Научная статья на тему 'Экологическое благополучие:цель и средства достижения'

Экологическое благополучие:цель и средства достижения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1534
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОСИСТЕМА / ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ECOLOGY / ECOSYSTEM / CLIMATE CHANGE / TECHNOLOGICAL PROGRESS / ECOLOGICAL WELL-BEING / ECONOMIC GROWTH MODELING / SPATIAL DEVELOPMENT / TERRITORIAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молчанов Игорь Николаевич, Молчанова Наталья Петровна

Предмет исследования обеспечение экологического благополучия экосистемы как ведущего компонента качества жизни населения посредством анализа экологической ситуации в стране во взаимосвязи с динамикой экономического роста и ее влиянием на пространственное развитие. Актуальность исследования обусловлена задачами, поставленными в майском указе Президента РФ по вхождению России в число пяти крупнейших экономик мира. Цель работы определение роли экологической компоненты в сохранении природной среды и здоровья населения в решении ключевой общегосударственной задачи по ускорению темпов роста российской экономики. На основе применения теоретических концепций, результатов научных исследований российских и зарубежных ученых, официальной информации и экспертных оценок в статье рассматриваются особенности моделирования экономического роста, а также новации в методологии и практике долгосрочного прогнозирования динамики развития национального хозяйства, анализируются предпринимаемые Правительством РФ действия по улучшению природоохранной деятельности и стабилизации экологической обстановки в стране. В статье делается вывод о том, что вследствие высокой актуальности рассматриваемых вопросов о состоянии окружающей среды и неудовлетворительной экологической ситуации в ряде российских территорий необходимо в большей степени учитывать влияние факторов, осложняющих функционирование экономики и жизнедеятельность населения, негативно влияющих на экологическое положение регионов. Сформулированные предложения о применении специальных экономических инструментов для регулирования экологической ситуации могут быть использованы на региональном уровне при работе над проектами документов стратегического планирования и обосновании предложений по применению в практической деятельности результатов лучшего отечественного и зарубежного опыта в защите окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Молчанов Игорь Николаевич, Молчанова Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological Well-Being: Goal and Means of its Attaining

The subject of the research is guaranteeing of ecological ecosystem well-being as a basic constituent of population quality of life through the country ecological system analyses in correlation with the economic growth dynamics and its impact on spatial development. The importance of the research is determined by the tasks raised by the May President of the RF Decree for Russia to join the top five major world economies. The purpose of the work is to determine the role of the ecological component in the environment and population health preservation in the key national problem to accelerate Russian economy growth. Basing on theoretical concepts application, the Russian and overseas scientists’ research results, official information and expert judgments, the author considers economic growth modeling features, as well as novelties in methodology and practice of long-term forecasting for the dynamics of national economy development. The author also analyses the measures taken by the Government of the Russian Federation in order to improve nature conservation activity and to stabilize the ecological situation in the country. It is concluded that owning to the great importance of the issues under consideration, namely, the state of the environment and unsatisfactory ecological situation in some of the Russian territories it is necessary to take into account more the impact of the factors that complicate the economy and population vital functioning and influence negatively the ecological situation in the regions. The proposals on special economic instruments adaptation for ecological situation regulation formulated in the article can be used in the regions while working on strategic planning documents projects and for practical application propositions substantiation for the utilization of the best domestic and foreign practices in the protection of the environment.

Текст научной работы на тему «Экологическое благополучие:цель и средства достижения»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-5-32-43 УДК 338.1(045)

JEL R11, Q28, Q56, Q57

Экологическое благополучие: цель и средства достижения

(CC) (

И. Н. Молчанов^ ь, Н. П. Молчанова"

МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; ь Финансовый университет, Москва, Россия

! http://orsid.org/0000-0003-4252-2387; ь http://orsid.org/0000-0003-4252-2387

BY 4.0

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования — обеспечение экологического благополучия экосистемы как ведущего компонента качества жизни населения посредством анализа экологической ситуации в стране во взаимосвязи с динамикой экономического роста и ее влиянием на пространственное развитие. Актуальность исследования обусловлена задачами, поставленными в майском указе Президента РФ по вхождению России в число пяти крупнейших экономик мира. Цель работы — определение роли экологической компоненты в сохранении природной среды и здоровья населения в решении ключевой общегосударственной задачи по ускорению темпов роста российской экономики. На основе применения теоретических концепций, результатов научных исследований российских и зарубежных ученых, официальной информации и экспертных оценок в статье рассматриваются особенности моделирования экономического роста, а также новации в методологии и практике долгосрочного прогнозирования динамики развития национального хозяйства, анализируются предпринимаемые Правительством РФ действия по улучшению природоохранной деятельности и стабилизации экологической обстановки в стране. В статье делается вывод о том, что вследствие высокой актуальности рассматриваемых вопросов о состоянии окружающей среды и неудовлетворительной экологической ситуации в ряде российских территорий необходимо в большей степени учитывать влияние факторов, осложняющих функционирование экономики и жизнедеятельность населения, негативно влияющих на экологическое положение регионов. Сформулированные предложения о применении специальных экономических инструментов для регулирования экологической ситуации могут быть использованы на региональном уровне при работе над проектами документов стратегического планирования и обосновании предложений по применению в практической деятельности результатов лучшего отечественного и зарубежного опыта в защите окружающей среды.

