Научная статья на тему 'Политика управления формированием и развитием интеграционных процессов внутрикластерных образований'

Политика управления формированием и развитием интеграционных процессов внутрикластерных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / КОНЦЕНТРАЦИЯ / КООПЕРАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / CLUSTER / CLUSTER POLITICS / CONCENTRATION / COOPERATION / COMPETITION / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неустроева Н. А.

В статье рассматриваются причины образования кластеров, роль правительства в формировании и развитии внутрикластерных образований, дается сопоставление двух моделей образования и функционирования кластерных структур стихийно формируемых и инициированных государством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of integration processes in inter-cluster formations: politics of management (Russia, Perm’)

The article discusses the reasons of cluster formation, the role of the government in the development of inter-cluster formations, and offers a comparative analyzes of two models of cluster structures, spontaneously formed and initiated by the state

Текст научной работы на тему «Политика управления формированием и развитием интеграционных процессов внутрикластерных образований»

ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ВНУТРИКЛАСТЕРНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Н.А. Неустроева,

аспирант кафедры экономической теории Пермского государственного технического университета,

старший преподаватель Пермского института экономики и финансов

[email protected]

В статье рассматриваются причины образования кластеров, роль правительства в формировании и развитии внутрикластерных образований, дается сопоставление двух моделей образования и функционирования кластерных структур — стихийно формируемых и инициированных государством.

Ключевые слова: кластер, кластерная политика, концентрация, кооперация, конкуренция, конкурентоспособность.

УДК 332.1

Понятие «кластер» по отношению к отраслям и компаниям было введено в научный оборот американским экономистом М. Портером в 1990 г. в рамках его концепции ромба национальных конкурентных преимуществ, которая является наиболее известной среди всех исследований о национальной и региональной конкурентоспособности. По Портеру «кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [1].

Кластеры образуются различными путями. В мировой практике не существует единой универсальной модели создания кластера. Кластеры могут создаваться и, как правило, создаются естественным путем. Для создания кластерных структур необходимы предпосылки для их возникновения. Опыт показывает, что толчком для зарождения кластеров могут послужить следующие факторы: удобное географическое расположение, наличие профессиональных кадров, научной базы, хорошей инфраструктуры или же успешная деятельность какой-то компании. Группа иссле-дователей-экономистов под руководством доктора Клааса Ван дер Линде проводила анализ механизмов образования кластеров естественным путем с использованием «алмаза конкурентности» Майкла Портера (рис.1) [1].

• Смежные и обслуживающие отрасли. Наличие или отсутствие взаимосвязанных и родственных отраслей, конкурентоспособных на международном рынке. Они включают местных производителей специализированного оборудования, компонентов и услуг, являющихся основой для инноваций в обслуживающих ими отраслях, а также местные инновационные компании в отраслях, взаимоувязанных технологией, компетенциями и клиентами.

• Стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция. Господствующая в стране структура и стратегия фирм и отраслей, система их управления, и уровень внутриотраслевой конкуренции.

• Другие — две дополнительные переменные — политика правительства и воля случая. Исследователи пытались найти ответы на следующие вопросы: Почему формируются кластеры? Благодаря каким детерминантам это происходит? Может ли государство инициировать создание кластера? При этом детерминанты стратегии и конкуренции не принимались во внимание, поскольку на начальной фазе создания кластера еще не существует искомых фирм. Из оставшихся трех детерминант главнейшим оказалась детерминанта факторных условий, на нее приходится 39,8% из 186 кластеров (рис.2) [2].

45%

40%

35%

30%

25%

20%

15%

10%

5%

39,8%

©

Р

3

о

43

я

26,3%

18,80%

Усло- 15,1%

вия Смежные и

спроса сопутствующие

отрасли

Рис. 1. Конкурентный алмаз Портера

На рис.1 выделены соответствующие группы факторов.

• Факторные условия. Наличие в кластере людских и природных ресурсов, научно-информационного потенциала, капитала, инфраструктуры, необходимых для ведения конкурентной борьбы.

• Условия внутреннего спроса. Состояние и характер спроса на продукцию или услуга отрасли на внутреннем рынке, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса.

Рис. 2. Основные причины образования кластеров

Оказывается, что на первом этапе формирования кластера главную роль играют такие простые факторные условия, как наличие сырья, дешевая рабочая сила (часовой кластер в Гонконге) или благоприятная среда (для выращивания креветок в Эквадоре) [2].

Эти факторы имели решающее значение, по сравнению со специальными факторами, такими как высокопрофессиональная рабочая сила или же научно-исследовательская база в лице университетов и научно-исследовательских центров.

На втором месте (26,3%) оказались другие причины, т.е. незапланированные события. Такими событиями может быть, например, создание компании, породившей образо-

вание других новых компаний, которые и становятся ядром кластера.

