знакомс тво 1
2 2 Доброе имя 1
3 3 Сотворим солнце в себе 1
II - Введение в мир профессий (5 часов)
4 1 Зачем чел овеку трудиться? 1
5 2 Какие профессии ты знаешь? 1
6 3 Мир интересных профессий 1
7 4 Чем пахнут рем есла? 1
8 5 Кем я хочу стать? 1
III - Профессии в школе (2 часа)
9 1 Профессия - учитель 1
10 2 Профессия - библиотекарь 1
IV - Знакомство с различными профессиями (12 часов)
11-12 1 Профессия - продавец 2
13-14 2 Профессия - парикмахер 2
15-16 3 Профессия - повар 2
17-18 4 Профессия - почтальон 2
19-20 5 Профессия - врач 2
21-22 6 Профессия - художник 2
V - Итоговые занятия (3 часа)
23 1 Викторина «Что мы узнали?» 1
24 2 Составление альбома профессий 1
25 3 Праздник «Все профессии ва жны, все профессии нужны!» 1
2 класс
№ № Дата Тема занятия Кол-во часов Примечание
I - Путешествие в страну Понимания (3 часа)
1 1 Я рисую свой портрет 1
2 2 Мой лучший друг 1
3 3 Волшебные средства понимания 1
II - Знакомство с различными профессиями (12 часов)
4-5 1 Профессия - фотограф 2
6-7 2 Профессия - медсестра 2
8-9 3 Профессия - стоматолог 2
10-11 4 Профессия - дирижер 2
12-13 5 Профессия - официант 2
14-15 6 Профессия - секретарь 2
III - Проект «Азбука профессий» (6 часов)
16 1 Организационное занятие. Предъявление заданий гру ппам 1
17 2 Представление мини -проектов на буквы А - Д 1
18 3 Представление мини -проектов на буквы Е - К 1
19 4 Представление мини -проектов на буквы Л - Р 1
20 5 Представление мини -проектов на буквы С - Я 1
21 6 Оформление результатов пр оекта 1
IV - Героические профессии (1 час)
22 1 Профессии - пожарный, спас атель 1
V - Проводник в мире волшебства - писатель (5 часов)
23 1 Профессия - писатель 1
24 2 Игра «Медведь липовая н ога» 1
25 3 Игра «Сказка о рыбках» 1
26 4 Игра «Путешествие паровозика» 1
27 5 Игра «Волшебный камешек» 1
VI - Покорение новых земель. День Космонавтики (3 часа)
28 1 Игра «Путешествие в страну Дружбы» 1
29 2 Игра «Космический полет» 1
30 3 Игра «Сотвори свой мир» 1
VII - Итоговые занятия (4 часа
31 1 «Самая интересная профе ссия» -круглый стол 1
32 2 «Это профессия моих родит елей» — конференция 1
33 3 Оформление альбома «Мир профессий» 1
34 4 Праздник «Все работы хороши, выбирай на вкус» 1
3 класс
№ № Дата Тема занятия Кол-во часов Примечание
I - Путешествие в страну Понимания (3 часа)
1 1 Здравствуйте, это я! 1
2 2 Наши имена 1
3 3 Мое любимое занятие 1
II - Введение в мир профессий (4 часа)
4 1 Зачем человек трудится? 1
5 2 Какие профессии ты знаешь? 1
6 3 Правила разных профессий. З ачем? 1
7 4 Кем я хочу стать? 1
III - Знакомство с различными профессиями (12 часов)
8-9 1 Профессия - водитель 2
10-11 2 Профессия - машинист 2
12-13 3 Профессия - сварщик 2
14-15 4 Профессия - фармацевт 2
16-17 5 Профессия - строитель 2
18-19 6 Профессия - летчик 2
IV - Профессия моих родителей (3 часа)
20-21 1 Кем работают мои родители 2
22 2 Встреча с родителями 1
V - Курс ОБЖ «Безопасность в профессиях» (3 часа)
23 1 Основные виды травм и оказ ания первой медицинской п омощи 1
24 2 Когда вы становитесь водител ями... 1
25 3 Предназначение и задачи ГИБДД 1
VI - Профессии «За здоровый образ жизни» (6 час ов)
26-27 1 Влияние окружающей сре ды на здоровье человека. Эколог 2
28 2 Учитель физкультуры 1
29 3 Тренер в спортивном зале, в тренажерном зале, тренер по дыхательной гимнастике 1
