УДК 37.011: 37.013.46
РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Новичкова1 Н.М., Лебедева2 О.Ю.
1ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Российская Федерация.
2МБОУ «Гимназия №1 имени В.И. Ленина», г. Ульяновск, Российская Федерация.
Аннотация. В статье изложено определение понятий «здоровье» и «развитие здоровья», что актуально для конкретного педагогического исследования, связанного с решением проблем обеспечения здоровья школьника в образовательном процессе. Представлен анализ известных исследовательских позиций по определению сущности здоровья, и в частности, здоровья школьника, что требуется для педагогического исследования. Сделан акцент на развитии здоровья школьников в педагогическом процессе, что необходимо для воспитания и обучения здорового поколения школьников. Статья приглашает к научному диалогу специалистов различных научных направлений и сфер деятельности.
Ключевые слова: здоровье, здоровье школьника, развитие здоровья школьника, здоровьесбережение, здоровьеразвитие.
Проблема здоровья человека, и в частности, школьника, является актуальной и востребованной, а деятельность по его сохранности, сбережению и развитию находится в поле зрения ученых различных научных направлений (Н.М. Амосов, И.И. Брехман, Э.Н. Вай-нер, В.М. Дильман, Э.М. Казин, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, В.Т. Кудрявцев, И.Л. Левина, Ю.П. Лисицын, В.Ф. Сазонов, Г.Н. Сериков, М.Ф. Секач, Е.А. Спиридонов, Н.В. Третьякова, А.Г. Щедрина и др.).
Приоритетность сохранения и развития здоровья человека в школьном возрасте определяется актуальностью данной проблемы: а) на уровне общества и государства, где здоровье человека признается важной составляющей социального, культурного и экономического развития страны, стратегическим потенциалом национальной безопасности, стабильности и благополучия общества [1, с.3], основой культурного и циви-лизационного развития всего мирового сообщества [2, с.29]; б) на уровне самого человека, нуждающегося в полноценном здоровье для жизни и профессиональной деятельности, для самореализации и саморазвития, для счастья; в) на уровне педагогического сообщества, которое разрабатывает и реализует психолого-педагогические пути сохранения и развития здоровья школьников и молодежи в период их становления и формирования как личностей и индивидуальностей:
г) на ценностном уровне в жизни, как самого человека, так и общества, когда здоровье признается важнейшей ценностью в ряду с другими значимыми ценностями.
Педагогическое исследование по проблеме подготовки педагогов к созданию здоровье развивающей образовательной среды гимназии, которое мы осуществляем, предполагает выбор исследовательской позиции по определению сущности здоровья школьника, что необходимо для инструментального использования этого смысла в исследовании, для результативного и продуктивного исследования, и связано, по меньшей мере, со следующими аспектами. Во-первых, общепризнанным и отправным для понимания является смысл, выраженный в документах ВОЗ (1968 г.), однако наряду с этим насчитывается более 300 понятий здоровья, а исследователю необходимо выйти на понимание того смысла здоровья, который является базовым теоретическим основанием для данного педагогического исследования. Во-вторых, многоаспектность феномена здоровья побуждает исследователя определиться, в каком аспекте сущность здоровья школьника представляет интерес для данного исследования, что методологически и теоретически связано с проблемой, целью, задачами, гипотезой исследования.
Исходя из этих соображений, предпримем попытку определить сущностный смысл «развития здоровья» школьника в контексте конкретного педагогического исследования, для чего обратимся к известным исследовательским позициям по определению сущности здоровья человека.
Основным материалом для педагогического исследовательского анализа научных характеристик понятия «здоровье» выступают концептуальные идеи о здоровье и здоровье сбережении, которые содержатся в
различных областях научных знаний, и в частности, в педагогической валеологии и здоровье сберегающей педагогике. В числе методов исследования использованы теоретические методы: анализ научно-методической литературы по различным областям научных знаний, сравнительный анализ сущностной характеристики в определении различных авторов, определение содержания понятий.
Одним из ведущих определений здоровья человека выступает понятие в трактовке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в котором здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. Как подчеркивают ученые, по существу это - идеал, к которому стремится человек (В.Н. Скворцова). Этот смысл выражает здоровье человека в некой статической системе координат, выделяет три основных взаимосвязанных компонента здоровья (физическое, духовное и социальное здоровье), им руководствуются медицинские работники, ученые, педагоги-практики, родители как исходным в практике и теории здоровья.
