Научная статья на тему 'РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ ТУРИЗМА'

РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
528
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
Маркетинг / туризм / тенденция / туроператор / турагент / экономика / маркет / рынок / организация / услуги. / Marketing / tourism / trend / tour operator / travel agent / economics / market / market / organization / services.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дилноза Дилшодовна Хуррамова, Гулсанам Азамовна Болтаева, Кувончбек Акромович Тошкентов

В статье рассказывается о совершенствовании сферы маркетингового туризма и рассказывается новые методы маркетинга в туризме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MARKETING IN THE SPHERE OF TOURISM

The article tells about the improvement of the marketing tourism industry and tells about new methods of marketing in tourism.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ ТУРИЗМА»

РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Дилноза Дилшодовна Гулсанам Азамовна Кувончбек Акромович Хуррамова Болтаева Тошкентов

КарГУ

АННОТАЦИЯ

В статье рассказывается о совершенствовании сферы маркетингового туризма и рассказывается новые методы маркетинга в туризме.

Ключевые слова: Маркетинг, туризм, тенденция, туроператор, турагент, экономика, маркет, рынок, организация, услуги.

DEVELOPMENT OF MARKETING IN THE SPHERE OF TOURISM

ABSTRACT

The article tells about the improvement of the marketing tourism industry and tells about new methods of marketing in tourism.

Key words: Marketing, tourism, trend, tour operator, travel agent, economics, market, market, organization, services.

В течении длительного периода маркетинг рассматривался преимущественно как функция управления предприятием, а именно как средство создания и поддержания конкурентоспособности, инструмент, позволяющий управлять инновациями и отношениями на рынке между компанией, ее потребителями, партнерами, конкурентами и обществом в целом, как деятельность, которая определяет характер экономического развития и уровень благосостояния нации. Маркетинг туризма в сравнении с прочими сферами, где активно используются все методы и подходы маркетинговой деятельности, остается на уровень ниже, несмотря на то, что туризм, казалось бы, остается популярным способом отдыха на протяжении не одного десятилетия [1-7]. При этом, активное развитие маркетинга туризма, безусловно, положительно влияет на привлечение капитала в данный бизнес и, как следствие, на повышение сумм налогов, которые поступают в бюджет страны.

Говоря о туризме, как о сфере социального трудового обеспечения и привлечения капитала извне, стоит отметить, что именно на нее во всем мире приходится 10% инвестиций, каждый шестнадцатый человек в мире так или иначе является причастным по роду деятельности к сфере туризма [8-14]. Десятая часть глобальных потребительских расходов приходится все на тот же туризм. Не только постоянно растущая популярность, но и, что немаловажно, стабильность в

развитии сферы туризма говорят о том, что требуется проводить соответствующий маркетинг данных слуг, дабы поддерживать и в перспективе повышать число привлеченных клиентов. В некоторых странах, таких как Египет, Турция, Греция, налоги, поступающие из сферы туризма, составляют львиную долю бюджета. Бизнес ведется на высоком уровне конкуренции, который предполагает использование наиболее современных и инновационных методов маркетинга данной сферы [15-18]. В противном случае, когда маркетологи какой-либо туристической фирмы сдают свои позиции, за считанные дни их рейтинг может опуститься чуть ли не со скоростью света.

Одним из основных объектов исследования маркетинга услуг являются результаты учета внешних эффектов. Часто в социальной среде потребитель услуг испытывает на себе позитивное или негативное влияние лиц, не принимающих непосредственного участия в оказании этих услуг, но являющимися членами социума. Поэтому внешний эффект может не только существенно изменить сложившиеся социальные условия, но и определенным образом повлиять на ход социальных, экономических, экологических составляющих жизнедеятельности человека. Здесь особенно важна опасность возникновения негативного внешнего эффекта: например, несоответствие качества туристических услуг их стоимости. К особенностям маркетинговых исследований в сфере услуг относится выяснение проблемы: «какая именно характеристика услуги побуждает конечных потребителей выбирать данного поставщика услуг: скорость реализации, минимум ошибок, дополнительных услуг, удобное нахождения производителя услуги или что-то другое». Особенности рынка услуг также значительно влияют на инструментарий продвижения и организации маркетинговой коммуникационной политики [19-21].

