Научная статья на тему 'РАЗВИТИЮ ЗЕРНОВОГО ЭКСПОРТА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НЕОБХОДИМА СОГЛАСОВАННАЯ ЭКСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА'

РАЗВИТИЮ ЗЕРНОВОГО ЭКСПОРТА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НЕОБХОДИМА СОГЛАСОВАННАЯ ЭКСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕРНОВОЙ ЭКСПОРТ / СОГЛАСОВАННАЯ ЭКСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ГОСУДАРСТВА-ЧЛЕНЫ ЕАЭС / ЗЕРНОВОЙ РЫНОК / ЗЕРНОВАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКСПОРТНЫЕ РЕСУРСЫ ЗЕРНА И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ / ИНФРАСТРУКТУРА / ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Алтухов А.И.

Раскрыты принципы формирования согласованной экспортной политики в отношении зерна и продуктов его переработки стран Евразийского экономического союза, а также предложена система мер по ее реализации, направленная на наращивание экспортного потенциала зернового хозяйства государств-членов ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЮ ЗЕРНОВОГО ЭКСПОРТА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НЕОБХОДИМА СОГЛАСОВАННАЯ ЭКСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА»

Прикладные экономические исследования №3 (13), Издательство «Научный консультант», 2016

Развитию зернового экспорта Евразийского экономического союза необходима согласованная экспортная политика

Алтухов А.И.

ФГБ11У «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства» (ФГБПУ ВПИИ'ЭСХ),

зав. отделом территориально-отраслевого разделения труда в АПК, академик РАН

Аннотация: раскрыты принципы формирования согласованной экспортной политики в отношении зерна и продуктов его переработки стран Евразийского экономического союза, а также предложена система мер по се реализации, направленная на наращивание экспортного потенциала зернового хозяйства государств-членов ЕАЭС.

Ключевые слова: зерновой экспорт, согласованная экспортная политика. Евразийский экономический союз, государства-члены ЕАЭС, зерновой рынок, зерновая торговля, экспортные ресурсы зерна и продуктов его переработки, инфраструктура, логистическое обеспечение._

Applied Economic Researches 3 (13), Published by Scientific Adviser, 2016

THE DEVELOPMENT OF GRAIN EXPORTS OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION REQUIRES AN AGREED EXPORT POLICY

Altukhov A.I.

The Federal Stale Budget Scientific Institution All-Russian Research Institute of Agricultural Economics (FSBSI VN11ESH), head of the department of territorial and branch division of labor in the agroindustrial complex,

academician of the RAS

Abstract: the principles of the formation of a coordinated export policy with respect to grain and products of its processing of the countries of the Eurasian Economic Union are disclosed, and proposed a system of measures for its implementation aimed at increasing the export potential of the grain economy of the member states of the EAEU is proposed.

Keywords: grain export, coordinated export policy, the Eurasian Economic Union, the member states of the EAEU, grain market, grain trade, export resources of grain and its products, infrastructure, logistics._

В соответствии с Концепцией согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, одобренной решением Высшего Евразийского экономического союза 29 мая 2013 г., ее стратегическим направлением является увеличение объемов экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, рост удельного веса поставок из государств-членов ЕАЭС в общем объеме мировой торговле. При этом развитие их экспортного потенциала должно осуществляться на основе координации сбытовой и маркетинговой политики на внешнем рынке, оптимизации экспортных потоков. а по отдельным товарным позициям может проводиться согласованная экспортная политика, что полностью относится и к экспорту зерна и продуктов его переработки.

Развитие экспорта зерна и продуктов его переработки в странах Союза определяется сложным и одновременно совокупным взаимодействием природных, экономических, организационных, технико-технологических, законодательных и других внутренних и внешних факторов, прямо или косвенно оказывающих негативное или позитивное влияние на все основные параметры их экспортных поставок. Они ускоряют или, наоборот, замедляют развитие зернового экспорта. При этом каждое государство-член ЕАЭС одновременно выступает и как поставщик, и как потребитель отдельных видов зерна и продуктов их переработки, хотя роль каждого из них в зерновой торговле неравнозначна. Особенно это относится к России и Казахстану, как основных производителей и экспортеров зерна.

