Научная статья на тему 'Развитие вопрошающей способности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи'

Развитие вопрошающей способности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вопрошающая способность / классификация / вопросительное предложение / обследование / развитие / анализ / систематизация / результаты. / questioning ability / classification / interrogative sentence / examination / develop- ment / analysis / systematization / results.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. А. Дудоладова, А. Ю. Чистобаева

Целью статьи является проведение анализа методических рекомендаций по обследованию и развитию вопрошающей способности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. В рамках выполненного исследования решены следующие задачи: составлена типология детских вопросительных предложений, сравнение методик обследования и развития вопрошающей способности разных авторов, систематизированы задания для выявления уровня развития вопрошающей способности, проведено исследование по систематизированным заданиям. Результаты проведенного исследования: составленная типология детских вопросов, систематизированная методика для выявления уровня и развития вопрошающей способности для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, данные по уровню развития вопрошающей способности у дошкольников с нарушением речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. А. Дудоладова, А. Ю. Чистобаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF QUESTING ABILITY IN CHILDREN OF 5-6 YEARS WITH GENERAL SPEECH UNDERVELOPMENT

The purpose of the article is to analyze methodological recommendations for the examination and development of interrogative ability in children 5-6 years old with general speech underdevelopment. Objectives of the article: to compile a typology of children's interrogative sentences, to compare the methods of examination and development of the questioning ability of different authors, to systematize tasks to identify the level and development of questioning ability, to conduct a study on systematic tasks. Results of the study: a compiled typology of children's questions, a systematic methodology for identifying the level and development of interrogative ability for children 5-6 years old with general speech underdevelopment, data on the level of interrogative ability in preschool children with speech impairment.

Текст научной работы на тему «Развитие вопрошающей способности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи»

РАЗВИТИЕ ВОПРОШАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

А.А. Дудоладова, студент

А.Ю. Чистобаева, канд. пед. наук, доцент

Новосибирский государственный педагогический университет (Россия, г. Новосибирск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11459

Аннотация. Целью статьи является проведение анализа методических рекомендаций по обследованию и развитию вопрошающей способности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. В рамках выполненного исследования решены следующие задачи: составлена типология детских вопросительных предложений, сравнение методик обследования и развития вопрошающей способности разных авторов, систематизированы задания для выявления уровня развития вопрошающей способности, проведено исследование по систематизированным заданиям. Результаты проведенного исследования: составленная типология детских вопросов, систематизированная методика для выявления уровня и развития вопрошающей способности для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, данные по уровню развития вопрошающей способности у дошкольников с нарушением речи.

Ключевые слова: вопрошающая способность, классификация, вопросительное предложение, обследование, развитие, анализ, систематизация, результаты.

«Секрет умения вести разговор - это умение задавать вопросы».

Ларри Кинг

На современном этапе развития образования можно отметить тенденцию к возрождению культуры диалога. Отечественными и зарубежными исследователями разрабатываются технологии диалогического обучения. Владение диалогическими технологиями определяется как необходимое условие социальной и профессиональной успешности.

Одним из основных направлений процесса обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями является их социальная адаптация. Необходимо не только преодолеть речевое недоразвитие детей, но и подготовить их к школьному обучению, сформировав умения и навыки, которые позволят ребенку активно участвовать в данном процессе. Важным условием успешности обучения в школе является умение активно вступать в речевое взаимодействие и инициативно высказываться в ходе общения. Данные виды коммуникативных умений позволяют получать информацию и налаживать отношения с окружающими.

В ряде публикаций (О.Е. Грибова [1], Б.М. Гриншпун [2], Т.Б. Филичева [3], и др.) отмечается характерное для общего недоразвития речи нарушение коммуникативного акта и доказана необходимость специальной работы по развитию коммуникативной способности. Несмотря на то, что в последние годы проводились исследования особенностей развития коммуникативной деятельности, диалога, как одной из форм речевой коммуникации детей с общим недоразвитием речи, следует отметить, что особенности развития вопрошающей способности изучены недостаточно полно.

В имеющихся исследованиях выделены основные тенденции развития детской во-просительности, прослежена количественная и качественная динамика вопросов у детей с нормой речевого развития. Анализом, детской познавательной активности, выраженной в форме вопросов занимались, такие исследователи, как Н. Бабич [4], К.М. Рамонова [5], П.Г. Сирбиладзе [б], и др.

Также, в ряде перечисленных работ, были предприняты попытки дифференцировать детские вопросы на отдельные категории. В частности, широко известны типологии вопросов Т.В. Жеребило [7], Д.Э. Розенталь и М.А. Теленковой [8], Н.Б. Шумаковой [9] и др.

