Развитие высокотехнологичных производств в России.
Молвинский А.В., ([email protected]),
Всероссийский научно-исследовательский институт внешнеэкономических связей при Минэкономики России.
I. Развитие высокотехнологичных производств и уровень жизни в стране.
Способность государства обеспечить своим гражданам высокий и растущий уровень жизни в определяющей мере зависит от эффективного использования национальных ресурсов. Рост уровня жизни населения страны напрямую зависит от способности ее компаний вести эффективную хозяйственную деятельность. Международная торговля и вывоз капитала представляют собой возможность для повышения продуктивности использования ресурсов страны и одновременно угрозу ее повышению или поддержанию на постоянном уровне. Страна может специализироваться на тех отраслях и сегментах рынка, где ее фирмы относительно более конкурентоспособны, чем иностранные, и импортировать те товары и услуги, по которым ее фирмы уступают зарубежным.
Ни одна страна не может быть конкурентоспособной абсолютно во всем вследствие ограниченности ресурсов. В идеальном варианте их применяют в наиболее продуктивных отраслях.
Начиная с 50-х годов XX века конкурентоспособность национальных и транснациональных компаний, уровень развития экономик стран мирового сообщества стали определять высокие технологии, наукоемкие производства. Это относится и к развитым странам, и к бывшим «развивающимся», взявшим курс на форсированное развитие производств с высокими технологиями и ставших благодаря этому в один ряд с наиболее развитыми индустриальными странами мира. Уровень развития промышленного комплекса страны отражают синтетические показатели конкурентоспособности экономики страны (КЭС). По оценкам Международного института совершенствования методов управления, страны мира в начале 1996 г. занимали следующие порядковые места в рейтинге КЭС1:
1. США 11. Новая Зеландия
2. Сингапур 12. Канада
3. Гонконг 13. Чили
4. Япония 14. Швеция
5. Дания 15. Финляндия
6. Норвегия 16. Австрия
7. Нидерланды 17. Бельгия
8. Люксембург 18. Тайвань
9. Швейцария 19. Англия
10. Германия 20. Франция
По данному показателю Россия ныне значительно отстаёт от лидеров, превращаясь в сырьевой придаток экономик развитых стран.
Можно констатировать тесную связь КЭС с уровнем жизни населения страны, сравнив рейтинг стран по данному показателю с величиной ВВП на душу населения в них в 1999г.2:
Страны-лидеры по уровню КЭС ВВП на душу населения (1999 г.), долл. США
1. США 33 946
2. Сингапур 27 870
3. Гонконг 18 400
4. Япония 30 720
5. Дания 32 576
6. Норвегия 35 853
7. Нидерланды 27 200
8. Люксембург н.д.
9. Швейцария 36 166
10. Германия 27 337
ВВП на душу населения России составил в 1999 году 1 410 долларов США, что ниже таких стран, как Турция (3 120), Болгария (1 530), Колумбия (1 795), Алжир (1 592).
II. Роль государства в развитии высокотехнологичных отраслей в России.
Российские ученые, государственные деятели, лидеры бизнеса видят опасность происходящего, подсказывая методы выхода России из глобального системного кризиса. Так, еще в октябре 1996 г. в обращении Российской Академии Наук к Правительству РФ говорится: «Необходимо четко понимать, что в XXI веке реальной независимостью и безопасностью будут обладать лишь государства, создающие и использующие собственные высокие технологии на основе мощной фундаментальной и прикладной науки» .
В последнее время известные российские экономисты предлагают механизмы возрождения и развития производств в высокотехнологичных отраслях промышленности, делая при этом основной упор на активную роль государства. В своей статье «Наукоемкие производства - основа возрождения промышленного комплекса России» Ю.Ф. Кормнов отмечает следующее: «Мировое сообщество стоит на
пороге XXI века - века постиндустриальных, информационных и управленческих технологий. Интенсивно развертывается переход от транснационализации к глобализации в сферах научно-производственной и быстродиверсифицирующихся услуг. Прозорливые ученые всех отраслей знаний, деловые и правящие круги мирового сообщества с тревогой и надеждой всматриваются в близкие горизонты грядущего века. Их удивляют призывы к движению не вперед к государственно-направляемой рыночной экономике, а вспять - к рынку образца XIX века с наивной верой, что рынок сам за всех всё решит, всё расставит по местам, обеспечит роскошную жизнь». В рамках «государственно-направляемой рыночной экономики» предлагается сосредоточить усилия на преодолении технологического разрыва между нынешней Россией и наиболее развитыми индустриальными странами мира за счет проведения эффективной государственной промышленной политики и возрождения фундаментальной и прикладных наук.