В основу формирования согласованной экспортной политики в отношении зерна

016 и продуктов его переработки стран Союза необходимо положить такие принципы, как:

синхронизация национальных аграрных политик государств-членов ЕАЭС в их единую аграрную политику, учитывающую специфику ведения зернового хозяйства и функционирование зернового рынка в каж-^ дой из стран Союза, оптимальное соотношс-

¡а5 ние государственного регулирования и само-

0_ регулирования общего зернового рынка и

его отдельных сегментов;

создание совместных фондов из об-я щего агарного бюджета и установление уни-

)С версальных правил в целях беспрепятствен-

ного обращения зерна и зерновых грузов на территории государств-членов ЕАЭС, сочетания свободы зерновой торговли внутри регионального объединения с активной аграрной протекционистской политикой вне его рамок;

создание приоритетного положения для обращения зерна и продуктов его переработки внутри и за пределами Союза в ус-_ ловиях проведения единой аграрной протск-

о ционистской политики;

I, применение аграрной протекционист-

|1 ской политики прежде всего по отношению к

отечественным сельскохозяйственным това-3 ропроизводитслям во внешней зерновой тор-

, говле, решаемой путем рационального соче-

тания традиционных инструментов, как тарифы и квотирование, создания своеобразной системы шлюзов в виде компенсационных платежей и выплат, позволяющих относительно выравнивать внутренние и мировые цены на зерно и продукты его переработки;

делегирование отдельных полномочий в наднациональный орган государств-членов ЕАЭС для более тесной их интеграции, базирующейся на эффективной законодательной основе, позволяющей обеспечить как национальный, так и наднациональный уровни государственного регулирования союзного зернового рынка, гармонизацию экономических интересов его участников путем постепенного и поэтапного перехода от простого к сложному взаимодействию между ними.

Устойчивость наращивания экспортных ресурсов зерна в основном будут определяться количеством, качеством и видовым

ассортиментом производимого зерна, наличием его товарных ресурсов в каждой из стран Союза, уровнем цен на зерно, а также платежеспособным спросом населения и возможностью его удовлетворения за счет собственного производства, влиянием государства на рыночные процессы в производстве и реализации зерна, конъюнктуры мирового зернового рынка и ряда других факторов внутреннего и внешнего характера. Этому способствует объективная потребность в развитии интеграционных процессов в торговле зерном, относительно большая потенциальная емкость общего зернового рынка по отдельным видам зерна, наличие единой транспортной системы, географическая близость, сравнительно одинаковые требования, предъявляемые к качеству зерна и продуктов его переработки. При этом уровень развития зерновой торговли в рамках Союза и с третьими странами ависит от того, на каком уровне развития находится национальный зерновой рынок каждого из его государств, насколько рациональна внешняя политика в отношении третьих стран, особенно Украины, являющейся после России вторым государством на экономическом пространстве СНГ по объемам производства и экспорта зерна. Наибольший эффект возможен в том случае, если каждая страна Союза будет ориентироваться на увеличение производства и вывоз тех видов зерна, традиционно наиболее эффективных и конкурентоспособных в местных условиях, и ввоз дефицитных видов зерна, потребность в которых то или иное государство-член ЕАЭС в силу ряда внутренних и внешних объективных причин не может полностью удовлетворить за счет наращивания отечественного производства.

Чтобы полнее учесть место и роль каждого государства-члена Евразийского экономического союза в развитии зернового экспорта, необходимо:

разработать общую схему территориально-отраслевого разделения труда в агропромышленном производстве Союза, обосновав на ее основе единую схему территориального разделения труда в зерновом производстве, максимально учитывающую при-родно-экономические особенности каждого из государств-членов ЕАЭС, позитивные и

негативные факторы, определяющие совместные возможности развития зернового хозяйства, рынка зерна и его экспорта;

целесообразно разработать долгосрочную программу развития союзного зернового рынка, выделив в ней приоритетные виды зерна и основные совместные мероприятия при их производстве и сбыте, а также наднационального регулирования зернового рынка, предусмотреть создание крупномасштабных специализированных зон производства отдельных видов зерна, межрегиональных и межгосударственных зерновых кластеров, использование совместных инновационно-инвестиционных проектов;

сформировать эффективные межгосударственные экономические механизмы стимулирования развития зернового производства в целях увеличения внутреннего потребления, расширения внутренней торговли и создания экспортного потенциала зерна и продуктов его переработки;

организовать зерновую торговлю между государствами-членами ЕАЭС через единую уполномоченную аграрную биржу, придав ей статус межгосударственной, что сделает торговлю зерном более прозрачной и стабильной на всем экономическом пространстве Союза, позволит упорядочить ценообразование на отдельные виды зерна и продукты их переработки. Предстоит также создать разного рода межгосударственные аналитические структуры по анализу и прогнозированию развития зернового хозяйства, рынка зерна и его отдельных сегментов;

существенно улучшить информационное обеспечение всех государств-членов союзного зернового рынка. Оно должно осуществляться в рамках единой информационной системы его агропродовольствснно-го рынка на основе создания полноценной интегрированной информационной подсистемы «Общий зерновой рынок».

