Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫНОСЛИВОСТЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ENDURANCE / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / PHYSICAL EXERCISE / HEALTHY LIFESTYLE / QUICKNESS OF LIFE / VOLITIONAL QUALITIES / MOTOR ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвина Г.А., Кульчицкий В.Е., Литвина Е.В., Тютюнникова А.А.

В тексте статьи представлены результаты обобщения данных научно-методической литературы, раскрывающих значимость развития выносливости у детей дошкольного возраста. Важность данного физического качества рассмотрена с различных физиологических и педагогических позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвина Г.А., Кульчицкий В.Е., Литвина Е.В., Тютюнникова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ENDURANCE OF PRESCHOOL CHILDRE

The text of the article presents the results of summarizing the data of scientific and methodological literature, revealing the importance of the development of endurance in children of preschool age. The importance of this physical quality is considered from various physiological and pedagogical positions.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 378.1

Литвина Г.А., к.пед.н.

доцент

кафедра физической культуры Кульчицкий В.Е., к.пед.н.

доцент

кафедра физической культуры ГБОУ ВО «Ставропольский государственный

педагогический институт» Литвина Е.В. преподаватель СПКУ Тютюнникова А.А.

учитель физической культуры МБОУ СОШ №21 Россия, г. Ставрополь

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В тексте статьи представлены результаты обобщения данных научно-методической литературы, раскрывающих значимость развития выносливости у детей дошкольного возраста. Важность данного физического качества рассмотрена с различных физиологических и педагогических позиций.

Ключевые слова: выносливость, дети дошкольного возраста, физические нагрузки, здоровый образ жизни, волевые качества, двигательные способности.

Litvina G.A.

Kulchytskyi V.E.

Litvina E. V.

Tyutyunnikova A.A.

SEI IN Stavropol State pedagogical Institute, Russia, Stavropol DEVELOPMENT OF ENDURANCE OF PRESCHOOL CHILDRE

Abstract: The text of the article presents the results of summarizing the data of scientific and methodological literature, revealing the importance of the development of endurance in children of preschool age. The importance of this physical quality is considered from various physiological and pedagogical positions.

Key words: endurance, children of preschool age, physical exercise, a healthy lifestyle, quickness of life, volitional qualities, motor abilities.

В физическом воспитании выносливость - многоаспектное понятие. Выносливость в дошкольном возрасте формирует характер выполнение и волевые качества выполнение личности ребенка, а выносливость именно: настойчивость, целеустремленность, уверенность в своих создание силах,

решительность. Рассматриваемое физическое качество направлено на развитие и совершенствование других двигательных способностей. Доказывают, что эффективное совершенствование выносливости не только положительно сказывается на системе кровообращения, но на деятельности центральной нервной системы в том числе [2,с.177]. необходимости

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, «физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением физических упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)» [3,с.123].

Проанализировав методическую литературу, удалось выяснить, что выносливость представляет собой способность воздействовать физическому утомлению в деятельности мышечных тканей (7, с. 230).

В свою очередь критерии выносливости - это такое время, в течение которого выполняется деятельность мышечных тканей. Данные критерии отражены в таблице (рис. 1).

Рисунок 1.

Виды физических упражнений Время

Циклические виды физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) Минимальное время преодоления заданной дистанции.

Игровые виды деятельности и единоборства Время за которое отображается эффективность деятельности двигательной направленности.

Сложно координационные виды деятельности (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), Стабильность технически правильного выполнения действия.

Непосредственно важным является то, что в дошкольном возрасте развитие выносливости необходимо формировать при соблюдении таких условий как: повышение аэробной выносливости общей направленности с помощью двигательной деятельности различных видов, отображенных в программах физического воспитания. Чтобы развивать общую аэробную выносливость необходимо использовать упражнения циклического

характера, которые обязательно должны выполняться в аэробном режиме. Рассматриваемые упражнения выполняются при соблюдении режима стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки.

Различают общую и специальную выносливость. Виды выносливости можно рассмотреть в данной таблице (рис. 2).

Рисунок 2.

Вид Формулировка Компоненты

Общая выносливость (аэробная) это возможность на протяжении долгого времени выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация, важный компонент физического здоровья - оптимизация жизнедеятльности, является условием для формирования выносливости специальной направленности.

Специальная выносливость это способность человека выполнять двигательную нагрузку в соответствии с требованиями его специализации. Различают специальную выносливость по признакам двигательного действия для решения задачи двигательной направленности (прыжковая выносливость), а также по признакам двигательной деятельности, с помощью которой решается двигательная задача (игровая выносливость); по признакам взаимодействия с различными физическими качествами, которые важны для решения задачи двигательной направленности (силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

На формирование общей выносливости большое значение оказывают факторы наследственного характера (коэффициент наследственности от 0,4

до 0,8). Наследственность влияет на развитие анаэробных возможностей организма человека. Важно отметить и то, что большой коэффициент генетического фактора (0,62—0,75) выявлен при изучении в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.

Правила, необходимые для выполнения выносливости изложены в таблице (рис. 3).

Рисунок 3.

№ Формулировка Описание правил

1 Доступность нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий после определенного времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее, на организм занимающегося без ущерба для здоровья.

2 Систематичность Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий. В работе с начинающими дни занятий физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования бега он должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба здесь выступает как отдых перед очередным бегом.

3 Постепенность. Тенденция систематического повышения нагрузочных требований. Значительные функциональные перестройки в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо определить интенсивность и продолжительность нагрузки.

