Научная статья на тему 'Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии'

Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5160
801
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКОВ / МЕХАНИЗМЫ НАРУШЕНИЯ РЕЧЕПРОИЗВОДСТВА / МЕХАНИЗМЫ НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. / CONNECTED SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN / MECHANISMS OF INFRINGEMENT OF SPEECH PRODUCTION / MECHANISMS OF INFRINGEMENT OF CONNECTED SPEECH / THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковригина Лариса Валентиновна, Крупина Анастасия Александровна

В представленной статье рассматривается вопрос диагностики нарушений связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для этого был сделан анализ диагностических методик разных авторов, выявлены противоречия в их структуре и разработана собственная система диагностических заданий. Работа включает в себя описание организации, проведения и результатов практического исследования состояния связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на базе МКДОУ № 429 «Теремок» города Новосибирска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ковригина Лариса Валентиновна, Крупина Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии»

Ковригина Л. В., Крупина А. А. Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии//Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № 6 (июнь). - 0,6 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/16131.htm.

ДРТ 16131 УДК 159.946.3:376.37

Ковригина Лариса Валентиновна,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры логопедии и детской речи ФГБОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск Larisa kovrigina@mail.ru

Крупина Анастасия Александровна,

студентка Института детства ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный

педагогический университет», г. Новосибирск

witch551@rambler.ru

Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии

Аннотация. В представленной статье рассматривается вопрос диагностики нарушений связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для этого был сделан анализ диагностических методик разных авторов, выявлены противоречия в их структуре и разработана собственная система диагностических заданий. Работа включает в себя описание организации, проведения и результатов практического исследования состояния связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на базе МКДОУ № 429 «Теремок» города Новосибирска. Ключевые слова: связная речь дошкольников, механизмы нарушения речепроизводства, механизмы нарушения связной речи, общее недоразвитие речи. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Важность и значение речи в жизни человека трудно переоценить: ещё в древности об этом говорили многие великие мыслители. Так, Сократ писал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». В этих словах речь представлена как отражение самой личности человека, его опыта, мыслей и способностей. Данное утверждение не потеряло свою актуальность и в современном обществе, где вопрос о речевых способностях человека, выражающихся в умении точно и доступно излагать свои мысли, стал одним из самых востребованных. Но именно связная речь, представляя собой высшую форму речепроизводства, в полной мере соответствует описанным требованиям.

Рассмотрение проблемы диагностики нарушений связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи невозможно без понимания о связной речи. Большинство исследователей опираются в разработке представлений о связной речи на позицию Л. С. Выготского, который подчеркивал, что связная речь - это отражение мыслительных процессов, включающее в себя умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. В лингвистических исследованиях А. В. Текучева под связной речью в широком смысле понимается любая единица речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматики данного языка единое целое. А. М. Бородич пишет о связной речи как о смысловом развернутом высказывании, состоящем из ряда логически сочетающихся предложений и обеспечивающем общение и понимание людей [1 ]. О. С. Ушакова описывала связную речь как логически и грамматически верно организованную систему, обладающую самостоятельностью, законченностью и способную разделяться на значимые и связанные друг с другом части [2].

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Ковригина Л. В., Крупина А. А. Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии//Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № 6 (июнь). - 0,6 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/16131.htm.

Значительное внимание проблеме связной речи и коррекционно-педагогическим условиям ее формирования уделено в современных логопедических исследованиях. Так, в исследованиях Т. Ю. Четвериковой рассмотрены закономерности и механизмы формирования навыков рассказывания у детей с общим недоразвитием речи [3]. Л. В. Ковригиной отмечается значимость формирования смысловой стороны речи [4] и грамматической организации высказывания [5]. А. Ю. Чистобаева рассматривает проблемы речевого высказывания с позиции представлений о коммуникативно-речевой компетентности [6].

Исходя из вышеизложенного, можно выделить две ключевые характеристики единого текста: связность и целостность. Одна не может существовать без другой, однако многие исследователи отмечают различную природу этих двух феноменов: целостность психолингвистична, а связность лингвистична. Иначе говоря, целостность представляют как функционально-коммуникативную соотнесённость с определенным объектом повествования. Связность же определяет отношения между разными участками высказывания, переход от одной мысли к другой. При этом устанавливаться эта связь может на нескольких уровнях: интонационно-ритмическом, семантическом, формально-грамматическом и коммуникативном.