Масштабность, интенсивность и стабильность зернового экспорта в рамках Союза и за его пределами, а также скоординированное взаимодействие государств-членов ЕАЭС на мировом зерновом рынке определяются не только наличием у каждого из них, особенно у России и Казахстана, множества внугренних и внешних причин, сдерживающих развитие национальных и союз-

ного зерновых рынков, но и возможностью использования имеющихся объективных преимуществ, которые можно реализовать, если более четко скоординировать свои совместные действия.

Объем и эффективность внешней зерновой торговли Союза в основном будут определяться уровнем производства зерна и наличием его товарных ресурсов, возможностями увеличения внутренних потребностей. Однако только рациональное сочетание экономического либерализма в зерновой торговле с практикой законодательного протекционизма в отношении производителей и поставщиков товарного зерна на внутренние и внешние рынки при скоординированных действиях в купле-продаже зерна и продуктов его переработки могут обеспечить экономические интересы как отдельных хозяйствующих субъектов, так и национальные интересы каждого государства-члена ЕАЭС.

Возможные выгоды и недостатки при координации внешней зерновой торговли стран Союза, можно предположить, что она будет происходить поэтапно, по мерс совершенствования организационно-экономического механизма, совместной разработке и осуществления ряда национальных и наднациональных целевых зерновых программ и инвестиционных проектов, выработке согласованной экспортной политики, учитывающей национальные интересы каждой страны-участницы, особенности функционирования се внутреннего зернового рынка и экономические интересы Союза.

Государства-члены ЕАЭС с их значительным аграрным и особенно зерновым потенциалом способны не только полностью обеспечить себя отечественным зерном, но и поставлять его в крупных объемах на мировой рынок. Несмотря на то, что внутренний спрос на зерно остается по-прежнему одним из основных факторов развития зернового хозяйства и зернового союзного рынка, тем не менее и он во многом формируется под влиянием внешних факторов и в первую очередь максимального учета возможностей экспортных поставок зерна и продуктов его переработки как в страны ближнего, так и дальнего зарубежья.

Чтобы эффективнее задействовать экспортный потенциал зернового хозяйства

государств-членов ЕАЭС, особенно России и Казахстана, укреплять и расширять их позиции на внугрсннем и мировом зерновых рынках, предстоит:

во-первых, разработать союзную стратегию развития зернового экспорта. Для ее реализации необходимо:

- использовать зерновой экспорт не только как один из мощных и постоянно действующих стимулов для наращивания производства зерна и продуктов его переработки внутри Союза, повышения их качества и конкурентоспособности, но и как составную часть национальной аграрной политики каждой страны и Союза в целом;

- развивать экспорт отдельных видов зерна с учетом рационального размещения посевов зерновых культур, углубления специализации зернового производства и повышения эффективности использования био-климагического и производственного потенциала стран Союза и их отдельных регионов;

- обеспечить экономическую заинтересованность в зерновом экспорте непосредственно самих сельскохозяйственных товаропроизводителей путем их равноправного и равновыгодного участия в распределении прибыли от реализации экспортного зерна;

- регистрировать в обязательном порядке все экспортные зерновые контракты на уполномоченной бирже, чтобы обеспечить открытость и гласность их числа, объемов и цен на зерно и продукты его переработки;

во-вторых, полнее задействовать внутренние факторы развития зернового экспорта, которые определяются:

высокой зсмлсобсспеченностью Союза, потенциальным расширением посевов зерновых культур и наращиванием объема производства высококачественного зерна;

- сравнительно благоприятными поч-венно-климатическими условиями основных зернопроизводящих регионов и их привязкой к основным транспортным магистралям, а также возможностью инвестирования в зерновое хозяйство крупных коммерческих структур:

- наличием достаточных селекционно-генетических ресурсов;

