Научная статья на тему 'Развивать и защищать наше духовное наследие (приветственное слово Митрополита Омского и Таврического Владимира на пленарном заседании омских областных рождественских образовательных чтений "Великая победа: наследие и наследники"'

Развивать и защищать наше духовное наследие (приветственное слово Митрополита Омского и Таврического Владимира на пленарном заседании омских областных рождественских образовательных чтений "Великая победа: наследие и наследники" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ОМСКАЯ МИТРОПОЛИЯ / ИСТОРИЯ ОМСКОЙ ЕПАРХИИ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / OMSK DIOCESE / HISTORY OF OMSK DIOCESE / THE GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иким Владимир

В статье представлено приветственное слово Митрополита Омского и Таврического Владимира Ректора Омской духовной семинарии на пленарном заседании Омских областных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники». В статье уделяется внимание двум юбилейным датам 125-летию Омской епархии и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Иким Владимир

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOP AND PROTECT OUR SPIRITUAL HERITAGE (WELCOME SPEECH BY METROPOLITAN OF OMSK AND TAVRICHESKOE VLADIMIR AT THE PLENARY SESSION OF THE OMSK REGIONAL CHRISTMAS EDUCATIONAL READINGS " GREAT VICTORY: LEGACY AND HEIRS"

The article presents a welcome speech by Metropolitan of Omsk and Tavricheskoe Vladimir, Rector of the Omsk theological Seminary, at the plenary session of the Omsk regional Christmas educational readings "Great Victory: legacy and heirs". The article focuses on two anniversaries the 125th anniversary of the Omsk diocese and the 75th anniversary of Victory in the great Patriotic war.

Текст научной работы на тему «Развивать и защищать наше духовное наследие (приветственное слово Митрополита Омского и Таврического Владимира на пленарном заседании омских областных рождественских образовательных чтений "Великая победа: наследие и наследники"»

Владимир, Митрополит Омский и таврический «Развивать и защищать наше духовное наследие»

удК 25

-х---4'—^с-®-2^-♦*■

РАЗВИВАТЬ И ЗАЩИЩАТЬ НАШЕ ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ

(ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО МИТРОПОЛИТА ОМСКОГО И ТАВРИЧЕСКОГО ВЛАДИМИРА НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ОМСКИХ ОБЛАСТНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ «ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА: НАСЛЕДИЕ И НАСЛЕДНИКИ» (10 января 2020 года)

Митрополит Омский и Таврический Владимир, ректор Омской Духовной Семинарии

Аннотация. В статье представлено приветственное слово Митрополита Омского и Таврического Владимира - ректора Омской Духовной Семинарии на пленарном заседании Омских областных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники». В статье уделяется внимание двум юбилейным датам - 125-летию Омской епархии и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Омская митрополия, история Омской епархии, Великая Отечественная война.

DEVELOP AND PROTECT OUR SPIRITUAL HERITAGE

(WELCOME SPEECH BY METROPOLITAN OF OMSK AND TAVRICHESKOE VLADIMIR AT THE PLENARY SESSION OF THE OMSK REGIONAL CHRISTMAS EDUCATIONAL READINGS « GREAT VICTORY: LEGACY AND HEIRS» (JANUARY 10, 2020)

Metropolitan of Omsk and Tavricheskoe Vladimir Rector of Omsk Theological Seminary

Abstract. The article presents a welcome speech by Metropolitan of Omsk and Tavricheskoe Vladimir, Rector of the Omsk theological Seminary, at the plenary session of the Omsk regional Christmas educational readings «Great Victory: legacy and heirs». The article focuses on two anniversaries - the 125th anniversary of the Omsk diocese and the 75th anniversary of Victory in the great Patriotic war.

Key words: Russian Orthodox Church, Omsk diocese, history of Omsk diocese, the Great Patriotic war.

Ваши Преосвященства! Уважаемые дамы и господа! Дорогие отцы, братья и сестры!

I ердечно поздравляю всех вас с Праздником Рождества Христова и новым 1у2020 годом!

ЩЩ&З] В наступившем году наша Русская Православная Церковь, вся Россия и все страны, ранее входившие в состав Советского Союза, готовятся отметить знаменательную дату - 75-летие победы в Великой Отечественной войне, а наша Омская Митрополия будет праздновать еще один юбилей - 125 лет учреждения Омской Епархии. Эти два события кажутся, на первый взгляд, никак не связанными друг с дру-

№ПЕ

омской православной духовной семинарии

С

гом. Действительно, основание нашей Епархии произошло еще в царской России и имело, так сказать, местное значение. Победа в Великой Отечественной войне имела место уже при совсем другом социальном строе и потрясла всю Россию, и не только Россию, но и все народы, населявшие Советский Союз. Есть ли здесь какая-то связь?

