УДК (784:398):061.62=512.157
А. С. Ларионова
РАЗВИТИЕ ЯКУТСКОГО ЭТНОМУЗЫКОЗНАНИЯ В ИГИиПМНС СО РАН
кутское этномузыкознание начало свое развитие в рамках Института языка, литературы и истории ЯФ СО АН СССР, когда в секторе искусствоведения с 15 июля 1947 года по 17 апреля 1951 года заведующим был первый якутский профессиональный композитор М. Н. Жирков. Его деятельность положила начало планомерному изучению традиционного музыкального фольклора народа саха. Работая в Институте языка, литературы и истории Якутского филиала СО АН СССР, он собрал огромный фактологический материал по народной музыке якутов. Он «стал заниматься собиранием якутских народных напевов примерно с 1933 г. и не оставлял этой работы почти до самой своей смерти в апреле 1951 года. За этот период он но-тировал около 450 напевов» [4, с. 13]. В 1937 году в связи с подготовкой Первой республиканской олимпиады художественной самодеятельности, посвященной 15-летию ЯАССР М. Н. Жирковым были составлены анкеты для сбора якутского музыкального фольклора и сведений о носителях фольклорных традиций саха. «Именно он явился организатором двух фольклорных экспедиций в вилюйскую (1940) и центральную (1950) группы районов Якутии. Его фольклорные записи являются первыми образцами записей, дающими представление о бытовании якутского песенного творчества в 30-40-е гг.» [2, с. 32]. Весь архив М. Н. Жиркова продолжает храниться в фондах Национальной библиотеки РС(Я). Этот архив до настоящего времени еще не исследован и требуются специальные изыскания для введения материалов данного архива в научный оборот.
© А. С. Ларионова, 2016 100
Он также положил начало изучению якутских народных песен и наметил перспективы дальнейших исследований. Так, в 1947-1949 годах М. Н. Жирков написал первую разностороннюю работу по якутскому музыкальному фольклору. Книга была издана лишь в 1981 году под названием «Якутская народная музыка» [3]. Ее главным достижением явилось то, что автор впервые ввел в якутское этно-музыковедение основополагающие категории и понятия, связанные с жанрами и стилями интонирования якутской пе-сенности, сформулировал ведущие закономерности песенных стилей дьиэрэтии ырыа и дэгэрэн ырыа с указанием особенностей их ритмики, лада, формы и способов исполнения. М. Н. Жирков разработал ТЕКЖ6 общую классификацию жанров якутской народной музыки. Понятие дэгэрэн ырыа со времен М. Н. Жиркова активно используется якутскими этномузыковедами.
Он впервые в концептуальном плане поднял проблему нотировок якутского народного мелоса и ввел нотографичес-кое отображение микроальтерационных нюансов звуковысотности, столь важных при нетемперированном характере мелодики песен народа саха. В связи с этим, в своей книге «Якутская народная музыка» он отмечал: исследователи-предшественники считали, что «мелодические рисунки мотивов олонхо и песен стиля "дьиэрэтии" невозможно расшифровать и записать на ноты, так как они содержат в себе элементы звуков, отсутствующих в европейской музыкальной практике, а также в музыкальной культуре многих братских народов СССР. Между тем, все богатство якутской народной песни заключается в разнообразных гортанных вариациях. Только они, неуловимые для записи звуки, придают особую
специфику, колорит, нюансы, вариации. Вот эти-то мотивы олонхо, передаваясь из уст в уста в течение многих столетий и составляют золотой фонд якутской народной песни» [Там же, с. 29].
Научная постановка проблемы переложения на ноты напевов олонхо стиля дьи-эрэтии ырыа впервые поставлена как самостоятельная именно М. Н. Жирковым. Опираясь на нотографию, созданную И. С. Тезавровским, он стал записывать мелодии дьиэрэтии ырыа и впервые использовал знаки, получившие распространение в расшифровках последующих исследователей, как наиболее адекватные в отображении микроальтерационных изменений в мелодиях подобных напевов. Как известно, исполнитель олонхо варьирует текст, и при повторном исполнении олонхосут практически исполняет уже другой вариант этого же эпического сказания, поэтому при непосредственной нотной записи напевов олонхо в запись были включены разные варианты напева, так как во время нотной записи нотиров-щику приходится неоднократно просить повторить напев, чтобы записать его полностью. О подобных сложностях при записях на слух во время экспедиций пишет и М. Н. Жирков: «Представьте себе, перед вами сидит якутский олонхосут и вы у него записываете по фразам, отрывочно, мелодию олонхо. Когда он споет одну фразу, вы должны записать ее на ноты, остановив певца. Певец, прежде чем продолжить олонхо, вернется к первой фразе и от нее уже перейдет к другой. Он тут же при повторении первой фразы споет вам ее совершенно в другом рисунке, не похожем на первый. <...> Когда же отдельные тексты песен олонхо исполняются певцами длительностью в 15-20 минут, а иногда до часу, то, конечно, записать без перерыва мелодию такого текста невозможно и это представляет большую трудность при отсутствии фонографических аппаратов и записывающих приборов» [Там же, с. 34]. Поэтому записи олонхо до появления магнитофона носили зачастую фрагментарный характер.
