Научная статья на тему 'Развитие Я-концепции студентов педагогических направлений подготовки в процессе обучения иностранным языкам в вузе'

Развитие Я-концепции студентов педагогических направлений подготовки в процессе обучения иностранным языкам в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА / РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ / STUDENT / SELF-CONCEPT / TEACHERS TRAINING / SELF-CONCEPT DEVELOPMENT / UNIVERSITY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузина Марина Вячеславовна

Статья посвящена актуальной проблеме развития Я-концепции студентов при обучении иностранным языкам в вузе. Я-концепция определяет все аспекты поведения человека и играет ключевую роль в самоактуализации и реализации потенциала личности. Современное общество требует от человека способности к саморазвитию и постоянному личностному и профессиональному совершенствованию, что ставит новые задачи перед образовательной средой вуза, связанные с развитием Я-концепции студентов в целом и студентов педагогических направлений подготовки в частности. Цель статьи проанализировать опыт российских и зарубежных вузов по развитию Я-концепции студентов, выделить основные подходы к реализации программ целенаправленного развития Я-концепции в образовательном и воспитательном процессе вуза, определить приоритетные направления воздействия на Я-концепцию студентов, установить эффективные методы развития Я-концепции. Теоретические методы исследования включали теоретический анализ отечественной и зарубежной педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта отечественных и зарубежных вузов. В качестве эмпирических методов использовались наблюдение, включенное наблюдение (в рамках стажировок в США и Германии с 2006 по 2019 год), опрос (анкетирование, интервью). Ключевым результатом статьи является описание программы комплексного развития Я-концепции студентов педагогических направлений подготовки в процессе обучения иностранным языкам в вузе, учитывающей положительный опыт российских и зарубежных вузов по развитию Я-концепции студентов. Предлагаемая нами программа развития Я-концепции студентов при профессиональном изучении иностранного языка состоит из пяти блоков: теоретического, диагностического, проектирующего, преобразующего, апробирующего/закрепляющего и может выступать в качестве отдельного спецкурса или в качестве дополнения к традиционному курсу дисциплины «Иностранный язык» в высшем учебном заведении. Теоретическую значимость представляет обзор подходов к структуре Я-концепции в образовании, обзор научной литературы по направлениям развития Я-концепции студентов. Практическую значимость исследования составляет разработанная структура программы развития Я-концепции студентов педагогических направлений подготовки в процессе обучения иностранным языкам в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузина Марина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing students’ self-concept within a foreign language course at university

The article is devoted to the actual problem of developing students’ self-concept within a foreign language course at university. Self-concept determines all aspects of human behavior and is crucial for one’s self-actualization and self-fulfillment. Life in modern society requires constant professional development and personal growth which makes developing students’ self-concept one of the goals of education in general and teachers training in particular. The purpose of the article is to analyze and systematize the practices at Russian and international institutions of higher education aimed at developing students’ self-concepts, determine the main approaches to self-concept development, ascertain the effective means for self-concept development. The leading method of theoretical research was analysis of Russian and international works in the fields of education and psychology, studying and systematizing educational practice of Russian and international universities in developing students’ self-concepts. The empirical methods included observation in the framework of internships in the USA and Germany (2006-2019) and surveys. The key result of the article is the layout description of the program for complex development of education major students’ self-concepts within a foreign language course at university, that uses the positive experience of Russian and foreign universities in this field. The proposed program consists of five parts: theoretical, diagnostic, planning, formative and transferring. The program can be implemented as a separate course or can be incorporated into a traditional course of a foreign language at a university. The theoretical value of the research consists in the review of scientific literature in the areas of research, overview of the approaches to representing the structure of self-concept in education. The practical significance consists in the proposal of the author’s layout of the program for developing education major students’ self-concepts within a foreign language course at university.

Текст научной работы на тему «Развитие Я-концепции студентов педагогических направлений подготовки в процессе обучения иностранным языкам в вузе»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 191070 2017, № 12 (декабрь) УДК 37.013.77

Развитие Я-концепции студентов педагогических направлений подготовки в процессе обучения иностранным языкам в вузе1