Нарушения развернутого высказывания - это проявление нарушений данных характеристик за счет сбоев в механизме речепроизводства. Теории порождения речевого высказывания в свое время были описаны Л. С. Выготским, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьевым, Н. И. Жинкиным и другими исследователями.

В концепции Л. С. Выготского о порождении речевого высказывания подчеркивалась взаимосвязь мысли и речепроизводства, но ключевым элементом порождения речи автор считал мотив как своего рода толчок для речевой деятельности. Развивая эту идею, А. Р. Лурия выделил три основных вида мотивов любого высказывания: мотив-требование, мотив-обращение, несущий информационный характер, и мотив-уточнение, связанный с желанием более точно сформулировать мысль. Однако сам мотив еще не имеет определенного содержания. Процесс трансформации общего субъективного смысла высказывания в систему понятных другим речевых значений происходит на следующем этапе замысла.

Вслед за мотивом в схеме речепроизводства идет замысел высказывания, требующий определения конкретного содержания сообщения. А. А. Леонтьев утверждал, что именно на этом этапе впервые происходит выделение темы и ремы будущего высказывания. Формирование смыслового (семантического) наполнения высказывания осуществляется, по мнению Н. И. Жинкина, с помощью универсально-предметного кода, который представляет собой систему образов и схем. Иными словами, на данном этапе ещё отсутствуют языковые компоненты речи, а высказывание представляет собой абстрактное «видение» проблемы. Перевод универсально-предметного кода на национальный язык происходит уже на этапе внутренней речи.

Этот процесс А. А. Леонтьев называл внутренним программированием и считал одним из ключевых в собственно порождении связного высказывания. В ходе этого программирования определяются основные смысловые элементы сообщения и иерархия их отношений друг с другом, а также структурируется последовательность их изложения в речи путем семантико-лексико-грамматического и моторного программирования.

На следующем этапе происходит развертывание высказывания, соответствующее этапу внешней речи. В рамках этого процесса происходит отбор конкретных элементов языка, обеспечивающих адекватное отражение программы.

Трудности, с которыми сталкиваются дети с общим недоразвитием речи при построении связного высказывания, в первую очередь связаны с нарушением основных

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ковригина Л. В., Крупина А. А. Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии//Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № 6 (июнь). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16131.htm.

компонентов языковой системы: фонетическими, фонематическими и лексико-грамма-тическими средствами языка. Другим не менее важным фактором является вторичное отклонение в развитии высших психических функций, не позволяющее ребенку в полной мере освоить навык составления связных высказываний. Совокупность этих двух факторов даёт устойчивое недоразвитие процессов речепроизводства, которое невозможно преодолеть без специального коррекционного воздействия.

В специальной литературе представлено множество различных методик по формированию и развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Однако стоит отметить, что на данном этапе развития логопедии не существует универсальной диагностической методики, позволяющей вскрыть механизмы нарушения связного высказывания. А между тем установление этих механизмов, на наш взгляд, является ключевой задачей обследования, позволяющей построить коррекционный маршрут с наивысшим коэффициентом успешности.

Для анализа нами были выбраны диагностические методики для детей с общим недоразвитием речи таких авторов, как В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Т. Б. Филичева и В. В. Коноваленко.

Обследование связной речи, как правило, входит в комплексную диагностику речевого развития. Т. Б. Филичева выделяет два ключевых направления при обследовании состояния связной речи детей с общим недоразвитием речи:

- изучение навыков ведения диалога;

- определение степени сформированности монологической речи.

Стоит отметить, что для нашего исследования интерес представляет именно монологическая форма речи. Это объясняется тем, что с точки зрения онтогенеза овладение диалогом происходит гораздо раньше посредством общения ребенка со взрослыми и сверстниками, а также в процессе игровой деятельности. По сравнению с диалогом монологическая речь более контекста и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных синтаксических конструкций. В отсутствии специального обучения овладение в полной мере такой формой связной речи становится невозможным даже для нормально развивающихся детей, не говоря уже о детях с речевой патологией.