В монографии «Якутская народная музыка» М. Н. Жирков также изучает
якутский инструментарий, в том числе -хомус. Он впервые говорит о разновидностях хомуса и его эволюции: «Можно полагать, что в процессе своей эволюции хомус претерпел несколько изменений. Прототипом хомуса, как и у всех язычковых инструментов, видимо, является листик травы, зажатый между губами и пальцами. Следующим этапом его развития следовало бы считать хомус, сделанный из камыша, что значит по-якут-ски "хомус". Откуда, вероятно, и получил свое название этот музыкальный инструмент. Дальнейшее свое развитие он получает в виде хомуса, сделанного из железа — "тимир хомус" (железный), который сохранился и до наших дней» [Там же, с. 72]. В этих изысканиях М. Н. Жиркова можно усмотреть и типологически однотипный характер возникновения этого инструмента у других этносов. Кроме того, исследователь ставит задачу развития якутского хомуса в плане усиления его звучности и изготовления 13 варганов различной высоты, издающих звуки обычной европейской гаммы в пределах октавы, благодаря чему ансамбль хомуси-стов мог бы исполнить практически любую мелодию и аккомпанемент. Со времен М. Н. Жиркова музыковедческие изыскания по хомусу практически более полувека отсутствуют, хотя вплоть до настоящего времени остаются актуальными вопросы, поднятые им. Также с его уходом из жизни, в институте перестает существовать вплоть до настоящего времени сектор искусствоведения и развитие якутского музыкознания происходит в недрах других секторов.
В 1970-1980-е годы свою научную деятельность начинает музыковед Н. Н. Николаева, проработавшая в институте всю свою жизнь, вначале в секторе литературы и фольклора ИЯЛИ ЯФ АН. Во время работы в данном секторе она изучила музыку олонхо. В своей монографии «Эпос олонхо и якутская опера» [5] она исследовала напевы якутского героического эпоса как основы для зарождения якутской национальной оперы. Ею рассмотрены ладозвукоряд-ные особенности напевов якутского олон-
хо, в них Н. Н. Николаева выделяет «модулирующий» лад. Данный термин введен ею в научный оборот впервые. Автор трактует этот лад следующим образом: «В песнях олонхо стиля дэгэрэн намечается еще одна разновидность ладозвуко-рядной организации. Речь пойдет о предпосылках зарождения ладовой модуляции, вызванный естественным процессом формообразования песни. <...> Приведенные интонационные схемы крайних частей эпических песен дэгэрэн отчетливо обнаруживают зачатки формирования пентатоники. <...> Таким образом, ла-дозвукорядная организация последних песен раскрывает смену ладов, намечает ладовую модуляцию внутри песен, призванную подчеркивать контуры музы-кально-поэтической формы песни» [Там же, с. 42].
В своей монографии Н. П. Николаева уделяет внимание также ритмической основе мелодий якутских традиционных песен, отведя данной проблематике целый раздел во второй главе. Исследователем устанавливается, что метроритмическая структура напевов опирается и прямо зависит от слогового ритма текста. Эти связи более подробно изучаются на примере эпического стихосложения в сравнении с ритмикой их напевов. Н. Н. Николаева рассматривает связь ритмики текста и мелодии в олонхо в двух главенствующих стилях якутской песенности — дьиэрэтии ырыа и дэгэрэн ырыа. На основании проведенного анализа она делает следующие выводы в отношении эпического песенного исполнительства в манере дьиэрэтии ырыа: «- соразмерность мелодико-текстового ритма - общая основа ритмического движения дьиэрэтии ырыа;
- систематический распев слога по заданной ритмической модели является следствием единой ритмической основы дьиэрэтии;
- периодичность подачи слога служит средством ритмизации поэтического текста;
- высокая степень ритмической организации в дьиэрэтии сочетается с метрической свободой, вызванной действием
свободного течения текста. В итоге - частая смена музыкального размера» [Там же, с. 53]. Таким образом, автор исходит в своем исследовании взаимосвязей слова и музыки из приоритетности слогового ритма текста.
