Психологические науки
УДК 159.99
АНИМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ - ЭТАЛОНЫ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ ИЛИ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ИНВАЛИДНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ? (НА ПРИМЕРЕ МУЛЬТСЕРИАЛА «БАРБОСКИНЫ») А.К. Степаненко Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация. Статья посвящена проблеме влияния современной анимационной продукции на развитие подрастающего поколения. Представлены результаты анализа мультсериала «Барбоскины». Показано неблагоприятное воздействие его содержания на психологическое здоровье и развитие личности ребенка.
Ключевые слова: анимационная продукция, развитие, возрастная психология, психологическое здоровье.
ANIMATION MEANS OF MASS CULTURE -STANDARDS FOR IMITATION OR MEANS OF FORMATION OF MORAL DISABILITY OF YOUNGER GENERATION? (CASE OF CARTOON SERIAL «BARBOSKINY») A.K. Stepanenko Novosibirsk State Pedagogical University
Abstract. Article is devoted to a problem of influence of modern animation production on development of younger generation. Results of the analysis of a cartoon serial of "Barboskina" are presented. The adverse effect of
its contents on psychological health and development of the identity of the child is shown.
Keywords: animation production, development, age psychology, psychological health.
«Барбоскины» - это российский анимационный сериал от студии «Мельница», с возрастной границей от 0+. Обозначенная маркировка свидетельствует, что согласно Приказу Роскультуры от 15.03.2005 № 112 «Об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, положения и состава экспертного совета по возрастной классификации аудиовизуальных произведений» [21], фильм разрешен для показа в любой зрительской аудитории, начиная с момента рождения.
Мультсериал начал свою трансляцию с 2011 года. На сегодняшний день сериал включает в себя 12 сезонов из 165 серий (длительностью, в среднем, по 5 минут 45 секунд). Режиссеры сериала - Е. Салабай и Е. Галдобина, продюсеры - А. Боярский, С. Сельянов, А. Златопольский; художники-постановщики - Л. Стеблянко (1-100 серии), А. Барсукова (91-130 серии), М. Макарова (со 131 серии), сценаристы - К. Феоктистов, С. Саченко, Т. Горбушина, Ф. Дмитриев, Д. Шмидт, А. Шоха, Е. Суровский; композитор - М. Чертищев.
Данный мультсериал рассказывает о жизни многодетной семьи собак, прообразом которой является человеческая семья (главные герои ходят на двух ногах, живут в квартире, носят одежду, ходят в школу или на работу, имеют все, что есть у современного человека). Семья Барбоскиных состоит из двух родителей (мамы - озвучивает И. Горячева и папы -озвучивает О. Куликович), дедушки (отец папы - озвучивает В. Бочаров) и пятерых щенят - двух девочек и трех мальчиков: Лиза (озвучивает Е. Гороховская), Роза (озвучивает М. Цветкова), Дружок (озвучивает Е. Шульман), Гена (озвучивает М. Черняк), Малыш (озвучивает К. Бржезовская). В отдельных сериях присутствуют
второстепенные герои, один из которых сосед Барбоскиных -Тимоха (озвучивает М. Сергеев), являющийся приятелем Дружка и Розы, в которую он влюблен, но ухаживает за ней очень стеснительно.
Жанр мультсериала, заявленный создателями, -комедия. Мультсериалу посвящен персональный сайт5, на котором можно посмотреть или скачать для просмотра отдельные серии, найти игры с главными героями, отследить новости сериала, а также приобрести продукцию, связанную с мультфильмом (диски, одежда, средства гигиены, игровые материалы - мозаики, пазлы, картины, формы для выжигания, а также канцелярские товары - пластилин, карандаши и др.). На сайте расположены комиксы, игры (которые можно скачать на любой электронный носитель -компьютер, ноутбук, планшет или телефон) и многое другое. По сути, можно утверждать, что создатели мультфильма сделали из него настоящий бренд.
Данный мультсериал широко транслируется по российскому телевидению, в частности, на таких каналах как «Карусель», «МУЛЬТ», «Культура», «СТС-Мир», «Пятница» и др. По частоте встречаемости в телевизионной программе лидирующее место среди телеканалов занимает канал «МУЛЬТ» (4-6 раз в день) - это кабельный и спутниковый государственный телеканал, входящий в состав Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК)6, начавший свое вещание с 1 июня 2014 года. В настоящее время телеканал «МУЛЬТ» пользуется большой популярностью у телезрителей, является круглосуточным и действует под слоганом «Только добрые мультики!».
5 Анимационный сериал «Барбоскины» [Электронный ресурс: сайт]. - URL: http://barboskiny.ru/
6 Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания [Электронный ресурс: официальный сайт]. - URL: http://vgtrk.com/#page/183
На официальном сайте телеканала «МУЛЬТ»7 можно прочесть аннотацию к мультфильму, с помощью которой познакомиться с характерами героев сериала: «...Современный папа Барбоскин все время проводит в компании ноутбука, мама мечтает о сцене, а их дети заняты решением собственных проблем. У всех Барбоскиных-младших свой, неповторимый характер. Малышка Лиза хочет быть похожей на Жанну Киску, красавица Роза обожает модные наряды, Дружок мечтает о карьере футболиста, Малыш пользуется любовью всей семьи, а Ботаник (он же Гена), намеревается в ближайшем будущем стать нобелевским лауреатом по физике. ».
Исходя из представленного описания, складывается впечатление, что родители совершенно не занимаются воспитанием собственных детей, так как все время заняты на работе. Дети, в свою очередь, занимаются собственными делами, зачастую не очень полезными, а иногда даже опасными для здоровья. Все они мечтают о чем-то своем, при этом не всегда готовы встать на позицию другого члена семьи, проявляя равнодушие и эгоизм.
В процессе подготовки экспертного заключения было проведено исследование направленности и содержания художественных средств в 30 сериях анимационного сериала «Барбоскины», выбранных на случайной основе.
Каждая серия мультфильма является относительно самостоятельной и не связанной с другими сюжетными линиями сериала. События на протяжении всего мультсериала разворачиваются в городской квартире Барбоскиных и других помещениях, расположенных в многоэтажном доме, во дворе дома и расположенной в нем детской площадки. Смысловая направленность серий состоит в том, что дети, лишенные родительского внимания, попадают в различные ситуации и пытаются самостоятельно,
1 Телеканал «МУЛЬТ» [Электронный ресурс: официальный сайт]. - URL: http://mult.tlum.ru/
исходя из своего персонального опыта, решить возникающие проблемы (совместно или в одиночку).
