Научная статья на тему 'Развивающая функция эмоционально-ценностного компонента содержания языкового образования'

Развивающая функция эмоционально-ценностного компонента содержания языкового образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ (ЦЕННОСТНЫЙ) КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА / РАЗВИВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ БЛОК РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / STUDENT’S EMOTIONAL DEVELOPMENT / VALUES / EMOTIONAL COMPONENT OF EDUCATION / DEVELOPING FUNCTION OF THE EMOTIONAL COMPONENT / EMOTIONAL COMPONENT OF THE DEVELOPING FUNCTION IN LANGUAGE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаринова Майя Николаевна

В статье дается характеристика развивающей функции эмоционально-ценностного компонента современного школьного образования. Отражена специфика реализации вышеназванной функции в преподавании предмета «иностранный язык».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татаринова Майя Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing Function of the Emotional Component in Education

The article characterizes developing function of the emotional component in modern school education. The peculiarities of its realization in teaching a foreign language as a school subject are shown.

Текст научной работы на тему «Развивающая функция эмоционально-ценностного компонента содержания языкового образования»

7. Там же; Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ, 2004.

8. Колесникова И. А, Долгина О. А. Указ. соч.

9. Гарибян С. Мой новый Вавилон. Словарь ключей запоминания 1300 английских слов. Издательство «ИЛБИ», Москва, 2000.

10. Там же.

УДК 37.016:81-028.31

М. Н. Татаринова

РАЗВИВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье дается характеристика развивающей функции эмоционально-ценностного компонента современного школьного образования. Отражена специфика реализации вышеназванной функции в преподавании предмета «иностранный язык».

The article characterizes developing function of the emotional component in modern school education. The peculiarities of its realization in teaching a foreign language as a school subject are shown.

Ключевые слова: ценностные ориентации, аксиологический (ценностный) компонент содержания образования, эмоционально-ценностное развитие школьника, развивающая функция эмоционально-ценностного компонента, эмоционально-ценностный блок развития личности средствами иностранного языка.

Keywords: values, emotional component of education, student's emotional development, developing function of the emotional component, emotional component of the developing function in language education.

Конечно, развитие может протекать спонтанно.

Но наука для того и существует, чтобы дать возможность управлять процессом развития.

Е. И. Пассов

Наиболее распространённая среди методистов, занимающихся проблемами языкового образования (И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Е. И. Пассов и др.), точка зрения на содержание обучения иностранным языкам (ИЯ) базируется на общепедагогической трактовке этой категории. Она предусматривает знания о мире, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, а также опыт эмоционального отношения к объектам действительности, обретаемый в процессе обучения (И. Я. Лернер, В. В. Краевский,

© Татаринова М. Н., 2012

И. К. Журавлев) [1]. Это обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей, формирование их мировоззрения, морали, усвоение норм и правил поведения, подготовку учащегося как нравственного человека к диалогу культур, к общественной жизни и труду [2].

В обобщенном виде первые три составляющие можно характеризовать как рациональный компонент образования. Они связаны с интеллектуальной познавательной деятельностью и достаточно хорошо изучены отечественными и зарубежными педагогами и методистами. Спецификой четвёртого компонента содержания является то, что он не подлежит педагогической адаптации. Состав и структура опыта эмоционально-ценностного отношения к миру не продиктованы всецело материалом изучаемого предмета, а обусловлены внутренними коллизиями личностного развития субъектов учебного процесса (И. В. Денисова). Овладение этим опытом выражается не в предметных знаниях и умениях, а в форме личностных мировоззренческих диспозиций, ценностных ориентаций, выстраданных личностью жизненных смыслов, ставших неотъемлемой сутью ее Я-концепции. В меру познания ребенком, подростком, юношей окружающего мира чувства включаются в натуральную неподдельную систему переживаний [3].

Осмысление четвёртого компонента содержания образования в исследованиях ученых отразилось, прежде всего, в терминологии. Так, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, И. К. Журавлев вводят понятие «опыт эмоционально-ценностного отношения к миру» [4]; В. С. Леднёв - «опыт ценно-стно-ориентационной деятельности [5]; А. В. Зе-ленцова, В. В. Сериков указывают на личностный опыт [6]; В. И. Данильчук - опыт смыслового самоопределения [7]; О. М. Хлыстина называет данный компонент «ценностным отношением» [8]. Однако, несмотря на различия в терминологии, большинство ученых едины в своём мнении о том, что аксиологический (ценностный) компонент содержания образования основан на социальном опыте и связан с эмоциональной сферой личности. Под эмоционально-ценностным компонентом образования понимают:

- систему норм отношений к миру, к деятельности, к людям, которая характеризуется тем, что предполагает усвоение эмоционального опыта, накопленного человечеством, и освоение системы ценностей, программируемой обществом (И. Я. Лернер);

- целенаправленное формирование у учащихся системы значимых для личности и общества ценностных ориентаций и развитие их эмоционально-волевой сферы, отраженных в содержании образования и реализуемых в процессе обучения (Н. В. Мас-лов).

