МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПРОЦЕССЫ
экологические проекты, национальные проекты.
Тяглов С.Г.,
д.э.н., профессор кафедры экономики региона, отраслей и предприятий, РГЭУ (РИНХ)
E-mail: [email protected] Богданова Р.М.,
к.э.н., доцент кафедры экономики региона, отраслей и предприятий, РГЭУ (РИНХ) E-mail: [email protected] Парада Е.В.,
к.э.н., доцент кафедры экономики региона, отраслей и предприятий, РГЭУ (РИНХ) E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЭКОЛОГИЯ»
JEL classification: Q01
Переход к зеленой экономике имеет серьезное экономическое и социальное обоснование, и все усилия государства должны быть направлены на грамотное внедрение принципов зеленой экономики в экономическую модель страны. Разработанный национальный проект «Экология», по сути, первый проект общенационального масштаба, который будет охватывать все элементы зеленой экономики, инструменты и механизмы ее реализации.
В статье рассматриваются основные предпосылки перехода развитых и развивающихся стран на путь «зеленого» развития, анализируются основные цели национального проекта «Экология» и его составные элементы, представленные одиннадцатью проектами федерального значения. Также авторами выделены основные проблемы и перспективы финансирования природоохранных мероприятий и инвестирования в экологические проекты в нашей стране.
Ключевые слова: зеленая экономика, экологическая политика, инвестиции в
S.G. Tyaglov, R.M. Bogdanova, E.V. Parada
DEVELOPMENT OF GREEN ECONOMY WITHIN
IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL ECOLOGY PROJECT
Transition to green economy has serious economic and social justification, and all efforts of the state have to be bent on competent implementation of the principles of green economy in economic model of the country. The developed national Ecology project in fact the first project of national scale which will cover all elements of green economy, tools and mechanisms of its realization.
In article the main prerequisites of transition developed and developing countries on the way of "green" development are considered, the main objectives of the national Ecology project and its components presented by eleven projects of federal importance are analyzed. Also authors allocated the main problems and the prospects of financing of nature protection actions and investment into ecological projects in our country.
Keywords: green economy, environmental policy, investments into ecological projects, national projects.
Введение
Экономические модели развития, применяемые странами на протяжении всего двадцатого века, потеряли свою актуальность и устарели, что объясняется большим количеством кризисов, сбоями в работе рыночного механизма и в первую очередь многократным обострением экологических проблем и усугубляющимся дефицитом природных ресурсов. На этом фоне в качестве единственного пути развития мировое научное, экономическое и политическое сообщество рассматривает необходимость применения концепции зеленой экономики, которая отвечает задачам роста благосостояния населения и повышения качества его жизни, но уже не за
счет потребления новых материальных благ, производство которых и привело к возрастанию рисков для окружающей среды, дефициту природных ресурсов и обострению социальных различий между населением различных регионов.
Теория общественного благосостояния, сформулированная известными экономистами Р. Парето, А. Пигу в 20-е гг. XX в., основывается на предположении, что всеобщее благоденствие достижимо с помощью применения соответствующих механизмов перераспределения доходов и учета внешних эффектов. Так, во время Великой депрессии в США реализовывал-ся так называемый «Новый курс для забытого человека», который предусматривал опережающее проведение важнейших институциональных преобразований, которые позволили полностью модернизировать инфраструктуру страны. С тех пор необходимость учета внешних эффектов все больше выходит на первый план: теория пределов роста, учитывая состояние окружающей среды и темпы роста производства и потребления, призывает отказаться от целей экономического роста, не создавать новые предприятия. И хотя данная теория имеет достаточно серьезное ограничение - а именно игнорирование поступательного характера научно-технического прогресса, - благодаря ей и ряду других ученые и страны начали серьезно воспринимать существующие экологические ограничения при разработке государственных программ развития. Последние тридцать лет в развитых странах мира происходит интенсивное развитие информационных, нано- и биотехнологий, многие из которых направлены на решение проблем рационального использования природных ресурсов и повышение энергоэффективности.
Отметим, что в настоящее время только одна из школ экономической теории - экологические экономисты - увязывает проблемы экологии и экономического развития, но в итоге приходит к выводу о необходимости ограничения экономического роста, вместо того чтобы рассмотреть возможности изменения действую-
щей экономической модели с учетом экологической составляющей. В рамках неоклассической школы экологические проблемы рассматриваются как внешние эффекты, которые можно разрешить с помощью соответствующих государственных процедур и налогообложения. Посткейнсианцы акцентируют внимание на фундаментальных неопределенностях, которые сдерживают экологическое развитие экономики.
