Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У КОНЬКОБЕЖЦЕВ 16-18 ЛЕТ ИНТЕРВАЛЬНЫМ МЕТОДОМ'

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У КОНЬКОБЕЖЦЕВ 16-18 ЛЕТ ИНТЕРВАЛЬНЫМ МЕТОДОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
503
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫНОСЛИВОСТЬ / ИНТЕРВАЛЬНЫЙ МЕТОД / МИКРОЦИКЛ / КОНЬКОБЕЖНЫЙ СПОРТ / ГАРВАРДСКИЙ СТЕП-ТЕСТ / ТЕСТ PWC170 / СПОРТСМЕНЫ / ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Третьяков Александр Сергеевич

В статье представлено исследование повышения уровня развития выносливости конькобежцев 16-18 лет с использованием интервального метода тренировки. Для проведения эксперимента в СДЮШОР по конькобежному спорту были набраны две группы конькобежцев, не имеющих в исходном состоянии достоверных различий по обследуемым показателям. Для экспериментальной группы была предложена наша методика развития выносливости. В конце эксперимента и после дня отдыха в одинаковых условиях были проведены контрольные испытания. Для сравнения результатов исследования были выбраны тесты для функционального исследования сердечно-сосудистой системы, которые можно провести в стандартных (или лабораторных) условиях: тест PWC170 и Гарвардский степ-тест (ИГСТ). Контрольная группа занималась по общепринятой методике СДЮШОР. Экспериментальная группа занималась по методике, включающей два мезоцикла тренировок, в основе которых лежали два недельных микроцикла: микроцикл, направленный на развитие специальной выносливости на этапе специальной физической подготовки (СФП); микроцикл с использованием тренировок на льду на этапе специальной подготовки (СП). По итогам исследования использование интервального метода с применением разработанных комплексов позволило в кратчайшие сроки (8 недель) достоверно повысить уровень развития выносливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Третьяков Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF ENDURANCE IN 16-18 YEAR OLD SKATERS BY INTERVAL METHOD

The article presents a study of increasing the level of endurance development of 16-18-year skaters with interval training method. To carry out an experiment we chose two groups of speed skaters in Specialized Children and Youth Sports School of the Olympic Reserve of speedskating who did not have any significant differences in indicators under the study. We proposed our methodology of endurance development for the experimental group. At the beginning and in the end of the experiment we conducted control tests. At the end of the experiment in the same conditions and also after a rest-day control tests were conducted. For comparison of results of the study we chose functional tests of cardiovascular system, which can be undertaken in standard (or laboratory) conditions: PWC 170 test and Harvard step test (IGST). The control group was training according generally accepted methodology of the Specialized Children and Youth Sports School of the Olympic Reserve. The experimental group was training according the following method. We proposed two mesocycle workouts based on two weekly microcycles: microcycle aimed at development of special endurance at the stage of special physical training; microcycle using training on the ice at the stage of special training. According to the results of research using interval method with the designed complexes allowed significantly increase the level of endurance development within the shortest time period (8 weeks).

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У КОНЬКОБЕЖЦЕВ 16-18 ЛЕТ ИНТЕРВАЛЬНЫМ МЕТОДОМ»

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У КОНЬКОБЕЖЦЕВ 16-18 ЛЕТ ИНТЕРВАЛЬНЫМ МЕТОДОМ

А.С. ТРЕТЬЯКОВ, СГУНТ им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, Россия

Аннотация

В статье представлено исследование повышения уровня развития выносливости конькобежцев 16-18 лет с использованием интервального метода тренировки. Для проведения эксперимента в СДЮШОР по конькобежному спорту были набраны две группы конькобежцев, не имеющих в исходном состоянии достоверных различий по обследуемым показателям. Для экспериментальной группы была предложена наша методика развития выносливости. В конце эксперимента в одинаковых условиях и то же после дня отдыха были проведены контрольные испытания. Для сравнения результатов исследования были выбраны тесты для функционального исследования сердечно-сосудистой системы, которые можно провести в стандартных (или лабораторных) условиях: тест Р№С170 и Гарвардский степ-тест (ИГСТ). Контрольная группа занималась по общепринятой методике СДЮШОР. Экспериментальная группа занималась по методике, включающей два мезоцикла тренировок, в основе которых лежали два недельных микроцикла: микроцикл, направленный на развитие специальной выносливости на этапе специальной физической подготовки (СФП); микроцикл с использованием тренировок на льду на этапе специальной подготовки (СП). По итогам исследования использование интервального метода с применением разработанных комплексов позволило в кратчайшие сроки (8 недель) достоверно повысить уровень развития выносливости.

Ключевые слова: выносливость, интервальный метод, микроцикл, конькобежный спорт, гарвардский степ-тест,

тест Р^С170, спортсмены, тренировка.

