Научная статья на тему 'Развитие Я-концепции личности как педагогическая проблема'

Развитие Я-концепции личности как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3602
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ Я-КОНЦЕПЦИИ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / ОЦЕНОЧНО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / SELF-CONCEPT / THE STRUCTURAL COMPONENTS OF THE SELF-CONCEPT / COGNITIVE / EMOTIONAL / EVALUATIVE / ESTIMATED-VOLITIONAL / BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Амурова Нина Григорьевна

В статье раскрывается процесс развития Я-концепции личности как педагогическая проблема. Педагогические аспекты развития Я-концепции включают такие компоненты, как когнитивный, эмоционально-ценностный, оценочно-волевой, поведенческий, обеспечивающие активизацию внутренних ресурсов личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Iconcept of personality as a pedagogical problem

The article deals with the development of personality self-concept as a pedagogical problem. Pedagogical aspects of self-concept development includes such components as cognitive, emotional, evaluative, estimated-volitional, behavioral, providing activation of internal resources of the individual.

Текст научной работы на тему «Развитие Я-концепции личности как педагогическая проблема»

УДК 37.015.3:159.923 ББК 88.840 А 88

Амурова Нина Григорьевна, преподаватель кафедры психологии, Муниципального медицинского института высшего сестринского образования, т.: 8(909)47 0294.

РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПРОБЛЕМА

(рецензирована)

В статье раскрывается процесс развития Я-концепции личности как педагогическая проблема. Педагогические аспекты развития Я-концепции включают такие компоненты, как когнитивный, эмоционально-ценностный, оценочноволевой, поведенческий, обеспечивающие активизацию внутренних ресурсов личности.

Ключевые слова: Я-концепция, структурные компоненты Я-концепции: когнитивный, эмоционально-ценностный, оценочно-волевой, поведенческий.

Amurova Nina Grigorievna, lecturer of the Department of Psychology, Medical Institute of Municipal Higher Nursing Education, tel.: 8 (909) 47 0294.

DEVELOPMENT OF THE I- CONCEPT OF PERSONALITY AS A PEDAGOGICAL

PROBLEM

(reviewed)

The article deals with the development of personality self-concept as a pedagogical problem. Pedagogical aspects of self-concept development includes such components as cognitive, emotional, evaluative, estimated-volitional, behavioral, providing activation of internal resources of the individual.

Keywords: self-concept, the structural components of the self-concept: cognitive, emotional, evaluative, estimated-volitional, behavior.

Социокультурные, экономические, политические преобразования в российском обществе вызвали глубокие изменения в системе образования. В современных условиях жизнедеятельности человека, перед системой образования

стоят задачи, решение которых предполагает формирование личности способной к непрерывному образованию, к постоянному пополнению и расширению спектра знаний, в том числе и о себе, имеющей готовность к самоизменению и самореализации. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» определено основное направление воспитания человека «гражданской ответственности, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации».

Современный воспитанник живёт в качественно новой среде и в новых ритмах, что определяет изменения его восприятия, познания, самосознания (Д.И. Фельдштейн, 2010). Значительные изменения отмечаются в развитии потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, меняются ценности, появляются новые потребности и новые возможности их реализации.

Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, хотя это не означает, что она ранее не изучалась. Однако в 50-х годах ХХ века внимание западной научной общественности к проблематике человеческого Я и его уникальности резко возросло. Эти проблемы заняли центральное место в так называемом гуманистическом или феноменологическом направлении западной психологии. Основополагающими являются работы Р.Бернса, У. Джеймса, А. Маслоу, К. Роджерса, З. Фрейда, Э. Фромма, В. Франкла и других, которые выступили с абстрактно-антропологических, внеисторических позиций в понимании индивида и его личностного развития, обратившись к изучению собственно человеческих проявлений (эмоций, чувств, установок и т.п.).

Я-концепция - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, Я-концепция - это «теория самого себя». Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамическим психологическим образованием.

Авторы психологического словаря (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский) определяют Я-концепцию следующим образом: 1) устойчивая, в определенной степени осознанная, переживаемая, неповторимая динамическая система представлений индивида о самом себе; 2) целостный, не лишенный внутренних противоречий, образ собственного «Я», выступающий как установка к самому себе, включающий следующие компоненты:

а) когнитивный - образ своих качеств, способностей, социальной значимости и т.д. (самосознание);

б) эмоционально-ценностный - самоуважение, себялюбие;

в) оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, заслужить уважение [1].

Выделенные компоненты мы рассматриваем в целостности и взаимосвязи с направленностью личности и деятельностью. Мотивационно-установочные структуры для человеческого «Я» являются вездесущими и охватывают все составляющие Я-концепции, определяемые потребностью и интересом личности в развитии способности к преобразованию своего образа Я, самореализации своих сущностных сил, что требует развитие определенных умений личности

Во всех науках о человеке и обществе широко используется понятие «Я». В отечественной философской, педагогической, психологической литературе (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова и др.) этот феномен рассматривается как в общетеоретическом плане, в связи с теорией личности и самосознания, так и в связи с конкретными закономерностями развития личности.

