Научная статья на тему 'Развитие системы налогообложения недвижимого имущества в Российской Федерации*'

Развитие системы налогообложения недвижимого имущества в Российской Федерации* Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы налогообложения недвижимого имущества в Российской Федерации*»

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале

д.э.н., проф., зав. кафедрой налогов и денежного обращения ДГУ, г. Махачкала

Алиев Басыр Хабибович

Развитие системы налогообложения недвижимого имущества в Российской Федерации*

Алиев Хабиб Басырович,

соискатель [email protected]

5

Аннотация: актуальность вопросов налогообложения граждан не снижается. До сих пор ведутся дискуссии о целесообразности перехода от прогрессивной к пропорциональной системе подоходного налогообложения, не принята глава Налогового кодекса, регулирующая налогообложение имущества физических лиц, более 10 лет продолжается эксперимент с налогом на недвижимость.

Ключевые слова: налог на недвижимость, система налогообложения, пропорциональные и прогрессивные методы, имущественные налоги, межбюджетные отношения

Aliyev B.H., Aliev H.B. Development of a system of taxation of real estate in the Russian Federation.

The urgency of the issues of taxation of citizens is not reduced. So far, there have been discussions on whether the transition from progressive to proportional income taxation, is not accepted the head of the Tax Code governing the taxation of property of individuals, more than 10 years, continuing the experiment with real estate tax.

Key words: property taxes, tax system, proportional and progressive methods, property taxes and intergovernmental relations.

На сегодняшний день Российским налоговым законодательством предусмотрено три имущественных налога. Первый - налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ). Плательщиками налога являются организации, имеющие на балансе движимое и недвижимое имущество, учитываемое в составе основных средств. В качестве налоговой базы выступает среднегодовая стоимость основных средств, учитываемых по остаточной стоимости. Ставки устанавливаются законами субъектов РФ, но не могут превышать максимальной ставки в 2,2 %, установленной НК РФ. Получателями налога являются региональные бюджеты.

Второй действующий сегодня налог, базой для начисления которого является имущество налогоплательщика, - земельный (гл. 31 НК РФ). Его платят организации и физические лица, владельцы земельных участков. Налоговая база равна кадастровой стоимости участков, определяемой в соответствии с Земельным кодексом РФ. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог уплачивается по ставкам не выше 0,3% в отношении сельскохозяйственных земель, земель, занятых жилыми строениями, а также дачных участков. В отношении остальных земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5%. Налог пополняет бюджет на местном уровне.

Третий - налог на имущество физических лиц. Он установлен ст. 15 НК РФ и Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Физическое лицо, имеющее в собственности жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж или иное строение, помещение и сооружение, является плательщиком налога. Базой является инвентаризационная стоимость объектов. Ставки дифференцированы и устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Максимальная ставка - 2%. Поступления от уплаты налога пополняют местную казну.

Идея заменить все имущественные налоги одним, заодно изменив порядок расчета и ставки для увеличения налоговой нагрузки и пополнения бюджета, витает в умах законотворцев с 2004 года. Именно тогда в Думу был внесен законопроект, призванный узаконить изменения. В июне 2004 года рядом депутатов Государственной Думы был внесен проект закона (Проект № 51763-4), в соответствии с которым предлагалось установить местный налог на не-

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале движимость. Предложенный тогда проект главы 31 «Налог на недвижимость» и прошел рассмотрение в Государственной Думе.

В соответствии с данным проектом налогоплательщиками налога

признавались физические лица и организации, обладающие следующим недвижимым имуществом:

1) недвижимое имущество, входящее в состав жилищного фонда;

2) гаражи, принадлежащие физическим лицам, а также гаражностроительным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья;

3) дачные и садовые земельные участки;

4) земельные участки, на которых находятся объекты недвижимости, указанные в пунктах 1

и 2.

5) земельные участки, выделенные под строительство объектов, указанных в пунктах 1 и 2.

Следует отметить, что признание в качестве налогоплательщиков организаций идет в разрез с принципами построения налоговой системы, не допускающими многократное налогообложение одного объекта. В этой связи разработчики проекта предлагали внести соответствующие изменения в закон «О плате за землю» и в главу 30 НК РФ «Налог на имущество организаций». И если ранее согласно Главе 30 одной из льгот по налогу на имущество было освобождение от налогообложения организаций - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, то в соответствии с предполагаемым проектом налога на недвижимость перечисленные выше объекты вообще не подлежали налогообложению налогом на имущество организаций, должны были облагаться налогом на недвижимость.