При исследовании монологической речи детей исследователи используют четыре ключевых задания:

- пересказ;

- составление рассказа по сюжетной картинке или серии сюжетных картинок;

- составление описательного рассказа;

- составление рассказа на основе личного опыта.

Пересказ позволяет выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст, не требуя самостоятельного сочинения логической линии текста, а лишь его удержание и организацию.

Рассказ по серии сюжетных картинок демонстрирует возможности детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного материала с учетом четко выстроенной последовательности фрагментов-эпизодов. Спецификой данного вида рассказывания является обязательное смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках, а также соблюдение логической связи между картинками-эпизодами.

При составлении описательного рассказа в качестве объектов описания подбираются предметы, обладающие ярко выраженными отличительными признаками. Анализ полученного рассказа позволит судить о полноте и точности отражения в речи ребенка увиденного, сформированности навыка логико-смысловой организации сообщения.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ковригина Л. В., Крупина А. А. Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии//Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № 6 (июнь). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16131.htm.

Составление рассказа на основе личного опыта имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной речью ребенка при самостоятельном составлении рассказа.

В. П. Глухов, В. В. Коноваленко [7] и Т. Б. Филичева дают подробные методические рекомендации к каждому виду работы, однако стоит отметить, что все методики направлены на исследование восприятия и понимания текста, а также на его воспроизведение и порождение. Такой подход позволяет выявить наиболее сложные для оперирования виды связного высказывания, но не способствует вскрытию механизмов тех или иных нарушений.

Иной подход представлен в методике обследования связной речи В. К. Воробьевой. Используя те же формы работы, автор систематизирует их в группы согласно необходимым для их выполнения умениям. В. К. Воробьева предлагает исследовать репродуктивные и продуктивные виды связной речи, её смыслообразующий компонент и ориентировку в признаках связного текста [8]. Ценность данной методики представляется нам в попытке проанализировать готовность ребенка к построению связного высказывания, а не в типичной для большинства диагностических методик констатации наличия или отсутствия нарушений речепроизводства в разных видах связной речи.

Таким образом, мы видим, что вопрос диагностики нарушений связной речи остается актуальным, несмотря на широкий набор диагностических методик. В связи с вышеизложенным нами было проведено практическое исследование состояния связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием разработанной нами системы диагностических заданий, каждая серия которой направлена на выявление нарушений в том или ином механизме речепроизводства.

Первая серия заданий - задания на выявление общих представлений о связном тексте.

Детям предлагается:

1. Найти правильно построенный текст.

2. Озаглавить текст, выделив главную мысль.

3. Исправить деформированный текст.

Выполнение каждого задания демонстрирует сформированность у ребенка верных представлений о ключевых характеристиках текста, таких как связность, логичность, законченность. Умение выделять главную мысль и придумывать на основе этой мысли заголовок к тексту свидетельствует о целостном понимании текста - его грамматическом и содержательном компоненте.

Вторая серия заданий - задания, оценивающие навык логико-смысловой организации текста.

Во вторую серию вошли задания, направленные на выявление нарушений в построении речевого высказывания в соответствии с логикой изложения:

1. Подобрать серию сюжетных картинок под текст.

2. Составить рассказ по серии сюжетных картинок.

3. Подобрать недостающие эпизоды к серии сюжетных картинок и составить рассказ.

Постепенное усложнение задачи позволит более точно проследить механизм нарушения связного высказывания при логико-смысловой организации текста.

Третья серия заданий - задания, оценивающие способность воспроизводить текст.

В третьей серии детям предлагалось воспроизвести предлагаемый к прослушиванию текст. Включение обследования способности дошкольников к пересказу в ходе нашего исследования обусловлено тем, что данный вид связной речи является своего рода первым монологичным высказыванием, которым овладевают дети. Кроме того,

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ковригина Л. В., Крупина А. А. Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии//Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № 6 (июнь). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16131.htm.

