Научная статья на тему 'Развитие законодательства в рамках реализации Российской правовой политики в сфере поддержки материнства и семей с детьми'

Развитие законодательства в рамках реализации Российской правовой политики в сфере поддержки материнства и семей с детьми Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2336
525
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕМЬИ С ДЕТЬМИ / МАТЕРИНСТВО / ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОСОБИЯ В СВЯЗИ С РОЖДЕНИЕМ РЕБЕНКА / FAMILIES WITH CHILDREN / MOTHERHOOD / INSTITUTION OF CHILDREN'S RIGHTS OMBUDSMAN / FAMILY VALUES / LEGAL REGULATION / SOCIAL SUPPORT / MINORS' SUBSISTENCE / SOCIAL WELFARE / MATERNITY BENEFITS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбакова Ольга Сергеевна

Целью настоящей работы является аналитический обзор и анализ законодательства Российской Федерации в сфере правового регулирования государственной поддержки семьи, семей с детьми, материнства, детства. Методы исследования. С использованием философского диалектического метода рассмотрены комплексные, взаимосвязанные вопросы реализации российской правовой политики в сфере поддержки материнства и семей с детьми в соотношении с ролью и основополагающим влиянием развития федерального и регионального законодательства. Общенаучный метод анализа позволил изучить федеральные нормативные правовые основы государственной поддержки семьи, рассмотреть региональную специфику правового регулирования отношений в этой сфере. Сравнительно-правовой метод способствовал уяснению общего и особенного при разграничении понятий «правовая политика в сфере поддержки материнства» и «государственная правовая политика». Полученные результаты. В публикации проанализированы национальные приоритеты правовой политики в сфере поддержки семьи, материнства, детства. Представлено авторское понимание правовой политики в данной сфере, ее субъектный состав, проанализированы основные нормативные правовые акты, принятые в рамках реализации российской правовой политики в сфере поддержки материнства. Автором дано определение правовой политики в сфере поддержки материнства, которая представляет собой деятельность государственных органов, муниципальных органов, общественных институтов по улучшению положения семей с детьми, создания благоприятных условий для рождения и воспитания ребенка. Представлено разграничение данного понятия с государственной правовой политикой. Представлены меры поддержки материнства и семей с детьми на федеральном и региональном уровне. Рассмотрены основные нормативные правовые акты, регулирующие систему социальных выплат в связи с рождением (усыновлением) ребенка, организационно-правовые основания выплат за счет средств материнского (семейного) капитала, а также, новеллы законодательства в рамках реализации механизма повышения качества жизни семей с детьми. Обосновывается важность принципа семейного воспитания детей, как приоритетного направления государственной правовой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LAWS WITHIN THE FRAMEWORK OF IMPLEMENTING RUSSIA’S LEGAL POLICY IN THE SPHERE OF SUPPORT FOR MOTHERHOOD AND FAMILIES WITH CHILDREN

The purpose of this work is to present an analytical overview and analysis of the laws of the Russian Federation in the sphere of legal regulation of state support for the family, families with children, motherhood, and childhood. Research methods. Complex, interrelated issues of implementation of Russia’s legal policy in the sphere of support for motherhood and families with children in their relation to the role and fundamental influence of the development of federal and regional laws are considered using the philosophical dialectical method. The general scientific method of analysis allowed to study federal normative legal basics of state support for the family and to consider regional specifics of legal regulation of relations in this sphere. The comparative law method contributed to the understanding of the general and the special in distinguishing between the concepts of “legal policy in the sphere of support for motherhood” and “state legal policy”. Results obtained. The national priorities of legal policy in the sphere of support for the family, motherhood, and childhood publication are analysed in the publication. The author’s understanding of the legal policy in this sphere, its subject structure is presented, the main laws and regulations adopted within the framework of implementing Russia’s legal policy in the sphere of support for motherhood are analysed. The author defines the legal policy in the sphere of support for motherhood, which is the activity of government agencies, municipal agencies, social institutions carried out with a view to improve the situation of families with children, create favorable conditions for the birth and upbringing of a child. The distinction between this concept and that of government legal policy is presented. Measures of support for motherhood and families with children at the federal and regional level are presented. The main regulations and laws regulating the system of welfare payments made due to the birth (adoption) of a child, organisational and legal justifications for payments at the expense of maternity (family) capital, as well as novelties of law within the framework of implementing the mechanism of improving the quality of life of families with children. A justification is given for the importance of the principle of family upbringing of children as a priority line of government legal policy.