Кузина Марина Вячеславовна2

Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Рязань, Россия

mmarla@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития Я-концепции студентов при обучении иностранным языкам в вузе. Я-концепция определяет все аспекты поведения человека и играет ключевую роль в самоактуализации и реализации потенциала личности. Современное общество требует от человека способности к саморазвитию и постоянному личностному и профессиональному совершенствованию, что ставит новые задачи перед образовательной средой вуза, связанные с развитием Я-концепции студентов в целом и студентов педагогических направлений подготовки в частности. Цель статьи - проанализировать опыт российских и зарубежных вузов по развитию Я-концепции студентов, выделить основные подходы к реализации программ целенаправленного развития Я-концепции в образовательном и воспитательном процессе вуза, определить приоритетные направления воздействия на Я-концепцию студентов, установить эффективные методы развития Я-концепции. Теоретические методы исследования включали теоретический анализ отечественной и зарубежной педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта отечественных и зарубежных вузов. В качестве эмпирических методов использовались наблюдение, включенное наблюдение (в рамках стажировок в США и Германии с 2006 по 2019 год), опрос (анкетирование, интервью). Ключевым результатом статьи является описание программы комплексного развития Я-концепции студентов педагогических направлений подготовки в процессе обучения иностранным языкам в вузе, учитывающей положительный опыт российских и зарубежных вузов по развитию Я-концепции студентов. Предлагаемая нами программа развития Я-концепции студентов при профессиональном изучении иностранного языка состоит из пяти блоков: теоретического, диагностического, проектирующего, преобразующего, апробирующего/закрепляющего - и может выступать в качестве отдельного спецкурса или в качестве дополнения к традиционному курсу дисциплины «Иностранный язык» в высшем учебном заведении. Теоретическую значимость представляет обзор подходов к структуре Я-концепции в образовании, обзор научной литературы по направлениям развития Я-концепции студентов. Практическую значимость исследования составляет разработанная структура программы развития Я-концепции студентов педагогических направлений подготовки в процессе обучения иностранным языкам в вузе.

Ключевые слова: Я-концепция, развитие Я-концепции, студент, образовательный процесс вуза, подготовка учителей.

Поступила в редакцию Received 02.11.19 Получена положительная рецензия Received a positive review 18.11.19

Принята к публикации Accepted for publication 18.11.19 Опубликована Published 25.12.19

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного Германской службой академических обменов DAAD и Минобрнауки РФ (совместно реализуемая программа «Иммануил Кант», линия Б) научно-исследовательского проекта № 13523.2019/13.2

2 Кузина Марина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры второго иностранного языка и методики его преподавания ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», г. Рязань, Россия

Введение

Способность к саморазвитию, личностному и профессиональному росту является одним из требований современного общества. Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Важность способности к профессиональному самосовершенствованию и личностному саморазвитию также находит свое отражение в ФГОС ВО, регламентирующем требования к освоению образовательных программ высшего педагогического образования. Я-концепция определяет все аспекты деятельности человека и играет ключевую роль в самоактуализации и реализации потенциала личности, что делает развитие Я-концепции студентов в процессе обучения в вузе одной из целей образования. Особенно важно развитие Я-концепции для студентов педагогических направлений подготовки, которым в рамках своей профессиональной деятельности предстоит заниматься обучением, воспитанием и развитием учащихся.

При этом можно выделить существенное противоречие между неоспоримой важностью развития Я-концепции студентов и отсутствием специализированных средств в образовательной и воспитательной системах вуза для организации работы по целенаправленному развитию Я-концепции студентов.

В данном контексте чрезвычайно полезным оказывается опыт отечественных и зарубежных вузов, реализующих задачи развития Я-концепции студентов в рамках преподавания обязательных или профильных дисциплин.

Учебная дисциплина «Иностранный язык», являясь обязательной для всех направлений подготовки, знакомит студентов с иноязычной культурой, готовит их к осуществлению межкультурной коммуникации, повышает их академическую и профессиональную мобильность. ФГОС ВО (3++) называют способность осуществлять коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках одной из универсальных компетенций, подчеркивая необходимость и важность владения иностранным языком для выпускников вузов.

Проводимое нами исследование имеет целью выявить потенциал гуманитарной учебной дисциплины «Иностранный язык» для развития Я-концепции студентов педагогических направлений подготовки - будущих учителей иностранного языка.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Проблема развития Я-концепции и ее компонентов является объектом междисциплинарных исследований в области психологии и педагогики.

Большинство исследователей Я-концепции считают, что суть данного понятия раскрывается в самом названии и означает концепцию, то есть совокупность представлений о своем Я, поэтому ограничиваются достаточно общим определением Я-концепции. Так, Р. Бернс определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе» [1]. Р. Шавельсон, Дж. Хубнери Дж. Стентон рассматривают Я-концепцию как «совокупность представлений о себе (восприятий себя)» [2]. А. В. Сниг и Д. Кумбз определяют Я-концепцию как все, что человек описывает как «Я» [3]. Дж. Хатти говорит, что «Я-концепция - совокупность мнений о себе, выраженных в форме описаний, ожиданий и рекомендаций, и взаимоотношений между этими мнениями» [4].