THE DEVELOPMENT OF ENDURANCE IN 16-18 YEAR OLD SKATERS BY INTERVAL METHOD

A.S. TRETYAKOV, SSUST named after Academician M.F. Reshetnev,

Krasnoyarsk, Russia

Abstract

The article presents a study of increasing the level of endurance development of 16-18-year skaters with interval training method. To carry out an experiment we chose two groups of speed skaters in Specialized Children and Youth Sports School of the Olympic Reserve of speedskating who did not have any significant differences in indicators under the study. We proposed our methodology of endurance development for the experimental group. At the beginning and in the end of the experiment we conducted control tests. At the end of the experiment in the same conditions and also after a rest-day control tests were conducted. For comparison of results of the study we chose functional tests of cardiovascular system, which can be undertaken in standard (or laboratory) conditions: PWC 170 test and Harvard step test (IGST). The control group was training according generally accepted methodology of the Specialized Children and Youth Sports School of the Olympic Reserve. The experimental group was training according the following method. We proposed two mesocycle workouts based on two weekly microcycles: microcycle aimed at development of special endurance at the stage of special physical training; microcycle using training on the ice at the stage of special training. According to the results of research using interval method with the designed complexes allowed significantly increase the level of endurance development within the shortest time period (8 weeks).

Keywords: endurance, interval method, microcycle, speed skating, Harvard step test, PWC170, test athletes, training.

В теории и методике детско-юношеского спорта проблемы развития физических способностей занимают одно из самых важных мест, поскольку много функций и систем организма юных спортсменов не сформированы [1, 3, 4].

В ряду многочисленных задач спортивной тренировки физическое развитие и функциональная готовность

занимают одно из первых мест. Физическое развитие следует понимать как комплекс факторов, включающих анатомо-морфологические характеристики и уровень развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и т.п.).

Как известно, анатомо-морфологические особенности индивидуума в значительной степени предопределены

генетикой. Однако многолетняя целенаправленная тренировка в конькобежном спорте оказывает существенное влияние на анатомию и морфологию спортсмена. В процессе спортивной тренировки совершенствуются и физические качества. Выявление наиболее эффективных средств и методов их развития - предмет интенсивных научных исследований [2, 5].

В конькобежном спорте выносливость, особенно локальная, является одним из ведущих факторов достижения высоких спортивных результатов. Поэтому значительное место в тренировках конькобежцев уделяется развитию именно этого качества. Одним из наиболее эффективных методов развития выносливости у квалифицированных конькобежцев является интервальный метод [6].

Нами было выдвинуто предположение, что применение специально разработанных микроциклов тренировок, направленных на развитие выносливости конькобежцев 16-18 лет с использованием интервального метода, будет способствовать более эффективному развитию выносливости.

Организация исследования

В ходе нашего исследования мы пользовались следующими методами:

1) анализ научно-методической литературы;

2) контрольные испытания;

3) педагогический эксперимент;

4) метод математической статистики.

Для проведения эксперимента в СДЮШОР по конькобежному спорту были набраны две группы конькобежцев, не имеющих в исходном состоянии достоверных различий по обследуемым показателям. Для экспериментальной группы (ЭГ) была предложена наша методика развития выносливости. В начале и конце эксперимента были проведены контрольные испытания.

В эксперименте принимали участие 20 юношей - по 10 человек в каждой группе. Возраст испытуемых -16-18 лет, квалификация - I разряд и кмс.

В начале эксперимента в обеих группах после дня отдыха в одинаковых условиях были проведены контрольные испытания. Весь эксперимент длился 8 недель. Общее количество тренировочных занятий - 38. В конце эксперимента в одинаковых условиях и то же после дня отдыха были проведены контрольные испытания. Для сравнения результатов исследования были выбраны тесты для функционального исследования сердечно-сосудистой системы, которые можно провести в стандартных (или лабораторных) условиях: тест PWC170 и Гарвардский степ-тест (ИГСТ).

Контрольная группа (КГ) занималась по общепринятой методике СДЮШОР.

ЭГ занималась по следующей методике. Были предложены два мезоцикла тренировок, в основе которых лежали два недельных микроцикла:

1) микроцикл, направленный на развитие специальной выносливости на этапе специальной физической подготовки (СФП);

2) микроцикл с использованием тренировок на льду на этапе специальной подготовки (СП).

Оба микроцикла использовали в течение двух месяцев - ноябрь (СФП) и декабрь (СП). Первый мезоцикл длился с 6 ноября по 2 декабря, второй - с 4 декабря по 27 декабря.