Промышленная политика - инструмент государственной стратегии развития народного хозяйства, оптимизация отношений государства с хозяйствующими субъектами, регулирования рыночных механизмов в экономически и социально оправданных направлениях (отраслевом, региональном, во внешних связях)4 . Она необходима государствам в условиях развертывающегося процесса либерализации и глобализации мировой экономики. Промышленная политика способствует устранению устаревших производственных структур и формированию новых, ускорению научно-технического и управленческого прогресса; неверно сведение её только к селективной дотационно-льготной поддержке государством отдельных предприятий или проектов.
В рамках промышленной политики направления и формы государственной помощи предприятиям могут быть следующими:
- меры улучшения организационно-экономической и правовой среды жизнедеятельности хозяйствующих субъектов,
- система мер в финансовой, валютной, кредитной, банковской, инвестиционной и налогово-пошлинной сферах,
- защита отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке и содействие в продвижении товаров на внешние рынки,
- методическое, консультационное и иное содействие реформирования производства, в частности по вопросам введения и освоения международных стандартов бухгалтерского и статистического учета,
- поддержка малого предпринимательства,
- информационная поддержка хозяйствующих субъектов.
Ядром промышленной политики государства является оптимальное решение институциональных и инвестиционных проблем.
В рамках институционального аспекта промышленной политики важную роль играют
- создание структуры государственного управления социально-экономическими (в т. ч. промышленными) процессами,
- содействие формированию мощных, конкурентоспособных ФПГ, с большим потенциалом в части НИОКР,
- содействие международным кооперационным процессам.
В рамках инвестиционного аспекта промышленной политики активная роль государства заключается в мобилизации и привлечении инвестиционных ресурсов, без которых невозможно инновационно-конкурентное развитие компаний.
Без возрождения фундаментальной и прикладных наук, создающих прорывные технологии, последние угаснут. Развитие науки во всех её ипостасях невозможно без государственной поддержки. Россия же сократила финансирование науки за последние годы в 10-15 раз, на неё расходуется в 50 раз меньше средств, чем в США, где, при мощном потенциале частных компаний, 45% всех средств на развитие науки финансируется из государственного бюджета.5 В настоящее время выдвигается следующий минимальный комплекс конкретных мер государства в этой сфере: 1 . Интенсификация целевых государственных затрат на науку и наукоемкие производства.
2. Создание условий для увеличения собственных источников капиталовложений в НИОКР предприятий и организаций.
3. Пересмотр налоговой системы применительно к научным учреждениям, включая высшую школу, их полное или частичное освобождение от подавляющего числа налоговых обязательств.
4. Освобождение от некоторых налогов (НДС) отечественной наукоёмкой продукции при направлении освобожденной доли на проведение НИОКР,
5. Уменьшить на 50% налог на прибыль, перечисляемую научным организациям. Активная роль государства в развитии высокотехнологичных отраслей
несомненно должна реализовываться в рамках стратегии долгосрочного экономического развития страны. В обозримом будущем возможны следующие варианты экономических стратегий :
Стратегия А - оставить всё без изменений. Именно эту стратегию мы наблюдаем последние годы. Бездействие приводит к деградации, поскольку окружающая нас действительность постоянно меняется и развивается.
Стратегия Б - повысить продуктивность деятельности. Выбор данной стратегии происходит при отсутствии свободных финансовых ресурсов для масштабных вложений в развитие новых технологий или освоение новых рынков сбыта. Стратегия предполагает использование только тех ресурсов, которые имеются в наличии сегодня, и действие на тех рынках, где присутствуем сегодня, но делается всё эффективнее, чем раньше. Усилия активизируются в тех отраслях промышленности, которые в существующих условиях при улучшении качества управления способны многократно повысить свой потенциал (пищевая и легкая промышленность, телекоммуникации, строительство, деревообработка и т. д.). Это самая низкозатратная из всех возможных активных стратегий, требующая однако политической воли руководства страны и концентрации усилий на процессе реформирования экономики. Основные проблемы российского бизнеса давно общеизвестны : 1 . Удушающие налоги,
2. Государственный рэкет,
3. Недостаток квалифицированных кадров,
4. Плохие деньги и искаженная структура цены (перекосы государственного регулирования себестоимости),
5. Непродуктивная инвестиционная среда,
6. Долларизация экономики,
7. Беззащитность интеллектуальной собственности.
