Психологические науки
УДК 159.9
ДЕФЕКТИВНОЕ ДЕТСТВО КАК СЛЕДСТВИЕ
ЗАРУБЕЖНОЙ АНИМАЛИСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ МУЛЬТФИЛЬМА «ANGRY BIRDS В КИНО»)
Е.П. Устинова
Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация. В статье представлены результаты экспертной оценки мультфильма «Angry Birds в кино». На основе определения соответствия содержания мультфильма законодательно-правовым и психолого-педагогическим требованиям, возрастным особенностям дошкольников как основной зрительской аудитории, показано его негативное влияние на развитие детей.
Ключевые слова: анимационная продукция, мультфильм, дошкольный возраст, экспертная оценка.
DEFECTIVE CHILDHOOD AS RESULT OF FOREIGN ANIMALISTICS (CASE OF EXPERT ASSESSMENT OF ANIMATED FILM «ANGRY BIRDS AT CINEMA») E.P. Ustinova Novosibirsk State Pedagogical University
Abstract. Results of an expert assessment of the animated film «Angry Birds at cinema» are presented in article. On the basis of determination of compliance of the contents of the animated film to legislative and legal and psychology and pedagogical requirements, age features of preschool childrenas main spectator audience, its negative influence on development of children is shown.
Keywords: animation production, animated film, preschool age, expert assessment.
Информационная насыщенность современной жизнедеятельности человека оказывает определенное воздействие не только на взрослых людей [7; 11]. Самыми незащищенными от потока разнородной информации оказываются дети [2; 8; 13; 18], так как им, в силу специфики своего возрастного развития, довольно сложно отделить плохое от хорошего, да и близкие взрослые не всегда задумываются о вреде той или иной информации. Одним из наиболее распространенных источников, из которых дети получают разнообразную информацию, являются современные медиа-технологии, ориентированные на соответствующую категорию потребителей и позиционируемые в формах анимационной продукции (мультипликация, игровые программы и т.п.). По мнению Е.О.Смирновой, взрослыми «мультфильм воспринимается как особый жанр, созданный специально для детей в независимости от их возраста. Между тем мультфильмы для малышей, при их преждевременном и чрезмерном потреблении, несут в себе серьёзную опасность для психологического здоровья и развития детей» [15]. Примечательно, что и возрастная маркировка на мультфильмах не всегда соответствует тому возрасту, с которого ребенку можно показывать какой-либо видеоряд. С целью определения соответствия мультфильма возрастной маркировке и анализа содержания анимационного продукта, рекомендуемого для просмотра детской аудитории зрителей, нами была осуществлена экспертная оценка анимационного фильма «Angry Birds в кино».
Оригинальное название: The Angry Birds Movie.
Год выпуска: 2016.
Страна-изготовитель: США, Финляндия.
Кинокомпания: Columbia Pictures.
Продюсеры: Джон Коэн, Дэвид Майсел, Катрин Уиндер.
Количествово сезонов: 1.
Количество серий: 1.
Продолжительность серии: 95 минут.
Авторская группа:
Режиссеры - Клэй Кэйтис и Фергал Рейли, работавшие ранее аниматорами в студии Уолта Диснея. Этот мультфильм - их дебютная работа в качестве режиссеров [22].
Сценарий - Джон Витти, имеющий опыт написания сценариев к телепередачам, сериалам, короткометражным и полнометражным мультфильмам [6].
Жанр: комедия, боевик.
Адресная аудитория мультфильма: дети дошкольного и школьного возраста.
Возрастное ограничение: 6+
Рейтинг MPAA: PG (рекомендуется присутствие родителей).
Русскоязычная аудитория мультфильма к настоящему времени составляет 3,6 млн. человек. Мультфильм вышел в прокат 12 мая 2016 и демонстрировался в кинотеатрах в течение месяца. В настоящее время мультфильм доступен для просмотра в сети интернет и периодически транслируется на различных каналах российского телевещания.
Действие картины разворачивается на одном из тропических островов, где живет главный герой картины -красная хмурая птичка Ред, а также все его многочисленные сородичи. Ред пытается всеми силами улучшить свою жизнь за счёт самоконтроля эмоции гнева, которую он постоянно выплескивает наружу. Эту симпатичную красную птичку очень легко вывести из себя, ведь его раздражает любая мелочь.
Чтобы избавиться от своего гнева, Ред вынужден ходить на психологические курсы, которые кроме него посещают еще несколько птичек: безумный Чак, взрывной Бомб, который может стать самой настоящей бомбой, если хоть
немного расстроится, а также большая и злая птица Теренс, которая умеет только рычать.
Жизнь героев была спокойная и размеренная, до тех пор, пока к ним на остров не высадились «пришельцы» -странные, зелёные иноземцы, совсем не похожие на изящных и ярких птичек, да, к тому же, и называют себя необычно -свиньи. С этого момента, жизнь героев кардинально меняется. Постепенно отношения между двумя видами становятся крайне обостренными - на острове начинается самая настоящая война, и только Ред со своими друзьями знают, как противостоять захватчикам.