В первом микроцикле предлагались тренировочные занятия прыжкового характера в такой последовательности:

1-й день - прыжковые упражнения с максимальной интенсивностью и продолжительностью 10-15 с;

2-й день - прыжковые упражнения на локальную мышечную выносливость по 2 мин через 3-5 мин бега трусцой. За тренировочное занятие выполняется 8-10 повторений при ЧСС = 160-170 уд./мин.

3-й день - интервальная работа на лесенке;

4-й день - восстановительный кросс 30-40 мин при ЧСС = 110-130 уд./мин и упражнения на растягивание, расслабление, гибкость - 15-20 мин;

5-й день - тренировка по режиму понедельника;

6-й день - комбинация специально-технических упражнений в чередовании с легким бегом.

7-й день - день отдыха.

Микроцикл на этапе СФП

Понедельник

Разминка: бег - 10-15 мин, пригибная ходьба, техническая имитация, «подседы», «пистолетики».

Основная часть: прыжковая имитация по 10 с, интервал отдыха - 45 с 12-15 раз, 1-2 серии, ЧСС = 130180 уд./мин.

Заключительная часть: бег - 10-15 мин, упражнения на растягивание, расслабление, гибкость.

Вторник

Разминка: бег - 10-15 мин, комбинация ОРУ, «подседы», «пистолетики».

Основная часть: прыжки «кенгуру» - 2 мин, прыжковая имитация - 1 мин. Интервал отдыха между ними -2-3 мин. В тренировке 6-8 серий. Отдых между сериями - 3-5 мин.

Заключительная часть: бег - 10-15 мин, упражнения на растягивание, расслабление, гибкость.

Среда

Разминка: бег - 10-15 мин, «подседы», «пистолетики».

Основная часть: интервальная работа на лесенке -подъем вверх через ступеньку в полупосадке конькобежца. Пульс вверху 160-180 уд./мин, пульс внизу - 130140 уд./мин. Количество повторений за тренировку определяется восстановлением пульса до 130-140 уд./мин за время сбегания вниз в выбранном темпе.

Заключительная часть: бег - 10-15 мин, упражнения на растягивание, расслабление, гибкость.

Четверг

День активного отдыха.

Пятница

Разминка: бег - 10-15 мин, комбинация ОРУ, «подседы», «пистолетики».

Заключительная часть: бег - 10-15 мин, упражнения на растягивание, расслабление, гибкость. Среда

Разминка: бег - 10 мин, ОРУ, «подседы», «пистолетики», специальные упражнения.

Основная часть: катание в медленном темпе 12-15 кругов, катание по 5 кругов с планово-соревновательной скоростью на дистанции 5000 м, 3-5 серий с интервалом отдыха между ними 5-8 мин. Медленное катание 10-12 кругов.

Заключительная часть: бег 10-15 мин, упражнения на растягивание, расслабление, гибкость. Четверг

День активного отдыха. Пятница

Тренировка по режиму вторника. Суббота

Тренировка по режиму среды. Воскресенье День отдыха.

Пульс в конце упражнений должен быть не более 180 уд./мин, пульс после отдыха - не ниже 130-140 уд./ мин.

В каждом мезоцикле тренировок в первые три недели нагрузка постепенно повышалась. На четвертой неделе шло ее снижение (разгрузка).

Результаты исследования и их обсуждение

Применение разработанной методики показало следующие результаты.

Средний показатель PWC170 в КГ повысился на 10% (174,74 кгм/мин), а в ЭГ - на 24% (428,85 кгм/мин). Среднее значение ИГСТ в КГ повысилось на 3,4% (3,27 ед.), а в ЭГ - на 22% (21,71 ед.).

В ЭГ отличие средних значений PWC170 в начале и конце эксперимента стало достоверным: t = 4,52; р < 0,05. Различие начальных и конечных показателей ИГСТ в этой группе стало так же достоверным: t = 2,32; р > 0,05. Таким образом, мы можем говорить о положительном влиянии предложенной нами методики на уровень развития выносливости конькобежцев 16-18 лет. Сравнивая средние показатели PWC170 и ИГСТ обеих групп в конце эксперимента (табл. 1), мы отметили достоверность их различий. Для показателей PWC170 t стало равно 2,66, а относительно показателей ИГСТ: t = 2,23. Следовательно, наша методика развития выносливости оказалась эффективнее общепринятой, и мы можем рекомендовать ее для использования в ДЮСШ.

Таблица 1

Сравнение уровня развития выносливости в экспериментальной и контрольной группах

в конце эксперимента

Основная часть: прыжковая имитация по 15 с, интервал отдыха - 45 с 12-15 раз, 1-2 серии. ЧСС = 130180 уд./мин.

Заключительная часть: бег - 10-15 мин, упражнения на растягивание, расслабление, гибкость.

Суббота

Разминка: бег - 10-15 мин, пригибная ходьба, техническая имитация, «подседы», «пистолетики».

