УДК 330(476)
РАЗВИТИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
М. В. ЛЫСЕНКОВА, кандидат экономических наук, доцент УО «Белорусский государственный экономический университет» Л. В. ХАРИТОНОВА, кандидат экономических наук Российской Федерации, старший преподаватель УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
DEVELOPMENT OF HIGH-TECH SECTOR OF ECONOMY IN THE CONTEXT OF ECONOMIC SECURITY OF THE
COUNTRY
M. V. LYSENKOVA, Candidate of economic sciences, assistant professor Belarusian state economic university L. V. KHARITONOVA, Candidate of economic sciences of the Russian Federation, senior lecturer Belarusian state agricultural academy
В статье рассмотрены теоретико-методологические аспекты оценки экономической безопасности страны с учетом повышения эффективности функционирования и развития высокотехнологичного сектора экономики. Изучены тенденции глобализации и интеграции. Проведен анализ внешних и внутренних факторов и угроз экономической безопасности Республики Беларусь. Выявлены источники угроз национальной безопасности в научно-технологической сфере. Разработан интегральный показатель экономической безопасности национальной экономики, на основе
The article analyzes theoretical and methodological aspects of the assessment of the country's economic security, taking into account increase in the efficiency of functioning and development of high-tech sector of the economy. We have examined tendencies of globalization and integration, and analyzed external and internal factors and threats to the economic security of the Republic of Belarus. We have determined sources of threats to national security in the scientific and technological sphere, and developed an integral index of economic security of the national economy, on the basis of which the main methodological di
которого предложены основные методологические направления, реализация которых позволит выявить и нивелировать угрозы экономической безопасности.
rections were proposed, the implementation of which would allow identifying and levelling the threats to economic security.
Современное развитие мирового хозяйства характеризуется углублением интеграционных процессов стран, что определено необходимостью развития инновационных экономик с использованием как внутренних резервов и факторов, так и внешних. В данном направлении исследования особую актуальность приобретают вопросы развития наиболее перспективного высокотехнологического сектора экономики и обеспечение экономической безопасности в условиях появления новых угроз и возможностей использования интеграционных процессов.
Продолжающийся в настоящее время переход от однополяр-ного мироустройства к многополярному, активное формирование и установление новых центров силы обостряют соперничества стран и конкуренцию моделей их развития. Стремление ряда стран использовать более силовые методы решения задач, экономические и ресурсные преимущества для продвижения своих интересов развития остается источником напряженности. Поэтому, вследствие недостаточной эффективности существующих систем безопасности обозначилась тенденция к глобальной нестабильности. Растущая степень открытости экономик, свободы перемещения товаров, капиталов и человеческих ресурсов, межличностного взаимодействия размывает грань между внутренними и внешними экономическими, социальными и информационными процессами [1].
В настоящее время экономика Республики Беларусь развивается в условиях глобализации и интеграции. Глобализация в свою очередь усиливает влияние на экономическую безопасность Беларуси со стороны международных миграционных процессов, мирового финансового кризиса, политики стран ЕС и т. д. Интеграционные же процессы наоборот способствуют решению многих проблем, в т. ч. и экономического характера. Поэтому, с одной стороны, происходит усиление влияния мировых
процессов на экономику страны, а с другой, активная интеграция Республики Беларусь в рамках ЕЭП позволяет стабилизировать экономику на пути к экономическому росту, активизировать развитие инновационных производств и препятствовать влиянию угроз на экономическую безопасность страны.
С 1 января 2012 года запущен процесс формирования ЕЭП Беларуси, Казахстана и России с рынком в 170 млн потребителей, унифицированным законодательством, свободным передвижением товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В основе ЕЭП лежат согласованные действия в ключевых областях регулирования экономики: в макроэкономике, сфере конкуренции, в области промышленных и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, энергетики, тарифов естественных монополий. Для населения и бизнес-сообщества выигрыш от ЕЭП очевиден. Предприниматели имеют равный режим доступа на общий рынок трех стран, могут свободно выбирать, где им регистрировать свои фирмы и вести бизнес, без излишних ограничений продают товары в любом из государств-членов ЕЭП, имеют доступ к транспортной инфраструктуре и т. д. Создание и поэтапная отладка механизмов работы единого рынка - важная часть планов стран ТС и ЕЭП по переходу от сырьевой экономики к инновационной [5].