Автор настоящей статьи А. С. Ларионова, начавшая работать в институте с 1991 года под руководством Э. Е. Алексеева написала кандидатскую диссертацию по теме «Жанрово-тематическая классификация песен стиля дэгэрэн ырыа», которую защитила в 1996 году. В 2000 году в Новосибирске вышла ее монография «Дэгэрэн ырыа (песенная лирика якутов)» [6]. В монографии проведено комплексное изучение песенной лирики народа саха и дана ее жанрово-тематическая классификация. Изучена связь дэгэрэн ырыа с якутскими обрядами и рассмотрена региональная стилистика песенной культуры якутов. В 2005 году защитила докторскую диссертацию по теме «Проблемы взаимодействия музыки и слова в якутском дьиэрэтии ырыа», научным консультантом которой является доктор искусствоведения, профессор С. П. Галицкая. В 2004 году в Новосибирске вышла ее монография «Вербальное и музыкальное в якутском дьиэрэтии ырыа» [7]. В ней исследуется проблема взаимодействия слова и музыки в якутском дьиэрэтии ырыа, определяется место дьиэрэтии ырыа в системе жанров якутской традиционной песенности. Дьиэрэтии ырыа представлен практически во всех обрядовых и необрядовых жанрах якутского фольклора. Изучаются особенности средств выразительности дьиэрэтии ырыа: звукоподражания, кы-лысахи и распевы. Кроме того, выявляется региональная стилистика песен этого стиля. В Новосибирске вышла музыковедческая статья А. С. Ларионовой в томе «Якутские народные сказки» в 60-томной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» [8], в которой изучены музыкальные особенности поющихся разделов якутских сказок. Также ею составлен компакт-диск, который иллюстрирует исследование живым звучанием образцов.
Кроме того, ею изучены особенности эпического пения якутов. В 2012 году в г. Саарбрюккен (Германия) вышла в свет ее монография «Напевы якутского героического эпоса олонхо: Текстология и символические аспекты» [9], в которой впервые вводятся в научный оборот нотные записи песен олонхо в исполнении вилюйских сказителей. В ней представлены вопросы исторического развития в фиксации напевов якутских сказаний. Современный аналитический период фиксации музыкального фольклора народа саха характеризуется наличием уточняющих комментариев и использованием современных видео- и аудиозаписей. В книге также рассмотрены текстологические и символические аспекты музыки якутских олонхо. Особое внимание уделено вилюйскому эпическому пению как наиболее показательному в якутской традиции исполнения сказаний. Проведенный автором монографии анализ разновременных записей песен олонхо позволяет определить сохраняемость фольклорного образца. В данном исследовании выявлены также мелодические архетипы эпической традиционной песенности народа саха. Обнаружено, что песни положительных героев олонхо изложены в манере пения дьиэрэ-тии ырыа и относятся к архетипу медитации, напевы небесной удаганки (шаманки) - к архетипу прошения, песни парня-вестника Сорук Боллура - к архетипу игры.
В настоящее время жанр осуохай исследуется молодой исследовательницей сектора якутского фольклора А. Д. Тата-риновой, которая под руководством кандидата искусствоведения, профессора Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки Н. В. Леоновой пишет кандидатскую диссертацию по теме «Якутский круговой танец оЬуохай: строение, локальные разновидности, историческое развитие». При изучении данного обрядового танца якутов ею высказано следующее интересное наблюдение: «Локальное определение окуохай часто совпадает с улусными (районными) названиями: вилюйский, сунтарский,
амгинский, мегино-кангаласский, олек-минский, усть-алданский, таттинский, верхоянский, горный и якутский окуохай. Реже принадлежность напева танца связывают с названием поселка: "наяхинский", "кыргыдайский" и др. Очень редко мелодию окуохай связывают с запевалой: "нохсоровский оЬуохай" (У. Г. Нохсоров), "зверевский оЬуохай" (С. А. Зверев)» [10, с. 179].