Туризм — одна из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового сектора услуг. Благодаря быстрым темпам роста туризм был признан экономическим феноменом XX в. Развивается и российский рынок туризма.

Рынок туристских услуг движется в сторону большей прозрачности и доступности для конечного потребителя. По данным Aviation EXplorer1, рост доли туристских услуг, оформляемых в Интернете, был признан наиболее заметным трендом на российском рынке в 2012 г. Структура спроса изменяется, смещаясь в сторону самостоятельного оформления туристских услуг в Интернете населением.

Чтобы сохранить конкурентоспособность в новой среде, компаниям индустрии туризма необходимо двигаться от культуры ориентации на потребителя к ориентации на рынок.

В настоящее время еще не выработано единого подхода к определению маркетинга в туризме, поэтому рассмотрим разные взгляды на проблему.

В соответствии с рекомендациями Всемирной туристской организации (UNWTO) выделяются три главные функции туристского маркетинга:

• формирование контактов с потребителями туристских услуг, которое ставит своей целью убедить их в том, что предлагаемое место отдыха и существующие там службы сервиса, достопримечательности и ожидаемые выгоды полностью соответствуют тому, что сами клиенты желают получить;

• развитие контактов за счет нововведений, которые смогут обеспечить новые возможности для сбыта. Подобные нововведения должны соответствовать потребностям и предпочтениям потенциальных клиентов;

• контроль за результатами обслуживания, который предусматривает анализ результатов деятельности по продвижению товаров и услуг на рынок и проверку того, насколько результаты отражают полное и успешное использование имеющихся в сфере туризма возможностей, сравнительный анализ расходов на рекламные маркетинговые мероприятия и полученных доходов.

Результатом деятельности в туризме является туристский продукт, который имеет свои отличительные особенности:

• спрос на туристские услуги эластичен по отношению к уровню дохода потребителя и ценам, подвержен сезонным колебаниям;

• туристский продукт зависит от таких переменных, как пространство и время;

• предлагаемые туристские услуги разделены территориально: бронирование тура в турфирме, бронирование гостиницы или авиабилетов через Интернет туристы получают в месте своего постоянного проживания, транспортные услуги могут быть получены во время тур поездки, размещение в гостинице, участие в фестивалях, экскурсионное обслуживание, питание — в месте временного пребывания;

• предложение туристского продукта отличается негибким производством. Гостиницы, аэропорты, музеи, тематические парки не могут быть перенесены в конце туристского сезона в другой регион, чтобы приспособиться к изменению спроса и сезонности;

• оценка качества туристского продукта отличается значительной субъективностью. Влияние на восприятие качества обслуживания туриста могут оказывать местные жители, члены туристской группы;

• на оценку качества туристского продукта могут оказывать влияние такие факторы, как погодные и природные условия, политические события.

Можно выделить несколько уровней организации маркетинга в туризме:

• маркетинг на уровне туроператоров и турагентов;

• маркетинг на уровне производителей туристских услуг — средств размещения, предприятий питания, предприятий транспорта, предприятий экскурсионного обслуживания и т.д.;

• маркетинг на уровне общественных туристских организаций — национальных туристских администраций (НТА); туристских информационных центров, общественных объединений в сфере туризма;

• маркетинг на уровне территорий и регионов — туристских дестинаций.

При этом маркетинг на уровне туроператоров и турагентов и маркетинг на

уровне производителей туристских услуг относятся к сфере коммерческого маркетинга, а маркетинг на уровне национальной туристской администрации и маркетинг на уровне территорий относятся к сфере некоммерческого маркетинга.

При разработке маркетинговых стратегий компаниям, работающим в сфере туризма — турфирмам, гостиницам, предприятиям питания, объектам туристского показа, необходимо учитывать специфику «неосязаемого» продукта [22-25]. Разработка маркетинговой программы не только должна строиться на традиционных элементах комплекса маркетинга, но и необходимо задействовать дополнительные элементы — процесс оказания услуги, контактный персонал (персонал, работающий в непосредственном контакте с гостями и клиентами) и физическое окружение.