1 января 2015 года Договор о ЕАЭС вступил в силу, ознаменовав переход к более продвинутой фазе экономической интеграции, предполагающей создание к 2025 году пространства свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также формирование скоординированных политик в ряде отраслей экономик. Суммарный объем внешней торговли товарами государств - членов Евразийского экономического союза с третьими странами за январь-ноябрь 2015 года составил $529,7 млрд, в том числе экспорт товаров - $343,1 млрд, импорт - $186,6 млрд. По сравнению с январем - ноябрем 2014 года объем внешнеторгового оборота сократился на 34,2 %, или на $275,3 млрд, экспорт - на 33,2 % (на $170,9 млрд), импорт - на 35,9 %. (на $104,4 млрд). Профицит внешней торговли составил $156,5 млрд против $223 млрд в январе-ноябре 2014 года. При
этом ЕЭК также отмечает, что принятые ограничительные (санкционные) меры со стороны ряда стран по отношению к России, государству-члену ЕАЭС с крупнейшей экономикой, оказали сильное влияние в плане ограничения доступа к внешним финансовым рынкам и сокращения инвестиционной активности. В то же время посредством торгового и финансового каналов эти меры оказывают в определенной степени негативное влияние на национальные экономики других государств-членов. Объем взаимной торговли товарами за январь-ноябрь 2015 года составил $41,6 млрд, или 73,7 % к уровню соответствующего периода 2014 года. Таким образом, общее сокращение объемов взаимной торговли в январе-ноябре 2015 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составило почти $14,9 млрд, или 26,3 %. По минеральным продуктам показатель снизился на более чем $4,7 млрд (на 25,3 %), машинам, оборудованию и транспортным средствам - более чем на $3,9 млрд (на 37,1 %), металлам и изделиям из них - на почти $2,2 млрд (на 32,7 %) [6].
В настоящее время Республика Беларусь сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать экономическую ситуацию в Беларуси и странах ЕЭП в своих экономических и политических интересах. Наиболее серьезными вызовами и угрозами экономической безопасности в современных условиях, являются:
- значительный внешний долг и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение, а также усиление попыток использовать его в качестве давления при принятии важнейших экономических и политических решений;
- усиливающееся завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка Беларуси и, как следствие, возрастание зависимости страны от импорта многих стратегических видов товаров;
- дискриминационные меры ряда международных организаций и зарубежных стран во внешнеэкономических отношениях с Беларусью, протекционистская политика по отношению к Беларуси, вытеснение белорусских предприятий с традиционных внешних рынков;
- скупка иностранными фирмами белорусских предприятий с целью контроля над ними и создания условий для получения конкурентных преимуществ как на внешнем, так и на внутреннем рынках;
- необустроенность таможенной границы и недостаточный экспортный и валютный контроль;
- неразвитость инфраструктуры экспортно-импортных операций [4].
Структура основных фактор-угроз внешней безопасности Беларуси представлена на рис. 1.
Значительный внешний долг государства
Неразвитость инфраструктуры экспортно-импортных операций
Дискриминационные меры в экспортно-импортных отношениях
Необходимость таможенной границы
Завоевание внутреннего рынка иностранными фирмами
Скупка иностранными
фирмами отечественных предприятий
Внешние факторы-угрозы экономической безопасности страны
Рис. 1. Внешние факторы-угрозы экономической безопасности Республики Беларусь Примечание. Источник: составлено автором по данным источников [1, 2, 4].