Фундаментальные исследования ученых (Х. Хендерсона, Р. Мюррея, К. Галла-хера, П. Хоукена и др.) доказывают острую необходимость изменения принципов хозяйствования мировой экономики. Учитывая значимость проведенных исследований, крупнейшие международные организации приняли ряд программных документов и деклараций, основной задачей которых является поддержка национальных и региональных инициатив, направленных на повышение эффективности программ ресурсосбережения и экологизации производственных процессов. На основе научных исследований и рекомендаций международных организаций была разработана модель зеленой экономики, представляющая собой особую экономическую систему, целью которой является рост благосостояния общества и выполнение социальных гарантий в сочетании с мероприятиями по уменьшению экологических рисков и дефицита природных ресурсов. Мировым сообществом осознается тот факт, что на настоящий момент времени только зеленая экономика позволит стабилизировать экономические системы, сбалансировать интересы человека и природы [3, с. 30].
Инициатива по зеленой экономике, разработанная Организацией Объединенных Наций, рассматривает зеленую экономику как экономику, повышающую благосостояние людей, обеспечивающую социальную справедливость и снижающую риски для окружающей среды. С точки зрения Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана зеленая экономика рассматривается как «политический инструмент, опирающийся
на экологически устойчивый экономический прогресс в целях стимулирования низкоуглеродного и открытого для всех социальных слоев развития» [4, с. 7].
Материалы и методы
Переход к зеленой экономике в нашей стране будет регулироваться национальным проектом «Экология», каждое направление которого готовилось совместно с регионами РФ, а перечень мероприятий и объектов экологического управления согласовывался с учетом потребностей каждой территории и реального эко-
логического эффекта. В итоге подготовленный Министерством природных ресурсов и экологии РФ национальный проект «Экология» направлен на: эффективное обращение с отходами производства и потребления; кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах; повышение качества питьевой воды для населения; экологическое оздоровление водных объектов; сохранение биологического разнообразия.
1. Чистая страна
2. Чистая вода
З.Чистый воздух
7. Сохранение биоразнообразия и развитие экологического туризма
8. Сохранение лесов
9. Оздоровление Волги
10. Сохранение озера Байкал
11. Сохранение уникальных водных объектов
Федеральные проекты национального проекта
Отходы
6. Внедрение наилучших доступных технологий
4. Комплексная система обращения с ТКО
5. Инфраструктура для обращения с отходами 1 -2 классов опасности
Рисунок 1 - Структура национального проекта «Экология»
На рисунке 1 представлена структура национального проекта «Экология», включающая 11 федеральных проектов, которые мы объединили в четыре классификационные группы: 1) проекты, направленные на обеспечение чистоты определенного объекта управления; 2) проекты, свя-
занные с управлением и безопасной утилизацией отходов; 3) проекты, связанные с сохранением экологического равновесия природных комплексов; 4) проекты, связанные с внедрением новых экологоориен-тированных технологий.
Необходимость запуска федерального национального проекта «Экология» доказывает неутешительная статистика, свидетельствующая о нарастании неблагоприятных тенденций экологической ситуации практически во всех регионах страны. На рисунке 2 приведены прогнозные данные,
показывающие тот эффект, который может дать реализация мероприятий в рамках национального проекта «Экология» по двум направлениям деятельности - ликвидации несанкционированных свалок и мероприятиям по восстановлению лесных насаждений.
Рисунок 2 - 1) Ликвидация выявленных на 01.01.18 несанкционированных свалок в границах городов, шт. (нарастающим итогом); 2) отношение площади лесовосстановления и лесоразведывания к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, % [8]
Как видно из приведенных данных, ликвидация несанкционированных свалок без учета действия национального проекта будет осуществляться очень медленными темпами: так, к 2024 г. по сравнению с 2019 она увеличится лишь вдвое и даже не достигнет показателя в 20 шт. В то время как реализации национального проекта позволит обеспечивать значительный прирост данного показателя из года в год: по итогам 2019 г. будет ликвидировано 20 свалок, к 2024 г. этот показатель достигнет уже 190. Такие же позитивные тенденции наблюдаются и в отношении проведения лесовосстановительных работ: если к 2024 г. без учета действия национального проекта предполагалось 70% восстановления лесов, то с его учетом этот показатель достигнет 100%, то есть будет обеспечено полное восстановление вырубленных площадей.