Анализируя большое число исследований (преимущественно зарубежных авторов), И.С. Кон отмечает, что на грани дошкольного и младшего школьного возраста происходит качественный скачок в развитии Я-концепции [2]. Основной разработчик Р. Бернс определил Я-концепцию как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженных с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции Р. Бернс предложил называть образом «Я» или картиной «Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, он называет самооценкой или принятием себя. Я-концепция по Р. Бернсу, в сущности, определяет не только то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и свои возможности в будущем. Однако расширенное толкование этого понятия лишает выводы конкретности, не позволяет достаточно содержательно охарактеризовать происходящие изменения в образе «Я». Он считает, что термин «образ «Я» нередко употребляется в литературе как синоним Я-концепции, в чем он не совсем согласен и отмечает, что образ «Я» недостаточно передает динамический, оценоч-

ный, эмоциональный характер представлений о себе, что образ «Я» соответствует или отражает первую статистическую когнитивную составляющую Я-концепции

[3].

В настоящее время имеются основания (В.И. Андреев, А.И. Кочетов, Н.В. Кузьмина, Ю.М. Орлов, Г. Селевко, В.В. Столин и др.) полагать, что структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывает регулирующее влияние на все аспекты поведения и деятельности человека, играет важнейшую роль в постановке и достижении целей, в способах разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности личности в процессы саморазвития и самовоспитания.

Общепедагогические аспекты развития Я-концепции исследуются в работах В.И. Андреева, Р. Бернса, А.И. Кочетова, Н.В. Вединяпиной и др., рассматриваются вопросы формирования личности, способной к самоизменению и самообразованию.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема развития личности, а её реализация заключена в поиске педагогически компетентных решений в специально организованных условиях.

Для развития Я-концепции личности педагогическими средствами определим задачи её реализации: обеспечение прав и свобод ребёнка в процессе самоизменения; педагогическая поддержка и помощь в самоорганизации, саморазвитии; рассмотрение педагогической деятельности в рамках диалогического взаимодействия; создание позитивных двудоминантных ситуаций в процессе развития Я-концепции; формирование способности личности к смыслопоиску, волевой регуляции, потребности в самопознании.

Когда субъект, в процессе деятельности во внешнем или внутреннем мире, осознает себя делающим и чувствующим, при этом употребляет местоимение «Я» и вербализует делаемое и чувствуемое им, то именно в это время возникает действие психологического механизма изменяющего всю целостность бытия человека, состоящего из его Я-личности, Я-как-Я, Я-роли и т.д. [3].

Я-концепция - это система позитивных установок личности на себя и представляет собой сложное образование, состоящее, как мы уже говорили, из взаимосвязанных структурных компонентов, формированием которых занимается педагогика. Определим основные критерии их сформированности: адекватная и положительная самооценка, которая способствует развитию чувства

самоуважения, самотождественности личности; позитивное целеполагание; позитивное соответствие когнитивного, эмоционального и волевого уровня ценностных ориентаций и действий личности; совпадение социальных и индивидуальных ценностных установок; активная рефлексия к самопознанию и изменению в положительную сторону структуры своего «Я»; недопущение в свой внутренний мир негативных составляющих; как результат активно -позитивных устремлений личности - достижение своего идеала.

Развитие Я-концепции личности, с точки зрения педагогики, предполагает обеспечение личностной готовности к системе изменения образа «Я» на основе самопознания, ценностного самоотношения, интегрирующих совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм и методов развития Я-концепции.

Литература:

1. Психология : словарь. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

2. Кон, И.С. Как построить свое «Я» / И.С. Кон. М.: Политиздат, 1991.

3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание : пер. с англ. / Р. Бернс. М.: Прогресс,1986. 421 с.

4. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова - Славская. М.: Мысль, 1980. 399 с.

5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. 339 с.

6. Вединяпина, В.А. Субъект Я - как педагогическая проблема / В.А. Вединяпи-на. СПб., 1998. 39 с.

7. Кочетов, А.И. Теория формирования личности./А.И. Кочетов. Минск, 1998.

293 с.

8. Орлов, А.А. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека / А.А. Орлов // Вопросы психологии. 1995. №2. С. 69.

References:

1. Psychology: dictionary. M.: Politizdat, 1990. 494p.

2. Cohn I.S. How to build your "I"/ I.S. Cohn. M.: Politizdat, 1991.

3. Burns R. The development of self-concept and education: trans. from English / R. Burns. M.: Progress, 1986. 421 p.

4. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Activities and personality psychology / K.A. Abulkhanova - Slavskaya. M.: Thought, 1980. 399 p.

5. Ananiev B.G. Man as an object of knowledge / B.G. Ananiev. St. Ptb.: 2001. 339 p.

6. Vedinyapina V.A. Subject of I - as a pedagogical problem / V.A. Vedinyapina. St.Ptb.: 1998. 39 p.

7. Kochetov A. I. The theory of identity formation. / A.I. Kochetov. Minsk, 1998. 293p. - 276p.

8. Orlov A.A. Personality and substance: the outer and inner "I" of a person / / Questions of psychology. 1995. № 2. P. 69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.