Научная статья на тему 'Развитие законодательства о налоге на недвижимость жилого назначения'

Развитие законодательства о налоге на недвижимость жилого назначения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ / РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ДЕФИЦИТ / РИСКИ / БЮДЖЕТНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пронина Л. И.

В статье рассмотрены проблемы развития законодательства о налоге на недвижимость жилого назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие законодательства о налоге на недвижимость жилого назначения»

Налогообложение

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГЕ НА НЕДВИЖИМОСТЬ ЖИЛОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Л. И. ПРОНИНА, доктор экономических наук, государственный советник Российской Федерации 2-го класса

Как отмечается в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике, в 2010—2012гг. важно определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий. Необходимо определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения отрицательного для налогоплательщиков эффекта от увеличения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования.

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг. дальнейшее совершенствование налоговой политики должно быть направлено на последовательное улучшение налогового администрирования, реформирование отдельных налогов и режимов налогообложения (страховые взносы, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), в том числе реформирование налогообложения нефтегазовой отрасли, трансфертное ценообразование, специальные режимы), принятие точечных мер, направленных на стимулирование инновационного развития и диверсификацию экономики.

В налоговой системе РФ с 2010 г. происходит ряд значительных изменений, обусловленных необходимостью увеличения доходной базы консолидированного бюджета РФ для покрытия существующего объема дефицита и сокращения рисков бюджетной устойчивости, что приводит к увеличению налоговой нагрузки.

Расчетный уровень налоговой нагрузки на экономику вырастет с 30,7% к ВВП в 2009 г. до 33,2% —в 2011 г., до 33.5% —в 2012г. и до 33,9% —в 2013 г.

Необходимость покрытия существующего объема дефицита федерального бюджета и сокращения рисков бюджетной устойчивости потребует дальнейшей централизации части налоговых доходов в федеральном бюджете. Эта тенденция накладывает отпечаток на формирование структуры доходов местных бюджетов.

По данным Минфина России, из табл. 1 и 2 следует, что субъекты РФ все больше экономят на муниципальных образованиях при установлении отчислений по единым и дополнительным нормативам от федеральных налогов — налоге на прибыль организаций, налоге на добычу общераспространенных полезных ископаемых (НДОПИ — песок, глина и т. д.) и акцизах, дающих наибольший объем налоговых поступлений. А по региональным налогам и специальным налоговым режимам (транспортный налог, единый сельскохозяйственный налог и др.), которые дают значительно меньший объем налоговых поступлений, отчисления по единым и дополнительным нормативам от федеральных налогов увеличивают.

При росте общего объема налоговых поступлений в местные бюджеты в 2010 г. по сравнению с 2009г. на 12% (с 719,8 до 806,8 млрд руб.) доля налоговых поступлений в городские и сельские поселения снизилась с 26,5 до 26,0%, тогда как доля налоговых поступлений в городские округа возросла с 63,5 до 64,1 %.

Таблица 1

Структура налоговых доходов местных бюджетов

№ п/п Ишы муниципальных образований Налоговые доходы за2009г., млрд руб. Налоговые доходы за 2010г., млрд руб.

1 Городские округа 457 (63,5%) 517,3(64,1%)

2 Муниципальные районы 190,7(26,5%) 209,6 (26%)

3 Городские и сельские поселения 72,1 (10%) 79,9(9,9%)

Таблица 2

Установление субъектами Российской Федерации единых и дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов

Налоги и сборы Количество субъектов Российской Федерации

2006 2007 2008 2009 2010

Налог на имущество организаций 17 23 24 18 16

Налог на прибыль организаций 19 20 18 11 10

Гдиный сельскохозяйственный налог 19 17 28 33 35

Транспортный налог 9 17 22 22 29

Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых 17 17 15 13 14

Налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения 23 30 31 29 31

Акцизы 12 12 13 9 9

Примечание. С 01.01.2009 осуществлялись единые нормативные отчисления.

По мнению автора, эти данные подтверждают актуальность введения налога на недвижимость и придания ему не только статуса местного налога, но и местного налога поселений, т. е. этот налог должен в основном формировать доходную базу местных бюджетов городских и сельских поселений.

