Научная статья на тему 'Развивающее обучение на уроках математики в условиях ФГОС'

Развивающее обучение на уроках математики в условиях ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1022
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ОБУЧЕНИЕ / УРОК / ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайличенко З.И.

Статья посвящена обоснованию новых подходов к построению развивающего обучения школьников на уроках математики, его структуре, формам выражения, цели и задачам. Развивающее обучение позволяет использовать в обучении дидактические игры, дискуссии, методы обучения, направленные на обогащение творческого воображения, мышления, памяти и речи. Основная роль развивающего обучения заключается в организации учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции. В статья раскрыты основные характеристики развивающего обучения. Научное решение развивающего обучения является важной и актуальной для успешной работы в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развивающее обучение на уроках математики в условиях ФГОС»

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №9 / 2019

ФИЗИКО- МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК53

Михайличенко З.И.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Засосенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н. Л. Яценко»

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Аннотация

Статья посвящена обоснованию новых подходов к построению развивающего обучения школьников на уроках математики, его структуре, формам выражения, цели и задачам. Развивающее обучение позволяет использовать в обучении дидактические игры, дискуссии, методы обучения, направленные на обогащение творческого воображения, мышления, памяти и речи. Основная роль развивающего обучения заключается в организации учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции. В статья раскрыты основные характеристики развивающего обучения. Научное решение развивающего обучения является важной и актуальной для успешной работы в современных условиях.

Ключевые слова:

развитие, обучение, урок, характеристики развивающего обучения, рефлексия.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальной становится технология развивающего обучения. Под развивающим обучением, по мнению В.В.Давыдова, понимается новый, активно -деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному типу. В ходе применения развивающего обучения происходит стимулирование познавательной деятельности, активизация процессов самопознания, саморазвития, самообразования. Развивающее обучение отдаёт приоритет развивающей функции обучения по отношению к информационной. По

- моему мнению, главной целью развивающего обучения является формирование у учащихся потребности в самообразовании, самовоспитании, создании различных ситуаций, которые способствуют повышению мотивации, улучшению эмоционального фона урока, создаются условия успешной социализации личности, умение анализировать и осознавать информацию.

Я считаю, что ведущие идеи заключаются в самостоятельности мышления, способности к самообразованию и саморазвитию.

Изучив развивающую систему Эльконина - Давыдова, пришла к выводу, что развивающее обучение

- это:

• дифференциация этапов обучения согласно психическому развитию ребенка;

• ориентация на ближайшую зону развития с обновлением содержания обучения;

• активная деятельность ребенка, создание условий для этой деятельности, а не передача готовых знаний;

• предметность, то есть самостоятельное определение предмета изучения и представление его в виде процесса, системы, модели, знаков [1].

Важнейшим средством активизации личности в обучении в условиях ФГОС выступают активные методы обучения (АМО):

метод проектов - форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей,

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №9 / 2019

волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;

групповые обсуждения - групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек);

мозговой штурм - специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;

деловые игры - метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;

ролевые игры - метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации. Ролевая игра предполагает участие не менее двух «игроков», каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью; баскет-метод - метод обучения на основе имитации ситуаций;

тренинги - обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам; обучение с использованием компьютерных обучающих программ;

анализ практических ситуаций (case-study) - метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения; система кластеров [2].

Урок остается основным элементом образовательного процесса, но в системе Л.В.Занкова его функции, форма организации могут существенно варьироваться. Основные его инвариантные качества: цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и другим группам свойств личности; полилог в классе, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей; сотрудничество учителя и ученика.

Методическая цель - создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.

Эта цель достигается следующими путями: учитель создает проблемные ситуации, коллизии;

использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся; составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися; создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;

стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;

использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; оценивает не только конечный результат (правильно - неправильно), но и процесс деятельности ученика;

поощряет стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные [3].

В своей работе пытаюсь раскрыть активность, понимание окружающего и интерес ко всему новому у обучающихся.

Моя задача как учителя заключается в следующем: построить процесс обучения так, чтобы каждое затраченное усилие по получению знаний проходило в условиях постоянного совершенствования познавательных способностей учеников. Учащихся надо учить так, чтобы они сами смогли работать, делать и проверять различные предположения, догадки, учить их обобщать изученные факты, творчески использовать знания в новых ситуациях.

Список использованной литературы: 1.Давыдов В.В. «Проблемы развивающего обучения». Учебное пособие для студентов высших учебных

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №9 / 2019

заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.-288с.

2.Абрамова, И. Г. Активные методы обучения в системе высшего образования [Текст] / И. Г. Абрамова -М.: Гардарика. - 2008. - 368 с.

3. Андриека А.В. Педагогическая психология. 2001

©Михайличенко З.И., 2019

УДК53

Михайличенко З.И., Воронкова О.Ю.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Засосенская средняя общеобразовательная школа Имени Героя Советского Союза Н. Л. Яценко»

«РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ С УЧЁТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ»

Аннотация

В статье представлены методы, приёмы и средства принципа метапредметности на уроках. Рассматривается проблема формирования субъектной позиции школьника при освоении предметных и метапредметных умений. Определены методические направления по совершенствованию применения метапредметных умений с помощью усиления прикладной направленности. Определены общие подходы к организации образовательного процесса. Новизна данного принципа заключается в использовании целого пласта задач практической направленности на умение использовать приобретённые знания в повседневной жизни. Материалы представляют интерес для педагогов.

Ключевые слова:

метапредметные связи, метаспособы, субъект учебной деятельности, метапредметность, рефлексия, умственное действие, метапредметные методы.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают следующие метапредметные (междисциплинарные) учебные программы:

• Формирование универсальных учебных действий;

• Формирование ИКТ- комптетентностей обучающихся;

• Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности;

• Стратегии смыслового чтения и работа с текстом [1].

Чем же метапредметный урок отличается от традиционного? На что следует опираться?

Структура урока в режиме метапредметного подхода сильно отличается от традиционного по ряду элементов (по Хуторскому А.В.).

1. Так, стадия вызова предполагает, что тему урока учитель не сообщает в готовом виде, а, используя различные методические приемы, добивается от учащихся формулировки темы и проблемы урока.

2. На стадии мотивации в ходе обсуждения вопроса «Что нам надо знать для решения проблемы?» учащиеся самостоятельно формулируют цель следующего этапа урока, составляют его план.

3. При изучении нового материала использую приемы педагогической техники, которые обеспечивают развитие у обучающихся навыков работы с различными источниками информации (учебник, справочники, дополнительные материалы, Интернет). Учащиеся осуществляют учебные действия по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.