УДК 373+37.012
Г. Д. Кириллова, М. И. Морозова
Развивающее обучение как основа формирования у школьников познавательных универсальных учебных действий
В статье обосновывается использование развивающего обучения как основы построения процесса формирования у школьников познавательных универсальных учебных действий (УУД). Рассмотрены особенности организации на уроке учебно-познавательной деятельности учащихся, способствующей формированию УУД. Акцентировано внимание на активной позиции учащегося в учебном процессе как условия эффективного освоения УУД.
The article explains the use of developmental education as the basis for building the process of forming pupils ' cognitive universal educational action (UUD). The features of the lesson educational-cognitive activity of students, contributing to the formation of the UUD. The attention is focused on the active position of the learner in the educational process as a condition of effective development of the UUD.
Ключевые слова: развивающее обучение, учебно-познавательная деятельность школьников, универсальны учебные действия.
Key words: developing training, educational and cognitive activity of students, universal educational actions.
Современное динамично развивающееся постиндустриальное информационное общество предъявляет новые требования к результатам образования граждан, среди которых способность к непрерывному образованию, самообразованию и саморазвитию. Подготовка человека к решению этих задач начинается со школы, для которой в качестве одного из стратегических ориентиров обозначена цель: научить школьников учиться.
Данная цель не нова. Еще К. Д. Ушинский говорил о необходимости обучить ребенка «умению учиться». Эта проблема активно исследовалась в дидактике XX века в контексте самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; ее решение являлось предметом творческого поиска педагогов-практиков. Но впервые в новых Федеральных государственный стандартах общего образования умение учиться выделено в самостоятельный компонент содержания образования, определено в метапредметных результатах освоения образо-
© Кириллова Г. Д. , Морозова М. И., 2015
31
вательных программ и конкретизировано в универсальных учебных действиях (УУД).
Овладение универсальными учебными действиями предполагает освоение школьником совокупности способов действий, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая самостоятельную организацию этого процесса. В контексте этого понимания УУД, по сути, продолжает развитие принятого в дидактике термина «общеучебные умения» и расширяет его смысловые рамки, включая в том числе, личностные и коммуникативные действия, обеспечивающие ценностно-смысловой компонент учения, умение взаимодействовать.
Вместе с тем, внесение в стандарты требований по формированию УУД высветило ряд проблем по их выполнению. К числу таковых исследователи [1] относят: недостаточную проработанность определения понятия, уточнение соотношения УУД и общеучебных умений; нарушение основных правил классификации при составлении перечня УУД, недостаточную проработанность преемственности УУД по уровням общего образования, отсутствие четких методик их формирования. Существуют также проблемы по контролю и оценке уровня сфор-мированности УУД.
Перечисленные проблемы требуют активного поиска их решения. Мы остановимся на проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий как базовых для решения задачи «научить учиться». Они включают общеучебные, знаково-символические, логические действия, действия по постановке и решению проблем и составляют метапредметную основу учебно-познавательной деятельности, а также тесно связаны с личностными (понимание значимости учебной деятельности, ценности знаний, их нравственно-этическое осмысление), регулятивными (умением организовывать свою учебную деятельность) и коммуникативными (умение продуктивно взаимодействовать, сотрудничать со сверстниками и взрослыми).
Комплекс универсальных учебных действий, входящих в группу познавательных УУД ориентируют на освоение учащимися методов познания и самостоятельной организации этого процесса. Методам познания нельзя научить абстрактно. Когда система практических правил создается вне сущности изучаемого объекта, она носит эмпирический характер. Система действий в этом случае детерминирована частным конкретным опытом и зачастую основывается на утверждениях «так надо», «так полезно/правильно», «делай так» и т.п.; такая система служит основой формально-логических предписаний. Ее методическая сторона основывается на описании способа деятельности как явления обособленного, не вытекающего из цели и содержательной сущности изучаемого. С изменением условий такая система не работает, т.к. не связана с тем обоснованием, которое обуславливает
возможность ее перестройки. Ее функционирование ограничено. Освоение умений в данном случае не обеспечивает их переноса в новые условия применения, что собственно составляет функцию универсальности учебных действий.
Отметим также, что при усвоении готовых обобщений самостоятельная работа ученика детерминирована внешним стимулированием, прямыми предписаниями учителя, готовыми схемами деятельности. Исполнительская деятельность не создает внутренних условий для активного развития самостоятельности мышления, продвижения ученика в познании.
Таким образом, целенаправленное решение задачи «научить учиться», в том числе, освоения школьниками учебных умений мета-предметного уровня требует, прежде всего, осознанного выбора системы организации учебного процесса.
