УДК 504:338.4
С. А. Касперович, кандидат экономических наук, доцент, проректор по учебной работе (БГТУ)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ
В статье приведена оценка влияния уровня экономической безопасности Республики Беларусь на общественное благосостояние в стране, выделены приоритеты стратегии обеспечения экономической безопасности, рассмотрена ее внутренняя структура. Представлена система оценки и прогнозирования угроз экономической безопасности на основе экономико-математической модели, которая может быть использована для определения уровня и оценки показателей общественного благосостояния. Разработанная система предоставляет возможность не только получать прогнозные значения основных макроэкономических показателей, но и осуществлять комплексный анализ уровня экономической безопасности Республики Беларусь в прогнозном периоде при заданных значениях экзогенных переменных и управляющих параметров. Отражены прогнозные сценарии развития экономики Республики Беларусь.
The paper contains estimation of economic safety influence to public well-being in the Republic of Belarus, internal structure and priorities of strategy of economic safety maintenance. The economic-mathematical model, which can be used for definition of economic safety level and estimation of parameters of public well-being is proved, the structure of the management mechanism is developed, the purposes of various levels systems development are analyzed. The submitted model gives an opportunity to receive forecast meaning of basic macroeconomic parameters and also to carry out the analysis of economic safety of the Republic of Belarus in future period at the given meanings of external parameters. The paper is shown forecast scripts of Byelorussian economy development.
Введение. В современных условиях важнейшими векторами экономической политики многих государств становятся борьба за рынки сбыта готовой продукции, сырья, энергетических ресурсов, стремление разместить на территории других государств экологически грязные и трудоемкие производства.
Прирост населения в XX веке составил почти 5 млрд. человек и, по последним прогнозам, к середине XXI века возрастет до 8-9 млрд. человек [2]. Эта тенденция значительно обостряет проблему сосуществования и развития в условиях ограниченности экономических ресурсов.
Указанная ситуация породила множество проблем в области обеспечения устойчивого экономического развития и повышения уровня жизни населения, что выдвигает на передний план решение задачи формирования экономически безопасного национального хозяйства. По сути обеспечение экономической безопасности страны становится одним из основных условий устойчивого развития общества.
Любая экономическая система подвержена влиянию целого ряда факторов внутреннего и внешнего характера, которые дестабилизируют экономику, нарушают сбалансированное развитие основных ее элементов и в конечном итоге приводят к снижению уровня общественного благосостояния. При изучении вопросов обеспечения экономической безопасности страны одной из важнейших проблем также является неравенство благосостояния, которое порождает социальное напряжение в обществе.
Основная часть. Уровень общественного благосостояния определяется степенью обеспеченности населения страны, социальной группы, семьи, отдельной личности необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами. При этом благосостояние находится в прямой зависимости от уровня развития производительных сил и характера экономических отношений [9]. Однако в еще большей степени благосостояние связано с эффективностью социально-экономической политики в государстве.
Экономическая безопасность имеет свою внутреннюю структуру, в которой можно выделить три важнейших элемента:
- экономическая независимость, которая не носит абсолютного характера, так как международное разделение труда, межотраслевые и межрегиональные материальные и финансовые потоки, взаимоотношения между отдельными предприятиями делают различные экономические системы (от страны в целом до отдельного предприятия) взаимозависимыми друг от друга;
- стабильность, сбалансированность и устойчивость экономической системы, предполагающие на государственном, региональном и отраслевом уровнях защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию, обеспечение сложившихся межотраслевых и межрегиональных пропорций необходимыми ресурсами; на уровне предприятия — возможность производства
конкурентоспособной продукции, обеспечения всеми видами ресурсов, укрепления финансовой устойчивости;
- способность к саморазвитию и прогрессу, что предполагает наличие производственного, научно-технического потенциала, создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, организацию постоянной модернизации производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников [3, 5].
