Научная статья на тему 'Переживания в подростковом возрасте несправедливых ситуаций в школьной среде'

Переживания в подростковом возрасте несправедливых ситуаций в школьной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
465
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
переживание / несправедливая ситуация / чувствительность к справедливости / ценности / бенефициар / нарушитель / жертва / свидетель / experience / unfair situation / sensitivity to justice / values / adolescents / beneficiary / offender / victim / witness

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайворонская А. А.

В статье рассматриваются особенности переживания несправедливых ситуаций в ходе взаимодействия значимых взрослых (учителей) и подростков в школьной среде. В изучаемой группе (n=124) ведущий тип чувствительности к справедливости –это чувствительность «бенефициара». Уважение и доверие к личности в подростковом возрасте помогло бы снизить риски проявления (переживания) несправедливых ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNGER STUDENTS ' EXPERIENCES OF UNFAIR SITUATIONS AT SCHOOL

The article deals with the features of experiencing unfair situations in the course of interaction between significant adults (teachers) and adolescents in the school environment. In the study group (n=124), the leading type of sensitivity to equity is that of the "beneficiary". Respect and trust for the individual in adolescence would help to reduce the risks of manifesting (experiencing) unfair situations.

Текст научной работы на тему «Переживания в подростковом возрасте несправедливых ситуаций в школьной среде»

средство социализации своих детей и люди получат возможность напрямую влиять на своё будущее и будущее своих детей.

Список литературы

1. Забродин Ю.М. Психология организации поведения субъекта // Человек. Сообщество. Управление. 2010. №4. С.69-91.

2. Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир. Пер. с англ. С.Л. Лопатиной. Москва: Мысль, 2018. - 347 с.

3. Симакова Т.П. Субъектная позиция семьи в открытом образовательном пространстве. Томск: Изд-во ЦНТИ, 2011. - 236 с.

4. Beltekin N. Subjects of Education Against School, Family and Tribe // Anthropologist (Kamla-Raj Enterprises). 2016. №24(3). P. 836-843.

УДК 159.9.07

ПЕРЕЖИВАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ НЕСПРАВЕДЛИВЫХ СИТУАЦИЙ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ Гайворонская А.А.

ГУК (КЦ) СК России E-mail: agajvoronskaya@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности переживания несправедливых ситуаций в ходе взаимодействия значимых взрослых (учителей) и подростков в школьной среде. В изучаемой группе (n=124) ведущий тип чувствительности к справедливости -это чувствительность «бенефициара». Уважение и доверие к личности в подростковом возрасте помогло бы снизить риски проявления (переживания) несправедливых ситуаций.

Ключевые слова: переживание, несправедливая ситуация, чувствительность к справедливости, ценности, бенефициар, нарушитель, жертва, свидетель.

YOUNGER STUDENTS ' EXPERIENCES OF UNFAIR SITUATIONS AT SCHOOL

Gaivoronskaya A.A.

Head department criminalistics. The Investigative Committee of the Russian Federation

E-mail: agajvoronskaya@yandex.ru

Abstract. The article deals with the features of experiencing unfair situations in the course of interaction between significant adults (teachers) and adolescents in the school environment. In the study group (n=124), the leading type of sensitivity to equity is that of the "beneficiary". Respect and trust for the individual in adolescence would help to reduce the risks of manifesting (experiencing) unfair situations.

Keywords: experience, unfair situation, sensitivity to justice, values, adolescents, beneficiary, offender, victim, witness.

Введение. Важнейшей социально-психологической проблемой школы является взаимодействие значимых взрослых (учителей) и подростков Становление личности в подростковом возрасте, его взросление сопровождается процессами социализации, которые связаны с переживаниями разнообразных социальных ситуаций, в том числе несправедливого характера. Исследование переживаний несправедливых ситуаций глазами подростка поможет улучшить школьную среду. Школьная среда - это окружение, где происходит становление личности, формирование характера, ценностей, где конструируются межличностные отношения и способы реагирования на справедливость/несправедливость в отношении к себе и к другим. Впоследствии такие ситуации могут задавать устойчивые шаблоны поведенческих стратегий на всю жизнь.

С одной стороны, подростку необходима равная со взрослыми позиция, а с другой стороны ему нужна помощь, поддержка и понимание со стороны взрослых. И в то же время подростки могут создавать социальную ситуацию провокационного характера, чтобы посмотреть, как поведут себя в этой ситуации значимые взрослые, а еще для того, чтобы проверить границы дозволенного.

