Научная статья на тему 'Развитие региональных инновационных систем на основе активизации внедрения наилучших доступных технологий'

Развитие региональных инновационных систем на основе активизации внедрения наилучших доступных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (НДТ) / ИННОВАЦИОННОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / BEST AVAILABLE TECHNIQUES / INNOVATIVE REGIONAL DEVELOPMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Н.Г., Тяглов С.Г., Пономарева М.А., Родионова Н.Д.

Намеченный на ближайшие годы переход России к экологически устойчивому развитию определяет необходимость выстраивания в нашей стране модели инновационной социально ориентированной экономики. Не только в экологических программах, но и в программах социально-экономического развития России в качестве целевого индикатора развития заложен показатель повышения к 2020 году энергоэффективности на 40%. Следовательно, достижение этого одного критерия способно принести значимый экономический и экологический эффект. Все чаще и в нашей стране, как и в других странах мира, вопросы экономики и экологии рассматриваются в тесной взаимосвязи друг с другом, именно поэтому главным принципом социально-экономической политики на сегодняшний день становится политика «двойного выигрыша», дающая эффект сразу по двум направлениям и в экономике, и в экологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF REGIONAL INNOVATIVE SYSTEMS ON THE BASIS OF BEST AVAILABLE TECHNIQUES' PROMOTION

The scheduled transition of Russia to environmentally sustainable development determines the need for developing in Russia a model of an innovative socially-oriented economy. Not only environmental programs, but also programs of Russia's socio-economic development include an indicator for increasing energy efficiency by 40% by 2020 as a target indicator of development. Therefore, the achievement of even this one ratio could bring a very significant economic and environmental effect. Increasingly, in Russia, as worldwide, issues of economy and ecology are considered side-by-side. In view of this, the main principle of the socio-economic policy today is the policy of ‘double gain', which has an effect in two directions simultaneously: both in economy and ecology.

Текст научной работы на тему «Развитие региональных инновационных систем на основе активизации внедрения наилучших доступных технологий»

Кузнецов Н.Г.,

д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, зав. кафедрой «Экономическая теория» РГЭУ (РИНХ) E-mail: umu@rsue.ru Тяглов С.Г.,

д.э.н., профессор кафедры «Экономикарегиона, отраслей и предприятий» РГЭУ (РИНХ)

E-mail: tyaglov-sg@rambler.ru Пономарева М.А.,

д.э.н., профессор кафедры «Экономикаре-гиона, отраслей и предприятий» РГЭУ (РИНХ) E-mail: yuma@list.ru Родионова Н.Д.,

д.э.н., доцент, профессор кафедры «Экономическая теория» РГЭУ (РИНХ) E-mail: ndrodionova@mail.ru

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ

ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ

НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ

ВНЕДРЕНИЯ НАИЛУЧШИХ

ДОСТУПНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ1

Намеченный на ближайшие годы переход России к экологически устойчивому развитию определяет необходимость выстраивания в нашей стране модели инновационной социально ориентированной экономики. Не только в экологических программах, но и в программах социально-экономического развития России в качестве целевого индикатора развития заложен показатель повышения к 2020 году энергоэффективности на 40%. Следовательно, достижение этого одного критерия способно принести значимый экономический и экологический эффект. Все чаще и в нашей стране, как и в других странах мира, вопросы экономики и экологии рассматриваются в тесной взаимосвязи друг с другом, именно поэтому главным принципом социально-экономической

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00860 «Формирование организационно -экономического механизма управления устойчивым развитием региональных инновационных систем на основе наилучших доступных технологий».

политики на сегодняшний день становится политика «двойного выигрыша», дающая эффект сразу по двум направлениям -и в экономике, и в экологии.

Ключевые слова: наилучшие доступные технологии (НДТ), инновационное региональное развитие, устойчивое развитие региона.