Ключевые слова: экология; экосистема; изменения климата; технический прогресс; экологическое благополучие; моделирование экономического роста; пространственное развитие; территориальное управление

Для цитирования: Молчанов И. Н., Молчанова Н. П. Экологическое благополучие: цель и средства достижения. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(5):32-43. DOI: 10.26794/1999-849Х-2019-12-5-32-43

ORIGINAL PAPER

Ecological Well-Being: Goal and Means of its Attaining

I. N. Molchanova b, N. P. Molchanovab

a Moscow State University, Moscow, Russia; b Financial University, Moscow, Russia a http://orsid.org/0000-0003-4252-2387; b http://orsid.org/0000-0003-4252-2387

ABSTRACT

The subject of the research is guaranteeing of ecological ecosystem well-being as a basic constituent of population quality of life through the country ecological system analyses in correlation with the economic growth dynamics and its impact on spatial development. The importance of the research is determined by the tasks raised by the

May President of the RF Decree for Russia to join the top five major world economies. The purpose of the work is to determine the role of the ecological component in the environment and population health preservation in the key national problem to accelerate Russian economy growth. Basing on theoretical concepts application, the Russian and overseas scientists' research results, official information and expert judgments, the author considers economic growth modeling features, as well as novelties in methodology and practice of long-term forecasting for the dynamics of national economy development. The author also analyses the measures taken by the Government of the Russian Federation in order to improve nature conservation activity and to stabilize the ecological situation in the country. It is concluded that owning to the great importance of the issues under consideration, namely, the state of the environment and unsatisfactory ecological situation in some of the Russian territories it is necessary to take into account more the impact of the factors that complicate the economy and population vital functioning and influence negatively the ecological situation in the regions. The proposals on special economic instruments adaptation for ecological situation regulation formulated in the article can be used in the regions while working on strategic planning documents projects and for practical application propositions substantiation for the utilization of the best domestic and foreign practices in the protection of the environment.

Keywords: ecology; ecosystem; climate change; technological progress; ecological well-being; economic growth modeling; spatial development; territorial management

For citation: Molchanov I. N., Molchanova N. P. Ecological well-being: Goal and means of its attaining. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2019;12(5):32-43. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-5-32-43

УЛУЧШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ОБСТАНОВКИ КАК ОДИН ИЗ ПРИОРИТЕТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

Современная ситуация в сфере экологии такова, что улучшение благосостояния населения, динамика экономического развития во многом определяются подходами к решению вопросов, связанных с улучшением состояния окружающей природной среды, достижением экологического благополучия экосистемы1. В соответствии с указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204, где сформулированы ключевые ориентиры развития страны на 2019-2024 гг., Правительство РФ реализует в настоящее время национальные проекты, социальная ориентированность которых позволит коренным образом изменить условия жизни населения России. Своевременное выполнение всего комплекса мероприятий, предусмотренных в национальных проектах, требует весьма значительных инвестиционных вложений, которые возможно осуществить не только за счет привлечения бюджетных средств, но и посредством мобилизации внебюджетных

1 Экосистема — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Экологическое благополучие экосистемы — состояние экосистемы, которое характеризуется нормальным воспроизведением ее основных частей.

источников финансовых ресурсов, в том числе средств юридических и физических лиц.

На встрече с представителями деловых кругов, состоявшейся 26 декабря 2018 г., В. В. Путин подчеркнул, что экологическое благополучие россиян является одним из приоритетов в национальных проектах: «Еще один приоритет — это экологическое благополучие граждан. У нас уже запущен переход промышленности на лучшие, доступные технологии — это должно позитивно сказаться на состоянии окружающей среды, прежде всего, в городах с наиболее сложной экологической ситуацией»2. Важная роль в выполнении этой задачи отводится реализуемому национальному проекту «Экология», паспорт которого включает следующие разделы: цели, целевые и дополнительные показатели; структура национального проекта (в составе одиннадцати федеральных проектов); задачи и результаты национального проекта; финансовое обеспечение реализации национального проекта3. Структура ресурсного обеспечения в целом по национальному проекту «Экология» за весь период его реализации содержится в прило-

2 Сайт «РИА Новости». URL: https://ria.ru/20181226/1548754408. html.

3 Паспорт национального проекта «Экология», утвержден-

ный президиумом совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 316096.

жении 1 к данной статье, а в разрезе отдельных федеральных проектов — в приложении 2.

На основании анализа данных приложения 1 можно сделать вывод, что для исполнения инвестиционных проектов и заданий, включенных в состав федеральных проектов национального проекта «Экология», предполагается задействовать значительный объем внебюджетных источников (79,3% от общего объема финансирования). Следовательно, для реализации всех запланированных мероприятий предстоит масштабное привлечение финансовых ресурсов: субсидий, средств Фонда развития промышленности, частных инвесторов посредством применения различных механизмов, в том числе и государственно-частного партнерства (например, развитие практики концессионных соглашений).

Весьма неравномерным выглядит распределение финансовых ресурсов между отдельными федеральными проектами в составе национального проекта «Экология» (см. приложение 2). Наибольшее значение придается созданию инфраструктуры для обращения с отходами (12,4%), а также разработке комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (7,3%). Наименьшую долю в финансировании занимают мероприятия федеральных проектов «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» (0,2%), «Сохранение уникальных водных объектов» (0,4%), «Сохранение озера Байкал (0,8%).

