Научная статья на тему 'Развивающие возможности анимационной продукции для детей: желаемое и действительное (на примере экспертной оценки мультфильма «Tiny Love»)'

Развивающие возможности анимационной продукции для детей: желаемое и действительное (на примере экспертной оценки мультфильма «Tiny Love») Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4839
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРУШКА / ИГРА / АНИМАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / МУЛЬТФИЛЬМ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / РАЗВИТИЕ / ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / TOY / GAME / ANIMATION PRODUCTION / ANIMATED FILM / EXPERT ASSESSMENT / DEVELOPMENT / CHILDREN''S PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стрюкова Е. А., Оршацкая Светлана Вячеславовна

В статье обсуждается проблема влияния современной анимационно-игровой продукции на развитие ребенка. Рассматриваются вопросы психолого-педагогического качества предлагаемых потребителю товаров для организации детской игры и образовательных мероприятий, проводимых с ребенком взрослыми. На примере экспертной оценки мультфильма «Tiny Love», позиционируемого создателями как развивающее средство, показано содержательно-смысловое несоответствие возрастно-психологической специфике развития детей младенческого и раннего возраста значительной доли разрабатываемых в помощь родителям и педагогам наглядных интерактивных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Стрюкова Е. А., Оршацкая Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING POSSIBILITIES OF ANIMATION PRODUCTION FOR CHILDREN: DESIRABLE AND VALID (CASE OF EXPERT ASSESSMENT OF ANIMATED FILM «TINY LOVE»)

The problem of influence of modern animation and game production on development of the child is discussed. Questions of psychology and pedagogical quality of the goods offered the consumer for the organization of children's game and the educational events held with the child adults are considered. On the example of an expert assessment of the animated film «Tiny Love» positioned by founders as the developing means substantial and semantic discrepancy to age and psychological specifics of development of children of infantile and early age of a considerable share of the evident materials developed for the aid to parents and teachers is shown.

Текст научной работы на тему «Развивающие возможности анимационной продукции для детей: желаемое и действительное (на примере экспертной оценки мультфильма «Tiny Love»)»

Психологические науки

УДК 159.9

РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ АНИМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ: ЖЕЛАЕМОЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ (НА ПРИМЕРЕ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ МУЛЬТФИЛЬМА «TINY LOVE») Е.А. Стрюкова, С.В. Оршацкая Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье обсуждается проблема влияния современной анимационно-игровой продукции на развитие ребенка. Рассматриваются вопросы психолого-педагогического качества предлагаемых

потребителю товаров для организации детской игры и образовательных мероприятий, проводимых с ребенком взрослыми. На примере экспертной оценки мультфильма «Tiny Love», позиционируемого создателями как развивающее средство, показано содержательно -смысловое несоответствие возрастно-психологической специфике развития детей младенческого и раннего возраста значительной доли разрабатываемых в помощь родителям и педагогам наглядных интерактивных материалов.

Ключевые слова: игрушка, игра, анимационная продукция, мультфильм, экспертная оценка, развитие, детская психология.

DEVELOPING POSSIBILITIES OF ANIMATION PRODUCTION FOR CHILDREN: DESIRABLE AND VALID (CASE OF EXPERT ASSESSMENT OF ANIMATED FILM «TINY LOVE») E.A. Stryukova, S.V. Orshatskaya Novosibirsk State Pedagogical University

Abstract. The problem of influence of modern animation and game production on development of the child is discussed. Questions of psychology and pedagogical quality of the goods offered the consumer for the organization of children's game and the educational events held with the child adults are considered. On the example of an expert assessment of the animated film «Tiny Love» positioned by founders as the developing means substantial and semantic discrepancy to age and psychological specifics of development of children of infantile and early age of a considerable share of the evident materials developed for the aid to parents and teachers is shown.

Keywords: toy, game, animation production, animated film, expert assessment, development, children's psychology.

Развитие интерактивных информационных технологий закономерно способствовало увеличению производства анимационной и компьютерной продукции для детей, подростков и взрослых и её востребованности на рынке потребительских услуг [5; 7; 18]. К особой категории анимационных средств сегодня относят все многообразие произведений мультипликационного жанра, включая материалы, создаваемые в рекламных, образовательных и иных целях.

Заметим, что в современной реальности мультфильмы зачастую выступают главным «помощником» родителей в воспитании детей. Благодаря яркому, интенсивному и музыкальному содержанию, динамичности мультфильма, дети готовы часами сидеть у экранов телевизоров. В таких ситуациях родители имеют возможность спокойно заниматься собственными делами, потому что дети в это время не мешают им, не отвлекают по своим детским «пустякам». Примечательно, что перед родителями вопрос о соответствии мультфильма возрасту ребенка, его качестве и влиянии на психику, вообще не стоит - если малыш смотрит, значит ему интересно. Мало кто из современных родителей задумывается о пользе и вреде мультфильмов, равно как и выбор ими конкретной детской передачи или мультфильма редко является обоснованным [8; 16; 27]. Причем, всё чаще наблюдается тенденция, когда «рецепты по правильному»

воспитанию и развитию детей родители получают не из консультаций у специалистов, а от отцов и матерей, которые щедро делятся советами на многочисленных форумах, не имея, при этом, ни педагогического, ни психологического образования.