Мультфильм «Angry Birds в кино» основан на серии видеоигр с одноименным названием, разработанной компанией Rovio, на сайте которой можно найти разнообразные игры обозначенного цикла, а также мультфильмы, посвященные игровым персонам [21]. Примечательно, что игры для смартфонов со «злыми птичками» к настоящему времени скачало более 100 млн. человек. Правила игры состоят в том, чтобы стреляя из рогатки птицами, уничтожить всех свиней на каждом игровом уровне за конкретно заданное количество попыток, причём предполагаемых уровней в игре существует множество. Подобный сюжет как раз и положен в основу мультфильма - всё довольно примитивно и предсказуемо, глубокой мысли в сюжет не заложено.
На первый взгляд может показаться, что фильм достаточно добрый, учит хорошему, пропагандирует дружбу, ратует за справедливость. Например, дружба между главными героями, которая завязывается постепенно. В трудную минуту Чак и Бомб готовы прийти Реду на помощь и отправиться с ним высоко в горы на поиски Могучего Орла. Или же объединение птицами своих усилий для достижения общего блага - спасения своих яиц. Ведь только все вместе они могут противостоять свиньям. Кроме того, главные герои в отдельных эпизодах жертвуют собой, чтобы спасти других,
в частности, Бомб взрывается на взлетной полосе во время войны со свиньями (из-за того, что последние украли все яйца птиц и увезли их на свой остров), чтобы уничтожить вражеские самолеты. Или ситуация, когда Ред остаётся в городе свиней, чтобы спасти последнее яйцо и отдать его убитым горем родителям. За все «подвиги» жители деревни строят Реду новый домик уже в центре деревни и поют ему хвалебную песню. Вот, наверное, и весь позитив, имеющийся в мультфильме. Эти моменты учат дружбе, героизму, взаимопомощи, но этого крайне недостаточно для мультфильма продолжительностью в 95 минут.
Первое впечатление о мультфильме оказалось ошибочным, так как его анализ даёт основание полагать, что он носит антивоспитательный характер и, если чему-то и учит, то, в основном, асоциальным действиям и поступкам.
Абрисно познакомимся с героями мультфильма. Первая группа героев представлена антропоморфными, но не летающими птицами, хотя это явно не пингвины, страусы или киви. Крылья они используют как руки, кроме того, на каждой руке у них имеется по 4 пальца. Их оперение больше похоже на шерсть. Вторая группа действующих лиц в мультфильме - свиньи, внешне очень похожих на резиновых. Главных героев в мультфильме трое - это птицы Ред, Чак и Бомб.
Ред - ярко-красная птица, не умеющая управлять приступами гнева, а потому, демонстрирующая агрессивное поведение и совершающая насилие над другими жителями птичьей деревни и разрушающая предметы окружающей обстановки. Судья отправляет Реда на курсы управления гневом, где он знакомится с другими героями мультфильма. В начале фильма у Реда наблюдаются признаки мизантропии (у героя нет друзей, он избегает общения с кем-либо, живет один за пределами деревни) и социопатии (герой равнодушен к чувствам других, неспособен испытывать чувство вины, извлекать опыт из наказания, обвиняет окружающих в своём агрессивном поведении).
Чак - ярко желтая птица, которой очень сложно усидеть на месте, к тому же он часто двигается с невероятно большой скоростью. Он даже может успеть сделать кучу дел, пока другой герой успевает моргнуть один раз. Чак так же, как и Ред, был отправлен на курсы управления гневом, хотя выраженности данной эмоции у птицы не наблюдается, что, на наш взгляд, довольно не логично.
Бомб - большая чёрная птица, обладающая взрывным, в буквальном смысле слова, характером. При этом герой имеет достаточно флегматичный тип темперамента. Данный факт даёт основание полагать, что Бомб долго копит в себе негативные эмоции, а потом бурно выплёскивает их наружу. Бомб взрывается в самый неподходящий момент, причём подобная реакция возникает именно потому, что герой также был отправлен на курсы управления гневом.
Еще одна птица, которая посещает эти курсы, - это огромная красно-малиновая птица Теренс, которая в мультфильме не разговаривает, а может только глухо рычать, что птицам совсем не свойственно. Подобным звукоподражанием Теренс в большей мере ассоциируется с медведем, чем с птицей.
Заметим, что ни у одного из главных героев нет ни родителей, ни детей, тогда как у второстепенных и эпизодических персонажей бывают птенцы. При этом, у всех птенцов нарисованы огромные глаза, которые в проективной психологии интерпретируются как показатель страха, тревоги [3]. К тому же, в фильме отсутствует разделение птиц по возрастам - показаны только взрослые птицы и маленькие, трафаретного типа птенцы, да одна птица-старушка и старый орел.
Обращает на себя внимание, что авторская группа не центрировалась на изображении внешности и характера героев, полностью сохранив типажи, представленные в игре Angry Birds. Цель мультфильма, на наш взгляд, скорее финансовая - извлечение дополнительной прибыли за счёт
расширения анимационных границ известного и популярного бренда, так как фанатов игры и продукции с символикой «злых птичек» довольно много, что, несомненно, обеспечило успех мультфильма в прокате.