Эффективность национального проекта «Экология» планируется обеспечить благодаря внедрению на российских предприятиях технологических инноваций, которые получили название «наилучшие доступные технологии» (далее — НДТ)4. Для практической реализации такого подхода предстоит решить ряд организационно-экономических проблем. С одной стороны, применение НДТ служит стимулом для технического перевооружения действующих предприятий, выхода на передовые рубежи по экологичности производства, достижению его соответствия мировым стандартам качества продукции и охраны окружающей среды. С другой стороны, распространение НДТ требует создания новых направлений производст-

4 Наилучшая доступная технология — технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

ва оборудования, позволяющего минимизировать ущерб окружающей среде. В своем выступлении на Экологическом форуме «Национальный проект «Экология»: задачи бизнеса и государства», который проходил 12 марта 2019 г. в рамках Недели российского бизнеса, специальный представитель Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта С. Б. Иванов подчеркнул приоритетность и значимость данной работы: «Сейчас у нас утилизируется только около 7% отходов, стоит задача нарастить этот показатель хотя бы до 60-70%»5.

Применение НДТ регулируется законодательством. Проводится практическая работа по внедрению механизмов государственного стимулирования перехода на НДТ, установлены правила выдачи новых комплексных экологических разрешений. Таким образом, совместная работа органов власти и бизнеса не просто продекларирована, а успешно осуществляется на практике. Однако эксперты отмечают ограниченный срок завершения данной работы — до конца 2024 г. (например, в странах Евросоюза НДТ внедрялись более 20 лет)6. «Мы все должны понять, что экология выгодна, поскольку НДТ еще и экономически эффективны»7.

Проблемы, связанные с достижением экологического благополучия, представляют интерес для российских и зарубежных ученых. Необходимость учета экологического фактора подтверждается исследованиями, в которых устанавливается взаимосвязь между техническим прогрессом и негативно проявляющимися климатическими и другими изменениями природной среды, обусловленными иррациональной хозяйственной деятельностью экономических субъектов.

ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНЫХ О ВЛИЯНИИ ЭКОЛОГИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Для современного периода развития России характерно возрастание внимания к исследова-

5 Сайт «Российской газеты». URL: https://rg.ru/2019/03/13.

6 По словам Нечаева И. Е., первого заместителя председателя комитета РСПП по экологии и природопользованию, генерального директора АО «Минерально-химическая компания «ЕвроХим» (Из выступления на Экологическом форуме).

7 Радионова С. Г., руководитель федеральной службы по надзору в сфере природопользования (из выступления на Экологическом форуме).

нию проблем экономического роста. Отчасти это обусловлено необходимостью достижения следующих национальных целей развития страны на период до 2024 г., поставленных В. В. Путиным: «...вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%»8.

В течение XX в. учеными предпринимались попытки объяснить экономический рост влиянием экзогенных либо эндогенных факторов. Широко известной является модель экономического роста Харрода-Домара (Harrod — Domar model), в которую впервые были интегрированы мультипликатор и акселератор. В данной модели в консолидированном виде представлены результаты исследований каждого из ученых (Р. Харрода и Е. Дома-ра)9, а рост экономики в долгосрочном периоде объясняется соблюдением условия постоянства коэффициентов капиталоемкости и склонности к сбережению. В 1973 г. Р. Харрод опубликовал результаты своих исследований, которые содержат концентрированное изложение разработанной им теории экономической динамики [1].

Проблематика неустойчивого характера экономического роста, на которой строились исследования представителями кейнсианской школы, получила развитие в неоклассической теории роста в 1950-х гг. Научная дискуссия способствовала разработке неоклассической модели экономического роста Р. Солоу, в которой раскрыто воздействие на экономический рост совокупности трех факторов: масштабы сбережений, изменение численности населения и технологический прогресс,— и обоснован тезис о том, что последний из вышеназванных факторов является ключевым в обеспечении непрерывного экономического роста и повышения уровня жизни населения [2]. В целом в моделях, использующих преимущественно экзогенные факторы, рост доходов на душу населения происходит за счет внедрения достиже-

8 Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

9 Р. Ф. Харрод представил модель гарантированного роста в 1939 г.; Е. Домар расширил в 1946 г. условия краткосрочного кейнсианского равновесия на долгосрочный период.

ний научно-технического прогресса, а возможности воздействия органов государственной власти на темпы экономического роста в долгосрочном периоде весьма ограничены.

Модели эндогенного типа основываются на более глубоком рассмотрении человеческого капитала как фактора, способствующего непрерывному экономического росту. Базовый вариант моделирования эндогенного роста представлен в модели С. Ребело: положительный темп прироста национального дохода на душу населения достигается при условии, что отдача капитала превышает субъективную дисконтную ставку, отражающую предпочтения потребителей; рост нормы сбережений будет увеличивать темп экономического роста, следовательно, правительство может проводить политику, направленную на увеличение сбережений населения [3]. При таком подходе постоянная устойчивая динамика показателей получает объяснение с точки зрения источников внутри модели, определяя детерминанты интенсивности и возможности субъективного воздействия на экономический рост. Многие ученые отмечают важность уровня квалификации работников, поскольку его повышение снижает зависимость производства от естественных ресурсов.

