Научная статья на тему 'Развивающий курс для младших школьников «Мир профессий»'

Развивающий курс для младших школьников «Мир профессий» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3018
516
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломаха Елена Валерьевна, Трофимчик Оксана Анатольевна

В статье представлен опыт работы педагогического коллектива МБОУ «До-брянская СОШ № 3» по использованию проектной деятельности на занятиях развивающего курса «Мир профессий» в начальной школе. Данный курс является первой ступенькой в предпрофильном образовании учащихся средней школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развивающий курс для младших школьников «Мир профессий»»

УДК 37.048.45:373.3

ББК Ч420.242

Е.В. Соломаха, О.А. Трофимчик

Развивающий курс

для младших школьников «Мир профессий»

В статье представлен опыт работы педагогического коллектива МБОУ «До-брянская СОШ № 3» по использованию проектной деятельности на занятиях развивающего курса «Мир профессий» в начальной школе. Данный курс является первой ступенькой в предпрофильном образовании учащихся средней школы.

Ключевые слова: предпрофильное обучение; исследовательские проектные виды деятельности; межпредметная интеграция; пропедевтическая предпро-фильная педагогическая система начальной школы.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам; у отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвя-

зано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.

В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и системно. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.

Нами были выявлены следующие противоречия:

отсутствие преемственности и непрерывности между начальным и средним образованием в предпро-фильном обучении;

непонимание того, что над развитием профессионального самосознания должна работать вся школа, от первого до выпускного класса. как и над созданием единой образовательной среды в этом направлении развития учащихся.

Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, направленный на пред-профильное образование, сделает учебу в школе единым преемствен-

ным образовательным процессом.

Что же такое предпрофильное обучение для начальной школы?

Для ученика: развитие интереса и мотивации к разнообразным познаниям о профессии; развитие определенных профессиональных навыков, развитие рефлексии и навыков опыта деятельности.

Для учителя: новый опыт творческого самовыражения; ответы на все сомнения и вопросы по предпро-фильному образованию учащихся, которые возникают в процессе его профессиональной работы; продуманное содержание и методическая система работы; расширение профессиональных компетенций и т.д.

Для администрации школы: новый позиционный статус образовательной среды предпрофильной подготовки; обеспеченность взаимосвязанными (по содержанию и методике) вариативными программами всех классов начальной и средней ступеней, усиление методической оснащенности педагогического процесса и т.д.

Общая гипотеза данной работы состоит в том, что реализация профильного обучения и предпрофиль-ной подготовки в школе может быть более эффективной, если:

изменятся методологические основания построения педагогического процесса в начальной школе;

предметом будет избрано педагогическое сопровождение процессов формирования основ целостного образа человеческой деятельности в начальной школе;

будет создана пропедевтическая предпрофильная педагогическая система начальной школы;

в содержание начального образо-

вания будут включены исследовательские проектные виды деятельности;

будут использованы потенциалы микросоциума (семьи) в построении единого интегрального образовательного пространства ребенка;

процесс пропедевтики будет сопровождаться технологиями оценивания качества проектной деятельности в начальной школе.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России (не является исключением и наша школа) перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Согласно ФГОС Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

Курс «Мир профессий» создан для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребенка познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику предпро-фильной подготовки. Таким образом, предлагаемый нами курс может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на предпрофильное обучение.

В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сфе-

рами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся. При определении этих сфер деятельности мы основывались на типологии, предложенной доктором психологических наук Е.А. Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек - художественный образ», «человек -природа».

Межпредметная интеграция способствует, во-первых, формированию целостного представления о различных сферах человеческой деятельности; во-вторых, развитию знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших школьников; в-третьих, освоению элементарных знаний о профессиях людей; в-четвертых, включению учащихся в исследовательскую деятельность в рамках отношения «Я и мир профессий взрослых людей».

Данная программа в образовательном учреждении «Добрянская школа № 3» реализуется через:

- интеграцию содержания образовательных областей «естествознание» и «обществознание»;

- внеурочную деятельность детей — курс «Первые шаги к моей будущей профессии» (общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности);

- внеклассную работу.

Предпрофильное воспитание в начальной школе — это создание

среды, которая будет способствовать воспитанию у ребенка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако профессиональное самоопределение - это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста.

Интегрированный курс «Первые шаги к моей будущей профессии» разработан учителем начальных классов Трофимчик О.А. и реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования.

Новизна программы состоит в том, что она соединяет в себе сведения из разных предметных областей психологии, литературы, истории, экологии, социологии, ОБЖ, художественного труда. Программа рассчитана на 4 года (1-4-й класс).

Цель курса: создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей учащихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности. Задачи: познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий; выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии; формировать уважительное отношение к людям труда и результатам их труда; развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка; формировать нравственные качества: доброту, взаимовыручку, внимательность, справедливость и т.д.; формировать навыки здорового и

безопасного образа жизни.

Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая.

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.

Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Курс занятий построен таким образом, что предоставляет учащимся возможность тренировать различные виды своих способностей.

В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастая в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.