30 4 Арт-терапия 1
31 5 Диетолог 1
VII - Итоговые занятия ( 3 часа)
32 1 Викторина «Что мы узн али?» 1
33 2 Составление книги «Первые шаги к профессии» 1
34 3 Конференция «Мой жизненный путь, или Кем быть» 1
4 класс
№ № Дата Тема занятия Кол-во часов Примечание
I — Путешествие в страну Понимания (3 часа)
1 1 Установление контакта 1
2 2 Я и другие 1
3 3 Волшебные средства поним ания: интонация, мимика, пантомимика 1
II — Что я знаю о своих возможностях (3 часа)
4 1 Исследование особенностей свойств личности 1
5 2 Исследование особенностей познавательной сферы 1
6 3 Подведение итогов 1
III — Проект «Генеалогическое древо. Профессии моих родственников» (3 ч аса)
7 1 Моя родословная 1
8 2 Древо + профессии (составление презентаций) 1
9 3 Защита презентаций «Профе ссии моих родственников» 1
IV - Проект «Волшебство скульптора» (3 часа)
10-11 1 Профессия - скульптор 2
12 2 Я - скульптор (рамка из гипса) 1
V - Разные профессии по разным сферам деятельности (20 часов)
13 1 Знакомство со сферами деятельности 1
14 2 Бухгалтерия 1
15 3 Издательство, полиграфия, д изайн 1
16 4 Индустрия красоты 1
17 5 Искусство 1
18 6 Медицина 1
19 7 Менеджмент 1
20 8 Музыка 1
21 9 Переводчик 1
22 10 Питание, пищевое производс тво 1
23 11 Преподавание 1
24 12 Работа с природой, животными 1
25 13 Работа со средствами передвижения 1
26 14 Работа с компьютерной техн икой 1
27 15 Ресторанный и гостиничный би знес 1
28 16 Секретариат, делопроизводс тво 1
29 17 СМИ 1
30 18 Социальная работа 1
31 19 Строительство, архитектура 1
32 20 Кинооператор 1
VI - Подведение итогов (2 часа)
33 1 Конференция «Мой жизненный путь, или Кем быть» 1
34 2 Деловая игра «Ид ет рабочий человек» 1
Мир профессий
Приложение 3 Целевое планирование внеклассной работы по темам
Примерное планирование внеклассной работы
«Семья, в которой я живу»
1. Конкурс рисунков «Любимые занятия в моей семье» - 1 класс.
2. Конкурс сочинений «Кем я мечтаю стать» (2-4 классы).
3. Классный час «Как живет моя семья».
4. «Профессии моих родителей» (встречи, беседы).
5. Беседа «Чем я могу помочь дома».
6. «Я мастер». Сделай своими руками подарки своим родным.
«Город, в котором я живу»
1. Беседы «Знакомство с профессией... учитель, воспитатель, строитель, бухгалтер и т.д.».
2. Праздник «Все профессии важны».
3. Внеклассное чтение «Чем пахнут ремесла?».
4. Организация экскурсий на предприятия города.
5. Классный час «Профессии нашего города».
6. Конкурс загадок и пословиц о профессиях.
«Страна, в которой я живу»
1. Конкурс стихотворений «Мир профессий».
2. Игра «Профессии от А до Я».
3. Клуб интересных встреч (с приглашением людей разных профессий).
4. Игра «Узнай профессию».
5. Классный час «Народные умельцы» - о мастерах народного творчества.
«Мир, в котором я живу»
1. Клуб любознательных «Самые важные профессии».
2. Оформление альбома «Гимн труду».
3. Внеклассное занятие на тему «Путешествие в мир профессий».
4. Клуб любознательных «Самые редкие профессии».
5. «Кто работы не боится, у того она и спорится» (беседа-игра). Кладезь народной мудрости о труде.
Заканчивается работа по профориентации среди младших школьников в конце года праздником: Неделя профориентации в начальной школе «Мир профессий».
Защита классами своих проектов. Примерные темы: Альбом профессий. Азбука профессий. Профессия в моей семье. Династии.