Текст научной работы на тему «Развитие законодательства в рамках реализации Российской правовой политики в сфере поддержки материнства и семей с детьми»

Развитие законодательства в рамках реализации российской правовой политики в сфере поддержки материнства

и семей с детьми

Рыбакова О. С.1

Ключевые слова: семьи с детьми, материнство, институт уполномоченного по правам ребенка, семейные ценности, законодательное регулирование, социальная поддержка, жизнеобеспечение несовершеннолетних, социальное обеспечение, пособия в связи с рождением ребенка.

Аннотация.

Целью настоящей работы является аналитический обзор и анализ законодательства Российской Федерации в сфере правового регулирования государственной поддержки семьи, семей с детьми, материнства, детства.

Методы исследования. С использованием философского диалектического метода рассмотрены комплексные, взаимосвязанные вопросы реализации российской правовой политики в сфере поддержки материнства и семей с детьми в соотношении с ролью и основополагающим влиянием развития федерального и регионального законодательства. Общенаучный метод анализа позволил изучить федеральные нормативные правовые основы государственной поддержки семьи, рассмотреть региональную специфику правового регулирования отношений в этой сфере. Сравнительно-правовой метод способствовал уяснению общего и особенного при разграничении понятий «правовая политика в сфере поддержки материнства» и «государственная правовая политика».

Полученные результаты. В публикации проанализированы национальные приоритеты правовой политики в сфере поддержки семьи, материнства, детства. Представлено авторское понимание правовой политики в данной сфере, ее субъектный состав, проанализированы основные нормативные правовые акты, принятые в рамках реализации российской правовой политики в сфере поддержки материнства. Автором дано определение правовой политики в сфере поддержки материнства, которая представляет собой деятельность государственных органов, муниципальных органов, общественных институтов по улучшению положения семей с детьми, создания благоприятных условий для рождения и воспитания ребенка. Представлено разграничение данного понятия с государственной правовой политикой. Представлены меры поддержки материнства и семей с детьми на федеральном и региональном уровне. Рассмотрены основные нормативные правовые акты, регулирующие систему социальных выплат в связи с рождением (усыновлением) ребенка, организационно-правовые основания выплат за счет средств материнского (семейного) капитала, а также, новеллы законодательства в рамках реализации механизма повышения качества жизни семей с детьми. Обосновывается важность принципа семейного воспитания детей, как приоритетного направления государственной правовой политики.

Э01: 10.21681/2226-0692-2018-4-37-41

Р

X оссийская Федерация определяет государственную гарантию поддержки семьи, детства, ответственного ро-дительства в числе основных национальных приоритетов и конституционных ценностей.

В Российском государстве выработаны национальные приоритеты правовой политики [11, с. 154], в том числе в сфере преумножения человеческого капитала, поддержания благоприятных условий развития личности, повышения качества жизни улучшению жизни российских семей, поддержки материнства, детства, сохранения национальных культурных ценностей Российского государства. Российская правовая политика определяет концептуальные основы и стратегические

направления поддержки материнства и детства, находит свое отражение в принятом федеральном законодательстве и программных документах, законах субъектов Российской Федерации, программных документах, направленных на создание, обеспечение и воспроизводство необходимых условий для стабилизации демографической ситуации в стране, сохранение и укрепление репродуктивного здоровья населения, повышение уровня рождаемости, улучшение жизнеобеспечения семей, имеющих детей и особенно находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на сохранение духовно-нравственных семейных ценностей.

Статус социального государства предполагает обеспечительную систему мер социально-политиче-

1 Рыбакова Ольга Сергеевна, старший научный сотрудник ФБУ «Научный центр правовой информации при Минюсте России», кандидат юридических наук, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: orro21@yandex.ru

