Научная статья на тему 'Развитие земельных отношений в Калмыкии в условиях формирования рыночной экономики'

Развитие земельных отношений в Калмыкии в условиях формирования рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санджиев В. Г.

В статье освещаются вопросы состояния земельных отношений в Республике Калмыкия в условиях модернизации экономики и формирования рыночного хозяйства. Также исследуются основные направления совершенствования земельных отношений в Республике Калмыкия на перспективу до 2015 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE LAND RELATIONS IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA IN THE FRAMES OF MODERNIZATION AND FORMATION OF MARKET ECONOMY

This article highlights the questions of the land relations in the Republic of Kalmykia in the frames of modernization and creating the market economy. It contains the main trends of a long term developing of the land relation in the Republic of Kalmykia uр to year 2015.

Текст научной работы на тему «Развитие земельных отношений в Калмыкии в условиях формирования рыночной экономики»

УДК 338.431(470.47)

развитие земельных отношении в калмыкии в условиях формирования

рыночной экономики

В.Г. Санджиев,

аспирант кафедры экономической теории, Волгоградский государственный университет

вестник. 2008. № 4(23)

Трансформация земельных отношений в условиях модернизации экономики и формирования рыночных отношений является одной из стратегических задач.

Развитие земельных отношений в Калмыкии базируется на результатах фундаментальных и прикладных исследований, направленных на разработку экономически обоснованной системы развития земельных отношений . Проводимые в Калмыкии земельные преобразования в большей степени коснулись земель сельскохозяйственного назначения. На 1 января 2007 г доля земель сельскохозяйственного назначения в составе всех земель республики, находящихся в частной собственности, составила более 98,9%, или 423,7 тыс. га. В целом площадь земель данной категории, находящихся в частной собственности, увеличилась в 2006 г на 70,9 тыс. га [1. С. 23].

В наличии у предприятий, организаций, обществ, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, по состоянию на 1 января 2007 г. находятся земельные участки общей площадью 3 151,6 тыс. га [1. С. 24]. Значительная часть из них находится в государственной и муниципальной собственности - 3 068,4 тыс. га.

Граждане (объединения граждан), занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, используют 1 827,8 тыс. га (на 1 января 2007 г.). Хозяйственными товариществами и обществами используется 684,0 тыс. га, или 21,7% от общей площади рассматриваемых земель. Основная масса этих земель находится в государственной собственности -

649.2 тыс. га. Из них 0,9 тыс. га предоставлено на праве пользования,

648.3 тыс. га предоставлено на праве аренды. Собственниками земельных долей передано земельных долей на праве аренды данной категории сельхозпредприятий - 34,8 тыс. га.

Производственные кооперативы используют 1 713,3 тыс. га, или 54,4% от всей площади, имеющейся в наличии у предприятий, организаций, обществ, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции.

Государственные и муниципальные унитарные сельскохозяйственные предприятия имеют 626,5 тыс. га, или 19,9%, которые находятся в государственной собственности. Из них 48,4 тыс. га предоставлены на праве пользования, 578,1 тыс. га - на праве аренды.

Граждане как хозяйствующие субъекты, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, осуществляют деятельность в форме крестьянских (фермерских) хозяйств. Площадь земель, используемых ими, составляет 1 479,8 тыс. га, или 80,9%. В собственности крестьянских (фермерских) хозяйств имеется 2,3 тыс. га. В государственной собственности находятся 1 460,7 тыс. га, из них предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения 158,2 тыс. га, на праве пользования - 14,4 тыс. га, на праве аренды - 1288,1 тыс. га. Кроме того, используются на праве аренды 16,8 тыс. га, предоставленные им собственниками земельных долей [1. С. 24]. Площадь личных подсобных хозяйств составляет 7,1 тыс. га, из них 1,1 тыс. га составляют собственность граждан. Личные подсобные хозяйства, находящиеся в государственной собственности, имеют 6,0 тыс. га, из них предоставлены на праве пользования 0,5 тыс. га, на праве аренды -5,5 тыс. га. Граждане и объединения, занимающиеся садоводством, используют площади в размере 1,3 тыс. га. Граждане и их объединения, занимающиеся огородничеством, имеют 0,1 тыс. га земель. Граждане, занимающиеся сенокошением и выпасом скота, используют 6,5 тыс. га. Все эти земли находятся в государственной собственности, земельные участки предоставлены им на праве аренды (данные Госкомстата Республики Калмыкия).