Известны количественные статистические исследования, подтверждающие зависимость экономического роста от ряда факторов (как экзогенных, так и эндогенных), к которым ученые относят спрос и предложение, технический прогресс, сбережения и накопления, человеческий капитал. Американским экономистом Э. Дени-соном (основателем статистического исследования экономического роста и его источников) были рассчитаны значения факторов роста для американской экономики. Он выполнил расчеты, согласно которым в 1960-х гг. прирост производства в США обеспечивался примерно на 33% за счет роста трудозатрат и на 67% — за счет роста производительности труда. Так, доля технического прогресса в приросте производства в этот период составляла 28%, доля капиталовложений — 19%, «вклад» образования и профессиональных навыков оценивался в 14%, рост, обусловленный масштабами производства, составлял 9%, фактор, связанный с распределением ограниченных ресурсов, — 13%, а законодательные нормы оценивались в 9% [4].

Теории экономического роста, построенные на исследовании влияния как экзогенных, так

и эндогенных факторов, эволюционируют вместе с развитием экономики. Ученые, в числе которых П. Самуэльсон и У. Нордхаус, отмечают в качестве базовых четыре фактора роста, характерные для периода формирования шестого технологического уклада: человеческие ресурсы, природные ресурсы, капитал, технологические изменения и инновации [5]. Д. Аждемоглу, Д. Лейбсон и Дж. А. Лист в качестве факторов прироста ВВП выделяют капитал, производительность единицы труда и технологическое развитие экономики [6].

В 2018 г. лауреатами Нобелевской премии по экономике стали экономист П. Ромер, которому была присуждена эта высокая награда «за учет технологических инноваций в долгосрочном макроэкономическом анализе», и У. Нордхаус — «за учет глобального изменения климата в долгосрочном макроэкономическом анализе».

П. Ромером разработаны несколько моделей, в которых в качестве основных факторов экономического роста приняты вложения капитала в научные исследования и человека (инвестиции в образование, здравоохранение, культуру). Он обосновал вывод о том, что страны, обладающие человеческим капиталом и весомым научным заделом, имеют больше оснований для развития экономики и долгосрочного экономического роста по сравнению с государствами, не имеющими данных основополагающих преимуществ [7]. В модели П. Ромера производство порождает внешние положительные эффекты для роста: технический прогресс происходит в результате действий фирм по внедрению новых продуктов. Условиями для поддержания экономического роста выступают свободная конкуренция, мобильность рабочей силы, дерегулируемая рыночная экономика 10, выстраивание образовательной системы с учетом запросов рынка по обучению работников передовым технологиям в цифровой сфере как обязательного требования для повышения производительности.

У. Нордхаус начал исследование влияния климата на экономику в 1970-е гг. и попытался учесть долгосрочное влияние сжигания ископаемого топлива (и соответствующего роста средних температур на Земле) на развитие мировой

10 Дерегулирование понимается как сокращение (отмена) государственной регламентации предпринимательской деятельности и касается, прежде всего, прямого или административно-правового регулирования.

экономики. Итогом его работы стало создание количественной модели целостной оценки зависимости изменений в экономике от изменений климата [8]. В модели У. Нордхауса производство порождает внешние отрицательные эффекты для роста: технический прогресс наносит ущерб окружающей среде, который подавляет экономический рост. Это первая интегрированная оценочная модель (integrated evaluation model), в которой учтено влияние факторов из разных областей наук: физики атмосферы (в отношении изменения температур на планете); химии (для учета влияния потепления на биогеохимический баланс в ряде регионов планеты); экономики (в том, как подобное изменение баланса влияет на рост мировой экономики в целом).

В первой части модели У. Нордхаус ввел в производственную функцию в дополнение к рабочей силе и капитальным мощностям в качестве новых переменных природные ресурсы и экологический ущерб, который представлен как множитель меньше единицы. По мере технического прогресса, который загрязняет окружающую среду, общефакторная производительность растет, а экологический ущерб уменьшает выпуск. Увязка использования природных ресурсов и экологического ущерба представлена во второй части модели, которая посвящена оценке влияния климатических изменений на экономический рост. Согласно результатам макроэкономического анализа, полученного с применением модели У. Нордхауса, внешний эффект является отрицательным и выступает причиной неэффективности нерегулируемой экономики. По результатам исследований создан комплект прикладных моделей, которые используются на практике для прогнозирования объемов выбросов углекислого газа и изменения среднегодовой температуры Земли.

«Как показал Нордхаус, экономический рост требует уважительного отношения к окружающей среде. Ее загрязнение не только ухудшает благосостояние населения прямым образом, но и подавляет экономический рост, нанося ущерб развитию человеческого капитала и становясь бременем для экономики» [9, с. 34]. Ценность работы У. Нордхауса проявляется на этапе формирования долгосрочных прогнозов и состоит в обосновании возможности количественной оценки разрабатываемых мер по снижению загрязнения

окружающей среды и предполагаемых действий по улучшению экологической обстановки.

Учеными исследуются экологические угрозы, вызываемые экономическим ростом. Профессор Фредерик ван дер Плоег обращает внимание на глобальный уровень проблем, по которым проявляется тенденция к обострению на период до 2050 г. К ним относятся рост численности населения Земли, который инициирует возрастание потребностей и, соответственно, усилий по их удовлетворению; повышение нагрузки на окружающую среду и, как следствие, усугубление изменений климата, результатом которых становится расширение масштабов миграционных потоков: предполагается, что их интенсивность многократно возрастет. Отказ от ископаемого топлива и переход на возобновляемые источники энергии обусловливают необходимость модернизации экологической и экономической политики в странах, располагающих значительными запасами природных ресурсов11.