В рамках обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь реализованы такие важнейшие направления, как сохранение и развитие промышленного и научно-технического потенциала страны, развитие сельскохозяйственного производства, расширение географии и номенклатуры экспорта.
Важнейшим фактором укрепления экономической безопасности страны являются высокие темпы роста экономики. За последние годы по темпам роста ВВП, промышленности, сельского хозяйства Республика Беларусь стабильно занимала лидирующие позиции не только среди стран СНГ, но и Европы.
В настоящее время доля Беларуси в мировом производстве составляет: тракторов - 810%, большегрузных автомобилей - около 30%, калийных удобрений - около 10%, картофеля -более 3%, животного масла - более 2%, молока - более 1% и т. д. [8]. По производству мяса и молока на душу населения Беларусь не только превосходит все страны СНГ, но и находится на уровне таких развитых стран, как Германия, Великобритания, Франция. Следует отметить, что роль и значение Беларуси в мировом производстве многих важнейших видов продукции значительно превосходят ее удельный вес в численности населения мира (примерно 0,18%).
Вместе с тем на фоне серьезных диспропорций во внешнеэкономической сфере (отрицательное внешнеторговое сальдо в 2010 г. составило 9,6 млрд. дол.) в условиях масштабной девальвации национальной валюты в 2011 г. отмечается замедление темпов экономического роста. Снижается финансовая устойчивость белорусских субъектов хозяйствования - коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами составил в 2011 г. минус 2,6.
При этом остается незначительной роль субъектов малого предпринимательства в развитии экономики. Так, на долю субъектов малого предпринимательства в 2011 г. приходилось только 12,4% созданного ВВП, 9,4% промышленного производства. В то же время ими обеспечено 27% инвестиций в основной капитал и 38,9% экспорта [8].
В результате жесточайшей конкуренции на мировых рынках, негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса, изменений в геополитической ситуации возникают новые реальные и потенциальные экономические угрозы. При этом традиционные экономические угрозы сохраняются. К ним следует отнести высокую степень зависимости от поставок энергоресурсов, значительный износ основных фондов, высокую энерго- и материалоемкость продукции, низкую наукоемкость ВВП и долю инновационной продукции, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами и др.
В качестве важнейших угроз экономической безопасности, степень опасности которых с течением времени может увеличиваться, следует учитывать устойчивость национальной финансовой и денежно-кредитной системы, рост внешнего долга, невысокую продуктовую и географическую диверсификацию белорусского экспорта и импорта, необходимость масштабной структурной перестройки экономики и ее модернизации.
В научно-технологической сфере основными внешними источниками угроз национальной безопасности являются ограничение доступа белорусских исследователей и субъектов хозяйствования к новейшим технологиям и политика иностранных государств и компаний, стимулирующая эмиграцию высококвалифицированных ученых и специалистов из Республики Беларусь [1].
Указанные проблемы и выделенные угрозы экономической безопасности оказывают существенное влияние на перспективы роста общественного благосостояния в Республике Беларусь.
При обеспечении экономической безопасности важнейшим фактором роста общественного благосостояния является повышение уровня жизни населения. Следует отметить, что за 20062010 гг., несмотря на негативное влияние мирового финансового кризиса, реальные денежные доходы населения Республики Беларусь выросли в 1,8 раза. В результате реализуемых государством мер, направленных на обеспечение справедливого распределения доходов и укрепление минимальных гарантий в области заработной платы, пенсий, социальной защиты нуждающихся граждан, удается избегать острых социальных противоречий и глубокого имущественного расслоения в обществе. Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных граждан в республике не превышает 6 раз, что соответствует значениям этого показателя в таких странах, как Германия, Швеция и др. Доля малообеспеченных граждан в Беларуси сократилась с 41,9% в 2000 г. до 5,2% в 2010 г.