Если рассматривать историю как то, что творится исключительно людьми, если видеть в ней только столкновения человеческих интересов и страстей, если мерить ее только земной меркой, то никакой связи между этими двумя датами найти невозможно. Но история - это не только дело человеческое, не только, как считал Лев Толстой, смена времен, у каждого из которых «своя забота» - и в том, что, как он утверждал, одна забота сменяет другую, и состоит «смысл истории и человеческого прогресса». Такое понимание истории полностью противоположно нашему Христианскому понимаю, в центре которого - как и в центре всего, на что бы ни обращался наш духовный взор, - Бог, Его творческая энергия, Его превосходящая всякое разумение премудрость и непостижимая милость. И подобно тому, как Господь одинаково печется о всех своих созданиях, даже о самых малых из них, так и любое, даже самое малое событие, просвеченное светом Божественного замысла, имеет свой Промыслительный смысл; все события взаимосвязаны и подчинены единому Божественному плану.

И в этом смысле между двумя памятными событиями, юбилеи которых мы готовимся отметить в этом году, имеется самая прямая и близкая связь - связь единого Промысла, действующего в русской истории.

Чем было основание 18 февраля 1895 года Омской Епархии? Это было не просто завершение какого-то формально-бюрократического процесса, когда комиссия, образованная в 1887 году по решению Святейшего Синода, внесла предложение о выделении Омской Епархии из Тобольской, это предложение было поддержано Синодом, который представил на рассмотрение императора Николая II доклад, и этот доклад был им утвержден. Так это было, если смотреть на создание нашей Епархии только как на совокупность сухих фактов и произвольных человеческих действий.

Если же постараться взглянуть на это не с узко-исторической, но провиденциальной точки зрения, то нашему взору открывается иная картина. Мы увидим, что основание Омской Епархии завершило собой почти полутысячелетний период распространения Христианской веры в Среднем Прииртышье. Уже в тринадцатом-че-тырнадцатом веках, как свидетельствуют археологические раскопки, здесь селились православные люди. А с шестнадцатого века приток русского населения в эти места и, соответственно, распространение здесь Христианства стало исторически необратимым, постоянным. Это было поистине подвигом: вдали от родных мест, среди суровой сибирской тайги, в окружении враждебных и иноверных племен возникали первые очаги русской культуры. Русские поселенцы понимали, что в таких неимоверно трудных условиях они могут полагаться только на Господа Бога, заступничество Его Пречистой Матери и Его святых, поэтому на новых землях, как только основывались крепости, тут же закладывались и строились храмы и монастыри. Как писал известный сибирский Церковный историк и краевед первой половины девятнадцатого века Григорий Варлаков: «Почти в каждом городе, какие основывались со времени завоевания Сибири, устраивался монастырь, прежде мужской, потом женский» [1, с. 794]. Монастыри играли особенно важную роль в освоении Сибири: они были не только центрами духовной жизни, поддерживавшими уровень нравственности среди переселенцев, но и очагами рачительного хозяйствования, где переселенцы могли получить в пользование все, что необходимо для ведения личного хозяйства.

2020 (8)

Владимир, Митрополит Омский и Таврический «Развивать и защищать наше духовное наследие»

Монастыри были центрами активной миссионерской деятельности среди коренных народов Западной Сибири, и эта деятельность, несмотря на оказываемое ей сопротивление, становилась все шире и успешнее.

Так, с верой в Бога, с упованием на Его милость, с ревностью о храмовом и монастырском строительстве, шаг за шагом осваивались и обустраивались эти земли. Особенно активно этот процесс пошел с начала восемнадцатого века в связи с основанием и быстрым развитием Омской крепости, превратившейся в политический и экономический центр Западной Сибири, а во второй половине девятнадцатого века -всего обширного Степного края, включавшего, кроме западно-сибирских земель, территории нынешних Казахстана и Кыргызстана.

Таким образом, создание Омской Епархии стало одним из завершающих моментов в многовековом расширении России на юго-восток, которое было не только политическим, и, прежде всего, цивилизационным, связанным с распространением Православной веры и основанных на ней культурных традиций.