В качестве примера можно привести результаты выполненного коллективом ученых исследования применяющихся на практике в нескольких постсоветских странах подходов к управлению природными ресурсами. Так, утверждается, что в государствах, богатых сырьевыми ресурсами, проводится взвешенная политика регулирования рентно-сырьевых доходов, основными элементами которой выступают:

• «выбор между текущим потреблением и инвестированием ресурсных доходов, а также определение наилучшей структуры потребления во времени;

• принятие решения о направлении инвестиционных рентных доходов от природных ресурсов в суверенные фонды или в национальные фонды;

• выбор инструментов для достижения целей государства в области сбережения (накопления) полученных доходов и их расходования, к числу которых относятся трансферты в частный сектор, налоги и государственные субсидии, публичное размещение и сокращение внешнего долга, производство общественных благ, формирование стабилизационных фондов;

11 Сайт Санкт-Петербургского университета. URL: https:// spbu.ru/news-events/krupnym-planom/uchenye-spbgu-

perehod-k-zelenoy-ekonomike-trebuet-tshchatelnoy-podgotovki.

• определение соотношения между объемами потребления в общественном и частном секторах» [10, с. 151].

В научной работе «Управление ресурсными доходами: экономические принципы и опыт Каспия» (на примере Республики Казахстан и Республики Азербайджан) на основе накопленного опыта управления природными ресурсами профессором Фредериком ван дер Плоегом (в соавторстве) выявлены особенности практики распределения доходов, полученных в процессе добычи и использования природных ресурсов, в которой используются административные и экономические методы. По результатам выполненного исследования были выявлены достоинства и недостатки проводимой политики и сформулированы предложения по улучшению организации и регулирования данной деятельности на различных уровнях управления системой рентно-сырьевых доходов [11].

Для российского государства, управление которым требует координации усилий различных министерств и ведомств, а также согласования стратегических документов территориального развития, становится все более актуальным обеспечение высоких темпов экономического роста. Это обусловлено комплексом причин, причем не только технологических и структурных, но и сложившейся экологической обстановкой, для улучшения которой необходимо предпринимать усилия всем участникам экономических отношений. Вопросы сохранения ресурсного потенциала требуют рассмотрения в контексте создания экологически благоприятной обстановки, поддержания сбалансированного состояния между различными компонентами окружающей природной среды. В решении актуальных проблем поддержания экологического благополучия большое значение имеют совершенствование управления в территориальном разрезе, повышение ответственности за своевременное и в полном объеме выделение финансовых ресурсов.

В этой связи полезным новшеством в странах ОЭСР является применение в практике управления общественными финансами обзоров бюджетных расходов, под которыми понимается систематический анализ базовых (постоянных) расходов бюджета, предусматривающий «определение и сравнение различных вариантов экономии бюджетных средств, выбор и практическую

реализацию наиболее приемлемого из них»12. В 2016 г. 23 страны — участницы ОЭСР объявили о применении обзоров расходов в практической деятельности как самостоятельного инструмента управления общественными финансами.

Ключевыми характеристиками рассматриваемого инструмента являются:

1) проведение обзора расходов должно быть регулярным, так как от этого зависит действенность данного инструмента;

2) обзор предполагает рассмотрение базовых расходов, т.е. тех расходов, которые разрешены действующим законодательством и исключают рассмотрение предложений по новым расходам;

3) при обзоре расходов разрабатываются меры экономии, а не предложения по принятию новых обязательств и увеличению расходов (кроме расходов в целях экономии);

4) помимо разработки мер экономии, обзор расходов подразумевает принятие этих мер для реализации (в противном случае данный инструмент будет несущественно отличаться от традиционного анализа и оценки государственных программ) [12, с. 50].

Единая методология и методика проведения обзора расходов до настоящего времени не сформирована. На базе лучшей международной практики экспертами Минфина и Научно-исследовательского финансового института определены основные принципы эффективного проведения обзоров бюджетных расходов [12, с. 61-62]. Организация на практике обзора бюджетных расходов в России возможна путем поэтапного распространения принципов его проведения и подготовки соответствующего нормативного правового сопровождения.

ИНСТРУМЕНТЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВА ДЛЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В СТРАНЕ

Современное государство является институтом, призванным регламентировать взаимоотношения организаций и домохозяйств как хозяйствующих субъектов с окружающей природной средой. Вполне обоснованным представляется

12 Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р.

заключение о том, что «к традиционным функциям государства добавляется задача недопущения физической гибели народонаселения от загрязнения окружающей среды, являющегося результатом их же деятельности» [13, с. 813]. Такое понимание наполняет новым смыслом всю инновационную деятельность как работу по наведению экологического порядка, предусматривающего не только распространение новых производственных технологий, но и утилизацию продуктов жизнедеятельности. Экономические и организационные основы регулирования государством деятельности по сохранению природной среды предусматривают соблюдение законодательства, разработку и исполнение природоохранных программ и проектов, функционирование системы экологического мониторинга, а также прямую регламентацию проводимых в данной области мер в сочетании с поддержкой целевой деятельности предпринимательского сектора. Имеется понимание того, что для повышения эффективности и результативности управления в масштабах федеративного государства необходимо сконцентрировать внимание на эколого-экономических проблемах именно в территориальном аспекте.

Проект Стратегии пространственного развития (далее — СПР) подготовлен Минэкономразвития России13 и базируется на Основах государственной политики регионального развития на период до 2025 г.14, в которых определяется содержание названной политики как системы «приоритетов, целей, задач, мер и действий федеральных органов государственной власти по политическому и социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», а также концентрируется внимание на факторах и условиях, оказывающих первостепенное воздействие на региональное развитие.