Без начала решения этих базовый проблем российской экономики переход к более сложным типам стратегии в рамках существующего социально-экономического уклада невозможен.
Стратегия В - концентрация усилий в тех отраслях промышленности, где Россия имеет конкурентные преимущества (вооружения, ядерные, космические, авиационные, информационные, биотехнологии. Выход с существующими конкурентными технологиями требует от Правительства разработки и осуществления рассмотренных нами в начале данной части статьи мер промышленной политики и поддержки фундаментальных и прикладных наук.
Стратегия Г - создание новых технологий в смежных или новых отраслях промышленности и выход с ними на рынки сбыта, где Россия уже имеет прочные позиции. Это требует значительных вложений, поэтому должно осуществляться не ранее, чем указанные выше стратегии.
Стратегия Д - развитие новых технологий в новых отраслях промышленности и выход на новые рынки сбыта. Эта стратегия самая дорогостоящая, предполагающая очень крупные вложения в маркетинг.
Попытки сделать «большой скачок» обречены на провал, невозможно перейти от стратегии «не делать ничего» к стратегии «новые продукты на новых рынках». Примером попытки претворить в жизнь подобный скачок может стать конверсия в СССР, когда производителей танков пытались заставить сделать хорошую бытовую технику и выйти с ней на новые рынки.
Важна продуманная, последовательная и логичная государственная стратегия, учитывающая интересы бизнеса, а не заставляющая его работать «в государственных интересах».
III. Национально-отраслевые факторы развития высокотехнологичных производств.
Нисколько не умаляя достоинств мер по развитию высокотехнологичных отраслей в России в рамках государственно-направляемой рыночной экономики с активной и главенствующей ролью государства, обратим внимание на признанную во всем мире концепцию развития национальных производств в конкретных отраслях промышленности под названием «конценпция «национального алмаза».
Она была предложена международной группой ученых и практиков под руководством М. Портера8
В рамках концепции находятся ответы на следующие вопросы:
- что определяет успех фирм конкретной страны в конкретной отрасли?
- почему в той или иной стране базируются фирмы именно данной отрасли?
- как создать условия для того, чтобы в стране создавались и процветали фирмы наиболее продуктивных отраслей?
- каковы перспективы фирм той или иной отрасли данной страны в международной конкуренции?
Согласно данной концепции, страна добивается успеха в той или иной отрасли благодаря:
1) факторным условиям, т.е. те конкретным факторам, которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли;
2). условиям спроса, т. е. тому, каков на внутреннем рынке спрос на продукцию и услуги, предлагаемые предприятиями данной отрасли;
3) родственным и поддерживающим отраслям, т.е. наличию или отсутствию в стране родственных или поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке;
4) эффективным стратегиям фирм, т.е. тому, как создаются и управляются фирмы и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.
5) независимым от фирм и правительств событиям, имеющим особо важное значение для повышения конкурентоспособности (роль случая).
6) благотворному влиянию правительства на остальные элементы системы («алмаза»). Эти детерминанты, каждый в отдельности и все вместе как система, создают среду, в которой рождаются и действуют фирмы данной страны.
Страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или сегментах, где национальный "алмаз" имеет наиболее благоприятный характер.
Рассмотрим эти элементы "алмаза": 1. Параметры факторов. Факторы производства - это компоненты, необходимые для деятельности фирм в любой отрасли. Традиционные теории международной торговли опираются именно на них - на их наделенность и доступность. Однако их роль намного более сложна, чем принято полагать. Факторы можно разбить на следующие большие группы:
• Людские ресурсы - количество, квалификация и стоимость рабочей силы (включая менеджмент), а также трудовая этика;
• Физические ресурсы - количество, качество, доступность и стоимость земельных участков, воды, полезных ископаемых лесных ресурсов и т. д., а также условия, размер и географическое положение;
• Ресурс знаний - сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на товары и услуги;
• Денежные ресурсы - количество и стоимость капитала, который может быть пущен на финансирование промышленности;
• Инфраструктура - тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею: системы транспорта, связи, здравоохранения, жилой фонд, учреждения культуры.
