Научная статья на тему 'Структурные реформы как предпосылка интеграции Беларуси в мировую экономику'

Структурные реформы как предпосылка интеграции Беларуси в мировую экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ / ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / WORLD ECONOMY / EFFECTIVENESS OF ECONOMY FUNCTIONING / INTEGRATION INTO THE WORLD ECONOMY / CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров А. В.

Проблема интеграции Беларуси в мировую экономику рассмотрена исходя из современных тенденций развития экономики Беларуси. В статье проанализирован конкурентный потенциал экономики, проведен анализ эффективности ее функционирования по сравнению с развитыми экономическими странами. В исследовании делается вывод о том, что региональная интеграция в рамках таможенного союза должна быть направлена на создание предпосылок для интегрирования Беларуси в мировую (прежде всего европейскую) социально-экономическую систему. Предпосылкой успешной интеграции в мировую экономику является проведение в Беларуси структурных экономических реформ. Цель исследования: анализ белорусской экономики в контексте мирового интеграционного процесса, ее сравнительного потенциала и эффективности, места в системе международного разделения труда, внутренних факторов обусловливающих направленность интеграции белорусской экономики. Результаты исследования: обосновано, что в силу сложившихся объективных и субъективных особенностей функционирования экономики Беларуси, отсутствия реальных предпосылок для европейской интеграции, таможенный союз может стать необходимым этапом интеграции Беларуси в систему международного разделения труда. Создание полноценного таможенного союза и принятие единого таможенного кодекса странами участницами является естественным и закономерным этапом развития интеграции в области таможенно-тарифного регулирования региона. Исследование показало, что таможенный союз имеет перспективу оказаться состоятельным и полезным и перерасти в более глубокую форму экономической интеграции – ЕЭП в том случае, если будет найдена та степень компромисса, которая позволит реализовать ключевые интересы стран-участниц. Это живой процесс, в ходе которого предстоит еще устранить ряд противоречий, которые не удавалось преодолеть на протяжении последних лет: это и ценовая равнодоступность энергоносителей (пока продекларированная для Беларуси до 2015 года), и административные барьеры на пути товарных потоков, и различия в правилах реэкспорта и ценообразования, субсидирования экономики. По мнению автора, при определенных обстоятельствах, связанных с успешным проведением структурных экономических реформ, для Беларуси в рамках ЕЭП могут сложиться предпосылки для последующей европейской интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of integrating Belarus into the world economy is considered from the point of view of modern tendency of Belarus economy development. The article analyzes definite potential of economy, effectiveness of its functioning in comparison with the developed countries. The author comes to conclusion that the regional integration within the limits of customs union shall be directed at creating preconditions for integrating Belarus into the world (first of all European) social and economic system. Precondition for successful integration into the world economy is implementation of structural economic reforms in Belarus. Aim of research: analysis of Belarus economy within the context of the world integration process, its comparative potential and effectiveness, role in the system of international division of labor, internal factors predetermining the integration directions of Belarus economy. Results of research: due to the objective and subjective peculiarities of Belarus economy functioning, absence of actual preconditions for the European integration, customs union may become the necessary stage of integrating Belarus in the system of international division of labor. Creation of full-fledged customs union and approval of the single customs code by the participating states are natural and logical stages of developing integration in the sphere of customs and tariff regulation of the region. The research shows that the customs union may prove its capability and effectiveness and grow into the deeper form of economic integration – common economic space (CES) in case of reaching compromise permitting to satisfy key interests of the participating states. This is live process which shall solve the discrepancies of the last years: equal price accessibility of energy carriers (for the time being declared for Belarus by 2015), administrative barriers on the way to trade flows and differences in the rules of re-export and price formation, as well as subsidizing of economy. In author's view, in definite circumstances connected with the successful implementation of structural economic reforms, Belarus may realize the preconditions for further European integration within the limits of CES.

Текст научной работы на тему «Структурные реформы как предпосылка интеграции Беларуси в мировую экономику»

УДК 339.1

СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ИНТЕГРАЦИИ БЕЛАРУСИ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ

Егоров А.В.