Реформирование экономики страны с целью приведения ее к «зеленым» стандартам осуществляется в условиях резкого сокращения источников финансирования экологических проектов и усложнения
обеспечения их окупаемости, поэтому зеленую экономику можно рассматривать как драйвер спроса на инновации, возникающие в ходе экологической модернизации производств и технологий. Стимулирующий эффект зеленой экономики сказывается на экономическом росте практически во всех отраслях экономики, быстрее всего проявляя себя в сфере водо-, тепло-, электроснабжения и канализации, экологическом транспорте и строительстве, использовании альтернативных источников энергии.
Безусловно, подобная модернизация не может осуществляться без достаточно больших капиталовложений, поэтому основными ограничениями для создания зеленой экономики являются дефицит долгосрочных ресурсов и нерациональное распределение инвестиционного капитала, связанное как с допущением институциональных ошибок, так и с непониманием или осознанным нежеланием хозяйствующих субъектов осуществлять инвестиционные вложения в экологические проекты.
Основная часть экологического финансирования происходит на национальном и региональном уровне, причем Азиатско-Тихоокеанский регион занимает первое место не только по объемам экологического финансирования (30%), но и по качеству экологических затрат - больший объем инвестиций направлен на финансирование проектов предупреждения, а во всем остальном мире преобладают инвестиции в снижение вреда.
Результаты
Анализ всех проблем, сдерживающих поступление «зеленых» инвестиций, позволяет выделить в качестве основных следующие:
1) отсутствие среди участников процесса формирования «зеленой» экономики единой точки зрения на понимание данного термина;
2) отсутствие унифицированной системы целевых индикаторов, характеризующих успехи внедрения зеленой экономики как явления и процесса, что затрудняет моделирование развития событий в этой сфере [5, с. 81];
3) нерешенность вопроса по поводу предпочтительности источников финансирования «зеленого» экономического роста;
4) неопределенный характер концентрации усилий на первоочередном решении локальных или глобальных экологических проблем;
5) невозможность применения богатого зарубежного опыта в части использования ряда инструментов, направленных на снижение негативного воздействия экономической деятельности на естественную природную среду, из-за отсутствия полноценной государственной поддержки, так как данные инструменты носят исключительно рыночный характер;
6) сложность определения лучших практик в сфере организации экологиче-
ских инвестиций путем частно-государственного партнерства;
7) неготовность бизнеса к переходу на новые экологоориентированные технологии и модернизацию производства: если одними компаниями модель «зеленого» развития воспринимается как способ повышения конкурентоспособности бизнеса, то другими - как еще одна статья расходов, увеличивающая себестоимость продукции и цены на нее для покупателя;
8) отождествление зеленой экономики с низкоуглеродной/безуглеродной экономикой, что приводит к тому, что меры господдержки зеленой экономики часто сводятся к мерам поддержки производителей безуглеродной энергии и разработчиков технологий производства безуглеродной энергии.
Что касается источников финансирования, то, как правило, выделяются следующие группы источников: правительства, посредники в привлечении государственного и частного финансирования, а также частный сектор, вклад которого превышает 60%. Ключевыми игроками в последней группе являются разработчики проектов, среди которых Tesla, компании по предоставлению услуг в сфере солнечной энергетики (SunEdison, SolarCity, Sun Power), корпорации BHP Billiton, Royal Dutch Shell и др. Примерно одинаковое количество инвестиций приходится на домохозяйства и на посредников в привлечении частного финансирования - банки (например, BNP Paribas), венчурные и инфраструктурные фонды, а также институциональных инвесторов (например, JP Morgan). Климатические фонды и агентства при ООН пока не играют существенной роли в мировом экологическом финансировании. Таким образом, экологическое финансирование чаще всего осуществляется по достаточно классической схеме капиталовложений, приведенной на рисунке 3.