В связи с отсутствием достаточной финансовой базы для решения вопросов местного значения сформированные в 2005 г. органы местного самоуправления 78 % поселений передали полномочия органам местного самоуправления муниципальных районов и самоустранились от исполнения возложенных на них обязанностей. В результате значительная часть муниципальных органов власти продолжает осуществлять бюджетные расходы на собственное содержание, не выполняя возложенных на них законами общественно полезных функций.

Определение типа муниципального образования, которое будет вводить на своей территории налог на недвижимость жилого назначения, имеет важное значение. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЭ), а также Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) таким муниципальным образованием должно быть поселение (городское или сельское).

Тем более что 100 % поступлений от налога на имущество физических лиц и от земельного налога, которые упраздняются при введении налога на недвижимость, идут в бюджеты поселений. При этом по объектам недвижимости, которые находятся на

межселенных территориях, налог на недвижимость должны вводить представительные органы муниципального района.

В Налоговом кодексе РФ (НК РФ) в настоящее время в перечне налогов отсутствует налог на недвижимость, который в перспективе должен был бы стать основным доходным источником местных бюджетов.

Правомерность закрепления налога на недвижимость за местным уровнем власти обусловлена стабильностью поступлений от данного налога, равномерностью распределения и низкой мобильностью налоговой базы, экономической эффективностью. При этом важно отметить, что органы местного самоуправления способны влиять на формирование налоговой базы по данному налогу и могут эффективно контролировать операции с недвижимостью, что будет способствовать улучшению собираемости данного налога.

История вопроса. Программой развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г. предлагалось отнесение налога на недвижимость и налога на имущество организаций к числу местных налогов и сто процентов зачисление поступлений от этих налогов, а также от налога на имущество физических лиц в доходы местных бюджетов.

По ориентировочным расчетам автора (на основе данных о федеральном бюджете на 2003г.), в случае зачисления в местные бюджеты полностью поступлений от налога на имущество физических лиц, налогов на имущество организаций и земельного налога), налоговые доходы местных бюджетов возросли бы на 170 млрд руб. в год. Это составляло

бы около 46 % от всех налоговых доходов местных бюджетов (372 млрд руб. в год), или около 13 % от налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ (1 321 млрд руб. в год).

В целях отработки концепции налогообложения недвижимости был принят Федеральный закон от 20.07.1997 № 110-ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери». Как показали итоги эксперимента, введению налога на недвижимость предшествует значительная подготовительная работа, касающаяся разработки методики оценки недвижимости для целей налогообложения, оценки и переоценки объектов недвижимости, создания единого реестра недвижимости, учета налогоплательщиков. Значительны финансовые затраты на проведение этих мероприятий.

Итогами эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери стало определение необходимых параметров (методика оценки и организация системы учета имущества для целей налогообложения), а также создание условий для введения налога на недвижимость на территории РФ.

При формировании законодательной базы для создания рынка доступного жилья в составе пакета федеральных законов (28 законопроектов, из которых 26 приобрели статус федеральных законов в 2004 г.) 10.06.2004 был принят Государственной Думой ФС РФ в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» («О дополнении части второй Налогового кодекса Российской Федерации главой 32 «Налог на недвижимое имущество»).

Обусловлено это тем, что введение налога на недвижимость позволило бы муниципалитетам не только получить доходную базу для развития территорий, в том числе подготовки коммунальной инфраструктуры для жилищного строительства, но и предоставило возможность муниципалитетам использовать регулирующую функцию этого налога на своей территории.

При этом необходимо иметь в виду, что к вопросам местного значения поселений в соответствии с Законом № 131-ФЭ относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Созданию условий для жилищного строительс-

тва в муниципальном образовании, в частности, способствовало бы введение местного налога на недвижимость жилого назначения.

По мнению автора, поступление доходов от налога на недвижимость в бюджеты поселений в совокупности с частью доходов от налога на доходы физических лиц смогли бы полностью обеспечить выполнение их расходных обязательств.

Работа над законопроектом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее — законопроект № 51763-4) продолжена в 2011 г. И речь в нем идет о налоге на недвижимость жилого назначения, который предусматривает в качестве объектов налогообложения некоторые виды земельных участков.