Занятия проводятся в активной форме, это игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Развитие творческих способностей немыслимо без творческой деятельности. Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов, выстав-

ка работ ИЗО и трудовой деятельности.

На реализацию курса «Первые шаги к моей будущей профессии» в 1-м классе отводится 25 часов в год (1 час в неделю), во 2-4-м классе -по 34 часа. Общий объем составляет 127 часов.

Ожидаемые результаты после прохождения курса:

участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

расширение кругозора о мире профессий;

заинтересованность в развитии своих способностей;

участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;

возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.

Внеклассная работа способствует накоплению непосредственных жизненных впечатлений учащихся о тех или иных профессиях, что обеспечивает начало формирования гражданственного патриотического отношения к среде обитания и проживания и осознанных профессиональных интересов, а также построения образа «Я» в конкретной профессии. Таким образом, виды деятельности учащихся носят, прежде всего, поисково-исследовательский, проблемный и творческий характер.

В результате изучения курса «Мир профессий» младший школь -ник должен знать:

- основные сферы профессиональной деятельности человека;

- основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;

- предприятия и учреждения микрорайона, города;

основные приемы выполнения учебных проектов; уметь:

- оперировать основными понятиями и категориями;

- рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в обществе;

- пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ;

- выполнять учебные проекты.

Список литературы:

1.Климов Е.А. Как выбрать профессию.

- М., 1991. http://www.shkolniky.ru/klimov

2.Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. - Ростов н/Д: Баропресс, 2008.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).

- М., 2010. http://www.garant.ru/products/ іро/ргітеМос/55070507/

Приложение 1

Модель педагогического процесса вариативного предпрофильного образования учащихся начальной школы

Приложение 2

Тематическое планирование занятий интегрированного курса «Первые шаги к моей будущей профессии»

1 класс

№ № Дата Тема занятия Кол-во часов Примечание

I - Путешествие в страну Понимания (3 часа)

1 1 Азбука общения. Знакомс тво 1

2 2 Доброе имя 1

3 3 Сотворим солнце в себе 1

II - Введение в мир профессий (5 часов)

4 1 Зачем чел овеку трудиться? 1

5 2 Какие профессии ты знаешь? 1

6 3 Мир интересных профессий 1

7 4 Чем пахнут рем есла? 1

8 5 Кем я хочу стать? 1

III - Профессии в школе (2 часа)

9 1 Профессия - учитель 1

10 2 Профессия - библиотекарь 1

IV - Знакомство с различными профессиями (12 часов)

11-12 1 Профессия - продавец 2

13-14 2 Профессия - парикмахер 2

15-16 3 Профессия - повар 2

17-18 4 Профессия - почтальон 2

19-20 5 Профессия - врач 2

21-22 6 Профессия - художник 2

V - Итоговые занятия (3 часа)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 1 Викторина «Что мы узнали?» 1

24 2 Составление альбома профессий 1

25 3 Праздник «Все профессии ва жны, все профессии нужны!» 1

2 класс

№ № Дата Тема занятия Кол-во часов Примечание

I - Путешествие в страну Понимания (3 часа)

1 1 Я рисую свой портрет 1

2 2 Мой лучший друг 1

3 3 Волшебные средства понимания 1

II - Знакомство с различными профессиями (12 часов)

4-5 1 Профессия - фотограф 2

6-7 2 Профессия - медсестра 2

8-9 3 Профессия - стоматолог 2

10-11 4 Профессия - дирижер 2

12-13 5 Профессия - официант 2

14-15 6 Профессия - секретарь 2

III - Проект «Азбука профессий» (6 часов)

16 1 Организационное занятие. Предъявление заданий гру ппам 1

17 2 Представление мини -проектов на буквы А - Д 1

18 3 Представление мини -проектов на буквы Е - К 1

19 4 Представление мини -проектов на буквы Л - Р 1

20 5 Представление мини -проектов на буквы С - Я 1

21 6 Оформление результатов пр оекта 1

IV - Героические профессии (1 час)

22 1 Профессии - пожарный, спас атель 1

V - Проводник в мире волшебства - писатель (5 часов)

23 1 Профессия - писатель 1

24 2 Игра «Медведь липовая н ога» 1

25 3 Игра «Сказка о рыбках» 1

26 4 Игра «Путешествие паровозика» 1

27 5 Игра «Волшебный камешек» 1

VI - Покорение новых земель. День Космонавтики (3 часа)

28 1 Игра «Путешествие в страну Дружбы» 1

29 2 Игра «Космический полет» 1

30 3 Игра «Сотвори свой мир» 1

VII - Итоговые занятия (4 часа

31 1 «Самая интересная профе ссия» -круглый стол 1

32 2 «Это профессия моих родит елей» — конференция 1

33 3 Оформление альбома «Мир профессий» 1

34 4 Праздник «Все работы хороши, выбирай на вкус» 1

3 класс

№ № Дата Тема занятия Кол-во часов Примечание

I - Путешествие в страну Понимания (3 часа)

1 1 Здравствуйте, это я! 1

2 2 Наши имена 1

3 3 Мое любимое занятие 1

II - Введение в мир профессий (4 часа)