в-третьих, рационализировать структуру вывозимого зерна, частично переориен-

тировав экспорт с зерна на вывоз муки и продуктов глубокой переработки зерна как это происходит в Казахстане, что даст возможность полнее загрузить используемые производственные мощности зерноперсраба-тывающих предприятий со всеми вытекающими отсюда положительными моментами;

в-четвертых, совершенствовать отечественные стандарты на зерно и продукты его переработки в направлении их гармонизации со стандартами основных стран-экспортеров зерна, являющихся по существу законодателями требований, например, к качеству пшеницы при се мировой торговле;

в-пятых, создать эффективные логистические центры как организационной структуры рационального управления использования транспортных средств и перемещения крупных экспортных партий зерна для сокращения издержек, ускорения продвижения его товарных потоков. Развивать экспорт зерна стран Союза необходимо при опережающих темпах формирования недостающих элементов инфраструктуры зернового рынка, особенно России и Казахстана;

в-шестых, повышать конкурентоспособность прежде всего российского и казахстанского зерна на мировом рынке за счет использования не только естественных, но инвестиционных и инновационных факторов. а также совершенствования территориальной структуры зернового производства Союза, ускорения процесса создания специализированных зон по отдельным видам зерна и формирования территориальных кластеров, например, по производству экологически чистой высококачественной продовольственной пшеницы, постоянно востребованной на внутреннем и мировом зерновых рынках;

в-седьмых, необходимо активизировать взаимодействие России с Казахстаном, а также с государствами на экономическом пространстве СНГ. Для ведения их скоординированной политики на мировом зерновом рынке возможно создание совместного объединения, который позволил бы: снизить колеблемость цен на рынке зерна государств-членов ЕАЭС и их зависимость от спекулятивных факторов; создать механизм совместного межнационального управления зерновыми запасами; оптимизировать инвссти-

ции на создание совместной зерновой инфраструктуры; повысить конкурентоспособность зерна, а также эффективность и прозрачность функционирования союзного и национальных зерновых рынков;

в-восьмых, следует существенно улучшить статистический учет зерна и продуктов его переработки путем официальной публикации отчетных зерновых балансов по каждому виду зерна на календарный и сельскохозяйственный годы с целью обеспечения большей «прозрачности» союзного и национальных зерновых рынков и поставок отдельных видов зерна на мировой рынок.

Чтобы полнее и эффективнее задействовать экспортный потенциал зернового хозяйства Союза, укреплять и расширять позиции прежде всего российского и казахстанского зерна на мировом рынке необходимо развивать инфраструктуру и логистическое обеспечение активного продвижения зерна в те страны, где оно представлено в незначительных объемах или вообще отсутствует.

Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынка зерна должно быть направлено на увеличение оснащенности производства и экспорта зерна современными мощностями по его подработке, хранению и перевалке за счет строительства новых, реконструкции и модернизации действующих объектов. Для этого целесообразно осуществлять мероприятия по таким направлениям, как:

- приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями крупных зернохранилищ в кооперативную собственность или строительство ими новых собственных емкостей, что могло бы составить конкуренцию на рынке услуг по хранению зерна крупным промышленным зернохранилищам;

- стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей к использованию емкостей крупных механизированных зерно-псрсрабатывающих комбинатов и укрепле-

ние их материально-технической базы и объектов хранения непосредственно у самих производителей зерна;

- государственная поддержка нового строительства, модернизация и техническое перевооружение объектов переработки зерна непосредственно у самих сельскохозяйственных товаропроизводителей через предоставление им инвестиционных кредитов, а также развитие инфраструктуры в сфере обращения зерна, что даст возможность производителям зерна расширить его сбыт на местных рынках в период наиболее благоприятных цен, позволит снизить волатильность цен на зерно и обеспечить повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- создание современной системы биржевой торговли зерном, ее вхождение в глобальные компьютерные системы биржевых торгов;

- расширение внедрения в практику системы торговли двойными и простыми складскими свидетельствами, применение которых повысит ликвидность рынка и позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям привлечь необходимые оборот- I ные средства, фактически не продавая зерно.

Многочисленные вопросы развития инфраструктуры зернового экспорта прежде всего России и Казахстана требуют комплексного решения в первую очередь в рамках общей стратегии развития экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, а также разработки общей программы развития зернового хозяйства и рынка зерна. Например, в перспективе в России и Казахстане экспорт зерна в объеме не менее 40 млн. т должен стать основным драйвером наращивания его производства, особенно высококачественной пшеницы, пользующейся повышенным спросом как на союзном, так и на мировом рынках.