Об актуальности соответствия мультфильмов возрасту ребенка свидетельствует не только многочисленные публикации психологов, педагогов, искусствоведов, культурологов [4; 23; 26], но и ряд законодательно-правовых актов, в частности, Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «Концепция информационной безопасности детей» и др. [17; 21; 22]. Широкой аудитории закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» стал известен в связи с появлением в радио- и телепрограммах, так называемой, возрастной пометки: 0+ , 6+, 12+, 16+, 18+ (глава 2, ст. 7, 8, 9, 10, 12). Закон вводит обязанность для производителей или разработчиков маркировать выпускаемую продукцию (глава 3, ст. 12). Следует отметить, что глава 4 данного закона посвящена необходимости экспертизы информационной продукции, в ст. 17 обозначены общие требования к экспертизе информационной продукции, в ст. 18 - требования к экспертному заключению. Следует отметить, что экспертиза информационной продукции проводится по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений, граждан на договорной основе (глава 4, ст. 18) [21]. По сути, в соответствие с законодательством, экспертиза выпускаемой продукции является не обязательной для разработчика или производителя, что повышает риск выпуска недоброкачественной продукции. Об этом как раз и свидетельствует появление на прилавках магазинов различных игрушек, книжек, мультфильмов, которые могут

нанести вред психическому здоровью ребенка. Например, одной из наиболее популярных игрушек на сегодняшний день является серия кукол «Монстр Хай» (Monster High) -вампиров, оборотней, упырей и пр., которые созданы в тематике инициирования информации о потустороннем мире. Для этой категории брэндовых кукол создана соответствующая атрибутика, предусматривающая определенную логику реализации игровых действий: куклы спят в гробу, при этом их можно буквально разобрать «по косточкам». Причем такую игру производители рекомендуют детям в возрасте от 6 лет, когда происходит интенсивное формирование эмоциональной и ценностно-смысловой сферы личности, развитие продуктивного воображения [12; 14; 28].

На первый взгляд, данная игра может восприниматься обыкновенной забавой, как для родителей, так и для детей, на что, собственно и делают основной упор «специалисты», включая психологов, заинтересованные в реализации этой игровой продукции. Но это до тех пор, пока не встает вопрос о безопасности данной игрушки [1; 10; 20]. Так, Екатеренбургские активисты свой протест против кукол-«монстров» высказали еще в 2014 году, обратившись с ходатайством к Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка о проведении экспертизы данных кукол, продажа которых до настоящего времени не запрещена. Однако, вместо квалифицированной психолого-педагогической экспертизы, единственный результат, который удалось получить - это сфокусировать интерес к данной проблеме в СМИ, а также привлечь пристальное внимание к этим игрушкам взрослых, которые слепо подчиняются желанию своего ребенка. От детей также не пришлось долго ждать ответной реакции. В частности, благодаря фанатам столь «безобидной» игрушки буквально за несколько часов был удален многолетний труд местного канала «Студия 41» на видиохостинге «YouTube», который снял критически нелицеприятный сюжет про «милых»

монстров. В адрес журналистов посыпались гиперагрессивные комментарии от детей: «Я возьму пилу и пойду бить репортеров. Кто со мной?». «Я тоже иду и прихвачу лопату!» «Я убью их лыжной палкой!». Подобная акция устрашения из уст подрастающего поколения (преимущественно дети в возрасте от 8 до 12 лет) весьма информативна с социально-психологических, клинических и правовых позиций. По сути, подобного рода детские высказывания - это и есть результат игрового взаимодействия и фанатичного отношения ребенка к игрушкам «Монстр Хай», и можно с уверенностью полагать, что не за горами будущее, когда по улицам будут ходить «Зомби - девочки», с украшенными шрамами лицом и телом, без страха смотрящие в преисподнею... Наши предположения не безосновательны. Неопровержимым доказательством правомерности наших прогнозов выступают факты, свидетельствующие о негативных последствиях влияния на психику ребенка игры со знаменитой куклой Барби (от того же производителя - компании Matte) [1; 19] и многими другими, производимыми иными компаниями, например, куклы «Мукла», «Mystixx Rococo Talin», «DESCENDANTS» и др.4 Культивация родителями интереса ребенка к подобного

4 Женщины сходят с ума, играя в «живые» куклы. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=0RbzVdKxoDI

Живая Барби - Валерия Лукьянова. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=rhRJkOjocLo

Живые Барби: жертвы знаменитой куклы. - URL: https://russia.tv/video/show/brand_id/5169/episode_id/134525/video_id/134525/

Живые куклы - брошенные младенцы. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=wBXF0S0p0KM

Кукла Мукла - как стать красивой. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=WCBgHl81JCI

Люди-куклы, живые Барби и Кены. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=912tpSEd8eY

Малышка на миллион. - URL: http://www.1tv.ru/shows/pust-govoryat/vypuski-i-dramatichnye-momenty/malyshka-na-million-pust-govoryat-vypusk-ot-18-01 -2012

Я превратила себя в Барби. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=l77u2xiBKZk Karina Barbie - Живая Кукла. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=PHNULCKL-kU Моя куколка! «Родители сделали из меня Барби». - URL: http://pryamoj-efir.ru/pryamoj-efir-31-08-2016-moya-kukolka-roditeli-sdelali-iz-menya-barbi/

рода игрушкам, неконтролируемая ими игровая деятельность ребенка, с высокой долей вероятности способствуют возникновению у ряда детей нерефлексируемой фетишизации образца [9; 10]. Уподобление детей, подростков и юношей эстетически и ценностно нецелесообразным эталонам -сегодня одна из наиболее актуальных проблем не только для российской действительности, но и для многих цивилизованных государств мирового сообщества.