Проблема интеграции Беларуси в мировую экономику рассмотрена исходя из современных тенденций развития экономики Беларуси. В статье проанализирован конкурентный потенциал экономики, проведен анализ эффективности ее функционирования по сравнению с развитыми экономическими странами. В исследовании делается вывод о том, что региональная интеграция в рамках таможенного союза должна быть направлена на создание предпосылок для интегрирования Беларуси в мировую (прежде всего европейскую) социально-экономическую систему. Предпосылкой успешной интеграции в мировую экономику является проведение в Беларуси структурных экономических реформ.

Цель исследования: анализ белорусской экономики в контексте мирового интеграционного процесса, ее сравнительного потенциала и эффективности, места в системе международного разделения труда, внутренних факторов обусловливающих направленность интеграции белорусской экономики.

Результаты исследования: обосновано, что в силу сложившихся объективных и субъективных особенностей функционирования экономики Беларуси, отсутствия реальных предпосылок для европейской интеграции, таможенный союз может стать необходимым этапом интеграции Беларуси в систему международного разделения труда. Создание полноценного таможенного союза и принятие единого таможенного кодекса странами участницами является естественным и закономерным этапом развития интеграции в области таможенно-тарифного регулирования региона.

Исследование показало, что таможенный союз имеет перспективу оказаться состоятельным и полезным и перерасти в более глубокую форму экономической интеграции - ЕЭП в том случае, если будет найдена та степень компромисса, которая позволит реализовать ключевые интересы стран-участниц. Это живой процесс, в ходе которого предстоит еще устранить ряд противоречий, которые не удавалось преодолеть на протяжении последних лет: это и ценовая равнодоступность энергоносителей (пока продекларированная для Беларуси до 2015 года), и административные барьеры на пути товарных потоков, и различия в правилах реэкспорта и ценообразования, субсидирования экономики.

По мнению автора, при определенных обстоятельствах, связанных с успешным проведением структурных экономических реформ, для Беларуси в рамках ЕЭП могут сложиться предпосылки для последующей европейской интеграции.

Ключевые слова: мировая экономика, эффективность функционирования экономики, интеграция в мировую экономику, таможенный союз.

STRUCTURAL REFORMS AS PRECONDITION FOR INTEGRATING BELARUS INTO THE WORLD ECONOMY

Yegorov A.V.

Problem of integrating Belarus into the world economy is considered from the point of view of modern tendency of Belarus economy development. The article analyzes definite potential of economy, effectiveness of its functioning in comparison with the developed countries. The author comes to conclusion that the regional integration within the limits of customs union shall be directed at creating preconditions for integrating Belarus into the world (first of all European) social and economic system. Precondition for successful integration into the world economy is implementation of structural economic reforms in Belarus.

Aim of research: analysis of Belarus economy within the context of the world integration process, its comparative potential and effectiveness, role in the system of international division of labor, internal factors predetermining the integration directions of Belarus economy.

Results of research: due to the objective and subjective peculiarities of Belarus economy functioning, absence of actual preconditions for the European integration, customs union may become the necessary stage of integrating Belarus in the system of international division of labor. Creation of full-fledged customs union and approval of the single customs code by the participating states are natural and logical stages of developing integration in the sphere of customs and tariff regulation of the region.

The research shows that the customs union may prove its capability and effectiveness and grow into the deeper form of economic integration - common economic space (CES) in case of reaching compromise permitting to satisfy key interests of the participating states. This is live process which shall solve the discrepancies of the last years: equal price accessibility of energy carriers (for the time being declared for Belarus by 2015), administrative barriers on the way to trade flows and differences in the rules of re-export and price formation, as well as subsidizing of economy.

In author's view, in definite circumstances connected with the successful implementation of structural economic reforms, Belarus may realize the preconditions for further European integration within the limits of CES.

Key words: world economy, effectiveness of economy functioning, integration into the world economy, customs union.

Что из себя представляет белорусская экономика в контексте мирового интеграционного процесса? Каков ее сравнительный потенциал и эффективность? В каком направлении движется экономика Республики Беларусь в системе международного разделения труда? Какими внутренними факторами обусловлена направленность интеграции белорусской экономики в настоящее время? На эти вопросы мы попытаемся дать ответ в данной статье.

Проблема интеграции экономики Беларуси в мировую экономическую систему, возникшая с обретением независимости страны, постоянно привлекает внимание белорусских и зарубежных исследователей. Ее анализу посвятили свои труды такие отечественные исследователи как А. Баканов, М.Балашевич, А. Дайнеко, П. Никитенко, В. Усоский, С. Чалый. Однако, остается еще множество нерешенных вопросов в рамках данной проблематики.