Примечательно, что мультфильм имеет маркер возрастной категории 6+, а, значит, он рекомендован для просмотра, начиная со старшего дошкольного возраста. Как известно, «дошкольное детство является периодом первоначального фактического складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения» [13, с. 259], периодом «интенсивного морально-нравственного развития ребенка. Именно в этот период складываются первичные этические инстанции, которые во многом определяют личностные особенности человека и его отношение к окружающим людям» [13, с. 270]. Это означает, что ребёнок активно усваивает требования социального поведения, учится различать полярность нравственных категорий «правда - ложь», «добро - зло» и т.п. Моральные нормы и нравственные ориентиры ребёнок постигает не только на основе слов и действий взрослых, а также через знакомство с сюжетами сказок, мультфильмов, игр [1], а, значит, важно тщательно анализировать содержание того, что ребенок «потребляет». В мультфильме «Angry Birds в кино» морально-нравственные нормы практически не демонстрируются. Насилие, жестокость и агрессивность -постоянные спутники героев на протяжении всего видеоряда. Например, с первых кадров мультфильма зритель наблюдает как Ред в погоне за яйцом постоянно падает куда-нибудь с большой высоты и ударяется о всевозможные предметы всеми частями тела. Причем зритель, как это не парадоксально, начинает бессознательно смеяться над неловкостью персонажа, из-за которой он всё время не может поймать «драгоценный» предмет. По сути, зрителю с экрана демонстрируют типаж неудачника: то паутина к нему приклеится, то рыба укусит, то ветка обломится. Но главный
герой и сам может причинить серьёзные страдания окружающим. Например, в начале мультфильма Ред размазал праздничный торт по лицу заказчика только за то, что сам же опоздал (он работал курьером), да еще и испортил праздничное угощение, пока нёс его, а заказчик отказался от такого продукта. Затем он наступил на белку и даже поскользнулся на ней. Ред, то пинает птенца, словно футбольный мяч за то, что птенец ударяет мячик о стенку домика Реда, то бьет врача-невропатолога, когда тот стучит ему молоточком по коленке. Даже чучелу-кукле Ред умудрился нанести ущерб, избив его до такой степени, что оно (чучело) перестало издавать звуки, и объяснив своё поведение тем, что тот «первый начал». Как видим, возникший конфликт разрешается неконструктивным способом. И уж точно, не лучший способ проявлять физическую агрессию просто из-за того, что кто-то или что-то тебя не устраивает. Заметим, что подобное поведение Ред демонстрирует по фильму довольно часто - он, то выкидывает свинью из окна многоэтажки, то бьёт орла по глазу его же языком, чтобы привести птицу в чувство, когда та теряет сознание, ударившись на лету об огромный чан с водой! Подобные фрагменты, на наш взгляд, наглядно демонстрируют юному зрителю допустимость рукоприкладства, что запрещено отечественным законодательством [17]. Как полагают Е.О.Смирнова и М.В.Соколова, «Необходимое требование к этическому аспекту фильмов для дошкольников - отсутствие натуралистических сцен насилия, жестокости, разврата, унижения личности и пр.» [14, с. 5].
Вместе с тем, не избегают применения средств насилия и другие персонажи - они избивают друг друга (например, Теренс бьёт Реда) и в прямом смысле идут по головам, чтобы забраться на балкон (так делал король свиней Леонард). Следует отметить, что согласно Ст. 7 и 8 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, «содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия)» [17]. Однако в анализируемом мультфильме проявление насилия и жестокости никак не осуждается, и более того, подобные сцены, хотя непонятно, в связи с чем, но вызывают у зрителя смех. По мысли С.А.Зелинского, «наиболее эффективное управление массами (психикой масс, массовым сознанием) становится возможным, когда сначала из отдельных индивидов делают массу, а после эту массу превращают в толпу. И подобное превращение происходит как раз путем провоцирования в психике индивида низменных инстинктов (секса, насилия), а также всех тех характеристик души первобытного человека, которые, сохранились в неизменном виде в бессознательном психики индивида, и могут быть извлечены на поверхность (в сознание) путем провокации (задействования) определенных архетипов личного и коллективного бессознательного. Подобное задействование происходит путем демонстрации определенным образом запрограммированных телепередач, пропагандирующих все то безобразие, которое до этого было надежно скрыто в психике благодаря эволюции и развитию цивилизации» [7, с. 142].
В детском возрасте, как отмечает В.С.Мухина, «немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими моральными чертами» [12, с. 157]. В мультфильмах так же демонстрируются определенные модели поведения
персонажей. «Герой, если ребёнок соотносит себя с ним, не только вызывает сопереживание, но и становится объектом идентификации и образцом для подражания. ... «Заразительность» действий, слов и поступков персонажей мультфильмов очевидна. Персонажи могут стать носителями моральных эталонов, как положительных, так и отрицательных. Соотнося свои действия с действиями героев произведений, дети начинают осознавать себя, свои поступки, стремиться быть похожими на любимого персонажа» [5, с. 54]. Вполне допустимо, что ребенок, насмотревшись мультфильмов типа «Angry Birds в кино», будет пытаться воспроизвести подобные модели поведения в жизни, так как в мультфильме они не только демонстрируются, но и подкрепляются как наиболее социально желательные, оставаясь безнаказанными. Однако, в реальной действительности подобные формы поведения ребёнка чреваты последствиями - в лучшем случае, ребёнок будет наказан взрослым, в худшем - правоохранительными органами.