При объяснительно-иллюстративной системе обучения усвоение учебного материала осуществляется в результате последовательного изложения знаний, их восприятия, осмысления, запоминания учениками. При этом происходит понимание и запоминание готовых обобщений, их использование на этапах закрепления и применения знаний. В случае, когда ученик снабжается готовыми обобщениями и схемами деятельности, он исключается из процесса самостоятельного обобщения и выполняет задания лишь в соответствии с заданным образцом. Освоение познавательных универсальных учебных действий при этом осуществляется путем их многократного повторения. В результате этого сужаются развивающие и воспитывающие возможности учения.
При развивающем обучении процесс познания совершается в результате выявления, абстрагирования, обобщения и систематизации закономерных связей и зависимостей, через включение учащихся в процесс творческой познавательной деятельности, организацию самостоятельного применения знаний и умений на всех этапах процесса обучения. Единство конкретного и обобщенного в этом случае становится той основой, которая обеспечивает динамику и саморазвитие процессов мышления. Процесс учения соответствует логике формирования обобщенных способов деятельности, УУД осмысленно усваиваются учениками.
Внутренняя основа различий представленных систем обучения заключена в процессах формирования и применения обобщенных знаний и способов деятельности, освоения УУД. Осмысленно освоенные в процессе развивающего обучения общеучебные познавательные умения с высокой долей вероятности будут перенесены в новые условия применения, так как сам процесс освоения для учащихся уже стал процессом самостоятельного (продуманно организованного учителем) познания способа деятельности.
С ростом обобщенности осваиваемых учеником учебных действий руководство учителя деятельностью учащихся приобретает косвенный характер, и, вместе с тем, возрастает самостоятельность учащихся. В результате изменяются содержание и логика работы: учащийся усваивает учебный материал не по отдельным дробным операциям и частям, а, ориентируясь в целой совокупности вопросов, принимает самостоятельные решения при определении способа работы. Тем самым развивающее обучение обеспечивает активную позицию ученику в процессе учения. Организация учебно-поисковой деятельности приближает школьников к научному познанию, развивает у них способность самостоятельно решать теоретические и практические задачи.
Вовлечение ученика всем ходом обучения в процесс формирования обобщенных знаний и способов деятельности, освоения УУД приводит к развитию внутреннего потенциала учения, что проявляется в возможности переноса приобретенных способов деятельности. Рассматривая это явление, С.Л. Рубинштейн заострял внимание на том, что в основе переноса лежит не наложение способа решения одной задачи на другую, а развитие способности анализировать, синтезировать, что и обеспечивает возможность самостоятельного решения учащимися последующих познавательных задач.
Развивающее обучение создает условия, при которых усвоение содержания обучения сопровождается развитием познавательных способностей школьника; процесс учения стимулирует развитие его познавательных потребностей. И по мере овладения учащимся обобщенными знаниями и умениями, УУД расширяется творческий потенциал его учебной деятельности. В результате роста познавательной самостоятельности школьников возникает возможность заменять их исполнительскую деятельность поисковой, что приводит к перестройке структуры урока как системы. Способность учеников к самостоятельной познавательной деятельности становится причиной возникновения внутренних стимулов учения.
Таким образом, особенность построения урока в условиях развивающего обучения обнаруживает зависимость между усвоением общих закономерностей и принципов, освоением обобщенных учебных действий, способностью учащихся их применять к решению новых теоретических и практических задач и развитием внутренних стимулов учения. Чем шире сформировано обобщение, тем обширнее сфера его применения, возрастает способность учеников к творческой познавательной деятельности, растет их познавательный интерес к выполняемой работе.
При организации такой деятельности учителю важно продумать содержательную, операционную и мотивационную составляющие познавательной деятельности учащихся. Самостоятельный поиск должен сопровождаться рефлексией, вопросами ученика к самому себе -
в этом одно из решающих отличий самоуправления познавательными процессами.
Вместе с тем, одновременное решение на уроке задач по освоению учащимися предметных знаний, умений и формированию УУД требует учета степени сложности учебного материала и фактора времени.