Часто такое краткое определение дополняют списком сущностных, структурных или функциональных особенностей Я-концепции, таких как

- субъективность (Р. Бернс [5], Р. Шавельсон [6], Дж. Хатти [7]);

- осознанность (В. С. Агапов [8], А. В. Петровский [9], К. Роджерс [10]);

- многоаспектность (Р. Бернс [11], Р. Шавельсон [12]);

- наличие описательного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов (Р. Бернс [13], В. С. Агапов [14]);

- наличие темпоральной составляющей (представления о себе в прошлом, настоящем и будущем) (В. С. Агапов [15]);

- организованность и структурированность (иерархичность) (Р. Бернс [16], Р. Шавельсон [17]);

- наличие тесной взаимосвязи между составляющими элементами (В. С. Агапов [18], А. В. Петровский [19]);

- относительная стабильность и динамичность (развивающийся феномен) (А. В. Петровский [20]);

- зависимость от интерпретации результатов социального взаимодействия (Р. Шавельсон [21], Дж. Хатти [22], А. В. Петровский [23]);

- контекстуальность (Р. Бернс [24], Р. Шавельсон [25], В. С. Агапов [26]).

Несмотря на согласие исследователей в вопросе иерархичности Я-концепции,

нет единства мнений относительно того, как именно выстраивается эта иерархия.

В вопросе структуры Я-концепции можно выделить два основных подхода: Роберта Бернса и Ричарда Шавельсона. Именно эти два видения структуры Я-концеп-ции чаще всего берутся за основу при изучении развития Я-концепции в образовательном процессе.

Р. Бернс [27] внутри общей Я-концепции (global self concept) выделяет описательный, оценочный и поведенческий компоненты (см. рис. 1), которые проявляются в ряде модальностей (реальное Я, идеальное Я, зеркальное Я, к которым позднее были добавлены фантастическое Я, возможное Я, академическое Я, профессиональное Я и т. д.) и имеют внутри себя четыре аспекта: физический, социальный, умственный и эмоциональный. При этом следует заметить, что в переводе его книги на русский язык в 1986 году [28] аспект, который в оригинале называется "academic", был назван «умственный», что, по нашему мнению, не совсем удачно (см. рис. 1).

Р. Шавельсон, Дж. Хубнер и Дж. Стентон [30] в общей Я-концепции выделяют академическую и неакадемическую составляющие (см. рис. 2), которые они называют Академическая Я-концепция и Неакадемическая Я-концепция. Внутри Неакадемической Я-концепции авторы выделяют социальную, эмоциональную и физическую Я-концепции. Академическая Я-концепция дальше подразделяется на Я-концепции изучаемых (или ранее изучавшихся) дисциплин, давая в итоге математическую Я-концепцию, вербальную Я-концепцию, физическую (физкультурную) Я-концеп-цию, музыкальную Я-концепцию, биологическую Я-концепцию, иноязычную Я-кон-цепцию (foreign language self-concept) и т. д.).

Следует отметить, что в отечественной теории и практике развития Я-концеп-ции в образовании чаще всего за основу берется структура Я-концепции, предложенная Р. Бернсом. Зарубежные исследователи опираются на структуру Я-концепции, предложенную Р. Шавельсоном, Дж. Хубнером и Дж. Стентоном.

Это приводит к ряду терминологических несоответствий, а также к различиям в решении вопроса о возможности влияния на общую Я-концепцию (general self-concept).

Рис. 1. Структура Я-концепции (Р. Берне [29])

Рис. 2. Структура Я-концепции (Р. Шавельсон, Дж. Хубнер и Дж. Стентон [31])

В отечественной традиции считается, что любое воздействие на Я-концепцию влияет на общую Я-концепцию обучающегося. Так, Л. Н. Кубашичева [32], изучая становление профессиональной Я-концепции педагогов, отмечала развитие и общей Я-концепции студентов.

Зарубежные исследователи, такие как Г. Марш [33] и С. Мерсер [34], стоят на позиции контекстуальной (или, используя термин Г. Марша [35], "domain-specific") обусловленности Я-концепции и ее проявлений и концентрируются на изолированном изучении отдельных составляющих (доменов) Я-концепции. Такой подход к исследованию Я-концепции дает возможность установить эффективность отдельных методов и методик для развития отдельных доменов Я-концепции или активизации механизмов развития Я-концепции.

Также, говоря о развитии Я-концепции студентов вузов, необходимо отметить, что период ранней взрослости является относительно малоисследованным с точки зрения развития Я-концепции обучающихся, так как большинство исследований Я-концепции в образовании направлено на изучение Я-концепции школьников. Однако в период ранней взрослости (17-21 год), то есть в студенческом возрасте, по мнению Л. Д. Столяренко [36], также происходит активное развитие когнитивной составляющей Я-концепции, повышение адекватности самооценки, становление характера и интеллекта. Это подчеркивает необходимость и важность проведения целенаправленной работы по развитию Я-концепции студентов.

Учебно-профессиональная деятельность, в которую включены студенты, согласно А. Н. Леонтьеву [37], является ведущей в данный возрастной период, что позволяет использовать аудиторную и внеаудиторную деятельность студентов для развития их Я-концепции.

Анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных вопросу развития Я-концепции в образовательном процессе вуза, позволил выделить три основных направления реализации таких программ:

- дополнение воспитательной системы вуза новыми компонентами, стимулирующими личностное развитие студентов (студенческие объединения в работах А. Лонгфилд [38], психологические службы поддержки и сопровождения в исследованиях К. Коул [39]), улучшение условий обучения - Дж. Хагенауэр [40]);

- введение в образовательный процесс элективных курсов и дисциплин, призванных стимулировать личностное развитие студентов (например, занятия рефлексодрамой в работах И. В. Лопатковой [41], курс ораторского искусства в исследованиях Дж. Бедоур [42], предлагаемый Дж. Хаммермайстер [43] тренинг умственных способностей);

- качественный пересмотр содержания программ обязательных и/ или профильных дисциплин (например, дисциплин психолого-педагогического цикла в работах Л. Н. Ку-башичевой [44] и С. С. Григорович [45], иностранного языка в работах М. А. Минотт [46]).

Последний из приведенных путей реализации программ развития Я-концепции студентов является одним из наиболее часто встречающихся, так как он не требует внесения значительных изменений в образовательную и воспитательную системы вуза. При этом наиболее часто качественному пересмотру подвергаются дисциплины психологического цикла, педагогические дисциплины (включая педагогическую практику) и профильные гуманитарные учебные предметы (иностранный язык, литература и проч.).

Относительно направленности развивающих усилий программ развития Я-кон-цепции анализ опыта российских и зарубежных вузов показывает, что в отечественной системе организации образовательного процесса в вузе преобладает работа по развитию и детализации когнитивной составляющей Я-концепции через специальным образом организованный подбор содержания обучения и использование совокупности интерактивных методов обучения и психологических тренинговых методик, стимулирующих рефлексивную деятельность студентов.

А. В. Иванов [47], изучая роль рефлексии в развитии Я-концепции взрослого человека, пришел к выводу, что рефлексия может быть использована как психологический механизм определения приоритетных направлений развития Я-концепции и лежать в основе направленного совершенствования Я-концепции взрослых людей в специально организованном педагогическом процессе. Исследование И. Н. Давыдовой и И. Н. Семенова [48] свидетельствует об успешном опыте использования рефлексивного диалога для развития «образа Я» студентов. Ученые также подчеркивают ведущую роль преподавателя при организации рефлексивной деятельности студентов. И. В. Лопаткова [49] сообщает об эффективности использования рефлексодрамы для развития «личностной и профессиональной идентичности и образного содержания Я-концепции студентов» [50].

Зарубежные исследователи в основном идут по пути развития эмоционально-оценочной составляющей Я-концепции (самооценки) посредством создания у обучаемых ситуации успеха, использования аффирмаций (позитивных самовнушений), положительной обратной связи.

В частности, А. Готтсданкер-Виллекенс и П. Леонард [51], предлагают использовать для повышения самооценки студентов портфолио их письменных работ, содержащее позитивную обратную связь от преподавателя и характеристики-одобрения (positive statements) от одногруппников. М. Хьюит [52], Дж. Росс, С. Ролхайсер и А. Хо-габоум-Грей [53] рекомендуют обучать студентов стратегиям оценивания и самооценивания своих достижений в освоении учебного предмета для повышения адекватности их самооценки. К. Хеймовитц и Дж. Хендерлонг [54], изучая влияние похвалы на самооценку студентов, пришли к выводу, что использование конструктивной похвалы, направленной на действие, а не на личностные качества студента, является эффективным средством повышения самооценки и верификации своей Я-концепции. Дж. Бедоур [55], Дж. Хамермайстер, М. Пикеринг и К. Олсон [56] предлагают использовать позитивные утверждения (affirmation) для повышения самооценки студентов и их уверенности в себе. Исследователи отмечают, что выполнение студентами тре-нинговых заданий в парах или малых группах повышает эффективность использования позитивных утверждений для коррекции самооценки студентов.

Развитию поведенческого аспекта Я-концепции уделяется достаточно мало внимания в системе организации учебного процесса и российских, и зарубежных вузов. Исследователи рекомендуют использовать тренинговые методики и практико-ориен-тированное обучение. Для студентов педагогических специальностей в этом плане особо важна специальным образом организованная (в исследованиях А. Э. Штейнмец [57]) и сопровождаемая (в работах Р. А. Клифтон [58]) педагогическая практика.

К. Ришел и В. Майевски [59], изучая влияние содержания курсов изучаемых дисциплин на самоэффективность студентов, пришли к выводу, что структурирование курсов изучаемых дисциплин с учетом практических задач будущей профессиональной деятельности положительным образом сказывается на развитии самоэффективности студентов. А. Нериман и коллеги [60] рекомендуют максимально использовать на занятиях разбор кейсов, возникающих в профессиональной деятельности, для развития поведенческой составляющей Я-концепции. М. Минотт [61] рассматривает развитие самоэффективности будущих педагогов и утверждает, что организация обучения, предоставляющая студентам возможность практически опробовать полученные ими педагогические, методические и предметные знания, сопровождающаяся анализом проведенных уроков и педагогической рефлексией, способствует развитию у студентов профессиональной самоэффективности.