Кроме жестокого и агрессивного поведения героям свойственны ещё и аморальные действия. Например, в одном из фрагментов мультфильма, Чак, сидя на дереве, специально испражняется на полицейского. Зрителю наглядно демонстрируется помет на мундире стража порядка, который в это время выписывает Чаку штраф за превышение скорости. Это что, неуважение к представителям власти или «взрослый» юмор по отношению к ним? В другом фрагменте показан, на наш взгляд, самый омерзительный момент мультфильма, когда орел, который по сюжету мультфильма является символом и хранителем деревни птиц, справляет нужду в озеро Мудрости. Причем все прорисовано очень детально и сопровождается характерным физиологическим звуком. Основной смысл данного фрагмента, видимо, состоит в том, что на мудрость можно, мягко говоря, наплевать.
В ещё одном фрагменте птица чихает, и лицо главного героя оказывается все, простите, в соплях, а после этого, в полете у птицы из носа течёт слизь, которую она размазывает по плакату, врезавшись в него на лету. Подобные сцены, на наш взгляд, ничего, кроме отвращения, вызывать не могут.
Примерно в первой четверти мультфильма демонстрируется фрагмент, в котором герои встают в круг и прощаются с «убитым» Редом чучелом-куклой. Они скорбят, но в это время за окном происходит что-то интересное, и вся толпа дружно идет на улицу, наступая по пути на «труп» чучела-куклы и раздавливая его окончательно. Какой смысл при показе этой сцены стремились донести до юного зрителя создатели мультфильма - допустимость подобных поступков в человеческих отношениях, уподобляющихся животным? Или идея состоит в чем-то другом? Какое будущее ожидает подрастающее поколение, воспитанное на подобных «произведениях анимационного искусства»? Какими вырастут дети, которым родители беспрепятственно разрешают просмотр «Angry Birds в кино»? Мы склонны только к одному варианту ответа - деморализованными личностями, для которых общественные нормы, этика и культура поведения не будут иметь ни значения, ни какой бы то ни было ценности.
Кроме всего прочего, в мультфильме довольно большое количество прямых и завуалированных ругательных и сленговых слов, что может оказать негативное влияние на развитие речи ребенка. Следует подчеркнуть, что Л.С.Выготский рассматривал речь как средство мышления человека [4]. «Человеческое мышление не только выражает себя в речи, но и осуществляется в ней» [13, с. 219]. На протяжении же всего мультфильма звучат такие слова, как «раздолбай», «долбанного», «морда», «свинтил», «стремновато», «попадос», «типа», «погоняло», «торчать», «фигня», «забей», «братан», «оттянуться», «чувак» и еще огромное количество подобного словесного мусора.
Периодически на протяжении мультфильма персонажи используют слова, близкие по звучанию инвективной лексике, такие, например, как «оклюветь», «рассвинячить», «какого хрю они делают», «освинеть», а так же не завуалированное «какого хрена?» и фразу «поцелуй меня под хвост». Между тем, применение данных речевых средств относится, согласно ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, так как содержит бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани [17].
По мнению В.С.Мухиной, «на протяжении дошкольного возраста продолжает расти словарный состав речи. По сравнению с ранним детством словарь ребёнка-дошкольника увеличивается, как правило, в три раза» [12, с. 213]. К тому же «рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находится в зависимости от условий жизни и воспитания, и индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития» [19, с. 164]. Очевидно, что разрешая дошкольникам просмотр такого мультфильма, родители воспитывают детей с бедным словарным запасом, основанном на нелитературном и бескультурном языке, с ограниченным мышлением, «развивающимся» посредством засоренной речи.
В мультфильме присутствует достаточное количество материалов сексуального и эротического характера, а также фраз, истинный смысл которых понятен только взрослым. Первое, что привлекает внимание - это постоянное мелькание в кадре оголенных пятых точек героев, причем, во весь экран. Как отмечает В.С.Мухина, «по мере взросления дошкольники начинают испытывать неловкость при обнажении перед другими людьми» [12, с. 166]. Заметим, что в русской культуре эротическая сфера была многие века табуирована, но вследствие насажденной извне культурной революции
многие запреты были сняты, что значительно исказило содержание сексуальной культуры молодежи, вплоть до развращенности [10]. В анализируемом мультфильме демонстрируемый видеоряд препятствует тому, что должно естественным образом формироваться в психике ребёнка. В этом ключе для нас остаются абсолютно не ясными мотивы авторской группы мультфильма, включившей в сюжетную линию столь непристойное поведение героев.
Как это не парадоксально, современным детям всё чаще «предлагаются преимущественно развлекательные, «взрослые» по форме и содержанию мультфильмы, не рассчитанные на детское восприятие» [5, с. 52]. И мультфильм «Angry Birds в кино» - не исключение. В качестве иллюстрации приведем несколько высказываний главных героев, чтобы продемонстрировать их далеко недетский смысл. Так, в одном из фрагментов Ред, видя маму-птицу с огромным выводком птенцов, говорит: «А что, птицы уже не предохраняются, что-ли?». Еще одна фраза, которую произносит свинья, прыгая на руки к птице женского пола: «Скучаешь, детка?». Или, когда свин Леонард сообщает яйцу, которое символизирует женщину: «Ты так соблазнительна, дорогая». А в тот момент, когда свиньи украли все яйца, и птицы не знали, что делать, Чак говорит следующее: «Мы с вами будем делать новых детей! Дамочки, налетай скорей, сегодня будет фантастическая кладка!». При этом персонаж сопровождает свои слова характерными (сексуально ориентированными) движениями тела.