В связи с этим основной задачей является установление связи между потребностями и ожиданиями клиентов и внутренними процессами формирования модели ценности для клиентов в сфере туризма, направленной на удовлетворение этих потребностей.

Модель ценности для клиента включает в себя пять основных элементов, определяющих восприятие ценности клиентом и уровень его удовлетворенности: качество самого продукта; качество обслуживания через технологии его предоставления; имидж предприятия; цена; взаимоотношения между поставщиком услуг, клиентом и контактным персоналом компании сферы туризма.

Реализации модели ценности для клиентов способствуют внутренние маркетинговые активы компании сферы туризма.

Реализация концепции внутреннего маркетинга позволит выстроить зависимость «лояльный персонал — лояльный клиент — прибыльность компании». На выходе этого процесса будет разработанная технология качественного обслуживания клиентов и контроль за ней, система показателей оценки работы персонала в зависимости от удовлетворенности клиентов, маркетинговая информационная система компании сферы туризма, дающая персоналу возможность качественного обслуживания клиентов, а также

воспитание лояльных сотрудников, предоставляющих превосходное обслуживание.

Такой подход отличается от традиционного продвижения продукта в сфере туризма, поскольку нацелен не на решение текущих вопросов по привлечению и удержанию клиентов, а па построение системы взаимоотношений с клиентами на долгосрочной основе.

Внутренний маркетинг имеет ту же теоретическую базу, что и традиционный маркетинг. Особенностью же являются объект и предмет изучения концепции внутреннего маркетинга. Объектом внутреннего маркетинга выступают сотрудники компании сферы туризма и ее внутренняя среда, рассматриваемые с точки зрения ожиданий и восприятий клиента.

Задача внутреннего маркетинга — создание внутри компании среды, максимально ориентированной на клиента.

REFERENCES

[1] Gulomkhasanov E. M., Bakhadir O., Madina L. DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY IN THE TOURISM SPHERE IN UZBEKISTAN //ПРОБЛЕМИ ТА ПЕРСПЕКТИВИ РЕАЛ1ЗАЦ11 ТА ВПРОВАДЖЕННЯ М1ЖДИСЦИПЛ1НАРНИХ НАУКОВИХ ДОСЯГНЕНЬ. - 2021. - С. 24.

[2] Гуломхасанов Э. М., Каримов К., Лазизова М. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ НА ТЕРРИТОРИИ БУХАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСЛЕ КРИЗИСА COVID-19 //Scientific progress. - 2021. - Т. 2. - №. 5. - С. 474-478.

[3] Gulomxasanov E., Amirova F. S. Q., Amirov A. S. O. G. L. IQTISODIYOTNI RIVOJLANTIRISHDA ICHKI TURIZIMNING ORNI VA AHAMIYATI //Scientific progress. - 2021. - Т. 2. - №. 6. - С. 171-174.

[4] G'Ulomxasanov E., Rahmatova N. QASHQADARYO TURIZMIDA SHAHRISABZ SHAHRINING TUTGAN O'RNI //Scientific progress. - 2021. - Т. 2.

- №. 5. - С. 483-487.

[5] Tuxliyev I. S. et al. The basics of tourism: A handbook //Samarkand: SamISI. -2010.

[6] Tuxliyev I. S. et al. Turizm asoslari: O= quv qo= llanma //S.: SamISI, 2010.-247 b.

- 2010.

[7] Rasulovna, K. M., & Dilshodovna, A. N. (2021). THE CONTENT OF PEDAGOGICAL DISCIPLINES AIMED AT CONTINUOUS DIDACTICAL TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS. INTEGRATION OF SCIENCE, EDUCATION AND PRACTICE. SCIENTIFIC-METHODICAL JOURNAL, 2(4), 68-73.