Заметим, что кроме кукол, в рамках очередной брендовой серии компании Mattel, выпускаются другие игрушки идентичной стилистики, сумки, брелоки и другая атрибутика. Выпускаются тематически тождественные мультфильмы и книги, создаются компьютерные игры (в России, в частности, они выпускаются издательством «Эксмо») о приключениях монстров-школьников. Серия Monster High не только пользуется популярностью среди детей и взрослых, но и отмечена рядом «профильных» наград: People's Play Awards 2010 (номинация «Фэшн-куклы»), The Independent Toy Awards 2012 (номинация «Куклы»).

Примечательно, что выпуск анимационной продукции «монстровой» тематики набирает активные обороты. Так, например, только в 2015 году было выпущено 18 мультфильмов (например, «Монстры на каникулах», «Школа монстров: Знакомство с ученицами», «Школа Монстров: Призрачно», «Монстр Хай Haunted», «Монстр Хай: Бу Йорк, Бу Йорк» и др.), большинство из которых имеет маркировку «6+». При этом пять из них имеет знак 0+ («Снежная королева - 2: Перезаморозка» (Россия), «Медведи-соседи: Зимние каникулы» (Китай), «Звериный отряд» (Италия), «Спасатели /Гула Сити (США), «Барашек Шон! (Великобритания, Франция) и имеют длительность от 80 до 108 минут. Однако, по мнению профессиональных психологов, педагогов и методистов по дошкольному образованию детям в возрасте от 3-х до 6 лет рекомендован

просмотр мультфильмов не более 20 минут в день. А в возрасте от 0 до 3 лет вообще не рекомендуется смотреть на экран как таковой, так как «раннее (до 3-х лет) приобщение и чрезмерное потребление видеопродукции приводит к серьёзным негативным последствиям: недоразвитию корковых отделов мозга, нарушениям общения, зависимости от экранной информации, гиперактивности, агрессивности, недоразвитию речи, и пр.» [26]. Соответственно, можно говорить о том, что маркировка мультфильмов знаком «0+» является грубым нарушением возрастных норм, а также вводит в заблуждение многих родителей, которые полностью, но безосновательно, доверяют данному знаку: «пишут -значит можно».

Задавшись вопросом, сколько же находится мультфильмов в открытом доступе с маркировкой «0+», нами было проведено мини-исследование, предполагающее экспертную оценку отдельных экземпляров подобной анимационной продукции. На первом этапе исследования были определены наиболее популярные поисковые системы в сети интернет, к которым относятся, прежде всего, такие как Yandex, Google, а также видеохостинг YouTube. Так, на запрос «мультфильмы 0+» поисковая система «Yandex» выдает более 1 млн. ответов, при этом раздел «Видео» насчитывает более 4 тыс. мультфильмов. Поисковая система «Google» на тот же самый запрос - примерно 298 000 ответов, а раздел «Видео» предлагает 87 200 сюжетов. При этом, видеохостинг «YouTube» незначительно опережает систему «Yandex» и по запросу «видео» предоставляет информацию о наличии 4 800 сюжетов. В целом система «Google» с большим отрывом лидирует по доступности и количеству предлагаемых для просмотра мультфильмов.

На втором этапе исследования нами для экспертной оценки был выбран один из наиболее популярных мультфильмов, расположенный на всех трех поисковых системах - «Tiny Love», рекомендованный к просмотру для

детей в возрасте от «0 до 2» лет. На «Yandex» данный «развивающий» мультфильм насчитывает 5 335 просмотров. «Google» направляет к просмотру мультфильма «Tiny Love» на сайте видеохостинга «YouTube», который насчитывает 8 млн. 237 тыс. просмотров. Заметим, что на сайте «YouTube» имеется еще более популярная ссылка на тот же мультфильм, которая насчитывает уже 39 млн. 952 тыс. просмотров. В общей сложности можно говорить о том, что обобщенно данный мультфильм за последние 3 года был просмотрен 48 млн. 194 тыс. раз, в среднем - 44 тысячи просмотров в день.

Третий этап исследования был посвящен психолого-педагогической экспертной оценке развивающего мультфильма «Tiny Love», рекомендованного с 0+.

При проведении экспертизы в целях классификации информационной продукции оценке подлежат: ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление; особенности восприятия информации детьми определенной возрастной категории; вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей [11; 21; 25].

Общие сведения (по данным, представленным на сайтах http://multyasha.com; http://online-mult.net) об анализируемом анимационном продукте: Название: Тини Лав Оригинальное название: Tiny Love Страна-производитель: Израиль

Производитель: компания «Tiny Love» - производство детских товаров

Авторская группа: не указана Год выпуска: 2007

Категория: Развивающие мультфильмы Жанр: Образовательный Адресная аудитория: для детей от 0 до 3 лет Длительность: 58 мин. Перевод: Дублированный

Содержание и художественное оформление:

главными героями мультфильма выступают Корова, Собака и Баран (рис.1). Причем если образы Коровы и Барана узнаваемы, то идентифицировать Собаку возможно только поле того, как появляется звуковое сопровождение «Аф-аф» -до этого момента персонаж выступает в роли «неведомой зверюшки». Примечательно, что Корова в мультфильме произносит «пам-пам», что формирует у ребенка неадекватные представления о звуках, издаваемых животным.