Еще в одном из фрагментов мультфильма Могучий Орел подглядывает в бинокль за принимающей ванну старушкой-птицей и приговаривает: «Какая цыпа...». На заявление Реда: «Ах ты, старый развратник!», орел с гордостью и сладостью в голосе отвечает «Дааа...». В другом кадре у свиньи на том месте, где должна быть грудь, оказались два вантуза, и она начала с ними извиваться всем телом, имитируя в совершенно вульгарный форме
эротические действия. Все остальные герои смотрели на это с выражением восхищения и радости на лице, как бы подбадривая ее мимикой к продолжению танца.
Во время танцев свиньи то и дело виляют оголенной пятой точкой, хлопают по ней рукой (по фильму у свиней есть руки-лапы, заканчивающиеся тремя выростами-когтями, которыми они могут держать предметы, как пальцами, и играть на музыкальных инструментах), а потом и вовсе сдергивают с себя штаны и бросают их в толпу зрителей. Подобные эротические «танцы», демонстрируемые в мультфильме не один раз, могут накрепко запечатлеться в сознании ребёнка, став его поведенческим паттерном. Мнемическим механизмом для ребенка при просмотре мультфильма выступает факт преобладания у персонажей положительных эмоций, обладающих эффектом заражения -им нравилось подобное поведение, они всегда выражали восторг и одобряли подобное поведение, на их лицах читалась высшая степень восхищения.
Примечательно, если в мультфильме «Angry Birds в кино» птицы имеют пол (например, птиц женского пола можно отличить по длинным ресницам, тогда как у мужчин ресницы не прорисованы), то у свиней четкая половая принадлежность отсутствует. Лишь их предводитель Леонард носит бороду, остальные же представители этого вида на протяжении всего мультфильма то переодеваются в женские наряды, то ходят абсолютно голыми. По словам В.С.Мухиной, «к концу раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, но еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение поведения мужчин и женщин, а также через искусство. В первую очередь ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести» [12, с. 163]. При просмотре же обозначенного мультфильма
ребенок не сможет дифференцировать героев по половому признаку, так как они не имеют атрибутики, указывающей на тот или иной пол. Женщины не носят платья, шляпки или длинные волосы (лишь за редким исключением они присутствуют у птиц), мужчины не выглядят большими по сравнению с женщинами, не носят усов или бороды, не одеты в рубашки и брюки. Их половую принадлежность условно можно определить лишь по голосу персонажа - мужской он или женский. Ребёнок не может идентифицировать пол таких персонажей, а это значит, что в лучшем случает, он не может простроить в своем сознании стереотипы мужского и женского поведения, просматривая этот мультфильм, в худшем - у него вообще не сформируются адекватные стереотипы полового поведения [1].
В фильме присутствуют сцены с распитием алкогольных напитков, а также сцена с игрой в карты на деньги, что, согласно ст. 5 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», относится к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей [17]. Кроме того, согласно ст. 14 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «государство обеспечивает защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение» [цит. по 16, с.
339-340]. Однако, возникает закономерный вопрос о том, каким образом органы государственной власти обеспечивают ребенку это законодательное право, если такие фильмы допускают к трансляции? Ведь при просмотре мультфильма «Angry Birds в кино» у ребёнка формируется устойчивое убеждение, что неспособность к самоконтролю негативных эмоций и готовность психовать, кричать, срываться, драться (в мультфильме множество подобных сцен, показанных с юмором) - это не только нормально, но практически и единственная выигрышная стратегия поведения, так как победа птиц над свиньями достигается именно таким образом.
По мнению А.В.Федорова, насилие, демонстрируемое с экранов ТВ и кинотеатров, связано с их коммерциализацией и отменой государственной цензуры. «Сценами насилия иной раз заменяют слабый сюжет той или иной картины, ну и, кроме того, заметим, сцены насилия оказывают воздействие сразу на подсознание, потому что происходит воздействие на чувства, а не на разум (разум - сознание). Подобным образом (демонстрацией секса, насилия) манипуляторы от власти посредством средств массовой коммуникации фактически уничтожают генофонд нации. Происходит еще большая деградация общества через деградацию подрастающего поколения, у представителей которых нарушаются способности адекватно воспринимать реальность» [7, с. 146]. Вот и данный мультфильм все равно выпущен в прокат и помечен маркировкой 6+. Видимо, госконтроль либо не работает, либо осуществляется формально. Именно поэтому, желательно, чтобы психологи активно занимались экспертизой детских мультфильмов (да и вообще детских товаров) и вели просветительскую работу среди родителей, воспитателей детского сада и учителей школы, так как зачастую многие взрослые не могут самостоятельно на профессиональном психолого-педагогическом уровне отличить плохое и вредное от хорошего и полезного. Как
полагает Е.О.Смирнова, «оценка адекватности фильма возрастным особенностям детей является важной задачей, от решения которой зависит развитие детей и их приобщение к художественной культуре» [15]. С точки зрения С.А.Зелинского, именно «детская психика по силе оказываемого на нее воздействия находится в более беззащитном положении, чем психика взрослого человека. Неокрепшие детские души просто-таки впитывают любую информацию, которую они получают из внешней среды» [7, с. 117], не дифференцируя ее по уровню вреда.