Характерно, что в проекте СПР только «точечно», без развернутой характеристики и обоснования существующих в сфере природопользования

13 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (проект). Минэкономразвития России, 2018. 114 с. URL: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/planning/sd/201817081. По состоянию на начало 2019 г. данный документ не утвержден и находится в стадии обсуждения.

14 Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденные указом Президента РФ от 16.01.2017 № 13.

проблем, обращается внимание на важность учета влияния экологических факторов в регулировании территориального развития. Приоритетность экологических вопросов не просматривается, не представлены рекомендации по совершенствованию хозяйственного природоохранного механизма и достижению экологического благополучия. В документе представлены ориентиры пространственного развития15, которые косвенно связаны с экологией: состояние и тенденции развития сформировавшихся центров экономического роста16, а также перспективных и формирующихся центров экономического роста; геостратегические территории; крупнейшие и крупные городские агломерации; минерально-сырьевые центры; опорная зона развития в Арктической зоне Российской Федерации. На данных аспектах территориальной организации хозяйства рекомендуется сконцентрировать внимание при выборе инструментов экономического регулирования. В тексте подчеркивается особая острота проблем природоохранной деятельности в городских агломерациях17.

Из анализа СПР следует, что вопросы сохранения природной среды и улучшения экологической ситуации, несмотря на их исключительную важность, в представленном для обсуждения документе прописаны весьма декларативно, а аргументированным мерам по обоснованию вариантов решения накопившихся проблем внимания практически не уделяется. Однако ввиду высокой остроты природоохранных и экологических вопросов возрастает необходимость их предметного изучения и включения рекомендуемых для практической реализации мер в соответствующие разделы СПР (в процессе их доработки) в целях последующего принятия обоснованных управленческих решений.

15 Пространственное развитие — изменение территориальной организации системы расселения и экономики.

16 Центр экономического роста — территория одного или нескольких муниципальных образований, которые вносят значительный вклад в экономический рост Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации.

17 Городские агломерации — это сложные, полифункцио-

нальные территориальные системы, формирующие наиболее благоприятную среду для разносторонней и эффектив-

ной предпринимательской деятельности. Однако есть ряд

ограничений, связанных с наличием в их пределах напряженной экологической ситуации, транспортных проблем,

отсутствием свободных земельных участков [14, с. 245].

В ст. 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» СПР формулируется как документ стратегического планирования, в котором определяются приоритеты, цели и задачи регионального развития, сфокусированные на создании устойчивости системы территориального расселения. В ст. 20 данного нормативного акта СПР увязывается с ключевыми общегосударственными актами: она «разрабатывается в соответствии с основами государственной политики регионального развития Российской Федерации в целях реализации основных положений стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и стратегии национальной безопасности Российской Федерации, определяет приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и меры по их достижению и решению».

Согласно экспертному мнению разработку СПР объективно затрудняет отсутствие принятой на законодательном уровне стратегии социально-экономического развития страны: «работа над пространственными аспектами социально-экономического развития страны при неопределенности перспектив и направлений этого развития ведет к снижению качества СПР» [15, с. 154]. Безусловно, данное заключение распространяется на сферу природоохранной и экологической деятельности.

В проекте СПР названы основные факторы, разнонаправленно влияющие на территориальные пропорции национального хозяйства: концентрация экономического роста под воздействием научно-технического прогресса в ограниченном числе центров; ограничение социально-экономического развития малых и средних городов, сельских территорий; возрастание негативного влияния городских агломераций на состояние окружающей среды18; трансформация пространственной организации производственных секторов экономики при сохранении территорий без выраженной экономической специализации; современные демографические тенденции; сохранение низкой транспортной связанности и доступности территорий страны; сокращение межрегиональных социально-экономических диспропорций;

18 В данном подразделе указываются последствия негативного влияния крупнейших и крупных городских агломераций, в частности нарастание экологических и транспортных проблем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

повышение уязвимости окружающей природной среды в результате увеличения негативного антропогенного воздействия; влияние технологических инноваций и глобальных климатических изменений на социально-экономическое развитие.

Регулярные обследования экологической обстановки подтверждают повышенную степень загрязнения атмосферного воздуха в ряде промышленных городов19, крупнейших и крупных городских агломерациях, что объясняется не только концентрацией производственных объектов, но и в определенной мере связывается с увеличением парка автомобильного транспорта20. Не всегда выдерживаются требования по охране водных ресурсов, что отрицательно влияет на их состояние. Допускается превышение допустимых норм загрязнения водных объектов21. Состояние атмосферного воздуха ухудшается вследствие увеличения дефицита озелененных территорий в городских агломерациях и промышленных городах. Фрагментация и нарушение целостности озелененных территорий возникают из-за интенсивного роста застроенных площадей во внутригородских и пригородных зонах. Повсеместно наблюдается рост объемов вывозимых на полигоны и другие места складирования твердых коммунальных отходов. В общемировом масштабе увеличивается ущерб от последствий глобального изменения климата. Правительства разных стран, наряду с принятием экстренных мер по исправлению ситуации, сложившейся в сфере природопользования, возлагают надежды на процесс цифровизации, результатами которого должны стать формирование экологически чистой и безопасной среды, расширение вовлеченности граждан в процессы муниципального управления и создания комфортной для проживания окружающей среды.

В целях лучшего регулирования и контроля за сохранением природных ресурсов на различных уровнях управления предполагается создать

19 12 наиболее загрязненных городов — это крупные промышленные центры России: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, Чита.