Обучение универсальным учебным действиям (умению самостоятельно анализировать текст или условие задачи, вести поиск необходимой информации, логически рассуждать и др.) требует от учителя и учащихся значительных сил и времени. Создается угроза снижения объема осваиваемых на уроке знаний. В силу системной зависимости, если трудоемкая работа над техникой освоения УУД вытесняет работу над развитием знаний, процесс их формирования замедляется. В то же время, в случае медленного развития общеучебных умений возникает противоречие между необходимостью освоения новых более сложных знаний и уровнем развития познавательных возможностей ученика. Появляется также опасность перегрузки урока учебным материалом и сокращением работы над развитием общеучебных умений и навыков. Снижение уровня реализации какой-либо из задач порождает несоответствие между содержательной и деятельной сторонами учения. В результате в работе многих учителей от класса к классу снижается успеваемость учащихся и ослабевает интерес к учению.
Таким образом, соотношение работы над усвоением содержания учебного материала и развитием способов деятельности, УУД остается постоянной проблемой и требует при ее решении разностороннего анализа возможностей каждой новой учебной темы. Нацеленность учителя на организацию решения познавательных задач сопряжено с его квалификацией, а также уровнем осознания необходимости осуществлять развивающее обучение и формировать у учащихся умение учиться.
Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся является не только результатом обучения, но и принципиальным условием формирования у учащихся познавательных УУД. Чтобы сформировать систему разнообразных учебных, интеллектуальных умений и навыков, необходима организация самостоятельной работа каждого ученика, обеспечивающая его упражнения в выполнении логических операций: сравнение, установление причинно-следственных связей, обоснование выдвинутого положения и пр. Если учитель, в основном, сам анализирует содержание задачи или вызывает к доске нескольких учеников, то остальные опыта самостоятельного анализа задачи не получают. В результате у школьников слабо развивается аналитическая деятельность. Включению всех учащихся в выполнение разных видов деятельности служит организация индивидуальной и коллективной деятельности, система самостоятельных работ учащих-
ся. Особая роль в развитии комплекса учебных умений принадлежит творческим самостоятельным работам.
Активная субъектная позиция учащихся обеспечивается реализацией сотрудничества в процессе развивающего обучения, сопряженного с организацией совместного выдвижения целей, познавательных задач, плана, этапов их решения, контроля и оценки результатов, что уже ориентирует учащихся в обобщенном алгоритме решения познавательных задач. В результате такой организации обучения учащиеся следуют логике развития темы и впоследствии могут проявлять большую самостоятельность при изучении последующих тем и даже начинать изучение новой темы с самостоятельной работы. При этом учащиеся способны вносить все большую долю своего творческого и жизненного опыта, осуществлять выбор пути решения возникающих задач, обосновывать свою позицию.
При организации процесса формирования универсальных учебных действий можно использовать дополнительные резервы процесса обучения, стимулирующие процесс познавательной деятельности учащихся и создающие психологически комфортные условия их освоения.
Безусловно, мощным стимулом мотивации самостоятельной учебной деятельности является познавательный интерес. При освоении универсальных учебных действий могут быть использованы все виды и источники развития познавательного интереса (Г.И. Щукина [2]): содержание учебного материала (его новизна, элементы историзма, открытие нового в известном, межпредметные связи, занимательность и пр.); характер учебной деятельности (использование дискуссии, состязательности, дидактических игр, практической работы и др.); отношение участников учебного процесса (обеспечение и поддержка добрых отношений, взаимоуважение, проявление педагогического оптимизма, создание ситуаций успеха, положительный эмоциональный тонус урока, поощрение творчества, инициативы, самостоятельности учащихся, отношение учителя к своему предмету, учет интересов, возможностей и способностей личности ученика и т.п.).
Не менее важно сохранение эмоциональной составляющей познания («точки удивления», радость открытия), обращение к личному опыту учеников. Включение учащихся в разнообразные виды познавательной деятельности также способствует углублению понимания содержания учебного материала, расширяет возможности для формирования универсальных учебных действий.
При организации развивающей деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности существуют и другие возможности формирования универсальных учебных действий и творческого их использования. Осмыслению личностной значимости освоения универсальных учебных действий, их востребованности и творческому примене-
нию способствует вовлечение школьников в проектную деятельность как вид самостоятельного познания. Неограниченными возможностями совершенствования и творческого применения учащимися освоенных УУД обладает дополнительное образование и система воспитательной работы в школе, участие школьников в деятельности детских объединений.
Таким образом, использование развивающего обучения создает необходимые условия для формирования у учащихся универсальных учебных действий, что оказывает влияние не только на успешность освоение образовательных программ ФГОС общего образования, но и осуществление непрерывного образования в течение всей жизни.
Список литературы
1. Воровщиков С. Г. Универсальные учебные действия: внутришкольная система формирования и развития / С.Г. Воровщиков, Д. В. Татьянченко, Е. В. Орлова. - М.: УЦ «Перспектива», 2014. - 240 с.
2. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с.