Однако, в реальном педагогическом процессе, который протекает во времени и пространстве, под влиянием не только внутренних, но и внешних факторов, здоровье школьника находится в динамике и изменении, и требуется определение содержания понятия «здоровья», которое бы обеспечивало, с одной стороны, теоретико-методологическую обоснованность для конкретного педагогического исследования, а, с другой, - инструментальный подход к практическому решению задач по сохранению и развитию здоровья со стороны педагога в педагогическом процессе.
Ученые обращают внимание на то, что в трактовке ВОЗ акцентирование на состоянии здоровья как «полного ... благополучия» - это констатация некоего идеального состояния, пути достижения которого остаются за рамками содержания понятия здоровья, что «лишает данное определение части научной и практической ценности», в то время, как «все процессы, объекты и явления пребывают в динамическом функционировании, преобразовании или развитии по эволюционному, инволюционному или революционному пути» [3]. Учитывая эти и другие аналитические акценты, ученые определяют и формулируют сущность здоровья по-иному. Так, А. Г. Щедрина определяет здоровье как целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции [4]. Для педагогов, исследующих проблемы, связанные со здоровьем школьников, в подобных смыслах важно, что здоровье рассматривается в динамике, при-
знается развитие здоровья по мере развития организма, здоровье генетически запрограммировано, а реализуется ли генетическая программа, зависит от конкретных биологических и социальных факторов (т.е. окружающей биологической среды и образовательной среды), под влиянием которых будет жить и развиваться человек.
Для нашего исследования методологически значимым выступает подход к здоровью (В.П. Казначеев), когда здоровье рассматривается как процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни [5, с. 7]. В содержании понятия раскрыта цель здоровья человека, выражен акцент развития ... функций, а не только их сохранения, подчеркнута оптимальная трудоспособность и социальная активность, что важно для человека и в школьном возрасте для осуществления не только познавательной, но и других видов деятельности.
Согласно определению Ю.П. Лисицына, здоровье -гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь - нарушение этого единства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие [6]. Наше исследование выделяет в этом определении значимые смыслы здоровья, которые ориентируют педагогов на понимание гармонического единства содержательных характеристик здоровья, взаимосвязи факторов, обуславливающих их (а значит, социальное влияние и педагогическое, как его подвид, необходимо для проявления и развития здоровья школьника), необходимости самочувствия свободы в деятельности, в которую включен ребенок в школе, а также здорового образа жизни в образовательной среде школы. Важно взять во внимание точку зрения Р.М. Баевского, согласно которой здоровье является контрольным специфическим состоянием человеческого организма, обеспечивающим достижение своего функционального оптимума [7, с. 23].
Здоровье школьника мы рассматриваем как гармоничное состояние в единстве физических, психологических, социальных и духовно-нравственных свойств человека в их взаимосвязи и динамике, являющееся отражением единства его природной, социальной и духовной сущностных характеристик, и обусловленное, как наследственными, так и социальными факторами. Данный смысл ориентирует педагога исследователя изучать условия и факторы для реализации единства и взаимосвязи аспектов здоровья, их динамики, включая здоровье развивающую среду гимназии. Для педагога-
—--—
практика важно уметь создавать условия, которые благоприятны и благотворно влияют на здоровье школьников, как в учебном процессе, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, где здоровье развивающая среда выступает единым пространством для сбережения и развития здоровья школьников.
В науке мы находим сущностную характеристику здоровья как целостности организма, обеспечивающую способность к напряжению (переносить, управлять, противостоять - на физическом, эмоциональном и ментальном уровне) и восстановления после него [8, с. 126]. Эта точка зрения позволяет осмыслить сущность здоровья педагогу, школьнику, родителям, поскольку становится понятным, что здоровье связано с силами человека, необходимыми и проявляемыми в жизни в различных видах деятельности и жизненных ситуациях. А сила понимается как способность переносить напряжение, причем на каждом из уровней она проявляется по-разному: а) на физическом уровне (сила) - способность противостоять (преодолевать) сопротивлению; б) на эмоциональном уровне (сила) -способность переносить напряжение; в) на ментальном уровне (сила) - способность управлять напряжением [Там же, с.124-125]. В философско-исследовательской логике, изложенной Е.А. Спиридоновым, здоровье может быть представлено проявлением и увеличением сил человека, а «качественной характеристикой здоровья будет являться время восстановления и/или уровень (объем, количество) переносимого напряжения (физическая нагрузка, потребности, объем информации)» [8, с.126], что может быть важно и значимо для педагогического исследования, связанного с изучением проблемы развития здоровья школьников, поскольку данный подход задает инструментальный характер диагностике исследования.