Исследования ученых свидетельствуют о том, что у детей старшего дошкольного возраста снижен уровень вопрошающей активности. Наблюдаются затруднения в ситуации необходимости преднамеренного задавания вопросов, а также стереотипность, шаблонность их формулирования. Это не позволяет ребенку получить более разнообразную информацию для удовлетворения его познавательного интереса и организации коммуникации.

Вместе с тем существует проблема изучения вопрошающей способности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Данная проблема рассматривается в логопедии Н.К. Усольцевой [10], Л.Э. Царгуш [11] и др. По данным исследователей формирование вопросительного предложения вызывает затруднение у детей с общим недоразвитием речи. Обобщенные данные указывают на различный уровень развития вопрошающей способности. Для большинства детей характерен низкий уровень использования вопросительных предложений. У детей с нарушением речи имеются трудности в оперировании на логопедических занятиях вопросной формой речи (находить содержательный материал для передачи его в вопросе, правильно формулировать вопрос, выступать с вопросами).

Существует противоречие между недостаточной теоретической и практической разработанностью этой темы в логопедии и востребованностью методических рекомендаций по развитию вопрошающей способности в практической деятельности учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений.

Решение проблемы изучения уровня развития вопрошающей способности не нашло должного освещения в психолого-педагогической литературе и требует дополнительного изучения у дошкольников с общим недоразвитием речи, особенно в

области изучения вопросов, произвольно формулируемых ребенком в ситуации постановки перед ним специальной задачи.

В настоящее время для обследования вопрошающей способности детей применяются методики следующих авторов: Э.А. Барановой [12] и Н.Б. Шумаковой [9]. На основе анализа данных исследований были систематизированы задания для выявления уровня развития вопрошающей способности у детей с общим недоразвитием речи.

В исследовании приняли участие 30 дошкольников 5-6 лет с различными проблемами здоровья (ослабленное зрение, нарушения осанки, речевые патологии, частые и длительные течения простудных заболеваний). В группах обследуемых детей 14 девочек и 16 мальчиков.

Система заданий для выявления уровня развития вопрошающей способности включает 2 серии.

Задания первой серии - направлены на выявление уровня развития собственно-вопросительных предложений.

Игра «Угадай, что в ящике». Перед ребенком находится черный ящичек с помещенным внутрь предметом, который хорошо ему знаком. Ребенка спрашивают: «Ты хочешь узнать, что лежит в ящике? Чтобы узнать, какой предмет находится в ящике, нужно задавать вопросы. Можно задавать вопросы, какие захочешь, я на них буду отвечать, и ты сможешь догадаться, что там лежит».

Задания второй серии направлены на выявление уровня развития предложений, не заключающих вопроса, но имеющих вопросительную форму.

Игра «Вопрошайка». Ребенку предлагается три картинки, представляющие собой рисунки завершающего этапа происходящих ранее действий и событий с действующими лицами, которые неизвестны для ребенка; головоломка, вербальная задача.

Первое задание. Логопед предлагает поиграть в «Вопрошайку» - задать как можно больше вопросов к картинке. В случае недопонимания даются дополнительные разъяснения.

Второе задание. Ребенку предлагается разобрать игрушку-головоломку. Затем

просят собрать ее. В ходе решения задачи фиксируются рассуждения ребенка относительно путей поиска достижения правильного результата.

Третье задание. Ребенку предлагается угадать число (от 1 до 2000). Деятельность ограничивается такими условиями: можно задать не более 11 вопросов; вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было отвечать «да» или «нет».

Расшифруем изображенную модель и представим ее более детально.

1. Собственно-вопросительные предложения, на которые реально ожидается ответ:

1.1. Продуктивные вопросы направлены на получение сведений и требуют ответа. К этой группе относятся следующие вопросы:

- целевые - выясняющие назначение, предназначение, функцию вещи;

- устанавливающие - нацеленные на установление объектов;

- определительные - направленные на выяснение возможных характеристик объекта - свойств, признаков, местоположения и т. п.;

- причинные - ориентированные на установление взаимосвязей с другими объектами, выявление строения, структуры объекта;

1.2. Идентификационные вопросы выражены в форме конкретного предположения вопросительного характера, направле-

В ходе проведения заданий детские вопросы фиксировались, а затем проводилось их распределение по группам. При выделении типов вопросов мы опирались на ранее разработанные классификации Н. Бабич [4], Т В. Жеребило [7], Д.Э. Розенталь и М.А. Теленковой [8], Н.Б. Шумаковой [9].

Ниже приведена составленная модель типологии вопросов.

ны на идентификацию объекта и его характеристик. Эта группа включает:

- вопросы-дефиниции, которые представляют собой выдвижение конкретных версий по поводу самого объекта;

- гипотетико-определительные - они предполагают выдвижение предположений относительно свойств и характеристик неизвестного объекта;

1.3. Вопросы-подсказки нацелены на восполнение информации подсказывающего характера;

1.4. Вопросы-уточнения предусматривают уточнение стоящей перед ребенком поисковой задачи.