При ознакомлении со стартовой серией 1 сезона («Пчелка») сразу же возник вопрос: почему в одной семье дети мало похожи друг на друга и более того, не похожи на своих родителей? Мультфильм представляет вниманию зрителя семью, в которой собаки (родители и дети) принадлежат к разным породам. Если рассматривать главных героев с точки зрения уподобления человеку, то, непохожесть детей на родителей проявляется, в частности, в том, что мама - брюнетка, тогда как одна из ее дочерей имеет ярко-рыжий цвет волос, а вторая явная блондинка. Также с первого взгляда трудно понять, собака ли это, так как мама и ее дочери очень похожи на людей, однако это не мешает утверждать, что члены семьи - разных пород, они имеют разное телосложение, черты лица и др. Можно предположить, что создатели мультфильма использовали этот прием, чтобы, во-первых, сформировать у детей представление о многообразии пород собак, во-вторых, на примере собачей семьи показать детям индивидуальное своеобразие каждого человека, каждого члена семьи. Эта идея хороша, но до тех пор, пока ребенок смотрит мультфильм без специфических комментариев отдельных взрослых (родителей, прародителей, старших сиблингов) о реальных причинах появления у матери-собаки щенят разных пород (если о породистости можно вообще говорить в данном конкретном случае). Соответственно, если ребенок смотрит мультфильм не в одиночестве, то окружающим следует следить за своими высказываниями и воздерживаться от обсуждения увиденного, исходя из особенностей сексуального поведения человека и животных. В противном случае смысловая доминанта у ребенка может сфокусироваться не на представлениях о индивидуальности и ее значимости в формировании самобытности человека, а на его сексуально-инстинктивной природе.
Замечено, что герои мультсериала практически не меняют одежду - и дома, и на улице ходят в одном и том же, за исключением отдельных серий, где переодевание персонажей определено поворотом сюжетной линии. Например, в 15 серии 1 сезона «Кто красивее?», сестры Лиза и Роза затеяли спор, желая выяснить, кто же их них красивее. В качестве аргументации собственной неотразимости сестры используют косметику, украшения и новые наряды. После «опустошения» гардероба, было очевидно, что наряды у сестер разнообразны, однако из серии в серию их одежда остается неизменной. Это относится и к другим членам семьи. Можно предположить, что каждый вечер мама занимается стиркой, все-таки в семье пятеро детей, или те имеют несколько одинаковых комплектов одежды, что маловероятно.
Создается такое впечатление, что художники, работавшие над созданием мультсериала, специально делают для главных героев скромный гардероб, акцентируя внимание на нарядах, которые четко отражают суть персонажа и предпочитаемой им деятельности. Благодаря этому в детском сознании возникает прочная и надежная ассоциация между характером героя и его внешнем образом. Например, Роза -модная девочка, предпочитающая розовый цвет. Исходя из представлений современной психологии, цвет оказывает определенное влияние на психику человека. Выявлено, во-первых, что розовый цвет вызывает чувство нежности; во-вторых, что «девочкам больше нравится розовый и его оттенки» [20, с. 13]. С этих позиций, выбор Розы не противоречит гендерным и возрастным предпочтениям цвета. Кроме того, по данным Института цветопсихологии, между цветом и психологическими характеристиками человека имеются тесные связи. В частности, преобладающим психологическим состоянием субъекта, отдающего предпочтение розовому, красному, пурпурному и бирюзовому цветам, является «пребывание в мире сказок,
воображаемых образов» [цит. по 20, с.13], что так же свойственно подростковому возрасту, к которому относится героиня. Вероятно, при конструировании образа Розы создатели мультсериала с помощью цвета пытались отразить ее возраст и характер.
Или другой пример - Гена: очки, вязаный шарф и жилетка с геометрическим орнаментом. Причем одежда и аксессуары мультперсонажа заданы в различных оттенках зеленого цвета. По К.Л.Лидину, зеленый цвет, образуемый слиянием синего и желтого, с психологических позиций имеет двоякую трактовку. Во-первых, он свидетельствует о безграничной энергии, а, во-вторых, о всепоглощающем спокойствии. Для каждого человека зеленый цвет на подсознательном уровне, означает рост, развитие и гармонию в природе [17]. У большинства народов мира зеленый цвет -это символ природы, самой жизни. Люди, предпочитающие его, опасаются чужого влияния, стремятся к самоутверждению. Зеленый цвет отражает степень волевого напряжения, а, соответственно, лица, стремящиеся к уверенности, отдают ему предпочтение. По сути, многими из обозначенных характеристик создатели снабдили образ Гены, увлеченного наукой.
Порядок рождения детей в семье Барбоскиных представлен во 2-й серии 2-го сезона («Шнурок»), когда, по словам Лизы, «древнее умение (завязывание шнурков) передавалось из поколения в поколение». После этих слов она показывает Малышу фотографии из семейного архива, которые четко отражают порядок рождения братьев и сестер. После просмотра нескольких серий можно обобщить характеристики, свойственные главным героям:
Роза: старший ребенок в семье. Приблизительный возраст - 14-16 лет. Представляет собой карикатурную девушку-подростка. Самолюбивая гламурная блондинка, зацикленная на своей внешности. Считает себя красавицей, что подтверждают окружающие. Носит два хвостика,
заколотые розовыми заколками, всегда одета в броский и яркий наряд, чаще всего, розового цвета. Носит короткую юбку в клеточку и кеды. Любит украшения и косметику (на веках заметен розовый оттенок теней). Умеет танцевать, но не умеет петь. Любит во всем быть первой, но целенаправленно ничего для этого не делает. У нее особый «ванильный» взгляд на мир, который она сформировала у себя с помощью обожаемых ею фильмов про любовь.
На наш взгляд, психологический смысл, задаваемый образом данного персонажа, состоит в непроизвольном формировании у подрастающего поколения искаженной гендерной идентичности, сводимой к тому, что в подростковом возрасте самое главное - это много косметики для достижения внешней привлекательности и популярности у противоположного пола. «Девушка всегда должна быть красивой, чтобы встретить свою судьбу в полном вооружении.» - уверенно заявляет Роза в 15 серии 1-го сезона («Кто красивее?»), что, собственно, подтверждает наше предположение.
Дружок: примерный возраст 13-14 лет. Весёлый щенок, которого интересует только спорт и компьютерные игры. Любит розыгрыши, но не любит учиться. Двоечник и лоботряс. Мечтает стать футболистом как Мухтар Аршафкин, который является для него кумиром. Образ этого героя, по нашему мнению, может способствовать формированию у детей предпосылок фанатизма, ведь данный персонаж ни о чем, кроме футбола, не думает и не мечтает. К тому же он имеет кумира, на которого так яростно старается быть похожим. Примечательно, что Дружку совсем не свойственна ответственность и честность, скорее, наоборот - лицемерие и склонность к косметической лжи. Он постоянно на словах пытается всем доказать, какой он смелый и сильный, тогда как на деле, является трусом и слабовольным щенком, хотя твердо уверен, что любую проблему можно решить при помощи силы. По сути, образ Дружка ориентирует ребенка-
зрителя к достижению своей мечты любыми способами, забывая обо всем, включая учебную деятельность. Быть эгоистом и не думать ни о ком другом, кроме себя - это смысловая доминанта образа персонажа, несущая негативную информацию для юных телезрителей.