Проекты
Средства
Денежные потоки
Влияние на ОС
Финансовые организации
Инвестиции
Финансовая выгода
Нефинансовая выгода
Инвесторы
Рисунок 3 - Типовая схема экологического финансирования [7]
Существует четыре основных группы инструментов экологического финансирования:
- гранты государственных и частных фондов, а также институтов развития. Это инструмент популярен в развивающихся странах, но его применение ведет к росту нагрузки на государственные бюджеты в развитых странах;
- госгарантии по банковским кредитам. Имеют такие же недостатки применения, как и предыдущий инструмент. Кроме того, необходимо обеспечивать минимальный уровень средств со стороны государственных организаций, чтобы добиться эффекта от привлечения средств у частных компаний;
- эмиссия акций компаниями, работающими с возобновляемыми источниками энергии и зарегистрированными на биржах. Данный инструмент не пользуется популярностью ввиду неготовности инвесторов осуществлять рисковые капиталовложения;
- долговые инструменты, так называемые «зеленые» бонды - самый развитый инструмент экологического финансирования, который позволяет привлекать капитал специализированных инвесторов, обеспечивать прозрачность реализации экологических проектов. Данному инструменту также присущи высокие риски и, кроме того, ограниченный уровень прозрачности данных по качеству финансируемых проектов.
В рамках национального проекта «Экология» предусмотрено финансовое обеспечение входящих в него федеральных проектов за счет трех основных источников: федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ, внебюджетных источников.
В таблице 1 представлено финансовое обеспечение реализации национального проекта «Экология» с 2019 по 2024 год в разрезе данных источников.
Таблица 1 - Объем финансового обеспечения национального проекта «Экология» по годам реализации, млн руб. [1, с. 45-46]
Источник финансирования 2019 2020 2021 2022 2023 2024 Всего
Всего по национальному проекту 221533,3 528693,7 659196,4 892258,9 889565,5 849 794,2 4 041 042
Федеральный бюджет 60 709,7 90 786,7 127 235,5 146 942,0 152 082,0 123 409,0 701 164,9
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации 14 720,3 18 212,1 26 275,4 26 7272,8 25 912,7 21 902,5 133 750,8
Внебюджетные источники 146 103,3 419 694,8 505 685,5 718 589,1 711 570,8 704 482,7 3 206 126,2
Обратим внимание, что за период реализации проекта с 2019 по 2024 год предусмотрено возрастание роли внебюджетного финансирования (рис. 4) - если в 2019 году
на долю различных бюджетных источников приходится 34% общего финансирования проекта, то к 2024 долю планируется снижение их доли до 18%, то есть почти в два раза.
Рисунок 4 - Источники финансирования национального проекта «Экология»
в 2019 и 2024 гг., %
Таким образом, механизмы финансирования национального проекта «Экология» находятся в соответствии с рекомендациями ОЭСР, указывающими на то, что природоохранные инвестиции в основном должны поступать из внебюджетных источников по принципу «загрязнитель платит», а роль государства заключается не в прямом финансировании экологических проектов, а в создании подходящих политических и организационных основ для создания спроса на подобные инвестиции.
Помимо прямых коммерческих механизмов, существует и ряд косвенных, которые, с одной стороны, могут стимулировать экологическое финансирование, а с другой - выступать ограничителем наносимого ущерба ключевыми эмитентами. Такими механизмами являются углеродный сбор и торговля квотами на выбросы. При этом ни одна из этих мер не является оптимальной из-за сложностей в их применении.
Еще один коммерческий механизм -погодный дериватив, появившийся в США в конце 1990-х годов, в России пока неизвестный. Он позволяет предотвращать убытки, связанные с климатическими событиями. Механизм использования погодного дериватива заключается в том, что сторона, которая продает инструмент, принимает на себя риск, связанный с изменением базового актива. При этом в качестве актива выступает индекс градусодней сезона отопления или кондиционирования. Покупатели могут захеджировать свои риски в случае наступления для них неблагоприятного события, но при этом отказываются от сверхприбыли при благоприятном развитии
событий. Стоит отметить, что и этот механизм несет достаточно высокие риски из-за сложности оценки потенциальных убытков и невозможности страхования от чрезвычайных ситуаций.
Самый популярный в мире экологический финансовый инструмент - это «зеленые» облигации, то есть долговые инструменты, выпущенные, например, под финансирование ветряных электростанций. Российские госбанки можно стимулировать применять его путем создания национального экологического фонда или «зеленого банка» для аккумуляции экологических проектов. Другой возможный способ развития «зеленых» инструментов - это обнуление налога на прибыль для таких проектов.