Литература:

1. Алтухов А.И. Зерно России / А.И. Алтухов. A.C. Васютин. - М.: «ЭКОНДС-К», 2002. -432 с.

2. Алтухов А.И. Зерновой рынок России / А.И. Алтухов. - М.: ГНУ ВНИИ экономики сельского хозяйства. Издательство ИП Насирддинова В.В., 2012. - 700 с.

3. Размещение и специализация сельскохозяйственного производства: проблемы и пути их решения / А.И. Алтухов, Л.П. Силаева, Р.В. Солошенко, Д.С. Пирисв [и др.]. - Курск: Изд-во Курск, гос. с.-х. ак., 2014. - 202 с.

4. Концептуальные основы размещения и специализации агропромышленного производства / А.И. Алтухов, О.В. Асмус, Л.П. Силаева [и др.]. - М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2010. - 104 с.

5. Основные направления регионального размещения и специализации агропромышленного производства в России / А.И. Алтухов, А.И. Трубилин, Л.П. Силаева [и др.]. - М.: ГНУ ВНИИЭСХ, Краснодар: КубГАУ, 2014. - 183 с.

References:

1. Altuhov A.I. Zerno Rossii / A.I. Altuhov, A.S. Vasyutin. - M.: «EHKONDS-K», 2002. - 432 s.

2. Altuhov A.I. Zcrnovoj rynok Rossii / A.I. Altuhov. - M.: GNU VNII ehkonomiki scl'-skogo hozyajstva, Izdatel'stvo IP Nasirddinova V.V., 2012. - 700 s.

3. Razmeshchenic i specializaciya scl'skohozyajstvcnnogo proizvodstva: problcmy i puti ih resheniya / A.I. Altuhov, L.P. Silaeva. R.V. Soloshcnko, D.S. Piricv [i dr.], - Kursk: Izd-vo Kursk, gos. s.-h. ak„ 2014.-202 s.

4. Konceptual'nyc osnovy razmeshcheniya i spccializacii agropromyshlcnnogo proizvodst-va / A.I. Altuhov, O.V. Asmus, L.P. Silaeva [i dr.], - M.: GNU VNIIEHSKH, 2010. - 104 s.

5. Osnovnye napravleniya rcgional'nogo razmeshchcniya i specializacii agropromyshlenno-go proizvodstva v Rossii / A.I. Altuhov, A.I. Trubilin, L.P. Silaeva [i dr.], - M.: GNU VNIIEHSKH, Krasnodar: KubGAU, 2014. - 183 s.

Прикладные экономические исследования №3 (13), Издательство «Научный консультант», 2016

Роль государственной поддержки в инновационном развитии растениеводства России

Нечаев В.И.а), Михайлушкин П.В.0), Слепнева Т.В.'"

л'ФГБНУ «Всероссийский ПИИ экономики сельского хозяйства» (ФГБНУ ВНИИЭСХ), главный научный сотрудник, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ "'Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина» (ФГБОУ ВО Кубанский ГА У).

доктор экономических наук, доцент Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А.Тимирязева». (ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева), старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета

Аннотация: в статье показано значение государственной поддержки в развитии инновационных процессов отечественного растениеводства. Обоснована необходимость ее дальнейшего совершенствования с учетом интеграционных процессов и членства России в ВТО.

Ключевые слова: растениеводство, формы государственной поддержки, инновации, биотехнология, ГМО, модернизация отрасли._

Applied Economic Researches 3 (13), Published by Scientific Adviser, 2016

THE ROLE OF STATE SUPPORT IN THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIAN CROP PRODUCTION

Nechacv V.l.a), Mikhailushkin P.V.b), Slcpneva T.V.c)

A)The Federal Slate Budget Scientific Institution A4-Russian Research Institute of Agricultural Economics (FSBSJ VNIIESIl), Main scientific Associate Professor. Doctor of Economics. Professor, Honored Scientist of the Russian Federation Ь ' The Federal Stale Budgetaiy Educational Institution of Higher Education «Kuban Stale Agrarian University named after /. T. Trubilin» (FSBEI HE Kuban SAU), Doctor of Economics. Associate Professor

c)

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Russian Slate Agrarian University - MAAA named after K.A. Timiryaiev» (FGBOU in the RGAU-MAAA named after K. A. Timiryazev), The senior teacher of chair

of book keeping

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.