Научная статья на тему 'К проблеме создания учебно-методического пособия по якутскому музыкальному фольклору'

К проблеме создания учебно-методического пособия по якутскому музыкальному фольклору Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
113
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная специфика / музыкальное образование / национальная культура / фольклор / стиль / жанр / курс лекций / regional specificity / music education / national culture / folklore / style / genre / series of lectures

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А С. Ларионова

Для повышения уровня музыкального образования и расширения поля знания профессионального музыканта необходимо вводить курсы по музыкальной культуре народов Сибири, в том числе якутов. В этом отношении актуальным становится разработка учебно-методических пособий, которые должны содержать курсы лекций, охватывающие все разнообразие музыкального фольклора народа саха, тестовые, контрольные и экзаменационные задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CREATING EDUCATIONAL TOOLS FOR YAKUT FOLKLORE MUSIC

Brief summary: To increase the level of musical education and extension of knowledgeas a professional musician we have to enter courses in the musical culture of the peoples of Siberia, including the yakuts. In this respect, is the development of relevantteaching aids, which should include lectures, covering all the variety of folk music of the sakha people, test and examination tasks.

Текст научной работы на тему «К проблеме создания учебно-методического пособия по якутскому музыкальному фольклору»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

УДК 781.9+372.878

А. С. Ларионова

К ПРОБЛЕМЕ СОЗДАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО ЯКУТСКОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ФОЛЬКЛОРУ

Для повышения уровня музыкального образования и расширения поля знания профессионального музыканта необходимо вводить курсы по музыкальной культуре народов Сибири, в том числе якутов. В этом отношении актуальным становится разработка учебно-методических пособий, которые должны содержать курсы лекции, охватывающие все разнообразие музыкального фольклора народа саха, тестовые, контрольные и экзаменационные задания.

Ключевые слова: региональная специфика, музыкальное образование, национальная культура, фольклор, стиль, жанр, курс лекций.

"О удущие профессиональные музы-канты, должны быть широко образованными в музыкальном отношении людьми. На современном этапе актуальным в их музыкальном развитии является введение регионального компонента, который в настоящее время еще недостаточно разработан. Студентам, обучающимся в национальных республиках, необходимо знать музыкальную культуру своего народа. Так, в Якутии музыкантов-профессионалов готовит и выпускает Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия). Им необходимо иметь представление наряду с развитием профессиональной западно-европейской музыки также и о традиционной музыке народа саха. Для расширения поля знаний региональной специфики музыкального образования в Якутии нужны дисциплины, в которых изучается национальная культура. Поэтому в Высшей школе музыки Республики Саха (Якутия) место дисциплин, посвященных изучению музыкальной культуры Якутии в процессе освоения предметного поля знаний по различным музыкальным специальностям, необходимо сделать одним из основных по различным специализациям.

Е А. С. Ларионова, 2013

В этом отношении, если изучение профессиональной музыки поставлено на должном уровне и по различным предметам по изучению теории и истории музыки имеются разнообразные учебники и учебные материалы, то обучение студентов традиционному музыкальному фольклору в этом отношении имеет свои сложности. Так, изучение традиционной музыки якутов, ведется чаще всего в рамках факультатива. Представляется, что на современном этапе, введение предмета «Якутский музыкальный фольклор» в обучение студентов Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия) в основной курс обучения студентов представляется насущной необходимостью. В настоящее время роль данной дисциплины в системе дисциплин, целостно описывающих предметное поле знаний, могло бы занять одно из важных мест, так как именно при изучении особенностей якутского музыкального фольклора, а также традиционной музыки народа саха происходит понимание парадигмы современного музыкального образования — это формирование музыканта, становление его творческого развития на базе своей национальной культуры.