По мнению авторов проекта «Научи хорошему», «сюжеты большинства современных зарубежных мультфильмов так далеки от жизни детей дошкольного возраста и окружающих взрослых, что их невозможно отобразить в игре. Показательно, что получая в подарок игрушку - героя или персонажа культового мультфильма, ребёнок вообще не знает, как в него играть» [5, с 55]. Д.Б.Элькониным было показано, что «в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, которой характеризуется и по которой выделяется этот период, является игра» [19, с. 19]. Именно в игре, по мнению Л.С.Выготского (2003), В.С.Мухиной (1985), Е.О.Смирновой (2009) и других исследователей, происходит обучение и развитие ребенка. Если представить, что у ребёнка появилась игрушка из мультфильма «Angry Birds в кино», то, вероятнее всего, его игра свелась бы к формальному манипулированию, так как по сюжету птиц можно только бросать, а для свиней вообще не предусмотрены какие-либо содержательные игровые действия. Е.О.Смирнова и М.В.Соколова полагают, что «показателем когнитивного аспекта мультфильма является возможность включенности личного опыта в содержание фильма, соответствие его тематики особенностям жизнедеятельности ребёнка. Ребёнок должен видеть и узнавать в содержании фильма что-то своё, субъективное. Именно возможность включения себя, своего опыта в
содержание фильма определяет его понимание» [14, с. 6]. Однако, содержание анализируемого мультфильма никак не связано с жизнедеятельностью ребёнка, а проблемы взаимоотношений птиц и свиней не отражают его личных проблем, и, соответственно, он не имеет возможности адекватно включиться в сюжет.
Анализ отзывов зрителей на сайте Irecommend.ru [20], свидетельствует о том, что взрослые в большинстве своем рекомендуют мультфильм «Angry Birds в кино» к просмотру как взрослыми, так и детьми. Они уверены, что это добрый мультфильм, который научит детей хорошему, а присутствующий в фильме пошлый юмор «не даёт взрослым заскучать». На наш взгляд, подобные отклики указывают, что родители при просмотре мультфильма ориентируются преимущественно на собственные запросы, они не умеют, а многие из них, видимо, и не стремятся анализировать содержание мультфильма, и, соответственно, не знают, насколько полезен или вреден тот или иной мультфильм для просмотра детьми.
Довольно информативна и система отечественной кинокритики, свидетельствующая, что все рецензии, опубликованные на этот мультфильм официальной прессой, оказались положительными. Например, Екатерина Сосновская, репортер печатного издания «Российская газета» пишет: «Простой сюжет преподаёт маленьким зрителям очень правильный урок - злиться можно и нужно, когда речь идет о защите собственных границ. Кроме того, авторы демонстрируют, что здоровый нонконформизм и искренность правильнее напускного дружелюбия. Способность думать головой и готовность всегда прийти на помощь ближнему намного важнее. Этих простых умений не хватает очень многим взрослым. Жаль, их анимированными птицами не проймешь». С социально-психологических позиций внешне все обозначено верно - и необходимость самозащиты персональных границ личности, и ценность здорового
нонконформизма, и недопустимость коммуникативных манипуляций, и важность мыслительной деятельности. Однако, журналист почему-то забывает упомянуть, что не все способы защиты личных границ законодательно приветствуются и социально допустимы, а так же конкретизизировать, где в фильме ею обнаружен здоровый нонконформизм, демонстрируемый персонажами, и какой еще орган человека, кроме головы, способен «думать».
По мнению Геннадия Устияна, кинообозревателя «РБК», «фильм хочет научить ваших детей простой мудрости: иногда рассердиться и поорать - лучший выход из ситуации. Ребёнок вам потом припомнит это дома». Правда, из его мнения не очень понятно, что и кому будет припоминать ребенок, да и мудрость, которую он предлагает усвоить - не проста, а чрезвычайно примитивна. И, конечно же, фильм «хотеть» ничего не может по определению, а обозначенное кинообозревателем желание, вероятно, принадлежит либо самому критику, либо он предполагает его («хотение») наличие у создателей мультфильма.
Антон Долин, кинообозреватель «Вести FM» уверен, что «играют в Angry Birds взрослые и дети, а потому в фильме хватает совершенно непристойных шуток и референций для старшего поколения - если вам не скучно играть в игру, то и мультик, наверное, понравится. Однако главная целевая аудитория, естественно, все-таки младший школьный возраст. Сюжет-то простенький - схватка птичек и свинок» [9]. Удивительно, что специалисты от телевещания и средств массовой информации, которым в период их профессиональной подготовки читались основы психологии и педагогики, оказались не способны вычленить психолого-педагогическую составляющую рассматриваемого анимационного продукта. Судить не нам, но, видимо, их «объективный» взгляд на сущность и смысловой контекст мультфильма обусловлен не столько профессиональным подходом к определению его воздействия на юного зрителя,
сколько иными, более прагматическими и меркантильным целями.