Основная часть: часовая комбинация из ОРУ, специально-развивающих и специально-технических упражнений в чередовании с легким бегом. Работа выполняется на пульсе 130-180 уд./мин. Длительность упражнений -от 30 с до 5 мин.

Заключительная часть: бег - 10-15 мин, упражнения на растягивание, расслабление, гибкость.

Воскресенье

День отдыха.

Во втором микроцикле предлагались занятия следующей направленности:

1-й день - тренировка, направленная на дистанции 500 и 1000 м;

2-й день - тренировка, направленная на средние дистанции (1500 м);

3-й день - тренировка, направленная на длинные дистанции;

4-й день - день отдыха;

5-й день - тренировка, направленная на средние дистанции;

6-й день - тренировка, направленная на длинные дистанции;

7-й день - день отдыха.

Микроцикл на этапе СП

Понедельник

Разминка: бег - 10 мин, ОРУ, «подседы», «пистолетики», упражнения на развитие гибкости.

Основная часть: раскатка - 12-15 кругов, 250 м с ходу 8-10 раз через 2 мин отдыха, медленное катание 10-12 кругов.

Заключительная часть: бег - 10-15 мин, упражнения на растягивание, расслабление, гибкость.

Вторник

Разминка: бег - 10 мин, ОРУ, «подседы», «пистолетики», специальные упражнения.

Основная часть: катание в медленном темпе 12-15 кругов, интервальный бег на 400 м, отдых 1,5-2 мин. Скорость равна среднедистанционной при беге на 1500 м, 2 серии по 5-7 раз с 8-10-минутным отдыхом между ними. Медленное катание 10-12 кругов.

Название теста Экспериментальная группа (Мэксп. ± т) Контрольная группа (Мконтр. ± т) ^таб. 2»1 Р

PWCl7o 2155,36 ± 74,04 1877,64 ± 73,81 2,66 Р < 0,05

ИГСТ 116,93 ± 8,03 98,76 ± 1,31 2,23 Р < 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С*)

Заключение

Использование интервального метода с применени- выносливости. На наш взгляд, это свидетельствует об ем разработанных комплексов позволило в кратчайшие эффективности реализации спортсменами эксперимен-сроки (8 недель) достоверно повысить уровень развития тальной группы разработанной нами методики.

Литература

1. Гибадуллин, И.Г. Управление тренировочным процессом биатлонистов в системе многолетней подготовки: автореф. дисс. ... доктора пед. наук: спец. 13.00.04 «Теор. и метод. физич. воспитания, спорт. тренировки, оздоров. и адаптивной физич. культуры» / И.Г. Гибадуллин. -Волгоград, 2006. - 42 с.

2. Есин, А.Ю. Структура двигательных действий и подход к начальному обучению юных конькобежцев / А.Ю. Есин. - URL: www.portalus.ru

3. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств. -М.: Лептос, 1994. - 368 с.

4. Лозовая, М.А. Содержание и методика круговой тренировки при сопряженном развитии гибкости голеностопных суставов при развитии силовой выносливости у конькобежек 12-13 лет / М.А. Лозовая, А.А. Лозовая, А.С. Третьяков // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2018. - № 2. - С. 122-128.

5. Мартыненко, И.В. Методика спортивной подготовки юных конькобежцев на начальном этапе в условиях крытых катков: дис. ... канд. пед. наук / И.В. Мартыненко. -Челябинск, 2011. - 185 с.

6. Мотузка, О.М. Конькобежный спорт: проблемы, суждения, решения / О.М. Мотузка, Г.Е. Медведева; Ред. Е.В. Шестопалов. - Челябинск: Уральская академия, 2003. - 245 с.

References

1. Gibadullin, I.G. (2006), Biathletes training process management in long-term preparation system: Abstract of Ph.D. thesis: 13.00.04 "Theory and methods of physical education, sports training, Wellness. and adaptive physical culture", Volgograd, 42 p.

2. Esin, A.Yu., Structure of motor actions and approach to the initial training of young skaters, [Online] URL: www. portalus.ru

3. Zakharov, E.N. (1994), Encyclopedia of physical training: Methodical bases for the development of physical qualities, Moscow: Leptos, 368 p.

4. Lozovaya, M.A. (2018), The content and methods of circuit training in the conjugate development of ankle joints with the development of strength endurance within 12-13-year skaters, Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informatsionnykh tekhnologiy, no. 2, pp. 122128.

5. Martynenko, I.V. (2011), Methodology of sports training of young skaters at an early stage in terms of indoor rinks: Ph.D. thesis, Chelyabinsk, 185 p.

6. Motuzka, O.M. (2003), Speed skating: problems, judgments, solutions, Cheliabinsk: Ural'skaya Akademiya, 245 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.