Научная статья на тему 'РАЗВИВАЮЩИЕ ФУНКЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СФЕРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ'

РАЗВИВАЮЩИЕ ФУНКЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СФЕРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностный потенциал / студенты вуза / воспитательный потенциал / волонтерская деятельность / самореализация / ценностные ориентации волонтеров / personal potential / university students / educational potential / volunteering / self-realization / value orientations of volunteers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутенко Андрей Иванович, Шутенко Елена Николаевна, Локтева Анна Владимировна

Цель статьи заключалась в определении развивающих функций волонтерской деятельности в системе личностного потенциала студентов. Представлено понятие волонтерской деятельности. Определено, что наиболее эффективных способом и средством формирования профессиональных компетенций выступает волонтерская деятельность. Показано, что в контексте волонтерской деятельности происходит развитие личности студентов, определяются перспективы развития. Выявили, что студенты-волонтеры в большей степени ориентируются на ценности и идеалы самоактуализирующейся личности. Они продумывают способы действий и поведения для достижения поставленных целей, более гибко адаптируются к изменению условий. Им свойственно находить быстрые и конструктивные решения в необычных, нестандартных ситуациях, готовы брать на себя ответственность при принятие важных решение. Раскрыты ведущие функции волонтёрской деятельности, активизирующие основные составляющие личностного потенциала студентов. Волонтерская деятельность характеризуется следующими развивающими функциями: ценностно-смысловая, нравственно-гуманистическая, идентификационная, регулирующая, эмпатийная, креативная, коммуникативно-рефлексивная. По результатам мониторинга личностных характеристик и ценностных ориентаций студентов определили важность целенаправленных мероприятий по приобщению студентов к волонтерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шутенко Андрей Иванович, Шутенко Елена Николаевна, Локтева Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the article was to determine the developmental functions of volunteer activity in the system of students' personal potential. The concept of volunteer activity is presented. It is determined that the most effective way and means of forming professional competencies is volunteer activity. It is shown that in the context of volunteer activity, students' personality develops, and development prospects are determined. It was revealed that volunteer students are more oriented towards the values and ideals of a self-actualizing personality. They think over ways of actions and behavior to achieve their goals, adapt more flexibly to changing conditions. They tend to find quick and constructive solutions in unusual, non-standard situations, are ready to take responsibility when making important decisions. The leading functions of volunteer activity that activate the main components of students' personal potential are revealed. Volunteer activity is characterized by the following developing functions: value-semantic, moral-humanistic, identification, regulatory, empathic, creative, communicative-reflective. Based on the results of monitoring the personal characteristics and value orientations of students, the importance of targeted measures to involve students in volunteer activities was determined.

Текст научной работы на тему «РАЗВИВАЮЩИЕ ФУНКЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СФЕРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ»

2. Salvagioni, D.A. Physical, psychological and occupational consequences of job burnout: A systematic review of prospective studies / D.A. Salvagioni, F.N. Melanda, Y. Mesas, A.D. González, F.L. Gabani. - URL: https://journals.plos.org/plosone/article (дата обращения: 28.07.2023)

3. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства: учебное пособие / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 782 с.

4. Плотникова, А.Н. Факторы, способствующие развитию синдрома «эмоционального выгорания» сотрудников пенитенциарной системы / А.Н. Плотникова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2007. - № 2 (29). -С. 44-46

Психология

УДК 159.922.2

кандидат педагогических наук, доцент Шутенко Андрей Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова» (г. Белгород); кандидат психологических наук, доцент Шутенко Елена Николаевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); кандидат психологических наук, доцент Локтева Анна Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)

РАЗВИВАЮЩИЕ ФУНКЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СФЕРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