Гена: возраст около 12-13 лет. Непритязателен к своему внешнему облику, никогда не снимает свой зеленый шарф. Явно одаренный ребенок с высоким уровнем интеллекта. На первый взгляд может показаться, что Гена учится в старших классах, так как он занимается изучением таких предметов, как биология, физика, химия (3 сезон 10 серия «Театр» - «Две пятерки по биологии, две - по химии»). Однако, по сюжету 2 серии 2 сезона («Шнурок») становится понятно, что он -третий ребенок в семье, а значит, по определению, не может быть старше Розы, которая является первым ребенком. Можно допустить, что он опережает школьную программу и учится примерно в 8-9 классе. Серьезный щенок, которого ничего не интересует кроме науки, постоянно сидит у себя в комнате, проводя опыты по химии, физике и биологии, часто создавая уникальные объекты, о которых даже не говорили настоящие ученые. Не любит, когда его отвлекают по мелочам. Дружок несколько раз пытался вытянуть его во двор или на спортплощадку, но Гена всегда находит более срочные дела в своей комнате, служащей ему и лабораторией. Может помочь всем в учёбе (этим часто пользуются), крайне редко отказывает близким в помощи, поэтому со всеми проблемами и неприятностями братья и сестры первым делом обращаются именно к Гене, как к самому образованному и рассудительному среди них.
Создатели мультфильма представляют юным зрителям одаренного и умного ребенка, который живет в «собственном мире» и которого ничто не интересует так страстно, как наука. К тому же Гена больше похож на «маленького» взрослого, о чем говорит его манера речи, стиль одежды и полноватое телосложение. При многих положительных
аспектах образа этого персонажа, контекстно в мультфильме задается совершенно иной смысл - если ребенок имеет высокоразвитые интеллектуальные способности, он автоматически превращается в скучного и наивного «ботаника», которого можно легко разыграть и обмануть. Благодаря такой ассоциации дети вряд ли захотят добиваться успехов в учебной и исследовательской деятельности, так как это может привести к насмешкам со стороны окружающих, включая сверстников.
Лиза: возраст около 9-11 лет. Самый колоритный и харизматичный персонаж среди всех героев мультсериала. Её отличает «синдромом отличницы», например, во 2-й серии 2-го сезона («Шнурок»), обучая Малыша завязывать шнурки, она проявляет хорошие организационно-лидерские и педагогические способности. Как и старшая сестра Роза, она стремиться во всем быть первой, но, в отличие от нее, прилагает к этому все усилия. Ответственная, храбрая, любит все контролировать и выводить на «чистую воду» остальных Барбоскиных. Лиза постоянно участвует в конкурсах и даже возвращается с победами. Будущие профессии девочка предпочитает из числа эффектных - балерина, музыкант, доктор, актриса, психолог, даже хотела стать тореадором. Больше всего мечтает стать певицей, как её кумир Жанна Киска, но поёт ужасно (что подтверждается и мнением окружающих). Во всем любит порядок и обожает сладости. Обладает живописной внешностью за счет преобладания в одежде красных и оранжевых цветов и рыжих от природы волос. Сильно картавит, не выговаривает букву «р», часто ябедничает.
По сути, Лиза представляется довольно ярким персонажем. Положительным моментом является то, что она пробует себя в различных видах деятельности, занимается саморазвитием и творчеством, что в норме выступает одной из психологических характеристик подросткового возраста. На творческую ориентацию Лизы указывают и
предпочитаемые ею цвета. По К.Л. Лидину, красный и оранжевый цвета указывают на свойственную субъекту внешнюю (телесную) и внутреннюю (интеллект, самопознание) активность [17], что не противоречит заданному создателями мультфильма характеру героини. Кроме того, Лиза довольно мужественная девочка, несмотря на свою яркую внешность, демонстрирующую сугубо женские предпочтения. Учитывая, что в подростковом возрасте формирование гендерной идентификации выводит ребенка на новый уровень психологического развития (А.А. Люблинская [18], И.С. Кон [15], Н.Л. Белопольская [22], В.Е. Каган [14], О.А. Белобрыкина [1; 4]), образ Лизы, из-за преобладания в поведении мульт-героини мужских стратегии поведения, на наш взгляд, может неблагоприятно повлиять на формирование гендерной идентичности и способствовать ее нарушению у девочек-зрителей. Также отметим, что у Лизы (как и у других персонажей мультсериала) есть свой кумир -Жанна Киска, имя которой часто фигурирует в сериях, и на которую она истово стремится быть похожей. Это, с одной стороны, не противоречит специфике возраста о значимости авторитетной личности в социальном развитии подростка, тогда как, с другой, предельная фетишизация является предпосылкой фанатизма [3].
Согласно А.А. Люблинской, «развитие речи выражается, прежде всего, в том, что совершенствуется понимание речи ребенком.. Сказки, рассказы, стихи занимают все большее место в жизни детей дошкольного возраста. Дети смотрят мультфильмы и слушают речь главных героев. Речь сопровождает все виды их деятельности: наблюдение и рисование, музыкальные занятия и счет, труд и игры» [18, с. 289]. Учитывая, что мультфильм рекомендован от 0+, ребенок может смотреть его в любом возрасте, в том числе и в раннем детстве - периоде формирования речи. Как утверждает Е.О. Смирнова, «на третьем году жизни ребенок в основном усваивает человеческий язык и начинает общаться
с помощью речи» [23, с. 152]. В этом контексте, Лиза, благодаря своим внешним ярким качествам и сильному характеру, вызывает у ребенка положительные эмоции, однако вместе с этим существует и вероятность того, что он (ребенок-зритель) может (на основе детской подражательности) перенять и манеру речи [30] героини, т.е. картавость. Возникает вопрос: чем руководствовались создатели мультфильма для детей, у которых только формируется речевой аппарат, добавляя персонажа который не выговаривает букву «р»?
Обращает на себя внимание и то, что Лиза часто ябедничает. Из-за постоянного отсутствия родителей и их редкого появления в кадре, каждый из детей старается обратить на себя внимание самыми различными способами, и Лиза - не исключение. Причем, по смыслу сюжета, ябедничество свидетельствует не о повышенном чувстве справедливости и ответственности ребенка за младших. Это -и не жалобы, и не заявления, на значимость которых в овладении дошкольником (возраст, к которому обозначенную героиню отнести довольно затруднительно) социальными нормами взаимодействия обращала внимание В.А. Горбачева, указывая, что «ребенок своим заявлением как бы проверяет действенность, важность правила и ждет от воспитателя подтверждения его обязательности» [цит. по 18, с.131]. Лиза старается во всем быть первой, причем так демонстративно, чтобы это видели родители. По мультфильму Лиза является младшим школьником (точнее, находится на переходном этапе - от младшего школьного к подростковому возрасту), а это означает, что феномен ябедничества не является нормой для этого возраста, так как по Л.И.Божович, позиция ребенка «Я - самый-самый» и специфические формы освоения социальных норм значимы в период 5-5,5 лет [7].