Российские исследователи наиболее часто предлагают использовать тренинго-вые методики и практико-ориентированное обучение для развития поведенческой составляющей Я-концепции студентов. Так, Л. Н. Кубашичева [62] предлагает использовать тренинги профессиональной направленности, моделирующие ситуации, отражающие множественность функциональных взаимодействий студентов как субъектов профессиональной деятельности, и формирующие психологическую готовность (самоэффективность) в профессиональной деятельности. М. В. Варгамян [63] предлагает использовать тренинги формирования конструктивных стратегий преодоления трудностей для развития поведенческой составляющей Я-концепции.

Изучение опыта вузов позволило также выявить основные методы и средства, рекомендуемые для развития Я-концепции студентов: рефлексивный диалог, дискуссия, самооценка, коллективная оценка и взаимооценка, консультирование (индивидуальное и групповое), метод проектов, портфолио, методы проблемного обучения,

ролевой и деловой игры, практико-ориентированные методы, тренинговые методы, метод анализа конкретных ситуаций (кейсов), метод обратной связи.

При изучении опыта российских и зарубежных вузов было установлено, что в настоящее время накоплен большой опыт в развитии Я-концепции студентов, исследована эффективность различных методов развития Я-концепции и активизации установленных И. С. Коном [64] механизмов развития Я-концепции, таких как инте-риоризация оценок других людей; социальное сравнение; самоатрибуция; смысловая интеграция жизненных переживаний. Однако нам не удалось обнаружить программу комплексного развития Я-концепции средствами иностранного языка, опирающуюся на разнообразные механизмы развития Я-концепции и использующую широкий спектр методов развития Я-концепции.

Методологическая база исследования

Данная статья является результатом теоретико-эмпирического анализа практики реализации программ развития Я-концепции и ее компонентов в российских и зарубежных вузах.

Производился теоретический анализ отечественной и зарубежной педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта российских и зарубежных вузов. Документальную базу анализа составили программно-методические материалы, описывающие и регламентирующие образовательный процесс, направленный на развитие Я-концепции студентов в России, США и Германии, педагогические и психологические научные периодические издания, официальные веб-сайты высших учебных заведений России, США и Германии.

В качестве эмпирических методов использовались наблюдение, включенное наблюдение (в рамках стажировок в США и Германии), опрос (анкетирование, интервью). Исследованы материалы отзывов студентов о курсах и программах по развитию Я-концепции, представленные на сайтах вузов, фрагменты студенческих портфолио.

Результаты исследования

На основе представлений о структуре, сущности и механизмах развития Я-кон-цепции студента, с учетом специфики учебной дисциплины «Иностранный язык» и результатов обобщения анализа опыта вузов по развитию Я-концепции студентов нами была предпринята попытка создания программы развития Я-концепции студентов в процессе обучения иностранным языкам в вузе, которая:

- обеспечивает развитие всех компонентов Я-концепции (когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого);

- использует широкий спектр методов развития Я-концепции;

- опирается на разнообразные механизмы развития Я-концепции студентов.

Предлагаемая нами программа развития Я-концепции студентов при профессиональном изучении иностранного языка состоит из пяти блоков: теоретического, диагностического, проектирующего, преобразующего, апробирующего/закрепляющего.

Программа может выступать и в качестве отдельного спецкурса, и в качестве дополнения к традиционному курсу дисциплины «Иностранный язык» в вузе.

Каждый из блоков характеризуется своей совокупностью целей, набором и жанровой типологией аутентичных иноязычных текстов, а также рядом заданий по работе с текстами, которые стимулируют рефлексию студентов и активизируют механизмы развития Я-концепции.

Краткое описание блоков программы представлено в таблице.

Описание блоков программы развития Я-концепции студентов педагогических направлений подготовки в процессе обучения иностранным языкам в вузе

Блок Цель Тексты Методы обучения, задания по работе с текстами

Теоретический - Знакомство с основными терминами, усвоение понятийного аппарата; - мотивация студентов на развитие Я-концепции Научные и научно-популярные психологические тексты (научный и публицистический функциональные стили) Доклады, индивидуальные реферативные выступления, дискуссия, проектная деятельность, портфолио

Диагностический - Развитие рефлексивных умений студентов; - выявление особенностей Я-концепции студентов Психологические тексты (официальный, научный и публицистический (в случае с текстами, взятыми из научно-популярной литературы) функциональные стили) Выполнение, обработка, интерпретация и обсуждение результатов тестирования, оценка и взаимооценка, дискуссия, портфолио