N. G. Kuznetsov, S. G. Tyaglov, M.A. Ponomareva, N.D. Rodionova

DEVELOPMENT OF REGIONAL INNOVATIVE SYSTEMS ON THE

BASIS OF BEST AVAILABLE TECHNIQUES' PROMOTION2

The scheduled transition of Russia to environmentally sustainable development determines the need for developing in Russia a model of an innovative socially-oriented economy. Not only environmental programs, but also programs of Russia's socio-economic development include an indicator for increasing energy efficiency by 40% by 2020 as a target indicator of development. Therefore, the achievement of even this one ratio could bring a very significant economic and environmental effect. Increasingly, in Russia, as worldwide, issues of economy and ecology are considered side-by-side. In view of this, the main principle of the socio-economic policy today is the policy of 'double gain', which has an effect in two directions simultaneously: both in economy and ecology.

Key words: best available techniques, innovative regional development, sustainable development of the region

Разработка и проведение эффективной технологической политики в экономике дает возможность получить значительную экономию природных ресурсов, но это осуществимо лишь на основе применения на всех уровнях хозяйствования инновационных решений, которые позволяет сделать

2 The article is prepared in the context of RFBR research project 19-010-00860 «Formation of organizational and economic framework of managing the regional innovative systems' sustainable development on the basis of best available techniques».

технологии, продукты и услуги более эко-лого- и энергоориентированными. Достижение целей, поставленных на данный момент, осуществляется посредством перехода к политике повсеместного внедрения во всех секторах экономики наилучших доступных технологий, в том числе и за счет внедрения в различные сферы экономики цифровых технологий, совершенствования законов о платежах и штрафах за негативное воздействие на окружающую среду, грамотно организованного мониторинга за выполнением загрязнителями своих обязанностей, устранения прошлого экологического ущерба и т.д.1

Роль российских регионов в процессах активизации интеграции страны в международное экономическое пространство неизменно повышается за счет появление на уровне отдельных территорий высокоэффективных региональных инициатив, обеспечивающих переход к зеленой модели развития на основе инновационных методов и технологий, что позволяет получить от модернизации экономический и экологический экономики двойной эффект и повысить уровень жизни населения2.

Социально-экономическое развитие российских регионов все в большей степени учитывает возникшие экологические вызовы и осуществляется с учетом принципов зеленой экономики, что приводит, в свою очередь, к модернизации производственно-хозяйственных систем в направлении внедрения зеленых технологий.

Анализ региональной документации, связанной с процессами экологизации экономики и рациональным природопользованием, показывает, что большая часть субъектов Федерации самостоятельно разрабатывает целевые экологические программы с достаточно типовыми целями, заключающимися в повышении степени

1 Зеленая экономика: перезагрузка : коллективная монография / С.П. Анисимов, С.Н. Бобылев, И.И. Комарова [и др.] ; под общ. ред. А.В. Шевчука. М.: Зимородок, 2017. С. 214-215.

2 Родионова Н.Д. Перспективные модели

инновационной модернизации проблемных российских регионов // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2011. № 3 (35). С. 51-58.

экологической безопасности территории, улучшении качества окружающей среды, внедрении стимулов и технологий, способствующих рациональному природопользованию и защите прав населения региона на благоприятное состояние окружающей среды3.

Концепция устойчивого развития, согласующаяся с этими реалиями и корреспондирующаяся с этими соображениями, требуют активного внедрения новейших энергоэффективных, экологически чистых технологий или так называемых наилучших доступных технологий, обеспечивающих комплексный подход к предотвращению и минимизации негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

В Директиве ЕС НДТ определяется как «самая эффективная и передовая стадия развития производственной деятельности и методов эксплуатации установок, которая свидетельствует о практической пригодности определенных методов (методик, технических приемов) для создания принципиальной основы обеспечения предельных величин выбросов/сбросов, предназначенных для предотвращения и, если это нереально, общего снижения выбросов/сбросов и сокращения воздействия на

4

окружающую среду в целом» .

Вследствие несовершенства и большой раскритикованности системы контроля и наказания промышленных предприятий, действующей в предыдущие годы, назрел вопрос о том, чтобы использовать в российских условиях эффективную модель, положительно зарекомендовавшую себя в практике других развитых стран, в качестве которой и была избрана модель, базирующаяся на применении наилучших доступных технологий. Концепция НДТ внедряется в российскую практику уже довольно продолжительный

Липина С.А., Агапова Е.В., Липина А.В. Развитие зеленой экономики в России: возможности и перспективы. М.: Ленанд, 2018. С. 73. 4 Директива ЕС по комплексному контролю и предотвращению загрязнения (№ 96/61/ЕЭК с внесенными поправками Директивой 2003/35/ЕС и 2003/87EC).