[8] Rasulovna, K. M. (2021). The didactic basis of formation of a creative personality of a student of a medical university. ACADEMICIA: AN INTERNATIONAL MULTIDISCIPLINARY RESEARCH JOURNAL, 77(2), 688-695.

[9] Rasulovna, K. M. (2021). Aspects of creative ability development of medical university students. ACADEMICIA: AN INTERNATIONAL MULTIDISCIPLINARY RESEARCH JOURNAL, 77(1), 1617-1622.

[10] Rasulovna, K. M. (2020). Contents of Pedagogical Disciplines Aimed at Continuous Didactic Training of Medical Students. International Journal of Progressive Sciences and Technologies, 21(2), 23-26.

[11] Ganieva, S. (2021). DEVELOPING «CREATIVE THINKING» SKILLS BY TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO PRIMARY SCHOOL STUDENTS. 36ipHUK HayKoeux npav¡b SCIENTIA.

[12] Abduqahhorovna, G. S. (2021). DEVELOPING CREATIVE THINKING SKILLS IN HIGH SCHOOL PUPILS THROUGH THE MIND MAP "TENSES". ResearchJet Journal of Analysis and Inventions, 2(06), 327-332.

[13] G'aniyeva, S. A. (2021, May). HERE ARE SOME EFFECTIVE WAYS TO TEACH A FOREIGN LANGUAGE IN PRESCHOOL. In Archive of Conferences (Vol. 24, No. 1, pp. 83-85).

[14] Ganiev, A. G., Ganieva, S. A., & Abdunazarova, Z. S. Formation of Creative Thinking Skills in 5-6-year-old Children with the Help of Mind Maps. JournalNX, 8486.

[15] Mukhamedova, Z. G. (2016). Modelling of fluctuations in the main bearing frame of railcar. International Journal of Modern Manufacturing Technologies, 8(2), 48-53.

[16] Sagatovich, Y. M., & Gafurdjanovna, M. Z. (2018). Analysis of optimal periodicity of preventive maintenance of rail service car taking into account operational technology. European science review, (1-2).

[17] Ykubov, M. S., Muxamedova, Z. G., Isroilov, U. S., & Fayzullaev, J. S. (2018). Methodological aspects of continuous controlling and diagnostics traction electrical equipments using methods of spectral analysis. Chemical Technology. Control and Management, 85-90.

[18] Mukhamedova, Z. G., & Khromova, G. A. (2017). Yutkina IS Mathematical Model of Oscillations of Bearing Body Frame of Emergency and Repair Railcar. Journal«Transport Problems, 12(1), 93-103.

[19] Gulomxasanov, E., Amirova, F. S. Q., & Amirov, A. S. O. G. L. (2021). IQTISODIYOTNI RIVOJLANTIRISHDA ICHKI TURIZIMNING ORNI VA AHAMIYATI. Scientific progress, 2(6), 171-174.

[20] Khromova, G., Mukhamedova, Z., & Yutkina, I. (2017). Mathematical model of oscillations of bearing body frame of emergency and repair railcars. Transport problems, 12

[21] Mukhamedova, Z. (2015). Development of generalized dynamic model of oscillations of the main frame and running gear of rail service cars. Transport Problems, 711.

[22] Khromova, G. A., Mukhamedova, Z. G., & Yutkina, I. S. Optimization of dynamic characteristics of emergency rail service cars. Monograph. ISBN 978-9943-975-966.-Tashkent:" Fan va tekhnologiya", 2016.-253 p.

[23] Gafurdjanovna, M. Z. (2020). Reliability improvement of special self-propelled rolling stock based on its technical diagnostics. Journal of Critical Reviews, 7(12), 186189.

[24] Mukhamedova, Z. (2017). Mathematical Model for Calculation of Oscillations in the Main Bearing Frame of Railcar with Changing Stiffness and Physical Parameters.

[25] Kuziev, A. U., Muratov, A. K., & Kurbonov, S. S. (2020). DEVELOPMENT AND EFFECTIVE USE OF REGIONAL MULTIMODAL TRANSPORT NETWORKS OF TRANSPORTATION. Theoretical & Applied Science, (5), 550-555.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.