Научная статья на тему 'Развитие взаимосвязи торговой и производственной политики промышленного предприятия'

Развитие взаимосвязи торговой и производственной политики промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОСВЯЗЬ / КООРДИНАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ТОВАРОДВИЖЕНИЕ / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / RELATIONSHIP / COORDINATION / INDUSTRIAL ENTERPRISE / PRODUCER / PRODUCTION ACTIVITIES / CONSUMER / PRODUCT DISTRIBUTION / TRADE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санинский Сергей Александрович

В статье поднимается проблема координации торговой и производственной политики, доказывается необходимость развития системы взаимодействия между этими сферами деятельности промышленного предприятия. Данное направление рассматривается как опосредованное условие повышения эффективности партнерских отношений между производителем и потребителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Trade and Production Policy Relationship at Industrial Enterprises

The article considers the issue of trade and production policy coordination and proves the need to develop a system of interaction between these spheres of industrial enterprises. This direction is regarded as an indirect condition for improving efficiency of partnerships between producers and consumers.

Текст научной работы на тему «Развитие взаимосвязи торговой и производственной политики промышленного предприятия»

Санинский Сергей Александрович

доцент кафедры маркетинга и рекламного менеджмента факультета экономики и менеджмента, Саратовский государственный социально-экономический университет saninskiy@mail.ru

производство и реализация,

спрос и предложение

развитие взаимосвязи торговой и производственной

политики промышленного предприятия

_Аннотация

В статье поднимается проблема координации торговой и производственной политики, доказывается необходимость развития системы взаимодействия между этими сферами деятельности промышленного предприятия. Данное направление рассматривается как опосредованное условие повышения эффективности партнерских отношений между производителем и потребителем.

Ключевые слова: взаимосвязь, координация, промышленное предприятие, производитель, производственная деятельность, потребитель, товародвижение, торговая политика

Неотъемлемой составной частью производственной политики промышленных предприятий в рыночных условиях является анализ товародвижения, то есть управление всеми физическими операциями, выполнение которых необходимо при доставке товаров от поставщиков к потребителю. Кроме этого не меньшее значение уделяется анализу поставщиков и потребителей, координации спроса и предложения на рынке промышленных товаров, а также вопросам гармонизации интересов участников процесса товародвижения. В рыночных условиях промышленные предприятия вынуждены координировать свою производственную политику

с торговой политикой, так как вопросы реализации продукции становятся для них основополагающими.

Производственная и торгово-экономическая деятельность

Изменения в процессе обмена позволяют использовать механизм изучения спроса-предложения как основу торговой деятельности. В этом случае могут появиться реальные возможности сворачивания объемов продаж той устаревшей продукции, которая по внешним признакам еще приносит доходы, но уже в ближайшей перспективе будет создавать убытки. Торговая деятельность является одной из крупнейших сфер экономической

активности и ее развитие - одно из условий успешного функционирования экономики, так как она формирует основу рыночных отношений. Говоря о торговой политике, следует отметить, что в сфере обращения сталкиваются интересы практически всех участников товарного обмена, что существенно повышает ее роль в рыночной экономике, по сравнению с экономикой «плановой», и постепенно основная конкурентная борьба перемещается из сферы производства в сферу обращения, где и происходит завоевание рынков сбыта.

При характеристике торговой политики следует рассматривать такие явления, как интеграция хозяйственных процессов, объединяющих в единый механизм ранее обособленные функции производства и продажи продукции. Они заменяются более организованными и упорядоченными отношениями, руководство которыми осуществляется из единого центра. Данным экономическим явлением как бы поглощается один ресурс - рыночный механизм и создается другой, при котором рыночный механизм заменяется внутрихозяйственными операциями. Это означает, что производственная и распределительная стадии охватываются одной иерархической системой, способной работать более слаженно и эффективно. Так, для современной реализационной деятельности одной из характерных особенностей является сокращение звенности товарного обращения, уменьшение числа посредников между предприятием-изготовителем и непосредственными потребителями. В этой связи меняются отношения между оптовой и розничной торговлей, повышается общая

эффективность функционирования распределительной системы (1).

Реализация своими силами и с помощью торговых посредников

Как правило, крупное промышленное предприятие выстраивает свою торгово-экономическую деятельность на базе развития собственного независимого оптово-розничного комплекса, располагающего разветвленной системой складов, региональных распределительных центров с мощными транспортными службами. Данная система распределения не исключает интеграции в нее на основе договорных отношений мелких и средних торговых организаций, наличие которых совершенствует реализационную политику производственного предприятия.

Подобное объединение создает относительно новый резерв для общего совершенствования сферы обращения, суть которого состоит в том, что под покровительством крупного предприятия создается на контрактной основе целая сеть мелких и сред-

в рыночных условиях промышленные предприятия вынуждены координировать свою производственную политику с торговой политикой, так как вопросы реализации продукции

становятся для них основополагающими

них предприятий, владельцы которых обязуются выполнять разнообразные условия продажи и предоставления услуг Такая система отношений создает новые возможности в плане организации торгового процесса, поскольку создается гарантированная целенаправленная система помощи партнерам в выборе торговой зоны, размещении и оснащении оборудованием торговых предприятий, обучение торгового персонала, решение транспортных проблем и т.п.

Все это обеспечивает интеграцию и унификацию торговых предприятий, входящих в систему. При этом мелкие коммерсанты закупают товары и оборудование у своего партнера, а расплата за все услуги осуществляется вступительным взносом и определенным процентом от торгового оборота. Благодаря наличию торговых оптовых предприятий различные стадии воспроизводства объединяются в единое целое и позволяют рассматривать движение продукции от производителей к потребителям как единый поток товарной массы. Этому процессу способствует то, что, зачастую, предприниматель действует одновременно в нескольких сферах, например, в производственной, торговой, финансовой.