период - более 10 лет - и воспринята из опыта ЕС по снижению негативного воздействия на окружающую среду, где позволила обеспечить существенные результаты. Однако долгое время в российском законодательстве не происходило необходимых изменений, чтобы механизм внедрения НДТ заработал.

Начиная с 2014 года стали происходить определенные положительные сдвиги в этой области, что позволяет рассматривать НДТ как достаточно реалистичный инструмент решения экологических проблем и в РФ. В 2014-2017 гг. на федеральном уровне были предприняты новые шаги по формированию механизмов, обеспечивающих определенные стимулы для более масштабного внедрения НДТ в российских регионах. В Федеральном законе № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дается следующее определение данного термина: «технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее при-менения»1. Кроме того, в этом же году на законодательном уровне были утверждены критерии, руководствуясь которыми можно было определить, какие именно технологические процессы, используемые в производственном процессе виды оборудования, технические способы или методы имеют право называться наилучшими доступными технологиями или их элементами2.

В настоящее время НДТ провозглашаются как важнейший инструмент для применения ко всем объектам, оказывающим значительное негативное влияние на окружающую среду, о чем свидетельству-

1 Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 31.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс».

2 Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. № 1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно -технических справочников по наилучшим доступным технологиям» // СПС «КонсультантПлюс».

ет включение в качестве Федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий» в Национальный проект «Экология». При этом сформирована нормативно-правовая база регулирующая процедуру выдачи комплексных экологических разрешений и создания системы автоматического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Модернизация экономики на основе наилучших доступных технологий является экономически эффективным способом снижения негативного воздействия на окружающую среду, а сами НДТ не только являются инструментом комплексного предотвращения и (или) минимизации негативного воздействия на окружающую среду, но и могут и должны использоваться для достижения трансформационных эффектов в региональных экономиках, обеспечивающих их переход на цифровые модели технологического развития.

Построение системы государственного регулирования на основе принципов НДТ направлено на одновременное решение задач как экологической, так и промышленной политики РФ, что обеспечит высокую конкурентоспособность всей национальной экономики, даст возможность эффективно провести процессы импортозамещения во многих отраслях экономики, улучшить качество продукции, выпускаемой отечественными предприятиями.

Дорожная карта Национального проекта, представленная в его паспорте, содержит в качестве первостепенных задач совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей разработку, актуализацию и применение информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям. Этот пункт проекта, на наш взгляд, хорошо согласуется с активизацией цифровой экономики, переходом народнохозяйственного комплекса страны на реализацию принципов зеленой экономики и технологическим обеспечением индустриальных отраслей региональных инновационных систем инструментами экологоориентированного развития. В рамках Федерального проекта «Внедрение наилучших доступных техно-

логий» предусмотрено подготовить правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на выплату купонного дохода по облигациям, которые будут выпущены в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий на объектах, оказывающих значительное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий.

Ростовская область характеризуется высоким качеством экономического пространства, квалифицированной рабочей силой, что способствует развитию и внедрению НДТ в региональную экономику.

Следует отметить, что именно региональные инновационные системы должны быть основными поставщиками наилучших доступных технологий для российских регионов, а следовательно, должны быть ориентированы на потребности местных предприятий в таких технологиях. Региональная инновационная система пред-

ставляет собой высокое качество экономического пространства, включающего предприятия, организации, институты, объединенные научно-технологической идеей генерации новых знаний и их реализацией в высокотехнологичных продуктах и услугах. Несмотря на высокую потребность российской экономики в таких новейших технологиях, у предприятий возникает большое количество трудностей при их внедрении, начиная от дефицита российских разработок и заканчивая технологическими трудностями при внедрении зарубежных, что значительно снижает их стимулы для осуществления модернизации производства на их основе. Кроме того, введение внешних санкций ограничило доступ к зарубежным аналогам, а также показало высокую зависимость российских предприятий от внешних технологических факторов. Поэтому предложенные мероприятия Национального проекта «Экология» позволят сгладить существующие трудности.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Подсистема генерирования новых знаний