2. Предложения, не заключающие вопроса, но имеющие вопросительную форму:

2.1. Вопросительно-утвердительное предложение, содержащее вопрос к собеседнику, от которого ожидается подтверждение сказанного в предложении;

2.2. Вопросительно-отрицательное предложение, в котором под видом вопроса выражается отрицание;

Рис. Типология вопросов

2.3. Вопросительно-побудительное предложение, в котором через вопрос выражается побуждение к действию;

2.4. Вопросительно-риторическое предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ.

При проведении оценки уровня развития вопрошающей способности проводилась качественная и количественная обработка полученных результатов. Количественная оценка работ осуществлялась в баллах от 0 до 3. За всю серию заданий максимально можно набрать 12 баллов.

Исходя из этого определялся уровень развития вопросительной способности, причем учитывалось, что:

8-12 баллов - высокий уровень развития вопрошающей способности;

4-8 баллов - средний уровень развития вопрошающей способности;

0-4 баллов - низкий уровень развития вопрошающей способности.

Исследование уровня развития вопрошающей способности детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи показало, что дети не проявляли заинтересованности занятием, были не активны в задавании вопросов, так как испытывали значительные трудности в формировании вопросительного предложения.

При выполнении первой серии заданий отмечалось, что отсутствие наглядной опоры значительно снижает вопросительную активность у дошкольников с общим недоразвитием речи. Дети либо при помощи вопроса «что это?» пытаются получить ответ, либо выдвигают конкретные гипотезы относительно самой вещи и ее свойств. После оказания небольшой помощи характер задаваемых вопросов остается практически неизменным.

При выполнении второй серии заданий отмечалось, что дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают затруднения при продуцировании вопросительных высказываний с опорой на наглядность. Также отмечается, что вместо формулирования вопроса дети пытаются перечислить объекты, изображенные на картинках. Дошкольники с общим недоразвитием речи используют онтогенетически ранние

формы вопросов. Для них характерно недостаточное количество вопросов и охват предметов изображенных на картинке, стереотипность задаваемых вопросов.

В целом можно говорить, что подавляющая часть заданных вопросов в группах детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи носит собственно-вопросительный характер. Предложения, не заключающие вопроса, но имеющие вопросительную форму составляют меньшую часть заданных вопросов. Таким образом, данные проведенного исследования показывают, что высокий уровень развития вопрошающей способности имеет 0% детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, средний уровень - 26,6% детей, низкий уровень -73,3% детей.

На основании выделенных нами типов вопросов, были разработаны методические рекомендации по развитию вопрошающей способности детей 5 -6 лет с общим недоразвитием речи.

Задания первой серии - направлены на развитие собственно-вопросительных предложений.

Первое задание «Задай вопрос - узнай новое о предмете». Перед ребенком выкладываются игрушки (игрушечный автомобиль, кукла и другие игрушки). Затем ему задается вопрос «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?».

Как варианты используются следующие задания: «Задай вопрос - узнай новое о животном (природном явлении, временах года, времени суток, и других)». Перед ребенком выкладываются картинки с изображением животного, природного явления и так далее и предлагают задать как можно больше вопросов медведю (белке, воробью и др.), изображенному на картинке или задать вопросы, которые помогут узнать новое о природном явлении, времени года, времени суток, днях недели и др.?».

Второе задание «Угадай, о чем спросили». Ребёнку предлагается такая ситуация «Представь, что к тебе подошёл взрослый незнакомый человек. Какие три вопроса он бы задал тебе?».

Третье задание. Форма проведения задания индивидуальная. Ребенку читают короткое детское стихотворение с большим количеством разных героев, затем просят его задать по одному вопросу каждому герою стихотворения.

Четвертое задание «Найди загаданное слово». Задание проводится в групповой форме организации работы. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?». Обязательное правило - в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».

Возможен и более сложный вариант. Один из детей загадывает слово. Слово это он держит в тайне, но сообщает всем только первый звук (букву). Допустим, что это - «М». Кто-нибудь из участников задаёт вопрос, например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используют ли этот предмет для перевозки грузов?»; «Это не животное?». Ребёнок, загадавший слово, отвечает «да» либо «нет». После этого вопросы продолжаются. Ограничение только одно - нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. Например, такие: «Это не мышь?» или «Это мост?» [13].

Пятое задание «Вопросы домашних животных». Игра проводится в группе детей. Ребятам задается вопрос: «Как ты думаешь, какие вопросы задали бы тебе животные, если могли бы говорить?» (твой попугайчик, твоя кошка, твой щенок и другие.). «Котенку Ваське стало скучно. Он решил задать своему хозяину Диме несколько вопросов. Но говорил котенок еще плохо и знал только первые слова, с которых начинаются вопросы: «кто?», «что?», «когда?», «где?», «зачем?», «как?», «почему?». Продолжи вопрос, о чем он хочет спросить? Помоги Ваське задать вопрос хозяину [14].