В этом отношении, в 1994 году нами была создана Программа курса «Музыкальная культура народов Якутии» для

музыкальных школ, училищ и вузов республики и утверждена в том же году отделом культуры мэрии г. Якутска н методическим кабинетом Министерства культуры РС(Я). Эта программа могла бы послужить основой для разработки учебно-методического пособия по курсу «Якутский музыкальный фольклор». Она в адаптированном виде в середине 90-х гг. XX в. прошла апробацию в Хатасской музыкальной школе, а также в якутском музыкальном училище им. М. Н. Жиркова. Позже по этой программе проводились курсы специализации «Основы музыкального образования» на факультете Педагогики и методики начального образования Саха государственной педагогической академии. На основе этой разработки были проведены экспериментальные исследования в общеобразовательных школах г. Якутска и получены положительные результаты.

Характер дисциплины по музыкальному фольклору якутов может иметь теоретическую и практическую направленность. Студент должен знать стили и жанры традиционной песенности якутов, ее ритмические, ладозвукорядные особенности, народный инструментарий. Также он должен иметь представление о региональных особенностях якутских напевов. Знать об основных жанрах якутской народной музыки. Поэтому главы учебно-методического комплекса могут быть выстроены в соответствующей последовательности.

В главе по стилям и жанрам якутского музыкального фольклора могут быть представлены общие сведения об основных стилях якутского пения: дъиэрэттш ырыа (протяжное пение) и дэгэрэн ырыа (метрически определенное пение), представление о разнообразных обрядовых и необрядовых жанрах традиционного песенного фольклора народа саха. Могут быть рассматрены обрядовые жанры: алгыс (благословение) в стиле дьиэрэ-тии ырыа, осуохай (якутский круговой песня-танец) в стиле дэгэрэн ырыа, напевы шаманских камланий. Раскрыты необрядовые жанры — тоуйки (песнопе-

ния), бытовые песни, поющиеся сказки. Даны сведения об исполнителях алгыса. В главе о выразительных особенностях якутского музыкального фольклора возможно освещение вопросов по ритмическим, ладозвукорядным и тембровым особенностям якутской народной песни, а также по зачинам и распевам в якутском дъиэрэтим ырыа. В главе по региональным стилям якутских народных песен требуется раскрыть специфику центральной (приленской), вилюйской, олекминской и верхоянской стилистик исполнения. В главе по якутскому героическому эпосу олонхо могут быть даны общие сведения об основных сюжетах эпоса народа саха, о стилях и жанрах песен, используемых олонхосутами (исполнители якутского эпоса) в олон-хо (якутский героический эпос), а также о жизни и творчестве известных якутских олонхосутов.

Знания, умения, навыки и компетенции, которые должен приобрести студент в результате знакомства с данной дисциплиной помогут в расширении его круга знаний. Ключевые компетенции формируются через описание способов деятельности, освоению которых посвящена данная дисциплина. Преимущественный характер познавательной деятельности студента выражается в изучении предложенного содержания в виде лекций, практических занятий, которые могут помочь в освоении материала, в СРС по работе с литературой, с прослушиванием музыкальных образцов, с творческой разработкой бесед по музыкальному фольклору якутов. Структура дисциплины должна включать описание различных взаимосвязанных и последовательных модулей, позволяющих студенту видеть логику в изучении предмета и ориентироваться в основных моментах предлагаемой учебной дисциплины «Якутский музыкальный фольклор».

Курс «Якутский музыкальный фольклор» может включать широкий круг явлений из области традиционного музыкального фольклора народа саха и вопросов музыкальной терминологии в фольклоре.

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

Предлагаемое учебно-методическое пособие по данному курсу должно содержать следующие основные позиции:

1. Важнейшей пласт по курсу представлен фольклором, преимущественно песенным, т.к. практически во всех жанрах словесного фольклора включены песенные вставки, например, в чабыргахе (якутская скороговорка), где скороговорка завершается напевом в стиле дэгэрэн ырыа.

2. Предполагается также введение и изучение народного инструментария. Изучение каждого инструмента необходимо проходить на занятиях отдельно с привлечением музыкальных примеров, в частности, хомуса (варгана), известного и распространенного по всему миру.