Государственный сектор:

• органы власти;

• госсобственность:

- недвижимость,

- госпредприятия,

- госпакеты акций инноу&ционн^»: предприятий

Цикл 2

ЦЙклТ

N

Научно-образовательны! - система высшего образа - академическая наука; ' - прикладная наука сектор! / вания; ' Ч ^ V

Сектор некоммерческих организаций \ N

Трансакции, технологии и формы взаимодействия

1алыи, среднии и ¡Ф^пный инновационный бизнес

<

+

И

Подсистема производства инноваций

Частно-предпринимательский сектор

Субъекты информационной подсистемы

Сервисные организации инновационной сферы

Субъекты инновационной инфраструктуры

Внедренческие предприятия

высокотехнологичный/ гаукоем-к||й крупшй биз-не!

СубъекЖы инвестирования инновационной деятельности

Подсистема поддержки инноваций

Подсистема реализации инноваций

Р Ы Н О К - К О Н К У Р Е Н Т Н А Я С Р Е Д А

Рисунок 1 - Циклы субъектно-объектного взаимодействия в формате основных функциональных подсистем региональной инновационной системы1

1 Родионова Н.Д. Развитие пространственно-сетевого взаимодействия субъектов региональной инновационной системы : автореф. ... д-ра экон. наук. - Ростов н/Д, 2016. 58 с.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» дает характеристику понятию наилучших доступных технологий; устанавливает нормы в отношении областей, в которых применение НДТ является обязательным; предусматривает разработку информационно-технических справочников для конкретных областей применения НДТ; предписывает обязательность применения технологических показателей НДТ; формулирует меры государственной поддержки внедрения НДТ1. Государственная поддержка в этом случае осуществляется через предоставление налоговых льгот2, а также возможно выделение субсидий из федерального или регионального бюджета для предприятий, ведущих инновационную деятельность с соблюдением стандартов экологической безопасности промышленного производства на основе применения НДТ3.

С переходом на НДТ тесно связан Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения в части эффективного использования энергоресурсов. При этом для объектов и технологий с высокой энергетической эффективностью установлены налоговые льготы, включая инвестиционный налоговый кредит (ст. 67 НК РФ) и применение специальных повышающих коэффициентов к норме амортизации в отношении соответствующих основных средств (ст. 259.3 НК РФ), аналогичных установленным при внедрении НДТ. Однако эта взаимосвязь между внедрением НДТ и обеспечением высокой энергетиче-

1 Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 № 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СПС «КонсультантПлюс»

2 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс»

3 Федеральный закон «О промышленной политике в

Российской Федерации» от 31.12.2014 № 488-ФЗ

(ред. от 27.06.2018) // СПС «КонсультантПлюс».

ской эффективности технологий в правовых нормах не отражена, и какие-либо ссылочные положения, касающиеся внедрения НДТ и повышения энергоэффектив-

4

ности, пока отсутствуют .

Как отмечалось выше, Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О промышленной политике в Российской Федерации», «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обозначили определенные стимулы для внедрения новых инновационных технологий, способствующих минимизации негативного воздействия предприятий нефтегазового комплекса на окружающую среду.

Согласно планам Министерства природных ресурсов и экологии РФ начиная с 2019 года промышленные предприятия России начнут масштабный переход на НДТ. При этом предполагается, что уже в 2025 году на большинстве промышленных предприятий будет внедрено НДТ5.

Анализ современных проблем работы отечественных корпораций в регионах показывает, что многие из них не выполняют свои задачи по сохранению окружающей среды, что чаще всего выражается в популяризации такой схемы освоения региональных природных ресурсов, как экс-педиционно-вахтовая, которая представляет собой максимальную добычу и использование только добываемых природных ресурсов, при этому трудовые ресурсы, инфраструктура, материалы для проведе-

4 Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 03.08.2018); Налоговый кодекс. Часть первая. От 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.11.2018). Ст. 67; Налоговый кодекс. Часть вторая. От 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 27.11.2018). Ст. 259 // СПС «КонсультантПлюс».