Можно было бы и далее продолжать разбор данного мультфильма, обозначая то множество негативных мелочей, которых в фильме огромное количество, но, думаем, что главный смысл и так понятен - соотношение достоинств и недостатков однозначно не в пользу последнего. И абсолютно недетские фразы, и некультурная лексика, и сцены жестокого обращения, и демонстрируемое персонажами вульгарное поведение - это совсем не то, что может быть рекомендовано для просмотра детям в возрасте 6-ти лет. На наш взгляд, такой мультфильм пропагандирует пошлость и развращает молодое поколение.
В целом, исходя из законодательно правовых [17] и психолого-педагогических требований [5; 7; 14; 15] мультфильм «Angry Birds в кино» разрушительно действует на психику детей, так как имеет следующие признаки:
• эстетическая нецелесообразность используемой анимационной графики;
• изобилие сцен насилия и агрессии;
• в сюжете демонстрируется опасное, в случае попытки его повторения в реальной жизни, для здоровья и жизни поведение;
• наличие не осуждаемых по сюжету моментов приёма героями одурманивающих веществ (алкоголь, наркотики, табак);
• персонажам присуще поведение, нестандартное для их пола: мужские персонажи ведут себя по-женски, женские -по-мужски;
• присутствие мотивов эротизированного поведения, а также сексуального подтекста в содержании многих эпизодов;
• в сюжете присутствуют сцены неуважительного поведения по отношению к людям, животным и растениям, глумления над старостью, немощностью, слабостью,
физическими недостатками, социальным и материальным неравенством.
Стоит ли тогда родителям удивляться негативным поведенческим проявлениям, которые начинают демонстрировать их дети, когда они сами приветствуют просмотр мультфильмов, подобных проанализированному. Главный вред как раз и заключается в безобидных, на первый взгляд, мультфильмах, которые массово выпускают производители, заботящиеся только о получении прибыли.
И последнее - неужели вопрос о том, кто несёт ответственность за разрешение демонстрации подобной анимационной продукции на российском телевидении без соответствующей цензуры, а так же за неполноценный контроль допуска её для просмотра детскому населению, так и останется риторическим.
Список литературы
1. Белобрыкина О.А. Феноменология депривационного развития личности в детском возрасте // Философия образования XXI века. 2002. № 4. С. 162-168.
2. Белобрыкина О.А. Аудиовизуальное детство: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: Сборник докладов межрегиональной научно-практической конференции. В 2-х ч. Новосибирск: НГИ, 2003. Ч 1. С. 58-64.
3. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психодиагностику. Киев: Ника-Центр, 1997. 128 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2003. 1136 с.
5. Детство под угрозой: вредные мультфильмы / гл. ред. Д.Раевский. М.: Проект «Научи хорошему», 2015. 76 с.
6. Джон Витти // КиноПоиск. URL: https://www.kinopoisk.ru/name/542598/ (дата обращения 17.11.2016).
7. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды - как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2008. 407 с.
8. Кошенова М.И. Информационная культура как новая матрица онтогенетического развития // Психологическое здоровье как условие самореализации личности: материалы научно-практической конференции (28-29 ноября 2007 г.) / под ред. М.И.Кошеновой, В.М.Физикова; отв. за вып. Я.В. Клинг. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. C.143-152.
9. Критика Angry Birds в кино // КиноПоиск. - URL: https://www.kinopoisk.ru/film/609618/press/ (дата обращения 19.11.2016).
10. Куда ведет кризис культуры? Опыт междисциплинарных диалогов / под общ. ред. И.М.Клямкина. М.: Новое издательство, 2011. 538 с.
11. Лидин К.Л. Психологические механизмы воздействия образа на эмоциональную сферу личности. Иркутск: ИрГУ, 2004. 112 с.
12. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1985. 272 с.
13. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009. 304 с.
14. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Психолого-педагогическая экспертиза мультфильмов для детей и подростков // Культурно-историческая психология. 2014. Т.10. № 4. С. 4-11.
15. Смирнова Е.О. Мультфильмы для дошкольников -как правильно выбирать // Центр игры и игрушки. URL: http://www.psytoys.ru/articles/multfilmy-dlya-doshkolnikov-kak-pravilno-vybirat-0 (Дата обращения 12.07.2016).
16. Теория и практика психологической службы в образовании: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений 2-е изд., доп. / автор-сост.: О.А. Белобрыкина. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. 508 с.
17. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения 17.11.2016).
18. Чухрова М.Г., Белобрыкина О.А., Радованович М. Профилактика психосоматических нарушений эмоционального генеза в дошкольном возрасте: влияние телевидения // Zbornik radova: Medunarodna konferencija «Uticaj porodice na formiranje kreativne licnosti», Novi Sad, 2526, septembar 2015; [urednisi MirjanaMilankov, Julijan Tamas]. Novi Sad : Filozofski fakultet, 2015 (Novi Sad : Sajnos). Ss. 127131.
19. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ИЦ «Академия», 2007. 384 с.
20. Angry Birds в кино - отзывы // Irecommend.ru. URL: https://irecommend.ru/content/angry-birds-v-kino (дата обращения 18.11.2016).
