№ 2, 2019 (7)
ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО МИТРОПОЛИТА ОМСКОГО И ТАВРИЧЕСКОГО ВЛАДИМИРА НА ПЕРВЫХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЯХ ИСИЛЬКУЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ (Омская митрополия) «Великая Победа: наследие и наследники» (12 сентября 2019 года)
Митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким) Ректор Омской духовной семинарии
Аннотация. Статья представляет собой приветственное слово Митрополита Омского и Таврического Владимира - ректора Омской духовной семинарии - участникам Первых епархиальных образовательных чтений Исилькульской епархии «Великая Победа: наследие и наследники. Митрополит Омский и Таврический Владимир рассматривает великие победы прошлого - подвиг святого князя Александра Невского, Победу в Великой Отечественной войне и призывает читателей быть достойными наследниками великих побед, которые одержали наши предки над иноземными полчищами, одержимыми греховной гордыней. Ключевые слова: христианские добродетели, воинский и духовный подвиг, св. Александр Невский, Великая Отечественная война.
OPENING SPEECH OF THE METROPOLITAN OF OMSK AND TAVRICHESKOE VLADIMIR AT THE FIRST DIOCESAN EDUCATIONAL READINGS IN ISILKUL DIOCESE (METROPOLIS OF OMSK) «GREAT VICTORY: HERITAGE AND HEIRS» (SEPTEMBER 12, 2019)
The Metropolitan of Omsk and Tavricheskoe
Vladimir (Ikim) Rector of Omsk Theological Seminary
Abstract. The article is a welcome speech by Metropolitan of Omsk and Tavricheskoe Vladimir, Rector of the Omsk Theological Seminary, to participants in the First Diocesan Educational Readings of the Isilkul Diocese «Great Victory: Heritage and Heirs». The Metropolitan of Omsk and Tavricheskoe Vladimir examines the great Victories of the past - the heroic deed of St. Prince Alexander Nevsky, the Victory in the Great Patriotic War and encourages readers to be worthy heirs of the great victories that our ancestors gained over foreign hordes obsessed with sinful pride.
Keywords: Christian virtues, military and spiritual heroic deeds, St. Alexander Nevsky, World War II.
с
история, церковное краеведение
Владимир, Митрополит Омский и таврический «Приветственное слово митрополита Омского и Таврического Владимира на Первых епархиальных образовательных чтениях Исилькульской епархии»
Ваши Преосвященства!
Дорогие отцы, братья и сестры!
I.
названии нынешних чтении присутствует одно ключевое, исключительно важное для понимания нашей веры слово. Это слово победа. Христианство - это религия Победы, той великой Победы над смертью и грехом, которую одержал Господь наш Иисус Христос. Потому и Церковь Христова есть Церковь Побеждающая - побеждающая не грубой силой, не агрессией, не хитростью, но истинной верой, упованием на Единого Бога, на Его великие и неизреченные милости, на молитвы Его Пречистой Матери и всех Его святых.
Поэтому самая великая победа, которую может одержать человек, - это победа над всем мертвым, что есть в нем, над грехами, которые отравляют и губят его нынешнюю жизнь и лишают жизни вечной. И эту победу человек может одержать только с Божьей помощью, памятуя, что одному человеку это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 27).
Борьба с грехом и смертью происходит не только в отдельном человеке - она происходит и в целом народе, и во всем роде человеческом. Ведь так же, как грехи могут опутать отдельного человека, могут они опутать, подчинить себе целые массы людей, целые народы и государства. Такие грехи еще страшнее тех, которые совершает отдельный человек; грешник, по крайней мере, понимает, что грешит, стыдится своего греха, боясь, если не Божьего гнева, то осуждения окружающих. Но если окружающие сами подвержены этим же грехам и без всякого смущения совершают их, то в человеке исчезает и этот последний стыд, последнее побуждение к покаянию и исправлению. Как писал Вильям Шекспир: «Где виноваты все, виновных нет». Вот она - формула коллективного греха: если все так поступают, значит, это и не грех. Так, к великому прискорбию, сегодня даже многие православные люди не считают, что грешат, если видят, что те же поступки открыто совершают многие вокруг них. Зачем, считают многие, каяться в блудном сожительстве, если так же, не таясь, живут вокруг тысячи людей? Зачем каяться в пьянстве? Зачем каяться в сквернословии?..