Однако данный рост доходов не сопровождался опережающим ростом совокупной производительности и, как результат, в 2011 г. в результате девальвации белорусского рубля произошло снижение покупательной способности среднедушевых располагаемых денежных доходов населения.
Обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь и рост на этой основе общественного благосостояния предполагает переход экономики на модель устойчивого развития, обеспечивающую сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущего поколений.
Такая стратегия должна заключаться не в устранении угроз по факту их возникновения, а в достижении структурного взаимодействия белорусской экономики с мировой экономической системой, выражающегося в ее специализации на производстве наукоемкой высокотехнологичной продукции.
В связи с этим очевидно, что важнейшей составляющей процесса управления экономической безопасностью является анализ и прогнозирование ее уровня. С позиций экономической безопасности важно оценивать и прогнозировать влияние всех ожидаемых угроз, а также экономических и неэкономических воздействий на их ход, а главное — выявлять возможность резкого спада [6, 7].
Для мониторинга и прогнозирования уровня экономической безопасности Республики Беларусь, оценки ее влияния на динамику развития разработана комплексная имитационная модель, предназначенная для расчета сценариев развития экономики страны при различных вариантах макроэкономической политики.
Особенностью разработанной системы является то, что она предоставляет возможность не только получать прогнозные значения основных макроэкономических показателей, но и осуществлять на основе полученных значений комплексный анализ уровня экономической безопасности Республики Беларусь в прогнозном периоде при заданных значениях экзогенных переменных и управляющих параметров. Это, в свою очередь, позволяет оценивать эффективность принимаемых управленческих решений и своевременно вносить в них необходимые коррективы.
Структура разработанной имитационной системы предполагает участие лица, принимающего решения, в процессе проведения расчетов. При этом роль, отводимая эксперту, состоит в оценке параметров значимости, интенсивности и вероятности возникновения
отдельных угроз; разработке комплекса стратегий, направленных на повышение уровня экономической безопасности; определении значений управляющих параметров и экзогенных переменных модели; мониторинге уровня экономической безопасности, достигаемого в рамках реализуемой экономической политики.
Сформированы следующие сценарии развития экономики республики:
— инерционный вариант (значения управляющих параметров соответствуют существующим в настоящее время);
— пессимистический вариант, в рамках которого не наблюдается повышения уровня экономической безопасности (изменение значений управляющих параметров не вызывает улучшения ситуации в экономике);
— варианты активно управляемого или ускоренного роста, когда наблюдается повышение эффективности функционирования экономики (изменение значений управляющих параметров приводит к повышению уровня экономической безопасности) [4].
Проведенные расчеты показывают, что осуществление эффективной экономической политики государства, направленной на снижение налоговой нагрузки, стимулирование наращивания инвестиций в реальный сектор экономики, способствующее обновлению основных фондов и выпуску конкурентоспособной продукции, позволяет достигнуть не только стабилизации экономического роста в стране, но и обеспечить устойчивое с точки зрения принятой системы критериев развитие экономики. Достижение условий, способствующих устойчивому развитию экономической системы, в свою очередь является необходимой предпосылкой и основным фактором дальнейшего экономического роста в республике.
Анализ показывает, что в целом Республике Беларусь будет непросто добиться ускорения темпов экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе. Расширение занятости в условиях экономического роста можно будет обеспечить лишь за счет увеличения иммиграции. Сильная изношенность основных фондов ставит под вопрос возможность ускорения экономического роста за счет такого фактора, как рост объема основного капитала. Поэтому основной экономического роста в Республике Беларусь может стать не наращивание факторов производства (трудовых ресурсов и капитала), а повышение совокупной производительности через инновации. Дело в том, что повышение производительности способно привести не просто к экономическому росту, но также и к повышению конкурентоспособности экономики и ослаблению инфляционного давления.