Шестое задание «Купи слона». Форма проведения игры групповая. Дети, стоя по кругу, задают вопрос друг другу, кидая мяч, ребенок, поймавший мяч, отвечает на вопрос и задает вопрос следующему уча-

стнику игры. Например: Для чего нужно учиться задавать вопросы? Чтобы узнавать больше информации. А для чего нужно узнавать больше информации? и так далее [15].

Седьмое задание «Ромашка вопросов». Конструирование ромашки проводится в групповой форме. Перед детьми на стол выкладывают вырезанную из бумаги ромашку. Затем им предлагают написать на каждом лепестке ромашки 6 видов вопросов по темам: «Мои друзья», «Моя семья» и другим [16].

Задания второй серии - направлены на развитие предложений, не заключающих вопроса, но имеющих вопросительную форму.

Первое задание. Задание проводится индивидуально. Перед ребенком раскладывают картинки с изображениями людей и животных и предлагают задавать вопросы тому, кто на них изображён. Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке.

Второе задание «Аукцион вопросов». Задание проводится в группе детей. Ребятам читают рассказ, текст, затем просят их сформулировать как можно больше вопросов определенной направленности: «Что вам понравилось (или не понравилось) в рассказе, тексте? Сформулируйте вопросы так, чтобы все это поняли. Сформулируйте вопросы о положительных (об отрицательных) поступках героев. Задайте вопрос так, чтобы ваши товарищи рассказали самое главное. Как нужно поставить вопрос, чтобы читатели поняли главную мысль произведения?» [14].

Составленные нами методические рекомендации по развитию вопрошающей способности учитывают особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи, позволяют развивать и закреплять у детей навыки речевого общения, активизируют познавательную деятельность, развивают навыки диалогической речи, формируют языковые средства построения вопросительных предложений и их интонационной выразительности.

Библиографический список

1. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. №6. С. 7-16.

2. Гриншпун Б. М., Селиверстов В. И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. 1988. №3. С. 81-84.

3. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. М.: Монография, 2000. 314 с.

4. Бабич Н. Развитие вопросов у дошкольников // Вопросы психологии. 1984. № 2. С. 67-74.

5. Рамонова К. М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста. Сев.-Осет. : Орджоникидзе, 1961. 28 с.

6. Сирбиладзе П. Г. Познавательные интересы дошкольников (от 3-х до 7-ми лет): авто-реф. дис. ... канд. пед. наук : (19.00.07). Тбилиси, 1966. 22 с.

7. Словарь лингвистических терминов / Т. В. Жеребило. Назрань: Пилигрим, 2010. 486 с.

8. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь и др. ; под общ.ред. М. А. Теленковой. 3-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1976. 399 с.

9. Шумакова, Н. Б. Вопрос в структуре познавательной активности: дис. ... канд. пси-хол. наук: (19.00.01). М., 1985. 236 с.

10. Усольцева Н. К. Формирование предпосылок диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дис. ... канд. пед. наук: (13.00.03). М., 1996. 15 с.

11. Царгуш Л. Э. Пути развития познавательной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи : дис. ... канд. пед. наук: (13.00.03). М., 1986. 173 с.

12. Баранова Э. А. Познавательная активность «почемучек»: умеют ли дошкольники задавать вопросы? // Психологическая наука и образование. 2009. № 2. С. 1-12.

13. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара. : Учебная литература, 2010. 224 с.

14. Туник Е. В. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант. М.: Речь, 2006. 176 с.

15. Загашев И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // Библиотека в школе. 2004. №18. С. 8-13.

16. Таксономия Блума. [Электронный ресурс]. URL: http://ansya.ru/health/taksonomiya-bluma/main.html. (дата обращения10.03.2018).

DEVELOPMENT OF QUESTING ABILITY IN CHILDREN OF 5-6 YEARS WITH GENERAL SPEECH UNDERVELOPMENT

A.A. Dudoladova, Student

A.Yu. Chistobaeva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Novosibirsk State Pedagogical University (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The purpose of the article is to analyze methodological recommendations for the examination and development of interrogative ability in children 5-6 years old with general speech underdevelopment. Objectives of the article: to compile a typology of children's interrogative sentences, to compare the methods of examination and development of the questioning ability of different authors, to systematize tasks to identify the level and development of questioning ability, to conduct a study on systematic tasks. Results of the study: a compiled typology of children's questions, a systematic methodology for identifying the level and development of interrogative ability for children 5-6 years old with general speech underdevelopment, data on the level of interrogative ability in preschool children with speech impairment.

Keywords: questioning ability, classification, interrogative sentence, examination, development, analysis, systematization, results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.