пересказ становится важным фактором при дальнейшем обучении детей в начальной школе. В эту серию входили следующие задания:

1. Пересказать ранее прослушанный текст.

2. Пересказать только что прослушанный текст.

Четвертая серия заданий - задания, оценивающие умение программировать связное высказывание.

В последней серии заданий исследовалось умение программировать свое высказывание в соответствии с заданными параметрами. Детям предлагалось выполнить следующее:

1. Составить рассказ по схеме.

2. Составить рассказ с опорой на картинки и слова.

3. Составить рассказ по вопросам.

Исследование проходило на базе МКДОУ № 429 «Теремок», где были сформированы две группы детей: группа детей с общим недоразвитием речи (группа А - экспериментальная) и группа с нормальным речевым развитием (группа Б - для сравнительного анализа). В каждой группе наполняемость одинаковая - 15 детей.

У всех детей экспериментальной группы общее недоразвитие речи было установлено психолого-медико-педагогическим консилиумом на первом году обучения в старшей группе. В начале второго года заключение было подтверждено учителем-логопедом в рамках повторного обследования. Стоит отметить, что все дети с общим недоразвитием речи имеют третий уровень развития речи, так как только при этом уровне сформированности речи можно говорить о связности высказываний и проводить исследование состояния связной речи в целом.

В группу для сравнительного анализа вошли дети, не имеющие каких-либо серьезных отклонений в речевом развитии. Данная группа была сформирована с целью продемонстрировать качественно разный уровень освоения связной речи у детей с общим недоразвитием речи и у детей с нормальным речевым развитием. Кроме того, количественное сравнение этих двух групп поможет сделать выводы о системном характере нарушения связного высказывания у детей экспериментальной группы, а не его случайных проявлениях.

В ходе обследования учителем-логопедом заполняется протокол на каждого ребенка, где представлены образцы речи ребенка и выставлены баллы за каждое задание в соответствии со степенью его выполнения. Система критериев выставления баллов следующая:

- в случае отказа от выполнения или неверно выполненного задания - 0 баллов;

- за односложные ответы, ответы с грубыми нарушениями изложения или при большой стимулирующей помощи учителя-логопеда - 1 балл;

- при наличии некоторых неточностей и ошибок в изложении, которые не мешают адекватному восприятию текста или небольшой стимулирующей помощи учителя-логопеда - 2 балла;

- в случае самостоятельного выполнения задания без ошибок и нарушений -3 балла.

Исходя из представлений об уровнях выполнения заданий, сформулированных в соответствии с критериями оценки знаний у детей дошкольного возраста В. И. Логиновой, нами были выделены четыре уровня освоения связного высказывания: крайне низкий уровень, низкий, средний и высокий.

Так, крайне низкий уровень характеризуется малым количеством примеров связного высказывания и наличием грубых нарушений в логико-смысловой организации текста, что в балльной системе оценивания соответствует диапазону 0-10 баллов.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ковригина Л. В., Крупина А. А. Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии//Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № 6 (июнь). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16131.htm.

На низком уровне у детей выявляется наличие определенных знаний изучаемого объекта с присущими нарушениями в логике повествования, что соответствует количеству баллов 11 —0.

На среднем уровне дошкольники уверенно оперируют связной речью, которая, тем не менее, имеет выраженные нарушения смысловой организации, что соотносится с диапазоном 21-30 баллов в рамках нашего исследования.

В свою очередь, высокий уровень освоения связной речи характеризуется успешным усвоением всех закономерностей и правил построения связного текста в отсутствии каких-либо ошибок, что в балльной системе отражается в количестве 31-39 баллов.

Качественный анализ полученных данных позволяет установить определенную закономерность в ранжировании серий заданий по степени сложности для детей. В группе А и группе Б это ранжирование совпадает и располагается в следующей последовательности, начиная от самой трудной серии: серия I - серия IV - серия III - серия II.