Теоретический анализ проблемы. Феномен «переживания» рассматривался в работах разных ученых. С.Л. Рубинштейн считал, что переживание -это субъективное отношение человека к окружающему миру. которое отражает эмоции связанные с органическими потребностями и, как правило, неосознаваемые предметные чувства - интеллектуальные, эстетические, моральные и иные, обобщенные или мировоззренческие [2]. Л. С. Выготский полагал, что деятельность и переживание - это единицы анализа социальной ситуации развития. Для перехода от одного возрастного кризиса к другому необходимы переживания [1].

Школьная среда различается по своей структуре, типу взаимоотношений, методам воспитания и другим критериям. Современная система отношений «учитель - школьник» часто отражает разные стили коммуникативного взаимодействия между учителем и учениками, при этом можно отметить, что во многих взаимодействиях может наблюдаться противоречивость, двойственность, конфликтность.

Выборка, методики и методы исследования. Цель данного исследования - это изучение переживания социальных ситуаций несправедливого характера, происходящих в подростковом возрасте со значимыми взрослыми в школьной жизни, а также изучение видов чувствительности к справедливости и ценностей в подростковом возрасте.

На первом этапе исследования, для того чтобы получить описание ситуаций переживания несправедливого характера, мы использовали метод мини-сочинений, где просили респондентов описать жизненную ситуацию несправедливого характера. На втором этапе мы предложили подросткам заполнить методики: опросник чувствительности к справедливости М. Шмитта (адаптированный С.К. Нартовой-Бочавер) и опросник ценностей Ш. Шварца (адаптированный В.Н. Карандашевым). Эти методики направлены на изучение уровня и видов чувствительности к справедливости, а также на выявление ценностей.

Чувствительность к справедливости как концепт ввел в психологическую науку М. Шмитт, понимая под ним черту личности. Это личностная черта характеризуется как готовность воспринимать и эмоционально сильно реагировать на ситуации несправедливости. Выражается чувствительность к справедливости через частоту переживаемых ситуаций; интенсивность эмоциональных реакций на несправедливость (гнев, вина, стыд); устойчивость мыслей о несправедливых событиях; мотивация к восстановлению справедливости. Автор (М. Шмитт) выделяет четыре вида чувствительности к справедливости: с позиции жертвы (victim sensitivity), свидетеля (observer sensitivity), бенефициара (beneficiary sensitivity) и нарушителя (perpetrator sensitivity). По мнению автора, чувствительность к справедливости жертвы отличается мнительностью, тревожностью. [3].

В исследовании принимало участие 124 человека, проходящие обучение в школах г. Смоленска. Средний возраст респондентов М=14,5 лет, стандартное отклонение SD=1,81. Различия статистически не значимы (критерий Колмогорова-Смирнова). Обращение к данной выборке обусловлено тем, что подростковый возраст - это переход от детства к юношеству в возрасте от 12 до 16 лет. В этом возрасте происходит физическая и психологическая перестройка организма, выстраиваются отношения со сверстниками, приобретаются ценности, формируются поведенческие стратегии. Подростки, изучая других, стараются понять себя, свои возможности и особенности.

Результаты исследования и их обсуждение.

Всего было получено 110 протоколов мини сочинений, испорчено (невозможно было прочитать) - 7 протоколов. Формальное отношение к написанию мини - сочинения было выявлено в 4 протоколах. Для анализа использовались 99 протоколов.

Основные темы сочинений, следующие:

9. Обвинение (высокая требовательность) со стороны учителя (отвлекается, медленно пишет и т.п.);

10. Разное отношение учителя к ученикам (любимчики);

11. Наказание за поступки, которые подросток не совершал;

12. Критика /издевательство, обесценивание, ироничность, насмешка;

13. Игнорирование действий подростка.

Ведущая тема, которая обсуждалась в мини сочинениях -это тема неодинакового (разного) отношения учителя к ученикам: «Моя соседка по парте все списала у меня, ей поставили пять, а мне три» (Лиза 15л.). Также поднималась тема несправедливого отношения учителя к ученику, связанная с наказаниями за поступки, которые подросток не совершал: «Наш учительница сказала, что я разговариваю на уроке, но это не так» (Игорь 14 л.), «Я убирал класс, я мыл полы... я даже полил цветы, а сказали, что я это не делал» (Виталий 13л.).

Очень болезненна для подростков оказалась тема, где учитель очень критично (обесценивающие выражения) относился к учебной и вне учебной деятельности ученика: «Учительница обижается что я не хочу убирать за другими мусор... А зачем... это не я мусорил» (Иван14л.).