С началом земельной реформы в 1991 г осуществляется процесс бесплатной передачи земли гражданам с целью добровольной организации крестьянских (фермерских) хозяйств или личных подсобных хозяйств, садоводческих или огороднических товариществ, строительства дач и индивидуального жилья.

По данным государственных статистических наблюдений, на 1 января 2007 г зарегистрировано 2 406 крестьянских (фермерских) хозяйств на площади 1 479,8 тыс. га. По сравнению с 2005 г. количество хозяйств увеличилось на 228 на площади 272,8 тыс. га (с учетом площадей земельных участков, которые предоставлялись дополнительно существующим КФХ или изымались у них). За 2006 г. образовалось 361 новое хозяйство на площади 260,2 тыс. га, прекратили деятельность 133 хозяйства на площади 41,9 тыс. га.

Личное подсобное хозяйство является формой непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, позволяющей ее владельцу удовлетворять личные потребности. Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства состоит из приусадебного и полевого участков. По данным государственных статистических наблюдений, на 1 января 2007 г зарегистрировано 11 335 личных подсобных хозяйства на площади 7,1 тыс. га.

Садовые и огородные земельные участки предоставляются гражданам для выращивания плодовых, ягодных, овощных и иных сельскохозяйственных культур. На 1 января 2007 г. коллективным садоводством занимались 14 332 семьи и 5 юридических объединений садоводов на площади 1,3 тыс. га, а коллективным огородничеством - 43 семьи на площади 0,1 тыс. га.

Одним из направлений государственной поддержки при решении жилищного обеспечения и трудоустройства уволенных с военной службы и членов их семей является предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства жилого дома, организация крестьянского (фермерского) хозяйственного землепользования; разработка программ но-методического обеспечения мониторинга земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия.

Действующие принципы исчисления земельного налога и арендной платы за землю на основе кадастровой стоимости земельного участка не позволяют оптимизировать платежи за землю с целью увеличения доходного потенциала республиканского и муниципальных бюджетов.

Остается проблема определения экономически обоснованного и социально приемлемого размера арендной платы.

В Калмыкии процесс формирования земельного рынка находится в начальной стадии, хотя в последнее время он проходит более активно, чем в 1990-е гг. В этой связи необходимо системно и комплексно рассмотреть основные цели и задачи, которые направлены на реализацию стратегии и тактики дальнейшего совершенствования земельных отношений на уровне региона. В целях устойчивого землепользования, охраны земель и более активного формирования земель-

ного рынка на период 2008 - 2015 гг. необходимо предусмотреть следующие мероприятия:

- разработку программы защиты земель от деградации и других негативных явлений, консервации деградированных земель и их восстановления;

- периодическое обследование продуктивности кормовых угодий и плодородия земельных участков с учетом их изменения экологического и агрохимического состояния для последующей актуализации кадастровой оценки;

- разработку и создание серии тематических карт и атласов (ландшафтно-экологической карты, карты почв, карты растительности Республики Калмыкия и т.д.);

- для эффективного регулирования устойчивого землепользования и охраны земель запланирована разработка проектов акта Правительства Республики Калмыкия об утверждении перечня особо ценных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Правовые основы регулирования земельных отношений в настоящее время требуют совершенствования.

Несмотря на значительное количество принятых законодательных актов, регулирующих земельные отношения в области охраны земли, недостаточная правовая защищенность почвенного и растительного покрова очевидна, поэтому необходимо:

- законодательно закрепить требование учета в земельно-кадастровой документации показателей, характеризующих природно-хозяйственное качество почвенного и растительного покрова и экологическое состояние земель;

- ввести конкретные экономические механизмы возмещения землепользователям ущербов, причиненных нерациональным использованием земельных ресурсов третьими лицами.

Становление и развитие рынка земель сельскохозяйственного назначения, отвечающего требованиям структурных и институциональных преобразований в экономике республики, обеспечиваются реализацией ряда взаимосвязанных мероприятий.