Проектирующий - Создание и коррекция образа Идеального Я (общего и в различных социальных контекстах); - знакомство со стратегиями повышения самооценки; - создание программы саморазвития студентов Аффирмации (affirmation) (художественный и разговорный функциональные стили) Создание индивидуального списка аф-фирмаций: - для самоподдержки и самопомощи, - вербализации Идеального Я и его проявлений в различных контекстах, портфолио

Преобразующий - Детализация Я-концеп-ции студентов; - освоение новых социальных контекстов и моделей поведения на основе анализа и обсуждения текстов; - активизация механизмов развития Я-концепции; - формирование умений психологической самопомощи и самоподдержки Художественные аутентичные иноязычные тесты (литературный стиль), развернутые газетные статьи (газетный стиль), журнальные статьи и эссе (публицистический стиль) Рефлексивный анализ и интерпретация текста (дотекстовый, текстовый и послетексто-вый этапы), создание «если-то планов» (if-then plan), ролевые и деловые игры, тренинги, дискуссия, портфолио

Апробирующий/ закрепляющий - Упрочнение позитивных новообразований в Я-кон-цепции студентов; - активизация переноса поведенческих навыков и умений в повседневную жизнь; - закрепление умений оказания психологической самопомощи и самоподдержки Эссе (публицистический стиль), тексты из портфолио студентов (разговорный стиль) Рефлексивная деятельность, дискуссия, порт-фолио

В рамках программы развития Я-концепции при изучении иностранного языка организуется последовательная разноплановая и стимулирующая рефлексивную де-

ятельность работа студентов с аутентичными иноязычными текстами (в рамках теоретического, проектирующего, преобразующего, апробирующего/закрепляющего блоков), сопровождающаяся начальной и заключительной диагностикой, а также самодиагностикой на протяжении реализации программы (диагностический блок). Используются активные и интерактивные методы обучения, такие как рефлексивный анализ и интерпретация текста, беседа, дискуссия, рефлексивный диалог, психологическая диагностика и самодиагностика, самооценка и взаимооценка, методы портфо-лио, ролевой и деловой игры, проблемного обучения, тренинговые методы и проективные техники. Схема реализации программы развития Я-концепции студентов педагогических направлений подготовки в процессе обучения иностранным языкам в вузе представлена на рис. 3.

Рис. 3. Схема реализации программы развития Я-концепции студентов педагогических направлений подготовки в процессе обучения иностранным языкам в вузе

Особенности предлагаемой нами программы:

- Реализация диагностического блока в виде начальной и заключительной диагностики, проводящейся, соответственно, в начале и в конце реализации программы, а также в виде этапа самодиагностики. На наш взгляд, это способствует повышению осознанности работы над Я-концепцией и ее составляющими со стороны студентов и преподавателя как человека, организующего и направляющего деятельность студентов.

- На протяжении всей реализации программы предусмотрено развитие всех компонентов Я-концепции (когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого), что отражено в целях каждого блока, методах и заданиях по работе с текстами.

- Задействованы тексты всех функциональных стилей, что важно при профессиональном изучении иностранного языка, так как соответствие содержания образования потребностям или ожиданиям студентов способно повысить субъективно воспринимаемую и фактическую успешность освоения материала, что установлено Б. Джейкоб и коллегами [65].

- Используется широкий спектр активных и интерактивных методов обучения, что важно для студентов педагогических направлений подготовки, так как усиливает межпредметные связи с дисциплинами психолого-педагогического цикла и позволяет студентам увидеть, как теоретическую информацию, полученную на занятиях по методике преподавания иностранного языка, можно применять при обучении иностранному языку.

- Рефлексивный анализ и интерпретация текста активизируют различные механизмы развития Я-концепции, а именно интериоризацию оценок других людей, социальное сравнение, самоатрибуцию, смысловую интеграцию жизненных переживаний.

- На протяжении реализации программы для развития рефлексивных умений студентов используется метод портфолио, в котором портфолио используется не только как форма фиксации учебных усилий студента, представляющих результат и процесс учебной деятельности (согласно Н. Ф. Коряковцевой [66]), но и как средство развития рефлексивных умений через стимулирование самонаблюдения, самоконтроля, самокоррекции и самооценки (согласно И. Л. Бим [67]). Предлагаемый нами формат портфолио представляет собой комбинацию «дневника-отчета» и «дневника-самооценки» и состоит из индивидуальных работ и результатов рефлексии студента.

Заключение

Мы полагаем, что представленная нами структура программы развития Я-кон-цепции студентов педагогических направлений подготовки в процессе обучения иностранным языкам в вузе способна повысить личностную значимость образовательного процесса и обеспечить гармоничное развитие всех составляющих Я-концеп-ции студентов через совершенствование рефлексивных умений и активизацию механизмов развития Я-концепции.

В настоящее время проводится апробация программы развития Я-концепции студентов педагогических направлений подготовки в процессе обучения иностранным языкам в вузе в Рязанском государственном университете имени С. А. Есенина и высших учебных заведениях города Рязани. Полученные в ходе экспериментального обучения данные будут проанализированы с помощью методов математической статистики, чтобы оценить эффективность программы развития Я-концепции студентов.