Анализ подходов различных учёных [9] позволяет нам выявить ключевые составляющие компо-

М. Н. Татаринова. Развивающая функция эмоционально-ценностного компонента.

нента: «эмоциональный опыт», «эмоционально-волевая сфера» (чувства и волю принято рассматривать как неразрывные элементы личностной сферы человека, так как сила и напряжение волевого усилия определяются ценностными ориентациями и регулируются эмоциональными побуждениями. Таким образом, эти два элемента представляется возможным отнести к эмоционально-ценностному компоненту образования), «система ценностей», «ценностные ориентации». Кроме того, В. А. Разумный в качестве составного компонента содержания образования выделяет ещё и веру [10]. Более детальный анализ позволяет представить эмоции и веру как единое целое эмоционально-чувственной сферы человека, ибо вера есть эмоциональное состояние души.

Одной из важнейших функций эмоционально-ценностного компонента содержания образования является развивающая. Как известно, подход, предполагающий не только формирование знаний, умений и навыков, но и развитие школьников в учебно-воспитательном процессе, является общепризнанным; его право на существование и необходимость проверены временем (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин и др.). В качестве сфер развития вышеупомянутые учёные называют память и мышление (назовём это «интеллектуальный блок»), а также волю и чувства («эмоционально-ценностный блок») [11]. Последний является предметом нашего рассмотрения в данной статье. Четвёртый компонент содержания образования нацелен на эмоционально-ценностное развитие школьника, что предполагает эмоциональное познание мира и творчество в области искусства [12]. Изучение психолого-педагогической литературы по этому вопросу и собственный опыт педагогической деятельности в школе и в вузе позволили нам отразить его структуру на рис. 1.

Основываясь на теории И. К. Журавлева о единстве содержательной и процессуальной сторон обучения [13], можно предположить, что процесс эмоционально-ценностного развития школьника представляет собой неразрывную взаимосвязь этих двух сторон, что и показано на схеме. В содержательной системообразующим элементом представляются ценности (то, что необходимо усвоить), в процессуальной - эмоции (средства, способствующие усвоению содержания). Процесс эмоционально-ценностного развития имеет деятельностный, ценнос-тно-ориентационный характер и реализуется в виде переживаний, смыслотворчества, саморазвития.

Важно, что в отдельных случаях для полноценного развития эмоционально-ценностной сферы школьников эмоции должны пробуждаться не только для усвоения определенных ценностей, но и для того, чтобы учащийся мог прочувствовать всю гамму чувств. Этот процесс постепенен, раз-

витие эмоциональной сферы, становление системы ценностей происходит не сразу. Результатом является развитие чувств школьника, его творческих потенций, личностных качеств, продуктивного воображения, способностей к восприятию общественных и культурных ценностей. Компонент веры предполагает формирование у ребенка уверенности в своих силах, незыблемости убеждений [14].

Эмоционально-ценностное образование и развитие осуществляются на протяжении всего периода обучения в школе. Благоприятные условия для этого создаёт предмет «ИЯ». Не случайно языковое образование рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Эмоционально-ценностный компонент языкового образования создаёт условия для реализации ценностных потребностей ребенка в разноплановой деятельности (учебной, игровой, художественной, театрализованной), в новых впечатлениях, в эмоциональном обогащении переживаний, в «живом» общении, дефицит которого испытывают в век компьютеров современные дети. Основной целью обучения ИЯ в школе является развитие личности учащегося (О. И. Никифорова), способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности [15].

Специфика иноязычного образования потребовала уточнения схемы, отражающей структуру эмоционально-ценностного развития школьника безотносительно к изучаемому предмету. Процесс развития личности средствами ИЯ представляет собой тесно взаимосвязанные интеллектуальный и эмоционально-ценностный блоки, которые включают ряд составляющих компонентов (рис. 2). Присутствие в структуре второго - эмоционально-ценностного - блока наглядно отражает то, что современное языковое образование призвано развивать у школьников на только речевые способности и психические функции, но и формировать широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях (Е. И. Пассов, А. Н. Щукин и др.).