Деятельность известных предпринимателей, примеру которых пытаются следовать другие предприниматели, тоже может привести к возникновению кластера. Иоганн Мюллер, например, успешно начал производство пуговиц из жемчуга и в результате в Барнау (Германия) образовался целый кластер по производству пуговиц [2].

Причиной создания кластера может быть длительная забастовка, которая вынуждает покупателей искать альтернативных производителей нужной им продукции (забастовка текстильщиков в Бомбее привела к созданию текстильного кластера в Бхиванди, Индия)[2].

На долю таких случаев приходится 75% из раздела «Детерминанты» (другие). Как отмечают исследователи, очень часто инициатива создания кластера принадлежит гражданам из других стран. Оставшиеся 26,5% «других причин» приходятся на действия правительств, повлекших за собой образование кластера. Обычно эти действия связаны с войнами, политическими или экономическими потрясениями. Например, часовой кластер в Швейцарии был основан Гугенотами, которые оказались там, спасаясь от преследования во Франции, Италии и Фландрии, а банковский кластер был основан французскими предпринимателями, покинувшими Францию во время революции. Чех по фамилии Хандрик основал кластер по производству бус в Индии, куда он выехал во время второй мировой войны [2].

Условия спроса (рыночная конъюнктура) составили 18,8% причин возникновения кластеров. Например, часто по различным причинам какой-то необходимый товар невыгодно или невозможно закупать в других странах, в результате возникают отечественные производители.

На долю смежных и обслуживающих отраслей приходится 15,1% [2]. Например, кластер по производству медицинских перевязочных материалов в Сант Этьене (Франция) был создан на основе производства лент. В Далтоне, штат Джорджия (США), кластер ковровых изделий был создан на базе фирмы, выпускающей покрывала и т.д.

Таким образом, можно сказать, что появление или зарождение кластеров — это в основном стадия, не контролируемая государством. Причины возникновения межфирменной кооперации исследуются в многочисленных работах [2].

Формирование сетей фирм, т.е. устойчивой системы отношений между ними, может быть объяснено стремлением фирм к минимизации трансакционных издержек, оптимизации издержек производства, экономии за счет масштаба, разнообразия, специализации и опыта. Именно преимущества устойчивых связей между участниками кластерного объединения, сохраняющими самостоятельность, является привлекательной стороной межфирменной кооперации. Взаимозависимость соседствующих фирм, их вовлеченность в процесс информационного и ресурсного обмена, жесткая конкуренция, заставляющая перенимать наилучшую практику в производстве и управлении, общность используемой инфраструктуры — вот факторы объединения и роста фирм в кластере, повышения их конкурентоспособности.

Вместе с тем проведение программ по идентификации потенциальных кластеров на ранней стадии формирования и дальнейшая государственная поддержка их развития способны, как показывает практика, значительно ускорить процесс создания конкурентоспособных промышленных кластеров.

Создание промышленного кластера требует высокого уровня взаимодействия и партнерских отношений между фирмами, правительством, образовательными учреждениями и общественными организациями. Каждая из этих

структур может являться важным инструментом в процессе создания кластера, и способна эффективно исполнять свои функции и задачи только в составе хорошо отлаженного механизма. Набор функциональных элементов механизма формирования кластера практически универсален — это компании, органы государственной власти, профессиональные и общественные организации, образовательные и научные учреждения. Однако для обеспечения бесперебойной работы механизма формирования кластерной структуры каждый из его функциональных элементов использует свой набор инструментов. Главная роль здесь отводится правительству, в силах которого создавать благоприятные условия для продуктивного диалога между представителями всех структур кластера.

Отметим ключевые задачи правительства при формировании кластеров.

1. Разработка и активное продвижение экономической политики, направленной на формирование и развитие конкурентоспособных межотраслевых кластеров. Правительство разъясняет основные положения национальной экономической политики в расчете на долгосрочную перспективу, устанавливает приоритеты и временные рамки, а также создает благоприятные условия для продвижения модели экономического развития на основе кластеров [3]. Важным элементом является проведение идентификации кластеров и определение их потенциала для национальной экономики. Оценка кластеров нужна для создания условий реализации кластерных стратегий, определения стратегических приоритетов, установления целей и разработки плана действий. Она позволяет определить инновационные возможности кластера и конкурентоспособность на мировом рынке, оценить и ранжировать кластер в сравнении с другими экономическими структурами. Правительство имеет возможность дать объективную оценку программам создания и развития кластеров в комплексе с программами развития инновационных технологий и инфраструктуры с точки зрения их содействия успешному развитию кластеров. План реализации создания кластера определяет порядок действий, необходимых для поддержания и финансирования стратегических направлений, проектов и инициатив. Осуществляется реструктуризация программ и услуг для оказания помощи кластерам. В старой модели роль правительства в экономическом развитии реализовывалась посредством политических решений и использования экономических стимулов с учетом потребностей определенных фирм и отраслей. В новой модели правительство уделяет больше внимания вопросам сотрудничества государственных структур, компаний, учебных и научно-исследовательских учреждений. Это означает, что требуется отход от традиционных программ, создаваемых для облегчения доступа к общим источникам капитала, рынкам рабочей силы, оборудования, субсидий, грантов или рынкам сбыта. На смену должны прийти программы, которые предоставляют новые возможности для налаживания сотрудничества между фирмами кластера в целях его укрепления.