Экономика Беларуси относится к разряду малых открытых экономик. Если со странами Запада Беларусь связывают по преимуществу экспортные товарные потоки сырья и продуктов его переработки и импортные потоки машин и оборудования, то с постсоветскими странами ситуация выглядит иначе: Беларусь по преимуществу импортирует сырье и энергоносители и экспортирует продукцию с высокой долей добавленной стоимости.

Расширение проникновения белорусских предприятий на западные рынки сдерживается низкой конкурентоспособностью продукции. Напротив, белорусская продукция весьма конкурентоспособна на российском, украинском и казахстанском рынках (также как и в целом на рынках стран СНГ), несмотря на отсутствие собственного сырья и энергетических ресурсов.

В условиях сворачивания интеграционных связей после распада Советского Союза Беларусь начала проводить политику импортозамещения, перенося производство комплектующих для отечественных сборочных предприятий (таких как, например, МАЗ) на свою территорию. В результате глубокой производственной кооперации у Беларуси нет как в западном, так и восточном направлениях. В настоящее время белорусские предприятия существуют «сами по себе» и не встроены в производственно-технологические цепочки ни востока, ни запада.

Такое положение дел не может оставаться неизменным в силу того, что у Беларуси не достаточно собственных финансовых ресурсов для того, чтобы оснастить свои предприятия на уровне требований мировых рынков. Значительная часть белорусских организаций при применении к ним международных стандартов эффективности не выдерживает сравнения

96

Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 21/1

© Егоров А.В., 2013

с предприятиями стран с развитой рыночной экономикой. На производство единицы ВВП в Беларуси затрачивается ресурсов в 3 раза больше, чем в Германии и в 2,5 раза больше, чем в Польше.

Для сохранения приемлемого уровня конкурентоспособности ежегодная потребность в инвестициях в основной капитал составляет порядка 15 млрд долл США, в то время как белорусская экономика генерирует прибыль в размере 6-7 млрд долл США в год. Белорусская экономическая модель устроена так, что одним из основных финансовых источников экономического роста являются внешние заимствования. Беларусь пытаясь оградить свои предприятия от конкуренции с западными производителями, допускала иностранный капитал на свою территорию исключительно в виде кредитных заимствований. Проводилась и проводится своеобразная политика «опоры на собственные силы». До того момента, пока внешний долг был не обременителен, а российские сырьевые энергетические ресурсы относительно дешевы, белорусская экономика в какой-то степени справлялась с вызовами времени, демонстрируя высокие темпы роста. Чего нельзя сказать о качестве экономического роста - недостаточно реформированные белорусские предприятия почти по всем товарным позициям (за исключением продуктов нефтепереработки) постепенно и последовательно теряли позиции на внешних рынках: уменьшалось количество стран, в которые экспортируются белорусские товары, уменьшалась доля белорусских товаров на рынках этих стран (включая Российскую Федерацию) [1].

Положение дел начало ухудшаться с 2006 года вместе с поэтапным повышением цен на российские энергоносители, как предполагалось, до достижения ими мирового уровня в 2012 году. Цена за 1000 м. куб. российского газа в 260 долл. США, действовавшая для Беларуси в 2011 году, едва не привела белорусскую экономику к коллапсу. Только проведя почти трехкратную девальвацию белорусского рубля, принеся в жертву финансовый сектор экономики, обесценив финансовые активы банковского сектора, Правительству удалось предотвратить падение реального сектора экономики. Можно констатировать, что белорусская экономическая модель исчерпала свой ресурс, ее возможности не соответствуют требованиям времени. В 2012 году белорусская экономика, несмотря на чрезвычайно благоприятные внешнеэкономические условия, продемонстрировала самый низкий за последнее время темп роста валового внутреннего продукта (ВВП) - 1,5% [2].

В качестве организационно-экономического инструмента повышения эффективности экономики, призванного заменить реальную структурную перестройку, Правительством предлагается создание так называемых холдингов. При этом в холдинги включаются предприятия, не связанные между собой технологически. Такие псевдохолдинги создаются для того, чтобы переложить дотационное бюджетное финансирование неэффективных производств на плечи успешно работающих предприятий. Результатом этих новаций будет снижение инвестиционной привлекательности эффективно функционирующих субъектов хозяйствования и консервация существующего положения дел на предприятиях, работающих неэффективно.

