Научная статья на тему 'РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ ПОКОЛЕНИЯ Z'

РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ ПОКОЛЕНИЯ Z Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъектность личности / образовательная среда / развивающая социальная среда. / subjectivity of personality / educational environment / developing social environment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елизаров С. Г., Логвинова М. И.

В статье обсуждаются основные подходы к пониманию образовательной среды как пространства формирования личности современных подростков и молодежи. Представлены особенности социально-психологической помощи учащейся молодежи в личностном развитии на основе внедрения принципов и технологии развивающей социальной среды, реализуемые курскими психологами. Раскрываются значительные потенциальные возможности проектирования развивающих социальных сред в воспитании и коррекции современной учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A SPACE OF FORMING THE SUBJECTNESS OF THE PERSONALITY OF TEENAGERS OF GENERATION Z

The article discusses the main approaches to understanding the educational environment as a space for the formation of the personality of modern adolescents and youth. The features of the socio-psychological assistance to students in personal development based on the introduction of the principles and technology of a developing social environment, implemented by Kursk psychologists, are presented. Significant potential possibilities of designing developing social environments in the upbringing and correction of modern students are revealed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ ПОКОЛЕНИЯ Z»

роны, возникает ценность «конформность», полностью противоположная другим. Соединяет эти ценности «доброта». Вероятно, для этих подростков важно чтобы у них была группа единомышленников, которая их принимала бы и поддерживала бы в любых начинаниях, что находит подтверждение в приоритетных ценностях, направленных на достижение.

Заключение. Изучение видов чувствительности к справедливости и ценностей в ходе переживания в подростковом возрасте несправедливых ситуаций со значимыми взрослыми помогает понять природу поведенческих паттернов подрастающего поколения. Преобладающим высокий уровень переживания несправедливых ситуаций показывает, что подростки страдают от этих ситуаций. Ведущая чувствительность к справедливости в подростковом возрасте - это чувствительность «бенефициара». Это потребность «оправдать» себя в глазах окружающих, сверстников. По их мнению, получение выгоды, оправдание себя в глазах других обеспечивает им более высокий авторитет, более высокое статусное место в коллективе. Свобода, наслаждение жизнью и успех чрезвычайно важны для этих школьников.

Переживание несправедливых ситуаций, возникающих по вине учителя, оказывает травмирующее воздействие на психику подрастающего поколения, впрочем, и некорректное поведение подростков способствует возникновению эмоциональных переживаний, психологических травм у учителя. Неуважение к личности, недоверие, равнодушие, подозрительность, обиды, зависть или негативизм, как для учеников, так и для учителя являются травмирующими факторами в переживании несправедливых ситуаций. Необходима коррекция таких состояний. Искренность, уважение и доверие к личности школьников помогло бы снизить проявления переживаний несправедливых ситуаций.

Список литературы

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. - 713 с.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Проблема возраста. 1983. Т.4. - 383

с.

3. SchmittM., Baumert A., Gollwitzer M., Maes J. The Justice Sensitivity Inventory: Factorial validity, location in the personality facet space, demographic pattern, and normative data. Social Justice Research. 2010. V. 23. P. 211-238.

УДК 316.023.4

РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

ПОКОЛЕНИЯ Z41 Елизаров С.Г., Логвинова М.И.

ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», Курск, Россия E-mail: sergei_elizarov@mail.ru, ewredika67@yandex.ru

Аннотация. В статье обсуждаются основные подходы к пониманию образовательной среды как пространства формирования личности современных подростков и молодежи. Представлены особенности социально-психологической помощи учащейся молодежи в личностном развитии на основе внедрения принципов и технологии развивающей социальной среды, реализуемые курскими психологами. Раскрываются значительные потенциальные возможности проектирования развивающих социальных сред в воспитании и коррекции современной учащейся молодежи.

Ключевые слова: субъектность личности, образовательная среда, развивающая социальная среда.

41 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00073 а "Развитие субъектности подростков поколения Ъ в социально-обогащенной среде дополнительного образования".

A DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A SPACE OF FORMING THE SUBJECTNESS OF THE PERSONALITY OF TEENAGERS OF GENERATION Z

Elizarov S.G., Logvinova M.I.

Kursk State University, Kursk, Russia E-mail: sergei_elizarov@mail.ru, ewredika67@yandex.ru

Abstract. The article discusses the main approaches to understanding the educational environment as a space for the formation of the personality of modern adolescents and youth. The features of the socio-psychological assistance to students in personal development based on the introduction of the principles and technology of a developing social environment, implemented by Kursk psychologists, are presented. Significant potential possibilities of designing developing social environments in the upbringing and correction of modern students are revealed.

Keywords: subjectivity of personality, educational environment, developing social environment.

Понимание образовательной среды как среды развивающей, делает необходимым рассмотрение понятия «социальная среда» прежде всего в связи с пониманием такой среды как среды способной выступать пространством для формирования субъектности.

Интерес к данной проблеме в последние десятилетия существенно возрос. В то же время анализ литературы показывает, что на сегодняшний день так и не появилось устоявшегося термина для обозначения сообществ такого рода. В частности, в современной психологической и социально-психологической литературе наиболее употребительными для их обозначения являются такие понятия, как «основной коллектив», «вторичный коллектив», «средняя (или «мезо») группа», «макросоциум», «группа средних размеров» и др. Как правило, основанием для появления обозначений таких объединений является либо их численность, либо преобладание в них опосредованного функционального взаимодействия между индивидами над непосредственным, характерным для малых групп. Соглашаясь с такими основаниями, мы все же считаем, что в плане рассмотрения такого сообщества как социально-психологического явления наиболее адекватным является определение его в качестве «социальной системы» [3], выступающей как система малых (в том числе и учебных) групп. Наиболее разработанными к настоящему времени исследованиями сред такого типа являются, прежде всего, исследования образовательных сред (образовательного пространства).

В настоящее время, как отмечается В.И. Пановым, пока не сформирована единая позиция в определении понятия «образовательная среда» и ее структуры [5]. Мы считаем возможным использовать определение образовательной среды, предложенное В. А. Ясвиным, согласно которому образовательная среда «является системой влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [5, с.72]. В связи с тем, что под «пространственно-предметным окружением» обычно понимаются различные образовательные учреждения (общеобразовательная школа, гимназия, лицей, вуз, учреждения дополнительного образования т. д.), мы считаем возможным рассматривать их в качестве «социальных систем» (систем малых учебных групп).

Как известно, в современной отечественной науке основы понятия «образовательная среда» были заложены Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым. Различия в их подходах убедительно показаны В.И. Пановым, а исследовательским коллективом под руководством В.И. Слободчикова были рассмотрены философско-педагогические и психологические аспекты данного понятия. Выделенные авторами элементы образовательного пространства школы и основные принципы продуктивного образования призваны обеспечить возможность для образовательного учреждения стать культурно-образовательным центром для детских и взросло-детских сообществ [5].

К настоящему времени исследователями выделен ряд моделей образовательной среды, а также ее базовые типы: догматический; карьерный, безмятежный и творческий. Разви-

вающий эффект такой среды возможен при наличии в ней комплекса возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса, включающий в себя следующие структурных компоненты: пространственно-предметный, социальный и психодидактический [4, с. 55-56].

В образовательном пространстве в контексте экопсихологической модели образовательной среды выделяются три взаимосвязанных структурных компонента [4].

• Деятельностный, или технологический, компонент представляющий собой «пространство» (совокупность) различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся и создающий условия для реализации принципа единства обучения и развития посредством овладения видами деятельности, необходимыми для возрастной социализации учащихся.

• Коммуникативный компонент, представляющий собой «пространство» межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме.

• Пространственно-предметный компонент (пространственные условия и предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды.

Кроме того, выделяются также и условия, способствующие проявлению творческой природы развития психики в системе «учащийся - образовательная среда», среди которых выделяются как одни из важнейших «полифункциональность и полисубъектность образовательной среды [5].