На теле персонажей вместо пупка находится кнопка, которая, функционирует, прежде всего, как средство маркетинга: производитель данного мультфильма одновременно рекламирует выпускаемую детскую продукцию одноименной компании - игрушки и товары для детей. На протяжении мультфильма персонажи периодически поют: «Моя кнопка голубая, она чудесная - я знаю, нам играть всем так легко - нажал и всё!».

Рисунок 1. Главные действующие персонажи мультфильма

Уши зверей абсолютно прозрачные, что, исходя из традиционной интерпретации, существующей в проективной диагностике [13], может указывать на нежелание слушать критику в свой адрес. При этом шаги персонажей «тяжелые» и придают им некоторую неустойчивость.

Мультфильм не имеет связанного сюжета и целостной линии фабулы, одни действия динамично сменяются другими, причем логика событий и действий героев нарушена. Например, в сюжете, где Корова призывает детей петь вместе с ней песенку про барабан, на словах «там-там-тарам иду я к вам», она отворачивается от зрителя и уходит в противоположную сторону, что может привести к центрации ребенка на аутичноподобном поведении. Тот же персонаж чуть позже снова появляется в кадре со словами: «О, привет, но мне пора уходить, до встречи», - и вновь уходит.

Периодически в мультфильме, наряду с рисованными персонажами, появляются то реальные животные (которые, как может показаться ребенку, «прячутся» за каждой дверью или сидят в чемодане), то маленькие дети в возрасте от 1,5 до 2 лет, которые весело играют с мячами, то взрослые, но цель их появления в контексте общей фабулы определить затруднительно (рис. 2). Следует особо отметить, что абсолютно все дети, задействованные в анимации, одеты в памперсы, о вреде которых в последнее время много пишут педиатры, психологи и педагоги.

Кроме того в сюжете с музыкальным сопровождением «Маму с папой я люблю и улыбку им дарю...», на экране показаны дети с мамами, но ни одного папы в кадре не присутствует. Данный фрагмент, на наш взгляд, нивелирует родительские функции отца.

С незначительными временными интервалами герои и «руки» (причем, непонятно, откуда появляющиеся и выполняющие не вполне реальные, а часто и пугающие, движения) «учат» ребенка здороваться («привет») и прощаться («пока»), сопровождая процесс определенными движениями (рис. 3). Мы полагаем, что такие жесты, выступающие элементарными средствами коммуникации, ребенок освоит намного быстрее при непосредственном общении и взаимодействии с родителями. То же самое можно отметить и по отношению к демонстрируемой с экрана игре в «Прятки», репродуцирующей искусственным способом эмоции, которые ребёнок в норме испытывает только при естественном взаимодействии с родителями [12; 15; 28].

В детской психологии доказано, что развитие ребенка от рождения до трех лет:

✓ происходит в ситуации взаимодействия со взрослым;

✓ ведущей в младенчестве является непосредственное эмоциональное общение со взрослым (матерью), в раннем возрасте - предметно-манипулятивная деятельность;

Рисунок 2. Фрагмент мультфильма с ползающим между шариков ребенком

✓ требует участия всех анализаторов: зрительного, слухового, тактильного, речевого;

✓ ребенок знакомится со свойствами и функциональным назначением предметов посредством действий с ними и предметной игры [12; 14; 26; 28].

Рисунок 3. Один из персонажей мультфильма - руки

По данным исследований А.В.Запорожца, восприятие ребенка от 0 до 3 лет характеризуется ситуативностью, слитностью и глобальностью. Причем, младенчество - это период активного развития руки ребенка как органа действия и органа познания. Сначала у малыша появляются ощупывающие движения своих рук, а затем - движение руки по предмету. К шести месяцам у ребенка (в норме) происходит значимое изменение отношений между зрительным восприятием и движением руки, в частности зрительное восприятие вызывает движения руки и регулирует движения в отношении направления и формы [14]. Но, именно этой связи ребенок оказывается лишен при просмотре мультфильма, используемого родителями в качестве «развивающего» средства.

Предметность - основное свойство восприятия. Поэтому, в чувственном познании ребенком предметного мира исключительную роль играют выполняемые им конкретные действия, благодаря которым он узнает, как «звучит» мир и какой он на «вкус». По данным исследователей, на втором-третьем году жизни развитие сенсорных функций как раз и определяется осваиваемой ребёнком предметной деятельностью в процессе овладения

практическими действиями с предметами [14; 28], чего просмотр мультфильма ребенку предоставить однозначно не может.

Только действуя с предметами, ребенок учится смотреть, ощупывать, слушать. При этом желательно, чтобы действия ребёнка сопровождались речевым подкреплением взрослого. В такой ситуации взаимодействия со взрослым ребенок не только узнает свойства предмета, но и то, как он называется, и какие действия с ним можно выполнять (функциональное назначение предмета, называемое в психологии «распредмечивание окружающего мира»). Не смотря на то, что в мультфильме «Tiny Love» происходит знакомство со многими предметами, ребёнок, по сути, не имеет возможности непосредственно познакомиться с их свойствами, непосредственно освоить их функциональное назначение. В результате такого фрагментарно-формализованного по содержанию и сенсорно-ограниченного по форме знакомства ребёнка с объектами окружающего мира, возникающие у него образы воспринимаемых предметов оказываются неточными, спутанными и даже искаженными: ромб, например, может восприниматься как квадрат, прямоугольник или даже треугольник. Будет ли ребенок способен узнать на улице настоящую собаку после неоднократного просмотра этого мультфильма, но не имея возможности действий с предметами? Сможет ли он опознать овечку и отличить её от других похожих животных? Не сформируются ли у ребенка на основе просмотра данного мультфильма и подобной ему анимационной продукции иллюзии восприятия, проявляющиеся в неадекватном отражении воспринимаемых объектов?