На ближайшие 3 года планируется резко увеличить объемы жилищного строительства (после корректирующего снижения в 2012 году). Потерпев неудачу в обеспечении высоких темпов роста ВВП в 2012 году, Правительство возвращается к старой испытанной модели экономического роста, когда до половины увеличения объемов ВВП «вытягивало» жилищное строительство и смежные с ним отрасли. Следующим логическим шагом, который позволит на время вернуться к достижению высоких темпов роста ВВП, очевидно, должно стать изменение политики курсообразования: отказ от плавающего курса белорусского рубля по отношению к твердым валютам и переход к фиксированному курсу.

Однако, такая модель экономического роста, как показала практика, имеет существенные изъяны: использование ее неизбежно приводит к периодическим валютным кризисам, проявляющимся в виде обвальных девальваций белорусского рубля (1996, 2009, 2011 годы). Девальвация восстанавливает нарушаемое инфляционным финансированием макроэкономическое равновесие, приводит в соответствие номинальный и реальный обменный курс белорусского рубля.

Осознание отсутствия перспектив развития белорусской экономики в режиме мировых цен на энергоносители при условии сохранения действующей модели управления и статус-кво правящей элиты, подтолкнуло ее к форсированному созданию таможенного союза с Россией и Казахстаном. Альтернативные идеи Восточного партнерства, создания Балтийско-черноморского союза оказались чуждыми для белорусской правящей элиты, как представляется, в силу недостаточности потенциала для их реализации, высоких политических и экономических рисков. Постсоветская по своей сути номенклатура, научившаяся извлекать пусть относительно небольшую, но устойчивую ренту из своего особого положения распорядителя общественными ресурсами, и не наработавшая навыков рыночного управления, предпочла «синицу в руках журавлю в небе». Структурных экономических реформ в стране не будет, государственный сектор останется доминирующим (в нем создается порядка 80% ВВП), а намеченная до 2015 года модернизация экономики понимается и реализуется не как преобразование системы производственных отношений, а как организационно-техническое мероприятие по обновлению основных средств. Дешевые цены на энергетические ресурсы в обмен на лояльность по отношению к интеграционным устремлениям российского капитала - таков сейчас лозунг дня белорусской внешнеэкономической политики.

Если же объективно оценить внешние для страны вызовы, следует констатировать, что для того, чтобы удержаться на плаву в бурно развивающемся мире, Беларуси нужны структурные экономические реформы - закрытие предприятий, уничтожающих, а не добавляющих общественное богатство, и замещение их новыми эффективно работающими предприятиями. Только на этом пути белорусская экономика сможет избавиться от односторонней зависимости от дешевых энергоносителей. В силу ограниченности собственных финансовых ресурсов и исчерпания возможностей внешнего кредитования (совокупный внешний долг государственного, финансового и реального сектора превысил 50% ВВП), страна вынуждена будет привлекать внешние финансовые ресурсы на иной, чем ранее основе - интегрируя белорусские предприятия в производственно-технологические цепочки ведущих мировых производителей, привлекая иностранных инвесторов.

Сама жизнь вынуждает идти по этому пути, несмотря на отсутствие интереса белорусского правящего класса в интегрировании в мировую экономику на уровне свободного передвижения капитала, о чем говорит тот факт, что планы по привлечению прямых иностранных инвестиций из года в год декларируются, но не выполняются. Так, прямые иностранные инвестиции на чистой основе в экономику Беларуси в 2012 году составили 27% к плану [2]. Согласованная с Международным валютным фондом программа поэтапной приватизации после получения кредитных ресурсов МВФ Правительством не выполнена даже на десятую часть.