Набор применяемых факторов в разных отраслях существенно различается (факторные пропорции). Фирмы достигают конкурентного преимущества, если имеют в распоряжении дешевые или высококачественные уникальные факторы тех типов, которые важны при конкуренции в конкретной отрасли.
Для обеспечения высокой конкурентоспособности важнее всего не просто наделенность, а эффективность использования факторов. Нужно иметь ввиду, что такие факторы, как людские ресурсы, знания и капитал, могут перетекать из страны в страну. При анализе факторов важны два принципа различия факторов. а) деление факторов на основные и развитые:
- основные факторы - те, которые даются стране даром: климатические условия, географическое положение, неквалифицированная рабочая сила. Значение основных факторов быстро снижается, прибыль от них низка из-за доступности, например, путем
перевода деятельности за рубеж. Основные факторы важны в добывающих отраслях, сельском хозяйстве и т.п.;
- развитые факторы - те, создание которых требует больших вложений: современная инфраструктура, высококвалифицированные кадры, ведущие университеты и т.п. Именно они нужны для получения преимуществ более высокого порядка (дифференциацию продукции или патентованные технологии). Именно они имеют наибольшее значение для конкурентных преимуществ в высокотехнологичных отраслях. б) деление факторов по степени специализации:
- общие факторы - те, которые можно применить в широком спектре отраслей: сеть автодорог, персонал с высшим образованием;
- специализированные факторы - те, которые применяются только в ограниченном круге отраслей или сегментов отраслей: узкоспециализированный персонал, базы данных в определенных областях и т.п.. Эти факторы имеют более солидную и долговременную основу для конкурентного преимущества.
Факторы, которые наиболее важны для достижения конкурентного преимущества в наукоёмких производствах, всегда искусственны.
Другим важным замечанием является то, что обилие и дешевизна фактора часто приводит к неэффективному его использованию. Невыигрышное же положение основных факторов принуждает фирмы осуществлять новации, чтобы обойти препятствие, а это позволяет усилить конкурентное преимущество фирмы и сделать его более стойким.
Схема 1. Схема национального алмаза<1>.
2. Параметры спроса. Спрос на внутреннем рынке на товары или услуги, предлагаемые данной отраслью, влияет на эффект масштаба и характер и скорость внедрения новаций, вводимых фирмами страны. Он характеризуется несколькими чертами, главная из которых - структура внутреннего спроса (или природа покупательских потребностей). Структура спроса определяет то, как фирмы улавливают потребности и реагируют на них. Страны добиваются конкурентных преимуществ в тех отраслях или их сегментах, где спрос на внутреннем рынке дает местным фирмам представление о потребностях покупателей раньше и точнее, чем зарубежным конкурентам, где местным фирмам в результате покупательского давления приходится вводить новации быстрее и добиваться конкурентных преимуществ более высокого порядка, чем это делают зарубежные конкуренты.
Три характеристики спроса на внутреннем рынке важны для достижения конкурентного преимущества:
• Сегментная структура - распределение спроса по разновидностям, сегментам, что имеет место в большинстве отраслей. Это подсказывает фирмам, чему уделять наибольшее внимание.
• Требовательные и разборчивые покупатели: фирма добивается преимуществ, если покупатели в этой стране очень разборчивы и предъявляют большие требования к товарам или услугам, предлагаемым фирмой.
• Предполагаемые потребности покупателей: фирмы данной страны получают преимущество, если потребность в данном товаре возникает в этой стране раньше, чем в других.
Другие параметры спроса являются производными от структуры спроса.
3. Родственные и поддерживающие отрасли. Третьей важной детерминантой национального преимущества отрасли является наличие конкурентоспособных отраслей-поставщиков или смежных отраслей. Наличие конкурентоспособных поставщиков создает следующие преимущества:
а) быстрый доступ к самым дорогостоящим ресурсам и оборудованию;
б) координация поставщиков на внутреннем рынке;
в) помощь в овладении новыми технологиями и методами.
Наличие в стране конкурентоспособных родственных отраслей открывает доступ к обмену информацией, кадрами и техническому взаимодействию, ведет к появлению новых видов производства и продукции.