К внутренним опасностям и угрозам экономической безопасности национальной экономики можно отнести:
- устаревшие технологии и основные средства, обуславливающие высокую энергоемкость и материалоемкость производства, низкое качество выпускаемой продукции; несбалансированность экономического развития, выражающаяся в росте совокупного потребления сверх реальных возможностей экономики;
- резкий спад инвестиций в сферу производства, преобладание вложения капиталов в посредническую и финансовую деятельность, а не в развитие высокотехнологичных производств;
- разрушение научно-технического потенциала и деиндустриализация экономики;
- структурная и отраслевая деформированность экономики, преобладание материало- и энергоемких производств, невысокий удельный вес высокотехнологичной наукоемкой продукции и медленное обновление продукции;
- низкая конкурентоспособность отечественной продукции;
- высокие административные барьеры для развития бизнеса и предпринимательской инициативы [4].
При этом, по нашему мнению, как внутренние, так и внешние факторы и угрозы экономической безопасности, выделенные учеными-экономистами С. С. Полоник, Э. В. Хоробрых, А. А. Литвинчук и др. в своих исследованиях, взаимосвязаны между собой. Так, завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка Беларуси и низкая конкурентоспособность отечественной продукции дает значительный негативный синергети-ческий эффект на экономическую безопасность национальной экономики.
Графическая интерпретация внутренних факторов-угроз экономической безопасности Беларуси представлена на рис. 2.
•сокращение производства
•низкий уровень инвестиций в сферу производства
•разрушение научно-технического потенциала
•низкая конкурентоспособность отечественной продукции
•структурная и отраслевая деформированность экономики •неравномерность развития регионов •ухудшение качества жизни
•высокие административные барьеры для развития бизнеса
•кризис денежной и финансово-кредитной системы •рост неплатежей в экономике
•несовершенство механизмов формирования финансовой и налоговой
системы
Рис. 2. Внутренние факторы-угрозы экономической безопасности страны Примечание. Источник: составлено автором по данным [1, 4].
Технологическая эволюция промышленно развитых стран становится также источником принципиально новых угроз, предоставляя недоступные ранее возможности негативного влияния на личность, общество и государство. В научно-технологической сфере среди внутренних источников угроз национальной безопасности Республики Беларусь можно выделить:
- наукоемкость ВВП ниже критического уровня, необходимого для воспроизводства научно-технологического потенциала;
- низкая инновационная активность и восприимчивость белорусской экономики;
- неэффективность национальной инновационной системы, в том числе законодательства, инфраструктуры трансфера технологий из науки в производство. Материально-технической базы научных учреждений, системы финансирования, отраслевой (фирменной) науки;
- неблагоприятная возрастная структура и недостаточный уровень подготовки научных кадров [1].
Среди внешних источников угроз национальной безопасности в научно-технологической сфере можно обозначить следующие:
- ограничение доступа белорусских исследователей и субъектов хозяйствования к новейшим технологиям, результатам исследований и разработок мирового уровня;
- целенаправленная политика иностранных государств и компаний, стимулирующая эмиграцию высококвалифицированных ученых и специалистов из Республики Беларусь [1].
Остаются низкими наукоемкость ВВП и доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства. Эффективная национальная инновационная система в целом не создана. Не развита инновационная инфраструктура, высок износ технологического оборудования.
По нашему мнению, именно совершенствование инновационной деятельности и развитие высокотехнологичного сектора позволит Республике Беларусь в условиях активизации интегра-
ционных процессов в рамках ЕЭП повысить уровень экономической безопасности страны и выйти на стадию экономического роста.
Для оценки влияния развития высокотехнологичного сектора экономики на экономическую безопасность обозначим факторы, определяющие развитие инновационной деятельности и высокотехнологичного сектора и показатели, характеризующие экономическую безопасность.
Рассмотрим важнейшие показатели экономической безопасности Республики Беларусь за ряд лет (таблица).