Рассмотрим элементы местного налога на недвижимость и некоторые проблемы их законодательного установления. Налогоплательщиками налога признаются физические лица и организации, обладающие недвижимым имуществом на праве собственности.

Местный налог на недвижимость заменит для соответствующих налогоплательщиков (физических и юридических лиц) налоги на имущество физических лиц, налог на имущество организаций и земельный налог в части налогообложения установленных объектов недвижимости. Таким образом, в муниципальном образовании, где будет введен налог на недвижимость жилого назначения, будут продолжать взимать земельный налог, налог на имущество физических лиц и налог на имущество организаций с урезанным в пользу налога на недвижимость числом объектов налогообложения. Следует отметить, что если бы на данной территории был упразднен налог на имущество физических лиц (в целях уменьшения числа взимаемых налогов), из-под налогообложения бы вышли сооружения, относящиеся к нежилой недвижимости.

Важно также иметь в виду, что налог вводится для юридических и физических лиц, являющихся собственниками признаваемых объектами налогообложения жилых помещений (долей в них), гаражей, принадлежащих физическим лицам, гаражно-строительным кооперативам, жилищностроительным кооперативам и товариществам собственников жилья, но не являющихся собственниками земельного участка (или его долей), на котором расположены указанные объекты недвижимости.

При этом лица, являющиеся собственниками земельного участка (или его долей), на котором нет жилых помещений (гаражей, принадлежащих

физическим лицам, гаражно-строительным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья) или указанные объекты недвижимости на нем расположенные, не являются собственностью данного лица, признаются налогоплательщиками земельного налога в соответствии сгл. 31 НК РФ.

Объектами налогообложения являются следующие объекты недвижимости:

— недвижимое имущество, входящее в состав жилищного фонда;

— гаражи, принадлежащие физическим лицам, а также гаражно-строительным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья;

— дачные и садовые земельные участки;

— земельные участки, на которых находятся объекты недвижимости, входящие в состав жилищного фонда, а также гаражи, принадлежащие физическим лицам, гаражно-строительным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья;

— земельные участки, выделенные под строительство объектов, входящих в состав жилищного фонда, а также гаражей, принадлежащих физическим лицам, гаражно-строительным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья.

При этом освобождается от налогообложения имущество, входящее в состав государственного и муниципального жилищного фонда, а также земельные участки, на которых находятся объекты недвижимости, входящие в состав государственного и муниципального жилищного фонда.

Важным элементом налоговой автономии органов местного самоуправления можно признать то, что при установлении налога представительные органы местного самоуправления вправе определять дополнительные виды объектов недвижимости, не облагаемые налогом.

Интересно в целях установления качественного изменения налоговой нагрузки при введении налога на недвижимость провести сравнение с некоторыми нормами ныне действующего Закона РФ от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физическихлиц» (далее — Закон № 2003-1).

Так, объектами налогообложения в соответствии с Законом № 2003-1 признаются следующие виды имущества:

— жилой дом;

— квартира;

— комната;

— дача;

— гараж;

— иное строение, помещение и сооружение;

— доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пп. 1—6 Закона № 2003-1.

Таким образом, в качестве объектов налогообложения отсутствуют только земельные участки, облагаемые на основании гл. 31 НК РФ.

Налоговой базой местного налога на недвижимость в соответствии с законопроектом № 51763-4 признается оценочная (рыночная) стоимость объектов недвижимого имущества, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, которая определяется по состоянию на первое число первого месяца налогового периода.

Оценку имущества для целей обложения налогом на недвижимость осуществляет уполномоченный орган местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий учет и оценку объектов недвижимости) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Рассмотрим принципы формирования методики оценки. Оценка объектов недвижимости для целей налогообложения осуществляется в порядке, определяемом актами органов местного самоуправления исходя из оценки рыночной стоимости объектов недвижимости с применением понижающего коэффициента 0,8.

Оценка рыночной стоимости объектов недвижимости определяется на основе применения методов массовой оценки.

Объекты незавершенного строительства, расположенные на земельных участках, рассматриваются в качестве улучшений налогооблагаемых земельных участков с соразмерным увеличением оценки рыночной стоимости.

Оценка объектов жилищного фонда, отнесенных в установленном порядке к ветхим, аварийным, не отвечающим санитарным требованиям, признается равной нулю.

