Научная статья на тему 'РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Я.С.

В статье рассматриваются результаты опытно - экспериментальной работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающей предметно - пространственной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Я.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING SUBJECT - SPATIAL ENVIRONMENT AS A MEANS OF DEVELOPING CREATIVE ABILITIES IN PRESCHOOL CHILDREN

The article presents the results of experimental work on the development of the creative abilities of preschool children through a developing subject-spatial environment.

Текст научной работы на тему «РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 00 - 373.2

Григорьева Я. С. студент

Научный руководитель: Галич Т.Н., к.псх.н.

доцент преподаватель кафедра теории и методики дошкольного и начального образования Елабужский институт

КФУ

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье рассматриваются результаты опытно -экспериментальной работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающей предметно -пространственной среды.

Ключевые слова: развивающая предметно - пространственная среда, творческие способности, дошкольный возраст.

Grigorieva Y.S. student

Supervisor: Galich T.N., candidate of psychology

associate professor teacher

department of theory and methodology ofpreschool and primary education

Elabuga Institute KFU

DEVELOPING SUBJECT - SPATIAL ENVIRONMENT AS A MEANS

OF DEVELOPING CREATIVE ABILITIES IN PRESCHOOL

CHILDREN

Abstract: the article presents the results of experimental work on the development of the creative abilities of preschool children through a developing subject-spatial environment.

Keywords: developing subject-spatial environment, ^eative skills, preschool age.

База экспериментальной работы: исследование было проведено на базе МБДОУ Граховский детский сад Граховского муниципального района

Республики Удмуртия. Нами были обследованы 2 подготовительные группы, в количестве 52 испытуемых.

Эксперимент проводился в три этапа - констатирующий, формирующий и контрольный.

Для проведения эксперимента было выбрано 2 методики:

1. Тест дивергентного (творческого) мышления Ф.Вильямса предполагает заполнение тестовой тетради на определение составляющих креативности. Детям предлагается дорисовать незаконченные фигуры и придумать название к каждой картинке;

2. Опросник Ф.Татла и Л. Беккер (для родителей и педагогов) представляет собой список особенностей ребенка, которые нужно оценить по 5-ти бальной шкале.

Тест дивергентного (творческого) мышления Ф.Вильямса оценивается по 5 факторам: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность и название.

На констатирующем этапе результаты были следующими:

Экспериментальная Контрольная

группа группа

Беглость 7 8

Гибкость 6 6

Оригинальность 15 17

Разработанность 10 12

Название 12 19

Анализируя данные, представленные в таблице, нами был сделан вывод о том, что на констатирующем этапе результаты детей обеих групп снижены и расходятся незначительно. Большинство детей не успели закончить работу до конца, редко меняли категории рисунков, замыкались за пределами фигуры или наоборот лишь внутри ее контура, рисовали симметричные фигуры и в основном давали краткое название, без развернутого описания изображенного предмета, что свидетельствует о слабом развитии творческих способностей.

Опросник Ф.Татла и Л. Беккер показал следующие результаты:

Экспериментальная группа. Низкий уровень -69 детей, средний уровень -31 детей, высокий уровень -0 детей.

Контрольная группа.Низкий уровень -50 детей, средний уровень -50, высокий уровень - 0 детей.

Проведенный опрос показал, что родители чаще всего выбирали ответы «очень редко», «редко», «иногда» относительно особенностей детей, что свидетельствует о низком уровне проявлении творческих способностей.

В целом, результаты констатирующего этапа, полученные в ходе проведения диагностик творческих способностей у детей дошкольного возраста, позволили увидеть относительно низкий уровень развития

творческих способностей, а также сниженные показатели, характеризующие творческие проявления детей.