ского, экономического и правового характера, направленную на создание благоприятных условий для роста рождаемости, повышения качества жизнеобеспечения семей с детьми. Конституцией Российской Федерации гарантированы поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7), а также, в развитие указанных положений, защита материнства и детства (ч. 1 ст. 38).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 06 марта 2003 года № 58-О, от 27 декабря 2005 года № 502-О, от 24 января 2006 года № 6-О, от 15 января 2009 года № 105-О-О, Постановление от 26 февраля 2018 года № 10-П и др.), Конституция Российской Федерации, признавая Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), и определяя в качестве одного из основных направлений социальной защиты обеспечение государственной поддержки материнства и детства, вместе с тем, не определяет конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, и относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Обозначенные конституционные гарантии нашли отражение в приоритетах российской правовой политики в сфере поддержки материнства и семей с детьми. В юридической литературе правовая политика понимается в различных аспектах и связывается со стратегиями правового развития России [10, с 31]. Правовая политика конкретизируется соответственно в деятельности органов государства в области правотворчества, правоприменения, правового просвещения граждан, осуществления государственного надзора и контроля, государственного обеспечения подготовки кадров-юристов, формирования официальной правовой доктрины, выраженной в программных целевых стратегических актах Президента РФ, Правительства РФ. Российская правовая политика в сфере поддержки материнства и семей с детьми, реализуемая на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальном уровне представляет собой деятельность государственных органов, муниципальных органов, общественных институтов по улучшению положения семей с детьми, создания благоприятных условий для рождения и воспитания ребенка.

Следует подчеркнуть особую роль государственных институтов в формировании приоритетов правовой политики в сфере поддержки материнства и семей с детьми. Улучшению положения семей с детьми способствуют принимаемые государственные программы, направленные на сохранение здоровья и укрепление репродуктивного здоровья, снижение уровня младенческой и материнской смертности, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, совмещение родителями трудовой деятельности с воспитанием детей, развитие системы материальной поддержки и стимулирования.

Одним из приоритетов правовой политики в области поддержки материнства и семей с детьми является укрепление российской семьи, путем создания благоприятных социально-экономических условий для рождения

(усыновления) и воспитания детей. Совершенно справедливо, что именно семья, в отличие от других воспитательных институтов способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны личности человека на протяжении всей его жизни [2, с 19; 4, с 11-12]. К сожалению не каждый ребенок имеет возможность воспитываться в родной семье, общаться со своими кровными родителями, реализовать свои права на семейное воспитание [8, с 21-22]. Конвенция о правах ребенка 1989 г. определяет семью как «основную ячейку общества и естественную среду для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, которой должны быть предоставлены необходимые защита и содействие» (со стороны общества и государства), с тем чтобы «она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, а ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания»2. Руководствуясь международными принципами и обязательствами, Российская Федерация возводит государственную гарантию поддержки семьи, института ответственного родительства в ранг основных национальных приоритетов, определивших направления развития законодательства в данной сфере.

На федеральном уровне действует система мер поддержки семей, которые готовы принять на воспитание ребенка. Данные меры направлены, прежде всего, на стимулирование семей к усыновлению (удочерению). Немаловажной их частью являются льготы при усыновлении ребенка, закрепленные на уровне федерального законодательства и государственных программах поддержки. Основным приоритетом в данном контексте является установление ответственности каждой семьи за воспитание, образование и всестороннее развитие личности взятого на воспитание ребенка.

Установленная на законодательном уровне Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»3 единая система социальных выплат, в связи с рождением (усыновлением) ребенка, основной целью которой является обеспечение гарантированной государством материальной поддержки материнства (отцовства) и детства. Правом на получение государственных пособий в связи с рождением (усыновлением) и воспитанием детей обладают как работающие граждане, т.е. подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, так и неработающие граждане. Общенациональная система выплат расширена и дополнена на уровне регионального законодательства. Так, во многих субъектах имеется обширная практика установления дополнительных видов социальных выплат семьям с детьми посредством принятия региональных законов4.

2 «Конвенция о правах ребенка», одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 15594, вступила в силу для СССР 15.09.1990 // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

3 Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // СЗ РФ, 22.05.1995, № 21, ст. 1929.

4 Напр.: Закон г. Москвы от 23.11.2005 № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» // Ведомости Московской го-

Высокий уровень безработицы, и, как следствие, низкий уровень доходов населения в начале 1990-х годов детерминировал снижение рождаемости в последующие годы, многие молодые семьи отказались от рождения более одного ребенка, что привело к демографическому кризису в стране. Существует мнение, что низкие демографические показатели свидетельствовали о неблагоприятных условиях жизни людей, не позволяющих им сохранять здоровье, в том числе репродуктивное, реализовывать естественную потребность в создании семьи, рождении желаемого числа детей, обеспечивать их полноценное содержание и развитие [1, с. 59]. Многие семьи 1990-х годов, родившие одного ребенка попадали в категорию малоимущих, а воспитывающие двоих-троих детей, приблизились в «черте бедности» [7, с. 37; 3, с. 53], что вызвало необходимость принятия дополнительных мер поддержки нуждающихся категорий граждан [6, с. 23]. Принятый Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»5 установил правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, нуждающимся в такой поддержке, а также порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи.