При оценке земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения или использования, может применяться понижающий коэффициент с учетом доли земельного участка, используемого для ведения личного подсобного хозяйства и других сельскохозяйственных целей.

Понижающий коэффициент устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Для сравнения: в настоящее время налоги на имущество физических лиц (Закон № 2003-1) исчисляются на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

При этом органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии с законопроектом № 51763-4 для налогоплательщиков — физических лиц налоговая база по объекту, относящемуся к жилому фонду, уменьшается на сумму налогового вычета.

Следует отметить, что в настоящее время ведется работа по определению этой суммы налогового вычета.

По мнению автора, может быть применена следующая методика при определении размера налогового вычета. С учетом социальной значимости жилья устанавливается размер налогового вычета, который может быть увеличен по решению органов местного самоуправления.

Размер налогового вычета определяется исходя из не облагаемой налогом нормы и количества членов семьи, совместно проживающих с налогоплательщиком, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Не облагаемая налогом норма определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на основе средней в данном муниципальном образовании стоимости 5 м2 общей площади жилья.

Следует отметить, что норматив, равный 5 м2 общей площади жилья может быть определен как среднестатистическая величина в целом по России. При использовании данного норматива примерно 18 млн м2 жилья будет выведено из-под налогообложения.

Важно иметь в виду проблему уровня власти, который устанавливает налоговые вычеты. Очевидно, что статус местного налога на недвижимость предполагает наличие права органов местного самоуправления на установление размера налогового вычета. Однако в случае установления налогового вычета органами местного самоуправления нет уверенности в том, что они смогут достаточно достоверно и корректно определить среднюю стоимость жилья в данном муниципальном образовании.

Вместе с тем при установлении на федеральном уровне налогового вычета в стоимостном выражении для каждого налогоплательщика в отношении одного объекта жилого фонда и предоставлении органам местного самоуправления права повышения величины этого вычета муниципальные образования, повысившие налоговый вычет, могут лишиться трансфертов из Федерального фонда

финансовой поддержки субъектов РФ на величину недополученного дохода, возникающего при увеличении суммы налога.

Таким образом, проблема определения величины и порядка установления налогового вычета при взимании налога на недвижимость неоднозначна.

Для сравнения: на основании Закона № 2003-1 применяется не система налоговых вычетов, а установлены льготы по уплате налога. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан (в ред. Федерального закона от 11.08.1994 № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О налогах на имущество физических лиц»):

— Герои Советского Союза и Герои РФ, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

—инвалиды 1иП групп, инвалиды с детства;

— участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

— лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

— лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

— военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

— лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в

испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

— члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

Кроме того, налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

— пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ;

— гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами РФ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

— со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, — на период такого их использования;

— с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 м2

и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 м2.

Очевидно, что действующий перечень льгот при уплате налогов на имущество физических лиц достаточно широк и конкретен.

Отметим, что в законопроекте № 51763-4 налоговым периодом признается календарный год, как и в Законе № 2003-1.

Законопроектом № 51763-4 налоговая ставка устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах от0,1до1 % налоговой базы.

Ставка налога на недвижимость за земельные участки, предоставленные под жилищное строительство, за исключением индивидуального жилищного строительства, увеличивается на нормативный период проектирования и строительства соответствующих объектов до регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В случае завершения такого жилищного строительства и регистрации прав на построенный объект недвижимости до окончания установленного нормативного периода проектирования и строительства сумма уплаченного налога сверх однократной ставки налога подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

В случае незавершения жилищного строительства по истечении установленного двухлетнего срока ставка налога увеличивается повторно, а сумма уплаченного налога сверх однократной ставки налога за весь период проектирования и строительства не подлежит возмещению налогоплательщику.

Ставка налога на недвижимость за земельные участки, предоставленные под индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, гаражное строительство, увеличивается по истечении установленного нормативного срока проектирования и строительства соответствующих объектов до регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Для сравнения в соответствии с Законом № 2003-1 ставки налогов на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от

Таблица 3

Ставки налога

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, руб. Ставка налога, %

До 300 000 (включительно) До 0,1 (включительно)

Свыше 300 000 до 500 000 (включительно) Свыше 0,1 до 0,3 (включительно)

Свыше 500 000 Свыше 0,3до 2,0 (включительно)

суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.