Следует обратить внимание и на такие моменты: сюжетная линия мультфильма сопровождается красками неестественных цветов, что не позволяет ребёнку сосредоточиться на происходящем и адекватно идентифицировать сенсорный стимул. Музыкальное

оформление мультфильма, напротив, с первых секунд предельно фокусирует внимание маленького зрителя -энергичные ритмы и весёлые песни не позволяют малышу отвлечься от экрана. По сути, разработчики, не стесняясь, используют манипулятивные приемы (основанные на динамичности, быстрой смене картинок на экране и их музыкальном сопровождении) управления вниманием ребёнка [16; 23; 24]. Исходя из этого, становится понятной необоснованная смена сюжетных фрагментов (в реальности это выглядит примерно так: «Привет, это Вася, а сегодня пятница!»), оказывающая негативное влияние на развитие у ребёнка функции произвольной концентрации внимания, общей сенсорной культуры.

Примечательно, что компания «Tiny Love» позиционируют себя как одного из ведущих экспертов в области развития детей, отмечая, что она (компания) получает постоянную поддержку и консультации ведущих специалистов в этой области (см.:

http://www.tinylove.com/ru/). Вместе с тем, вероятность причинения вреда здоровью и/или развитию детей содержащейся в мультфильме информации, достаточно высока и обосновывается, прежде всего, тем, что раннее (до 3-х лет) приобщение ребенка и чрезмерное потребление им видеопродукции приводит к недоразвитию у него корковых отделов мозга, мелкой и крупной моторики, предметных действий и речи, нарушению функций сенсорных анализаторов [3; 15; 23; 26]. В преобладании визуально опосредованных ситуаций развития ребёнка чрезвычайно высок риск нарушения общения, аутичноподобного развития [7; 15; 27], снижения познавательного интереса и любознательности к окружающему миру, расконцентрации внимания, формирования экранной зависимости, возникновения повышенной/пониженной активности и агрессивности и пр. [5; 8; 18; 20; 26]. Кроме того, подобного

рода демонстрационный материал нивелирует развивающие функций институтов семьи и детского сада.

Несмотря на ряд достоинств, к которым можно с высокой долей условности отнести такие как: а) музыкальное сопровождение может (при определенных условиях) способствовать развитию у ребенка чувства ритма и музыкального слуха; б) появление на экране нового предмета сопровождается голосовым подкреплением, объясняющим его название и функциональное предназначение (как его можно использовать); в) герои мультфильма часто обращаются к ребенку с вопросами, что не только поддерживает его интерес, но и вызывает его активность во время просмотра, в целом мультфильм «Tiny Love» характеризуется значительным количеством недостатков. Как показал анализ формы и содержания анимационного источника, это, прежде всего: а) возрастной ценз (0+), противоречащий не только психологическим особенностям восприятия ребенка, но и общим закономерностям возрастного развития ребенка, а также не соответствующий требованиям Российского законодательства об обеспечении информационной безопасности; б) замена реальной деятельности ребенка её искусственным отображением (смотреть на предметы и манипулировать ими - совершенно разные вещи. Ребенок развивается в предметной среде при непосредственном участии взрослого!); в) задействованный при просмотре мультфильма зрительный анализатор исключает совершенствование мелкой и крупной моторики ребёнка, что в целом может негативно отразиться, в первую очередь, на его физическом, речевом, когнитивном развитии; г) вследствие пониженной физической (двигательной) активности высок риск формирования у ребенка экранной зависимости; д) отсутствие логичности в повествовании; е) сюжетная линия мультфильма выполнена в неестественных цветах, что искажает усвоение ребёнком системы сенсорных эталонов; ж) быстрая смена кадров не позволяет ребёнку

потерять интерес к происходящему на экране, что негативно влияет на концентрацию внимания, осмысление предметного мира и непосредственное чувственное отражение действительности.

Просмотр ребёнком этого мультфильма без участия взрослого и непосредственного действия с предметами, задействованными в сюжете, не имеет самостоятельного развивающего потенциала. Очевидно, что данный анимационный материал может использоваться исключительно как дополнительное методическое пособие именно для родителей и педагогов при организации ими развивающих мероприятий с детьми, но не как самостоятельное средство обучения и воспитания ребёнка.

По мнению окулистов, в последние годы численность заболеваний органов зрения у детей раннего возраста принимает катастрофические формы. Причем к одной из первопричин специалисты относят именно повальную увлеченность детей (а, вернее, родителей!) современными «развивающими» теле- и компьютерными программами [2; 3; 23]. Но, как это ни печально, зрительская аудитория мультфильма «Tiny Love» растет день ото дня, восторженных откликов становится все больше и больше, а ленивые и безответственные родители продолжают перекладывать функции развития и воспитания своего ребёнка на телевизор, компьютер, смартфон, планшет...

Кроме того, компания Tiny Love, как и любая другая компания, производящая или позиционирующая «брэндовую» продукцию, постоянно расширяет диапазон выпускаемых товаров, в том числе и идентичные персонажам анализируемого мультфильма игрушки для детей (рис. 4).