Так грех разрастается, пускает метастазы, заражая собой все общество, и победить его становится во много раз сложнее. В отношении отдельного грешника возможно, так сказать, «терапевтическое» лечение, через личное покаяние и исправление; в случае же коллективной греховности требуются гораздо более серьезные, порой «хирургические» меры. Коллективное покаяние, пример которого был показан ветхозаветной Ниневией, когда под воздействием проповеди каются целые города или царства, случалось в истории крайне редко. И если такого общего покаяния не происходит, то Господь для победы над распространившимся грехом и уврачевания грешащих попускает совершаться самым суровым карам. Такие кары постигли Содом и Гоморру, закосневших в страшных грехах, потом и названных содомскими; такие кары обрушились на израильский народ, отпадавший в грех идолослужения; такие кары ожидают любой народ, любое государство, пораженное опухолью греха.
Особенно страшно, когда грех подкрепляется и обосновывается каким-либо лжеучением, извращающим самые основы Христианской веры, или какой-либо ложной идеологией. Обратимся к истории одной такой идеологии, с которой столкнулись наши предки более семи столетий назад - идеологии воинствующего Тевтон-
№ 2, 2019 (7)
ского ордена. Об этом особенно важно вспомнить сегодня, когда Церковь празднует память святого благоверного князя Александра Невского, разгромившего полчища тевтонцев на Чудском озере в 1242 году.
Хотя девизом ордена были прекрасные слова: «Помогать - Защищать - Исцелять», хорошо известно, сколько крови и горя принесла славянским и другим народам эта «помощь». Первоначально возникнув как братство для лечения больных и оказания помощи паломникам, приходившим поклониться Гробу Господню в Иерусалим, орден быстро разросся и обрел значительное влияние. Центр его деятельности был перенесен из Палестины на северо-восток Европы. Поначалу тевтонцы воевали здесь с воинственными язычниками-пруссами, но постепенно аппетиты «псов-рыцарей» возросли, и острие тевтонского меча оказалось направленным уже не на язычников, а на христианские народы. И не только православные, но даже, так сказать, «свои», римо-католические. Тевтонцы совершают захватнический поход на Гданьск, в ходе которого было уничтожено почти все польское население этого города - несколько тысяч христиан. Особенно циничным было то, что девизом этого похода, получившего в истории название «Гданьской резни», тевтонцы взяли слова «Иисус Христос - Спаситель мира». Будучи преисполнены диавольской гордыней, уничтожая, притесняя и разоряя мирное население, «псы-рыцари» даже не понимали всю тяжесть совершаемых ими грехов. Напротив, подстрекаемые и «благословляемые» своими главарями, такими как епископ Герман Дерптский и другие, они гордились своими кровавыми «подвигами» и готовы были к любому насилию и жестокости ради могущества и обогащения своего ордена. И вот это полчище, обуянное гордыней и в своем ослеплении считавшее себя «воинством Христовым», вторглось на православную Русь.
Отчасти это вторжение было Божиим гневом, который постиг русские княжества за каинов грех братоубийства, который длился к тому времени на русской земле почти двести лет: друг против друга «ковали крамолу» князья-родственники, и в их междоусобицах сражались, убивали друг друга родные по духу и крови русские православные люди. Это была эпоха, когда жестокость, коварство, тирания были обычным делом, можно сказать, повседневной политикой. Христианские ценности, заповеди Христовой любви, едва начавшие прививаться к стволу молодой русской культуры, оказались под угрозой забвения.
Но, воистину, по словам святого апостола Павла, когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5, 20). Растоптанная монгольскими ордами и обескровленная междоусобицами Русь оказалась сильнее ослепленных греховной гордыней тевтонцев. Святой благоверный князь Александр Невский, вставший во главе русских войск, был не только искусным полководцем, но и смиренным и Богобоязненным чадом Православной Церкви. Накануне битвы с тевтонцами он долго и усердно молился, а во время самой битвы очевидцы видели «на небе полк Божий, пришедший на помощь князю Александру» [1; 2, с. 48].
Так, благодаря молитвам и смирению святого благоверного Александра Невского, благодаря молитвам и смирению тысяч и тысяч верующих русских людей на Руси была одержана великая победа над жестокими и беспощадными полчищами германцев-крестоносцев! Не будь этой победы, русский народ разделил бы судьбу многих племен и народов, уничтоженных и полностью ассимилированных германцами, а Православная вера на Руси была бы попрана и задушена римо-католиками...
^¡^ история, церковное краеведение
Владимир, Митрополит Омский и таврический «Приветственное слово митрополита Омского и Таврического Владимира на Первых епархиальных образовательных чтениях Исилькульской епархии»
Прошло семь столетий, и вот - новое горе, новое вторжение с Запада, снова остро поставившее вопрос о самом существовании русского народа и Русской Православной Церкви. Немецко-фашистские захватчики, эти «тевтонцы ХХ века» вторглись на нашу землю.