Достичь успеха в той или иной отрасли тем легче, чем больше в стране конкурентоспособных родственных отраслей. Самые значительные из них - это те,
которые играют важную роль в инновационных процессах и те, что дают возможность расширения сферы деятельности.
4. Стратегия, структура и соперничество фирм. Фирмы создаются, организуются и управляются в зависимости от ситуации внутреннего рынка.
В разных странах фирмы организуются по-разному, вырабатываются разные стратегии и цели. Национальные преимущества в промышленном производстве являются результатом правильного соотношения между выбором целей и стратегий компаний и источниками конкурентоспособности в той или иной отрасли промышленности. Данный элемент национально-отраслевого алмаза, является одним из наиболее значимых для достижения конкурентных преимуществ компаний данной страны в той или иной отрасли.
5. Роль случая. Детерминанты национального преимущества создают в отдельной отрасли особую внутреннюю среду, однако в истории множества успешных отраслей свою роль сыграл случай - независимые от фирм и правительств события, имеющие особо важное значение для развития конкурентоспособности:
- изобретательство;
- крупные технологические сдвиги;
- резкие изменения цен на ресурсы;
- значительные изменения на мировых финансовых рынках;
- всплеск мирового или местного спроса;
- политические решения зарубежных правительств;
- войны.
Случайные события изменяют позиции соперничающих компаний, сводят на нет преимущества старых конкурентов, создают потенциал для новых. Случай часто играет роль по изменению всех условий в ромбе.
5. Роль правительства. Правительство может влиять и подвергаться влиянию - как позитивному, так и негативному - всех остальных детерминантов. На параметры производственных факторов воздействуют субсидии, политика в отношении рынков капитала, образования и т. д. Правительственные органы устанавливают местные нормы и стандарты в производстве того или иного товара, влияя на поведение покупателей. Роль правительства как покупателя также велика. Правительство может формировать условия развития родственных отраслей и поставщиков контролем над рекламными средствами или регулированием деятельности инфраструктуры. Правительственная политика влияет на стратегию фирм, их структуру и соперничество, используя регулирование рынков капитала, налоговую политику и антитрестовские законы. В свою очередь, остальные детерминанты также могут влиять на правительство.
Правительство может оказывать колоссальное влияние на уровень национальной конкурентоспособности и развитие отраслей экономики. Но правительственная политика обязательно потерпит поражение, если она становится или является единственным источником национальных преимуществ. Наиболее успешна эта политика в тех областях, где имеются основные детерминанты, определяющие национальные преимущества, а правительство может только усилить их действие.
Детерминанты национальной конкурентоспособности отрасли представляют собой комплексную систему, находящуюся в состоянии развития. Часто влияние одного из них приводит в движение всю систему, переводя "алмаз" в новое состояние. Двумя ключевыми активными детерминантами «алмаза» является государство (правительство) и базирующиеся в данной стране компании в рамках разрабатываемых и реализуемых ими стратегий.
* * *
Вместо заключения приведем высказывание видного представителя деловых кругов Германии Гюнтера Штерцига на симпозиуме в институте прикладных исследований (г. Ульм) по глобальным проблемам современности: «Все проблемы важны. Но есть одна суперглобальная проблема, решение которой способно дать средства и оздоровить Землю. Это проблема использования нововведений, того, что человеческий интеллект
9
уже сотворил и что мы еще не используем» Список литературы:
1 Кормнов Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность // Экономист. - 1997. -№ 1
Мир в цифрах: обзор по странам. // Мир в 2000 году (приложение «The Economist Publications» к журналу «Эксперт» - 2000г. - №1
3 Кормнов Ю. «Наукоемкие производства - основа возрождения промышленного комплекса России». // Экономика и коммерция. - 1997. - вып. 1
4 Кормнов Ю. «Промышленная политика и внешнеэкономические связи» Экономист. - 1 997. - №1 . - с.3
5 Экономист. - 1997. - №1. - с.3
6 А. Идрисов «Давайте станем стратегами» // Эксперт. - 1999. - №31
7 Т. Гурова, Н. Кириченко, Д. Медовников, А. Привалов «Важнейшие проблемы российского бизнеса. Кто их решит?» // Эксперт. - 1999. - №42
8 М. Портер «Международная конкуренция» // М. - 1995.
9 Лисин Б Мирная битва за ноу-хау. // Российская газета - 1997. - №6.