Слишком большая нагрузка на физическую активность ребенка может негативно сказаться на процессах роста. Именно поэтому, очень важно постепенно развивать общую выносливость в дошкольном возрасте т.е. это возможность на протяжении долгого времени выполнять работу умеренной

интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. Так, в беговой активности важна не только координация движений рук и ног, но и правильная осанка, которая важна при постановки ноги на опору. Важно отметить, что в дошкольном возрасте общая выносливость проявляется в большом потенциале, но развитие рассматриваемого качества также зависит от возрастных особенностей и степени подготовленности ребенка.

Систематические занятия на свежем воздухе - основная форма развития выносливости. В содержание данной формы обязательно должны входить 2 - 3 подвижные игры. Также в подвижных играх половина времени направлена на бег, который обязательно должен чередоваться с ходьбой, упражнениями общей развивающей направленности, лазаньем, а также метанием. Формирование выносливости благоприятно проходит при беге в равномерно и медленном темпе, который используется для все возрастных групп дошкольного возраста, но в старшем дошкольном возрасте данный вид бега составляет 2 - 3 минуты. Хотелось бы подчеркнуть, что также рассматриваемый вид бега используется в играх с непрерывной двигательной активностью. Также очень важно для развития общей выносливости применять долговременный бег на свежем воздухе, совмещая его с играми подвижной направленности.

В старшей группе у детей активно развиваются двигательные качества не только быстроты, но и выносливости, именно поэтому увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20-30 м или повторяют 3-4 раза быстрый бег на 10 м.

У детей 6-7-летнего возраста расширяются возможности воспитания выносливости. Детям предлагают пробегать в среднем темпе по пересеченной местности дистанцию 200-300 м. Бег в чередовании с ходьбой на отрезках пути по 100-150 м повторяется 3-4 раза. Закрепляется умение бежать медленно в невысоком темпе в течение 2-3 мин. По возможности надо чаще использовать бег босиком по песку, мелкой воде, земляным и травянистым дорожкам с поворотами и уклонами, убедившись в отсутствии предметов, могущих привести к травмам. Такой бег желательно проводить весной, летом и даже поздней осенью, не боясь мелкого, моросящего дождя. выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.

Таким образом, двигательные умения и навыки формируются быстро и эффективно, так как в дошкольном возрасте ЦНС

пластична, также такие упражнения активно применяются в повседневной жизни тем самым облегчая связь с окружающей средой.

Подвижная игра является сознательной, активной деятельностью ребенка, цель, передвигаться которой достигается посредством точного и своевременного выполнения заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Согласно определению предложенного П.Ф. Лесгафтом, подвижная игра - это «упражнение, посредством лесгафтом которого происходит построении подготовка ребенка федеральному к жизни, увлекательное содержание болик и эмоциональная насыщенность аркин игры побуждают направленных его к определенным ходьба умственным и физическим сила усилиям» [6,с.34]. Это комплекс естественных движений различного вида и в разных сочетаниях, отличаются богатством интеллектуального содержания: необходима сообразительность, ориентированность ходьба в окружающем пространстве.

Важнейшее средство физического воспитание ребенка - подвижная игра. Этот вид деятельности выступает методом совершения физических качеств ребенка, главный из которых - выносливость, которая позволяет укрепить организм ребенка, а также способствует всестороннему развитию личности ребенка. Также развитие выносливости позволяет ребенку преодолевать трудности, уметь мобилизовать себя и умение управлять собой, что благоприятно воздействует на успех в обучении ребенка в школе.

Таким образом можно сделать вывод о том, что формирование выносливости у детей в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей и закономерностей, которые определяются морфологической, функциональной зрелостью детского организма, своеобразием реагирования на физическую нагрузку. Главная задача при формировании выносливости -повышение общей выносливости с помощью различных видов деятельности, которые отображены в программах физического воспитания. Поэтому при формировании выносливости важна деятельность физического работника, который помогает провести анализ в создавшихся ситуациях, а также принять правильное решение при рассмотрении двигательных задач.

Использованные источники:

1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин. - М.: Академия, 2008.- 445 с.

2. Бернштейн Н.А. Ловкость и ее развитие / Н.А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991.-288с.

3. Волошина Л.Н. Влияние подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: дис. канд.пед.наук / Л.Н.Волошина.-Екатеринбург, 2001.-184с.

4. Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста /Н.Н. Ефименко. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. - 112 с.

5. Ильина Г.В. здоровье сберегающие технологии в современном

образовательном пространстве / Г.В. Ильина. - - Красноярск: ЦНИ «Монография», 2014. - С. 24-56.

6. Лесгафт П.Ф. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт. - СПб: Питер, 2012. - 482 с.

7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Академия, 1991. - 382 с.

УДК 378.1

Литвина Г.А., к.пед.н.

доцент

кафедра физической культуры Кульчицкий В.Е., к.пед.н.

доцент

кафедра физической культуры ГБОУВО «Ставропольский государственный

педагогический институт» Литвина Е.В. преподаватель СПКУ Тютюнникова А.А. учитель физической культуры МБОУ СОШ №21 Россия, г. Ставрополь ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: Здоровье влияет на все жизненные процессы в организме. По данным последних исследований у большинства современных студентов имеются хронические заболевания. Становится ниже и физическое здоровье. Поэтому, одна из наиболее значимых задач в профилактике, а также в устранении возникновения заболеваний, у современных студентов, является ведение здорового образа жизни.

Ключевые слова: здоровье, проблемы здоровья, физическая активность, физическое здоровье, адаптация, охрана здоровья студентов, здоровый образ жизни, личная гигиена, укрепление здоровья, развитие физических способностей.

Litvina G.A. Kulchytskyi V.E. Litvina E. V. Tyutyunnikova A.A.

SEI IN Stavropol State pedagogical Institute, Russia, Stavropol HEALTH OF THE STUDENT AS AN ACTUAL PROBLEM OF

MODERN EDUCATION

Abstract: Health affects all the life processes in the body. According to recent

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.