Мы склонны считать ИЯ универсальным средством личностного развития школьника не только в интеллектуальном, но и в эмоциональном измерениях, ибо этот предмет обеспечивает становление ценностных оснований нашей жизнедеятельности. При этом само владение языком рассматривается как важное качество в характеристике личности, ибо требует любознательности, трудолюбия, настойчивости, волевых усилий, творческих способностей, потребности в самообразовании и т. д. [16]

Рис. 2. Развитие личности средствами иностранного языка

Н. Э. Горохова. Учебный фильм в развитии иноязычной продуктивной речевой компетенции.

Итак, развивающая функция эмоционально-ценностного компонента языкового образования направлена на становление учащегося как личности и на формирование воли, чувств, способности к восприятию культурных ценностей общества, норм речевого поведения, ценностного отношения к языку как культурному феномену, интереса к межкультурной коммуникации, общественно ценных качеств и свойств личности. В конечном итоге происходит выстраивание личностной системы ценностей учащихся, осваивающих ИЯ, развитие их эмоционально-чувственной сферы, индивидуальности.

Примечания

1. Лернер И. Я. Состав содержания общего образования и его системообразующие факторы // Теоретические основы процесса обучения / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лерненра. М., 1989.

2. Бим И. Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // Иностранные языки в школе. 1989. № 1; Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2004; Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.; 1989.

3. Денисова И. В. Эмоционально-ценностный компонент в структуре начального образования [Электронный ресурс]. URL: academicon.ru>Pedagogical/ Denisova.doc

4. Лернер И. Я. Указ. соч.

5. Леднёв В. С. Содержание образования. М., 1989.

6. Зеленцова А. В. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект): автореф. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1996; Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994.

7. Данильчук В. И. Теоретические основы гуманитаризации физического образования в средней школе: дис. в форме науч. докл. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 1997.

8. Хлыстина О. М. Формирование ценностного отношения к прошлому на материале пропедевтического курса «Истории Отечества»): дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1997.

9. Лернер И. Я. Указ. соч.; Маслов Н. В. Толковый педагогический словарь. М., 2006.

10. Разумный В. А. Интегративная педагогика: обретенный смысл // Ценности и смыслы. 2009. № 1.

11. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991; Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Дом педагогики, 1999.

12. Развитие творческих способностей учащихся на уроке иностранного языка [Электронный ресурс]. URL: revolution.allbest.ru >pedagogics/ 00174341_0.html

13. Журавлёв И. К. Взаимосвязь приёмов, методов и организационных форм обучения // Сов. педагогика. 1985. № 11.

14. Денисова И. В. Эмоционально-ценностный компонент в структуре начального образования [Электронный ресурс]. URL: academicon.ru > Peda go gical/Deniso va. doc; Разумный В. А. Интегративная педагогика: обретенный смысл // Ценности и смыслы. 2009. № 1.

15. Никифорова О. И, Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на уроке иностранного языка [Электронный ресурс]. URL: festival.1september.ru:8081>articles/514267/

16. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.; 1989; Развитие творческих способностей учащихся на уроке иностранного языка [Электронный ресурс]. URL: revolution.allbest.ru >pedagogics/00174341_0.html; Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студ. 2-е изд., испр. и доп. М.: Филоматис, 2006.

УДК 37.013.2

Н. Э. Горохова

УЧЕБНЫЙ ФИЛЬМ В РАЗВИТИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОДУКТИВНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ

В статье рассмотрены основные приемы работы с учебным фильмом как одним из компонентов учебно-методического комплекса при обучении иностранному языку и его роль в развитии иноязычной продуктивной речевой компетенции студентов магистратуры.

The article deals with the main methods of working with an educational film as one of the components in educational-methodical complex in teaching a foreign language, and its role in developing foreign language productive speech competence of undergraduates.

Ключевые слова: обучение, учебный фильм, иноязычная продуктивная речевая компетенция.

Key words: teaching, educational film, foreign language productive speech competence.

Одним из эффективных условий реализации основных требований к современной системе высшего языкового образования: обеспечение требуемого уровня развития иноязычных продуктивных речевых компетенций студентов магистратуры, гибкость, открытость, создание индивидуальной траектории обучения - является внедрение инновационных образовательных технологий. Обучение студентов магистратуры также связано с реализацией главной цели обучения - создание условий для их постоянной осмысленной работы над учебной информацией.

Практика работы со студентами магистратуры показывает, что современное иноязычное образование характеризуется системным изменением всего процесса обучения, затрагивающим содержание, методы и приемы. Оно ориентировано, прежде всего, на активную учебную деятельность магистрантов,

© Горохова Н. Э., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.