Ставки налога в соответствии с Законом № 2003-1 устанавливаются в следующих пределах (табл. 3).

По мнению автора, проблема определения величины ставки налога на недвижимость и ее дифференциации достаточно многогранна:

—диапазон дифференциации величины ставки не должен быть слишком велик, а ее верхняя граница не слишком высока ввиду достаточно высокой (рыночной) стоимости объектов недвижимости;

— прогрессивная ставка налога могла бы быть установленадля дорогого элитного жилья;

— достаточно высокая верхняя граница ставки налога может компенсироваться за счет установления налоговых вычетов;

— целесообразно использование поэтапного повышения ставки налога по мере совершенствования методики оценки стоимости облагаемого налогом недвижимого имущества.

Следует отметить, что поступления от налога на недвижимое имущество в местные бюджеты будут значительными. Так, по ориентировочным расчетам автора, при единой ставке, равной 0,1 %, налоговые поступления составили бы не менее 15 млрд руб., а при единой ставке 0,3 % — не менее 50 млрд руб. в год. Для сравнения: в 2009 г. в бюджеты поселений поступило всего налоговых доходов 190,7 млрдруб., ав 2010г. — 209,6 млрдруб.

Таким образом, введение налога на недвижимость жилого назначения явится важным дополнительным доходным источником местных бюджетов.

Отвечая на вопросы депутатов Государственной Думы ФС РФ 06.04.2011, заместитель Председателя Правительства РФ министр финансов РФ А. Кудрин отметил, что дальнейший пересмотр существующего распределения доходов от федеральных налогов и сборов между бюджетами РФ в среднесрочной перспективе не планируется по следующим основаниям.

Налоговая база федеральных налогов и сборов, зачисляемых в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, отличается крайней неравномерностью распределения среди субъектов РФ и на

их территориях отдельных муниципальных образований.

Так, в 2010 г. 61 % налоговых доходов консолидированного бюджета РФ поступило с территории 10 субъектов РФ, в которых проживает 27 % населения страны. При этом 46 % поступлений по налогу на добавленную стоимость аккумулировалось на территории двух субъектов РФ (Москва и Московская область), 70 % налога на прибыль — 15 субъектов РФ, 80 % поступлений от налога на добычу полезных ископаемых —13 субъектов РФ.

Таким образом, передача дополнительных нормативов отчислений от указанных налогов приведет к существенной диспропорции в распределении налоговыхдоходов между субъектами РФ.

Например, в случае передачи субъектам РФ 2% ставки налога на прибыль, зачисляемого в настоящее время в федеральный бюджет, более 70% налога поступит в бюджеты 10 наиболее обеспеченных регионов, что еще более увеличит дифференциацию регионов по уровню бюджетной обеспеченности, а это, в свою очередь, потребует увеличения объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ в сумме около 90 млрд руб. Таким образом, потери федерального бюджета составят более 240 млрд руб.

Вместе с тем в соответствии со ст. 58 БК РФ регионы вправе закреплять за местными бюджетами единые нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и дополнительные (в счет замены дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований) нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

Кроме того, с 2012 г. вступают в действие положения федерального законодательства, вносящие изменение в разграничение расходных полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в области охраны здоровья и охраны общественного порядка. Указанные изменения предусматривают передачу полномочий органов местного самоуправления на региональный уровень в области охраны здоровья

(200 млрд руб.), в части содержания полиции — на федеральный уровень (20,7 млрд руб.).

При этом изменение указанных полномочий не будет сопровождаться существенным перераспределением налоговых доходов между региональными и местными бюджетами, а затронет сферу межбюджетного регулирования на региональном уровне.

В заключение отметим, что при установлении налога на недвижимость важен не только экономический эффект от его введения. Очевидна необходимость учета социального аспекта при введении данного налога — установления системы налоговых вычетов, позволяющих не ухудшить финансового положения налогоплательщиков, в первую очередь налогоплательщиков — физических лиц.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЭ.

3. О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О налогах на имущество физических лиц»: Федеральный закон от 11.08.1994 № 25-ФЗ.

4. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1.

5. О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча: Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ.

6. О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери: Федеральный закон от 20.07.1997 № 110-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.