Научная статья на тему 'Особенности полевых исследований первого якутского композитора М. Н. Жиркова'

Особенности полевых исследований первого якутского композитора М. Н. Жиркова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
281
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ФОЛЬКЛОР / ЭТНОМУЗЫКОЗНАНИЕ / ЯКУТСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ / НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ / НОТНАЯ ЗАПИСЬ / СИСТЕМАТИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ларионова Анна Семеновна

В статье изучаются особенности полевых исследований первого якутского профессионального композитора М.Н. Жиркова как продолжение традиций Вилюйской экспедиции Саввина-Боло в плане фронтального обследования, особенностей предварительной работы при составлении репертуара с систематизацией якутских народных песен, создания сети корреспондентов и методики записи музыкального фольклора якутов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article features field researches of the first Yakut professional composer M.N. Zhirkov as continuation of traditions of Vilyuysk expedition of Savvin-Bolo in respect of frontal inspection, features of preliminary work by drawing up repertoire with systematization of the Yakut national songs, creation of a network of correspondents and techniques of record of musical folklore of Yakuts.

Текст научной работы на тему «Особенности полевых исследований первого якутского композитора М. Н. Жиркова»

УДК 8РФ:78 ББК 82.3(2Рос):85.31

А.С. Ларионова

особенности полевых исследований первого якутского композитора м.н. жиркова

В статье изучаются особенности полевых исследований первого якутского профессионального композитора М.Н. Жиркова как продолжение традиций Вилюйской экспедиции Саввина-Боло в плане фронтального обследования, особенностей предварительной работы при составлении репертуара с систематизацией якутских народных песен, создания сети корреспондентов и методики записи музыкального фольклора якутов.

Ключевые слова: полевые исследования, фольклор, этномузыкознание, якутская народная песня, научные методы, нотная запись, систематика.

A.S. Larionova

FIELD REsEARcH FEATuREs of THE FIRsT YAKuT

composer m.n. zhirkov

In article features field researches of the first Yakut professional composer M.N. Zhirkov as continuation of traditions of Vilyuysk expedition of Savvin-Bolo in respect of frontal inspection, features of preliminary work by drawing up repertoire with systematization of the Yakut national songs, creation of a network of correspondents and techniques of record of musical folklore of Yakuts.

Key words: field researches, folklore, ethnomusicology, Yakut national song, scientific methods, musical notation, systematization.

Полевые исследования являются самостоятельной научной работой, которую проводят в Якутии со времени пер-выхэкспедицийРусскогогеографическо-го общества. Планомерные же полевые исследования якутского устного народного творчества начались с Вилюйских записей первых якутских фольклористов А.А. Саввина и С.И. Боло. Собранные ими материалы активно вводятся в науку якутскими фольклористами. Так, у А.А. Кузьминой материалы Вилюйской экспедиции служат основой ее монографии «Олонхо вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы» (Новосибирск, 2014 г.) [6]. Также многие материалы из полевых записей различных поколений фольклористов издаются в виде серий, например, серия «Якутские богатыри» («Саха боотурдара»). Такая же работа проводится якутскими этномузыколога-ми, начиная с 1933 г. XX в., когда свою фольклористическую деятельность на-

чал первый якутский профессиональный композитор М.Н. Жирков. С того времени якутские музыковеды были участниками различных экспедиций, в том числе и комплексных.

Наиболее крупная комплексная экспедиция в Якутию Института языка, литературы, истории Якутского научного центра Академии наук СССР, Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук СССР и Фольклорной комиссии Союза композиторов СССР состоялась в 1986-1987 гг. В ее состав вошли московские, новосибирские и якутские фольклористы и музыковеды, которые провели записи разнообразных жанров якутского фольклора по различным регионам республики. В период работы экспедиции от известной якутской сказительницы из Верхоянского улуса Д.А. Томской помимо олонхо «записаны несколько якутских сказок. Так, например, В.В. Илларионов <...> записал от нее

сказки "Старушка Ньыы-Ньыы" ("Ньыы-Ньыы эмээхсин") <...>, "Шалун Шалунишка" ("Мэник Мэнигийээн") <...>, в 1986 г. -сказку "Солдат Торголджун, который не наедался в течение девяти лет" ("Тогус сыл тоххору топпот Торголдьун Салаат"), а в 1987 г. - сказку "Славный Юджиян" ("Ючюгэй Юдьюйэн")» [8, с. 106]. Участниками комплексной экспедиции был собран достаточный массив фольклорных образцов для издания 60-томной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», куда специально были включены также музыковедческие статьи и нотные расшифровки фольклорных напевов. Для тома «Якутский героический эпос «Могучий Эр Соготох» (Новосибирск, 1996) музыковедческую статью написал ведущий Российский музыковед Э.Е. Алексеев [1]. К тому «Якутские народные сказки» (Новосибирск, 2008) - А.С. Ларионова [7]. Работа над томом «Якутские народные песни» еще продолжается. При достижении такого высокого уровня полевых исследований вплоть до настоящего времени особенности собирательской деятельности якутских фольклористов и этномузыкологов до сих пор не стали предметом специальных исследований.