Крупные российские финансовые институты, такие как Внешэкономбанк и Сбербанк, готовы внедрять «зеленые» инструменты и уже проводят консультации с финансовым регулятором и органами государственной власти по возможным специальным финансовым продуктам для финансирования будущих экологических проектов. Там отметили наличие «потенциала достаточно быстрой мобилизации по этому продукту при наличии условий его восприятия рынком». При этом потенциальные инвесторы отмечают, что основным барьером более активного развития данной темы в России на сегодняшний день является отсутствие должных законодательных и, как следствие, финансовых инициатив [6].
«Зеленые» облигации станут еще одним финансовым механизмом реализации задач национального проекта «Экология».
В конце 2018 года на Московской финансовой бирже были размещены первые в России целевые ценные бумаги, привлеченные средства от которых будут направлены на строительство объекта экологической инфраструктуры.
Кроме того, это первый масштабный пример того, как к реализации ключевых задач национального проекта «Экология» будут привлекаться не только бюджетные средства, но и средства социально ответственного бизнеса, а также использоваться такие экономические модели, как государственно-частное партнерство.
Компания ООО «Ресурсосбережение ХМАО» стала первым эмитентом «зеленых» облигаций в России на основе Green Bond Principle ICMA, получив second opinion от европейского рейтингового агентства Rating-Agentur Expert RA GmbH. В рамках первичной эмиссии были выпущены облигации серии 01 в количестве 1,1 млн штук общей номинальной стоимостью 1,1 млрд рублей. Проекты, реализуемые данной компанией, попадают в категорию проектов по экологически эффективному управлению отходами и применению производственных технологий и процессов, направленных на сокращение вредного воздействия на окружающую среду.
Средства от размещения облигаций будут направлены на финансирование проекта по созданию комплексного межмуниципального полигона для размещения, обезвреживания и обработки ТКО для городов Нефтеюганск и Пыть-Яха, а также поселений Нефтеюганского района. Объем инвестиций в создание полигона ТКО составит более 1 млрд рублей, из них 876 млн рублей - это вложения частных инвестиций и 224 млн рублей - региональные инвестиции. Металл, пластик, бумага, картон будут использоваться в производстве вторичной продукции. Эксплуатироваться объект будет не менее 20 лет [9].
В глобальной финансовой системе уже существует подсистема «зеленых» финансов, которые направлены на инвестиции в проекты экологически устойчивого развития и способствуют реализации
низкоуглеродных технологий, проектов и производств.
Обсуждение
Российская финансовая система может заинтересоваться инвестиционными вложениями в «зеленые» проекты только в том случае, если для этого будут созданы благоприятные условия, которые, в частности, подразумевают гармонизацию требований российского законодательства с процедурами международных финансовых организаций по поводу оценки воздействия на окружающую среду [10, с. 30]. «Озеленение» экономики может происходить за счет экологически ориентированного отбора кандидатов на государственное финансирование, как это реализуется в странах ЕС, Китае, Южной Корее и ряде других государств.
В целом же в настоящее время в мире существует недостаток средств для финансирования экологических проектов, который, по разным оценкам, составляет от 300 до 700 млрд долларов - такой сильный разброс объясняется фактором высокой неопределенности и неточности при оценке экологического финансирования. Достаточно четко можно рассчитать разве что потребность в инвестициях на снижение наносимого вреда в развивающихся странах (от 140 до 300 млрд долларов). В нашей стране потребность в экологическом финансировании тоже велика: согласно национальному проекту «Экология» реализация только одного из 11 федеральных проектов, связанных с внедрением наилучших доступных технологий (НДТ), потребует около 2 427 300 млн рублей. Поэтому при выборе инструментов для экологического финансирования необходимо рассматривать весь спектр доступных и применяемых в мире вариантов для выбора наиболее эффективного, а также привлекать различных игроков как частного, так и государственного сектора для создания собственных инновационных инструментов.
Заключение
Подводя итоги проведенного исследования, сделаем следующие выводы. В первую очередь отметим, что реализация
принципов зеленой экономики невозможна без тщательного изучения и корректного применения накопленного зарубежного опыта, из которого можно понять механизмы и алгоритмы работы многих эколо-го-экономических инструментов и оценить полученные за счет их применения результаты. Большая часть этих инструментов может быть успешно адаптирована для нашей страны [2, с. 42] в целях изменения баланса ресурсов в отечественных как энергетических, так и неэнергетических отраслях экономики и повысить их ресурсную эффективность.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день пока еще не разработан унифицированный эффективный для всех стран и регионов механизм финансирования «зеленых» инвестиций, так как наблюдается разночтение как между учеными, так и экологическим законодательством разных стран - даже в вопросах того, что понимать под «зелеными» инвестициями. Все эти проблемы теоретического характера провоцируют возникновение практических проблем методологического, регулятивного и экономического характера.