Основные направления государственной политики по развитию рынка земли включают в себя:

- устранение барьеров при формировании участников рыночных отношений;

- содействие созданию инфраструктуры рынка земель сельскохозяйственного назначения (со стороны кадастровых инженеров, почвоведов, геоботаников, юристов и оценщиков);

- развитие гражданско-правового оборота земель сельскохозяйственного назначения;

- информационное обеспечение рынка земель сельскохозяйственного назначения.

Специфика земельного рынка в республике обусловливается тремя факторами - демографией, экологией и экономической целесообразностью, необходимость учета которых при перераспределении земель сельскохозяйственного назначения подразумевает и необходимость оказания на него определенного регулирующего воздействия при всей возможной свободе рынка.

В качестве одной из важнейших, особенно в переходный период, системообразующих структур земельного рынка может выступать Земельный Фонд Республики Калмыкия (ЗФ РК).

Общее направление деятельности Земельного Фонда Республики Калмыкия (ЗФ РК) регламентируется законодательством Республики Калмыкия. Основные задачи ЗФ РК - содействие формированию земельного рынка и целенаправленное воздействие на рыночное пространство с целью экономической корректировки его конъюнктуры, содействие стабилизации земельного рынка, формирование ценовой политики и реализация политики структуризации землепользования, консолидация (укрупнение) земельных участков мелких землевладений.

Ключевым в реализации государственной земельной политики должно быть решение следующих задач:

- разработка и внедрение комплекса мер по совершенствованию системы государственного регулирования арендных отношений, предусматривающих централизацию в республиканских органах власти полномочий по управлению арендными отношениями на землю, автоматизацию управленческого процесса, формирование его инструктивно-методического обеспечения;

- разработка и утверждение единой методики определения арендной платы за землю, учитывающей категории земель, эффективность их использования, категории арендаторов, их финансово-экономическое состояние (уровень доходов), платежную дисциплину арендаторов во взаимосвязи с социально-экономической политикой;

- установление порядка и условий предоставления земель в аренду, учитывающих компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления и стимулирующих инвестиционные процессы в экономике республики с учетом отраслевых и социальных приоритетов.

Приоритетное значение приобретает реформирование системы платежей за землю и иную недвижимость, которое должно реализовать принцип единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости.

В этом направлении наибольшую значимость приобретает формирование гибкой налоговой политики на основе принципа единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости.

Осуществление предложенных мероприятий на перспективу в 2008 - 2015 гг. позволит:

- оптимизировать процесс разграничения государственной собственности на землю;

- сформировать собственность Республики Калмыкия на земельные участки;

- усовершенствовать институциональные основы регулирования земельных отношений;

- увеличить оборот земельных участков;

- оценить экономический потенциал земельных ресурсов в Республике Калмыкия;

- обеспечить увеличение поступлений налоговых и неналоговых платежей от использования земель на территории республики в бюджеты всех уровней;

- совершенствовать правовые основы регулирования земельных отношений;

- активизировать процесс переоформления прав на земельные участки, а также обеспечить эффективное взаимодействие между органами власти всех уровней на территории Республики Калмыкия в сфере регулирования земельных отношений.

1. Калмыкия в цифрах / Госкомстат Республики Калмыкия. Элиста, 2006.

УДК 330.142.21:338.4

формирование

эффективных условий воспроизводства

промышленного капитала

в экономике россии

Интеграция, реализующаяся как реструктуризация воспроизводственной системы, меняет условия воспроизводства капитала, качественное его состояние, формы функционирования и управления. Под воздействием процессов интеграции происходит активная реструктуризация воспроизводства промышленного капитала на национально-государственном уровне, создаются условия для модернизации экономики, формируются вертикально интегрированные межотраслевые корпорации, обеспечивающие расширенное воспроизводства всех его фаз и планово-корпоративную форму управления. Экономическая система, таким образом, приобретает иное качество, формируются субъекты хозяйствования, способные вкладывать средства в науку, НИОКР, расширять применение наукоемких технологий, повышать производительность труда, производить конкурентоспособную продукцию.

Интеграция воздействует на процессы воспроизводства промышленного капитала по нескольким направлениям. Основные из них, делающие конкурентоспособность экономики реальным, осязаемым ее состоянием, следующие: структурирование воспроизводства промышленного капитала, качественное изменение производительных сил, формирова-

Е.Г. Христинина,

соискатель кафедры общей экономической теории, СГСЭУ

вестник. 2008. № 4(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.