СТУДЕНТОВ

Аннотация. Цель статьи заключалась в определении развивающих функций волонтерской деятельности в системе личностного потенциала студентов. Представлено понятие волонтерской деятельности. Определено, что наиболее эффективных способом и средством формирования профессиональных компетенций выступает волонтерская деятельность. Показано, что в контексте волонтерской деятельности происходит развитие личности студентов, определяются перспективы развития. Выявили, что студенты-волонтеры в большей степени ориентируются на ценности и идеалы самоактуализирующейся личности. Они продумывают способы действий и поведения для достижения поставленных целей, более гибко адаптируются к изменению условий. Им свойственно находить быстрые и конструктивные решения в необычных, нестандартных ситуациях, готовы брать на себя ответственность при принятие важных решение. Раскрыты ведущие функции волонтёрской деятельности, активизирующие основные составляющие личностного потенциала студентов. Волонтерская деятельность характеризуется следующими развивающими функциями: ценностно-смысловая, нравственно-гуманистическая, идентификационная, регулирующая, эмпатийная, креативная, коммуникативно-рефлексивная. По результатам мониторинга личностных характеристик и ценностных ориентаций студентов определили важность целенаправленных мероприятий по приобщению студентов к волонтерской деятельности.

Ключевые слова: личностный потенциал, студенты вуза, воспитательный потенциал, волонтерская деятельность, самореализация, ценностные ориентации волонтеров.

Annotation. The purpose of the article was to determine the developmental functions of volunteer activity in the system of students' personal potential. The concept of volunteer activity is presented. It is determined that the most effective way and means of forming professional competencies is volunteer activity. It is shown that in the context of volunteer activity, students' personality develops, and development prospects are determined. It was revealed that volunteer students are more oriented towards the values and ideals of a self-actualizing personality. They think over ways of actions and behavior to achieve their goals, adapt more flexibly to changing conditions. They tend to find quick and constructive solutions in unusual, non-standard situations, are ready to take responsibility when making important decisions. The leading functions of volunteer activity that activate the main components of students' personal potential are revealed. Volunteer activity is characterized by the following developing functions: value-semantic, moral-humanistic, identification, regulatory, empathic, creative, communicative-reflective. Based on the results of monitoring the personal characteristics and value orientations of students, the importance of targeted measures to involve students in volunteer activities was determined.

Key words: personal potential, university students, educational potential, volunteering, self-realization, value orientations of volunteers.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 23-28-01508

«Воспитательный потенциал волонтерской деятельности как сферы продуктивной самореализации современной студенческой молодежи» (2023-2024 гг.) на базе НИУ «БелКУ»

Введение. Активное участие в волонтерской деятельности является для студента условием формирования важных общекультурных компетенций, освоения социальной практики, коммуникативных навыков. Волонтерская деятельность позволяет выполнять множество функций, в рамках студенчества она помогает социализироваться в обществе.

Н.А. Цветкова, Е.А. Петрова, Д.В. Савченко отмечают, что в большинстве случаев студент выбирает то волонтерское направление, которое ему ближе по интересам, где находятся люди со схожими ценностями [14]. Добровольческая деятельность призвана выполнять интегрирующую функцию. В процессе реализации волонтёрской деятельности студент пробуют на практике претворить полученные в университете знания, умения, навыки [10, 11]. Тем самым волонтерская деятельность выполняет саморазвивающую функцию.

Добровольческая деятельность также выполняет воспитательную функции у студентов, поскольку прививает такие личностные качества, как эмпатия, толерантность, альтруизм, коммуниктивность, гуманизм, ответственность, уверенность.

Волонтерская деятельность помогает социализироваться студентам и воспитывает определенные положительные качества [6]. Отмечено, чем выше уровень социальной активности среди студентов, тем более непосредственными и креативными представляются их решения [8]. Результаты анкетирования показали, что первоначально студенты включаются в волонтерскую деятельность, стремясь познакомиться с новыми людьми, найти друзей и поддержку [3].

Н.И. Горлова волонтерскую деятельность рассматривает не только как добровольческую деятельность, но и как форму воспитательной работы, влияющую на субъективные и объективные характеристики личности [7].

М.О. Костюченко рассматривает добровольчество также как новаторскую методику, которая помогает студентам сформировать воспитательный потенциал и способствует профессиональному становлению [9].

Данная деятельность может рассматриваться как социальная технология по самоорганизации молодежи, как ресурс активизации творческого потенциала и творческой инициативы, как подход к организации досуга молодых людей [2, 4].