3. Такого же подхода требует творчество носителей якутского фольклора. Предполагается, что студенты должны знать имена выдающихся исполнителей своего времени как С. Зверев, У. Нохсо-ров, В. Каратаева и других

4. Требуется ввести изучение студентами наиболее значимых монографий известных этномузыковедов Якутии, например, М. И. Жиркова, Г. А. Григоряна, Э. Е. Алексеева, их основных областей интересов, а также их жизни и деятельности.

Необходимо также разработать контрольные, тестовые и экзаменационные вопросы. Например, контрольная работа может быть представлена примерно следующими вопросами:

1. Стили якутского пения.

2. Дьиэрэтии ырыа.

3. Дэгэрэн ырыа.

4. Напевы якутского героического эпоса олонхо «Ньургун Боотур».

5. Напевы шаманских камланий.

6. Осуохай.

7. Региональная стилистика пения народа саха.

Экзаменационные вопросы могут иметь следующий вид:

1. Традиционные стили якутского пения.

2. Обрядовые песни якутов.

3. Необрядовые песни якутов.

4. Якутский героический эпос олонхо.

Тесты могут быть представлены следующими вопросами:

1. Один из жанров традиционной пе-сенности якутов:

а) дьиэрэтии ырыа

б) дэгэрэн ырыа

в) тангалай ырыата

2. В каком стиле поют шаманы:

а) кутуруу ырыата

б) хонгсуо ырыата

в) хабарга ырыата

3. Один из обрядовых жанров якутского музыкального фольклора:

а) туойсуу ырыата

б) алгыс

в) тайук

4. К какому стилю пения относится тангалай ырыата:

а) к дэгэрэн ырыа

б) к дьиэрэтии ырыа

в) к кутуруу ырыата

5. Как называется лад якутской традиционной песенности?

а) пентатоника

б) дорийский лад

в) раскрывающийся лад

6. Как называется горловое пение якутов?

а) хабарга ырыата

б) тангалай ырыата

в) хонгсуо ырыата

7. Традиционный якутский духовой инструмент:

а) тангцыр (якутская домра)

б) кырыымпа (якутская скрипка)

в) хомус

Рефераты могут быть написаны студентами по следующим темам:

1. Стилевые особенности традиционной песенности якутов;

2. Стили традиционной музыки народа саха;

3. Музыкальный фольклор якутов Верхоянья.

Курс предполагает также самостоятельную работу (реферат) студента по темам:

а) особенности традиционной песенности якутов;

б) жанры традиционной музыки народа саха;

в) ладозвукорядные особенности якутских народных песен.

2. Составить беседу по теме «Музыкальный фольклор якутов»:

а) песни стиля дъиэрэтии ырыа;

б) олонхо В. О. Каратаева «Могучий Эр Соготох»;

д) олонхосут П. П. Ядрихинский.

4. Составить конспекты по темам:

а) Якутский героический эпос -олонхо;

б) Якутский музыкальный фольклор вилюйского региона;

в) Якутский музыкальный обрядовый фольклор.

5. Самостоятельно прослушать произведения:

а) Олонхо В. О. Каратаева «Могучий Эр Соготох»;

б) Якутские народные сказки;

в) Алгысы.

6. Подготовка дипломной работы по выбранной теме. Тематика дипломных работ может быть следующего характера:

а) У. Г. Нохсоров — жизнь и творческий путь ;

б) Ладозвукорядные особенности алгысов;

в) Метроритмическая структура осуохая.

В целом, курс лекций, а также учеб-но-методические программы и пособия по предмету «Якутский музыкальный фольклор», могли бы быть разработаны на основе уже существующей программы по «Музыкальной культуре народов Якутии». В перспективе, на основе существующего научного и фактологического материала необходимо создать учебники по якутскому музыкальному фольклору и сопровождающий его фономатериал. В данном направлении требуется серьез-нал работа в плане выпуска учебников, методических материалов, нотных учебных пособий и выпуска СБ-дисков с записями образцов музыкального фольклора народов Якутии.

Получено 12 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.