Ученые называют два основополагающих механизма в обеспечении жизнедеятельности человека (на биологическом (физиологическом), психологическом и социальном уровнях): сохранение здоровья и увеличение его резервов [9, с.15]. При этом отмечают, что здоровье детей и подростков в процессе их развития, созревания и взросления не только способно сохраняться или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться, что связывают с задачей формирования здоровья и реализацией педагогического подхода к обеспечению здоровья, и его исследованию (Там же).
Мы полагаем, что здоровье школьников в процессе их развития связано и с развитием здоровья, обусловленном на биологическом (физиологическом) уровне или плане и поддающимся «корректировке» как в сторону его созидания, так и в сторону его разрушения на социальном уровне, что пока остается за рамками исследований. Постановка задачи развития здоровья школьника, а не только его сбережения, обусловлена,
по меньшей мере, следующими моментами: а) в определениях содержания здоровья уже содержатся смыслы или акценты на его развитии: либо развитии его составляющих, либо сменяемости состояний, либо раскрытия резервных возможностей, либо увеличения или обновления сил (Р.М. Баевский, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Е.А. Спиридонов, Н.В. Третьякова, А.Г. Щедрина), что позволит обратиться к изучению развития здоровья школьника в образовательном процессе; б) антропологические идеи представляют главный смысл образования на современном этапе исторического развития человечества как развитие. «Современное образование - это такое образование, <...> которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; это развивающее и развивающееся образование» [11, с.15], что ориентирует педагогов создавать условия для развития и саморазвития здоровья школьников; в) в последние годы в отечественной здо-ровьесберегающей педагогике акцент переносится с адаптивной функции образования на развивающую, как отмечает Э.М. Казин, в связи с чем появляются новые понятия в частности, адаптивная и развивающая образовательная среда [1, с. 24], требующие включения в предмет педагогического исследования.
Выше изложенные смыслы ориентируют нас понимать под развитием здоровья школьника созидательные изменения в его составляющих, заключающиеся в сохранении и сбережении здоровья, в раскрытии резервов, в восстановлении или возобновлении здоровья, в наращивании здоровья, которые происходят в пределах определенного периода или этапа жизни и зафиксированы как на уровне самочувствия человека, так и в соответствующих показателях.
Развитие здоровья школьников в образовательном процесс, на наш взгляд, сегодня звучит как вызов: обществу и человеку, наукам (биологии, физиологии, медицине, психологии, педагогике, валеологии и др.), всей педагогической практике, конкретно педагогическому сообществу, отдельному учителю, самому школьнику. Ответить на данный вызов призваны исследования образовательных проблем, связанные с развитием здоровья школьников, на основе совместных интегрированных усилий в исследовательских изысканиях различных наук и образовательной практике, чтобы внести вклад в развитие научного направления по достижению, сохранению и поддержанию здоровья (его выделяет Е.А. Спиридонов).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Казин Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, О.Г. Красношлыкова, Т.О. Панина. -Кемерово, 2009. - 347 с.
[2] Герчак Я.В. Формирование готовности к здоровьесбе-режению студентов высшего профессионального образования: дисс... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2007.
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
~ 405 ~
[3] Зайцева И. В., Петрова Н. Б. Мировоззренческие размышления о сущности сохранения, укрепления и возобновления здоровья на современном этапе // эл.ж. Концепт: Выпуск 3. - 2015. - ART 65117. - URL: http://e-koncept.ru/teleconf/65117.html - ISSN 2304-120X.
[4] Щедрина А.Г. Понятие и структура индивидуального здоровья человека: методология системного подхода// Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири», 2009, №5/ http://www.ngmu.ru/cozo/mos/artide/text_MLphp?id=38 0 (дата обращения: 07.06.2017).
[5] Казначеев В. П. Антропоэкология и здоровье: концептуальная модель//Методологические проблемы экологии человека/отв. ред. В. П. Казначеев. - Новосибирск, Сибирское отд.-е, 1988. - 143 с.