Основными мотивами участия студентов в волонтерской работе являются мотивы самореализации и социального признания. Ведущим условием привлечения студентов к волонтерству выступает социальная поддержка их коллективных инициатив [15].

С.П. Акутина отмечает, что наиболее эффективным способом и средством формирования профессиональных компетенций выступает волонтерская деятельность [1].

Изложение основного материала статьи. Целью выполняемого нами исследования являлось определение развивающих функций волонтерской деятельности как сферы самореализации студентов.

Диагностический инструментарий включал следующий комплекс методик:

1) «Самоактуализационный тест» (CAT) Е. Shostrom [5];

2) «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова) [11];

3) методика «Диагностика эмоциональной направленности личности» Б.И. Додонова [13];

4) авторская анкета выявления развивающих функций волонтерской деятельности в системе личностного потенциала студентов.

В исследовании приняли участие 86 студентов 2-4 курсов Белгородского государственного национального исследовательского университета (психолого-педагогических специальностей): 46 студентов являлись участниками волонтерской деятельности (1 группа) и 40 студентов (2 группа) не были включены в волонтерскую деятельность.

По результатам исследования склонности к самоактуализации определили различия среди студентов, включенных в волонтерскую деятельности и студентов, не занимающихся волонтерством. Различия выявлены по шкалам: «Поддержка (1=6,1; р<0,05), «Ценностные ориентации» (1=5,6; р<0,05), «Гибкость поведения» (t=6,2; р<0,05), «Самоуважение» (1=4,9; р<0,05), «Самопринятие» (t=6,103; р<0,05), «Контактность» (t=5,3; р<0,05), «Креативность» (t=5,7; р<0,05), «Общий уровень самоактуализации» (t=7.9; р<0,05).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты- волонтеры в большей степени ориентируются на ценности и идеалы самоактуализирующейся личности. Студенты, занимающиеся волонтерской деятельностью, способны быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, проявляют гибкость поведения. Они чаще, оценивая себя высоко, ориентируются на объективные результаты, нравятся себе, если на то есть реальные основания, принимают себя со всеми своим достоинствами и недостатками. Их самооценка более устойчивая, стабильная по сравнению со студентами, которые не занимаются волонтерской деятельностью.

Волонтерская деятельность предполагает обязательное развитие коммуникативных функций, контактности. Результаты исследования нашли подтверждения этому. Студенты-волонтеры способны устанавливать глубокие и тесные контакты с окружающими. Отношения с людьми полны осмысленности, целеполагания и доброжелательности. Поэтому волонтерская деятельность выполняет конкретные социальные функции. Это означает, что волонтерство имеет своей направленностью и нравственное воспитание. Студенты, включенные в волонтерскую деятельность, способны находить быстрые и конструктивные решения в необычных, нестандартных ситуациях, готовы брать на себя ответственность при принятие важных решение.

По результатам исследования регуляторных компонентов личности выявили различия среди студентов-волонтеров и студентов, которые не занимаются волонтерской деятельностью, по шкалам: «Программирование» (1=3,5; р<0,05), «Оценивание результатов» (t=3,9; р<0,05), «Гибкость» (t=3,8; р<0,05), «Самостоятельность» (t=4,l; р<0,05), «Общий уровень саморегуляции» (t=3,4; р<0,05).

Таким образом, студенты, занимающиеся волонтерской деятельностью, чаще склонны прогнозировать свое поведение, продумывают заранее способы действий, алгоритм для достижения поставленных целей. У них чаще, по сравнению со студентами, не включенными в волонтерскую деятельность, наблюдается устойчивость самооценки и стабильность субъективных критериев оценки результатов. Такие студенты адекватны в оценке рассогласования результатов с первоначальной целью, в анализе причин, приведших к этому. Они гибко адаптируются к изменению условий. Студенты 1 группы проявляют автономность в организации деятельность, способны самостоятельно планировать алгоритм действий, контролировать последовательность и ход его выполнения, анализировать, сравнивать и оценивать как промежуточные результаты, так и конечные цели. Студенты-волонтеры более гибко, осознанно и адекватно реагируют на происходящие изменение.