Описывались в протоколах случаи, когда учитель наказывал «неугодных» (неприятных, малосимпатичных) учеников занижая фактический уровень знаний: «Как только я начала отвечать, учительница перебила меня, и я сбилась» (Аня 14 л.). «Яучила весь день, я готовилась... а она так изменила вопрос, что я растерялась и не знала, что сказать. А она стояла и смотрела на меня...» (Таня 14 л.). Далее подростки затрагивали тему, связанную с предъявлением завышенных требований: «Нам, было задано пять упражнений. Я не смог их всех выполнить» (Иван 12 л.). Описывая свои представления о несправедливых ситуациях, подростки рассказывали о своих переживаниях по поводу замечаний об их «неправильном» внешнем виде: «Алла Анатольевна сказала моим родителям, что мне надо обрезать волосы. Я ненавижу короткую стрижку» (Света 15 л.). Далее в содержании сочинений описывались ситуации, где учителя использовали насмешки и издевательства (некорректные замечания) над подростками: «Вера Григорьевна нам рассказывает, что мы глупые и ничего не добьемся в жизни» (Сергей 15 л.). В мини-сочинениях также обсуждалась тема обращения учителя к ученику: «Учительница постоянно к нам обращается, называя нас «идиотинами», это противно» (Вера 14л.). Было также представлена тема, в которой учитель должен в сложной эмоциональной ситуации контролировать свое поведение, свои эмоции: «Когда Алексей Анатольевич на нас орет, у него дергается кончик носа. Это даже смешно...» (Олег 13 л.)

В каждом отдельном случае рассматриваемые социальные ситуации имеют индивидуальные черты (особенности), которые зависят от уровней психологического климата школьной среде. Описывая свои переживания, подростки делились своими обидами, страхами, мнительностью. Воздействие социальной ситуации несправедливого характера может вызывать значимое эмоциональное состояние, при этом сама ситуация может быть забыта, проигнорирована. Чувства (обида, растерянность, непонимание), сопровождающие переживание этой ситуации, подавляются, а затем или могут проявиться (или не проявиться) через какое-то время, выражаясь как вспышка гнева, агрессивность, неуверенность. Некорректное (эмоционально-подавляющее) поведение учителя выражается в речевой агрессии (крик, грубость, ругательства). Описывая свои переживания, подростки рассказывали о своем главном страхе - быть униженными в присутствии одноклассников. Другие переживания со значимыми взрослыми (семья, родители) уже менее травматичны.

В результате использования опросника чувствительности к справедливости М. Шмитта для исследуемой группы были получены следующие данные:

• преобладает высокий уровень чувствительности к справедливости - у 47%. Это можно объяснить тем, что, для подростков -естественно искать справедливость и устанавливать равные отношения как со сверстниками, так и со взрослыми.

• Средний и низкий уровень представлен почти одинаково в группе (26% и 27%).

Преобладающая чувствительность к справедливости в исследуемой группе - это чувствительность к справедливости «бенефициара» - 22 % (21ч.) человек. Для подростков с чувствительностью к справедливости «бенефициара» характерна потребность «оправдать» себя в глазах окружающих, сверстников. Они объясняют, что несправедливые ситуации в отношении других, справедливы в отношении их самих и это было заслужено ими ранее за совершенные ими действия. В этой группе выявлен высокий уровень переживания несправедливых ситуаций 22 % (21чел.) человек. У 13% (13 чел.) выявлен средний уровень переживания несправедливых ситуаций, и низкий уровень выявлен у 9% (9 чел.). Вероятно, высокий уровень переживания несправедливых ситуаций в группе бенефициаров можно объяснить тревожностью, мнительностью подростков, которым необходимо подтверждение их значимости в соотношении с другими (взрослыми, сверстниками). Как правило, в классе они являются активом (лидеры, звездочки и т.п.) класса, формального и неформального характера. Их выгода (бенефициарность) подтверждает правильность совершаемых ими действий.

Следующая группа - это подростки с чувствительностью «наблюдателя» - 20 % (20 ч.). Для группы с чувствительностью к справедливости «наблюдателя» можно выделить такие характеристики: бесконфликтность, конформность и следование за лидером. Ведущий уровень переживания несправедливых ситуаций - средний 8% (8 чел.). За ним следует как высокий, так и средний уровень переживания несправедливых ситуаций 7% (7 чел.) и 5% (5 чел.). Индифферентные отношения в ходе коммуникации становятся позицией, которая обеспечивает спокойные стабильные отношения в классе. Вероятно, это та часть класса, которую называют «середняки, балласт» и она обеспечивает выполнение требований значимого взрослого «учителя».

Следующая группа с чувствительностью к справедливости «жертвы» - 12 % (12 чел.). Для них характерны повышенная эмоциональность, они могут быть или очень открытые, или очень закрытые. Переживания для них очень искренние, сильные. Очень застенчивые, могут быть перфекционистами. Среди них есть те, кто учится как очень хорошо (на пятерки), так и очень плохо. Ведущий уровень переживания несправедливых ситуаций - высо-кий12 % (12 чел.). За ним следует средний и низкий уровень 4% (4 чел.) и 2% (2 чел.).