В то же время мировой опыт показывает возможность существования схожих налогов. В частности в США в дополнение к налогу на имущество штата большинством органов местного управления введены поимущественный налог или налог на недвижимость, в которых объект налогообложения схож или повторяет налог штата.

Вопрос оценки объектов имущества для целей налогообложения стоял и стоит на первом месте. Ведь именно от выбора метода оценки напрямую будет зависеть размер подлежащего уплате налога. Объясняется это тем, что остальные элементы налога не были подвержены столь принципиальным изменениям. В частности ставка налога определялась самими представительными органами местного самоуправления в пределах от 0,1 до

1% налоговой базы.

В тоже время в проекте законе не было сказано об использовании в качестве информационной основы определения налоговой базы единого кадастра объектов имущества, разрабатываемого до настоящего времени на территории Российской Федерации, и земельного кадастра, разработка которого завершается.

Недостатком представленного проекта было и то, что в нем не определены органы, которые будут проводить оценку объектов налогообложения и отвечать за достоверность и правильность определения стоимости. Также не был прописан и порядок обжалования налогоплательщиком действий налоговых органов и органов, осуществляющих оценку (данное положение было закреплено проектом налога на недвижимость).

Положительным следует признать решение вопроса о порядке исчисления суммы налога на вновь построенное (либо уничтоженное) имущество и имущество, переходящее от одного владельца к другому в течение налогового периода. В таких случаях исчисление налога будет производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев владения к общему количеству месяцев. В настоящее время в случае возведения (постройки) нового объекта имущества налог взимается лишь с года, следующего за годом регистрации.

Вызывает серьезные сомнения также экономическая обоснованность применения повышающих коэффициентов на период строительства в рамках проекта. Экономически обоснованным может являться применение положения кратности лишь при нарушении сроков проектирования и строительства или сроков регистрации, что позволит с помощью экономических рычагов стимулировать сокращение последних. Именно такой порядок должен быть установлен в отношении земельных участков, предоставленных под индивидуальное жилищное строитель-

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале ство, дачное строительство, гаражное строительство, где ставка налога на недвижимость увеличивается только по истечении установленного нормативного срока проектирования и строительства соответствующих объектов до фактической регистрации прав на построенный объект недвижимости. Это станет действенным рычагом и против недобросовестных собственников новых объектов имущества, не желающих регистрировать фактически готовые объекты и уклоняющиеся от уплаты налога.

Следует рассмотреть возможность определения критериев дифференциации ставок налога, которые может использовать орган местного самоуправления. Такими критериями могут быть вид имущества (жилое, нежилое), стоимость, категория налогоплательщика, срок владения и так далее. Обсуждение данного законопроекта зашло в тупик, поскольку эта инициатива разбилась о множество проблем, которые требовали немедленного решения.

Сегодня законодатели фактически признают нецелесообразность существования налога на имущество физических лиц и необходимость введения налога на недвижимость. Налог на недвижимость является перспективным источником формирования доходов бюджетов субъектов РФ, говорится в концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 г., которая одобрена распоряжением Правительства. Введение данного налога согласно этого документа целесообразна после установления отдельных его элементов и проведения апробации механизма взимания указанного налога в отдельных субъектах РФ.

Как раннее замечал замминистра финансов Сергей Шаталов Правительство может начинать вводить налог на недвижимость в некоторых регионах страны начиная с 2012 года. Для этого обсуждалась проблема создания единой информационной базы недвижимости, которой нет до сихпор.

По словам министра экономического развития РФ Эльвиры Набиулиной, в России еще долго не будет единого налога на недвижимость, т.к. оформление собственности произведено по разным объектам (титул собственности на землю и титул собственности на здания) переоформить их в один документ очень сложно.

Литература:

1. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М. Развитие налогового федерализма в условиях Российских реформ // Налоги и финансовое право 2012 №3 с155-166

2. Алиев Б.Х., Абдулгалимов А.М. Теория и история налогообложения: уч. Пособие- М: Вузовский учебник, 2008.

3. Березин М.Ю. Развитие системы налогообложение недвижимости. М: инфотроник Медия,2011 www.nalog.ru

*Статья опубликована в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 2009-2013 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.