Наибольшие трудности у детей как с нормальным речевым развитием, так и с общим недоразвитием речи вызвали задания, направленные на изучение представлений о связности текста (серия I). Почти для всех детей экспериментальной группы оказалось невозможным дифференцировать правильно и неправильно построенный текст. Подобные случаи встречались и в группе Б, но гораздо реже. При этом дошкольники с общим недоразвитием речи при попытке объяснить свой выбор ссылались на внутреннее чутье: «мне так кажется», «просто так». В свою очередь дети с нормальным речевым развитием пытались выделить причину из самого текста: «запутано всё», «предложения неправильные». В данном задании три верно определенных текста оценивались в 3 балла, два текста - в 2 балла и один текст - в 1 балл.

Просьба озаглавить текст оказалась сопоставима по трудности с первым заданием серии. Почти всем детям группы А требовалась стимульная помощь учителя-логопеда, после которой можно было зафиксировать следующие варианты ответов: «Цветочный», «Двор за домом», «Ёж». Среди ответов детей сравнительной группы отмечалось большее количество более точных и развернутых заголовков: «В нашем саду», «Страшная змея», «Мурка и ёж».

С заданием исправить деформированный текст дошкольники обеих групп справлялись только в случае стимульной помощи со стороны учителя-логопеда. Но испытуемые с нормальным речевым развитием при этом сразу переставляли предложения самостоятельно, в то время как дети с общим недоразвитием речи путали последовательности событий: «Полкан разорвал змею... А мальчик испугался», «Кошка испугалась ёжа. И лапу уколола».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Менее трудными оказались серии заданий, оценивающие навык логико-смысловой организации текста (серия II) и умение программировать связное высказывание (серия IV) - разница по среднему баллу составляет всего 0,4. При этом уровень успешности выполнения этих заданий почти на 2 балла выше, чем у заданий первой серии, при одинаковом максимальном значении за серию - 9 баллов.

При работе с сюжетными картинками в группе с общим недоразвитием речи нарушения связной речи проявлялись в виде смысловых скважин (пропуска элемента повествования), перестановки смысловых единиц высказывания или их повторном использовании при составлении рассказов: «(Пчела) Ужалила его, и они пошли назад. И играл с собакой», «А кот улыбнулся... и собака», «И собака пришла. И помогала тоже... Собака тоже помогала девочке», «Собака понюхала (цветок). Не знала, что это пчела». Иногда дети заменяли понятие объекта простым указанием его на картинке.

Многие рассказы детей с нормальным речевым развитием отличались развернутыми предложениями и творческим подходом: «Она подумала, что Шарик хочет

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ковригина Л. В., Крупина А. А. Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии//Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № 6 (июнь). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16131.htm.

украсть мед», «Но потом девочка помирила котенка и щенка и стали они жить дружно». Среди ошибок встречались в основном смысловые пропуски и перестановки: «Девочка достроила (пирамидку). А котенок ещё хотел (поиграть), но не получилось».

Анализируя выполнение заданий четвертой серии, направленных на изучение умения программировать связное высказывание, мы выявили следующую особенность: в группе с нормальным речевым развитием разброс баллов по всем трем заданиям серии равномерен. Задания данной серии детьми с нормальным речевым развитием выполнялись одинаково успешно, в то время как у детей экспериментальной группы прослеживается четкая иерархия усложнения задания по составлению рассказа. Более успешно дети справлялись с заданием при опоре на схему, затруднения возникали при составлении рассказа с опорой на картинки и слова, и самым трудным оказалось задание с опорой на вопросы.

Помимо уже упоминаемых ошибок в структуре связного высказывания (пропусков и перестановок смысловых единиц), у детей с общим недоразвитием речи также отмечалось игнорирование одного из опорных элементов или уход от «программы» в целом: «Наступила осень... А потом зима, и было холодно. А потом пришла весна», «Мой любимый праздник день рождения. Мне дарят много игрушек. Я люблю робота больше всего. Он.. »

Также более доступной для выполнения оказалась серия, оценивающая способность дошкольников воспроизводить тексты. Это может говорить о том, что, имея четкий образец связного текста, дети способны его повторить с минимальными ошибками, такими как подмена некоторых понятий близкими по смыслу (река - море, жук-короед - жук) и повторение смысловых элементов рассказа («Они пошли в рощу. Они пошли в рощу, чтобы погулять там»).