.. .постепенно основная конкурентная борьба

перемещается из сферы производства в сферу обращения, где и происходит завоевание рынков сбыта

Очевидно, что требования, диктуемые производством, отличаются от условий финансовых взаимоотношений или отношений с покупателями. В связи с этим в торговую политику включается анализ движения товарных потоков на разных уровнях. В качестве таких уровней могут быть выбраны производство, состояние запаса у производителей, в оптовых и розничных фирмах, состояние продукции в сфере потребления (3).

Информационная составляющая торговой деятельности

Для сферы торговли является важным не только процесс реализации товара, но и передача информационных импульсов из стадии потребления в производство и наоборот. Способность улавливать коммерческую информацию в процессе актов купли-продажи появилась благодаря достижениям технического прогресса в области средств связи, коммуникации, вычислительной техники. Появление данной функции позволило фактически создать наиболее полную картину состояния и перемещения товарного потока, расширить представление о всех нюансах учета и контроля данного процесса. Благодаря техническим средствам стало возможным быстро осуществлять обработку счетов клиентов, составлять сопроводительную документацию, вести бухгалтерские и аналитические расчеты. Кроме того, интегрированные в распределительную систему промышленного предприятия торгово-ком-мерческие организации с помощью современных информационных систем решают и более сложные задачи, результаты которых обоюдозначимы для всех участников торгового про-

цесса. Ключевыми задачами данного перечня выступают: анализ рынков и составление прогнозов сбыта, моделирование спроса,определение оптимальных маршрутов завоза, выбор местоположения предприятия, оптимизация ассортимента и величины товарных запасов, изучение эффективности работы персонала компании, а также времени, которое затрачивается покупателями на приобретение товаров (4). Использование технических нововведений дает настолько значительные результаты, что позволяет иметь полную картину движения товаров по всем звеньям цепи их следования. Возможность отслеживать в информационных сетях детализированную структуру реализации товаров позволяет улавливать изменения в спросе различных слоев населения и конкретных потребителей. Благодаря этому наряду с дифференциацией производства усиливается ориентация на конкретного потребителя. Изучить потребителя можно благодаря проведению рыночной сегментации, которая позволяет определить предпочтения в запросах покупателей, их обращению к новым организационно-техническим формам торговли, желанием постоянно обновлять информацию о товаре, перспективах его развития.

Количественный и качественный рост потребностей

В рыночной системе хозяйства взаимосвязь между промышленностью и торговлей обеспечивается посредством рыночного механизма. Потребности выявляются и воздействуют на производство через платежеспособный спрос, через изменяющиеся под его давлением запасы товаров в сфере

для сферы торговли является важным не только процесс реализации товара, но и передача информационных импульсов из стадии потребления в производство и наоборот

обращения и через колебание цен. Рынок не знает других потребностей, кроме потребностей обменивающихся лиц.

В результате сопоставления спроса и возможностей его удовлетворения оценивается потенциал неудовлетворенного спроса.

Оценочной теоретической единицей товарообмена следует считать платежеспособный спрос. Однако категорию «спрос» не следует путать с категорией «потребность», которая имеет мотивационную, а не оценочную природу. Естественно, категория «потребность» может быть использована (и используется в рыночной практике) в процессе взаимодействия производителя и потребителя. Но основой маркетинговой деятельности предприятия является категория «спрос». Анализ спроса представляет собой отправную точку оценки привлекательных рынков и определения их целевых сегментов. Конкретный выбор определяется детерминантами спроса, основными из которых являются факторы маркетинговой среды. Вступая в контакт со средой, хозяйствующий субъект получает знания

о конкретных действиях на данном рынке и составляет для себя алгоритм реализации принятого на этой основе решения о взаимодействии. Предложение своего товара является ключевым моментом в системе взаимодействия производитель-потребитель. Оно определяет способ, который продуцент предлагает доставить товар своим партнерам-потребителям. Взаимосвязь производителя и потребителя не может быть охарактеризована как однопорядковая и прямолинейная, а напротив, представляет собой сложную систему отношений, опосредованную отношениями обмена и потребления. Развитие деятельности производителя в тесной связи с обменом, потреблением ведет к количественному и качественному росту потребностей, который, в свою очередь, выступает мощным стимулом наращивания производства.

При этом соотношение потребностей и производства рассматривается в

разных плоскостях, и в каждой плоскости каждая составляющая этой взаимосвязи поочередно выступает первичной по отношению друг к другу.

Литература

1. Винкельманн П. Маркетинг и сбыт. -М.: Гребенникова ИД, 2006.

2. Конопляник Т.М. Управление устойчивостью хозяйственных систем: монография. - СПб.: ИРЭ РАН, 2007.

3. Кунявский М.Е., Соколов М.М. Теоретические основы товарообмена в промышленности. - Саратов: изд. центр СГЭА, 1998.

4. Кунявский М.Е., Кублин И.М., Распоров К.О. Управление маркетингом промышленного предприятия. - М.: Международные отношения, 2004.

5. Экономика предприятия и отрасли промышленности: учеб. пособие / Под ред. проф. Пелиха А.С. - Ростов-н/Д: Феникс, 1999.

Sergey A. Saninsky

Associate Professor, Chair of Marketing and Advertising Management, Department of Economics and Management, Saratov State Socio-Economic University

Development of Trade and Production Policy Relationship at Industrial Enterprises

_Abstract

The article considers the issue of trade and production policy coordination and proves the need to develop a system of interaction between these spheres of industrial enterprises, This direction is regarded as an indirect condition for improving efficiency of partnerships between producers and consumers,

Keywords: relationship, coordination, industrial enterprise, producer, production activities, consumer, product distribution, trade policy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.