Малыш - самый младший в семье и ни на кого не похожий щенок с большими ушами. Посещает детский сад (в 8 серии 7 сезона «Раз шпаргалка, два шпаргалка...» Лиза
упоминает, что Малыш мог забрать игрушку с собой в детский сад), хотя в большинстве серий находится дома. Судя по отношению к нему окружающих, он - дошкольник, однако точного возраста определить невозможно, так как в некоторых ситуациях старшие общаются с ним либо как с младенцем (например, в 4 сезоне 3 серии («Сама невинность») Малыша кормят с ложечки), либо как с ребенком раннего возраста (2 серия 2 сезона «Шнурки»), либо как с дошкольником (в 1 сезоне 10 серии «Спокойной ночи» - укладывают спать и читают сказки). Малыш очень любознательный ребенок - он интересуется занятиями братьев и сестёр, задает множество вопросов, что специфично психологии ребенка пятилетнего возраста [7; 18; 19; 23]. Ему не нравится, когда окружающие ссорятся, обожает сладкое и готов пошалить (обычно безнаказанно). Он очень наивный и простодушный ребенок, говорит все, что приходит ему в голову. Вместе с тем, Малыш развит не погодам, так как постоянно демонстрирует свою самостоятельность, на что указывает ситуация, представленная в 14 серии 3 сезона («Улыбка фортуны»), когда, видя, что родные ссорятся из-за выигрышного лотерейного билета, покинул дом и поменял один выигрышный на много новых. Причем, как ребенок дошкольного возраста смог незаметно покинуть квартиру, как он сумел совершить обмен? Почему ни у кого не возникло вопросов по поводу одиноко гуляющего ребенка - эти вопросы остаются без ответов. Также во многих сериях Малыш совершает логически продуманные действия и формулирует достаточно сложные умозаключения, типично не свойственные детям дошкольного возраста. Как утверждает А.А. Люблинская, «младшие дошкольники (3-4 года) не всегда используют действие, адекватное поставленной задаче. Дети сразу приступают к действенному решению задачи, делая порой беспорядочные, «шарящие» пробы» [18, с. 247]. Так, «решая задачу, младший дошкольник обычно предварительно не анализирует ее
условий и прямолинейно идет к решению» [18, с. 248]. Однако Малыш, например, отлично читает, складывает в уме трехзначные числа (1 сезон 8 серия «Игры разума»), хотя в 10 серии 1 сезона («Спокойной ночи»), он говорит, что умеет считать только до десяти, что указывает на противоречивость информации, представляемой в мультсериале.
Обратим внимание на то, что практически всем персонажам детского возраста в мультфильме, несмотря на ряд положительных характеристик, присущи довольно выраженные типажные черты, например, если отличница, то зазнайка; если веселый мальчишка, то хулиган и двоечник; если ребенок, имеющий высокие интеллектуальные способности (на сленге обывателя «умный» означает «ботаник»), то обязательно замкнутый и неуверенный в себе и т.д. Использование подобного приема, на наш взгляд, формирует у ребенка-зрителя достаточно устойчивые стереотипы социальной перцепции, которые могут оказать негативное влияние на межличностное взаимодействие с окружающими. Причем, наиболее социально-психологическую опасность такие стереотипы оказывают в подростковом возрасте, выполняя, чаще всего, реакционную функцию и деформируя общение, выступающее ведущим видом деятельности подростка [5; 16; 19].
На примере рассмотрения несколько серий, проанализируем их содержание.
12 серия 1 сезона - «Миротворец». В этой серии Лиза и Роза ссорятся, споря о том, кто из них будет носить шапку с желтым помпоном, а кто с красным. Малыш пытается их помирить и дарит Лизе торт от имени Розы, а Розе напиток от имени Лизы. Однако желание помирить сестер оборачивается неприятностью. Лиза случайно садиться на торт и вымазав платье, решает, что все подстроила Роза, а у той, в свою очередь, звонит телефон и, упав в напиток, замыкает. От этого сестры ссорятся еще больше. Тогда Малыш надеется, что его сестер спасет чрезвычайная ситуация и он устраивает
в квартире потоп. Завершение серии немаловажно: сестры помирились, а квартиру затопило, после чего сестры вновь начали ссориться, выясняя кто из них виноват в произошедшем.
На наш взгляд, ключевой смысл данного сюжета чрезвычайно важен, поскольку в дошкольном возрасте (как предполагаемой адресной группе мультсериала), когда закладываются основные механизмы поведения, как утверждает Е.О. Смирнова, особую роль в их формировании играет «образец и пример поведения» [23, с. 259]. Ребенок, при просмотре неосознанно перенимает ценности и модели поведения, а герои мультфильма выступают в этой ситуации яркими моделями для подражания. К тому же сюжет пропагандирует идею о том, что не стоит брать на себя ответственность в примирении близких людей, лучше не вмешиваться в их проблемы, а оставаться в стороне, иначе можно сделать только хуже. Да и ответственность за ситуацию, которая привела к неблаговидным результатам, и в которой были виноваты оба участника, судя по сюжету этой серии мультфильма, легче свалить на другого, чем взять на себя.
6 серия 1 сезона - «Перевоспитатели» демонстрирует похожую ситуацию. В данной серии Дружок получает очередную двойку, а его сестра Роза, вдохновившись сериалом, решает перевоспитать брата и весь день заставляет его учиться. С одной стороны, прекрасный пример для ребенка того, что нужно помогать своим близким и делать добрые дела. Однако, с другой стороны, завершение ситуации не приносит положительных эмоций и ожидаемого эффекта, так как Роза, увлекшись перевоспитанием Дружка, который, кстати, получил пятерку после стараний сестры, сама забывает о своем домашнем задании и получает двойку. Так, Е.О. Смирнова отмечает, что «дошкольный возраст - период интенсивного морально-нравственного развития ребенка. Именно в этот период складываются первичные этические
инстанции, которые во многом определяют личностные особенности человека и его отношение к окружающим людям. Становление внутренних этических инстанций происходит по нескольким линиям. Во-первых, это развитие морального сознания; во-вторых, становление моральной саморегуляции поведения; и, в-третьих, развитие нравственных чувств» [23, с. 270]. Исходя из сюжетной линии данной серии, можно сделать следующий вывод -«помощь ближнему принесет тебе только вред», а это, в свою очередь, окажет отрицательное влияние на формирование морально-нравственных качеств ребенка-зрителя
дошкольного возраста.
Содержание 9 серии 1 сезона («Развитие талантов») заключается в том, что Лиза учится петь, подражая своей любимой певице - Жанне Киски. Все ее братья и сестра мучаются от визга, затыкая уши, и пытаются придумать, как вернуть в дом тишину. Сначала они решают закормить свою сестру конфетами и шоколадками, чтобы она не могла петь. Когда этот вариант не срабатывает, они звонят Лизе по телефону и голосом Жанны Киски (с помощью чудо-устройства, сконструированного Геной) просят ее перестать петь, объясняя это необходимостью беречь свой молодой голос в период его формирования. Таким образом, они обманом решают поставленную задачу. При знакомстве с содержанием серии возникает закономерный вопрос - какой урок должен усвоить ребенок после ее просмотра: идею о том, что не нужно развивать таланты? Или, что решать проблемы нужно путем обмана?