Как и то, прежнее вторжение, это было возмездием за тот глубочайший отход от Православия, который произошел в России после революции 1917 года, за лжеучение марксизма, которым были ослеплены многие. Сколько человеческих грехов не только не осуждалось, но и всячески превозносились марксистами! Даже такой тяжкий грех, как ненависть, считался желательным для самозванных «строителей нового общества» и «инженеров человеческих душ»: всячески раздувалась «классовая ненависть» к «чуждым» классам, поощрялось доносительство, разжигалась зависть к чужому добру и достатку... Не говоря уже о самом главном грехе, который был начертан на знаменах марксисткой идеологии - грехе неверия в Бога, нарушения первой Его Заповеди.
И все же, каким бы ложным не было учение марксизма, каким бы разрушительным не было его воздействие, фашизм был гораздо более страшным и смертоносным.
Марксизм, хоть частично, но все же опирался на Христианские Заповеди, он основывался на защите обездоленных, на презрении к материальному богатству, на признании равенства всех людей. Только пытался он осуществить это без Бога, без Церкви, без любви, с помощью насилия и принуждения. Марксизм был извращением Христианства, «христианством без Христа» и «религией без Бога». Фашизм же с самого своего возникновения был последовательным антихристианством. Это была насквозь языческая идеология, построенная на идее расового превосходства, ненависти к слабым, веры в оккультные, магические силы. Сущность отношения нацизма к Христианству с предельной определенностью была выражена в меморандуме начальника партийной канцелярии, личного секретаря Гитлера Мартина Бормана, направленном в декабре 1941 года всем высшим партийным чинам национал-социалистов: «Национал-социалистские и христианские идеи несовместимы. ... Если, поэтому, в будущем наша молодежь ничего не будет знать о христианстве, чьи доктрины во многом уступают нашим, христианство исчезнет само собой. ... Народ должен быть все более и более отделен от церкви» [3; 4]. И при этом нацисты, как и их идейные прародители - тевтонские рыцари - были уверены в особом покровительстве Бога. «Бог с нами», - писали они на своем оружии.
Какое имя из русской истории становится знаменем борьбы с новым захватчиком, с этими новыми крестоносцами? Нет, не именами социалистов и бунтарей советская власть стала призывать народ на защиту отечества. Снова, как и столетия прежде, прозвучало имя великого новгородского князя. Лучшими силами советской кинематографии в 1938 году был снят фильм «Александр Невский», песня из которого: «Вставайте, люди русские!» - стала одним из лейтмотивов борьбы с фашистскими захватчиками. А в 1942 году для награждения командного состава был учрежден орден Александра Невского. Но самое главное - как и во времена святого благоверного князя, произошло нравственное обновление общества, его возвращение к Христианским ценностям, к Православию. Оно было столь сильным, что даже богоборческая власть была вынуждена свернуть свою атеистическую политику и прекратить гонения на Церковь. Благодаря этому и была одержана Великая Победа,
№ 2, 2019 (7)
75-летие которой готовится отметить в следующем, 2020-м году вся полнота Русской Православной Церкви, вся Россия, все миролюбивые и благомыслящие люди на нашей планете.
Дорогие мои!
Будем же достойными наследниками тех великих побед, которые одержали наши предки над иноземными полчищами, одержимыми греховной гордыней и ди-авольской злобой! Не будем забывать, что в основе этих побед лежало прежде всего великое упование на Господа Бога, великое покаяние в своих грехах и горячие молитвы о Его милости! Не станем ожидать, когда Господь попустит новые испытания за наши грехи, за нашу суетность, за наше безразличие к спасению и жизни вечной! Будем стремиться, и каждый сам в себе, и все вместе, одержать победу над грехом, над теми соблазнами и похотями, которые непрерывно разжигаются в нас новыми духовными захватчиками и их вольными и невольными пособниками! Тогда мы сможем стать подлинными наследниками и тех великих побед, которые одерживали над иноземными захватчиками наши предки, и причастниками той Великой Победы, которую одержал над грехом и смертью наш Самый Великий Полководец, Взбранный Воевода и ада Победитель, Господь Иисус Христос!
СПИСОК литературы:
1. Житие святого благоверного князя Александра Невского // Электронный ресурс. ШЬ: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4962 (дата обращения 12.09.201 9)
2. Сказание о благоверном великом князе Александре Невском: память 30 августа (6 сентября), 23 ноября (6 декабря): [к 800-летию со дня рождения князя Александра Невского]. М.: Классика, сор. 2019.
3. Нюрнбергский процесс. Сб. материалов. Т. 2. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1954.
4. Гейден К. Путь НСДАП: история германского фашизма. М.: Родина, 2018.
, г т - г т - г т - -. , 81 Л™