Принятый в начале нулевых годов программный документ — Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года6, стал ориентиром для органов государственной власти (органов местного самоуправления) в решении вопросов стабилизации демографической ситуации, путем решения задач по созданию предпосылок для роста рождаемости, всесторонней поддержке семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности, а также обеспечению адресной социальной защиты семьи, включая меры материальной помощи при рождении (усыновлении) ребенка. Дальнейшее решение актуальных задач поддержки материнства и детства связано с реализацией Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года7, в которой материнство было определено как ключевой социальный институт, призванный решать основные задачи демографической политики государства. Среди основных направлений данного программного документа обозначены: обеспечение жизни и здоровья матери и ребенка; снижение уровня материнской и младенческой смертности; со-

родской Думы, 29.12.2005, № 12(2), ст. 293; Закон Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-0З «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье, № 7, 18.01.2006; Областной закон Ростовской области от 22.10.2004 N 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» (принят ЗС РО 07.10.2004) // Наше время, № 259-260, 28.10.2004 и др.

5 Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ (ред. 07.03.2018) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ, 19 июля 1999 года, № 29, ст. 3699.

6 Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г., утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2001 № 1270-р // СЗ РФ, 2001. № 40, ст. 3873.

7 Концепции демографической политики Российской Федера-

ции на период до 2025 года, утв. Указом Президента Российской Феде-

рации № 1351 от 09.10.2007 г. // СЗ РФ, 2007, № 42, ст. 5009.

хранение и укрепление репродуктивного здоровья населения, повышение уровня рождаемости. Предлагаемые Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года меры в подавляющем большинстве ориентированы на повышение качества жизни населения, в частности семей с детьми, до минимально приемлемого прожиточного уровня.

Одним из приоритетных направлений реализации правовой политики в данном направлении является поддержка многодетных семей путем предоставления социальных выплат, льгот и различных форм натуральной помощи. Основополагающим документом в рамках ее реализации стал Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»8, который определил правовые и организационные основы целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей, путем предоставления перечня льгот таким семьям. Следует согласиться, что государственная поддержка многодетных семей представляет собой многоуровневую систему мер по предоставлению социальных гарантий, прав, льгот, направленных на их достойное жизнеобеспечение [9, с. 354]. Указом Президента от 05.05.1992 № 431 регламентирована обязанность субъектов Федерации установить, с учетом национальных и культурных особенностей региона, статус многодетной семьи, а также предусмотреть механизмы дополнительной социально-экономической поддержки таких семей в случае необходимости. В развитие обозначенных положений в субъектах Российской Федерации приняты региональные законы, предполагающие комплекс мер социальной поддержки многодетных семей9, повышения их статуса в обществе и улучшение положения в них детей.

Одной из основных целей демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, отраженной в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»10 закреплена стабилизация численности населения, в том числе за счет увеличения количества детей в семьях. Среди приоритетов реализации следует назвать: создание механизмов оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей-инвалидов, включая изменение размеров налоговых вычетов для работающих родителей

8 Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 (ред. от 25.02.2003) «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» // Ведомости СНД и ВС РФ, 14.05.1992, № 19, ст. 1044.

9 Напр.: Закон Республики Башкортостан от 24.07.2000 № 87-з «О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 2000, № 14(116), ст. 1056; Закон Алтайского края от 29.12.2006 № 148-ЗС «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае» // Алтайская правда, № 8-9, 18.01.2007; Закон Мурманской области от 27.12.2004 № 567-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг» // Информационный бюллетень Ведомости Мурманской областной Думы, № 49, 21.02.2005, с. 147-149 и др.

10 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» // СЗ РФ, 2012 г., № 19, ст. 2343.

в зависимости от дохода семьи и количества детей, а также формирование государственного заказа на оказание организациями различной организационно-правовой формы социальных услуг семьям с детьми.