5 Проект «Порядок перехода отраслей топливно-энергетического комплекса России на принципы наилучших доступных технологий» (ред. от 16.10.2015). URL: http://rosenergo.gov.ru/about_the_organization/poryad ok_perehoda_otraslei_toplivnoenergeticheskogo_komp leksa rossii

ния работ - все привозится из-за пределов региона, используется только в пределах разрабатываемого проекта. При этом создаваемая вокруг места добычи ресурса инфраструктура строится по самым дешевым схемам - с использованием недолговечных материалов и плохих технологий, в результате чего использовать ее в дальнейшем на благо региона просто невозможно. Реализация проектов подобного рода приводит к потере регионом своего основного капитала - невозобновляемых ресурсов - и приобретению серьезных экологических проблем, притом что на финансовом благополучии региона данная деятельность практически не отражается, то есть регион получает и экономический, и экологический ущерб.

В стимулировании хозяйствующих субъектов к переходу на принципы рабо-

ты, согласно канонам зеленой экономики, очень большую роль играет государство -его законодательная, информационная и финансовая поддержка. В таблице 1 представлены источники финансовых ресурсов национального проекта «Экология» с выделением финансирования по федеральному проекту, касающемуся внедрения наилучших доступных технологий.

Анализ финансового обеспечения Федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий» графически представлен на рисунке 2, на котором мы можем видеть существенное преобладание в структуре финансирования межбюджетных трансфертов перед федеральным бюджетом. В 2019 году оно превышает бюджетные источники финансирования в 33,3 раза, к 2024 году будет больше в 100 раз.

Таблица 1 - Финансовое обеспечение реализации национального проекта1

№ п/п Наименование федерального проекта и источники финансирования Объем финансового обеспечения по годам реализации, млн руб. Всего, млн руб.

1 Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий», в том числе: 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 300,0 293 000,0 306 000,0 606 000,0 606 000,0 606 000,0 2 427 300,0

1.1 федеральный бюджет 300,0 3 000,0 6 000,0 6 000,0 6 000,0 6 000,0 27 300,0

1.2 из них межбюджетные трансферты бюджету (бюджетам) 10 000,0 290 000,0 300 000,0 600 000,0 600 000,0 600 000,0 2 400 000,0

2 Всего по национальному проекту, за счет всех источников, в том числе: 221 533,3 528 693,7 659 196,4 892 258,9 889 565,5 849 794,2 4 041 042,0

2.1 федеральный бюджет 60 709,7 90 786,7 127 235,5 146 942,0 152 082,0 123 409,0 701 164,918

2.2 из них межбюджетные трансферты бюджету (бюджетам) 51 661,3 70 347,9 91 584,7 102 741,6 104 773,8 87 196,6 508 305,9

2.3 консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации 14 720,3 18 212,1 26 275,4 26 727,8 25 912,7 21 902,5 133 750,8

2.4 внебюджетные источники 146 103,3 419 694,8 505 685,5 718 589,1 711 570,8 704 482,7 3 206 126,2

1 Составлено по Паспорту национального проекта «Экология» (Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)). URL: http://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/

2019 2020 2021 2022 2023 2024 год год год год год год

Рисунок 2 - Динамика финансирования Федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий» в 2019-2024 гг., млн руб.

1000000 100000 10000 1000 100 10 1

- федеральный бюджет

из них межбюджетные трансферты бюджету(ам)_

Финансирование же самого национального проекта «Экология» будет осуществляться из более широкого круга источников (рис. 3), которые будут представ-

Как мы видим, в источниках финансирования Национального проекта превалируют внебюджетные источники, причем если в 2019 году разница не столь ощутима (146 103,3 млн руб. внебюджетных против 127 091,3 бюджетных всех видов), то к 2024 году прирост внебюджетного финансирования планируется в 4,82 раза и его доля в общих источниках финансирования будет к этому периоду составлять 82,9%.