21. Rovio. - URL: http://www.rovio.com/games (дата обращения 18.11.2016).
22. Scott Roxborough, Rovio Names Directors for 'Angry Birds' Movie // The Hollywood reporter. URL: http://www.hollywoodreporter.com/news/rovio-names-directors-angry-birds-646715 (дата обращения 17.11.2016).
References
1. Belobrykina O.A. Fenomenologija deprivacionnogo razvitija lichnosti v detskom vozraste // Filosofija obrazovanija HHI veka. 2002. № 4. S. 162-168.
2. Belobrykina O.A. Audiovizual'noe detstvo: problemy i perspektivy // Aktual'nye problemy special'noj psihologii v obrazovanii: Sbornik dokladov mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2-h ch. Novosibirsk: NGI, 2003. Ch 1. S. 58-64.
3. Burlachuk L.F. Vvedenie v proektivnuju psihodiagnostiku. Kiev: Nika-Centr, 1997. 128 s.
4. Vygotskij L.S. Psihologija razvitija cheloveka. M.: Smysl, 2003. 1136 s.
5. Detstvo pod ugrozoj: vrednye mul'tfil'my / gl. red. D.Raevskij. M.: Proekt «Nauchi horoshemu», 2015. 76 s.
6. Dzhon Vitti // KinoPoisk. URL: https://www.kinopoisk.ru/name/542598/ (data obrashhenija 17.11.2016).
7. Zelinskij S.A. Informacionno-psihologicheskoe vozdejstvie na massovoe soznanie. Sredstva massovoj kommunikacii, informacii i propagandy - kak provodnik manipuljativnyh metodik vozdejstvija na podsoznanie i modelirovanija postupkov individa i mass. SPb.: ITD «SKIFUa», 2008. 407 s.
8. Koshenova M.I. Informacionnaja kul'tura kak novaja matrica ontogeneticheskogo razvitija // Psihologicheskoe zdorov'e kak uslovie samorealizacii lichnosti: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii (28-29 nojabrja 2007 g.) / pod red. M.I.Koshenovoj, V.M.Fizikova; otv. za vyp. Ja.V. Kling. Omsk: Izd-vo OmGPU, 2008. C.143-152.
9. Kritika Angry Birds v kino // KinoPoisk. - URL: https://www.kinopoisk.ru/film/609618/press/ (data obrashhenija 19.11.2016).
10. Kuda vedet krizis kul'tury? Opyt mezhdisciplinarnyh dialogov / pod obshh. red. I.M.Kljamkina. M.: Novoe izdatel'stvo, 2011. 538 s.
11. Lidin K.L. Psihologicheskie mehanizmy vozdejstvija obraza na jemocional'nuju sferu lichnosti. Irkutsk: IrGU, 2004. 112 s.
12. Muhina V.S. Detskaja psihologija: Ucheb. dlja studentov ped. in-tov / pod red. L. A. Vengera. M.: Prosveshhenie, 1985. 272 s.
13. Smirnova E.O. Detskaja psihologija: Uchebnik dlja vuzov. SPb.: Piter, 2009. 304 s.
14. Smirnova E.O., Sokolova M.V. Psihologo-pedagogicheskaja jekspertiza mul'tfil'mov dlja detej i podrostkov // Kul'turno-istoricheskaja psihologija. 2014. T.10. № 4. S. 4-11.
15. Smirnova E.O. Mul'tfil'my dlja doshkol'nikov - kak pravil'no vybirat' // Centr igry i igrushki. URL: http://www.psytoys.ru/articles/multfilmy-dlya-doshkolnikov-kak-pravilno-vybirat-0 (Data obrashhenija 12.07.2016).
16. Teorija i praktika psihologicheskoj sluzhby v obrazovanii: ucheb. Posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij 2e izd., dop. / avtor-sost.: O.A. Belobrykina. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2005. 508 s.
17. Federal'nyj zakon «O zashhite detej ot informacii, prichinjajushhej vred ih zdorov'ju i razvitiju» ot 29.12.2010 № 436-FZ (dejstvujushhaja redakcija, 2016) // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tant-Pljus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (data obrashhenija 17.11.2016).
18. Chuhrova M.G., Belobrykina O.A., Radovanovich M. Profilaktika psihosomaticheskih narushenij jemocional'nogo geneza v doshkol'nom vozraste: vlijanie televidenija // Zbornik radova: Medunarodna konferencija «Uticaj porodice na formiranje kreativne licnosti», Novi Sad, 25-26, septembar 2015; [urednisi MirjanaMilankov, Julijan Tamas]. Novi Sad : Filozofski fakultet, 2015 (Novi Sad : Sajnos). Ss. 127-131.
19. Jel'konin D.B. Detskaja psihologija: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: IC «Akademija», 2007. 384 s.
20. Angry Birds v kino - otzyvy // Irecommend.ru. URL: https://irecommend.ru/content/angry-birds-v-kino (data obrashhenija 18.11.2016).
21. Rovio. - URL: http://www.rovio.com/games (data obrashhenija 18.11.2016).
22. Scott Roxborough, Rovio Names Directors for 'Angry Birds' Movie // The Hollywood reporter. URL: http://www.hollywoodreporter.com/news/rovio-names-directors-angry-birds-646715 (data obrashhenija 17.11.2016).