Необходимость разработки и принятия специальных социально-экономических мер поддержки материнства и детства, семей, имеющих детей, в том числе путем поощрения факта рождения (усыновления) второго (и последующего) ребенка, впервые была обозначена Главой государства еще в 2006 году11. В рамках выполнения поручений Президента РФ был принят Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ12, который определил концептуальные основы и стратегические направления государственной поддержки института родительства. Этим же нормативным актом была введена в действие федеральная Программа материнского (семейного) капитала, которая позволила обеспечить новый уровень государственно-правовой поддержки рождаемости в последующие годы. Среди основных направлений реализации средств материнского (семейного) капитала (далее — МСК) обозначены: обеспечение жизни и здоровья матери и ребенка; снижение уровня материнской и младенческой смертности; сохранение и укрепление репродуктивного здоровья населения, повышение уровня рождаемости. Организация социальной поддержки семей, имеющих детей, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Во многих субъектах Федерации реализуются региональные программы материнского (семейного) капитала, с учетом социально-экономических возможностей региона из средств бюджета субъекта.

Многие российские семьи, имеющие двух и более детей, уже в полной мере ощутили материальную поддержку за счет реализации данной программы. Размер МСК ежегодно индексировался и был увеличен почти в два раза (с 250 тыс. руб. в 2007 г. до 453 тыс. руб. в 2016 г.). Положительная динамика также обусловлена тем, что в период реализации программы расширялись и дополнялись возможности использования средств материнского капитала [7 , с. 38-39]. Рождение второго и третьего ребенка в семье стало устойчивой тенденцией для российской семьи. Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию особо отметил, что «в предыдущие годы за счёт активной поддержки семьи, материнства, детства мы смогли переломить негативные демографические тенденции: добились роста рождаемости и снижения смертности»13. Вопросы демографии по-прежнему остаются безусловным приоритетом правовой политики Российского государства.

В последнее десятилетие наблюдается положительная динамика развития законодательства, направленного на поддержку семей с детьми, путем усиления государственной поддержки семей, имеющих детей, повышения

уровня благосостояния российской семьи. Развитие законодательства в рамках реализации планомерной правовой политики в сфере поддержки материнства и семей с детьми характеризуется поиском оптимального баланса между обеспечением государством социальных гарантий достойного уровня жизни граждан, и реализацией демографической политики, направленной на стабилизацию численности населения. Подобные механизмы направлены, в том числе, на поддержания доверия граждан к органам государственной власти [5, с. 15-16]. Законодательные меры и программные документы, рассчитанные на длительный период реализации, закрепляют основные приоритеты целевой социально-экономической поддержки семей, воспитывающих детей путем создания благоприятных условий для рождения (усыновления) и обеспечения, прежде всего, самих детей. Семья здесь рассматривается как наиболее устойчивое социальное образование, благоприятная среда для воспитания и социализации ребенка.

В рамках исполнения решения Главы государства, обозначенного в ноябре 2017 года на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей о продлении программы материнского капитала до 2021 года, внесены соответствующие изменения в законодательство, а именно, действие программы МСК продлено еще на три года. Установлено, что положения Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2021 года14. Основной целью программы материнского (семейного) капитала законодатель видит в улучшении демографической ситуации в стране, путем обеспечения благоприятных условий для рождения (усыновления) второго и последующего ребенка. В дополнение увеличения сроков реализации программы расширен и перечень направлений реализации МСК, предоставив право гражданам направлять средства МСК на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов.

Система выплат семьям с детьми получила дальнейшее развитие с принятием, инициированным главой государства, Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»15, который устанавливает основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка16. Право на получение указанной выплаты имеют

11 См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации (10 мая 2006 г.) http://archive.kremlin.ru/text/ арреаг8/2006/05/105546.8Мт1 (дата обращения - 13.11.2017 г.)

12 Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СЗ РФ, 2007, № 1 (1 ч.), ст. 19.

13 Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации (1 марта 2018 г.) // http://www.krem1in.ru/events/ president/news/56957

14 Федеральный закон от 28.12.2017 № 432-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»» // СЗ РФ, 01.01.2018, № 1 (Часть I), ст. 16.

15 Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»// СЗ РФ, 01.01.2018, № 1 (Часть I), ст. 2.

16 Размер ежемесячной выплаты приравнен к размеру прожиточного минимума в регионе. Средний размер указанных ежемесячных выплат составляет: в 2018 г. — 10 523 руб.; в 2019 г. — 10 836 руб.; в 2020 г. — 11 143 руб.

граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории государства в случае, если ребенок — гражданин Российской Федерации, рожден (усыновлен) после 1 января 2018 г., при этом размер среднедушевого дохода семьи не превысит 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в соответствующем субъекте Российской Федерации. Финансовая поддержка семей, воспитывающих детей реализуется, таким образом, уже с рождением первого ребенка, что, безусловно, положительно скажется на повышении рождаемости, особенно в молодых семьях. Следует отметить, что подобные компенсирующие механизмы направлены на адресную поддержку нуждающихся семей, позволяют повысить уровень жизнеобеспечения таких семей. Реализуемые механизмы поддержки семей с детьми обеспечивают прямо или косвенно благосостояние отдельных категорий граждан и, как следствие, общества в целом, тем самым позволяя прогнозировать благоприятные демографические циклы развития Российского государства.

В современных условиях обеспечение благополучного и защищенного материнства и детства является

национальным приоритетом государства. Объявленное указом Президента России Десятилетие детства17 говорит о важности тех задач, которые предстоит решить в ближайшие годы. Особого внимания заслуживают, инициированные главой государства, законодательные новеллы о закреплении статуса и дальнейшее развитие института уполномоченного по правам ребенка на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, а также на создание эффективных механизмов защиты прав и законных интересов детей18.

Обозначенные приоритеты государственной правовой политики призваны обеспечить достижение национальных стандартов в области прав человека, жизнеобеспечения ребенка. Улучшение качества жизни и благосостояния семей, имеющих детей, являются приоритетами национальной политики поддержки материнства и детства, которые определяет механизмы стабилизации демографической ситуации, повышения уровня рождаемости, жизнеобеспечения детей, сохранения духовно-нравственных семейных ценностей.

Рецензент: Атагимова Эльмира Исамудиновна, кандидат юридических наук, советник аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: atagimova75@mail.ru

Литература

1. Азарова Е.Г. Правовое регулирование социального обеспечения женщин и детей (демографический аспект) // Журнал российского права. 2015. № 10 (226). С. 57—73.

2. Атагимова Э.И. Роль института семьи при формировании нравственности и правосознания личности в условиях современного информационного пространства России // Правовая информатика. 2017. № 2. С.18—27.

3. Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. Состояние и проблема оказания бесплатной юридической помощи населению // Мониторинг правоприменения. 2015. № 2 (15). С. 52—58.

4. Дородонова Н.В. Некоторые вопросы правового регулирования семейных правоотношений // Право. Законодательство. Личность. 2014. № 2 (19). С. 11—15.

5. Макаренко Д.Г. Принцип доверия как детерминанта эффективного правового регулирования общественных отношений // Мониторинг правоприменения. 2017. № 4 (25) С. 15—22.

6. Ростова О.С. Государственная поддержка материнства в Российской Федерации / в кн. Научная мысль и современный опыт в решении системных проблем развития. 2014. С. 126—127.

7. Ростова О.С. Государственная программа материнского (семейного) капитала: практика реализации // Право. Законодательство. Личность. 2016. № 2 (23). С. 37—44.

8. Ростова О.С. Семейное воспитание несовершеннолетних — приоритетное направление государственно-правовой политики Российской Федерации // Правовая информатика. 2016. № 3. С. 20—25.

9. Ростова Ю.В. Правовое просвещение многодетных семей в сфере социального обеспечения и социального обслуживания / в сборнике: Основные тенденции и перспективы развития современного права материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского. Москва, 2018. С. 353—358.

10. Рыбаков О.Ю. Стратегия правовой политики России // Юридическое образование и наука. 2015. № 1. С. 30—33.

11. Рыбаков О.Ю. Тип правопонимания как ценностно-мировоззренческая предпосылка толкования права // Образование и право. 2017. № 2. С. 153—157.

17 Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // СЗ РФ, 05.06.2017, № 23, ст. 3309.

18 См.: законопроекты № 558290-7 «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации», № 558293-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» (о закреплении прав уполномоченных по правам ребенка, реализуемых при осуществлении гражданского и административного судопроизводства), № 558296-7 «О внесении изменения в статью 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части освобождения от государственной пошлины уполномоченного по правам ребенка) // Доступ через СОЗД Государственной Думы. URL: http://sozd.parlament.gov.ru/oz#data_source_tab_b

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.