Кроме того, не стоит забывать тот факт, что трудности детей при пересказе могут быть связаны с неразвитостью когнитивных процессов. В этом случае можно говорить о трудностях в восприятии связной речи, а не о нарушении механизмов её порождения. Вопрос взаимовлияния и взаимодействия этих двух факторов требует дальнейшего, более глубокого изучения.

Таким образом, состояние связного высказывания в экспериментальной и сравнительной группах качественно отличается, но при этом отмечается общая закономерность. Подтверждение ранжированности серий заданий по степени трудности реализации для детей находит свое отражение и в среднем балле по серии в каждой из исследуемых групп. Для наглядного отображения данного утверждения нами была составлена соответствующая таблица:

Показатели среднего балла по каждой серии заданий в каждой группе исследования

Группа Выявление общих представлений о связном тексте (из 9 баллов) Оценка навыка логико-смысловой организации текста (из 9 баллов) Оценка способности воспроизводить тексты (из 12 баллов) Оценка умения программировать высказывание (из 9 баллов)

А (экспериментальная) 2,8 (31%) 5,8 (64%) 7 (58%) 5,2 (57%)

Б (сравнительная) 5,7 (63%) 7,5 (83%) 9,3 (75%) 7,1 (78%)

При качественном анализе полученных данных можно сделать выводы о соотношении уровней состояния связной речи в каждой из групп.

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ковригина Л. В., Крупина А. А. Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии//Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № 6 (июнь). - 0,6 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/16131.htm.

Так, в группе А высокий уровень развития связного высказывания отмечается только у одного человека из пятнадцати; средний уровень диагностирован у шестерых детей; низкий уровень характерен для шестерых испытуемых, и двое дошкольников имеют крайне низкий уровень состояния связной речи. Процентное соотношение уровней в этой группе можно увидеть на рис. 1.

Состояние связного высказывания в экспериментально группе

высоким уровень низкий уровень

средним уровень крайне низкий уровень

Рис. 1. Состояние связного высказывания в группе А

Больше половины детей экспериментальной группы имеет уровень ниже среднего, что свидетельствует о глубине нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи, требующей проведения специальной логопедической работы по формированию связного высказывания.

Ситуация в сравнительной группе заметно отличается от группы А и является следующей: у шестерых детей имеется высокий уровень овладения связным высказыванием, а у оставшихся восьми испытуемых отмечен средний уровень. Наглядно полученные результаты можно представить в виде диаграммы, изображенной на рис. 2.

Состояние связного высказывания в сравнительной группе

высоким уровень низкий уровень

средний уровень крайне низкий уровень

Рис. 2. Состояние связного высказывания в группе Б

Ковригина Л. В., Крупина А. А. Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии//Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № 6 (июнь). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16131.htm.

В данной группе почти половина дошкольников владеют связной речью на высоком уровне и способны свободно оперировать ею. Проявления нарушений построения развёрнутого сообщения могут быть частично вызваны как объективными причинами (неточность речепроизводственных процессов), так и случайными ошибками.

Для доказательства различия двух групп нашего исследования по уровню развития связного высказывания нами был использован критерий Розенбаума (Q) - простой непараметрический статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Полученное значение Q = 13 свидетельствует о том, что для данных групп Qэмпирическое > Qкритическое при любом значении критерия р в таблицах значений. Это доказывает, что две исследуемые нами группы по изучаемому признаку систематически достоверно различаются. Подобная достоверность подтверждает, что проявления нарушений связной речи у дошкольников экспериментальной группы не являются случайными, а представляют собой отражение системного характера нарушения связного высказывания.

Таким образом, наше обследование показало, что дети с общим недоразвитием речи в значительной степени отстают от своих сверстников с нормальным речевым развитием по состоянию связного высказывания. Подобные исследования проводились и прежде, но специфика нашей работы заключается в возможности более точно отследить механизм нарушения порождения связного высказывания у дошкольников. Это, в свою очередь, может обеспечить условия для разработки наиболее адекватного коррекционного маршрута для каждого ребенка с учетом преобладающих у него механизмов нарушения связной речи.

Ссылки на источники

1. Бородич A. M. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.

2. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / Ин-т дошкольного воспитания и семейного образования РАО. - М.: Ин-т психотерапии, 2001. - 240 с.