Далее следует группа с чувствительностью к справедливости «нарушитель» - 11 % (11 чел.) Нарушение правил, протестное поведение, создание несправедливых ситуаций дает подростку возможность самоутвердиться, завоевать авторитет ровесников. В этой группе ведущий уровень переживания несправедливых ситуаций представлен низким уровнем 11% (11чел.). За ним следует как высокий, так и средний уровень переживания несправедливых ситуаций 6% (6 чел.) и 1% (1 чел.). Вероятно, поиск себя, своей идентичности, завоевание авторитета (внимания) среди сверстников способствует такому поведению. Сопротивление обстоятельствам, условиям и всему миру - это важная для них деятельность.

По результатам изучения ценностей респондентам по опроснику (ЦО) Ш. Шварца были получены следующие данные, средние показатели. Для группы с чувствительностью «бенефициаров» по критериям парных выборок были выделены ведущие идеалы: гедонизм, достижения и самостоятельность, а также достижение, самостоятельность и власть (приоритеты). Для группы с чувствительностью к справедливости «наблюдателей» по критериям парных выборок были выделены ведущие ценности: власть, стимуляция, самостоятельность (идеалы) и гедонизм, стимуляция и самостоятельность (приоритеты). Для этой группы свойственны устойчивые отношения между одноклассниками и учителем. Для группы с чувствительностью к справедливости «жертва» по критериям парных выборок были выделены ведущие ценности: безопасность, власть, конформность (идеалы), а в приоритетах традиции, достижения, самостоятельность. В данной группе ведущие ценности связаны с потребностью в безопасности, а также в обеспечении строгих правил, которые должны соблюдаться всеми без исключения. Для группы с чувствительностью к справедливости «нарушителей» ведущие ценности - идеалы: самостоятельность, доброта, конформность и приоритеты: достижения, универсализм, традиции. Интересно отметить, что у нарушителей проявляются ценности, связанные с независимостью -«самостоятельность», а с другой сто-

роны, возникает ценность «конформность», полностью противоположная другим. Соединяет эти ценности «доброта». Вероятно, для этих подростков важно чтобы у них была группа единомышленников, которая их принимала бы и поддерживала бы в любых начинаниях, что находит подтверждение в приоритетных ценностях, направленных на достижение.

Заключение. Изучение видов чувствительности к справедливости и ценностей в ходе переживания в подростковом возрасте несправедливых ситуаций со значимыми взрослыми помогает понять природу поведенческих паттернов подрастающего поколения. Преобладающим высокий уровень переживания несправедливых ситуаций показывает, что подростки страдают от этих ситуаций. Ведущая чувствительность к справедливости в подростковом возрасте - это чувствительность «бенефициара». Это потребность «оправдать» себя в глазах окружающих, сверстников. По их мнению, получение выгоды, оправдание себя в глазах других обеспечивает им более высокий авторитет, более высокое статусное место в коллективе. Свобода, наслаждение жизнью и успех чрезвычайно важны для этих школьников.

Переживание несправедливых ситуаций, возникающих по вине учителя, оказывает травмирующее воздействие на психику подрастающего поколения, впрочем, и некорректное поведение подростков способствует возникновению эмоциональных переживаний, психологических травм у учителя. Неуважение к личности, недоверие, равнодушие, подозрительность, обиды, зависть или негативизм, как для учеников, так и для учителя являются травмирующими факторами в переживании несправедливых ситуаций. Необходима коррекция таких состояний. Искренность, уважение и доверие к личности школьников помогло бы снизить проявления переживаний несправедливых ситуаций.

Список литературы

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. - 713 с.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Проблема возраста. 1983. Т.4. - 383

с.

3. SchmittM., Baumert A., Gollwitzer M., Maes J. The Justice Sensitivity Inventory: Factorial validity, location in the personality facet space, demographic pattern, and normative data. Social Justice Research. 2010. V. 23. P. 211-238.

УДК 316.023.4

РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

ПОКОЛЕНИЯ Z41 Елизаров С.Г., Логвинова М.И.

ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», Курск, Россия E-mail: sergei_elizarov@mail.ru, ewredika67@yandex.ru

Аннотация. В статье обсуждаются основные подходы к пониманию образовательной среды как пространства формирования личности современных подростков и молодежи. Представлены особенности социально-психологической помощи учащейся молодежи в личностном развитии на основе внедрения принципов и технологии развивающей социальной среды, реализуемые курскими психологами. Раскрываются значительные потенциальные возможности проектирования развивающих социальных сред в воспитании и коррекции современной учащейся молодежи.

Ключевые слова: субъектность личности, образовательная среда, развивающая социальная среда.

41 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00073 а "Развитие субъектности подростков поколения Ъ в социально-обогащенной среде дополнительного образования".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.