Результаты изучения эмоциональной направленности показали различия среди студентов, которые включены в волонтерскую деятельность и тем, кто не занимается данной деятельностью, по шкалам: «Альтруистические эмоции» (t=8,3; р<0,05), «Коммуникативные эмоции» (1=7,7; р<0,05), «Праксические эмоции» (1=8,9; р<0,05), «Гедонистические эмоции» (1=9,1; р<0,05).

Студенты-волонтеры в большей степени проявляют потребность отдавать, делиться, помогать окружающим, содействовать в организации помощи. У них в большей степени выражена потребность в общении. Такие студенты активно действуют, достигают поставленной цели, добиваются желаемых результатов.

Студенты 2 группы, которые не занимаются волонтерской деятельностью, в большей степени характеризуются эгоистической направленностью, ориентированы на удовлетворение собственных потребностей.

По результатам анкеты изучили развивающие функции волонтерской деятельности в системе личностного потенциала студентов 1 группы.

Студентам предлагалось завершить предложения, которые выходят на восприятие и оценку волонтерской деятельности. В большинстве случаев на предложение «Волонтерская деятельность позволяет мне лучше...» - студенты чаще отвечали, что волонтерство помогает «лучше и эффективнее помогать людям» (58,6%), «развиваться» (21,7%), «учиться выстраивать взаимоотношения» (10,8%), «пошел, потому что друзья предложили» (8,9%). Мы видим, что большинство студентов характеризуются внутренней мотивацией, однако есть и те, кто внешне мотивирован на волонтерскую деятельность, включились, потому что кто-то предложил.

На предложение «Я никогда не думал, что волонтерство поможет мне...» студенты чаще давали следующие ответы: «Волонтерство поможет ощущать свою нужность» (52,1%); «Даст чувство умиротворения на душе, поскольку осознаешь, что можешь помогать нуждающимся» (23,9%), «Поможет быть успешным в чем-то» (24,0%).

На предложение «Волонтерство по сравнению с другими видами моих занятий значит для меня...» студенты чаще давали следующие ответы: «это интересное занятие...занятие, которое приносит удовольствие, новые знакомства ...это яркая и добрая жизнь» (65,2%); «возможность быть и развиваться в компании единомышленников» (23,9%), «возможность творческого развития» (10,9%).

На предложение «До моего прихода в волонтерство я не думал, что я могу ...» студенты чаще давали следующие ответы: «достигать результатов» (47,8%); «совмещать учебу с волонтерством, мои однокурсники и однокурсницы всегда готовы помочь и выручить, это взаимно» (45,6%); «долго этим заниматься» (6,6%).

Выводы. Таким образом, проведенное исследование позволяет определить развивающие функции волонтерской деятельности. Психолого-педагогический потенциал и направленность волонтерской деятельности, как мы выяснили, заключается в том, что она является в той или иной мере гуманистической, ценностно-смысловой, а также ориентированной на саморазвитие, повышение эмпатии, развитии рефлексии, формирование умения устанавливать конструктивные межличностные отношения. Волонтерство выступает ресурсом и является детерминантной для внутренних преобразований личности и саморазвития, а также способствует формированию дифференцированной идентичности. Идентичность в контексте волонтерской деятельности рассматривается как процесс, в результате которого студент-волонтер формирует и вырабатывает четкое представление о себе в аспекте включенности в волонтерскую деятельность и реализации задач, связанных с волонтерством. Гуманистическая функция способствует развитию у студентов-волонтеров более заботливого, бережного и внимательного отношения как к проблемам людей, так и к их внутреннему миру. Добровольческая помощь другим людям, которые попали в трудные ситуации, способствует формированию у студентов более ответственной осмысленной жизненной позиции, развивает эмпатию, альтруистическую направленность. Волонтёрская деятельность регулирует поведение студентов, их эмоциональные состояния, формируют ценностно-смысловую сферу, бережное, ценностное отношение к себе и своей деятельности. Коммуникативно-рефлексивная и идентификационная функции волонтерской деятельности способствуют изменению мотивации деятельности, развитию профессионально-важных качеств. В процессе волонтерской деятельности развиваются такие качества, как толерантность, эмпатия, рефлексивность. Волонтерство также помогает формировать творческие способности, навыки преодоления проблемных ситуация, нестандартное мышление. Волонтерская деятельность позволяет раскрыть основные аспекты социальной активности студентов. Социальная активность - это, в первую очередь, сознательная деятельность личности, способность субъекта осознанно оценивать и относиться к тому, что он и как делает.