Таким образом, условием успешного экономического стимулирования инновационного регионального развития становится реформирование на базе НДТ нормативных требований к хозяйствующим субъектам, оказывающим негативное воз-

лены не только бюджетными, но и внебюджетными ресурсами. За период с 2019 по 2024 год планируется возрастание объемов финансирования проекта в 3,8 раза.

действие на окружающую среду. В рамках внедрения в практику работы принципов НДТ стимулом к внедрению новых технологий может стать довольно большой перечень финансовых инструментов: налогов, процентных ставок по банковским кредитам, амортизации1. Все эти мероприятия будут стимулировать предприятия внедрять передовые технологии более рационального использования природных ресурсов, а это, в свою очередь, будет спо-

1 Тяглов С.Г., Шевелева А.В. Влияние санкционной политики на экологоориентированное развитие предприятий нефтегазового комплекса Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 3. С. 159.

Рисунок 2 - Динамика финансирования Национального проекта «Экология» в 2019-2024 гг., млн руб.

собствовать инновационному региональному развитию.

Санкционная политика, проводимая против России, стимулирует создание на отраслевом и региональном уровне стратегических планов и программ обеспечения экологической безопасности, основанных на системах соответствующих экологических показателей или целевых индикаторов, что даст возможность осуществления непрерывного мониторинга степени достижения целей, заявленных в стратегических документах развития регионов. Если переход на НДТ удастся осуществить корректно, то в ближайшей перспективе это не только приведет к росту качества жизни населения, но и повысит инновационность отечественных предприятий, что позволит увеличить долю импортозамещенной продукции и обеспечит повышение конкурентоспособности российской экономики и ее регионов1. В Ростовской области, как и в других регионах России, предпринимается целый ряд мер, направленных на стимулирование инновационной деятельности, повышение производительности труда, рост регионального валового продукта, улучшение качества окружающей среды, повышение благосостояния жителей региона.

Говоря о стратегических ориентирах устойчивого инновационного развития регионов, необходимо отметить, что в механизмах внедрения наилучших доступных технологий должна быть учтена возможность хозяйствующих субъектов к их внедрению -как экономическая, так и технологическая. Поскольку во внедрении НДТ заинтересованы не только (а на первых порах и не столько) предприятия, но и государство и население, а подобные проекты имеют высокую экономическую и социальную значимость, так как ведут, помимо прочего, к последующему развитию региональных инновационных систем, то участие в процессах внедрения, финансирования и обсуждения механизмов использования НДТ должны принимать все заинтересованные стороны - и част-

1 Тяглов С.Г., Киселева Н.Н., Тимченко В.А. Современные аспекты развития зеленой экономики в Российской Федерации. Ростов н/Д: Содействие-XXI век, 2017. С. 16.

ные, и государственные структуры, и общественные организации2. Поэтому взаимодействие инновационно активных экономических субъектов должно способствовать повышению качества экономического пространства и эффективности региональных инновационных систем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017).

2. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 27.06.2018).

3. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 27.11.2018).

4. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 № 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018).

5. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. № 1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям» (с изменениями и дополнениями).

6. Паспорт национального проекта «Экология» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)). - Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/activity/directions/nat sionalnyy_proekt_ekologiya/

7. Проект «Порядок перехода отраслей топливно-энергетического комплекса

2 Шевелева А.В., Тяглов С.Г. Стратегические ориентиры устойчивого развития нефтегазового комплекса России // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им.

К.Л. Хетагурова Общественные науки. 2014. № 3. С. 402-406.

России на принципы наилучших доступных технологий» (ред. от 16.10.2015). -Режим доступа: http://rosenergo.gov.ru/ about_the_organization/poryadok_perehoda_ otraslei_toplivnoenergeticheskogo_kompleks a_rossii

8. Директива ЕС по комплексному контролю и предотвращению загрязнения (№ 96/61/ЕЭК с внесенными поправками Директивой 2003/35/ЕС и 2003/87EC).

9. Зеленая экономика: перезагрузка : коллективная монография / С.П. Аниси-мов, С.Н. Бобылев, И.И. Комарова [и др.] ; под общ. ред. А.В. Шевчука. - М.: Зимородок, 2017. - С. 214-215.