Рисунок 4. Игрушечная продукция компании Tiny Love

Не оценивая данный факт с экономических позиций, отметим, что социально-психологический смысл такого производства, на наш взгляд, заключается, прежде всего, в стремлении подкрепить и упрочить у ребёнка глубокую эмоциональную привязанность к конкретному брэнду, как справедливо полагают В.В. Абраменкова (2006), К.Л. Лидин (2006), О.А. Белобрыкина (2014) и ряд других исследователей, вплоть до фанатичной приверженности и других патологических форм зависимости [6; 18; 20; 27].

Подводя итог, можно отметить, что не всегда лучшим «помощником» родителей являются мультфильмы и разного рода другие детские анимационные программы. Воспитание ребёнка - это одна из самых сложных родительских функций, требующая от него способности любить, быть внимательным, добрым, заботливым, терпеливым и т.д. Но, вместе с тем, это - самая высоко результативная деятельность, благодаря которой родители обретают счастье видеть «горящие» глазки

ребенка, его радость, интерес к жизни и жажду познания, уважение к окружающим и любовь к родным и близким! Те чувства и эмоции, переживаемые родителем в процессе общения с ребёнком, бесценны для обоих! Так почему же родители с такой легкостью доверяют воспитание своего малыша «умному», но холодному телевизору, который только транслирует, но не может любить и не способен к выражению человеческих чувств и эмоций?

Список литературы

1. Абраменкова В.В. Во что играют наши дети?: игрушка и антиигрушка. М.: Лепта-пресс, Яуза, Эксмо, 2006. 640 с.

2. Азнаурян И. Влияние телевизора на детское зрение // Мама и малыш. 2007. № 4. С. 15. URL: http://www.2mm.ru/ (Дата обращения 22.06.2016).

3. Андреева М. Дети и телевизор - держите дистанцию // Сайт Фонда «Русская цивилизация»: URL: http://rusk.ru/st.php?idar=12844 (Дата обращения 19.04.2016).

4. Анимация в эпоху инновационных трансформаций : материалы IV междунар. науч.-практ. конф. «Анимация как феномен культуры», 21-23 мая 2008 г., Москва / сост. и науч. ред. Н. Г. Кривуля. М.: ВГИК, 2008. 358 с.

5. Ахметова Л.В., Чупров Л.Ф. Оценка информационно-профессиональных рисков в современном образовании (на примере необходимости психологической экспертизы образовательных электронных материалов) // Инновации в медицине, психологии и педагогике: Материалы VII Международной научно-практической конференции (Вьетнам, Муй Нэ, 27 апреля - 7 мая 2016 г.) /Под науч. ред. М.Г. Чухровой, О.А. Белобрыкиной. Новосибирск: Издательство ООО «Немо Пресс», 2016. С. 269-273.

6. Белобрыкина О.А. Феноменология депривационного развития личности в детском возрасте // Философия образования XXI века. 2002. № 4. С. 162-168.

7. Белобрыкина О.А. Аудиовизуальное детство: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: Сборник докладов межрегиональной научно-практической конференции. В 2-х ч. Новосибирск: НГИ, 2003. Ч 1. С. 58-64.

8. Белобрыкина О.А. Влияние телевидения на психическое здоровье дошкольника // Актуальные проблемы возрастной наркологии: Материалы региональной научно-практической конференции (Челябинск, 19-20 ноября 2009 г.). Челябинск: ООО «Полиграф», 2009. С.82-84.

9. Белобрыкина О.А. Антропологический принцип анализа развивающего ресурса детской игры // Актуальные вопросы и достижения современной антропологии: Сборник материалов IV Международной научной конференции. Новосибирск: Изд-во ООО «Сибпринт, 2012. С.265-274.

10. Белобрыкина О.А. Ретроспектива проблемы семантики детской игрушки как психологического феномена // Сборник доклади от Годишна университетска научна конференция (Болгария, г. Велико Търново, 3-4 юли 2014 година). Т. 12: Научно направление «Педагогически и хуманитарни науки». Велико Търново: Издателски комплекс на НВУ «Васил Левски», 2014. С. 225-235.

11. Белобрыкина О.А. Рефлексия опыта обучения студентов освоению позиции эксперта //Психолого-педагогические технологии в условиях инновационных процессов в медицине и образовании = Psychological and pedagogical technologies in the context of innovative processes in medicine and education: материалы VI Международной научно-практической конференции (Кемер, Турция, 26 апреля-7 мая 2015 г.) / под науч. ред. В.И. Хаснулина, М.Г. Чухровой, О.А. Белобрыкиной. Новосибирск: Изд-во ОО «Немо Пресс», 2015. С. 93-100.

12. Белобрыкина О.А. Особенности эмоционального развития дошкольников в современных условиях // Смальта. 2016. № 1. С. 9-15.

13. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психодиагностику. Киев: Ника-Центр, 1997. 128 с.

14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды, В 2-х т. Т.1.: Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.

15. Защиринская О.В., Мишарина Р.Н., Афанасьева Д.Л. Нарушение когнитивного компонента общения у дошкольников с психическим недоразвитием // Нейронаука в психологии, образовании, медицине: Сборник статей Международной научной конференции. СПб.: Изд-во «Лема», 2014. С. 61-67.

16. Информационная и психологическая безопасность в СМИ: В 2-х т. Т.П: Феномен «разорванной коммуникации»: Сб. статей / под ред. Я.Н.Засурского, Ю.П.Зинченко, Л.В.Матвеевой, Е.Л.Вартановой, А.И.Подольского. М.: Аспект Пресс, 2008. 399 с.