Показатели экономической безопасности Республики Беларусь
Показатели Пороговое значение показателя Годы
2000 2005 2010 2013 2014 2015
1 2 3 4 5 6 7 8
Дефицит (-), профицит (+) консолидированного бюджета (х1) Не более -3 -0,6 -0,7 -2,6 0,2 1,0 1,8
Степень износа активной части основных производственных средств на конец года, % (х2) Не более 60 79,6 80,0 55,8 38,6 37,5 36,7
Доля инвестиций в основной капитал, % к ВВП (х3) Не менее 20 19,8 23,2 39,6 32,3 28,9 24,2
Отношение внутреннего государственного долга к ВВП, % (х4) Не более 20 - 5,8 5,7 6,1 6,3 6,7
Отношение внешнего государственного долга к ВВП, % (х5) Не более 20 2,6 2,0 17,8 18,3 19,7 20,2
Отношение валового внешнего долга к ВВП, % (х6) Не более 25 16,0 17,0 52,0 54,5 52,8 69,6
Уровень безработицы к активной части населения, % (х7) Не более 8 2,1 1,5 0,7 0,5 0,5 1,0
1 2 3 4 5 6 7 8
Сальдо внешней торговли, включая услуги (по данным платежного баланса), % к ВВП (х8) Не более -5 -3,0 1,4 -13,6 -14,5 -16,1 -17,2
Затраты на научные исследования и разработки, % к ВВП Не менее 1 0,72 0,68 0,70 0,67 0,52 0,52
Доля новой продукции в общем объеме, % Не менее 20 3,0 10,5 17,5 17,8 18,5 19,2
Примечание. Источник: составлено автором по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь и источника [1].
Согласно данным таблицы, критический порог показателей экономической безопасности Республики Беларусь достигнут по затратам на научные исследования и разработки. Так, критическим значением данного показателя является 1 % к ВВП, однако в экономике Беларуси только 0,52 % от ВВП поступает на финансирование научных разработок, что крайне мало для нормального функционирования и развития национальной инновационной системы и высокотехнологичного сектора.
Доля новой продукции в общем объеме производства также ниже порогового значения (19 %, при норме не менее 20 %). Здесь можно отметить целый ряд причин, сдерживающих развитие инновационной индустрии и отрицательно влияющих тем самым на экономическую безопасность страны. К основным проблемам можно отнести: слабую мотивацию субъектов хозяйствования к разработке и внедрению новых продуктов инновационного характера, которое также сопровождается «хронической» нехваткой финансовых ресурсов на реализацию данного мероприятия. Следующей проблемой является слабая проработка законодательной базы, необходимой для нормального сопровождения разработки и внедрения в производство новой высокотехнологичной продукции. Отсутствие четко выверенных критериев отнесения продукции к разряду инновационной также негативно сказывается на выявлении реальных цифр последней, в данном контексте возникает проблема простых «приписок», что искажает реальные данные.
Усугубляет реальную ситуацию также высокий уровень внешнего государственного долга по отношению к ВВП, в 2015 г. - 20,2 % (при критическом значении не более 20%), отношение валового внешнего долга к ВВП - 69,6 % (при критическом значении не более 25 %), а также значение сальдо внешней торговли, включая услуги (по данным платежного баланса) —17,2 % в 2015 г. при критическом значении данного показателя в рамках экономической безопасности страны - не более -5 %.
Таким образом, можно констатировать, что экономическая безопасность национальной экономики Республики Беларусь находится в настоящее время в сложных условиях и обусловлено это как факторами внутренней среды (слабое развитие инновационной сферы в целом и высокотехнологичного сектора, в частности; острая нехватка инвестиций на финансирование разработок и исследований во всех секторах национальной экономики и др.), так и внешней (высокий уровень государственного долга, влияние мирового финансового кризиса, ограничения на торговлю товарами в третьих странах и т. д.).