20 Около 15% городского населения проживает в условиях высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха.

21 Экспертами отмечается неудовлетворительное состояние рек Волга, Обь, Амур (их доля превышает 70% случаев высокого загрязнения поверхностных вод).

экологический каркас как совокупность иерархически связанных между собой озелененных территорий22, ценных для сохранения и поддержания биологического разнообразия, природных экологических процессов, водной и воздушной среды, а также здоровья и качества жизни населения23. Создание и развитие экологического каркаса призвано способствовать целенаправленному формированию новых особо охраняемых природных территорий разного статуса на участках суши и водной поверхности24. Приоритетная роль в достижении экологического благополучия принадлежит инновациям, имеющим многоаспектное применение, способствующим распространению новейших технологий и развитию экологически безопасных производств. В крупнейших и крупных агломерациях для обслуживания потребностей городского хозяйства и населения особое значение придается созданию стимулов для использования экологически чистого транспорта. Сохраняют актуальность задачи формирования единой системы мониторинга и научно обоснованного прогнозирования экологического состояния окружающей природной среды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Экологическое благополучие входит в состав ключевых условий, влияющих на устойчивость и сбалансированность всех звеньев экосистемы.

2. Экологическое благополучие можно рассматривать как один из факторов, оказывающий влияние на жизнедеятельность населения и характеризующий качество жизни.

3. Многими учеными в качестве очевидного, но не единственного источника экономического роста признан технический прогресс. Наукой выработаны рекомендации по сохранению благоприятной окружающей среды, биологического

22 Под озелененными территориями понимаются особо охраняемые природные территории, лесные, луговые, болотные экосистемы, не имеющие охранного статуса, сельскохозяйственные земли, зеленые массивы, парки.

23 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. (проект). Минэкономразвития России, 2018. 114 с. URL: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/planning/sd/201817081.

24 Предполагается, что на новых особо охраняемых природных территориях будут располагаться природные комплексы и объекты, имеющие особое научное, природоохранное, рекреационное и оздоровительное, культурное и эстетическое значение.

разнообразия и природных ресурсов, сокращению негативных последствий от изменений климата, в рамках которых целесообразно разрабатывать разнообразные инвестиционные проекты и мероприятия.

4. Для достижения экологического благополучия необходима целенаправленная, творческая работа различных ветвей власти по совершенствованию законодательства и нормативной правовой базы.

5. Достижение экологического благополучия возможно только в условиях согласован-

ной, целеустремленной деятельности всех участников экономических отношений, всего общества.

6. Стремление к экологическому благополучию не должно быть самоцелью. Это осознанная необходимость, обусловленная объективными закономерностями и современными тенденциями экономического развития.

7. Поиск путей и средств достижения экологического благополучия является общемировой проблемой, и необходимость ее решения осознается всем человечеством.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Харрод Р. Ф. Теория экономической динамики. М.: ЦЭМИ; 2008. 210 с.

2. Solow R. M. A Contribution to the theory of economic growth. The Quarterly Journal of Economics. 1956;70(1):66.

3. Rebelo S. Long-run policy analysis and long-run growth. Journal of Political Economy. 1991;99:500-521.

4. Денисон Э. Ф. Исследование различий в темпах экономического роста. М.: Издательство «Прогресс», 1971. 646 с.

5. Samuelson P. A., Nordhaus W. D. Economics, 19-th edition. 2010, p. 501.

6. Acemoglu D., Laibson D., List J. A. Macroeconomics, 1-st edition. Pearson Education, 2015, p. 140.

7. Romer P. M. New goods, old theory, and the welfare costs of trade restrictions, Science, Economic Growth and Public Policy. 1994.

8. Nordhaus W. (2017). Integrated assessment models of climate change. NBER Reporter. 2017;(3):16-20.

9. Замулин О. А., Сонин К. И. Экономический рост: Нобелевская премия 2018 года и уроки для России. Вопросы экономики. 2019;(1):11-36.

10. Пахомова Н. В., Титов В. О. Дискуссионная панель «Эффективность экономики, устойчивое развитие и окружающая среда» в рамках Международного экономического симпозиума — 2015. Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.5. 2015;(2):143-153.

11. Ploeg Fr. Van der, Kuralbayeva K., Venables A. J. Management of resource revenues: economic principles and caspian experiences. Natural resources and development. 2015. Forthcoming.

12. Бегчин Н. А., Богачева О. В., Смородинов О. В. Обзоры расходов как инструмент управления общественными финансами в странах ОЭСР: теоретический аспект. Финансовый журнал. 2018;(3):49-63.

13. Зуев В. Е. Влияние экологических факторов на социально-экономическое развитие. Фундаментальные исследования. 2013;(1-3):812-817.

14. Тяглов С. Г., Молчанова Н. П., Житников В. Г., Молчанов И. Н., Митина И. А., Богданова Р. М. Национальная экономика. Система потенциалов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; 2017. 367 с.

15. Кузнецова О. В. Проблемы выбора приоритетов пространственного развития. Вопросы экономики. 2019;(1):146-157.