17. Концепция информационной безопасности детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р // Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. URL: http://rkn.gov.ru/mass-communications/p700/p701/ (Дата обращения 29.05.2013).

18. Кошенова М.И. Информационная культура как новая матрица онтогенетического развития // Психологическое здоровье как условие самореализации личности: материалы научно-практической конференции (2829 ноября 2007 г.) / под ред. М.И.Кошеновой, В.М.Физикова; отв. за вып. Я.В. Клинг. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. C.143-152.

19. Лидин К.Л. К вопросу о психологической экспертизе игрушек (на примере куклы Барби) // Развитие человека в современном мире / под науч. ред.

О.А.Белобрыкиной, О.А.Шамшиковой. Новосибирск: НГПУ, 2006. С. 129-140.

20. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. «Кто соблазнит малых сих...». СМИ против детей: Статьи разных лет. Клин: Изд-во «Христианская жизнь», 2006. 320 с.

21. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (Дата обращения 29.05.2013).

22. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 // Справочно-правовая система «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70183566/ (Дата обращения 29.05.2013).

23. Пацлаф Р. Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей. М.: Evidentis 2003. 224 с.

24. Психологическая экспертиза: современность и тенденции развития / под науч. ред. О.А.Белобрыкиной, В.Л.Дресвянникова. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2016. 180 с.

25. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Психолого-педагогическая экспертиза мультфильмов для детей и подростков // Культурно-историческая психология. 2014. Т.10. № 4. С. 4-11.

26. Смирнова Е.О. Мультфильмы для дошкольников -как правильно выбирать // Центр игры и игрушки. URL: http://www.psytoys.ru/articles/multfilmy-dlya-doshkolnikov-kak-pravilno-vybirat-0 (Дата обращения 29.05.2016).

27. Чухрова М.Г., Белобрыкина О.А., Радованович М. Профилактика психосоматических нарушений эмоционального генеза в дошкольном возрасте: влияние телевидения // Zbornik radova: Medunarodna konferencija «Uticaj porodice na formiranje kreativne licnosti», Novi Sad, 25-

26, septembar 2015; [urednisi MirjanaMilankov, Julijan Tamas]. Novi Sad: Filozofski fakultet, 2015 (Novi Sad : Sajnos). ss. 127131.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Институт практической психологии»; Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. 416 с.

References

1. Abramenkova V.V. Social'naja psihologija detstva: Uchebnoe posobie. M.: PER SJe, 2008. 431 s.

2. Aznaurjan I. Vlijanie televizora na detskoe zrenie // Mama i malysh. 2007. № 4. S. 15. URL: http://www.2mm.ru/ (Data obrashhenij a 22.06.2016).

3. Andreeva M. Deti i televizor - derzhite distanciju // Sajt Fonda «Russkaja civilizacija»: URL: http://rusk.ru/st.php?idar=12844 (Data obrashhenija 19.04.2016).

4. Animacija v jepohu innovacionnyh transformacij: materialy IV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Animacija kak fenomen kul'tury», 21-23 maja 2008 g., Moskva / sost. i nauch. red. N. G. Krivulja. M.: VGIK, 2008. 358 s.

5. Ahmetova L.V., Chuprov L.F. Ocenka informacionno-professional'nyh riskov v sovremennom obrazovanii (na primere neobhodimosti psihologicheskoj jekspertizy obrazovatel'nyh jelektronnyh materialov) // Innovacii v medicine, psihologii i pedagogike: Materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (V'etnam, Muj Nje, 27 aprelja - 7 maja 2016 g.) /Pod nauch. red. M.G. Chuhrovoj, O.A. Belobrykinoj. Novosibirsk: Izdatel'stvo OOO «Nemo Press», 2016. S. 269-273.

6. Belobrykina O.A. Fenomenologija deprivacionnogo razvitija lichnosti v detskom vozraste // Filosofija obrazovanija HHI veka. 2002. № 4. S. 162-168.

7. Belobrykina O.A. Audiovizual'noe detstvo: problemy i perspektivy // Aktual'nye problemy special'noj psihologii v obrazovanii: Sbornik dokladov mezhregional'noj nauchno-

prakticheskoj konferencii. V 2-h ch. Novosibirsk: NGI, 2003. Ch 1. S. 58-64.

8. Belobrykina O.A. Vlijanie televidenija na psihicheskoe zdorov'e doshkol'nika // Aktual'nye problemy vozrastnoj narkologii: Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii (Cheljabinsk, 19-20 nojabrja 2009 g.). Cheljabinsk: OOO «Poligraf», 2009. S.82-84.

9. Belobrykina O.A. Antropologicheskij princip analiza razvivajushhego resursa detskoj igry // Aktual'nye voprosy i dostizhenija sovremennoj antropologii: Sbornik materialov IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Novosibirsk: Izd-vo OOO «Sibprint, 2012. S.265-274.

10. Belobrykina O.A. Retrospektiva problemy semantiki detskoj igrushki kak psihologicheskogo fenomena // Sbornik dokladi ot Godishna universitetska nauchna konferencija (Bolgarija, g. Veliko Trnovo, 3-4 juli 2014 godina). T. 12: Nauchno napravlenie «Pedagogicheski i humanitarni nauki». Veliko Trnovo: Izdatelski kompleks na NVU «Vasil Levski», 2014. S. 225-235.