Для более полной оценки уровня экономической безопасности Беларуси нами разработан интегральный показатель экономической безопасности национальной экономики (Кэб), для расчета которого может быть использована следующая формула:
Кэ6 = а1-Пф1 + а2-2ф2 + аз-ПФз + - + ап-^, (1)
Пп1 Пп2 Пп3 ППП
где, а1, ...ап - удельный вес индикатора экономической безопасности национальной экономики
Пф1 ...ПфП - фактическое значение индикатора 1...п;
Пп1 ...Ппп - пороговое значение индикатора 1...п;
Расчет интегрального показателя экономической безопасности предполагает отбор показателей и экспертную оценку удельного веса индикаторов в совокупности, с точки зрения экономической безопасности. В качестве индикаторов могут быть использованы показатели таблицы с учетом их фактических и пороговых значений.
Далее нами разработаны основные методологические направления, реализация которых позволит выявить и нивелировать угрозы экономической безопасности:
1) социально-экономическая оценка состояния, условий и хода реализации развития инновационной деятельности и высокотехнологичного сектора экономики, а также угроз и деятельности по их нейтрализации;
2) выявление реальных взаимосвязей и приоритетности развития инновационной сферы и высокотехнологичного сектора национальной экономики;
3) реализация и сохранение приоритета развития высокотехнологичного сектора при определении направлений обеспечения экономической безопасности страны;
4) построение системы защиты приоритетных национальных экономических интересов на основе совершенствования эффективности использования технологических ресурсов промышленности;
5) прогнозирование экономического развития национальной экономики, а также обеспечения экономической безопасности за счет развития высокотехнологичного сектора.
Особую актуальность имеет изучение пограничных значений показателей, характеризующих развитие инновационных процессов в экономике Республики Беларусь и показателей уровня экономической безопасности (рис. 3).
■Ряд1 ■Ряд2
■РядЗ ■Ряд4 Ряд5 Рядб
Отношение валового внешнего долга к ВВП, %
Рис. 3. Взаимосвязь показателей экономической безопасности Республики Беларусь Примечание. Источник: составлено автором по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь.
Таким образом, наиболее критическими являются показатели степени износа активной части основных средств экономики, крайне низкий уровень инвестиций в основной капитал и высокий уровень внешнего долга страны, все эти показали негативный рост на протяжении исследуемого периода.
Далее проведем анализа влияния показателей экономической безопасности Республики Беларусь (х1-х§, согласно данным таблицы) на величину затрат на научные исследования и разработки ^1). В результате эконометрического анализа получаем следующее уравнение регрессии:
У1 = 19,2 + 1,8х1 + 36,7х2 + 24,2х3 + 6,7х4 + 20,2х5 + 69,6х6 + х7 - 17,2х8.
Анализ влияния показателей экономической безопасности Республики Беларусь (х:-х8, согласно данным таблицы) на долю новой продукции в общем объеме произведенной продукции в экономике страны ^2):
у2 = -0,6 + 79,6х1 + 19,8х2 + 0,72х3 + 5,5х4 + 2,6х5 + 16,0х6 + 2,1х7 - 3,0х8.
Коэффициент множественной регрессии рассчитанных моделей близок к 98 %, что свидетельствует о высокой степени их достоверности. Анализ данных указанной корреляционной модели показывает, что рост затрат на научные исследования и разработки, а также увеличение доли новой продукции в общем объеме всей произведенной продукции повышает уровень показателей, характеризующих экономическую безопасность Республики Беларусь.
Высокотехнологичный сектор экономики Республики Беларусь на данном этапе развития национальной экономики находится в достаточно сложной ситуации, о чем свидетельствуют следующие диспропорции: во-первых, нарушена пропорциональность развития элементов сектора, во-вторых, высокий уровень зависимости от импорта новых технологий, в-третьих, не разработаны эффективные механизмы инвестирования инновационного развития.
Основными проблемами, сдерживающими становление высокотехнологичных отраслей экономики в Беларуси, по-прежнему остаются: низкая инновационная активность пред-
приятий, низкая коммерциализация разработок и отсутствие спроса на инновации, недостаточное использование потенциала научных и вузовских организаций, осуществляющих свою деятельность вне данного сектора экономики.