Отсутствие реальных заделов в отечественной естественной и технической фундаментальной науке ведет к вынужденному использованию преимущественно модификаци-онных инноваций, не способных в долгосрочной перспективе обеспечить требуемый уровень конкурентоспособности производства. До сих пор внедрение производственных инноваций не оказало радикального влияния на изменение технологического базиса белорусской экономики.
Интенсификации роста ВВП в Беларуси в значительной степени способствовало комплексное использование общественно-функциональных инноваций. Наиболее эффективными для роста ВВП, очевидно, были организационно-управленческие инновации.
В прогнозном периоде в зависимости от величины тех или иных управляющих параметров и экзогенных переменных модели возможны различные варианты развития экономики Республики Беларусь.
В рамках инерционного варианта развития экономики практически не происходит повышения уровня экономической безопасности, что свидетельствует о необходимости внесения соответствующих корректив путем изменения значений управляющих параметров модели.
Заключение. Проведенные расчеты показали, что повышение темпов экономического роста и уровня благосостояния населения возможно в рамках реализации вариантов ускоренного роста. При этом основные изменения экономической политики проявляются в следующем.
1. Снижение налоговой нагрузки на производителей и потребителей, включая дальнейшее снижение ставки налога на прибыль, уменьшение ставки налога на добавленную стоимость на 2 процентных пункта, уменьшение норматива отчислений в фонд социальной защиты населения от фонда заработной платы до 30% (обеспечивается снижение издержек производства, возможность повышения реальной заработной платы населения, увеличение спроса населения, повышение конкурентоспособности отечественных производителей).
2. Стимулирование ускоренного возобновления основных производственных фондов посредством увеличения средней нормы амортизации на 3-5 процентных пунктов. Проведенный с использованием модели анализ показывает, что на современном этапе развития отечественной экономики для обеспечения простого воспроизводства амортизация основных фондов должна происходить примерно в 1,4 раза быстрее, чем их износ. Ускоренная амортизация основных производственных фондов в первую очередь должна производиться в отраслях
с наиболее низким уровнем рентабельности основной продукции.
3. Поскольку основным источником инвестиций в отечественную экономику являются средства предприятий, рост инвестиций в реальный сектор экономики наряду с увеличением норм амортизации может быть обеспечен за счет увеличения доли прибыли предприятий, используемой на накопление, что предусматривается при проведении экспериментальных расчетов по модели. Увеличение доли прибыли, используемой на накопление, может быть обеспечено как методами прямого, так и косвенного регулирования деятельности субъектов хозяйствования: установление нормативов, обеспечение налоговых льгот, государственная финансовая поддержка.
Литература
1. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575: изм. и доп.: Указ Президента Респ Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 621. - Минск: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 8, 1/13223.
2. Бобылев, С. Н. Экономика устойчивого развития: учеб. пособие / С. Н. Бобылев, Э. В. Ги-русов, Р. А. Перелет. - М.: Ступени, 2004. - 303 с.
3. Бунчук, М. А. Инновационная и технологическая политика в социальном рыночном хозяйстве / М. А. Бунчук // Наука и науковедение: междунар. науч. журн. - 2001. - № 2. -С.98-103.
4. Касперович, С. А. Многоотраслевая модель неравновесной динамики для прогнозирования развития промышленного комплекса Беларуси / С. А. Касперович, В. Я. Асанович // Белорусский экономический журнал. — 2004. — № 4. — С. 65—78.
5. Лившиц, В. Условия роста качества жизни населения / В. Лившиц // Вопросы статистики. - 2004. - № 11. - С. 14-19.
6. Некипелов, А. Уровень общественного благосостояния: подходы к оценке / А. Некипе-лов // Российский экономический журнал. -2005. - № 6. - С. 37-49.
7. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории / А. И. Татаркин [и др.]. -Екатеринбург: Урал. ун-т, 1999. - 276 с.
8. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2011: стат. сб. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2011. - 634 с.
9. Тарков, А. Ф. Основы современной экономики / А. Ф. Тарков. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 425 с.
Поступила 09.03.2012