4 серия 3 сезона («Вечные ценности») обращает внимание на себя уже своим названием, указывая на значимость моральных и нравственных качеств, таких универсальных ценностей как семья, доброта, любовь и т.п. Однако в контексте сюжета серии система ценностей позиционируется как нечто ироничное и сводимое к материальному благосостоянию, так как в этой серии Дружку
очень сильно захочется иметь новый сотовый телефон от известного производителя - Лайфон (в мультфильме это -аналог современного Айфона). Такое название серии подошло бы для взрослых, способных критически осмыслить увиденное, но явно не для дошкольников. Дети в этом возрасте ещё не способны самостоятельно сделать столь сложный логический вывод и понимают показанное на экране конкретно, в буквальном смысле. Как утверждает Л.С. Выготский, «сначала ребенок воспринимает предметы (дошкольный возраст), потом - действия (младший школьник), потом - отношения, т.е. связь вещей (старший школьник)» [9, с. 700].
Содержание серии сводится к следующему: подойдя с вопросом о приобретении Лайфона к отцу, Дружок получает отказ. В это время в комнату входит его сестра Лиза, а в руках у нее новый Лайфон, который она выиграла, победив в конкурсе талантов. Дружок идет на все, чтобы Лиза подарила ему свой новенький телефонный аппарат. Примечательно, что на протяжении всего мультфильма сиблинговые отношения показаны как чисто потребительские: «ты мне - я тебе», без взаимопомощи, сочувствия, взаимопонимания. Основные интересы детей - потребление (новый телефон, одежда, игрушки, сладости) и удовольствие. Заметим, что негативное влияние формирования мотивации потребления в период становления и развития личности на жизнедеятельность человека и общества неоднократно отмечали ведущие мировые ученые - Э. Фромм [28], Ж. Бодрийяр [6], Э. Тоффлер [25], М. Вебер [8], Г.Ф. Хоружий [29], В.И. Ильин [13] и многие другие. Однако, в анализируемой серии мультсериала звучит следующая фраза: «Только современные, модные, крутые и продвинутые дети достойны аплодисментов. Потому, что у них есть последняя модель Лайфона!.. А у тебя нет - неудачник!». Эта мысль -есть прямое нарушение Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, к тому же сразу по двум статьям. Так,
персонажи фильмов используют конкретные товары с целью их скрытой рекламы, что запрещается гл. 2, ст. 17 ФЗ «О рекламе» [27]. Более того, учитывая выше обозначенную цитату из серии «Вечные ценности», можно утверждать, что данный мультсериал нарушает ст. 6 (Защита несовершеннолетних в рекламе) закона «О рекламе». Об этом непосредственно свидетельствуют ряд пунктов обозначенного закона:
• п. 2 («побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар»);
• п. 3 («создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка»);
• п. 4 («создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками»);
• п. 5 («формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром»);
• п. 7 («преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен»);
• п. 8 («формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью») [27].
И все эти нарушения зафиксированы по одной серии («Вечные ценности») мультфильма.
Также следует отметить, что во многих сериях мультфильма «Барбоскины» присутствует множество слов-паразитов и ругательств, неблагоприятно влияющих на развитие речевой культуры ребенка. Так, например, довольно часто встречаются слова «чё», «ваще», «гвоздь мне в кеды»,
«ух ты - пух ты» и др., что нарушает требования гл. 1, ст. 5, ч. 3, п. 4 ФЗ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В рамках обозначенного закона отмечается, что к информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация, содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани [26].
Если провести параллель между реальной действительностью и миром, представленным в мультсериале, то соотношение и созвучие фамилий и имен героев мультфильма и звезд современного шоу-бизнесса, во-первых, очевиден, во-вторых, в большей мере ориентирован (и интересен), скорее, на взрослого зрителя, чем на детскую аудиторию - Жанна Киска (Жанна Фриске), Мухтар Аршафкин (Андрей Аршавин), Брэт Питтбуль (Брэт Питт) и др. Для детей дошкольного возраста обозначенные имена и фамилии - это совершенно бесполезная информация, если только перед создателями сериала не стояло специальной задачи - сформировать у детей предпосылки фанатизма и идолопоклонничества, что, по сути, является информационно-психологическим приемом манипуляции детским сознанием [12]. То же самое относится и к модным аксессуарам, и техническим новинкам (например, Айфон в собачьей интерпретации - Лайфон).
Довольно информативно, что, несмотря на то, что семья Барбоскиных с современных социально-нормативных позиций может быть отнесена к «многодетной», родители семейства появляются на экране крайне редко и со словами «Что здесь происходит?» в ситуациях, когда нужно кого-то наказать или что-то купить, тогда как в целом воспитанием детей они практически не занимаются. Достаточно противоречив и образ дедушки. Он - бывший моряк, живет где-то на чердаке дома и в некоторых сериях приходит навестить внуков, давая им советы, преимущественно по
приготовлению блюд из морских продуктов или из перечня «корабельного» меню.
В каждой серии дети постоянно находятся дома и лишь изредка посещают школу, хотя по возрасту все, кроме Малыша, должны учиться. Находясь дома одни, они практически все время что-то крушат, ломают, дерутся, ругаются и ссорятся. Поводом для ссор чаще всего являются их эгоизм и желание обхитрить кого-то из своих близких. В ход идут даже шантаж, угрозы и обман. Так, например, в 6 серии 1 сезона («Перевоспитатели»), Роза, желая бороться с «несовершенством мира», хочет начать с перевоспитания Дружка, который отказывает ей в этом, но она начинает шантажировать его тем, что покажет маме и папе вырванный из дневника лист с двойкой. Возникает вопрос: чему учит юных телезрителей и конкретный сюжет серии «Перевоспитатели», и в целом демонстрация в фильме неконструктивных способов межличностного взаимодействия явно манипулятивной направленности? Тому, что нужно достигать своей цели несмотря ни на то? Или тому, что при ее достижении все средства хороши, включая обман и шантаж? А ведь в мультсериале отношения строятся между членами одной семьи, что, по нашему мнению, способствует разрушению семейных ценностей.
Заметим, что в большинстве случаев в конце каждой серии проблемы решаются сами собой, без каких-либо нравственных усилий героев. Например, в 4 серии 6 сезона («Туфли») Роза собирается купить себе новые туфли. Узнав об этом, Лиза просит свою старшую сестру, чтобы после приобретения обновки, Роза дала ей их поносить. Однако у Лизы есть своя новая обувь, которая, с ее точки зрения, уже не такая привлекательная, как была раньше, поэтому избавившись от своих старых туфель, Лиза солгала, что потеряла их. Даже в конце серии она не признается, что виновата в сложившейся ситуации и последствия обмана остаются за кадром. Или, к примеру, 12 серия 1 сезона
(«Миротворец») заканчивается тем, что квартира оказалась затоплена, однако то, что происходит после этого, также остается за кадром. Последствия «разрушений» или действий героев просто не показывают!
Примечательно, что в большинстве серий мультсериала чаще всего демонстрируется либо неопределенный (несмотря на присущее ребенку конкретное мышление [9; 18; 23; 30]), либо негативный (при характерной для дошкольника эмоциональной сензитивности [1; 7; 10; 19]) финал. Опираясь на психологические закономерности мнемических функций, свидетельствующие, что лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце повествования, можно с высокой долей достоверности предположить, что финал серии зафиксируется в памяти ребенка более четко и надолго. Психологический смысл подобного завершения событий, задаваемых в мультсериале, нам видится в негативном влиянии на формирование у детей чувства ответственности за свои поступки. Ребенок, видя на экране безнаказанность совершаемых проступков, будет считать, что в реальной жизни все происходит по тому же принципу, а это значит, что если солгать или кого-то обидеть - все сойдет с рук [10]. Очень важно, чтобы ребенок, глядя на поступки главных героев, понимал, когда он поступает плохо и что необходимо исправить. При просмотре мультсериала «Барбоскины» у него такая возможность понимания сведена практически к нулю.