Тенденции развития инновационных процессов в Республике Беларусь свидетельствуют о незначительных технологических прорывах в промышленности и в сфере освоения результатов НИР. В наиболее значимых отраслях национальной экономики наблюдается слабая инновационная активность, низкая восприимчивость бизнеса к нововведениям технологического характера, низкая эффективность использования технологических ресурсов.
Таким образом, основными направлениями активизации инновационных процессов и достижения высокого уровня конкурентоспособности высокотехнологичного сектора экономики Республики Беларусь является преодоление разрыва между потребностями и возможностями сектора высоких технологий, а также расширение использования возможностей научно-технологической сферы. Однако развитие высокотехнологичного сектора национальной экономики Беларуси только в рамках национальных границ достаточно затруднительно, поэтому в настоящее время первостепенным является совершенствование использования технологических ресурсов предприятий Беларуси в контексте развития промышленной интеграционной политики. Поэтому повышение доли затрат на научные исследования и разработки, а также рост доли новой инновационной продукции будет способствовать улучшению экономической стабильности и безопасности государства.
Список литературы
1. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: утверждена Указом Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 г. - №575. -25 с.
2. Полоник, С. С. Экономическая безопасность Республики Беларусь в условиях финансового кризиса: внешнеэкономические и финансовые аспекты. - Минск: НИЭИ Мин. Эк-ки Респ. Беларусь, 2009. - 370 с.
3. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2016 г. - Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:belstat.gov.by. Дата доступа: 10.10.2016.
4. Полоник, С. С. Влияние внутренних и внешних угроз на экономическую безопасность Республики Беларусь в современных условиях / С. С. Полоник, Э. В. Хоробрых, А. А. Литвинчук // Новая экономика, 2012. -№ 2 (60). - С. 10-19.
5. Единое экономическое пространство равных возможностей. Евразийская экономическая комиссия. Годовой отчет. 259 с.
6. Савицкий, А. Беларусь и ЕАЭС: год спустя / А. Савицкий, Ю. Царик // Центр стратегических и внешнеполитических исследований [Электронный ресурс] - Минск, 2016.
7. Декларация о Евразийской экономической интеграции (принята в г. Москве 18.11.2011 г.) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
8. Молочников, Н. Р. Влияние экономических объединений на макроэкономическую безопасность государств-участников / Н. Р. Молочников, Т. Г. Пономарева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2012. - № 21 (162). - С. 20.
9. О безопасности: Федер. Закон Рос. Федерации, 28 дек. 2010 г., № 390 ФЗ // Консультант Плюс: Версия проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Москва, 2014.
10. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Рос. Федерации, 12 мая 2009 г., № 537 // Консультант Плюс: Версия проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юр-Спектр». - Москва, 2014.
11. О модельном законе «О безопасности»: Постановление Межпарламентского комитета Респ. Беларусь, Респ. Казахстан, Кыргызской Респ., Рос. Федерации и Респ. Таджикистан, 15 окт. 1999 г., № 9-9 // Консультант Плюс: Версия проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». -Москва, 2014.
12. О национальной безопасности Республики Казахстан: Закон Респ. Казахстан, 6 янв. 2012 г., № 527 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mod.gov.kz/modu/index.php?option=com_content&view =artide&id=263:-26-1998- 233-^^^=39:2009-06-24-09-58-27. - Дата доступа: 15.10.2016.
13. Редкоус, В. М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах - участниках Содружества независимых государств: дис. д-ра юрид. наук: 12.00.14 / В. М. Редкоус. - М., 2011. - 431 л.
Информация об авторах
Лысенкова Майя Васильевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики промышленных предприятий учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет». Информация для контактов: тел. (моб): +375(29)395-71-83, е-mail: Maya.Lysiankova@mail.ru
Харитонова Любовь Валерьевна - кандидат экономических наук Российской Федерации, старший преподаватель кафедры экономики и международных экономических отношений в АПК учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (моб): (375 222) 5-30-74, е-mail: haritonova_lubov@mail.ru
Материал поступил в редакцию 03.04.2017 г.