В целом, результаты исследования показывают, что волонтерская деятельность оказывает благотворное влияние на формирование личности студентов, органично сочетая и реализуя такие важные развивающие функции как: ценностно-смысловая, нравственно-гуманистическая, идентификационная, регулирующая, эмпатийная, креативная, коммуникативно-рефлексивная. По результатам мониторинга личностных характеристик и ценностных ориентаций студентов определили важность целенаправленных мероприятий по приобщению студентов к волонтерской деятельности.

Литература:

1. Акутина, С.П. Волонтерство как ценностно-смысловая ориентация студентов в будущей профессиональной деятельности / С.П. Акутина//Гуманизация образования. -2019. -№ 1. -С. 10-18

2. Белозерцева, Г.В. Вовлечение молодежи в социальную практику путем развития волонтерской деятельности / Г.В. Белозерцева // Образование. Карьера. - Общество. - 2013. - Вып 3 (39). - С. 64-65

3. Большов, В.Б. Волонтерство и волонтерская практика как способ самореализации студентов вузов / В.Б. Большов, В.В. Николаенко / Социальная компетентность. - 2020. - Т.5. - № 3 (17). - С. 377-388

4. Гейжан, Н.Ф. Методологические основы и особенности подготовки волонтеров и членов добровольных народных дружин / Н.Ф. Гейжан, О.М. Гуз, H.A. Талянина, Е.В. Душкина, Е.А. Старова // Перспективы науки и образования. - 2022. -№ 3 (57).-С. 38-54. DOI: 10.32744/pse.2022.3.3

5. Гозман, Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. - М.: Роспедагентство. -1995.-44 с.

6. Голованов, В.П. Воспитание в современных социокультурных условиях: новые вызовы, возможности, ответственность / В.П. Голованов // Социально-политические исследования. - 2020. - № 3 (8). - С. 123-132

7. Горлова, Н.И. Современные тенденции развития института волонтерства в России / H.H. Горлова // Вестник Костромского государственного университета. -2017. - Т. 23, № 3. - С. 77-80

8. Килина, А.Г. Путеводитель по миру волонтерства / А.Г. Килина, К.А. Кондаранцева. - М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтер», 2018. - 112 с.

9. Костюченко, М.О. Развитие социальной активности молодежи в процессе волонтерской деятельности / М.О. Костюченко // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т. 10. - № 3-2. - С. 207.

10. Макаров, A.B. Вузовский социум как пространство для формирования волонтерских инициатив / A.B. Макаров, И.Ю. Луцева // Молодой ученый. - 2014. - № 12. - С. 285-287

11. Моросанова, В.И. Диагностика саморегуляции человека / В.И. Моросанова, И.Н. Бондаренко. - М.: Когито-Центр, 2015.-304 с.

12. Руслякова, Е.Е. Ценностно-мотивационный профиль студентов-волонтеров / Е.Е. Руслякова // Культура открытого города: волонтерство как ресурс городских проектов. - Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. - Управление культуры. - Администрация г. Екатеринбург. - Изд-во: МБОУ ВО Екатеринбург, академ. совр. иск-ва. -2020. - С. 181-185

13. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. Изд-во Института Психотерапии. 2002 - 339 с.

14. Цветкова, H.A. Социально-психологические особенности работающих студентов: личностная направленность, жизненная позиция, поликоммуникативная эмпатия / H.A. Цветкова, Е.А. Петрова, Д.В. Савченко // Перспективы науки и образования. -2022. -№ 1 (55). - С. 444-462. DOI: 10.32744/pse.2022.1.28.

15. Shutenko, A.I. Educational resource and functions of volunteering activities as a sphere of students' self-realization / A.I. Shutenko, E.N. Shutenko, A.V. Lokteva // Siberian pedagogical journal. - 2020. - № 1. - C. 47-57. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/1813-4718.2001.05.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.