Мы надеемся, что результаты исследования будут представлять значительный шаг в понимании процесса развития Я-концепции студентов при обучении иностранным языкам в вузе.

Ссылки на источники

1. Burns R. B., Dobson C. B. Introductory Psychology. - Dordrecht: Springer, 1984. - Р. 473. - URL: https://doi.org/10.1007/978-94-011-6279-1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Shavelson R., Hubner J., Stanton G. Self-Concept: Validation of Construct Interpretations // Review of Educational Research. - 1976. - Vol. 46. - № 3. - Р. 441. - URL: https://doi.org/10.3102/00346543046003407.

3. Snygg A. W., Coombs D. Individual behaviour: A perceptual approach to behaviour. - New York: Harper, 1959. -522 р.

4. Hattie J. Self-Concept. - Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1992. - Р. 97.

5. Burns R. B. Op. cit.

6. Shavelson R. Op. cit.

7. Hattie J. Op. cit.

8. Агапов В. С. Возрастная репрезентация Я-концепции личности // Вестник РУДН. Сер. Психология и педагогика. - 2003. - № 1. - С. 90-97.

9. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985. - 431 c.

10. Rogers C. R. Client-centered therapy, its current practice, implications, and theory. - Boston: Houghton Mifflin, 1951. - 560 р.

11. Burns R. B. Op. cit.

12. Shavelson R. Op. cit.

13. Burns R. B. Op. cit.

14. Агапов В. С. Указ. соч.

15. Там же.

16. Burns R. B. Op. cit.

17. Shavelson R. Op. cit.

18. Агапов В. С. Указ. соч.

19. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.

20. Там же.

21. Shavelson R. Op. cit.

22. Hattie J. Op. cit.

23. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.

24. Burns R. B. Op. cit.

25. Shavelson R. Op. cit.

26. Агапов В. С. Указ. соч.

27. Burns R. B. Op. cit.

28. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986/ - 422 c.

29. Бернс Р. Указ. соч.

30. Shavelson R. Op. cit.

31. Ibid. - Р. 413.

32. Кубашичева Л. Н. Становление профессиональной Я-концепции будущих педагогов: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Майкоп, 2004. - 302 с.

33. Marsh H. W. Self-concept theory, measurement and research into practice: The role of self-concept in educational psychology: 26th Vernon-Wall Lecture. - British Psychological Society, 2006.

34. Mercer S. Towards an understanding of language learner self-concept. - New York: Springer, 2011. - 234 р. - URL: https://doi.org/10.1007/978-90-481-9569-5.

35. Marsh H. W., Byrne B. M., Shavelson R. A multifaceted academic self-concept: Its hierarchical structure and its relation to academic achievement // Journal of Educational Psychology. - 1988. - № 80. - Р. 366-380. - URL: https://doi.org/10.1037/0022-0663.80.3.366.

36. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / под ред. М. В. Булановой-Топорковой. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.

37. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 584 с.

38. Longfield A., Romas J., Irwin J. D. The self-worth, physical and social activities of graduate students: A qualitative study // College Student Journal. - 2006. - Vol. 40. - № 2. - Р. 282-292.

39. Cole C. Counselors and students' self-concept // School Counselor. - 1991. - Vol. 38. - № 3. - Р. 162.

40. Hagenauer G., Glaser-Zikuda M., Moschner B. University students' emotions, life-satisfaction and study commitment: a self-determination theoretical perspective // Journal of Further and Higher Education. - 2018. - Vol. 42(6). - Р. 808-826. - URL: https://doi.org/10.1080/0309877X.2017.1323189.

41. Лопаткова И. В. Художественное поле самоактуализации: рефлексодрама // Мир психологии. - 2010. - № 4. -С. 103-112.

42. Bedore J. Self-Empowerment Techniques: A New Direction for Teachers of College Public Speaking Courses: Report. - 1992. - 22 р. - URL: http://www. eric. ed. gov/contentdelivery/servlet/ERICServlet?accno=ED399571.

43. Hammermeister J., Pickering M. A., Ohlson C. J. Teaching Mental Skills for Self-Esteem Enhancement in a Military Healthcare Setting // Journal of Instructional Psychology. - 2009. - Vol. 36. - № 3. - Р. 203-209.

44. Кубашичева Л. Н. Указ. соч.

45. Григорович С. С. Становление и развитие профессиональной Я-концепции у студентов-психологов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - М., 2010. - 176 с.

46. Minott M. A. The Impact of a Course in Reflective Teaching on Student Teachers at a Local University College // Canadian Journal of Education. - 2011. - Vol. 34. - № 2. - Р. 131-147.

47. Иванов А. В. Рефлексия как психологический механизм развития Я-концепции взрослого человека в обучении: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Калуга, 2003. - 231 c.