[6] Лисицын Ю. П. Концепция факторов риска и образа жизни [Текст] / Ю. П. Лисицын // Здравоохранение РФ. 1998. № 3. - С. 49-52.
[7] Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии [Текст] / Р. М. Баевский. М., 1979. -295 с.
[8] Спиридонов Е.А. Философия здоровья: опыт анализа// Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2017. Т. 19. № 2. С. 123-128. (дата обращения: 20.05.2017).
[9] Третьякова Н.В. Основы здоровьесбережения [Текст]: практикум/Н.В. Третьякова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. - 138 с.
[10] Слободчиков В.И. Концептуальные основы антропологии современного образования// Образование и наука. 2010, №1 (69), С. 11-22.
DEVELOPMENT OF PUPILS' HEALTH: THE DEFINITION OF THE CONCEPT IN THE CONTEXT OF PEDAGOGICAL RESEARCH
Novichkova1 N.M., Lebedeva2 O.Y.
1Ulyanovsk state pedagogical University, Ulyanovsk, Russian Federation. 2Lenin Gymnasium № 1, Ulyanovsk, Russian Federation.
Annotation. The article presents the definition of "health" and "development of health", which is important for specific pedagogic research associated with the solution of problems of ensuring the pupils' health in the educational process. There presented the analysis of the known research positions at the definition of health and, in particular, the health of the pupils, what is required for pedagogical research. The emphasis is made on the development of the health of schoolchildren in the educational process that is necessary for the education and upbringing of a healthy generation of pupils. The article invites for the scientific dialogue between specialists of different scientific directions and spheres of activity.
Key words: health, pupils' health, development of pupils' health, health protection, health development.
REFERENCES
[1] Kazin E.M. Zdorovesberegayuschaya deyatelnost v sisteme obrazovaniya: teoriya i praktika / E.M. Kazin, N.E. Kasat-kina, O.G. Krasnoshlyikova, T.O. Panina. - Kemerovo, 2009. - 347 s.
[2] Gerchak YA.V. Formirovanie gotovnosti k zdo-rovesberejeniyu studentov vyisshego professionalnogo obrazovaniya: diss... kand. ped. nauk. - Novokuznetsk, 2007.
[3] Zaytseva I. V., Petrova N. B. Mirovozzrencheskie razmy-ishleniya o suschnosti sohraneniya, ukrepleniya i vozobnovleniya zdorovya na sovremennom etape // el.j. Kontsept: Vyipusk 3. - 2015. - ART 65117. - URL: http://e-koncept.ru/teleconf/65117.html - ISSN 2304-120X.
[4] Schedrina A.G. Ponyatie i struktura individualnogo zdo-rovya cheloveka: metodologiya sistemnogo podhoda// Setevoe izdanie «Meditsina i obrazovanie v Sibiri», 2009, №5/ http://www.ngmu.ru/cozo/mos/arti-cle/text_full.php?id=380 (data obrascheniya: 07.06.2017).
[5] Kaznacheev V. P. Antropoekologiya i zdorove: kontseptu-alnaya model//Metodologicheskie problemyi ekologii che-loveka/otv. red. V. P. Kaznacheev. - Novosibirsk, Sibir-skoe otd.-e, 1988. - 143 s.
[6] Lisitsyin YU. P. Kontseptsiya faktorov riska i obraza jizni [Tekst] / YU. P. Lisitsyin // Zdravoohranenie RF. 1998. № 3. - S. 49-52.
[7] Baevskiy R. M. Prognozirovanie sostoyaniy na grani normyi i patologii [Tekst] / R. M. Baevskiy. M., 1979. - 295 s.
[8] Spiridonov E.A. Filosofija zdorov'ja: opyt analiza// Zhurnal nauchnyh statej «Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke». 2017. vol. 19. № 2. pp. 123-128. (in Russian) (data obrash-henija: 20.05.2017).
[9] Tretyakova N.V. Osnovyi zdorovesberejeniya [Tekst]: praktikum/N.V. Tretyakova. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2011. - 138 s.
[10] Slobodchikov V.I. Kontseptualnyie osnovyi antropologii sovremennogo obrazovaniya// Obrazovanie i nauka. 2010, №1 (69), S. 11-22.