Таким образом, исследователи традиционной музыки якутов, работавшие и работающие в секторе якутского фольклора внесли и продолжают вносить весомый вклад в становление и развитие якутского этномузыкознания. Ими намечены перспективы дальнейшего исследования. Так, Н. Н. Николаевой высказано предположение о существовании третьего стилевого направления, представленного различными видами самоуглубленного пения: это песни-стоны (энэлгэн ырыата), песни мэнэриков (таарымта ырыата), шаманские песни. Н. Н. Николаева обозначает их как самостоятельный стиль якутского песнопения, отличный от дьиэрэтии ырыа и дэгэрэн ырыа. В настоящее время в плане изучения данных феноменов имеется статья Э. Е. Алексеева «Пение при культурно-специфичных психических расстройствах у народов сибирского Севера» [1] и отдельные наблюдения у разных этно-музыкологов и этнографов. В перспективе требуют специального исследования каждый из этих оригинальных жанров. Такую же проблему представляет определение стиля пения, характерного для героев Нижнего мира якутского героического эпоса олонхо. Самостоятельную проблему, требующую дальнейшего изучения, представляют собой метроритмические особенности якутских народных песен. Помимо народной музыки якутов необходимо изучение также городского музыкального фольклора. Отсутствуют самостоятельные исследования даже такого сугубо песенного жанра как тойук, нет специальных исследований музыкальной составляющей обрядового ра алгыс и якутских скороговорок - ча-быргахов. Кроме того, совершенно не-
изученной областью являются якутские напевы шаманских камланий и инструментальная музыка, да и сам инструментарий якутов.
Что касается такого знакового жанра якутского фольклора как олонхо, то можно констатировать факт, что их напевы изучены недостаточно, хотя песни в олонхо занимают практически половину всего повествования. Такой пробел связан с тем, что до настоящего времени нет достаточного количества сборников и монографий, в которых бы присутствовали ноты песен олонхо. Можно констатировать, что нотные расшифровки песенных разделов огромного количества записей якутского героического эпоса, хранящихся в различных архивах Якутии, практически отсутствуют. Среди нотных материалов присутствуют лишь отдельные нотные записи наших музыковедов, связанные с их научно-исследовательскими интересами. Полные нотные записи песен олонхо появляются только со времени издания 60-томной серии «Памятники фольклора Сибири и Дальнего Востока», в частности, песенные разделы олонхо В. О. Каратаева «Могучий Эр Со-готох» в расшифровке Н. Н. Николаевой [12]. Сейчас в серии «Саха боотурдара» В. В. Илларионовым издано олонхо Д. А. Томской (Чайки) «Хороший Юёдью-гюйээн и плохой Хоодьугур», расшифровки песен принадлежат В. С. Никифоровой [11]. Олонхо «Богатырь Уол Дугуй» Е. И. Кардашевского из Хангаласского улуса, изданное в 2014 году содержит лишь отдельные нотные расшифровки, произведенные А. С. Ларионовой и А. Д. Татариновой. Большое количество олонхо вплоть до настоящего времени еще не расшифрованы, что, конечно, затрудняет научное исследование музыкальной стороны этого одного из основополагающих жанров якутского фольклора. Поэтому, в перспективе остро стоит проблема переложения на ноты и издания сборников песенных разделов якутских сказаний или сводов олонхо, включающих нотные расшифровки.
Перед будущими исследователями музыкального фольклора продолжает стоять
сложная задача адекватного переложения на ноты звучащих фольклорных образцов. Особую сложность представляет запись тембровых призвуков, которыми украшены песни народов Якутии. Разнообразно окрашенные тембровые призвуки, например, в пении якутов находят достаточно адекватное нотное отображение. Так, кылысахи изображаются флажолет-ным знаком в двухголосном изложении к основному звуку. Часто в олонхо, в шаманских камланиях, в охотничьей практике подражают пению зверей и птиц, переложение имитаций их пения на ноты также представляет собой самостоятельную проблему. Решение поставленных и сформулированных задач ждут своих будущих исследователей.