48. Давыдова Г. И., Семенов И. Н. Эволюция «Образа Я» личности в рефлексивном диалоге // Мир психологии. -2009. - № 4. - С. 149-159.

49. Лопаткова И. В. Указ. соч.

50. Там же. - С. 111.

51. Gottsdanker-Willekens А. Е., Leonard P. Y. All about me: Language arts strategies to enhance self-concept // The Reading Teacher. - 1984. - Vol. 37. - № 8. - Р. 801-802.

52. Hewitt M. P. The Impact of Self-Evaluation Instruction on Student Self-Evaluation, Music Performance, and Self-Evaluation Accuracy // Journal of Research in Music Education. - 2011. - Vol. 59. - № 1. - Р. 6-20.

53. Ross J. A., Rolheiser C., Hogaboam-Gray A. Effects of self-evaluation training on narrative writing // Assessing Writing. - 1999. - № 6(1). - Р. 107-132.

54. Haimovitz K., Henderlong Corpus J. Effects of person versus process praise on student motivation: stability and change in emerging adulthood // Educational Psychology. - 2011. - Vol. 31. - № 5. - Р. 595-609.

55. Bedore J. Op. cit.

56. Hammermeister J. Op. cit.

57. Штейнмец А. Э. Учебно-профессиональные задачи для педагогической практик студентов // Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - С. 76-85.

58. Clifton R. A., Covert J. The Effects of an Experimental Program on the Motivation and Self-Concept of Student Teachers // Canadian Journal of Education (Revue canadienne de l'éducation). - 1977. - Vol. 2. - № 2. - Р. 23-32.

59. Rishel C. W., Majewski V. Student Gains in Self-efficacy in an Advanced MSW Curriculum; A Customized Model for Outcomes Assessment // Journal of Social Work Education. - 2009. - Vol. 45. - № 3. - Р. 365-383.

60. Examination of the Professional Self-Esteem of Teacher Candidates Studying at a Faculty of Education / A. Neriman, F. Gursoy, R. Ceylan, M. Y. Bicakci // Policy Futures in Education. - 2009. - Vol. 7. - № 4. - Р. 423-429.

61. Minott M. A. Op. cit.

62. Кубашичева Л. Н. Указ. соч.

63. Варгамян М. В. Психологические условия преодоления учителем трудностей в становлении профессионализма: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. - М., 2000. - 22 с.

64. Кон И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 336 с.

65. Students' Achievement Emotions in University Courses - does the Teaching Approach matter? / B. Jacob, F. Hofmann, M. Stephan, K. Fuchs, S. Markus, M. Glaser-Zikuda // Studies in Higher Education. - 2019. - Vol. 44. -Р. 1768-1780. - URL: https://doi.org/10.1080/03075079.2019.1665324.

66. Коряковцева Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам. Продуктивные образовательные технологии. -М.: Академия, 2010. - 192 с.

67. Бим И. Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы. Проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, 2007. - 168 с.

Marina V. Kuzina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Ryazan State University named after S. Yesenin, Ryazan, Russia mmarla@yandex.ru

Developing students' self-concept within a foreign language course at university

Abstract. The article is devoted to the actual problem of developing students' self-concept within a foreign language course at university. Self-concept determines all aspects of human behavior and is crucial for one's self-actualization and self-fulfillment. Life in modern society requires constant professional development and personal growth which makes developing students' self-concept one of the goals of education in general and teachers training in particular. The purpose of the article is to analyze and systematize the practices at Russian and international institutions of higher education aimed at developing students' self-concepts, determine the main approaches to self-concept development, ascertain the effective means for self-concept development. The leading method of theoretical research was analysis of Russian and international works in the fields of education and psychology, studying and systematizing educational practice of Russian and international universities in developing students' self-concepts. The empirical methods included observation in the framework of internships in the USA and Germany (2006-2019) and surveys. The key result of the article is the layout description of the program for complex development of education major students' self-concepts within a foreign language course at university, that uses the positive experience of Russian and foreign universities in this field. The proposed program consists of five parts: theoretical, diagnostic, planning, formative and transferring. The program can be implemented as a separate course or can be incorporated into a traditional course of a foreign language at a university. The theoretical value of the research consists in the review of scientific literature in the areas of research, overview of the approaches to representing the structure of self-concept in education. The practical significance consists in the proposal of the author's layout of the program for developing education major students' self-concepts within a foreign language course at university.

Keywords: self-concept, self-concept development, student, university education, teachers training.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

Библиографическое описание статьи:

Кузина М. В. Развитие Я-концепции студентов педагогических направлений подго товки в процессе обучения иностранным языкам в вузе // Научно-методический элек тронный журнал «Концепт». - 2019. - № 12 (декабрь). - С. 1-12. - URL: http://e koncept. ru/2019/191070. htm.

DOI 10.24411/2304-120X-2019-11070

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Кузина М. В., 2019

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.