Таким образом, назрела необходимость более тесной экономической интеграции страны как в восточном, так и в западном направлениях. Белорусская номенклатура в силу особенности своего постсоветского менталитета, а также осознавая низкую эффективность и недостаточную конкурентоспособность экономики, отдает предпочтение политико-экономической интеграции с Россией и Казахстаном - странами, являющимися сырьевыми придатками мировой экономики. Иной политической силы, способной выдвинуть и реализовать альтернативную идею европейской интеграции, в Беларуси в настоящее время нет. Как нам представляется, в силу того, что отсутствуют равные конкурентные условия для развития различных форм собственности в экономике и, соответственно, равные конкурентные условия в политической сфере -свободные, демократические выборы и т.п. Учитывая эти обстоятельства, к восточной направленности интеграции, очевидно, следует относиться как к данности, понимая, что такого рода региональный союз при определенных условиях (если не

Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 21/1

97

допускать российский олигархический капитал к контролю над ключевыми белорусскими предприятиями) может стать этапом интегрирования Беларуси в мировую экономику. В этой связи эффективность функционирования Единого экономического пространства (ЕЭП) трех государств - России, Казахстана и Беларуси во многом может предопределить дальнейший вектор движения белорусской экономики.

Чего же в этих условиях ожидать от ЕЭП, какие цели преследуют страны-участницы при его создании, каковы их интересы, при каких обстоятельствах функционирование его будет иметь перспективу? Вспомним этапы экономической интеграции на постсоветском пространстве. ЕЭП, старт которому был дан 01.01.2012, выросло из таможенного союза. Первое соглашение о таможенном союзе между Беларусью и Россией было заключено еще в 1995 году, а о Едином экономическом пространстве - в 1999 году. И только к 2010 году с присоединением к процессу Казахстана таможенный союз теперь уже трех государств приобрел некоторые реальные черты. Почему же за 15 лет Россия и Беларусь так мало сделали в продвижении по этому пути? Очевидно, в силу несовпадения объективных экономических интересов в создаваемом союзе.

Таможенный союз - это следующий за зоной свободной торговли этап экономической интеграции стран, предполагающий не только отсутствие барьеров во взаимной торговле, но и единую внешнюю таможенную политику. Таможенный союз как одна из ступеней экономической интеграции нескольких стран, безусловно, выгоден всем экономикам стран-участниц интеграционного процесса. Согласно современным экономическим воззрениям (подтверждаемым реальной практикой создания такого рода союзов), любое движение к свободной торговле, свободе конкуренции, устранению торговых барьеров увеличивает благосостояние партнеров. Происходит это вследствие уменьшения транзакционных издержек за счет снятия торговых ограничений.

Что касается приоритетных интересов стран-участниц, реализация которых делает возможным успешное функционирование ЕЭП, так как приносит им экономический эффект, то они различны. Различия предопределяются разным характером экономик. Для России, как становится очевидным - это, прежде всего, ставка на торговлю энергоресурсами по мировым ценам, перенесение на внешние границы союза своей национальной протекционистской политики, а также воссоздание в том или ином виде под защитой союзных таможенных барьеров технологических цепочек, существовавших между союзными республиками во времена Советского Союза. Для Казахстана основными движущими мотивами участия в ЕЭП является обеспечение возможности экспорта нефти на европейский рынок посредством российских трубопроводов, а также обеспечение доступа своих товаров на российский и белорусский рынки, для Беларуси - получение сырьевых энергетических ресурсов по ценам ниже мировых и обеспечение доступа своих товаров на российский и казахстанский рынки.

Чувствительный для Беларуси «энергетический вопрос» для успешного функционирования ЕЭП является ключевым, т.к. исключение энергетических товаров из режима беспошлинной торговли между странами-участницами союза не просто противоречит всей экономической логике его существования, но и обрекает нынешнее образование на судьбу ранее существовавшего таможенного союза России и Беларуси образца 1995 года. Прежний союз фактически перестал выполнять свои функции по причине множественных исключений и изъятий из режима свободной торговли.

Для Беларуси вступление в таможенный союз - это своего рода ставка на будущее, в расчете на создание полноценного экономического союза - единого экономического пространства. Будут ли белорусские интересы, существующие пока на уровне планов и пожеланий, реализованы в реальной жизни, станет ли таможенный союз необходимым, но все же промежуточным этапом на пути реальной экономической интеграции - покажет время. Представляется, что до окончательного решения этого вопроса движение в сторону более тесной интеграции с Россией и Казахстаном является оправданным.

В контексте становления и развития ЕЭП особую актуальность приобретает необходимость вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию (ВТО). Беларусь и Казахстан пытаются вступить в ВТО с середины 90-х годов прошлого столетия. Однако пока они остаются единственными крупными экономиками в мире, не присоединившимися к этой организации. Такое положение дел существовало бы еще неопределенно долгое время, если бы Россия во многом неожиданно для стран-участниц таможенного союза не форсировала собственное вступление в ВТО.