Представляется особо важным, что данные условия относятся не только к «школьной» образовательной среде, но в еще большей степени к образовательной среде, создаваемой учреждениями дополнительного образования, что представляется особенно актуальным для нашего исследования развития субъектности подростков поколения Z в социально-обогащенной среде дополнительного образования. В настоящее время выделяются следующие характеристики дополнительного образования:

• вариативность, предполагающая разнообразие образовательных программ в организациях дополнительного образования;

• доступность. Дополнительное образование в государственных образовательных организациях преимущественно является бесплатным;

• разнообразие видов деятельности, при котором обучающийся может выбрать для себя одно направление или же несколько;

• особый подход к оцениванию, при котором, как известно дополнительное образование носит безотметочный характер;

• личностно-ориентированный подход, в рамках которого при организации образовательного процесса педагог может опираться преимущественно на внутреннюю мотивацию учебной деятельности;

• практико-ориентированный подход, в условиях которого активно развиваются конкурсное движение, проектная деятельность, реализуется профессиональное самоопределение;

• адаптивность, позволяющая более гибко и быстро изменять содержание образования в связи с актуальными тенденциями в образовании, экономике, науке, обществе в целом;

• свобода «входа / выхода», при которой обучающиеся имеют право включиться в образовательную программу или прервать ее освоение на любом этапе;

• особенности формирования детского коллектива. Учебная группа в дополнительном образовании составляет 10-15 человек. В группах такой численности снижается вероятность деления на микрогруппы;

• возможность межвозрастного взаимодействия, позволяющая детям и подросткам разного возраста обучаться совместно, что обогащает их социальный опыт в целом;

• возможность продуктивной организации досуга.

При этом, по мнению В.П. Голованова, ключевой задачей современного дополнительного образования и является развитие субъектности личности, под которой исследователем понимается «направленность на достижение самостоятельно поставленных целей и задач в деятельности при имеющихся социокультурных условиях, характере склонностей, структуре способностей человека и освоенности им способов деятельности» [3, с.130].

При проектировании продуктивного образовательного пространства, также важна реализация ряда принципов: природосообразности, культуросообразности, социальной активности и мотивированности.

Оценка психологической безопасности образовательной среды является целью подхода к образовательной среде, разрабатываемого И. А. Баевой [1]. В качестве наиболее значимых эмпирических критериев психологической безопасности образовательной среды выделяется позитивное, нейтральное или отрицательное отношение к ней, а также удовлетворенность ее субъектов основными характеристиками взаимодействия в образовательной среде. Особо отмечается, что интегральный показатель отношения к образовательной среде является своеобразным индикатором референтности для субъектов учебно-воспитательного процесса.

Значительное место в современной психолого-педагогической литературе нашла также типология образовательных сред, основой которой преимущественно выступают тип организации образовательного процесса в таких учреждениях: «постоянные», «временные», «обычные», «элитарные», «инновационные», «псевдоинновационные», «тотальные», «открытые», «полуоткрытые» и т.д.. В обширной терминологии таких сред особое место занимают «развивающие социальные среды» или «социальные оазисы». Данный термин впервые был введен в научный оборот в работах Э. Фромма, а в дальнейшем получил свое развитие в работах курских психологов, накопивших значительный позитивный опыт проектирования, построения и изучения таких социальных сред [8]. В социальных средах такого типа происходят значительные позитивные личностные изменения молодежи и юношества, проявляющиеся в переоценке нравственных установок, жизненных целей, открытии в себе новых рациональных возможностей как базы для выстраивания своей судьбы. Методологическими принципами проектирования и построения таких сред являются положения, выдвинутые Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, В.В. Рубцовым, А.С. Чернышевым и др.