11. Belobrykina O.A. Refleksija opyta obuchenija studentov osvoeniju pozicii jeksperta //Psihologo-pedagogicheskie tehnologii v uslovijah innovacionnyh processov v medicine i obrazovanii = Psychological and pedagogical technologies in the context of innovative processes in medicine and education: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Kemer, Turcija, 26 aprelja-7 maja 2015 g.) / pod nauch. red. V.I. Hasnulina, M.G. Chuhrovoj, O.A. Belobrykinoj. Novosibirsk: Izd-vo OO «Nemo Press», 2015. S. 93-100.

12. Belobrykina O.A. Osobennosti jemocional'nogo razvitija doshkol'nikov v sovremennyh uslovijah // Smal'ta. 2016. № 1. S. 9-15.

13. Burlachuk L.F. Vvedenie v proektivnuju psihodiagnostiku. Kiev: Nika-Centr, 1997. 128 s.

14. Zaporozhec A.V. Izbrannye psihologicheskie trudy, V 2-h t. T.1.: Psihicheskoe razvitie rebenka. M.: Pedagogika, 1986. 320 s.

15. Zashhirinskaja O.V., Misharina R.N., Afanas'eva D.L. Narushenie kognitivnogo komponenta obshhenija u doshkol'nikov s psihicheskim nedorazvitiem // Nejronauka v psihologii, obrazovanii, medicine: Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. SPb.: Izd-vo «Lema», 2014. S. 61-67.

16. Informacionnaja i psihologicheskaja bezopasnost' v SMI: V 2-h t. T.II: Fenomen «razorvannoj kommunikacii»: Sb. statej / pod red. Ja.N.Zasurskogo, Ju.P.Zinchenko, L.V.Matveevoj, E.L.Vartanovoj, A.I.Podol'skogo. M.: Aspekt Press, 2008. 399 s.

17. Koncepcija informacionnoj bezopasnosti detej (utv. rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 2 dekabrja 2015 g. № 2471-r // Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere svjazi, informacionnyh tehnologij i massovyh kommunikacij. URL: http://rkn.gov.ru/mass-communications/p700/p701/ (Data obrashhenija 29.05.2013).

18. Koshenova M.I. Informacionnaja kul'tura kak novaja matrica ontogeneticheskogo razvitija // Psihologicheskoe zdorov'e kak uslovie samorealizacii lichnosti: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii (28-29 nojabrja 2007 g.) / pod red. M.I.Koshenovoj, V.M.Fizikova; otv. za vyp. Ja.V. Kling. Omsk: Izd-vo OmGPU, 2008. C.143-152.

19. Lidin K.L. K voprosu o psihologicheskoj jekspertize igrushek (na primere kukly Barbi) // Razvitie cheloveka v sovremennom mire / pod nauch. red. O.A.Belobrykinoj, O.A.Shamshikovoj. Novosibirsk: NGPU, 2006. S. 129-140.

20. Medvedeva I.Ja., Shishova T.L. «Kto soblaznit malyh sih...». SMI protiv detej: Stat'i raznyh let. Klin: Izd-vo «Hristianskaja zhizn'», 2006. 320 s.

21. O zashhite detej ot informacii, prichinjajushhej vred ih zdorov'ju i razvitiju: Federal'nyj zakon ot 29.12.2010 № 436-FZ (red. ot 29.06.2015) // Spravochno-pravovaja sistema

«Konsul'tantPljus». URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (Data obrashhenij a 29.05.2013).

22. O Nacional'noj strategii dejstvij v interesah detej na 2012-2017 gody: Ukaz Prezidenta RF ot 1 ijunja 2012 g. № 761 // Spravochno-pravovaja sistema «Garant». URL: http://base.garant.ru/70183566/ (Data obrashhenija 29.05.2013).

23. Paclaf R. Zastyvshij vzgljad. Fiziologicheskoe vozdejstvie televidenija na razvitie detej. M.: Evidentis 2003. 224 s.

24. Psihologicheskaja jekspertiza: sovremennost' i tendencii razvitija / pod nauch. red. O.A.Belobrykinoj, V.L.Dresvjannikova. Novosibirsk: Izd-vo OOO «Nemo Press», 2016. 180 s.

25. Smirnova E.O., Sokolova M.V. Psihologo-pedagogicheskaja jekspertiza mul'tfil'mov dlja detej i podrostkov // Kul'turno-istoricheskaja psihologija. 2014. T.10. № 4. S. 4-11.

26. Smirnova E.O. Mul'tfil'my dlja doshkol'nikov - kak pravil'no vybirat' // Centr igry i igrushki. URL: http://www.psytoys.ru/articles/multfilmy-dlya-doshkolnikov-kak-pravilno-vybirat-0 (Data obrashhenija 29.05.2016).

27. Chuhrova M.G., Belobrykina O.A., Radovanovich M. Profilaktika psihosomaticheskih narushenij jemocional'nogo geneza v doshkol'nom vozraste: vlijanie televidenija // Zbornik radova: Medunarodna konferencija «Uticaj porodice na formiranje kreativne licnosti», Novi Sad, 25-26, septembar 2015; [urednisi MirjanaMilankov, Julijan Tamas]. Novi Sad: Filozofski fakultet, 2015 (Novi Sad : Sajnos). ss. 127-131.

28. Jel'konin D.B. Psihicheskoe razvitie v detskih vozrastah. M.: Institut prakticheskoj psihologii»; Voronezh: NPO MODJeK, 1995. 416 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.