Обратимся теперь к другой памятной дате, которую наша Церковь готовится отметить в этом году, - к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Если образование Омской Епархии было одним из важных итогов движения русской цивилизации -и Православия как ее важнейшей части - на Восток, то победу, одержанную в битве с фашизмом, надо рассматривать тоже не изолированно, а как часть другого исторического процесса: отражения многовековой экспансии, идущей с Запада. Эта экспансия также носит цивилизационный характер. Отпадение в 1054 году Римской Церкви от Православия положило начало массированным вторжениям с Запада в русские земли, направленным на уничтожение русской государственности и ее духовной основы -Православного Христианства. Тевтонская экспансия при святом благоверном князе Александре Невском в тринадцатом веке, польская интервенция в семнадцатом, нашествие наполеоновских «двунадесяти языков» в девятнадцатом, наконец, вторжение фашистской Германии в двадцатом - все это не случайные, разрозненные события, но звенья одной исторической цепи, одной агрессивной модели, которая сформировалась на Западе после великого раскола Церкви. Это необыкновенно точно отразил в своем Послании пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви, написанном в первый же день Великой Отечественной войны местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (будущий Патриарх Московский и всея Руси). В эти тревожные дни он писал: повторяются времена «немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов Православного Христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой» [2, с. 50].

Победа в Великой Отечественной войне была победой над не одним только немецким фашизмом и даже не над одной из самых значительных военных экспансий с Запада. Эта была победа той духовной парадигмы, которая веками формировалась в России под воздействием Православия, над парадигмой агрессивно-потребительской, которая сложилась в западной цивилизации после раскола Церкви и заявила о себе еще во времена крестовых походов. Ее основой были притязания римско-католической церкви на земную власть, забвение слов Спасителя: Царство Мое несть от мира сего (Ин. 18, 36). Реформация только усугубила этот процесс, усилив обмирщение западных исповеданий, их приспособление под нужды века сего. В результате началось обмирщение культуры, которому западные псевдо-церковные течения - ни римо-католики, ни многочисленные протестанты - уже не могли противостоять. Да и как они могли этому противостоять, если они, по сути, сами породили этого дракона, с которым теперь не могли справиться? Вместо Христианской неот-

№ 1, 2020 (8)

мирности утверждались лже-идеалы потребительства и узкого прагматизма, вместо Христианской универсальности - идолы национализма и классовой солидарности, вместо соборности - агрессивный индивидуализм и мелочный эгоизм. Германский фашизм, по сути, стал наиболее явным выражением этого духовного типа, во всеуслышание заявив о расовом превосходстве одной-единственной нации и ее праве порабощать и даже уничтожать другие. Фашистские идеологи откровенно превозносили до-Христианские - языческие - культы германских племен и почти полностью подчинили себе римо-католическую и протестантские церкви, лишив их самостоятельности. Однако главное острие нацизма было, как и в предшествующие века, вновь направлено на Восток. Россия даже под властью большевиков оставалась Православной, и два десятилетия гонений на Церковь не могли уничтожить то, что было накоплено за почти тысячелетнюю историю русского Православия. И мы видим, что именно Христианские ценности - готовность к самопожертвованию, соборность, вера в справедливость своего дела, а вовсе не пресловутая «верность идеалам марксизма-ленинизма» и «руководящая роль партии» - позволили народам Советского Союза выстоять и победить в этой неравной схватке. И Православная Церковь, почти растоптанная и обескровленная, своими горячими молитвами, проповедями, сбором средств на нужды армии и на помощь пострадавшим от войны, внесла в это свой достойный вклад, который был признан даже атеистической властью. К сожалению, это признание было половинчатым и недолговечным: вскоре власть стала снова притеснять Церковь и развертывать атеистическую пропаганду. Это, в конечном итоге, и привело к тому, что Россия не смогла в полной мере воспользоваться результатами добытой с такой кровью победы, не смогла духовно защитить себя от нового идеологического натиска с Запада, что в итоге и привело к крушению коммунистической идеологии и распаду Советского Союза. Понадобилось почти сорок пять послевоенных лет, чтобы российские элиты, наконец, пришли к тому пониманию, той мудрости, которую давным-давно постиг русский народ: «Без Бога - ни до порога!»

Таким образом, дорогие мои, те даты, которые мы собираемся отмечать в наступившем году - 125-летие основания Омской Епархии и 75-летие победы в Великой Отечественной войне - выстраиваются в единый ряд духовной истории России, истории Русской Православной Церкви. В первом случае - одно из ключевых событий в распространении Православия и русской культуры на Восток, во втором - в защите Православия и русской культуры от вторжения с Запада.

И нам, наследникам этих свершений, следует помнить, что оба этих процесса исторически еще далеко не завершены. Сегодня, как и прежде, Православие, наши духовные традиции нуждаются и в защите, и в распространении. И не только в геополитических масштабах, но в масштабах каждой отдельной Епархии, каждого прихода, каждой семьи.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Варлаков Г. Заметка к описанию Тобольского Знаменского монастыря // Тобольские губернские ведомости. 1859. № 27. С. 794.

2. «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» Местоблюстителя патриаршего престола Митрополита Московского и Коломенского Сергия от 22 июня 1941 г. // Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. М., 1943. С. 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.