С. Л. Рубинштейн в ряду детерминант жизнедеятельности людей различал внешние обстоятельства, то есть среду, в которой протекает их жизнь. Активность, изобретательность человека как субъекта жизни объективно проявляется в выделении им из среды в качестве условий жизни того, что отвечает требованиям, которые объективно предъявляет к условиям своей жизни человек в силу своей природы, своих свойств, уже сложившихся в ходе жизни [6]. Л.С. Выготский также рассматривал социальную ситуацию как главный источник развития личности. «Зона ближайшего развития» организуется социальным окружением и определяет успешность личности в мышлении и коммуникации [2]. По мнению В.В. Рубцова, именно работы Л.С. Выготского, а также Дж. Мида и Ж. Пиаже положили начало особому направлению в психологической науке, которое рассматривает процессы и механизмы учения в связи с природой и особенностями социальных взаимодействий [7]. В рамках нашего исследования представляется важным методологическая близость подходу разрабатываемому курскими психологами концепции культурно-исторического типа школы, разработанная под руководством В.В. Рубцова [7], в которой отмечается необходимость формирования у подрастающего поколения способности ко многим видам деятельности и умения участвовать в деятельности различных социальных общностей и влиять на их развитие.

Одной из важнейших характеристик развивающей социальной среды определяющей её как развивающую, является «социальное обучение». Под ним понимается формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленного на достижение разнообразных, общественно значимых целей [8]. Цель социального обучения - создание благоприятных условий для обретения

личностью качеств субъектности: самостоятельности, активности, ответственности и социа-бельности.

Построение развивающей социальной среды основано на актуализации следующих основных механизмов:

• формирование духовной культуры молодежного социума;

• функциональное включение педагогов в совместную деятельность;

• демократическое внедрение организационного порядка;

• социальное, духовное и предметное обогащение деятельности;

• интенсификация интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих компонентов совместной деятельности;

• общая пространственная организация коллективных действий;

• включение участников в общность, в которой уровень организованности резко контрастирует с обычной средой проживания, организационные нормы, структура, процессы отличаются четкостью и упорядоченностью, коллективные действия совершаются в быстром и согласованном темпоритме, характерна высокая степень включенности индивидов в совместную деятельность.

Включение личности и учебной группы в такую среду при обязательном их участии в ее проектировании и организации способствует формированию оптимальной структуры основных интеграционных свойств личности и группы, а также их становлению как субъектов деятельности, общения и отношений, способных не только выбирать, но и проектировать для себя наиболее адекватные социальные среды. Такая социально-психологическая динамика способствует и личностному развитию членов групп [8].

В то же время просто включение («помещение») личности в развивающую социальную среду является важным, но все же недостаточным фактором воздействия данной среды на личность, который может проявляться в различных поведенческих реакциях, вплоть до отвержения такой среды. Чтобы эффект плодотворного влияния развивающей социальной среды был максимально реализован, личность должна обладать внутренними свойствами, позволяющими «гармонизовать» отношения между субъектом и средой.

Таким образом, многолетний опыт курских психологов показывает, что образовательная среда, функционирующая как развивающая социальная среда (система малых групп) может выступать как эффективное пространство формирования субъектности личности в условиях современного дополнительного образования.

Список литературы

1. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности. М.: Изд-во «Нестор-история», 2011. - 272 с.

2. ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений: в 6 т. // Проблемы развития психики. Т.3. М., 1983. - С.41-96.

3. Голованов В.П. Гражданско-патриотические аспекты современного дополнительного образования детей / Научные исследования проблем детства, воспитания, социализации: актуальные аспекты, теоретические и методические основы. Сборник научных трудов. Том 1. М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2018. С. 122-135.

4. Панов В.И. Введение в экологическую психологию. - М.: «Школьные технологии», 2006. - 184 с.

5. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. - 352 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: «Питер», 1999. - 720 с.

7. Рубцов В.В., Морголис В.В., Гуружа В.А. Культурно-исторический тип школы // Вопросы психологии. М., 1994. № 5. С. 100-110.

8. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Елизаров С.Г., Лобков Ю.Л., Беспалов Д.В., Матвеева А. В. Социально-психологические условия становления успешных лидеров-организаторов // Изд-во «Курский государственный университет», 2016. - 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.