Вступление в ВТО номенклатурой Беларуси рассматривалось как неопределенно долгосрочная перспектива (за годы переговоров условия вступления согласованы лишь с незначительным числом стран), так как ее структурно не реформированная экономика не готова к прямой конкуренции с западными компаниями. Белорусская экономическая модель, поддерживающая существование неэффективных производителей, не рассчитана на извлечение выгод от внешней торговли в конкурентной среде, ее стихия - протекционизм. Однако быстрое вступление в ВТО России заставляет коренным образом пересматривать сроки присоединения к этой организации. Так, партнер по таможенному союзу Казахстан согласовал дорожную карту, согласно которой уже к концу 2012 года все формальные этапы согласований должны быть пройдены. Беларусь пока застыла в оцепенении - никаких действий по-прежнему не предпринимается, но в условиях прозрачных границ с Россией и Казахстаном в рамках таможенного союза в ВТО придется вступать против своей воли. Иначе все негативные моменты реализуются вместе с потоком дешевых товаров стран-членов ВТО через границы таможенного союза, а преимуществ в виде снижения пошлин на свои товары Беларусь не получит.

Соглашения ВТО предусматривают либерализацию внешней торговли путем постепенного снижения импортных тарифов и уменьшения протекционизма. Вступление в ВТО требует от страны-кандидата выполнения ряда системных правил, обязательных для всех стран - членов организации. Переговоры по присоединению Беларуси к ВТО ведутся по 4-м направлениям: 1) приведение законодательства в соответствие с многосторонними соглашениями ВТО; 2) доступ на рынок товаров; 3) доступ на рынок услуг; 4) государственная поддержка сельского хозяйства. Основной целью переговоров все же является сближение позиций по обязательствам Беларуси в сфере доступа к рынку товаров и услуг. В частности, в ходе переговоров по доступу на рынок товаров согласовываются максимальные ставки таможенного тарифа, которые присоединяющаяся страна не сможет превышать после вступления в ВТО.

Так же как и участие в таможенном союзе, вступление Беларуси в ВТО несет в себе ряд как положительных так и отрицательных аспектов. Положительным является снятие ограничений во внешней торговле применительно к белорусскому экспорту. В настоящее время в отношении товаров белорусского производства в различных странах периодически инициируется действие ограничительных мер, в том числе антидемпинговых и специальных защитных мер. Кроме того, применяются количественные ограничения на экспорт некоторых белорусских товаров.

В перспективе вступление в ВТО позволит обеспечить стабильные и предсказуемые условия торговли, а иностранным инвесторам и производителям - предсказуемые правила игры на белорусском рынке. За последнее время Беларусь довольно успешно торговала со странами-членами ВТО - на них приходится более 50% общего товарооборота страны. Однако для получения в целом положительных результатов от вступления в ВТО необходимо еще многое сделать на пути трансформации существующей структуры экономики, повышения ее конкурентоспособности, чему должно способствовать участие Беларуси в таможенном союзе и формировании ЕЭП.

Таким образом, в силу сложившихся объективных и субъективных особенностей функционирования экономики Беларуси, отсутствия реальных предпосылок для европейской интеграции, таможенный союз может стать необходимым этапом

98

Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 21/1

интеграции Беларуси в систему международного разделения труда. Создание полноценного таможенного союза и принятие единого таможенного кодекса странами участницами является естественным и закономерным этапом развития интеграции в области таможенно-тарифного регулирования региона. Союз имеет перспективу оказаться состоятельным и полезным и перерасти в более глубокую форму экономической интеграции - ЕЭП в том случае, если будет найдена та степень компромисса, которая позволит реализовать ключевые интересы стран-участниц. Это живой процесс, в ходе которого предстоит еще устранить ряд противоречий, которые не удавалось преодолеть на протяжении последних лет: это и ценовая равнодоступность энергоносителей (пока продекларированная для Беларуси до 2015 года), и административные барьеры на пути товарных потоков, и различия в правилах реэкспорта и ценообразования, субсидирования экономики. По нашему мнению, при определенных обстоятельствах, связанных с успешным проведением структурных экономических реформ, для Беларуси в рамках ЕЭП могут сложиться предпосылки для последующей европейской интеграции.