2. Инвестирование в образование и науку. Правительство должно адаптироваться к новым реалиям, и его инвестиционная политика должна основываться на понимании глобальных тенденций в построении продуктивной экономики. Новая роль правительства состоит в понимании кластерной стратегии и осознании необходимости распространения новой концепции экономического развития в обществе. В связи с переходом от старой модели к новой, необходимо в первую очередь уделить внимание теоретическим основам конкурентоспособности и условиям повышения ее уровня. Без таких знаний правительственным структурам будет сложно реагировать на быстро изменяющиеся экономические условия. Правительству необходимо учитывать такие

Таблица 1

Сопоставление базовых моделей образования и функционирования кластерных структур

Признаки Кластерные структуры

Стихийно формируемые Инициированные государством

1. Цель Максимизация прибыли на основе усиления конкурентных позиций. Улучшение качества жизни на основе усиления конкурентоспособности территории.

2. Принципы функционирования Внутренняя заинтересованность участников в интеграции. Кластерная политика государства в развитии экономики.

3. Механизмы формирования Рыночный механизм взаимодействия независимых фирм-предприятий в процессе создания технологических цепочек с высокой добавленной стоимостью. Разработка и реализация федеральной и региональной программ содействия формированию и функционированию кластерных образований.

4. Результат оптимизация издержек производства; распределение рисков; минимизация трансакционных издержек; экономия от масштаба; обмен инновациями, технологиями, опытом, рабочей силой; специализация производства. развитие производств с высокой добавленной стоимостью на территории региона; усиление конкурентных преимуществ региона, страны; экономический рост региона, страны; выход на мировые рынки; улучшение качества жизни общества.

аспекты, как культурные ценности и кросс-культурные отношения [2]. Это требует перехода от политики реагирования к политике прогнозирования и подготовки условий распространения знаний для облегчения процесса перемен.

3. Внедрение технологий. Правительства могут и должны выполнять роль лидера в оказании содействия и создании условий для проведения инновационных преобразований и технологических изменений с целью поддержания конкурентоспособности национальной экономики в этом новом и постоянно меняющемся мире [2]. Без технологического прогресса страны способны достичь более высокого уровня жизни за счет накопления капитала, но они не смогут поддерживать высокий и стабильный уровень экономического развития. Правительство должно постоянно инвестировать в научно-исследовательскую деятельность и инновационные разработки для того, чтобы кластеры могли быть конкурентными на международном рынке. Именно кластеры, которые успешно внедряют новые технологии, показывают высокие темпы роста и развития.

Таким образом, кластеры могут зарождаться естественным путем или стихийно, экономическими предпосылками которых является концентрация, кооперация, конкуренция и конкурентоспособность. Способы возникновения кластеров зависят от типов фирм, национальных и географи-

ческих особенностей территорий, экономических условий формирования, таких как наличие доступа к природным ресурсам, рынкам, поставщикам, капиталу, трудовым и информационным ресурсам. В тоже время без поддержки государственных органов власти формирование и развитие кластеров является менее эффективным. Поэтому основным инициатором их формирования должны выступать органы федеральной и региональной власти, которые обладают рычагами воздействия на хозяйственные субъекты и организации территорий. Сопоставление моделей стихийно формирующихся и инициированных государством кластерных структур представлены в табл.1.

Таким образом, кластер — это структура, которая формируется в условиях рынка с помощью рыночного механизма при направляющем участии государства. Тем не менее, большинство кластерных образований формируются независимо от действий региональной власти, а иногда и вопреки этим действиям. Однако государство в лице регионального правительства должно создавать благоприятные условия для развития кластерных образований, осуществлять поддержку кластерных инициатив, стимулировать развитие кластеров на основе федеральных и региональных программ содействия формированию и функционированию кластерных образований.

Литература

1. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. — М.: Междунар. отношения, 2003.

2. Романова О.А., Лаврикова Ю.Г. Высокотехнологичные кластеры как инструмент промышленной политики Российской Федерации // Журнал экономической теории. — 2007. — №2. — С.78-90.

3. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т. 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.