Благодаря существованию в институте сектора искусствознания был дан толчок становлению и развитию якутского этно-музыкознания, но вне сферы интересов института остались огромные пласты якутского искусства, например, профессиональное музыкальное искусство, опера, балет, ИЗО, хореография и др. Требуется возрождение в рамках института данного сектора. Создание сектора искусствознания, способствовало бы изучению не только поэтической и музыкальной сторон якутского фольклора, но и хореографии, народно-прикладного искусства с созданием соответствующих научно-ис-следовательских программ: в области традиционных песен якутов, музыкального инструментария народа саха, изобразительного искусства, хореографии. В перспективе сектор искусствознания мог бы изучать не только традиционное искусство, но и профессиональную музыку, живопись, балетное и танцевальное искусство. В этой области необходимо будет разработать соответствующие программы научно-исследовательских и научно-прак-тических работ. Например, по тем направлениям, которые можно было бы изучать в данном секторе:
Профессиональное искусство требует своего изучения, так как до сих пор не исследованы многие аспекты якутского искусства. Требуются исследования по следующим направлениям:
1. Музыкальное искусство:
- развитие музыкального искусства в Якутии;
- творчество якутских композиторов;
- творчество якутских исполнителей: пианистов, вокалистов, виолончелистов, скрипачей и др.;
- жанры профессиональной музыки: опера, симфонические произведения, оркестровые произведения, фортепианная музыка, песенный жанр и др.;
- творчество якутских исполнителей;
- стилевые направления в музыкальном искусстве.
2. Изобразительное искусство:
- развитие изобразительного искусства в Якутии;
- творчество якутских художников, графиков, скульпторов;
- живопись;
- графика;
- скульптура.
3. Танцевальное искусство:
- развитие танцевального искусства в Якутии;
- балет;
- танцевальные коллективы;
- творчество известных балетмейстеров, танцовщиков и танцовщиц Якутии.
4. Театральное искусство:
- Русский драматический театр;
- Саха-театр;
- театр Олонхо;
- Государственный театр оперы и балета.
Все эти проблемы и вопросы ждут своего решения. Создание же сектора искусствоведения могло бы способствовать развитию не только якутского этномузы-кознания, но и, в целом, якутского искусствознания .
Литература
1. Алексеев Э. Е. Пение при культурно-специ-фичных психических расстройствах у народов сибирского Севера // Миф, символ, ритуал. Народы Сибири. - М., 2008. - С. 95-107.
2. Алексеева Г. Г. От фольклора до профессиональной музыки. - Якутск, 1994. - 160 с.
3. Жирков М. Н. Якутская народная музыка. -Якутск, 1981. - 176 с.
4. Кондратьев С. А. Якутская народная песня. -М.: Сов. композитор, 1963. - 180 с.
5. Николаева Н. Н. Эпос олонхо и якутская опера. - Якутск, 1993. - 187 с.
6. Ларионова А. С. Дэгэрэн ырыа. Песенная лирика якутов. - Новосибирск, 2000. - 152 с.
7. Ларионова А. С. Вербальное и музыкальное в якутском дьиэрэтии ырыа. - Новосибирск, 2004. - 324 с.
8. Ларионова А. С. Музыка якутских сказок // Якутские народные сказки. - Новосибирск,
2008. - 462 с. - (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 27).
9. Ларионова А. С. Напевы якутского героического эпоса олонхо: Текстология и символические аспекты. - Саарбрюккен (Германия): LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 178 с.
10. Татаринова А. Д. Звуковысотная организация напевов якутского кругового танца оЬуохай: проблемы интерпретации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2013. - № 12 (38): В 3 ч. Ч. II. - С. 179-186.
11. Ючюгэй Юдюгюйэн, Еусаган Ходжугур / Д. А. Томская. - Якутск, 2011. - 376 с.
12. Якутский героический эпос «Могучий Эр Соготох». - Новосибирск, 1996. - 440 с. - (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 10).
References
1. Alekseev Je. E. Penie pri kul'turno-specifichnyh psihicheskih rasstrojstvah u narodov sibirskogo Severa [Singing during culturally specific mental disorders of the peoples of the Siberian North] Mif, simvol, ritual. Narody Sibiri [Myth, symbol, ritual. Peoples of Siberia]. Moscow, 2008, pp. 95-107.
2. Alekseeva G. G. Ot fol'klora do professional'noj muzyki [From folklore to professional music]. Yakutsk, 1994. 160 p.
3.Zhirkov M. N. Jakutskaja narodnaja muzyka [Yakut folk music]. Yakutsk, 1981. 176 p.
4.Kondrat'ev S. A. Jakutskaja narodnaja pesnja [Yakut folk song], Moscow: Sov. kompozitor, 1963. 180 p.
5. Nikolaeva N. N. Jepos olonho i jakutskaja opera [Olonkho epic and the Yakut opera]. Yakutsk, 1993. 187 p.
6.Larionova A. S. Djegjerjen yrya. Pesennaja lirika jakutov [Degeren yrya. The Yakut song lyrics]. Novosibirsk, 2000. 152 p.