Первый, кто в этномузыкознании начал планомерно проводить полевые исследования по сбору образцов традиционной музыки народа саха, был М.Н. Жирков. Им впервые были выработаны специальные подходы экспедиционной работы при записи оригинальных якутских народных напевов. С другой стороны, его полевые исследования явились продолжением и развитием исследовательских традиций А.А. Саввина и С.И. Боло, но уже в новом для того времени направлении в науке, каким стало этномузыковедение. Так, в экспедиционной работе, при подготовке проведения метода опроса, важную роль выполняют подготовительные мероприятия, куда входит определение репертуарного списка в виде систематизации жанров фольклора. В этом отношении при подготовке Вилюйской экспедиции 1938 г. С.И. Боло составил «Программу по собиранию фольклора Вилюйского райо-

на», в котором проведена предварительная систематизация устного народного творчества якутов [3]. Якутские народные песни классифицированы им следующим образом: 1) старинные; 2) новые песни (советский фольклор) [3, ед. хр. 4а, с. 8]. В программе Г.У. Эргиса (Гермо-генова) и С.И. Боло, составленной для этой экспедиции, деление фольклора следующее: 1) дореволюционный художественный фольклор; 2) новые песни (советский художественный фольклор) [3, ед. хр. 3, с. 1]. Подобную систематизацию якутской народной музыки проводил и М.Н. Жирков. Он, развивая систематизацию С.И. Боло, разделил напевы на такие типы: былыргы (древние), к которым он относил напевы стиля дьиэрэ-тии ырыа, урукку (старинные) - это, по его мнению, были напевы дэгэрэн ырыа и билингнги (новые), к которым он относил напевы, воспевающие советскую действительность.

При проведении полевой работы важную роль выполняет метод анкетирования, который М.Н. Жирков впервые ввел при экспедиционной записи фольклорных напевов народа саха. Так, в 1937 г. в связи с подготовкой Первой республиканской олимпиады художественной самодеятельности, посвященной 15-летию ЯАССР, им были составлены анкеты для сбора якутского музыкального фольклора и сведений о носителях фольклорных традиций саха. Подобную анкету годом позже при проведении Вилюйской экспедиции составил также С.И. Боло. Возможно, что составлять анкеты для сбора якутских народных песен М.Н. Жиркову могли помогать якутские исследователи фольклора.

Метод фронтального обследования, широко используемый в современный период, А.А. Саввин и С.И. Боло в 1938 г. впервые применили при полевой записи образцов якутского фольклора в Ви-люйской группе улусов. Они посетили, практически, все наслеги, и записали разнообразные жанры устной традиции якутов [3]. Данный метод также претворил М.Н. Жирков. Он в 1943 г. организовал экспедицию в Вилюйскую группу улусов, где собрал большое количество материа-

го са о

П.

ГО

О I-

о с

о

О

О

I-

£

К

О

са ^

ф с

X

го

о

4 ф

с;

о о

5

><

са ф

с; о с

S I-

о о

X

X

ф

ю о о

о

го ш о

X

о го

С) <

лов, содержащих разнообразные жанры и стили традиционной якутской песенно-сти. В состав экспедиции вошли, помимо М.Н. Жиркова, «балетмейстер якутского театра И.Р. Каренин и от Союза писателей Якутии - прозаик Н.М. Заболоцкий. За полтора месяца пребывания (Сунтар, Нюрба, Верхневилюйск, Вилюйск, без углубления в таежные наслеги) экспедиция собрала 72 народные мелодии, более 20 народных танцев и старинных игр, а также импровизации, посвященные теме Великой Отечественной войны» [2, с. 36]. В 1950 г. экспедиция в центральную группу улусов была организована Институтом языка, литературы, истории и искусствоведения Якутской базы Академии наук СССР (ныне Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН), в котором М.Н. Жирков с 15 июля 1947 г. по 17 апреля 1951 г. возглавлял сектор искусствоведения. Сотрудники института обследовали Усть-Алданский и Амгин-ский улусы. «Перед экспедицией была поставлена задача сбора современного фольклорного материала по песенной, танцевальной культуре якутов, а также по народному декоративно-прикладному искусству. В составе экспедиции были М.Н. Жирков, лаборант сектора, балерина М.Я. Жорницкая и народный художник М.М. Носов. За два месяца работы (с 15 июня по 7 августа 1950 г.) экспедиция собрала 265 песен преимущественно стиля "дэгэрэн", изучила бытующие в народе танцы. Из этого количества песен экспедиция собрала 44 напева осуохая, 9 песенных фрагментов из эпоса, 14 тойуков и 198 песен в стиле "дэгэрэн"» [2, с. 38]. Таким образом, М.Н. Жирков провел две крупные специализированные фольклорные экспедиции с небольшим составом участников - специалистов в области искусства.