Список использованных источников

1. Доклад Министра экономики на заседании Совета Министров Республики Беларусь «О проекте прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2013 год», г. Минск, 8 августа, 2012 г. / [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http: //economy.gov.by - Дата доступа: 20.10.2012.

2. Официальная национальная статистика Республики Беларусь: оперативные данные / Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://belstat.gov.by - Дата доступа: 20.02.2013.

References

1. Doklad Ministra jekonomiki na zasedanii Soveta Ministrov Respubliki Belarus' «O proekte prognoza social'no-jekonomicheskogo razvitija Respubliki Belarus' na 2013 god», g. Minsk, 8 avgusta, 2012 g. [Report of Ministry of Economy on the meeting of Council of Ministers of Belarus republic "On Project of Forecasting Social and Economic Development of Belarus Republic for 2013", Minsk, August 8, 2012]. http: //economy.gov.by

2. Oficial'naja nacional'naja statistika Respubliki Belarus': operativnye dannye / Nacional'nyj statisticheskij komitet Respubliki Belarus' [Official national statistics of Belarus Republic: live data]. http://belstat.gov.by

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Егоров Александр Вениаминович, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления финансами,

Государственный институт управления и социальных технологий Белорусского государственного университета

ул. Обойная, 7, г. Минск, 220004, Республика Беларусь

DATA ABOUT THE AUTHOR

Alexander Veniaminovich Yegorov, Candidate of Economics, Associate Professor of Board of Finance Management

State Institute of Management and Social Technologies of Belarus State University,

Oboynaya Str., 7, Minsk, 220004, Republic of Belarus

УДК 330.341

ТЕХНОЛОГ1ЧНА БЕЗПЕКА РЕГ1ОНУ ЯК СКЛАДОВА НАЦЮНАЛЬНИХ 1НТЕРЕС1В ТЕХНОЛОПЧНО1 БЕЗПЕКИ ДЕРЖАВИ

Жаворонкова Г.В.

В статт1 визначено загрози технологiчнiй безпец держави. Сформульовано функцИ учасниюв моделi партнерства. Дано визначення категори «економiчна безпека регону». Проведено аналiз технологiчноi' нфраструктури регону. Запропоновано заходи для забезпечення технологiчноi' безпеки регону.

Метою дослiдження е авторське визначення економiчноi' категори «технологiчна безпека регону», яка повинна не суперечити нацональним нтересам держави, а також з'ясування чинниюв, що впливають на технологiчну безпеку регону та становлять для не\ загрозу.

Результати дослiдження: визначено, що проритетними напрямами науково! пдтримки виршення проблем технологiчноi' безпеки стае ннова^йна полтика як держави, так \ регомв, висок технологи, захист нтелектуальноУ власно^ на внутршньому та зовншньому ринках, створення кадрового потен^алу науки та баз знань, в тому числi \ спе^альних, як пiдлягають державнй охоронi.

Обфунтовано, що основою технологiчноi' безпеки регону е наявнсть власного економiко-технологiчного потен^алу, рiвень якого мае вiдповiдати свтовим стандартам та вимогам сьогодення, з огляду на що, основним завданням регональноУ влади з посилення технологiчноi' безпеки е сприяння припливу в регон новiтнiх технологй iз одночасним контролем '¡х експорту з регону для його економiчного зростання та стйкого розвитку, а також забезпечення конкурентоспроможно^ продукцИ суб'е^в господарювання.

Ключов'1 слова: регон, безпека, технологiчна нфраструктура, технологiчна безпека регону.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Жаворонкова Г.В.

В статье определено угрозы технологической безопасности государства. Сформулировано функции участников модели партнерства. Дано определение категории «экономическая безопасность региона». Проведен анализ технологической инфраструктуры региона. Предложено мероприятия для обеспечения технологической безопасности региона.

Целью исследования является авторское определение экономической категории «технологическая безопасность региона», которая должна не противоречить национальным интересам государства, а также выяснение факторов, влияющих на технологическую безопасность региона и представляют для нее угрозу.

Результаты исследования: определено, что приоритетными направлениями научной поддержки решения проблем технологической безопасности становится инновационная политика как государства, так и регионов, высокие

© Жаворонкова Г.В., 2013

Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 21/1

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.