7.Larionova A. S. Verbal'noe i muzykal'noe v jakutskom d'ijerjetii yrya [The verbal and the musical in the Yakut dieterii yrya]. Novosibirsk, 2004. 324 p.
8.Larionova A. S. Muzyka jakutskih skazok [Music of the Yakut tales] Jakutskie narodnye skazki [The Yakut folk tales]. Novosibirsk, 2008, 462 p. (Pamjatniki fol'klora narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka; T. 27 [Artifacts of the folklore of the peoples of Siberia and the Far East; Vol. 27]).
9.Larionova A. S. Napevy jakutskogo geroicheskogo jeposa olonho: tekstologija i simvolicheskie aspekty [Chants of the Yakut heroic epic olonkho: textology and symbolic aspects]. Saarbrbcken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 178 p.
Развитие якутского этномузыкознания в ИГИиПМНС СО РАН
В статье рассматривается история становления и развития якутского этномузыкознания в Институте гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, когда с 1947 года по 1951 год в институте существовал сектор искусствоведения. Сектор был организован первым якутским композитором М. Н. Жирковым. Им были поставлены вопросы по различным аспектам изучения якутской традиционной музыки. В тот период был собран огромный фактологический материал по якутским народным песням. В последующие годы этномузыкальная наука развивается в институте в рамках фольклорных изысканий, в том числе проводятся исследования по музыке якутского героического эпоса олонхо в связи с провозглашением его ЮНЕСКО Шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества. В статье представлен анализ работ, проведенных этномузыкологами в разное время. В настоящее время проблемы этномузыковедения изучаются в секторе якутского фольклора в плане систематизации стилей и жанров и в текстологическом аспекте. В статье также ставится вопрос возрождения сектора искусствознания. В рекомендательном плане представлены направления, по которым могла бы развиваться искусствоведческая наука в данном секторе.
10. Tatarinova A. D. Zvukovysotnaia organizatsiia napevov iakutskogo krugovogo tantsa ohuokhai: problemy interpretatsii [Pitch organization of the chants of the Yakut circle dance ohuokhai: problems of interpretation] Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and law sciences, studies of art and culture. Issues of theory and practice]. Tambov, 2013, no 12 (38), Part II, pp. 179-186.
11. Juchjugjej Judjugjujjen, Kusagan Hodzhugur [Yuchyugey Yudyugyuyen, Kusagan Khodzhugur], Tomskaja D. A. Yakutsk, 2011. 376 p.
12. Jakutskij geroicheskij jepos "Moguchij Jer Sogotoh" [The Yakut heroic epic "The Mighty Er Sogotokh"]. Novosibirsk, 1996, 440 p. (Pamjatniki fol'klora narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka; T. 10 [Artifacts of the folklore of the peoples of Siberia and the Far East; Vol. 10).
The development of the Yakut ethnomusicology at the Institute for Humanities Research and Indigenous
Studies of the North The article describes the history of formation and development of the Yakut ethnomusicology at The Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North (IHRISN) of the Siberian branch of the Russian Academy of Sciences when the institute had the art studies section from 1947 to 1951. The section was organized by the first Yakut composer M. N. Zhirkov. He raised questions on various aspects of the traditional Yakut music studies. During this period, the huge factual material on the Yakut national songs was collected. In the following years, the ethnomusicological science was developing at the institute within folklore research, including research on the music of the Yakut heroic epic olonkho, in connection with the UNESCO declaring it a Masterpiece of the Oral and Intangible Cultural Heritage of Humanity. The article presents the analysis of the works carried out by ethnomusicologists at different times at the institute. Now problems of ethnomusicology are studied in the section of the Yakut folklore within the styles and genres systematization and the textual aspect. The article also raises the question of the Art Studies section revival. The directions in which the art science could develop in this section are presented in the recommendatory plan.
Ключевые слова: этномузыкознание, стиль, жанр, народный инструментарий, классификация, напевы олонхо, ладозвукоряд, метро-ритмика, нотография, перспективы исследований.
Keywords: ethnomusicology, style, genre, national tools, classification, olonkho chants, modality, metre-rhythm, notation, research prospects.
Ларионова Анна Семеновна, заведующая сектором якутского фольклора Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, профессор Высшей школы музыки (институт) РС(Я) им. В. А. Босикова.
Anna Larionova, Head of the Yakut Folklore Section at the Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Professor of the Higher School of Music (Institute) of the Republic of Sakha (Yakutia) named after V. A. Bosikov.