На формирующем этапе нами был разработан комплекс занятий направленный на развитие показателей детей по следующим критериям:

1. Когнитивно - эмоциональный: выявляет способность мыслить нешаблонно, придумывать больше идей, образов;

2. Мотивационно - ценностный: стремление к творческой деятельности, самовыражению, посредством создания творческого продукта;

3. Деятельностно - процессуальный: выбор приемов в решении поставленной творческой задачи;

4. Личностно - креативный: активизация творческого потенциала, использование воображения, самостоятельности.

Для активизации творческого воображения и мышления были использованы следующие приемы:

• Приемы ТРИЗ-технологий: дается детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «Пейзаж - пойди туда, не знаю куда», «Портрет пришельца»; рисование по необычным словам которые придумывают сами дети «Снегоеды», «Зайцемух»; Рисование по ассоциативным темам «Грусть», «Злость», «Радость».

• Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками. Это игры - опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой, рисование соком овощей и фруктов.

• Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации. Ладонная и пальцевая техники, гратаж, кляксография, ниткография, монотипия, рисование акварелью по мокрому листу, печатание штампами, листьями;

• Использование приема сотворчества и коллективных работ. Выполняли коллективную аппликацию на обоях, изображали улицу города, вырезали и приклеивали дома, машины, людей используя вырезки из журналов, делая работу в технике коллажа. Вместе с детьми выпускали газету - коллаж «Как хорошо у нас в саду»

После проведения формирующего этапа, направленного на развитие творческих способностей, была проведена повторная диагностика детей дошкольного возраста.

Динамика результатов, полученных по методике Ф.Вильямса, качественной характеристикой которой, являются показатели креативности, выявила статистически значимые различия. Результаты ответов детей по проведенной диагностике:

Экспериментальная группа

Беглость9

Гибкость7

Оригинальность22 Разработанность 15 Контрольная группа. Беглость 8 Гибкость 6 Оригинальность 17 Разработанность 12 Название 16

Результаты представленные в таблице показывают, что уровень творческих способностей экспериментальной группы после проведения формирующего этапа стал значительно выше уровня контрольной группы.

Полученные в ходе реализации методики Ф.Вильямса данные, позволяют сделать вывод о том, что специально организованная развивающая предметно - пространственная среда способствует развитию творческого мышления и закреплению полученных навыков.

В результате проведения опроса Ф.Татла и Л. Беккер, между ответами «очень редко», «редко», «иногда», «часто», «почти всегда», доминирующими стал ответ «часто», характеризующий творческое поведение детей, как наиболее часто демонстрируемое ребенком.

Результаты проведения опроса.Экспериментальная группа. Низкий уровень -8 детей дошкольного возраста, средний уровень - 65 детей дошкольного возраста, высокий уровень- 27 детей дошкольного возраста.

Мы видим что уровень проявления творческого потенциала детей экспериментальной группы, по сравнению с контрольной группой, значительно выше, а уровень контрольной группы остался почти неизменным.

По результатам работы над проблемой развития творческих способностей детей дошкольного возраста, мы сделали вывод о том, что специально организованная предметно - пространственная среда является эффективным средством развития творчества. Развивающая предметно -пространственная среда обеспечивает высокую эффективность в работе по развитию творческих способностей, поскольку она предоставляет детям возможность само выражаться.

В результате проведенного нами эксперимента у детей экспериментальной группы заметно повысился уровень творческих способностей.

Использованные источники:

1. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности. / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 4. - С. 29-36.

2. Гладких, М. Ю. Предметно-пространственная развивающая среда. / М. Ю. Гладких. - М.: Гэотар-Медиа, 2015. - 529 с

3. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника./ О.М. Дьяченко. -М.: Международный Образовательный и Психологический колледж, 1996.

- 197 с.

4. Котова, Е.В., Кузнецова, С.В., Романова, Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова.

- М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.

5. Моисеева, И.С., Добродомова, О.С. Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности / Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 79-81.

6. Петровский В.А., Маркович Д.Ж, Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., Научно методическое объединение «Творческая педагогика», «Новая школа», 2016. - С. 91-128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.