REFERENCES

1. Harrod R. F. The theory of economic dynamics. Moscow: CEMI; 2008. 210 p. (In Russ.).

2. Solow R. M. A Contribution to the theory of economic growth. The Quarterly Journal of Economics. 1956;70(1):66.

3. Rebelo S. Long-run policy analysis and long-run growth. Journal of Political Economy. 1991;99:500-521.

4. Denison E. F. Study differences in economic growth rates. Moscow: Progress Publishing House; 1971. 646 p. (In Russ.).

5. Samuelson P. A., Nordhaus W. D. Economics, 19th edition, 2010, p. 501.

6. Acemoglu D., Laibson D., List J. A. Macroeconomics, 1-st edition. Pearson Education, 2015, p. 140.

7. Romer P. M. New goods, old theory, and the crest of trade restrictions, Science, Economic Growth and Public Policy 1994.

8. Nordhaus W. (2017). Integrated assessment models of climate change. NBER Reporter. 2017;(3):16-20.

9. Zamulin OA, Sonin KI Economic growth: the nobel prize of 2018 and lessons for Russia. Voprosy ekonomiki = Questions of economy. 2019;(1):11-36. (In Russ.).

10. Pakhomova N. V., Titov V. O. Discussion panel "Efficiency of the economy, sustainable development and the environment" in the framework of the International Economic Symposium 2015. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser.5 = Bulletin of St. Petersburg University. Ser. 5. 2015;(2):143-153. (In Russ.).

11. Ploeg Fr. Van der, Kuralbayeva K., Venables A. J. Management of resource revenues: natural resources and development. 2015. Forthcoming.

12. Begchin N. A., Bogacheva O. V., Smorodinov O. V. Expenditure reviews as a tool for managing public finances in OECD countries: a theoretical aspect. Finansovyi zhurnal = Financial Journal. 2018;(3):49-63. (In Russ.).

13. Zuev V. E. The influence of environmental factors on the socio-economic development. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental research. 2013;(1-3):812-817. (In Russ.).

14. Tyaglov S. G., Molchanov N. P., Zhitnikov V. G., Molchanov I. N., Mitina I. A., Bogdanova R. M. National economy. System of potentials. Moscow: UNITY-DANA; 2017. 367 p. (In Russ.).

15. Kuznetsova O. V. Problems of choosing priorities of spatial development. Voprosy ekonomiki = Questions of economy. 2019;(1):146-157. (In Russ.).

Приложение 1 / Application 1 Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Экология» в 2019-2024 годах (млн руб. / %) / Financial support for implementation of national project "Ecology" in 2019-2024

(million rubles / %)

Источники финансирования / Sources of financing Объем финансового обеспечения / Amount of financial security

Всего, в том числе: / Total, including 4 041 042,0 / 100,0

Федеральный бюджет / Federal budget 701 164,9 / 17,4

- из них межбюджетные трансферты бюджету / from them

intergovernmental transfers to the budget 508 305,9 / 12,58

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской 0

Федерации / Budgets of state extra-budgetary funds of the Russian

Federation

- из них межбюджетные трансферты бюджету / from them 0

intergovernmental transfers to the budget

Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации / 133 750,8 / 3,3

Consolidated budgets of subjects of the Russian Federation

- из них межбюджетные трансферты бюджету / from them 0

intergovernmental transfers to the budget

Внебюджетные источники / Extrabudgetary sources 3 206 126,2 / 79,3

Приложение 2 /Application 2 Финансирование реализации национального проекта «Экология» в 2019-2024 годах в разрезе федеральных проектов (млн руб. / %) / Financing implementation of national project "Ecology" in 2019-2024 in terms of federal projects (million rubles / %)

Федеральные проекты / Federal projects Объемы финансирования / Amounts of funding

Всего, в том числе: / Total, including 4 041 042,0 / 100,0

Чистая страна / Clean country 124 126,8 / 3,1

Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами /

Complex circulation system with municipal solid waste 296 233,8 / 7,3

Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности /

Infrastructure for treatment with waste of I-II hazard classes 36 353,3 / 0,9

Чистый воздух / Fresh air 500 139,8 / 12,4

Чистая вода / Pure water 245 050,0 / 6,1

Оздоровление Волги / Improvement of the Volga 205 378,9 / 5,1

Сохранение озера Байкал / Saving Lake Baikal 33 944,9 / 0,8

Сохранение уникальных водных объектов / Preservation of unique water

features 15 152,0 / 0,4

Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического

туризма / Conservation of biological diversity and development of

ecological tourism 6282,8 / 0,2

Сохранение лесов / Forest conservation 151 009,8 / 3,7

Внедрение наилучших доступных технологий / Implement the best

available technology 2 427 300,0 / 60,0

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Игорь Николаевич Молчанов — доктор экономических наук, профессор

кафедры политической экономии экономического факультета, МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор Департамента общественных финансов, Финансовый университет, Москва, Россия INMolchanov@fa.ru

Наталья Петровна Молчанова — доктор экономических наук, доцент,

профессор Департамента общественных финансов, Финансовый университет, Москва, Россия NPMolchanova@fa.ru

ABOUTTHE AUTHORS

Igor N. Molchanov — Dr. Sci. (Econ.); Prof. of the Department of Political Economics, Faculty of Economics MSU, Professor of the Department of Public Finance at Financial University, Moscow, Russia INMolchanov@fa.ru

Natalia P. Molchanova — Dr. Sci. (Econ.); Assoc. Prof., Professor of the Department of Public Finance at

Financial University, Moscow, Russia

NPMolchanova@fa.ru

Статья поступила 14.06.2019; принята к публикации 15.08.2019. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 14.06.2019; accepted for publication 15.08.2019. The authors read and approved the final version of the manuscript.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.