4 1 Зачем человек трудится? 1

5 2 Какие профессии ты знаешь? 1

6 3 Правила разных профессий. З ачем? 1

7 4 Кем я хочу стать? 1

III - Знакомство с различными профессиями (12 часов)

8-9 1 Профессия - водитель 2

10-11 2 Профессия - машинист 2

12-13 3 Профессия - сварщик 2

14-15 4 Профессия - фармацевт 2

16-17 5 Профессия - строитель 2

18-19 6 Профессия - летчик 2

IV - Профессия моих родителей (3 часа)

20-21 1 Кем работают мои родители 2

22 2 Встреча с родителями 1

V - Курс ОБЖ «Безопасность в профессиях» (3 часа)

23 1 Основные виды травм и оказ ания первой медицинской п омощи 1

24 2 Когда вы становитесь водител ями... 1

25 3 Предназначение и задачи ГИБДД 1

VI - Профессии «За здоровый образ жизни» (6 час ов)

26-27 1 Влияние окружающей сре ды на здоровье человека. Эколог 2

28 2 Учитель физкультуры 1

29 3 Тренер в спортивном зале, в тренажерном зале, тренер по дыхательной гимнастике 1

30 4 Арт-терапия 1

31 5 Диетолог 1

VII - Итоговые занятия ( 3 часа)

32 1 Викторина «Что мы узн али?» 1

33 2 Составление книги «Первые шаги к профессии» 1

34 3 Конференция «Мой жизненный путь, или Кем быть» 1

4 класс

№ № Дата Тема занятия Кол-во часов Примечание

I — Путешествие в страну Понимания (3 часа)

1 1 Установление контакта 1

2 2 Я и другие 1

3 3 Волшебные средства поним ания: интонация, мимика, пантомимика 1

II — Что я знаю о своих возможностях (3 часа)

4 1 Исследование особенностей свойств личности 1

5 2 Исследование особенностей познавательной сферы 1

6 3 Подведение итогов 1

III — Проект «Генеалогическое древо. Профессии моих родственников» (3 ч аса)

7 1 Моя родословная 1

8 2 Древо + профессии (составление презентаций) 1

9 3 Защита презентаций «Профе ссии моих родственников» 1

IV - Проект «Волшебство скульптора» (3 часа)

10-11 1 Профессия - скульптор 2

12 2 Я - скульптор (рамка из гипса) 1

V - Разные профессии по разным сферам деятельности (20 часов)

13 1 Знакомство со сферами деятельности 1

14 2 Бухгалтерия 1

15 3 Издательство, полиграфия, д изайн 1

16 4 Индустрия красоты 1

17 5 Искусство 1

18 6 Медицина 1

19 7 Менеджмент 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 8 Музыка 1

21 9 Переводчик 1

22 10 Питание, пищевое производс тво 1

23 11 Преподавание 1

24 12 Работа с природой, животными 1

25 13 Работа со средствами передвижения 1

26 14 Работа с компьютерной техн икой 1

27 15 Ресторанный и гостиничный би знес 1

28 16 Секретариат, делопроизводс тво 1

29 17 СМИ 1

30 18 Социальная работа 1

31 19 Строительство, архитектура 1

32 20 Кинооператор 1

VI - Подведение итогов (2 часа)

33 1 Конференция «Мой жизненный путь, или Кем быть» 1

34 2 Деловая игра «Ид ет рабочий человек» 1

Мир профессий

Приложение 3 Целевое планирование внеклассной работы по темам

Примерное планирование внеклассной работы

«Семья, в которой я живу»

1. Конкурс рисунков «Любимые занятия в моей семье» - 1 класс.

2. Конкурс сочинений «Кем я мечтаю стать» (2-4 классы).

3. Классный час «Как живет моя семья».

4. «Профессии моих родителей» (встречи, беседы).

5. Беседа «Чем я могу помочь дома».

6. «Я мастер». Сделай своими руками подарки своим родным.

«Город, в котором я живу»

1. Беседы «Знакомство с профессией... учитель, воспитатель, строитель, бухгалтер и т.д.».

2. Праздник «Все профессии важны».

3. Внеклассное чтение «Чем пахнут ремесла?».

4. Организация экскурсий на предприятия города.

5. Классный час «Профессии нашего города».

6. Конкурс загадок и пословиц о профессиях.

«Страна, в которой я живу»

1. Конкурс стихотворений «Мир профессий».

2. Игра «Профессии от А до Я».

3. Клуб интересных встреч (с приглашением людей разных профессий).

4. Игра «Узнай профессию».

5. Классный час «Народные умельцы» - о мастерах народного творчества.

«Мир, в котором я живу»

1. Клуб любознательных «Самые важные профессии».

2. Оформление альбома «Гимн труду».

3. Внеклассное занятие на тему «Путешествие в мир профессий».

4. Клуб любознательных «Самые редкие профессии».

5. «Кто работы не боится, у того она и спорится» (беседа-игра). Кладезь народной мудрости о труде.

Заканчивается работа по профориентации среди младших школьников в конце года праздником: Неделя профориентации в начальной школе «Мир профессий».

Защита классами своих проектов. Примерные темы: Альбом профессий. Азбука профессий. Профессия в моей семье. Династии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.