Как уже отмечалось, возрастное ограничение мультфильма 0+, тогда как целевую аудиторию составляют в основном дети дошкольного возраста. По мысли В.С. Мухиной, это «период (от 3 до 7 лет) овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками» [19, с. 163]. Автор особо отмечает, что «в этот период через отношения со взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с
людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п.» [19, с. 164]. А ведь именно за счет своей яркости и внешней привлекательности образов, сюжеты и поведенческие модели мультфильма глубоко укореняются в памяти дошкольников, и они непроизвольно начинают подражать персонажам. Однако родители, не обращающие внимания на сюжет, могут даже не понять причинно-следственных связей, приведших к возникновению у ребенка таких качеств как мелочность и потребительство, заносчивость и эгоизм, свойственных юным Барбоскиным, и демонстрируемых этими персонажами с экрана.
Важно обозначить и то, что по сюжету периодически демонстрируются поступки, действия героев, опасные для жизни (самого персонажа и его окружающих), и, в случае попытки их повторения в реальной жизни, могут нанести вред здоровью ребенка. Например, в 5 серии 1 сезона («Тест на прочность») Малыш (ребенок дошкольного возраста) находится один в ванной комнате, купается в ванне, полной воды, погружаясь в нее с головой. В этой же серии Гена случайно (не удержавшись за веревку, привязанную к люстре) падает на металлический сейф, который ломается под его весом. В 15 серии 3 сезона («По-взрослому») Малыш ходит на ходулях, хотя в реальной жизни неподготовленному человеку это будет очень сложно сделать, не говоря уже о дошкольнике.
Вместе с тем, нельзя не отметить и положительные моменты мультфильма. Так, в частности, во 2 сезоне 1 -й серии под названием «Во всем виноват зайка», со всеми Барбоскиными случились непредвиденные ситуации: у Розы пропала её любимая кофточка; Лизе кто-то разрисовал ее новые сапоги; Дружку кто-то нарисовал в дневнике, а Гене -испортили тетрадь. Соответственно, все задаются вопросом: кто же виноват? Барбоскины, конечно же, находят виновника беспорядков в их доме. Это - Малыш! Но он не сознается в
своих проделках и обвиняет во всем свою плюшевую игрушку - «Это все зайка!». Все решают проучить Малыша, но это оказывается не так уж и просто, так как Малыш постоянно находит оправдательные аргументы в свой адрес. Тогда Барбоскины решают поступить по-другому. С помощью Дружка игрушка-зайка «оживает» и стыдит» Малыша за конкретный проступок, а тот, в свою очередь, испытывает чувство вины и просит прощения за то, что сваливал свою вину на игрушку. В заключение серии он признается братьям и сестрам, что очередная проделка - это дело его рук. На наш взгляд, данная серия демонстрирует ребенку идею о том, что лгать не хорошо и необходимо нести ответственность за свои поступки. Можно полагать, что сюжет этой серии поможет актуализировать у ребенка предпосылки рефлексии, чрезвычайно значимые в развитии самосознания личности [1].
В фильме «Второй шанс» (5 сезон 13-я серия) мультсериала Роза собирается на пробы в съемке рекламного ролика о йогурте. Узнав об этом, ее сестра Лиза решает помочь Розе подготовиться к кастингу. Для этого Лиза начинает «ставить» своей сестре сценическую походку и исправлять ее сценическую речь. Дело остается за малым -победить в кастинге. Однако, на следующей день Роза приходит домой в слезах, сообщая, что ее не приняли. Желая разобраться в произошедшем, Лиза звонит на киностудию, доказывая, что ее сестра «настоящий талант», но в ответ слышит, что Роза проспала и опоздала на пробы, более того, от организаторов поступает предложение прослушать саму Лизу. Перед ней стоит не простой выбор: с одной стороны ей выпал шанс попробовать себя в роли актрисы, а, с другой, получается, что она разрушит мечту Розы. Лиза соглашается, однако сама не намерена воспользоваться этим предложением всерьез, так как дает второй шанс Розе, которая еще раз пойдет на пробы, но уже под сценическим псевдонимом «Лиза Барбоскина». Нам видится, что ключевая
идея этой серии - донести до ребенка мысль о том, что своим близким нужно помогать в любой ситуации, какой бы она не была. Если бы Лиза пошла на пробы вместо Розы - это был бы эгоистический и бесчестный поступок, тогда как помочь человеку, тем более близкому, достичь своей мечты - это уже проявление морально-нравственных качеств.
Так же стоит отметить, что начало каждой серии сопровождается веселой музыкой, повышающей настроение, что немаловажно для поддержания положительного эмоционального состояния ребенка. По окончании серии звучит песенка, которую может запомнить любой дошкольник, так как она состоит лишь из одной фразы, которая повторяется несколько раз - «Ты и я, ты и я - мы с тобой друзья!». Заметим, что существует полная версия этой песни, которая длиться более двух минут, однако ни в одной из серий она не исполняется в полной версии.
Обобщая, можно сформулировать ряд выводов:
1. В соответствие с гл. 2, ст. 7 ФЗ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» для детей, «не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображения или описания физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия)» [26, с. 50-51], мультсериал «Барбрскины» можно рассматривать как отрицательно влияющий на психологическое здоровье и развитие личности ребенка. На это, в частности, указывают следующие особенности:
• Главные герои мультсериала ведут себя агрессивно по отношению друг к другу, причем, косвенная агрессия по
сюжету демонстрируется под маской юмора. Кроме того, неадекватные поступки и ненормативное поведение персонажей либо остается безнаказанным, либо, вопреки здравой логике, ведет к улучшению их жизни: получению признания, популярности, богатства и т.д. Лишь в отдельных случаях персонаж самостоятельно раскаивается в содеянном, признавая свои ошибки.
• В мультфильме персонажам часто присуще поведение, не соответствующее их половой принадлежности: персонажи мужского пола ведут себя по-женски, женского -по-мужски. Например, в 6 серии 3 сезона («Сладкий закон») Лиза берет на себя роль «надсмотрщика» и «детектива» с целью проследить за тем, чтобы никто из ее близких не ел сладкого, так как отец семейства ввел для детей действие «Сладкого закона». Однако Лиза находит улики (конфеты), которые свидетельствуют о том, что закон был нарушен и ее задача - найти виновного, что она и делает довольно успешно. Иллюстрацией маскулинной стратегии, на которую ориентируются женские персонажи мультфильма, служит и 14 серия 5 сезона («Поединок»): Дружок утверждает, что все девочки слабые и их нужно защищать. Роза категорически с этим не согласна и собирается выиграть у него поединок армреслинга, для чего приступает к интенсивным тренировкам. Еще один пример нестандартной гендерной стратегии поведения представлен в 7 серии 4 сезона («Ни капельки не страшно»), когда Дружок пытается найти аргументированное оправдание своему страху: «.Я и не испугался вовсе, так просто покричать захотелось. Я вообще кричать любою.». Данный факт, на наш взгляд, может способствовать нарушению гендерной идентификации, формирование которой активизируется в дошкольном возрасте. Как отмечает О.А.Белобрыкина, «половая идентичность основывается на соматических признаках (образ тела), на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия или
несоответствия нормативному стереотипу поведения мужчин и женщин. Считается, что в норме к 5 годам у ребенка должен сформироваться позитивный образ собственного тела» [4, с. 116].