Решение данных проблем лежит в области не только проведения научной экспертизы по вопросам обоснования эко-лого-экономических отношений, но и в области общественной дискуссии и диалога, в ходе которых можно получить достаточно большое количество нетривиальных идей и мыслей, помогающих решить указанные проблемы. По нашему мнению, это даст возможность разработать наиболее эффективный путь трансформации отечественной экономики в зеленую, который будет положительно воспринят как государством, так и бизнес-сообществом, и населением.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Паспорт национального проекта «Экология» от 28.12.2018 // Консультант-Плюс.
2. Бокарев А.А., Яковлев И.А., Ка-бир Л.С. «Зеленые» инвестиции в России: поиск приоритетных направлений // Финансовый журнал. - 2017. - № 6. - С. 40-49.
3. Захарова Т.В. «Зеленая» экономика как новый курс развития: глобальный и региональный аспекты // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2011. - № 4 (16). - С. 28-38.
4. Онищенко М.В. Роль государства в развитии зеленой экономики // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 102. -С. 3-14.
5. Тяглов С.Г., Киселева Н.Н., Тимченко В.А. Современные аспекты развития зеленой экономики в Российской Федерации. - Ростов н/Д: Содействие - XXI век, 2017. - 104 с.
6. Евстигнеева А. Минэк готовит «зеленые» инструменты [Электронный ресурс] // Известия. - 1 февраля 2017. - Режим доступа: https://iz.ru/news/661075 (дата обращения: 03.04.2019).
7. Об инструментах зеленого финансирования [Электронный ресурс] // Региональная энергетика и энергосбережение. -2017. - Режим доступа: https://energy.s-kon.ru/ob-instrumentah-zelenogo-flnansirovaniya/ (дата обращения: 06.04.2019).
8. Федеральный национальный проект «Экология» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://buhguru.com/spravka-info/nats-proekt-ekologiya.html (дата обращения: 06.04.2019).
9. Финансовые инструменты для зеленой экономики [Электронный ресурс] // Зеленый город. - 2019. - Режим доступа: http://green-city.su/novye-instrumenty-dlya-zelyonoj-ekonomiki/ (дата обращения: 07.04.2019).
10. Хандажалова Л.М., Лубсано-ва М.Б. Экологические инновации и развитие зеленой экономики в регионах России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - № 2. - С. 27-34.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Passport of the National Ecology project of 28.12.2018 // ConsultantPlus.
2. Bokarev A.A., Yakovlev I.A., Ka-bir L.S. «Green» investments in Russia: search of the priority directions // The Financial magazine. - 2017. - № 6. - Р. 40-49.
3. Zakharova T.V. «Green» economy as new course of development: global and regional aspects // Bulletin of the Tomsk state university. Economy. - 2011. - № 4 (16). -P. 28-38.
4. Onishchenko M.V. A role of the state in development of green economy // The scientific magazine of the Kuban state agricultural university. - 2014. - № 102. - P. 3-14.
5. Tyaglov S.G., Kiselyova N.N., Tim-chenko V.A. Modern aspects of development of green economy in the Russian Federation. - Rostov n/D: Assistance - the 21st century, 2017. - 104 p.
6. Yevstigneyeva A. Minek prepares «green» tools // News. - 1st February 2017. -URL: for https://iz.ru/news/661075 (date of the address: 03.04.2019).
7. About instruments of green financing // Regional power and energy saving. - 2017.
URL: https://energy.s-kon.ru/ob-instrumentah-zelenogo-finansirovaniya/ (date of the address: 06.04.2019).
8. Federal national Ecology project [Electronic resource]. - URL: https://buhguru.com/spravka-info/nats-proekt-ekologiya.html (date of the address: 06.04.2019).
9. Financial instruments for green economy // The green city - 2019. - URL: http://green-city.su/novye-instrumenty-dlya-zelyonoj-ekonomiki (date of the address: 07.04.2019).
10. Handazhalova L.M., Lubsano-va M.B. Ecological innovations and development of green economy in regions of Russia // National interests: priorities and safety. - 2016. - № 2. - P. 27-34.