Новым в организации полевой работы стало то, что фольклористы А.А. Саввин и С.И. Боло создают сеть корреспондентов, в основном среди учителей средних и начальных школ, которые стационарно записывали фольклор своего села или деревни. Наиболее известные из них - это В.Н. Дмитриев, С.Г. Винокуров,

А.С. Порядин, П.В. Слепцов. Подобную работу проводил и М.Н. Жирков. Так, в период работы первого национального хора, организованного им в 1936 г. при Якутском государственном национальном театре, им была создана сеть корреспондентов из участников хора, для которых он разрабатывает методику работы по сбору фольклорных песенных материалов. В период отпуска М.Н. Жирков давал хористам и солистам хора задание возвращаться из родных сел и деревень с новыми песнями, воспринятыми от народа [5, с. 31]. Среди хористов и солистов хора он особенно выделял известную в Якутии певицу Екатерину Захарову - «якутского жаворонка», которая, по его мнению, обладала очень хорошим слухом. Среди информаторов М.Н. Жир-кова были известные народные певцы и олонхосуты, в том числе известный якутский сказитель У.Г. Нохсоров, напевший ему распространенные в центральных улусах народные мелодии.

Методика проведения экспедиционной записи фольклорного образца занимает важную роль при полевых исследованиях якутского фольклора. Об этом С.И. Боло в своей программе, по подготовке к экспедиции, пишет: «При записях речь сказителя не прерывать, не задавать какие-нибудь реплики-вопросы, запись вести в протокольном виде, не урезывая слова, и сохраняя все особенности говора и произношения» [3, ед. хр. 4а, с. 9]. Вопрос экспедиционной записи фольклорного образца, как специальный, занимал значительное место не только у А.А. Саввина и С.И. Боло, но и у М Н. Жиркова. При записи музыкального фольклора народа саха данная проблематика является основополагающей. Так, нотные записи экспедиционных материалов М.Н. Жиркова отличаются лаконичностью и схематизмом. Большинство напевов приведены в виде одной-двух нотных строк, которые зачастую даны без текста, что связано со сложностями записывания якутских традиционных напевов. До середины XX в. якутский музыкальный фольклор записывали преимущественно нотами, так как технические средства до этого вре-

мени не были широко распространены в полевых исследованиях.

При записи образцов якутского фольклора на слух возникают сложности разного свойства. Например, при записи вербальной составляющей А.А. Саввин указывает на трудности отображения фонетических особенностей речи [3, ед. хр. 270]. Иного рода сложности встречаются при записи традиционных напевов, о чем М.Н. Жирков пишет: «Представьте себе, перед вами сидит якутский олонхо-сут, и вы у него записываете по фразам, отрывочно, мелодию олонхо. Когда он споет одну фразу, вы должны записать ее на ноты, остановив певца. Певец, прежде чем продолжить олонхо, вернется к первой фразе и от нее уже перейдет к другой. Он тут же при повторении первой фразы споет вам ее совершенно в другом рисунке, не похожем на первый. <...> Когда же отдельные тексты песен олонхо исполняются певцами длительностью в 15-20 минут, а иногда до часу, то, конечно, записать без перерыва мелодию такого текста невозможно и это представляет большую трудность при отсутствии фонографических аппаратов и записывающих приборов» [4, с. 34]. Поэтому записи якутского музыкального фольклора до появления магнитофона носили зачастую фрагментарный характер.

А.А. Саввин и С.И. Боло в Вилюйской экспедиции записывали не только материалы якутского фольклора, но и говоры Вилюйских якутов. В связи с этим диалектный принцип, сформулированный С.И. Боло и А.А. Саввиным при записи говоров, впоследствии находит разви-

тие в полевой работе М.Н. Жиркова. В его полевых исследованиях впервые были обозначены две самостоятельные региональные стилистики традиционной песенности якутов, уже устоявшиеся в настоящее время в якутском этному-зыкознании. Это связано с тем, что он выделил две самостоятельные экспедиции: одна - в Вилюйскую группу улусов, другая - в центральную группу улусов. Проведенные М.Н. Жирковым полевые исследования обнаруживают две основополагающие манеры пения: ви-люйскую и центральную (приленскую).