2. Принятая в Законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» маркировка «0+» на видеопродуктах является грубым нарушением возрастных норм, так как, во-первых, «просмотр любых экранных продуктов наносит вред психическому и физическому здоровью детей раннего дошкольного возраста» [11, с. 53], во-вторых, по мнению психологов, детям до 3-х лет вообще не рекомендуется смотреть на экран как таковой. Доказано, что раннее (до 3-х лет) приобщение и чрезмерное потребление видеопродукции приводит к серьёзным негативным последствиям: недоразвитию корковых отделов мозга, нарушениям общения, зависимости от экранной информации, гиперактивности, агрессивности, недоразвитию речи, и пр. [24].
3. В мультсериале культивируется праздный образ жизни, пропагандируется идеал «жизнь - вечный праздник», политика избегания трудностей и достижения целей легким путем, без труда или даже обманом (по принципу «цель оправдывает средства»). Очевидно, что толерантность взрослых к подобного качества анимационной продукции для детей ведет к «культурной инвалидности» [2] подрастающего поколения.
Список литературы
1. Белобрыкина О.А. Развитие самосознания в детском возрасте: Монография. Новосибирск: НГПУ, 2003. 215 с.
2. Белобрыкина О.А. Семантико-этимологический анализ понятия «толерантность» и его значение для психолого-педагогической практики // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных
исследований: сборник научных статей I Международной научно-практической конференции (1-2 декабря 2011 г.) /под научн. ред. М.В. Новикова, Н.В.Нижегородцевой. Ярославль: Изд-во ЯрГПУ им. К.Д.Ушинского, 2011. С. 40-42
3. Белобрыкина О.А., Григорьева Е.А. Возрастные дескрипторы фанатизма в подростковом возрасте //Наука и образование: материалы XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 110-летию ТГПУ (23-27 апреля 2012 г.): В 5 т. Т. III: Педагогика и психология. Ч. 2: Психология. Реклама. Связи с общественностью. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. С. 140-147.
4. Белобрыкина О.А., Горшечникова Г.А., Чухрова М.Г Профилактика психосоматических нарушений эмоционального генеза в дошкольном возрасте: превентивные возможности детской одежды // Наука и образование: материалы XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 110-летию ТГПУ (23-27 апреля 2012 г.): В 5 т. Т. III : Педагогика и психология. Ч. 2: Психология. Реклама. Связи с общественностью. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. С.114-123
5. Белобрыкина Е.А., Белобрыкина О.А. Специфика мотивации общения подростков с отклоняющимся поведением // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 2. С. 47-58.
6. Бодрийяр Ж. Общество потребления М.: Республика; Культурная революция, 2006. 365 с.
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 400 с.
8. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./ Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
9. Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
10. Гейдебрехт Н.А., Штайц Т.К., Белобрыкина О.А. Зачем читать детям сказки? Вопрос без ответа! (на материале
пособия Т.М.Грабенко) // Развитие человека в современном мире: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 14-16 апреля 2015 г.): в 2 ч. / под ред. Н. Я. Большуновой, О.А.Шамшиковой. Новосибирск: НГПУ, 2015. Ч. 2. С. 230259.
11. Детство под угрозой: вредные мультфильмы / гл. ред. Д.Раевский. Подготовлена проектом «Научи хорошему». 2015. 76 с.
12. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды - как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2008. 407 с.
13. Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005. Т. 14. № 2. С. 3-40.
14. Каган В.Е. Половая идентичность и развитие личности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. 1991. № 4. C. 25-33.
15. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 47-57.
16. Кошенова М.И. О проблеме профилактики социально-психологической дезадаптации современных старшеклассников // Психолого-педагогические проблемы в целостном образовательном процессе: сборник научных статей. Вып. 3 / под ред. Л.Н.Антилоговой, М.А.Ларионовой. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2011. С. 148-154.
17. Лидин К.Л. Психологические механизмы воздействия образа на эмоциональную сферу личности. Иркутск: ИрГУ, 2004. 112 с.
18. Люблинская А.А. Детская психология: учебное пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1971. 415 с.
19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: ИЦ «Академия», 1999. 456 с.
20. Организационно-методическое обеспечение деятельности психолога в образовательном учреждении / Автор-составитель: О.А.Белобрыкина. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО; Изд-во НГПУ, 2008. 256 с.
21. Приказ Роскультуры от 15.03.2005 № 112 (ред. от 01.07.2005) «Об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, положения и состава экспертного совета по возрастной классификации аудиовизуальных произведений» // Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111954/ (дата обращения 15.10.2016).
22. Самосознание проблемных подростков / под ред. Белопольской Н.Л., Ивановой С.Р., Свистуновой Е.В., Шафировой Е.М. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2007. 332 с.
23. Смирнова Е.О. Детская психология. СПб.: Питер, 2009. 304 с.
24. Смирнова Е.О. Мультфильмы для дошкольников -как правильно выбирать // Центр игры и игрушки. URL: http://www.psytoys.ru/articles/multfilmy-dlya-doshkolnikov-kak-pravilno-vybirat-0 (дата обращения: 17.10.2016).
25. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2008. 560 с.
26. Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г. (редакция 2016 г. с изменениями по № 139-ФЗ от 28.07.2012 (принят ГД ФС РФ 21.12.2010) (ред. от 14.10.2014 29.06.2015) // Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения: 07.10.2016).
27. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (принят ГД ФС РФ 22.02.2006) (ред. от 08.03.2015, с изм. от 03.07.2016) // Консультант-Плюс. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/ (дата обращения: 15.10.2016).
28. Фромм Э. Иметь или быть. М.: АСТ, АСТ МОСКВА, 2006. 571 с.
29. Хоружий Г.Ф. Человек: потребности, потребление, потребительство. Киев: Молодь, 1985. 160 с.
30. Чупров Л.Ф. Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии. М.: «Букстрим», «ООО Книжный перекресток», 2012. 180 с.
References
1. Belobrykina O.A. Razvitie samosoznanija v detskom vozraste: Monografija. Novosibirsk: NGPU, 2003. 215 s.
2. Belobrykina O.A. Semantiko-jetimologicheskij analiz ponjatija «tolerantnost'» i ego znachenie dlja psihologo-pedagogicheskoj praktiki // Tolerantnost' v sovremennom obshhestve: opyt mezhdisciplinarnyh issledovanij: sbornik nauchnyh statej I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (1-2 dekabrja 2011 g.) /pod nauchn. red. M.V. Novikova, N.V.Nizhegorodcevoj. Jaroslavl': Izd-vo JarGPU im. K.D.Ushinskogo, 2011. S. 40-42
3. Belobrykina O.A., Grigor'eva E.A. Vozrastnye deskriptory fanatizma v podrostkovom vozraste //Nauka i obrazovanie: materialy XVI Mezhdunarodnoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh, posvjashhennoj 110-letiju TGPU (23-27 aprelja 2012 g.): V 5 t. T. III: Pedagogika i psihologija. Ch. 2: Psihologija. Reklama. Svjazi s obshhestvennost'ju. Tomsk: Izd-vo TGPU, 2012. S. 140-147.