10. Липина С.А., Агапова Е.В., Ли-пина А.В. Развитие зеленой экономики в России: возможности и перспективы. - М.: Ленанд, 2018. - С. 73.

11. Родионова Н.Д. Перспективные модели инновационной модернизации проблемных российских регионов // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2011. -№ 3 (35). - С. 51-58.

12. Родионова Н.Д. Развитие пространственно-сетевого взаимодействия субъектов региональной инновационной системы : автореф. ... д-ра экон. наук. -Ростов н/Д, 2016. - 58 с.

13. Тяглов С.Г., Киселева Н.Н., Тимченко В.А. Современные аспекты развития зеленой экономики в Российской Федерации. - Ростов н/Д: Содействие-XXI век, 2017. - С. 16.

14. Тяглов С.Г., Шевелева А.В. Влияние санкционной политики на экологоориентированное развитие предприятий нефтегазового комплекса Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. - 2016. - № 3. - С. 159.

15. Шевелева А.В., Тяглов С.Г. Стратегические ориентиры устойчивого развития нефтегазового комплекса России // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова Общественные науки. - 2014. -№ 3. - С. 402-406.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Federal law "On environmental protection" from 10.01.2002 № 7-FZ (as amended on 31.12.2017).

2. Federal law "On industrial policy in the Russian Federation" of 31.12.2014 № 488-FZ (ed. of 27.06.2018).

3. Federal law "On energy saving and energy efficiency and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" dated 23.11.2009 № 261-FZ (ed. from 27.11.2018).

4. Federal law "On amendments to the Federal law "On environmental protection" and certain legislative acts of the Russian Federation" dated 21.07.2014 № 219-FZ (ed. from 03.08.2018).

5. Resolution of the Government of the Russian Federation of December 23, 2014 № 1458 "On the procedure for determining the technology as the best available technology, as well as the development, updating and publication of information technology manuals on the best available technologies" (with amendments).

6. Passport of the national project "Ecology" (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation on strategic development and national projects (Protocol No. 16 of December 24, 2018)). - Mode of access: http://www.mnr.gov.ru/activity/directions/nat sionalnyy_proekt_ekologiya/

7. The project "the Procedure for the transition of the fuel and energy complex of Russia on the principles of the best available technologies" (ed. from 16.10.2015). - Mode of access: http://rosenergo.gov.ru/about_ the_organization/poryadok_perehoda_otraslei _toplivnoenergeticheskogo_kompleksa_rossii

8. EU Directive on integrated pollution control and prevention (No. 96/61/ECE as amended by Directive 2003/35/EC and 2003/87EC).

9. Green economy: reset : collective monograph / S.P. Anisimov, S.N. Bobylev, I.I. Komarova [et al.] ; under the General ed. -Moscow: Kingfisher, 2017. - P. 214-215.

10. Lipina S.A., Agapova E.V., Lipi-na A.V. Development of green economy in Russia: opportunities and prospects. - Moscow: Lenand, 2018. - P. 73.

11. Rodionova N. D. Promising models of innovative modernization of problem Russian regions // Vestnik of Rostov state University of Economics (RINH). - 2011. - № 3 (35). - P. 51-58.

12. Rodionova N. D. Development of spatial-network interaction of subjects of regional innovation system : autoref. ... d-RA Ekon. sciences'. - Rostov n/A, 2016. - 58 p.

13. Tyaglov S. G., Kiseleva N. N., Tim-chenko V. A. Modern aspects of green economy development in the Russian Federation. - Rostov n/D: Assistance-XXI century, 2017. - P. 16.

14. Tyaglov S. G., Sheveleva A.V. the Impact of sanctions policy on the environmentally oriented development of oil and gas enterprises of the Russian Federation // Regional economy: theory and practice. -2016. - № 3. - P. 159.

15. Sheveleva A.V., Tyaglov S. G. Strategic guidelines for sustainable development of the oil and gas complex of Russia // Bulletin of the North Ossetian state University. K. L. khetagurova Social Sciences. - 2014. -№ 3. - P. 402-406.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.