3. Четверикова Т. Ю. Формирование у старших дошкольников собщим недоразвитием речи навыков рассказывания // Современные тенденции в науке, технике, образовании: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. - Омск, 2016. - С. 110-111.

4. Ковригина Л. В. Особенности формирования смысловой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S8. - С. 52-58.

5. Ковригина Л. В. Логопедическая работа по формированию предложно-падежных форм существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи: дис. /// канд. пед. наук. - СПб., 2002. - 220 с.

6. Чистобаева А. Ю. Психолого-педагогические аспекты соотношения понятий «коммуникативно-речевая культура» и «коммуникативно-речевая компетентность» // ^бирский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 219-222.

7. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы: метод. пособие. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. - 48 с.

8. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.

Larisa Kovrigina,

Candidate of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of Speech Therapy and Children Speech, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk Larisa kovrigina@mail.ru Anastasia Krupina,

Student, Institute of Childhood, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk witch551 @rambler.ru

ISSN 2304-120X

ко ниегтг

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ковригина Л. В., Крупина А. А. Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии//Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № 6 (июнь). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16131.htm.

Problems of diagnostics of connected speech among children with general underdevelopment of speech at the present stage of speech therapy

Abstract. The paper discusses the diagnostics of connected speech of preschoolers with the general underdevelopment of speech. The authors analyze diagnostic techniques of different authors, detect contradictions in the structure and develop the system of diagnostic tasks. The paper includes the description of the organization, conduct and results of practical research based on MKDOU № 429 "Teremok" (Novosibirsk). Key words: connected speech of preschoolers, mechanisms of infringement of speech production, mechanisms of infringement of connected speech, general underdevelopment of speech. References

1. Borodich, A. M. (1981). Metodika razvitija rechi detej doshkol'nogo vozrasta, Prosveshhenie, Moscow, 256 p. (in Russian).

2. Ushakova, O. S. (2001). Razvitie rechi doshkol'nikov / In-t doshkol'nogo vospitanija i semejnogo obra-zovanija RAO, In-t psihoterapii, Moscow, 240 p. (in Russian).

3. Chetverikova, T. Ju. (2016). "Formirovanie u starshih doshkol'nikov sobshhim nedorazvitiem rechi na-vykov rasskazyvanija", Sovremennye tenden-cii v nauke, tehnike, obrazovanii: sb. nauch. tr. po materi-alam mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 3 ch, Omsk, pp. 110-111 (in Russian).

4. Kovrigina, L. V. (2016). "Osobennosti formirovanija smyslovoj storony rechi u detej starshego doshkol'nogo vozrasta s obshhim nedorazvitiem rechi", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № S8, pp. 52-58 (in Russian).

5. Kovrigina, L. V. (2002). Logopedicheskaja rabota po formirovaniju predlozhno-padezhnyh form sushhestvitel'nyh u doshkol'nikov s obshhim nedorazvitiem rechi: diss. kand.ped. nauk, St. Petersburg, 220 p. (in Russian).

6. Chistobaeva, A. Ju. (2013). "Psihologo-pedagogicheskie aspekty sootnoshenija ponjatij 'kommu-nikativno-rechevaja kul'tura' i 'kommunikativno-rechevaja kompetentnost'", Cibirskij pedagogicheskij zhurnal, № 5, pp. 219-222 (in Russian).

7. Konovalenko, V. V. & Konovalenko, S. V. (2010). Formirovanie svjaznoj rechi i razvitie logicheskogo myshlenija u detej starshego doshkol'nogo vozrasta s ONR. Nekotorye metody i priemy: metod. posobie, Izdatel'stvo GNOM i D, Moscow, 48 p. (in Russian).

8. Vorob'eva, V. K. (2006). Metodika razvitija svjaznoj rechi u detej s sistemnym nedorazvitiem rechi, ACT: Astrel': Tranzitkniga, Moscow, 158 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 18.06.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.06.16

Принята к публикации Accepted for publication 20.06.16 Опубликована Published 30.06.16

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Ковригина Л. В., Крупина А. А., 2016

977230412016606

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.