4. Belobrykina O.A., Gorshechnikova G.A., Chuhrova M.G Profilaktika psihosomaticheskih narushenij jemocional'nogo geneza v doshkol'nom vozraste: preventivnye vozmozhnosti detskoj odezhdy // Nauka i obrazovanie: materialy XVI Mezhdunarodnoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh, posvjashhennoj 110-letiju TGPU (23-27 aprelja 2012
g.): V 5 t. T. III : Pedagogika i psihologija. Ch. 2: Psihologija. Reklama. Svjazi s obshhestvennost'ju. Tomsk: Izd-vo TGPU, 2012. S.114-123
5. Belobrykina E.A., Belobrykina O.A. Specifika motivacii obshhenija podrostkov s otklonjajushhimsja povedeniem // Aktual'nye problemy psihologicheskogo znanija. 2014. № 2. S. 47-58.
6. Bodrijjar Zh. Obshhestvo potreblenija M.: Respublika; Kul'turnaja revoljucija, 2006. 365 s.
7. Bozhovich L.I. Lichnost' i ejo formirovanie v detskom vozraste. SPb: Piter, 2008. 400 s.
8. Veber M. Izbrannye proizvedenija: Per. s nem./ Sost., obshh. red. i poslesl. Ju. N. Davydova; Predisl. P. P. Gajdenko. M.: Progress, 1990. 808 s.
9. Vygotskij L. S. Psihologija. M.: JeKSMO-Press, 2000. 1008 s.
10. Gejdebreht N.A., Shtajc T.K., Belobrykina O.A. Zachem chitat' detjam skazki? Vopros bez otveta! (na materiale posobija T.M.Grabenko) // Razvitie cheloveka v sovremennom mire: materialy VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (g. Novosibirsk, 14-16 aprelja 2015 g.): v 2 ch. / pod red. N. Ja. Bol'shunovoj, O.A.Shamshikovoj. Novosibirsk: NGPU, 2015. Ch. 2. S. 230-259.
11. Detstvo pod ugrozoj: vrednye mul'tfil'my / gl. red. D.Raevskij. Podgotovlena proektom «Nauchi horoshemu». 2015. 76 s.
12. Zelinskij S.A. Informacionno-psihologicheskoe vozdejstvie na massovoe soznanie. Sredstva massovoj kommunikacii, informacii i propagandy - kak provodnik manipuljativnyh metodik vozdejstvija na podsoznanie i modelirovanija postupkov individa i mass. SPb.: ITD «SKIFIJa», 2008. 407 s.
13. Il'in V.I. Obshhestvo potreblenija: teoreticheskaja model' i rossijskaja real'nost' // Mir Rossii. 2005. T. 14. № 2. S. 340.
14. Kagan V.E. Polovaja identichnost' i razvitie lichnosti // Obozrenie psihiatrii i medicinskoj psihologii im. Behtereva. 1991. № 4. C. 25-33.
15. Kon I.S. Psihologija polovyh razlichij // Voprosy psihologii. 1981. № 2. S. 47-57.
16. Koshenova M.I. O probleme profilaktiki social'no-psihologicheskoj dezadaptacii sovremennyh starsheklassnikov // Psihologo-pedagogicheskie problemy v celostnom obrazovatel'nom processe: sbornik nauchnyh statej. Vyp. 3 / pod red. L.N.Antilogovoj, M.A.Larionovoj. Omsk: Izd-vo OmGPU, 2011. S. 148-154.
17. Lidin K.L. Psihologicheskie mehanizmy vozdejstvija obraza na jemocional'nuju sferu lichnosti. Irkutsk: IrGU, 2004. 112 s.
18. Ljublinskaja A.A. Detskaja psihologija: uchebnoe posobie dlja ped. in-tov. M.: Prosveshhenie, 1971. 415 s.
19. Muhina V.S. Vozrastnaja psihologija: fenomenologija razvitija, detstvo, otrochestvo. M.: IC «Akademija», 1999. 456 s.
20. Organizacionno-metodicheskoe obespechenie dejatel'nosti psihologa v obrazovatel'nom uchrezhdenii / Avtor-sostavitel': O.A.Belobrykina. Novosibirsk: Izd-vo NIPKiPRO; Izd-vo NGPU, 2008. 256 s.
21. Prikaz Roskul'tury ot 15.03.2005 № 112 (red. ot 01.07.2005) «Ob utverzhdenii Rukovodstva po vozrastnoj klassifikacii audiovizual'nyh proizvedenij, polozhenija i sostava jekspertnogo soveta po vozrastnoj klassifikacii audiovizual'nyh proizvedenij» // Konsul'tant-Pljus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111954/ (data obrashhenija 15.10.2016).
22. Samosoznanie problemnyh podrostkov / pod red. Belopol'skoj N.L., Ivanovoj S.R., Svistunovoj E.V., Shafirovoj E.M. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN». 2007. 332 s.
23. Smirnova E.O. Detskaja psihologija. SPb.: Piter, 2009.
304 s.
24. Smirnova E.O. Mul'tfil'my dlja doshkol'nikov - kak pravil'no vybirat' // Centr igry i igrushki. URL: http://www.psytoys.ru/articles/multfilmy-dlya-doshkolnikov-kak-pravilno-vybirat-0 (data obrashhenija: 17.10.2016).
25. TofflerJe. Shok budushhego. M.: AST, 200B. 560 s.
26. Federal'nyj zakon № 436-FZ «O zashhite detej ot informacii, prichinjajushhej vred ih zdorov'ju i razvitiju» ot 29.12.2010 g. (redakcija 2016 g. s izmenenijami po № 139-FZ ot 2B.07.2012 (prinjat GD FS RF 21.12.2010) (red. ot 14.10.2014
29.06.2015) // Konsul'tant-Pljus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10BB0B/ (data obrashhenija: 07.10.2016).
27. Federal'nyj zakon ot 13.03.2006 № 38-FZ «O reklame» (prinjat GD FS RF 22.02.2006) (red. ot 0B.03.2015, s izm. ot
03.07.2016) // Konsul'tant-Pljus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5B96B/ (data obrashhenija: 15.10.2016).
2B. Fromm Je. Imet' ili byt'. M.: AST, AST MOSKVA, 2006. 571 s.
29. Horuzhij G.F. Chelovek: potrebnosti, potreblenie, potrebitel'stvo. Kiev: Molod', 19B5. 160 s.
30. Chuprov L.F. Terminologicheskij slovar' po logopedii i nejropsihologii. M.: «Bukstrim», «OOO Knizhnyj perekrestok», 2012. 1B0 s.