Таким образом, полевые исследования М.Н. Жиркова явились продолжением и развитием исследовательских традиций, заложенных Вилюйской экспедицией Саввина-Боло. Он, в своей экспедиционной деятельности, провел большую подготовительную работу по составлению списков с определенной систематизацией традиционных напевов народа саха, близкую систематизации А.А. Саввина, использовал примененный им метод фронтального обследования, метод анкетирования, методику проведения экспедиционной записи, создал по их примеру сеть корреспондентов. Благодаря деятельности М.Н. Жиркова по сбору материалов традиционного песенного фольклора якутов и выработанным им подходам, впервые начались планомерные полевые исследования якутских народных песен. Своими полевыми исследованиями он внес весомый вклад в становление экспедиционной работы в якутском этно-музыкознании.

Библиографический список

1. Алексеев, Э.Е. О музыкальном воплощении олонхо [Текст] / Э.Е. Алексеев // Якутский героический эпос «Могучий Эр Соготох». - Новосибирск: Наука, 1996. - С. 42-72. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 10).

2. Алексеева, Г.Г. От фольклора до профессиональной музыки [Текст]: монография / Г.Г. Алексеева. - Якутск: Бичик, 1994. - 160 с.

3. Архив Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (ЯНЦ СО РАН). Ф. 5. Оп. 3.

4. Жирков, М.Н. Якутская народная музыка [Текст]: монография / М.Н. Жирков. - Якутск: Кн. изд-во, 1981. - 176 с.

5. Кондратьев, С.А. Якутская народная песня [Ноты]: сборник песен / С.А. Кондратьев. - М.: Сов. композитор, 1963. - 180 с.

го са о

П.

ГО

О I-

о с

о

О

О

I-

£

К

О са

d ф

с

X

го

о

4 ф

с;

о о

5

><

.0

са ф

с; о с

S I-

о о

X

X

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю о о

о

6. Кузьмина, А.А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы [Текст]: монография / А.А. Кузьмина. - Новосибирск: Наука, 2014. - 160 с.

7. Ларионова, А.С. Музыка якутских сказок [Текст] / А.С. Ларионова // Якутские народные сказки. - Новосибирск: Наука, 2008. - C. 57-97. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 27).

8. Павлова, Н.В. Сказочный репертуар Д.А. Томской [Текст] / Н.В. Павлова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 1916. - № 1(14). - С. 106-110.

Referencеs

1. Alekseyev E.E. About a musical embodiment of olonkho. Yakut heroic epos "Mighty Er Sogotokh". Novosibirsk: Nauka, 1996. P. 42-72. (Monuments of folklore of the people of Siberia and Far East; V. 10). [in Russian].

2. Alekseyeva G.G. From folklore to professional music. Yakutsk: Bichik, 1994. P. 160. [in Russian].

3. Archives of the Yakut Scientific Center of the Sberian Branch of the Russian Academy of Sciences (YSC SB RAS). Fund 5. Inventory 3. [in Russian, in Yakut].

4. Zhirkov M.N. Yakut folk music. Yakutsk: Kn. Izd-vo, 1981. P. 176. [in Russian].

5. Kondratyev S.A. Yakut folk song. M.: Sovietskii kompositor, 1963. P. 180. [in Russian].

6. Kuzmina A.A. Olonkho of Vilyuysk region: existing, subject and composite structure, images. Novosibirsk: Nauka, 2014. P. 160. [in Russian].

7. Larionova A.S. Music of the Yakut fairy tales. Yakut folk fairy tales. Novosibirsk: Nauka, 2008. P. 57-97 (Monuments of folklore of the people of Siberia and Far East; V. 27). [in Russian].

8. Pavlova N.V. Fairy tale's repertoire of D.A. Tomskaya, Severo-Vostochny vestnik, 1916. № 1 (14). P. 106110. [in Russian].

сведения об авторе: ларионова Анна семеновна,

доктор искусствоведения, доцент, профессор Высшей школы музыки (института)

Республики Саха (Якутия) им. В.А. Босикова, заведующий сектором якутского фольклора, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, г. Якутск, Российская Федерация. КтаИ: degerenan@mail.ru

Information about the author: Larionova Anna semenovna,

Doctor of Sciences (Art),

Academic Title of Associate Professor,

Professor, Higher School of Music (Institute)

of the Republic of Sakha (Yakutia) named

after V.A. Bosikov,

Head, Yakut Folklore Department,

Institute of Humanities Research

and Indigenous Studies of the North,

Siberian Branch, Russian Academy of Science,

Yakutsk, Russia.

E-mail: degerenan@mail.ru

ro ca о x о

s ^

ro

d <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.